Песня о соколе

«Песня о Соколе» — краткое содержание для читательского дневника

Дата создания:

1895.

Жанр.

Произведение сложно отнести к какому-то одному определенному жанру. Вступление и финал написаны в форме рассказа. Но основная центральная часть представляет собой поэму в прозе. Сама песня старого чабана является притчей, в которой можно отметить признаки басни.

Тема.

Свобода. Автор не случайно вкладывает песню в уста старика Рагима. Он убежден, что стремление к свободе изначально присуще каждому человеку. Подавляющее большинство людей на протяжении жизни подавляет в себе это стремление. Но есть и отдельные героические личности, которые нуждаются в свободе, как в воздухе.

Идея.

Главная идея произведения неразрывно связана с революционными убеждениями Горького. Она заключается не только в утверждении свободы в качестве высшей ценности, но и в ее неизбежном торжестве. Царизм для Горького был символом рабских цепей, сковывающих человека по рукам и ногам. Только сбросив эти цепи, можно обрести настоящую свободу (полет).

Проблематика.

Горький не просто воспел образ борца-революционера. В более широком смысле он ставил проблему человеческой свободы в целом. Обыватель замыкается в своем тесном мирке, ему «прекрасно… тепло и сыро!». Сам того не замечая, он становится пленником и рабом устоявшихся правил и обычаев, которые зачастую несправедливы. При такой убогой жизни обыватель перестает понимать само значение понятия свободы. Оно даже пугает его, так как нарушает привычный образ жизни. В противовес этому отдельные сильные личности стремятся вырваться из замкнутого круга, что неизбежно превращает их жизнь в постоянную борьбу.

Из этого напрямую вытекает еще одна важная проблема, заключающаяся в смысле и назначении человеческой жизни. Автор считает, что полноценная жизнь должна проходить в неустанном движении к поставленной цели. Без этого движения, без борьбы человек становится бесполезен. Он даром растрачивает свои лучшие годы, обустраивая свой собственный маленький мирок. Горький был убежден, что высшая цель человека заключается в служении обществу. Настоящую пользу могут принести только сильные личности, способные на самопожертвование.

В произведении содержатся две сюжетных линии. Вспомогательную роль играют сам рассказчик и его собеседник — чабан Рагим.

Основные герои:

Уж и Сокол.

Сюжет.

По сюжету рассказчик и Рагим отдыхают после рыбалки на берегу необъятного моря. Под впечатлением от окружающей величественной природы они находятся в особом состоянии духа, когда хочется философствовать. По просьбе автора Рагим «унылым речитативом» рассказывает ему песню о соколе.

Уж взобрался на высокую гору и наслаждался покоем. Внезапно с неба камнем упал Сокол. Даже со сломанными крыльями он упорно старался подняться в небо и продолжить полет и борьбу. Ужу было непонятны эти бесполезные попытки. Но горячая речь Сокола о недоступном теперь небе возбудила в нем интерес. Он посоветовал Соколу броситься вниз, чтобы в последний раз насладиться полетом. Свободная птица послушалась совета и погибла.

Смерть Сокола навела Ужа на глубокие размышления. Он подумал, что в полете действительно что-то есть, раз ради него смело идут на смерть. Решив проверить это, Уж подпрыгнул в воздух и, конечно же, упал. Лишь на мгновение испытав свободное парение, Уж глубоко разочаровался. Для себя он решил, что вся прелесть полета заключается в падении, поэтому Сокол — просто «смешная птица». Змея осталась довольна и гордилась своим выводом.

Опровергая заключение Ужа, песня завершается торжественным восхвалением подвига Сокола: «Безумству храбрых поем мы песню!».

В финале Горький вновь возвращает читателя на берег моря. Рассказчик и Рагим молча наблюдают за спокойным и беспредельным морем. Оба находятся в торжественном оцепенении.

Отзыв о произведении.

«Песня о Соколе» — прекрасное романтическое произведение

Очень притягателен образ Сокола, олицетворяющий собой смелого и отважного борца за свободу. Уж поначалу воспринимается как нейтральный персонаж, ведущий спокойную жизнь

Но его образ становится отталкивающим после совета Соколу. Откровенно негативное отношение к Ужу возникает после его насмешки над Соколом и гордого утверждения в собственной правоте.

