Песня про купца Калашникова краткое содержание
Историческая поэма «Песня про купца Калашникова» Лермонтова написана в 1837 году, опубликована год спустя в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду». Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах. При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Песня про купца Калашникова» по главам. Такая хрестоматия также пригодится и для читательского дневника. Главные герои Царь Иван Васильевич – человек жесткий, своевольный, в меру справедливый, щедрый. Плохо разбирается в людях. Кирибеевич – царский слуга, опричник. Лживый, хитрый и самодовольный человек, который ради достижения своей цели способен на любую подлость. Калашников Степан Парамонович – купец, рачительный хозяин, любящий муж и заботливый отец. Алена Дмитревна – супруга Калашникова. Красивая, порядочная женщина, честная христианка. Другие персонажи Братья купца Калашникова – молодые люди, такие же честные и порядочные, как и их старший брат. Готовы умереть за честь своей семьи. Соседи Калашниковых – трусливые люди, не защитившие Алену Дмитревну во время домогательства, но готовые обвинить ее во всех смертных грехах. Краткое содержание
Глава 1 В царских палатах Кремля – пир горой. Царь Иван Васильевич трапезничает в окружении своих соратников. Среди общего веселья выделяется опричник Кирибеевич, который «в золотом ковше не мочил усов». Заметив, что один из его любимых слуг опечален, царь интересуется причинами его тоски. Он готов выполнить любую просьбу опричника, лишь бы тот повеселел. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитревной, которая «ходит плавно – будто лебедушка; смотрит сладко – как голубушка». Узнав о сердечных переживаниях опричника, Иван Васильевич дарит ему «перстенек яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», чтобы тот смог посвататься к своей зазнобушке. Однако Кирибеевич умалчивает, что Алена Дмитревна не может быть его суженой, поскольку «перевенчана с молодым купцом».
Глава 2 У молодого купца Степана Калашникова дела идут в гору, однако этот день не задался с самого начала: торговля идет плохо, а дома, несмотря на ночь на дворе, до сих пор нет жены Алены Дмитревны. Работница отвечает, что молодая женщина как ушла на вечернюю службу в церковь, так до сих пор не вернулась. Без матери маленькие дети «плачем плачут, не унимаются», а Степан не знает, что и думать.
В этот момент в дом входит Алена – «бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны». Калашников начинает обвинять супругу в измене, однако она, дрожа и сбиваясь, рассказывает о домогательствах опричника Кирибеева. Он готов был одарить женщину с ног до головы, лишь бы та полюбила его. Приставая к Алене Дмитривне с поцелуями на глазах у соседей, он позорит ее честное имя.
Несчастная женщина со слезами на глазах умоляет мужа защитить ее поруганную честь, поскольку это больше некому сделать: Алена – круглая сирота, у которой из родных остался только младший брат – «дитя малое, неразумное». Рассказ Алены глубоко задевает Степана Парамоновича, который решает во что бы то ни стало наказать обидчика. Он созывает младших братьев, чтобы те, в случае его поражения в кулачном бою, смогли защитить честь семьи Калашниковых. Молодые купцы обещают до конца идти вслед за старшим братом, которого почитают, как второго отца.
Глава 3 На праздничных кулачных боях, что проходят у Москвы-реки, при всем честном народе Степан Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. Тот бахвалится своей богатырской силой и скорой победой, но, узнав, кто его противник, «побледнел в лице, как осенний снег».
Оба противника очень сильны, они равны промеж собой в богатырской мощи. Кирибеевич наносит купцу страшный удар в грудь, да такой, что «погнулся крест и вдавился в грудь». Однако тот выдерживает напор противника и наносит ответный, страшной силы удар в левый висок, который тут же валит опричника наземь. Увидев, что его любимый слуга убит, Иван Васильевич страшно гневается. Он вызывает к себе Калашникова и ведет допрос, но тот умалчивает об истинной причине своего поступка. Купец готов беспрекословно принять кару от руки своего царя, и лишь просит о милости для своих близких. Царь дает обещание помочь семье Калашникова, а самого купца торжественно казнит на площади.
Заключение В своем произведении Лермонтов призывает бороться против деспотии действующей власти, и не бояться отстаивать собственную честь и достоинство. После прочтения краткого пересказа «Песня про купца Калашникова» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом исторической поэмы.
