Охота на волков
Волк наносит серьезный ущерб как животноводству, так и охотничьему хозяйству. Чтобы оценить масштаб наносимого волками ущерба, достаточно отметить, что в одной только Якутии в 2012 году волки уничтожили около 800 домашних северных оленей и более 200 лошадей. Именно ущерб наносимый волками животноводству во все времена являлся основной причиной охоты на серого хищника. Не следует забывать о том, что волк выполняет важную функцию в экосистеме, контролируя численность некоторых видов животных, а также уничтожая слабых и больных особей. Массовая и неограниченная охота на волков может представлять серьезную угрозу популяции волков.
До недавних пор охота на волка в России была разрешена круглый год. В настоящее время, в большинстве регионов, охота на волка разрешена с 1 октября по 28 февраля. В другое время охота на серого хищника запрещена.
Охотиться на волков достаточно не просто, из-за высокоразвитых органов чувств волка, хитрости и осторожности. Мясо волков не едят, трофеем является шкура волка, которая чаще всего используется для декоративного украшения помещения как напольный или настенный ковер
Мясо волков не едят, трофеем является шкура волка, которая чаще всего используется для декоративного украшения помещения как напольный или настенный ковер.
Чем питается волк и как он охотится?
Волк – непривередливый хищник. В основной рацион волка обыкновенного входят крупные копытные животные: олени, лоси, сайгаки, бараны и козлы. Но волк питается также зайцами, различными грызунами и птицами, ведь он непривередлив. Иногда волки могут съедать погибших членов стаи.
Большие скопления домашнего скота привлекают дикого и хищного волка. Поэтому вблизи ферм встретить серого волка – обычное дело. Волк питается мясом, поэтому в среднем зверю требуется 3-4,5 кг мяса в день. Волки запасают свой корм. Насытившись, животное волк закапывает оставшиеся куски мяса. Без еды волки могут обходиться более двух недель. В летний период рацион волка обыкновенного включает растительные корма, поэтому летом волк питается также фруктами и ягодами.
Принципы охоты волка очень разнообразны. В зимнее время волки охотятся коллективно на крупных копытных животных. Такой вид охоты волки применяют именно зимой. Главным преимуществом зимней охоты волка является наличие снежного покрова, по которому он с легкостью передвигается. Копытным животным снег значительно затрудняет возможность уйти от волка – дикого и хищного животного.
Любопытно, что коллективная охота волков предусматривает распределение обязанностей: часть стаи участвует в погоне за добычей, а другая перерезает путь добычи. На охоте нос волка – главный советчик. Он подсказывает дикому хищнику, где нужно искать добычу. Волки чувствуют запах даже небольшого животного, которое находится в паре километров от них. Именно с помощью острого обоняния волки могут преследовать жертву по следам. Волк охотится почти бесшумно.
Главным оружием волка являются зубы. Острыми клыками длиной в 5 см волк удерживает и тащит жертву, а остальными зубами – разделывает дичь. Зубы волка – это не только его оружие, но и защита, поэтому их потеря губительна для животного.
Особо крупных копытных животных волки убивают, нападая всей стаей и атакуют, пока их жертва не упадает. При этом первенство полакомиться добычей по праву принадлежит вожаку и его самке, они съедают лучшие куски туши.
Волк охотится очень осторожно. Незаметно подкрадываясь к животному, ловким прыжком хватает его за горло и валит на землю
Может часами сидеть в засаде и поджидать добычу целые сутки. Часто они могут следовать за стадом копытных животных, хищники не выдают своего присутствия, а выжидают удобного момента для нападения.
Волки очень хитры, в погоне они прекращают преследование, давая добыче уйти далеко вперед. Когда жертва снижает скорость, волк нападает вновь. Нередко волки нападают на лисиц. Но чаще всего они их не съедают. Нападая на стадо домашнего скота, волки могут отвлечь собак. Часть волчьей стаи нападает на собак, а остальные – на стадо.
