Интересные факты об Ушинском
Ушинский был вспыльчивым, но пытался бороться с этим недостатком. Он, например, записывал себе в дневнике установку: «Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее», а следующей же записью признавался, что не сдержался, разгорячился на уроке. Сокрушался: «Бурчливость сделает из меня старую сварливую бабу». По воспоминаниям коллег, его раздражали затруднения, которые случались у учащихся на занятиях. А вот лекции он читал увлекательно.
По причине той же вспыльчивости своих детей он грамоте сам не учил. Теория и методология были ему ближе, чем практика.
Урок физики, Смольный институт, 1905 годФото: «Императорское воспитательное общество благородных девиц в Смольном в Петербурге» / Товарищество Р. Голике и А. Вильборг / РНБ / НЭБ
В Смольном институте Ушинский сначала получил у девиц репутацию «злеца», отругав их за то, что они облили его шляпу духами (такая была там глупая традиция отмечать тех, кто понравился). Но по мере реформ он стал их кумиром. К тому же, как потом вспоминала одна из учениц, девочки сразу почувствовали в его личности «что-то сильное, крупное и оригинальное».
Будущий автор «Родного слова» — руководства для учителей и родителей по преподаванию родного языка, которое до 1917 года переиздавалось 146 раз, — в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом). Правда, по истории словесности у него было «отлично». А вот с математикой совсем не сложилось, он смог одолеть её лишь на минимальную оценку «слабо».
Ушинский считал, что склонность к размышлениям в нём воспитали не только книги, но и полуторачасовой путь до гимназии и обратно, который он ежедневно должен был проделывать пешком вдоль живописного берега реки (его отец был небогат и не мог позволить себе кучера с повозкой). Однажды его за провинность оставили в гимназии на ночь, и он сбежал оттуда под утро лишь для того, чтобы проделать путь домой и сразу же обратно — на уроки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет.
Классный час. Сергий Радонежский — великий святой и защитник нашего Отечества.
Наше Отечество: викторина
Данная викторина по истории России расчинана на учащихся 6-11 классов.
КОНКУРС «СОХРАНИМ ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ О ВЕТЕРАНАХ И ЗАЩИТНИКАХ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»
Итоги конкурса «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества».
1 класс «Школа России» Урок обучения грамоте К. Ушинский «Наше Отечество»
Материал к открытому уроку в 1 классе «Школа России».
Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества
Жизненный подвиг преподобного Сергия – это жертвенное служение на благо святой Руси, это ему мы обязаны сплочением и сохранением нашего народа и укреплением нашей государственности.Сергий стал н.
Презентация к уроку литературы: «Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества»
Презентация «Значение преподобного Сергия в истории нашего Отечества".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1. ФИО: Рыжова Лилия Анатольевна
3. Должность: учитель начальных классов
4. Предмет: Литературное чтение
7. Базовый учебник: Кубасова О.В. Литературное чтение .2 класс.
— обучающие : совершенствовать навык чтения
-развивающие : развивать связную речь
-воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории и культуре России
Тип урока: получение новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки .
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Психологический настрой
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я желаю вам хорошего, доброго дня
Приветствуют учителя. Слушают, настраиваются на работу .
Проверка домашнего задания
Проверяет выполнение домашнего задания
Постановка учебной задачи
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Как называется наша страна? Назовите ее имя.
-А что мы зовём Отечеством?
Чтение стиха со слайдов, заранее подготовленным учеником.
Ответы детей
Знакомство с текстом
Читает текст вслух, учит пользоваться сноской в соответствии с инструкцией
Слушают текст
Выполнение 1 задания
Выполнение задания 2
Работа в группах
Повторяют за учителем
Знакомство с символикой России
-Что изображено слева от названия произведения?
Месторасположение России на географической карте
Показывает границы России
О чем мы сегодня говорили на уроке? Что вы узнали нового?
Что мы зовем Отечеством?
Почему говорим земля-матушка?
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Портрет К. Ушинского
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 классы
ТЕМА: «РАССКАЗ К.Д. УШИНСКОГО “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”»
Цели:
Расширять представление детей о творчестве К.Д. Ушинского, закреплять навыки выразительного чтения.
Оборудование:
Книги К.Д. Ушинского, фотографии, карточки со словами «Родина», «Отечество», «Отчизна», «Родина- мать», «Россия»; грамзапись «С чего начинается Родина?»
ХОД УРОКА
Слово учителя (с элементами беседы)
Ребята, сегодня мы будем читать стихи и рассказы, которые
относятся к одной теме: «Родина». Как вы думаете, о чем это произведение?
(Мы будем читать о родном доме, о маме, о природе; эти произведения будут о Родине и о ее красоте; рассказы будут о городе, о крае…) ,
Учитель
Все вы, ребята, правы. Давайте прочитаем вместе слова известного писателя К, Г. Паустовского о Родине. Это будет эпиграфом к нашему уроку « Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».
Как много в этих словах любви и нежности! Родина! Это священное слово для каждого человека.
Как называется наша Родина? (Россия.)
На доске появляются карточки со словами: Родина, Россия.
Учитель
Прекрасна наша Родина в любое время года, в любом уголке. Много на территории нашей Родины высохших гор, широких и узких глубоких ущелий, полноводных рек и быстрых ручьев. Обширные пространства занимают леса, поля, луга. Огромное число городов, различных поселков, сел и деревень насчитывает наша Родина — Россия.
Рассказ иллюстрируется фрагментами прекрасных фотографий России.
Учитель
Ребята, скажите, какими другими словами можно назвать нашу Родину? («Наше Отечество; Родина-мать».)
На доске появляются карточки с этими словами.
Учитель
Все эти слова близки и дороги любому человеку. Что обозначают эти слова, мы сегодня узнаем, прочитав отрывок из рассказа К.Д. Ушинского «Наше Отечество».
Выразительное чтение учителем отрывка из рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского,
Беседа
Учитель
Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение. (Гордость, любовь к родному краю.)
За этим следует повторное чтение рассказа хорошо читающими детьми (по выбору учителя), остальные дети следят за текстом»
Учитель
Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечеством мы зовем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.) Почему мы зовем нашу страну Родиной? (Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.) Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? (Матерью.) Почему? (Матерью мы зовем страну потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.) Почему у человека только одна родина? (У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое дорогое для человека.)
Учитель
А теперь прочитаем пословицы о Родине.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Старый друг лучше новых двух.
Всякому мила своя сторона.
Вез труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Какие пословицы подходят к нашей беседе о Родине? Почему?
Ответы детей. Затем коллективное рассматривание книги К.Д. Ушинского «Детям» — эту книгу приносит учитель на урок.
Что написано на обложке? Кто автор этой книги?
Ответы детей.
Учитель
К.Д. Ушинский — детский русский писатель, который очень любил свою Родину, восхищался красотой природы, с интересов наблюдал за жизнью животного мира и все это передавал в рассказах, которые писал для детей.
Учитель открывает содержание книги и зачитывает название нескольких рассказов.
К каждому рассказу сделаны красочные иллюстрации, выполненные художником Николаем Устиновым.
Учитель
Здесь есть рассказ, который мы сегодня читали в хрестоматии. Давайте найдем его в этой книге.
Дети находят название этого рассказа, читают его и рассматривают иллюстрации.
Учитель
Мы должны гордиться тем, что наша Родина — Россия.
Выводы
Вы узнали много нового, многому научились. Самое главное: надо беречь, любить свою родину и гордиться ею. И она вновь расцветет и будет самой лучшей. Давайте споем нашему городу, всей нашей стране песню «С чего начинается Родина?»
Эту песню дети учат на уроке музыки.
Домашнее задание
1. Собрать в уголке чтения книги о нашем Отечестве.
2. Нарисовать для выставки рисунки на тему: «Родное моему сердцу».
3. Подготовить к конкурсу стихотворения о родине, о своем крае, о природе.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Педагогические идеи Константина Ушинского
Ушинский придерживался и последовательно развивал много идей:
- Образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Женщины имеют такое же право на образование, как и мужчины (напомним, в педагогику Ушинский пришёл ещё до отмены крепостного права, а за равные права на образование женщины в Российской империи боролись вплоть до революции 1917 года, так что эти его идеи сильно опередили время).
- Педагогика не может опираться лишь на личный опыт учителя, ведь тот может оказаться ошибочным. Она должна опираться на теорию, то есть всестороннее изучение человека и систематизированный опыт. Поэтому педагогические идеи должны развиваться в университете, опираясь на науку. Так, в «Человеке как предмете воспитания» Ушинский подробно описывал не только психологию, но и физиологию человека. Благодаря этому он объяснял, например, почему дети не могут долго заниматься одним монотонным делом и почему обучение для них должно быть наглядным.
В двухклассном училище при фабрике Товарищества мануфактур братьев Г. и А. Горбуновых, 1913 годФото: «Товарищество бумаго-ткацкой мануфактуры бр. Г. и А. Горбуновых: краткий исторический очерк. 1826–1913» / Российская государственная библиотека
Как чиновник стал педагогом и взломал систему
В 1854 году Ушинскому удалось устроиться учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский приют. Это заведение славилось жестокими методами воспитания. За пять лет работы там Ушинскому удалось изменить местные порядки, а ещё искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
Однажды он обнаружил в лицее пыльный шкаф с никому не нужными книгами по педагогике — и нырнул в них с головой. «Боже мой! — от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» — вспоминал он потом.
Гатчинский сиротский институт, 1912–1914 годыФото: Карл Булла / ЦГАКФФД СПб / Архивы Санкт-Петербурга
Это открытие вдохновило Ушинского, он стал публиковаться в «Журнале для воспитания», и на его свежие идеи обратил внимание не кто-нибудь, а сама императрица Мария Александровна. Он показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась
Институт тогда представлял собой просто пародию на образование — воспитывавшиеся там девицы толком ничего не знали, кроме французского, и выпускались жеманными невеждами.
Так в 1859 году 35-летний Ушинский стал инспектором классов Смольного института. Эта должность — что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. Правда, незадолго до этого на прежнем месте у Константина Дмитриевича случился конфликт — и как раз по поводу методик преподавания, которые казались ему устаревшими. Ушинский везде был реформатором, но в Смольном впервые получил на это высочайший карт-бланш. Однако от проблем это его не спасло.
Ушинский изменил жизнь института кардинально — заменил механическую бездумную зубрёжку, которая там раньше была единственным методом, на настоящее преподавание и обучение, поменял учителей. При нём девочек начали обучать естественным наукам (раньше считалось, что им это ни к чему), а ещё он открыл дополнительный старший класс, в котором могли остаться выпускницы, желавшие получить профессию домашней учительницы.
Но главное, Ушинский поменял мировоззрение институток, включил у них живое мышление и постарался сделать более свободной царившую там атмосферу ханжеской морали и подавления индивидуальности.
Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года, но ломкой традиций сразу нажил себе врагов в лице начальницы института и истеричных классных дам. Ему строили козни, на него писали жалобы, и работать в состоянии вечного конфликта стало невозможно — снова пришлось уйти.
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Время чтения: 2 минуты
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: развитие техники чтения, выразительности, осмысленного прочтения текста.
1. Развивать чтение, активизировать работу артикуляционного аппарата, развивать устную речь учащихся.
2. Расширять кругозор и словарный запас учащихся;
3. Развивать любовь к чтению, к Родине, воспитать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать дружно.