История создания
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была впервые опубликована 30 апреля 1838 года в издании «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». У литературоведов всё ещё нет единого мнения о том, что послужило толчком к созданию Лермонтовым данного произведения. Но общие мотивы были продиктованы политическими взглядами поэта и его восприятием современности.
В 1837 году Михаил Юрьевич сочиняет стихотворение «Смерть поэта», после чего по приказу императора отправляется в ссылку на Кавказ. Исследователи предполагают – желание Пушкина отстоять честь жены и скорая смерть поэта на дуэли так сильно впечатлили Лермонтова, что вдохновили его не только на создание стихотворения, но и легли в основу поэмы «Песня о купце Калашникове».
Другие считают, что писателя мог вдохновить Святослав Афанасьевич Раевский – его близкий друг. Раевский был славянофилом, интересовался историей, поэтому вполне возможно, что в разговорах с Лермонтовым он мог упоминать царя Ивана Грозного, особенности его правления, в целом рассказывать о фольклоре, его отличительных чертах и особенностях.
Также основой произведения могла стать история о чиновнике Мясоеде Вислом и его жене, описанная Николаем Михайловичем Карамзиным в «Истории Государства Российского». Сюжет их истории повторяет нарратив повествования Лермонтова.
Характер и поступки, в которых он раскрывается
Черты характера и поступки Кирибеевича
Этот молодой опричник — ревностный, верный слуга царя Ивана Васильевича, его лучший боец. Обращаясь к царю, он называет себя недостойным рабом. Кирибеевич — «лукавый раб», подлый, хитрый человек. Он не сказал царю, что полюбившаяся ему Алёна Дмитриевна замужем за молодым купцом.
Кирибеевич способен чувствовать красоту и восхищаться ею, но в любви он — эгоист, «разбойник», думает только о себе, а не о том, какое горе принесёт честной замужней женщине, которую преследует, которую опозорил, осрамил перед её соседками. Кирибеевич нарушил христианскую заповедь — добивался любви замужней женщины. В итоге он разрушил семейное счастье Калашниковых.
Этот молодой опричник любит в праздничный день принарядиться, нарядом похвастаться, покрасоваться, показать своё удальство. Он насмешлив: перед кулачным боем на Москве-реке насмехается над бойцами.
Кирибеевич — очень самоуверенный человек. Он уверен в своей победе и спросил вышедшего к нему на бой купца, как его зовут, «чтобы знать, по ком панихиду служить» потом.
Кирибеевич, несмотря на то, что был удалой боец, испугался, когда купец перед кулачным боем назвал своё имя и сказал, что вышел «на страшный бой, на последний бой». Опричник побледнел, между плеч его пробежал мороз от страха, но он первым ударил купца Калашникова и в ответ получил смертельный удар.
Черты характера и поступки Калашникова
Молодой купец Степан Калашников — честный человек, любит свою семью и братьев, заботится о них, защищает честь жены. Он — порядочный человек, вышедший на бой, чтобы отомстить обидчику. Чувство собственного достоинства, стремление к правде — это отличительные черты Калашникова. Он уверен в своих братьях, обещавших ему, если он погибнет в бою, продолжить бой с Кирибеевичем «за святую правду-матушку».
Калашников уважает русский народ: перед боем, в отличие от Кирибеевича, поклонившегося в пояс только царю, он кланяется царю, потом Кремлю и церквам, а затем всему народу.
Степан Парамонович — смелый человек, не побоявшийся убить опричника, который был царским любимцем, лучшим бойцом среди слуг Ивана Грозного. Калашников — честный человек, он прямо сказал царю, что убил опричника «вольной волею». Купец отказывается раскрыть царю правду о причине своего поступка. Если бы он объяснил причину, мог бы избежать казни, но не сделал этого, чтобы спасти жену от позорных сплетен.
Калашников заботится о своей семье и братьях, просит перед казнью, чтобы царь не оставил молодую вдову и малых сирот да двух братьев Степана. Царь пообещал не оставить их своей милостью: вдове и сиротам обещал выделить деньги из казны, а братьям — разрешить торговать на Руси беспошлинно.
Прощаясь перед казнью с братьями, Калашников просит их передать поклон жене и наказ меньше печалиться о нём, а деткам о его гибели не говорить. Попросил он ещё братьев, чтобы поклонились они от его имени родительскому дому, товарищам и помолились в церкви за его душу грешную.
История создания
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», созданная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, относится к жанру исторической поэмы. Первая публикация состоялась год спустя в журнале «Русский Инвалид».