В целом самыми запоминающимися и центральными фразами произведения становится: «Рожденный ползать — летать не может!» и «Безумству храбрых поем мы песню!».

Текст:

Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье,
свернувшись в узел и глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали
в небо, и бились волны внизу о камень…
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился
навстречу морю, гремя камнями…
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору
и падал в море, сердито воя.
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба
Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях…
С коротким криком он пал на землю и бился грудью
в бессильном гневе о твердый камень…
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что
жизни птицы две-три минуты…
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел
он ей прямо в очи:
— Что, умираешь?
— Да, умираю!— ответил Сокол, вздохнув глубоко.—
Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..
Я видел небо… Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты,
бедняга!
— Ну, что же — небо?— пустое место… Как мне
там ползать? Мне здесь прекрасно .. тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе
над нею за эти бредни.
И так подумал: «Летай иль ползай, конец известен:
все в землю лягут, все прахом будет…»
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал
немного и по ущелью повел очами.
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно
в ущелье темном и пахло гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
— О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал
бы я… к ранам груди и… захлебнулся б моей он кровью!..
О, счастье битвы!..
А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле
пожить приятно, коль он так стонет!..»
И предложил он свободной птице:
— А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся.
Быть может, крылья тебя поднимут, и поживешь ты
еще немного в твоей стихии.
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву,
скользя когтями по слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей
грудью, сверкнул очами и — вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро
падал, ломая крылья, теряя перья…
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела
в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились…
И трупа птицы не видно было в морском пространстве…
В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края?
Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо?
Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать — летать не может!..
Забыв об этом, он пал па камни, но не убился, а рассмеялся. .
— Так вот в чем прелесть полетов в небо!
Она — в паденье! Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя,
они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной.
Там только пусто. Там много света, но нет там
пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем
укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний
и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?
Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи!
Я сам все знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил,
познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю.
Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом.
Я знаю правду. И их призывам я не поверю.
Земли творенье — землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете; и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице,
дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной
песни:
«Безумству храбрых поем мы славу.
Безумство храбрых — вот мудрость жизни!
О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…
Но будет время — и капли крови твоей горячей,
как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых
сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных
духом всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по сказке Маугли Каждый человек приспосабливается к внешним условиям, в которых он оказывается в силу тех или иных обстоятельств. История мальчика, оказавшегося среди дикой природы, потрясает многих до сих пор
  • Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
  • Сочинение по картине Маковского Дети бегущие от грозы 3, 4, 6 класс описание На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались.
  • Форейтор Антипка в рассказе Тургенева Муму (характеристика, образ) Форейтор Антипка – это один из персонажей прекрасного произведения Тургенева, в котором он раскрыл множество животрепещущих тем, которые той или иной стороной волновали общество того времени.
  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написания) Главный герой произведения первоначально придумывается писателем в качестве карикатурного, шаржевого персонажа для написания фельетонов в газете «На страже Родины» в период военных действий на границе с Финляндией в конце тридцатых годов двадцатого века.

Тема и идея

Поэт неслучайно вложил песнь в уста старца Рагима. Он уверен, что стремление быть свободным изначально есть у всех людей. Но многие из них в течение всей жизни подавляют в себе эту черту. Однако существуют и отдельные герои, которым требуется свобода словно воздух.

Делая анализ произведения «Песнь о Соколе», прослеживается основное направление композиции, которое тесно связано с революционными убеждениями поэта. Идея состоит как в утверждении свободы в качестве наивысшей ценности, так и в ее обязательном торжестве. Царизм для поэта являлся признаком рабских цепей, которые сковывают человека. Лишь скинув цепи, получится по-настоящему обрести свободу и полет.

https://youtube.com/watch?v=5iyC59dbSBM

“Песня о Соколе” М. Горького как романтическое произведение

“Песня о Соколе”(1895) принадлежит к раннему творчеству М. Горького. Позже писатель вспоминал период 1880-х годов: “Себя я лично вижу в ту пору фантазером, стихотворцем…”. А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: “Я же говорил Вам, что Вы – реалист. Но в то же время – романтик!” Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью

Романтический герой, с одной стороны, живет в мире реальном, с другой, – в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность. Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим. В основном они – пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает

В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному. Это стремление было свойственно раннему М. Горькому. Все традиции романтизма нашли свое отражение в “Песне о Соколе”. По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику “сухой и мудрый старик Надыр-Рагим-оглы. Думаю, что “Песня о Соколе” – одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы.

Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив “Песни” выражен в рефрене: “Безумству храбрых поем мы песню!” Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир – морское побережье со скалами. С другой – фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. “Огромное море”, “голубое сияние луны”, “золотой узор звезд”, “тайная тишина”, “мохнатые горные вершины”, “мгла южной ночи” создают необыкновенно поэтическую картину.

Популярные сегодня пересказы

  • Колокольчики мои… — краткое содержание стиха Толстого А. К. Жанровая направленность произведения представляет собой русскую лирическую песню, изложенную в стихотворном стиле.
  • Искандер Ф. А. Искандер родом из города Сухуми. Родился он в 1929 году. Занимались воспитанием мальчика родные мамы, так как папа, выходец из Ирана, был депортирован в свою родную страну 30-х годов. Все детство Фазиль провел в Абхазии.
  • Коломба — краткое содержание книги Мериме Коломбо Реббиа – корсиканка её отец был полковником и служил у Наполеона. После падения Наполеоновской власти, отец Коломбо вернулся на родину, тут он был убит при загадочных обстоятельствах.
  • Жизнь Гнора — краткое содержание рассказа Александра Грина Главный герой – Гнор, юноша двадцати лет, который сильно влюблен в девушку по имени Кармен. В нее же влюблен еще один юноша – Энниок, но она игнорирует его, отвечает на его признания отказом, так как тоже влюблена в Гнора.

Анализ 8 класс

Горький создал свою песню о соколе в самом начале творческого пути. Позже, вспоминая о той поре, он охарактеризует себя, как фантазера и стихотворца. Это верное определение, раннему Горькому присущ романтизм. На рубеже веков данное течение возродилось в литературе под влиянием революционеров, мечтавших освободить общество от зла и несправедливости.

Для романтизма, как направления, характерны определенные принципы. Основной из них – наличие двоемирия. Атмосфера реального мира, как правило, ненавистна герою, страдающему от пустоты и разобщенности. Всей душой он стремится к фантастическому, идеальному миру. Понимая, что идеал недостижим, романтики восхищенно описывали борьбу во имя него.

Герой-романтик должен иметь неразрешимые разногласия с внешним миром без шанса на перемирие. Особое значение отводится природе, которая тоже является символом. Таким образом, романтичное направление имеет склонность ко всему выдающемуся и своеобразному.

В раннем произведении Горького ярко отражены все тенденции романтизма. В мудрой легенде о раненой птице, упавшей в расщелину к ужу, четко просматривается двоемирие. Комфортная для ужа атмосфера затхлого ущелья символизирует низменность существования этого персонажа. Совсем другое дело – рвущийся ввысь сокол. Главная мысль произведения заключена в конфликте противоположных мнений ужа и сокола. Уж не понимает желания птицы взмыть в небо, а соколу душно в окружении гнилого ущелья. Он предпочитает всему свободную стихию и с легкостью погибает, верный своему идеалу. Своей смертью он наносит поражение жалкому прозябанию ужа.

Представителю противоположного взгляда на жизнь, ужу, не интересны идеалы свободы. Он доволен своей жизнью, которая не кажется ему унылой. Для ужа небо и волшебство полета не имеют смысла. Обстановка влажного, мрачного ущелья – олицетворение узости мировоззрения этого персонажа. Для такого небо является пустотой, а сокол – безумцем.

В произведении приводится описание окружающего пейзажа, имеющего фантастическое значение и создающего поэтическую обстановку. Это море, символизирующее бесконечность свободы и горы, олицетворяющие возвышенность мечты одухотворенной личности.

Сокол – образцовый романтический герой, рвущийся к свету. Он никогда не смирится с убогим прозябанием. Герои, подобные соколу, способны совершить подвиг, который заставит людей оглянуться вокруг себя и почувствовать отвращение к несправедливой, безобразной жизни Такие герои готовы умереть за свои идеалы.