Волки очень хорошо ориентируются на местности. Многие стаи используют одни и те же участки территории для загона жертвы в тупик. Охотясь на грызунов, волк прыгает на добычу, придавливает ее лапой и съедает. Этот прием охоты является обычным для волков в летний период.
Летом стая разделяется и хищники живут одиночно или небольшими группами. Волки питаются различными животными, используя отработанные приемы охоты. В летнее время чаще всего волк питается зайцами. Но даже при всех расчетливых ходах и ловких маневрах в охоте, заканчивается она не всегда удачно.
Нападения волка на человека
Существуют разные мнения об опасности волков для человека. В большинстве случаев на человека нападают волки больные бешенством. В отличие от других животных, таких как лисы и собаки, которые при заражении бешенством впадают в летаргию и становятся дезориентированными, волки при заражении мгновенно впадают в ярость. Нападая на человека или другую жертву, волки стремятся укусить его за шею или голову, что приводит к тому, что вирус бешенства намного быстрее попадает в мозг человека, намного раньше чем будет оказана медицинская помощь.
Кроме случаев нападения волков из-за бешенства, упоминается немало случаев нападения на человека вполне здоровых волков.
Некоторые исследователи приходят к выводу, что волки ведут себя агрессивно и даже нападают на человека в тех местах, где волкам не хватает естественной добычи, в таких местах волки кормятся за счет человека и меньше опасаются его. Также высказываются предположения, что нападения волков на людей случаются в летний период времени, когда волкам нужно кормить подрастающее поколение, а также при высокой плотности волков в угодьях.
https://youtube.com/watch?v=tsMMraEpBJE
Юкагирский фольклор
Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.
Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»
Вепсский фольклор
В вепсском фольклоре много частушек и лирических песен, сохранились пословицы, поговорки, крылатые выражения.
История вепсов, которые считаются потомками древнего племени весь, тесно связана с карелами, финнами, эстонцами и становлением Руси. В фольклоре вепсов, который создавался и на родном, и на русском языках, оставили след разные события: от освоения новых краев и основания новых деревень до принятия христианства и строительства церкви.
Издревле вепсы были земледельцами и искусными ремесленниками, промышляли охотой и рыболовством. Множество быличек посвящено взаимоотношениям людей с духами леса, бани и озера. В том числе это истории о проклятых ими людях, которые часто адресованы детям и носят назидательный характер, однако не менее интересны и взрослым.
Легли они на траву рядком. Вдруг двенадцатый брат говорит:
– Непорядок это. Все в серединке лежат, я один с краю. Холодно мне ночью будет, а ведь
я старший.
– И я с краю, – отозвался первый. – И мне холодно будет, а я ведь младший.
– Да, непорядок это, – сказал шестой.
– Непорядок, – сказал седьмой, – ложитесь-ка вы между нами. Вот и окажетесь в
серединке.
Только улеглись первый и двенадцатый между шестым и седьмым, второй и
одиннадцатый закричали:
– Теперь мы крайние!..
Вепсская сказка «Двенадцать умных братьев»
Хантыйский фольклор
Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.
Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.
Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.
– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает
у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому
отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей
летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!
Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошинг Урт»
Валентина Константиновна Вайс
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #439 | В ЗАКЛАДКИ |
Проверка навыка чтения в 4 классе за 1 полугодие.
класс4класс, 4 Ворон, волк и олень. Дунганская народная сказка
Однажды
– Ты, олень, будешь
– Ты
А в
–
Олень
–
Он
–
Так
– Э,
«Волк,
И с Н. Нуждина (424 слова)
Вопросы Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходят события,
а)
б)
в)
г) 2. Назови персонажей произведения.
а)
б)
в)
г)
д)
3. Как ворон распределил названых братьев
4. Какие качества волка проявились, когда
а)
б)
в)
г) 5. Определи наиболее точное значение слова
коварный
а)
б)
в)
г)
6. Восстанови с помощью цифр деформированный
а)
б)
в)
г)
д)
7. Какой из русских пословиц, на твой взгляд,
а)
б)
в)
г) С волками |
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
Детеныши волка – рождение щенков. Как стая воспитывает волчат?