Действия, описанные в поэме, разворачиваются во времена правления царя Ивана Васильевича Грозного. По стилю произведение довольно сильно тяготеет к русскому народному эпосу.
Своими корнями «Песня» восходит к старинным, дошедшим до XIX века, упоминаниям об Иване Грозном. Уникальная поэма, не имеющая аналогов во всём русском творчестве, представляет собой своеобразную итоговую работу над анализом старинных русских легенд. Это лучшее, что можно было написать на столь сложную тему.
Неподдельный интерес к фольклору возник у Михаила Юрьевича ещё в детстве, это можно проследить, изучая его дневники. Со временем увлечение только усиливалось, этому в немалой степени способствовала крепкая дружба с Раевским, который был славянофилом и родственником поэта.
Существует предположение, что прообразом для сюжета «Калашникова» послужил эпизод из главы труда Карамзина «Истории государства Российского». В одном из томов есть упоминание о некоем Мясоеде Вислом, который служил чиновником и был женат на молодой красивой девушке. Произошла трагедия — жену изнасиловали, а чиновника приговорили к смертной казни и отрубили голову.
Жанр, направление
Произведение Лермонтова относят к жанру поэмы в народном стиле, сам же писатель определил его как «песнь». Оба определения идентичны, так как подразумевают собой то, что в тексте будет говориться об исторической личности, а стиль повествования и образы будут отражать народный характер произведения.
Литературоведы обращают внимание на то, что в поэме автор использует не силлабо-тоническую, а тоническую систему стихосложения, которую использовали при написании былин, а также в других древних литературных жанрах. Главный герой – купец Калашников – идёт против общества и даже царя, а всё ради того, чтобы отстоять честь своей жены
Даже в конце, когда Иван Грозный спрашивает, зачем он убил Кирибеевича, Калашников думает только о благополучии своей семьи: «
Главный герой – купец Калашников – идёт против общества и даже царя, а всё ради того, чтобы отстоять честь своей жены. Даже в конце, когда Иван Грозный спрашивает, зачем он убил Кирибеевича, Калашников думает только о благополучии своей семьи: «
Трагичная смерть главного героя, а также черты духовного идеала, которые в него вкладывает Лермонтов, говорят о том, что произведение относится к романтизму.
Проблемы
- Социальное неравенство. Опричник Кирибеевич был под покровительством царя, что давало ему возможность относиться к окружающим так, как он захочет. Он даже не побоялся соврать Ивану Грозному. А купца Калашникова казнят, хотя он отстаивал морально важные вещи – правду и честь семьи.
- Защита чести семьи. Узнав от Алёны Дмитревны о том, что сделал с ней Кирибеевич, Калашников без раздумий собирается отомстить за жену и защитить честь семьи. О семье купец не забыл даже тогда, когда Иван Грозный произносил ему смертный приговор.
- Ценность личной жизни. Кирибеевич, понимая, что у Алёны Дмитревны есть любящая семья, всё равно решает надругаться над ней. Он понимал, что своим поступком он разрушит жизнь замужней женщины, но всё равно совершает ужасный поступок. В те времена мало кто придавал значение жизни человека и его чувствам. Казнить невиновного, приволокнуться за чужой женой, решать проблемы на кулаках — все это мрачная характеристика эпохи, в которую люди значили так мало.
- Понимание собственных чувств. Любил ли Кирибеевич Алёну Дмитревну на самом деле? Искренние добрые чувства к возлюбленной вряд ли позволили бы ему так надругаться над женой Калашникова. Опричник на деле любил лишь себя и свою вседозволенность.
- Несправедливость. Люди настолько привыкли к ней, что жене Калашникова никто не помог, хотя опричник пристал к ней прямо на улице. Герои были запуганы тиранической властью Ивана Грозного и его приспешников. Они уже привыкли к бесчинствам на улицах.
Образ Ивана Грозного
Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев
Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.
Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.