8 класс

II

«В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.«И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.«— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго.«Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.«Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…«— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам всё знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.«И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.«Блестело море, всё в ярком свете, и грозно волны о берег бились.«В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни:„Безумству храбрых поем мы славу!„Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!„Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!„Безумству храбрых поем мы песню!..“»…Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя в даль моря. На воде всё больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.— Куда идешь?.. Пшла! — машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Всё кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.Всё дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду всё встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…

II

В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.

И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.

— А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.

Сказал и — сделал. В кольцо свернувшись, он прянул (метнуться, прыгнуть)  в воздух и узкой лентой блеснул на солнце.

Рожденный ползать — летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни, но не убился, а рассмеялся…

— Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье!.. Смешные птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам все знаю! Я — видел небо… Взлетал в него я, его измерил, познал паденье, но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я.

И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою. Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.

В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни: «Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..» …Молчит опаловая даль моря, певуче плещут волны на песок, и я молчу, гдядя в даль моря. На воде все больше серебряных пятен от лунных лучей… Наш котелок тихо закипает.

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя, ползет к голове Рагима.

— Куда идешь?.. Пшла!- машет на нее Рагим рукой, и она покорно скатывается обратно в море.

Мне нимало не смешна и не страшна выходка Рагима, одухотворяющего волны. Все кругом смотрит странно живо, мягко, ласково. Море так внушительно спокойно, и чувствуется, что в свежем дыхании его на горы, еще не остывшие от дневного зноя, скрыто много мощной, сдержанной силы. По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.

Все дремлет, но дремлет напряженно чутко, и кажется, что вот в следующую секунду все встрепенется и зазвучит в стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков. Эти звуки расскажут про тайны мира, разъяснят их уму, а потом погасят его, как призрачный огонек, и увлекут с собой душу высоко в темно-синюю бездну, откуда навстречу ей трепетные узоры звезд тоже зазвучат дивной музыкой откровения…

1895-1899 гг.

ГОРЬКИЙ A. М. НА ДНЕ САМОЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ЧИТАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ, ПЕРЕСКАЗ ВКРАТЦЕ

  ГОРЬКИЙ A. М. ХОЗЯЕВА ЖИЗНИ

Анализ рассказа Песня о соколе

«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.

Повествование, а именно исполнение самой песни идет от лица рассказчика – крымского пастуха Рагима. В начале рассказа дается необычайно красивое описание пейзажа, через которое природа представляется как нечто живое, одухотворенное, наделенное мощной энергией и сдержанной силой. Чувство могущественного величия природы придает жизнерадостный бодрый лад восприятию мира вокруг нас, призывает стремиться к счастью, добиваться его и даже, если это необходимо, сражаться за него.

Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.

Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.

Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.

Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.

Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.

8 класс

Описание

«Песня о Соколе» Горького впервые появилась в печати в «Самарской газете» в 1895 году.
Историю о храбром и гордом Соколе поведал, напев речитативом, крымский чабан Радым. Вглядываясь в мутную даль, старец философствует о жизни, смерти, борьбе и счастье. В тон его речитатива вписывается шум волн, с грохотом бьющихся о камни. Образ гордого, жизнелюбивого, храброго Сокола дополняют величавые горы, сияющее солнце, синее небо. Соколу противопоставлен образ Ужа, живущего в низине, сыром и темном ущелье. Оба образа символичны и говорят о разных жизненных позициях. Уж – обыватель, вполне довольный своим местом, сырым, теплым, безопасным. Небо для него – всего лишь пустота, куда стремятся только безумные. Но иная позиция Сокола, который презирает опасность, познал счастье борьбы, славу подвигов и побед. Он не боится смерти, а подвиг подобных ему и капли их пролитой крови зажгут сердца тех, кто не прозябает и тлеет, подобно Ужу, а живет и борется во имя благих жизненных целей. Своей актуальности образы не потеряли по сей день. Они символизируют свободу героической, деятельной жизни, противопоставляя ее прозябанию пошлого мещанского мирка.