Волчье логово – это нора, где волчица выводит детенышей волка. Волки устраивают логово в укромных местах. При этом место должно иметь хороший обзор. Часто волки используют пустующие норы других животных в качестве устройства логова.
Волки размножаются ежегодно в январе-феврале, впервые период размножения наступает в возрасте 2-3 лет. Продолжительность беременности волчицы около двух месяцев. Весной в логове на свет появляются детеныши волка. Обычно у самки рождается от 4 до 8 волчат. Щенки волка рождаются глухими и слепыми, первые дни жизни малышей волчица постоянно находится рядом. Они начинают видеть и слышать примерно на 10-12 день жизни.
Через три недели детеныши волка впервые выходят из логова и начинают пробовать мясо в это же время. Участие в выращивании и воспитании волчат принимает вся стая. Волки приносят к логову с малышами лучшее мясо.
У маленьких волчат окрас имеет серовато-коричневый оттенок, который с возрастом меняется. В возрасте 2 месяцев волчата уходят из логова, но все равно держатся поблизости норы. Такие места защищены растительностью от чужих взглядов. Щенки волка учатся основам охоты, нападают на землероек и мышей.
Детеныши волка быстро растут и их вес увеличивается почти в 30 раз за первые четыре месяца. Новорожденные волчата имеют голубой цвет глаз. В возрасте 8 месяцев глаза волчат меняются на желтый цвет. К концу первой зимы после рождения волчата достигают взрослых размеров. Живет волк обыкновенный 12-15 лет.
Чукотский фольклор
Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.
Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.
Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.
Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.
Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»
Как охотятся волки
Волк один из самых сильных, выносливых и хитрых хищников, который может выслеживать и без устали преследовать свою добычу.
Волки могут охотиться как в стае, так и по одиночке. В зимнее время волки охотятся стаей на крупных копытных животных. Волк с легкостью передвигается по снежному покрову, а крупным копытным животным передвигаться по снегу и уйти от волчьей погони значительно сложнее.
В большинстве случаев волки нападают на молодых, старых, больных или раненых животных, при этом волки чувствуют, какое из животных является сильным и здоровым, а какое больное или ослабленное.
При охоте волков стаей, у каждого волка есть своя роль в охоте, часть волков участвует в погоне за добычей, другая часть волчьей стаи перерезает добыче путь. При охоте волк в первую очередь пользуется своим обонянием. Чутье подсказывает волку где-находится его жертва, с помощью чутья волки преследуют добычу по следам.
При охоте стаей волки убивают жертву, нападая всей стаей, при этом право первым полакомиться тушей жертвы принадлежит вожаку и его самке, им достаются лучшие части туши добычи.
Волки очень хитрые животные, иногда они чувствуя, что не могут догнать добычу, прекращают погоню, когда жертва оторвется от них и снизит скорость, волки нападают вновь. Когда волки нападают на стадо домашнего скота, стая волков разделяется, часть нападает на собак охраняющих стадо, а остальные волки на само стадо. Волки способны использовать хорошо знакомые им участки территории, чтобы загонять свои жертвы в тупик и приканчивать их там. Часто стая волков долгое время втайне следует за стадом копытных животных, выжидая удобный момент для атаки.
Главное оружие волка это его зубы, острые клыки волка достигают длины 5 см, ими волк удерживает, убивает и тащит свою жертву. Зубы настолько важны для волка, что потеря зубов для него губительна.
Летом стая разделяется и волки охотятся по-одиночке. Основная летняя добыча волка это зайцы. Кроме зайцев, летом волк охотится на грызунов, при этом волк прыгает на грызуна сверху, придавливает его лапой и съедает
Волк, охотясь в одиночку, ведет себя очень осторожно. Он может часами сидеть в засаде, поджидая свою добычу
Незаметно подкрадываясь к своей жертве, волк стремительным прыжком хватает ее за горло, валит на землю и убивает.
https://youtube.com/watch?v=yj6BTfGBFTM
Ительменский фольклор
По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.