В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича (таблица)
Параметры сравнения | Калашников | Кирибеевич |
Происхождение, возраст, социальное и семейное положение | Молодой купец, женат на Алёне Дмитриевне, у них есть маленькие дети. Он купец не в первом поколении, младшие его братья тоже купцы. | Молодой опричник, то есть служит в личной гвардии царя Ивана Грозного. На неславянское происхождение указывает его отчество, а воспитывался он в семье Малюты Скуратова. Своей семьи у него нет. |
Значение имени | Фамилия Калашников указывает на то, что предки купца были калачниками (пекли калачи и продавали их). Степан с греческого переводится как «корона», «венец», а Парамон — «надёжный», «крепкий», «верный». | У опричника известно только отчество — Кирибеевич. Кирибей в переводе с татарского означает «непокорный князь». |
Внешность | Статен, могуч, широкоплеч, с соколиными очами, кудрявой бородой. | У него богатырские плечи, широкая грудь, очи тёмные, бойкие, волосы кудрявые. |
Речевая характеристика | · С покупателями речь ведёт ласково, братьев называет братцами любезными, а детей своих — детками любезными.
· Заподозрив жену в том, что гуляла она с боярскими сынками, говорит с ней строго. · Перед боем с опричником разговаривает с ним смело, решительно. · После победы над Кирибеевичем отвечает на вопрос царя с чувством собственного достоинства, считая, что правда на его стороне. |
· Умеет говорить красиво, использует в рассказе об Алёне Дмитриевне красочные сравнения.
· С царём говорит почтительно. · Над бойцами, не решившимися выйти на бой с ним, Кирибеевич насмехался. |
Отношение к любви | Любит жену, чувствует ответственность за неё, за её честь. Для него семья, жена, дети — главное в жизни, а для Алёны Дмитриевны он — «государь», «красно солнышко». | Разрушает чужое семейное счастье, преследуя замужнюю женщину. В любви он эгоист, думает только о себе, не понимая, что позорит свою любимую. |
Черты характера | Заботливость по отношению к семье и братьям; порядочность, честность, заботится о сохранении своей чести и чести семьи; храбрость. | Лукавство, хитрость, подлость, хвастливость, насмешливость. Способность восхищаться красотой. Смелость, но перед боем с Калашниковым он всё же ощутил испуг, так как понимал, что виноват перед ним. |
Поступки | · Перед боем поклонился царю, затем Кремлю и церквам, а потом и всему народу.
· Вступает в бой с Кирибеевичем, чтобы отомстить за то, что он преследовал его жену. · Отказался открыть царю причину, из-за которой убил Кирибеевича. |
· Скрыл от царя, что его любимая замужем.
· Напал на Алёну Дмитриевну, как разбойник, на пустынной улице, стал сулить ей богатство за её любовь. · Перед боем поклонился царю, а перед бойцами хорохорился, высокомерно бахвалился, выказывая пренебрежение к более слабым бойцам. · Испугался, когда узнал, что его противник — муж Алёны Дмитриевны, и нанёс ему удар первым. |
Вывод | Кулачный бой на Москве-реке в присутствии царя был для смелого и честного купца Калашникова способом защитить честь жены, семьи и свою честь. А для опричника Кирибеевича, привыкшего быть первым среди бойцов, бой был возможностью покрасоваться, побахвалиться перед более слабыми соперниками. |
Кулачный бой Калашникова и Кирибеевича
Поведение героев перед боем различно. Купец поклонился царю, Кремлю, церквам и всему народу.
Кирибеевич поклонился только царю и начал насмехаться над бойцами, не решавшимися биться с ним. Но он испугался и «побледнел в лице, как осенний снег», когда узнал, что вышел биться против него Степан Калашников. Однако опричник первый ударил противника. Спас купца от удара Кирибеевича широкий «медный крест со святыми мощами из Киева» — он погнулся и вдавился в грудь. Ударил Степан «своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча». После удара Калашникова Кирибеевич «застонал слегка, закачался, упал замертво».
Суд Ивана Грозного
За кулачным боем наблюдал сам государь Иван Васильевич. Он не ожидал, что Кирибеевич будет повержен и очень огорчился гибели своего верного опричника и любимца из рода Скуратовых. Царь разгневался, ничто не могло сдержать негодование вседержителя. Тут же было велено схватить победителя и привести на аудиенцию с монархом.
Иван Васильевич спрашивает удалого купца, с какой целью тот убил его верного опричника. Тот отвечает, что хотел его смерти, поэтому забил до смерти. Мотив своего поступка купец оставляет втайне.
Калашников готов ответить за свой поступок и принять казнь, но просит у монарха великодушия пощадить его жену, братьев и маленьких детей. В ответ на эту речь Иван Грозный обещает обеспечить сирот и вдову из царской казны, а братьям дать привилегии в торговле. Сам же Степан должен быть обезглавлен. Уже готовится топор для ликвидации непокорного гражданина.
Текст поэмы заканчивается сценой казни. Всё готово, палачи уже наточили топоры. Ничего нельзя обратить вспять, голова купца катится с плахи.
Пир Ивана Грозного
Произведение начинается со сцены, в которой взору читателя открывается царская трапезная. За широким столом, усыпанным всевозможными блюдами и напитками, восседает Иван Грозный, напротив него расположилась знать — бояре и князья, а по бокам верная охрана. Царь в хорошем расположении духа, он радуется своей безграничной власти и приказывает угостить вином опричников. Те с благодарностью пьют угощение и славят хозяина.
Но вдруг обнаруживается, что один человек — Кирибеевич не притрагивается к ковшу с заморским напитком и не обращает внимания на всемогущего монарха. Такое непочтительное поведение вызывает гнев, и государь обращается с вопросом, не задумал ли опричник чего худого. Тот отвечает, что томим серьёзной проблемой и очень тоскует.
Далее, Кирибеевич поясняет, что влюбился в прекрасную купеческую дочь по имени Алёна Дмитревна. Мысли о красавице заполонили голову и не дают спокойно жить. Все жизненные ценности, которые раньше были важны, утратили смысл. Опричник просит у царя разрешения уйти в поля и стать казаком, чтобы побыстрее сложить голову.
Главные герои и их характеристика:
Кирибеевич — царский опричник, буйный молодец, благодаря благосклонному вниманию царя Ивана Васильевича, без тени сомнения нарушает моральные устои, опозорив прилюдно молодую замужнюю женщину. Этот удалой могучий боец, неустрашимый в боях, вдруг потерял интерес к жизни, влюбившись в неприступную жену купца Калашникова. Чувствуя свою безнаказанность, Кирибеевич, обманув царя, попытался силой добиться благосклонности Алены Дмитревны, за что был убит ее мужем в кулачном бою.
Царь Иван Васильевич — в поэме показан не только в образе грозного правителя и повелителя
Он умеет проявлять внимание и сострадание. Заметив страдания молодого бойца Кирибеевича, он попытался оказать тому помощь советом и дарами для женщины, в которую влюбился опричник, не ведая о ее замужестве
Но, когда мстивший за поруганную честь жены купец Калашников убил любимого удалого царского опричника, государь проявил свой гнев и грозный нрав, без сожаления приказав казнить бесстрашного молодца.
Калашников Степан Парамонович — удалой купец честно жил, по совести. Когда в его дом пришла беда, могучий статный молодец не смог простить даже царскому любимцу нанесенной жене обиды и позора. Он, рискуя жизнью, героически вышел против сильного и дерзкого умелого бойца Кирибеевича на поединок в кулачном бою, убив его мощным ударом в висок. После победы Калашников смиренно и покорно ждет решения царя. Он с достоинством шел на казнь с осознанием того, что выполнил свой долг перед женой, братьями, детьми.
Алена Дмитревна — скромная достойная жена купца Калашникова отличалась удивительной красотой. Ее лебединая походка, нежные румяные щечки, золотистые косы с искусно вплетенными яркими лентами пленили сердце коварного Кирибеевича. Но молодая женщина — верная жена даже не смотрела на него. После того, как на улице опричник схватил ее, целовал, сорвал платок, Алена Дмитревна в ужасе бежала домой, готовая принять смерть от мужа, хотя вины ее в этом позоре не было.
Поруганная честь
В царских палатах Кремля стоит пир горой. За богатым от яств столом трапезничает со своими соратниками царь Иван Васильевич. В общем веселье участвует и молодой опричник Кирибеевич, но он сидит молча, ни ест, ни пьет.
Царь заприметил, что его любимый слуга чем-то сильно опечален, он спрашивает о причинах его грусти и тоски. Государь обещает исполнить любое его желание и просьбу, лишь бы на губах опричника вновь появилась улыбка. Кирибеевич объяснил, что всему виной неразделенная любовь к красавице Алене Дмитриевне, которая не идет, а плывет словно лебедушка, а взгляд ее сладкий, как у голубушки.
Повелитель, прознав о сердечных делах своего молодого слуги, преподносит ему дар:
- яхонтовое кольцо;
- жемчужное ожерелье.
Но вот только Кирибеевич не рассказал ему самого главного, он не может взять в жены девушку, так как у нее уже есть муж — состоятельный купец Степан Калашников.