Краткий анализ «Песня о соколе» Горький

Песня о Соколе Горького — это произведение, о котором можно сказать, что оно премногих томов тяжелей. В этом небольшом стихотворении писатель выражает умные мысли, создавая удивительный мир, где пишет о подвигах и смысле жизни. Сделаем же анализ песни о Соколе, что задали нам в 8 классе.

Анализируя работу писателя, видим произведение, в котором Горький восхваляет храбрость, воспевает стремление жить, а не существовать, менять что-то в своей жизни. Эта песня, словно гимн революции, где писатель противопоставляет двух героев Ужа и Сокола.

Анализ произведения

Знакомясь с произведением, мы встречаем странника, которому и поет песню о Соколе рассказчик Надыр-Рагим-оглы. Сама же песня рассказывает о Соколе, что парит в небе и по воле случая, раненный в грудь, падает в ущелье горы. Там свернувшись спал Уж. Вот между ними и завязался разговор, во время которого мы понимаем сущность каждого персонажа. Именно диалог раскрывает героев, при этом мы видим столкновение двух мировоззрений, двух жизненных позиций.

Сокол и Уж — это символы в работе автора, что дают возможность получить ответы на жизненные вопросы, которые волнуют каждого человека. Это и смысл жизни, и в чем этот смысл заключается, это и предназначение людей, и как прожить жизнь не зря, и что каждый из нас оставит после себя.

Работая над песней о Соколе и ее анализом, мы видим Ужа, который не стремится ни к чему. Его устраивает земная жизнь. Он ни о чем не мечтает оправдывая все тем, что все прахом будет, хоть ползай, хоть летай. Он смеется над Соколом, считая его желания безумными, а небо пустым местом.

Другое дело — это жизненная позиция Сокола. Вот он прожил жизнь не зря, не боялся парить в небе, не боялся вступать в схватку, он жил, познал счастье и желая в последний раз подняться в небо перед смертью, кинулся со скалы, погибая свободным и счастливым.

Уж было задумался о своей жизни и попытался тоже подняться в небо, однако упал на камни и понял, что смысл полета в падении, которое он не понимает. Он так и не понял, в чем же было счастье Сокола. Решив для себя что его стихия это земля, он гордился собой. Вот только больше Ужом никто и не гордился, в то время как о Соколе слагают песни и помнят его даже после смерти, воспевая храброго сокола, что в бою с врагом истек кровью и пал смертью храбрых.

В произведении Горький показал два типа людей. В лице Ужа он изобразил тех, кто ползет по земле, не желая ничего менять, тех кто никогда не станет соколом. В лице Сокола автор показывает исключительных личностей, кто борется за счастье. Именно людьми-соколами Горький и восхищается, он восхищается теми, кто готов бороться и даже умирает за свои идеалы.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

Максим Горький. Песня о соколе

Песня о Соколе. Максим Горький

Ничего не понимаю в стихах 49.22%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.36%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.42%

Максим Горький Песня о Буревестнике

Максим Горький Стихи Вагина

Максим Горький Прощай

Прощай! Душа — тоской полна. Я вновь, как прежде, одинок, И снова жизнь моя темна, Прощай, мой ясный огонек!.. Прощай!Прощай! …

Максим Горький В Черноморье

Максим Горький Стихи Симы Девушкина

Максим Горький Не везет тебе, Алеша

Максим Горький Песнь Рагнара

Максим Горький Не браните вы музу мою

Максим Горький Стихи Власа

Из пьесы «Дачники»Маленькие, нудные людишки Ходят по земле моей отчизны, Ходят и — уныло ищут места, Где бы можно спрятаться …

Максим Горький Монолог Васьки Буслаева

Юлий Даниэль Я устал огрызаться по-волчьи

Эдуард Асадов О скверном и святом

Аполлон Григорьев Тайна воспоминания (из Шиллера)

Петр Вяземский Как спорить с Полевым, когда сей критик чуткий

Татьяна Ровицкая Земное и небесное в одном

Михаил Зенкевич В логовище

Саша Черный Вечерний разговор

Антон Дельвиг В альбом княжне Волконской (Сестрица! Можно ли прелестную забыть?)

Константин Бальмонт Заговор ратника

Илья Сельвинский Из цикла «Алиса»: Этюд 10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: