Заключительный период правления царя
С 1820-х годов начинается заключительный период правления Александра I. Для этого времени характерно полное сворачивание реформ. Связано это было с нарастанием революционных процессов в Европе. Царь боялся, что они могут перекинуться на территорию России.
В этой обстановке он видел свою опору исключительно во дворянстве. На основании выпущенных законов только это сословие имело право владеть земельными наделами, населенными крестьянами. Если дворянин не имел земли, он не мог принимать участия в выборах. По всей стране началось преследование членов тайных организаций. В армии произошел возврат к палочной дисциплине.
Ситуация накалилась. Постепенно Александр I стал терять нити управления страной. Смерть отца, Павла I, оставила глубокий след в душе царя. Он боялся повторения его участи, поскольку часто не считался с мнением дворян. По этой причине он не хотел идти наперекор свой ближайшей опоре, понимая, что помещики не являются сторонниками либеральных реформ.
Однако последующие события показали, что Александром I были подготовлены условия для проведения серьезных преобразований. Случилось это во второй половине XIX века с приходом к власти Александра II.
Крестьянский вопрос
Со стороны Александра I была сделана попытка решить крестьянский вопрос. Проанализировать ситуацию и провести преобразования было поручено Аракчееву. В основу его плана лег принцип государственного выкупа крестьян у помещиков вместе с наделом. Для его реализации государству требовалось выделять ежегодно по 5 млн рублей или проводить выпуск казначейских билетов, которые приносили проценты.
Однако эта реформа не была реализована. Освобождение получили только крестьяне Прибалтики. При этом собственность осталась за помещиками. Беря в аренду землю, работник обязан был отрабатывать барщину. Его ограничивали в смене места жительства. В итоге для вольных людей сохранились остатки крепостнических отношений, а также не были устранены основные противоречия между крестьянином и помещиком.
С 1820-х годов Александр I стал проводить политику укрепления власти помещиков. Примером тому стал его указ о возможности ссылки в Сибирь крепостных людей. Если раньше закон позволял их отправку на каторжные работы, то сейчас шел переезд на новое сибирское поселение. При этом на основании распоряжения государя судебные органы не занимались приемом жалоб и рассмотрением дел ссылаемых крестьян.
https://youtube.com/watch?v=DMWtIfufeWg
Проект Новосильцева
После принятия польской конституции в планах Александра I было введение конституционного правления на всей территории России. Разработку такого проекта он решил поручить Новосильцеву. Этот человек длительное время был в Польше, занимался там управлением страной, работая на разных должностях. В его задачу входило провести общую оценку законодательной деятельности автономной территории и разработать свой проект для России.
Работа Новосильцевым была сделана в 1819 году и носила название «Уставная грамота». Конституция имела следующую структуру:
Законодательный орган, который носил название «дума».
В состав думы входили 2 палаты — сенат и посольская.
Состав сената полностью назначался государем.
Царь назначал членов и посольской палаты. Только выбирал он их из кандидатов, определение которых шло на дворянских собраниях.
В начале Александр I одобрил проект, но через некоторое время изменил свое решение и отклонил его. Причина состояла в отсутствии поддержки документа у дворянского сословия.
Польская конституция
После присоединения Польши к России Александр 1 даровал конституцию этому царству. Создание документа велось с учетом польских традиций. Он имел следующую структуру:
- Законодательная инициатива закреплялась за сеймом. Российский государь осуществлял исполнительную власть.
- Первая палата называлась сенатом. Сюда пожизненно назначались царем духовные и должностные лица.
- Вторая палата включала представителей губерний в количестве 128 человек.
Конституция состояла из основных разделов, разработка которых велась с учетом интересов развития автономии. Она содержала следующие пункты:
- Структуру органов государственной власти в составе Российского государства.
- Функции исполнительной власти.
- Процедуру формирования законодательных органов.
- Права и обязанности поляков.
- Формирование вооруженных сил.
- Создание судебных органов.
На основании разработанной конституции за Польшей сохранялись определенные свободы. Состояли они в следующем:
- На территории автономии действовали свои правительство и армия.
- Неприкосновенность личности выражалась в свободе печати, наличии независимых судебных органов и признании польского национального языка.
- На территории автономии местной денежной единицей продолжал оставаться злотый.
Проект Новосильцева
После принятия польской конституции в планах Александра I было введение конституционного правления на всей территории России. Разработку такого проекта он решил поручить Новосильцеву. Этот человек длительное время был в Польше, занимался там управлением страной, работая на разных должностях. В его задачу входило провести общую оценку законодательной деятельности автономной территории и разработать свой проект для России.
Работа Новосильцевым была сделана в 1819 году и носила название «Уставная грамота». Конституция имела следующую структуру:
- Законодательный орган, который носил название «дума».
- В состав думы входили 2 палаты — сенат и посольская.
- Состав сената полностью назначался государем.
- Царь назначал членов и посольской палаты. Только выбирал он их из кандидатов, определение которых шло на дворянских собраниях.
В начале Александр I одобрил проект, но через некоторое время изменил свое решение и отклонил его. Причина состояла в отсутствии поддержки документа у дворянского сословия.
Реформы в сфере управления
Продолжая надеяться на то, что когда-нибудь ему удастся все-таки дать России Конституцию, Александр I решил для начала «поэкспериментировать» на территории Польши, находящейся теперь в составе Российской империи. Так, в 1815 г. полякам была дарована Конституция, согласно которой всё население Польши наделялось отныне всеми основными демократическими правами и свободами. Главой Польши объявлялся российский император, однако, в стране формировалась собственная законосовещательная власть – двухпалатный сейм, который мог лишь предлагать новые законы, но не принимать их. Избирательное право ограничивалось возрастным и имущественным цензом. Сейм не являлся постоянно действующим органом: он собирался два раза в год и не должен был работать более месяца. Принятие польской Конституции стало не только первым подобным опытом на территории Российской империи, но и позволило, на время, смягчить напряженность в польском обществе, недовольным своей судьбой под властью России. Поляки считали принятие Конституции лишь началом в деле расширения собственных прав и свобод, в то время, как Александр I полагал, что сделал для Польши даже больше того, что следовало. Польский эксперимент император считал примером для всей Европы.
Завершив дела в Польше, Александр I с узким кругом своих приближенных принялся за разработку проекта Конституции и для всей остальной России. Всю основную работу по подготовке проекта предстояло выполнить Н.Н. Новосильцеву.
В 1820 г. проект Н.Н. Новосильцева – «Уставная грамота Российской империи», был готов. В угоду консервативным силам данная Конституция провозглашала суверенитет не народа, как было принято в конституционном праве, а императорской власти. Однако, данный проект предполагал и создание в России двухпалатного парламента, без согласия которого сам император не мог бы принять ни одного закона. Но именно император должен был вносить законопроекты в парламент. Также император должен был стать и главой исполнительной власти. Граждане страны, за исключением крепостных крестьян, наделялись, по проекту Н.Н. Новосильцева, широкими демократическими правами и свободами. Что касается административно-территориального устройства империи, то теперь Россия должна была стать федеративным государством (по факту Российская империя являлась на тот момент унитарным государством). В итоге, ни «Уставная грамоты», ни сопутствующие ей манифесты так и не были подписаны.
В 1820-е гг. сопротивление либеральным реформам со стороны консервативного дворянства становилось всё сильнее. Император прекрасно понимал, чем это может закончиться, вздыхая в минуты скорби о своем покойном отце. Пугающее влияние на царя оказывал и рост революционного движения в Европе, искры которого, попав в Россию, могли бы привести к настоящему пожару.
В этих условиях, Александр I не просто приостановил начатые реформы, но предпринял целый ряд реакционных мер: была ужесточена цензура, расширились права помещиков по отношению к крестьянам, началось преследование членов тайных обществ.
Польская конституция
После присоединения Польши к России Александр 1 даровал конституцию этому царству. Создание документа велось с учетом польских традиций. Он имел следующую структуру:
Законодательная инициатива закреплялась за сеймом. Российский государь осуществлял исполнительную власть.
Первая палата называлась сенатом. Сюда пожизненно назначались царем духовные и должностные лица.
Вторая палата включала представителей губерний в количестве 128 человек.
Конституция состояла из основных разделов, разработка которых велась с учетом интересов развития автономии. Она содержала следующие пункты:
Структуру органов государственной власти в составе Российского государства.
Функции исполнительной власти.
Процедуру формирования законодательных органов.
Права и обязанности поляков.
Формирование вооруженных сил.
Создание судебных органов.
На основании разработанной конституции за Польшей сохранялись определенные свободы. Состояли они в следующем:
На территории автономии действовали свои правительство и армия.
Неприкосновенность личности выражалась в свободе печати, наличии независимых судебных органов и признании польского национального языка.
На территории автономии местной денежной единицей продолжал оставаться злотый.
2 вариант
1. Политика А.А. Аракчеева в 1815-1825 гг. была направлена на
1) смягчение цензуры
2) постепенное ограничение самодержавной власти
3) борьбу против любых проявлений свободомыслия
4) развитие системы местного самоуправления
2. Какое событие относится к 1820 г.?
1) разработка конституционного проекта Н.Н. Новосильцева
2) дарование конституции Польше
3) смерть Александра I
4) отставка и ссылка М.М. Сперанского
3. Что характеризует политику Александра I после 1815 г. в сфере образования?
1) расширение автономии университетов
2) отделение школы от церкви
3) установление всеобщего бесплатного начального образования
4) усиление религиозных основ образования
4. Прочтите отрывок из работы историка В.П. Никольского и укажите реформу, о которой идет речь.
«Идея этого учреждения не принадлежала графу Аракчееву… , видя, как страдает казна из-за постоянного увеличения наших вооруженных сил, вызванного первыми войнами с Наполеоном, решил уменьшить расходы по содержанию войск путем передачи части армии, именно пехоты и кавалерии, на содержание крестьян. Поселенные среди них войска должны были помогать им в свободное от занятий время, работать в поле и дома и в свою очередь приучать крестьян к военной жизни, дисциплине и строевым порядкам».
1) учреждение министерств
2) создание военных поселений
3) создание группы приписных крестьян
4) учреждение губерний
5. Какая из названных внутриполитических мер была связана с политикой Александра I после 1815 г.?
1) создание Тайной канцелярии для расследования политических преступлений
2) разрешение ордену иезуитов вести свою пропаганду в России
3) разрешение создавать вольные типографии
4) установление запрета на деятельность в России всех тайных обществ
6. Какой способ отмены крепостного права предусматривал разработанный по указанию царя проект А.А. Аракчеева?
1) предоставление крестьянам права выкупать свою свободу без согласия помещика
2) выкуп государством имений разорившихся помещиков с отпуском их крестьян на свободу
3) освобождение крестьян без предоставления земли
4) личное освобождение крестьян при сохранении за ними обязанности нести повинности помещику за землю
7. Какие из перечисленных товаров были основными предметами российского экспорта (вывоза) в первой четверти XIX в.? Найдите в приведенном ниже списке два товара и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) паровые машины
2) пенька
3) галантерея
4) зерно
5) табак
Ответы на тест по истории Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.1 вариант
1-2
2-2
3-2
4-3
5-1
6-3
7-132 вариант
1-3
2-1
3-4
4-2
5-4
6-2
7-24
Тест по Истории на тему «Внутренняя…
Тест по Истории на тему «Внутренняя политика Александра I» Нужны ответы!!! | |
Внутренняя политика Александра I. А1 Александр I царствовал в 1) 1800-1812 гг. 3) 1801-1825 гг. 2) 1804-1816 гг. 4) 1808-1868 гг. А 2. Учреждение министерств в России произошло: 1) 8 сентября 1802г 3) 4 апреля 1826г. 2) 12 марта 1801г. 4) 1 января 1810г. А 3. Какое событие произошло позже всех остальных? 1) создание «Негласного комитета» 2) создание Государственного совета 3) учреждение министерств 4) принятие указа о «вольных хлебопашцах» А 4. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей был инициатором и организатором введения военных поселе¬ний? 1) Н. Н. Новосильцев 3) Г. Г. Орлов 2) А. А. Аракчеев 4) А. Х. Бенкендорф А5 «Всесильным временщиком» в годы правления Александра I называли 1) А. А. Аракчеева 3) Ф. С. Лагарпа 2) А. А. Чарторыйского 4) Н. С. Муравьёва А6 Помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп в соответствии с 1) Жалованной грамотой дворянству 2) указом о праве мещан и крестьян покупать ненаселенные земли 3) запретом публиковать в газетах объявления о продаже кре¬постных без земли 4) указом о «вольных хлебопашцах» А7 Высшая судебная инстанция в России в начале XIX в. — 1) Министерство юстиции 2) Сенат 3) Синод 4) Генеральная Прокуратура А8 Особая организация войск в Российской Империи, создан¬ная с целью уменьшения военных расходов и предполагав¬шая совмещение военной службы с занятием сельским хо¬зяйством, — это: 1) военные поселения 3) военный округ 2) внутренние войска 4) дивизион А9 В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государ¬ственного совета, который являлся 1) высшим судебным органом 2) законосовещательным органом при императоре 3) главным органом исполнительной власти 4) законодательным органом власти А10 Итогом внутренней политики Александра I после отече¬ственной войны 1812 г. стала (-о) : 1) стабилизация внутриполитической обстановки в стране 2) становление в России конституционной монархии 3) отмена крепостного права 4) создание тайных обществ будущих декабристов В – 1. Расположите в хронологической последовательности сле¬дующие события. А) учреждение Государственного совета Б) указ о «вольных хлебопашцах» В) принятие конституции Царства Польского Г) создание проекта конституции России Н. Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской Империи». В – 2. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и событиями, связанными с их деятельностью. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ А). Ф. С. Лагарп Б). М. М. Сперанский В). А. А. Аракчеев Г). Н. Н. Новосильцев СОБЫТИЯ 1). создание военных поселений 2). воспитание Александра I в духе про¬светительских идей 3). работа над проектом «Уставная грамо¬та Российской Империи» 4). учреждение Государственного совета 5). разработка Манифеста «О всемилости¬вейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» ВЗ Прочтите отрывок из «Записок» И. Д. Якушкина и укажите царя, о котором идет речь. «По возвращении императора в 1815 г., он просил у министров на месяц отдыха; потом передал почти всё управление государ¬ством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же бо¬лее своего он заботился об увеличении числа войск. Царь был вся¬кий день у развода; во всех полках начались учения, шагистика вошла в полную свою силу». Ответ: В4 Какие события относятся к попыткам решения крестьянс¬кого вопроса при Александре I? Укажите три верных поло¬жения из шести предложенных. 1) упразднение Тайной экспедиции 2) указ о «вольных хлебопашцах» 3) указ об обязанных крестьянах 4) указ о правах крепостных крестьян выкупа на свободу в слу¬чае продажи поместья их владельца за долги 5) отмена крепостного права в Прибалтике 6) запрет публиковать объявления в газетах о продаже крепост¬ных без земли8 класс | |
1 — 3, 2- 1, 3- 2, 4 -2, 5-1, 6 -4, 7- 2, 8 -1, 9- 2, 10 — 4.. В1 — БАВГ, В2 — А2, Б4, В1, Г3. В3-Александр 1, В4-2, 5, 6Эльдар |
|
1 вариант
1. Какое из названных преобразований относится к царствованию Александра I?
1) учреждение Государственной думы
2) создание военных поселений
3) учреждение губерний
4) создание Святейшего Синода
2. Прочтите отрывок из работы историка В.П. Никольского и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в нем идет речь.
«Александр I надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника…
Таким избранником оказался граф… ставший к концу царствования Александра I неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления…»
1) В.П. Кочубей
2) А.А. Аракчеев
3) П.А. Строганов
4) М.М. Сперанский
3. Что характеризует внутриполитический курс Александра I после 1815 г.?
1) безотлагательное проведение назревших реформ во всех сферах общественной жизни
2) подготовка конституционных проектов и проектов отмены крепостного права в строгой секретности
3) полный отказ от идеи реформирования России сразу после победы над Наполеоном
4) созыв Уложенной комиссии для широкого общественного обсуждения проектов реформ
4. Какое событие относится к 1815 г.?
1) отставка и ссылка М.М. Сперанского
2) смерть Александра I
3) дарование конституции Польше
4) создание Государственного совета
5. Как назывался разработанный Н.Н. Новосильцевым в 1820 г. конституционный проект?
1) «Уставная грамота Российской империи»
2) «Введение к уложению государственных законов»
3) Жалованная грамота дворянству
4) «Генеральный регламент»
6. Что характеризовало отмену крепостного права в Прибалтике?
1) передача всей помещичьей земли крестьянам
2) установление вечной обязанности освобожденных крестьян отбывать помещикам повинности за полученную землю
3) сохранение всей земли за помещиками
4) установление большого размера выкупа крестьянами своих наделов у помещиков
7. Какие из перечисленных достижений в развитии российской промышленности и транспорта относятся к первой четверти XIX в.? Найдите в приведенном ниже списке два достижения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание Тихвинской водной системы
2) появление первых вотчинных мануфактур
3) начало использования паровых машин в промышленности
4) создание Невьяновского завода на Урале
5) строительство Ладожского канала
Вариант 2
1. Отметьте одно из отличий в разработке либеральных проектов до Отечественной войны 1812 г. и после её окончания.
1) либеральные идеи после войны активно обсуждались российским обществом, в отличие от проектов М.М. Сперанского
2) либеральные проекты, разработанные после войны, были предложены на всенародное голосование, а идеи М.М. Сперанского обсуждались в обстановке строгой секретности
3) проекты послевоенных реформ разрабатывались, как правило, в обстановке секретности, в отличие от обсуждаемых в обществе идей М.М. Сперанского
4) и одни, и другие проекты реформ не были известны российскому обществу, а только самим разработчикам и их приближённым
2. В каком году Александр I даровал Конституцию Царству Польскому?
1) 1801 г.
2) 1809 г.
3) 1815 г.
4) 1825 г.
3. Какая территория, вошедшая в состав России в 1809 г. по итогам Русско-шведской войны, получила широкую автономию в рамках империи?
1) Швеция
2) Финляндия
3) Татарстан
4) Сибирь
4. Автором проекта преобразований «Уставная грамота Российской империи» был
1) М.М. Сперанский
2) Н.Н. Новосильцев
3) М.И. Кутузов
4) П.И. Пестель
5. Выберите из списка три преобразования, предложенные в «Уставной грамоте Российской империи». Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) создание двухпалатного парламента
2) введение республиканского правления
3) провозглашение суверенитета народа
4) предоставление лицам свободных сословий права частной собственности, неприкосновенности личности
5) разделение страны на наместничества
6) централизованное унитарное устройство страны
6. Какова была судьба «Уставной грамоты Российской империи»?
1) документ был вынесен на всенародное обсуждение
2) документ был принят и введён в действие с поправками императора Александра I
3) документ обсуждался на заседаниях Священного союза, а потом был ратифицирован в Российской империи
4) «Уставная грамота» не была подписана императором
7. Отметьте название организации, деятельность которой была запрещена Александром I, а члены организации в 1820 г. высланы из страны.
1) Орден иезуитов
2) Греческая православная церковь
3) Русское православное палестинское общество
4) Орден тамплиеров
8. Что из перечисленного характеризует развитие крепостной системы после Отечественной войны 1812 г.?
1) указ государя отпускал на свободу часть крестьян помещиков, которые владели более чем тысячей крепостных
2) государь обещал освободить к 1822 г. всех крепостных на европейской части России
3) крепостным запрещалось подавать жалобы на своих господ
4) крестьяне могли обжаловать ссылку в Сибирь, назначенную помещиком
9. Какая природная катастрофа произошла в столице Российской империи Санкт-Петербурге в годы правления императора Александра I?
1) землетрясение
2) цунами
3) наводнение
4) оползень
10. Как звали императора — отца Александра I?
1) Павел I
2) Пётр I
3) Николай I
4) Пётр III
Ответы на тест по истории России Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг. 9 классВариант 1
1-2
2-2
3-3
4-1
5-245
6-4
7-2
8-2
9-1
10-2Вариант 2
1-3
2-3
3-2
4-2
5-145
6-4
7-1
8-3
9-3
10-1
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 247390
Проходили 182689 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 ноября 2021 55362
Проходили 15662 раза
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
20 февраля 2022 45682
Проходили 22415 раз
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
18 февраля 2021 54094
Проходили 17976 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
4 февраля 2022 22973
Проходили 7838 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
8 февраля 2022 35816
Проходили 13253 раза
Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…
HTML — код
31 марта 2021 106315
Проходили 20388 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
12 марта 2021 40538
Проходили 14302 раза
Тест: Насколько вы харизматичны?
HTML — код
8 января 2021 30498
Проходили 8260 раз
Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?
HTML — код
31 мая 2021 29797
Проходили 9440 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML — код
23 марта 2021 84427
Проходили 28712 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
3 февраля 2021 72257
Проходили 23956 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
11 октября 2021 21932
Проходили 3506 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
17 февраля 2021 62182
Проходили 18871 раз
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
25 марта 2021 58122
Проходили 16198 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
27 января 2022 32484
Проходили 12215 раз
Тест: Кто ты из певцов?
HTML — код
Заключительный период правления царя
С 1820-х годов начинается заключительный период правления Александра I. Для этого времени характерно полное сворачивание реформ. Связано это было с нарастанием революционных процессов в Европе. Царь боялся, что они могут перекинуться на территорию России.
В этой обстановке он видел свою опору исключительно во дворянстве. На основании выпущенных законов только это сословие имело право владеть земельными наделами, населенными крестьянами. Если дворянин не имел земли, он не мог принимать участия в выборах. По всей стране началось преследование членов тайных организаций. В армии произошел возврат к палочной дисциплине.
Ситуация накалилась. Постепенно Александр I стал терять нити управления страной. Смерть отца, Павла I, оставила глубокий след в душе царя. Он боялся повторения его участи, поскольку часто не считался с мнением дворян. По этой причине он не хотел идти наперекор свой ближайшей опоре, понимая, что помещики не являются сторонниками либеральных реформ.
Однако последующие события показали, что Александром I были подготовлены условия для проведения серьезных преобразований. Случилось это во второй половине XIX века с приходом к власти Александра II.
>
Вариант 1
А1. Период правления Александра I
1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1825 гг.
3) 1807-1826 гг.
4) 1825-1855 гг.
А2. Упорядочение системы образования, предоставление значительной автономии университетам свидетельствовали о стремлении Александра I
1) ввести всеобщее среднее образование
2) следовать политическим курсом Павла I
3) прекратить все культурные контакты с Западом
4) проводить либеральный внутриполитический курс
A3. Органы какой власти назывались министерствами?
1) законодательной
2) исполнительной
3) законосовещательной
4) судебной
А4. В каком году был принят цитируемый указ?
К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи.
1) в 1796 г.
2) в 1801 г.
3) в 1803 г.
4) в 1810 г.
А5. Указ о «вольных хлебопашцах» предусматривал
1) отмену крепостного права
2) ликвидацию рекрутских наборов
3) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика
4) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины
А6. В годы правления Александра I Негласным комитетом называли
1) участников покушения на Павла I
2) высший законодательный орган власти
3) орган, ведающий делами о государственных преступлениях
4) круг близких царю людей, подготовивших проекты реформ
В1. Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите государственного деятеля начала XIX в., о котором идет речь.
__________ вышел из общественной среды, которой не знали прежние государственные дельцы… План его излагал основания уравнения русских сословий пред законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений — законодательных, исполнительных и судебных.
Вариант 1
1. Отметьте черту экономического развития России после войны 1812 г.
1) увеличение вывоза товаров за рубеж
2) дефицит бюджета
3) стимулирование развития государственного сектора отечественной промышленности
4) передача помещичьих земель крестьянам
2. Какое событие из названных произошло в 1820 г.?
1) разработан проект «Уставной грамоты Российской империи»
2) разработан проект отмены крепостного права
3) спущен на воду первый российский пароход «Елизавета»
4) организованы первые военные поселения
3. Закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении помещичьих земель был опубликован в
1) 1813 г.
2) 1816 г.
3) 1822 г.
4) 1825 г.
4. Неприкосновенность личности, свобода печати — положения
1) Конституции Польши
2) Манифеста об изгнании врага из России
3) указа о «вольных хлебопашцах»
4) проекта «Уложения Правительствующего Сената»
5. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Определения
А) вера в загадочное и необъяснимое человеческому разуму
Б) условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав
В) исключительное право на производство чего либо
Понятия
1) ценз
2) монополия
3) откуп
4) мистицизм
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Военные поселения были созданы с целью
1) экономии государственных бюджетных средств на содержание армии
2) поддержания монополии государства на производство табака
3) демонстрации эффективности отмены крепостного права
4) стимулирования развития отечественной промышленности
7. Автор проекта «Уставной грамоты Российской империи»
1) А.С. Строганов
2) Н.Н. Новосильцев
3) М.М. Сперанский
4) А.А. Аракчеев
8. Тарифный устав, стимулирующий развитие отечественной торговли, был принят в
1) 1803 г.
2) 1810 г.
3) 1812 г.
4) 1825 г.
9. Орган законодательной власти в Царстве Польском в соответствии с Конституцией, дарованной Александром I
1) Круг
2) Государственный совет
3) Рада
4) Сейм
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) создание Священного союза
2) наводнение в Петербурге
3) отмена крепостного права в Курляндии и Лифляндии
4) визит Александра I в имение А.А. Аракчеева в Грузино