Дела молодого купца шли прекрасно, только вот в этот день что-то пошло не так. С самого утра торговля не шла, да и дома все из рук вон плохо. На улице уже давно темно, а его супруга еще не вернулась. Работница рассказала, что хозяйка отправилась в церковь на вечернюю службу, та давно кончилась, а ее все нет. Детки рыдают, сам Степан переживает.
В это время появилась и Алена Дмитриевна, она была вся взлохмаченная, бледная. Калашников принялся обвинять благоверную, подозревать ее в измене. Но женщина все отрицает, она рассказывает, что ее донимает опричник Кирибеевич. Он предлагает за любовь несметное богатство, а также царский слуга расцеловал ее на глазах народа, чтобы опорочить девичью честь.
II
У себя в лавке торгует купец Степан Парамонович Калашников. Но не задался день у него: в лавку его покупатели не заходят, а дома, несмотря на поздний час, нет до сих пор молодой жены Алены Дмитриевны. Старая работница Еремеевна говорит, что его жена пошла к вечерне в церковь, но до сих пор не вернулась. Малые детушки «плачем плачут, не унимаются», так как матери все нет.
Призадумался Степан, а тут в сенях дверь хлопнула, и явилась перед ним его красавица-жена бледная, простоволосая, глаза смотрят, как безумные, а уста шепчут слова непонятные. Строго вопрошает муж, где его жена «гуляла-пировала», а потом грозится упрятать ее «за железный замок», «за дубовую дверь окованную». Задрожала Алена Дмитриевна, испугалась слов несправедливых и рассказала, что, когда возвращалась из церкви, догнал ее молодой человек, представился верным слугой царя Ивана Грозного, Кирибеевичем, сулил ей подарки дорогие хотя бы за поцелуй. Сам же принялся целовать ее на глазах у соседушек. Со слезами рассказала мужу все Алена Дмитриевна в надежде, что защитит он имя ее честное, ведь нет у нее давно ни отца, ни матери.
Позвал Степан младших братьев и сказал, что выйдет на кулачный бой. Если же погибнет, просил братьев своих отстоять честь семьи и имени. Обещали братья выполнить наказ старшего брата, который им заместо отца был.
Смертный бой за честь
Автор перемещает сюжетную линию рассказа в новую локацию. Около Москвы-реки сходятся бойцы для проведения кулачного боя. Сам царь приехал насладиться зрелищем и потешить своё больное воображение.
Тут происходит следующее:
- Кирибеевич выходит, вызывая желающих сойтись с ним;
- бойцы боятся вступить в поединок с таким сильным соперником;
- опричник обещает сохранить жизнь проигравшему и отпустить с покаянием;
- тут внезапно выходит купец, Калашников;
- Кирибеевич интересуется именем и родом своего новоявленного противника;
- купец гордо представляется;
- опричник понимает, что перед ним муж поруганной им девушки и бледнеет.
После этого начинается поединок. Для публики — это обычное развлечение, но для сражающихся мужчин — настоящая дуэль.
Описание боя:
- противники разошлись;
- Кирибеевич бьёт оппонента в грудь первым;
- Степан пошатнулся, но выдержал, благодаря медному кресту, принявшему энергию удара на себя;
- купец наносит ответный удар в висок опричника;
- травма оказалась смертельной, и Кирибеевич падает на снег.
Таким, пусть и силовым методом, купец доказывает свои права. Выиграв в равном бою у хитрого и подлого противника, Степан восстанавливает честь бесстыдно поруганной жены.
Вывод
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Образ и характеристика Катерины Ивановны — героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ и характеристика Собакевича — героя поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
«Чёрная курица, или Подземные жители» — краткое содержание и пересказ сказочной повести А. Погорельского
Характеристики героев поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри»
«Волшебное кольцо» — краткое содержание и пересказ русской народной сказки в пересказе А. П. Платонова
Сравнительная характеристика Лужина и Свидригайлова — героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Анализ комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»
Образ и характеристика Казбича — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Вывод
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Вам также будет интересно почитать:
Петя Трофимов — образ и характеристика героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
«Гроза» (А. Н. Островский) — характеристики героев
Николай Петрович Кирсанов — образ и характеристика героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Макар Алексеевич Девушкин — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»
Илья Обломов и Ольга Ильинская — сравнительная характеристика героев романа И. А. Гончарова «Обломов»
«Цветы последние милей…» (А. С. Пушкин) — анализ стихотворения