В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.
Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.
Ительменская сказка «Кутх и лиса»
Как живут волки?
Волк обыкновенный – животное социальное. Поэтому волки живут стаями, они вместе охотятся, играют и даже воют. Волчья стая – это семейная группа, которая состоит из животных разных возрастов и может насчитывать от 3 до 40 особей. Стаей управляет вожак или матерый волк – доминирующая особь мужского пола. Это самый умный, мудрый и сильный самец в волчьей стае. У вожака стаи есть подруга – доминирующая самка. Вместе они образуют пару, тем самым объединяя вокруг себя других волков, – это и есть волчья стая.
Стая волков имеет свою иерархию. Вожак в стае имеет непререкаемый авторитет. Это мудрый лидер и он дружелюбен по отношению ко всем членам стаи. Но чужаков матерый волк встречает исключительно агрессивно. В стае часто присутствует бета-самец – наиболее вероятный преемник вожака. Обычно это общий сын ведущей пары или брат лидирующего самца. Претендент на место главы стаи периодически демонстрирует агрессию к aльфа-самцу, как бы проверяя его статус, так как готов занять его место в любой момент.
Волка, который самостоятельно покинул стаю или же был изгнан, называют одиноким волком. У таких животных есть все шансы создать свою стаю.
Волки живут полагаясь на свои чувства. Они используют эти чувства для охоты и общения с другими волками. Прекрасный слух зверя позволяет услышать воющего волка на расстоянии в семь километров. Их обоняние в 100 раз сильнее, чем у людей. Серый волк способен бежать на скорости в 55 км/ч.
Волки живут стаями и у каждой стаи есть свой охотничий участок, который животные тщательно охраняют от других волков. В стае, где вожак следит за порядком, волки живут мирно и не дерутся. Стычки случаются с чужаками и волками-одиночками, которые нарушили границу участка. Каждая волчья стая имеет свою территорию и охотится только на ней.
Хозяева тщательно охраняют и метят свою территорию, оставляют царапины на поваленных деревьях либо старых пнях. Таким образом, дают понять, что лучше держаться подальше. Нежданных гостей наказывают, таковы жестокие законы волчьей стаи. Волчий вой, который слышится вокруг – способ оповещения о том, что территория уже занята.
Размер семейной территории волка обыкновенного зависит от ландшафта и колеблется в пределах от 50 до 1500 км². Выживание стаи зависит от размеров ее охотничьих угодий, поэтому волки тщательно защищают их. Если пищи на семейном охотничьем участке более чем достаточно, то на одном участке будет жить несколько поколений волков. Самые большие охотничьи угодья волков встречаются в открытых ландшафтах тундры и степи и составляют 1000-1250 км². В лесной зоне они значительно меньшего размера – 200-250 км².
Когда у волков нет маленьких детенышей, они кочуют. Волки странствуют как в стаях, так и в одиночку. В результате странствия животные иногда появляются в местностях, где уже несколько лет волков не видели. Кочующие волки за одну ночь пробегают до 70 километров.
В стаи серые волки собираются зимой. Если снег глубокий, волки в стае идут гуськом. Каждое животное следует друг за другом, ступая по возможности в тот же самый след. Волк обыкновенный очень хитер. Поэтому узнать по следам, из какого количества волков состоит стая, весьма затруднительно.
Зачем волки воют? Волки воют, потому как вой является способом их общения между собой. С помощью воя волки узнают, где находятся члены их семьи, объявляют о поимке добычи и захвате территории, или же просто – чтобы пообщаться с сородичами. Волки воют обычно в поздние вечерние часы. В течение года волки наиболее часто воют зимой, когда количество членов стаи достигает своего максимума. Волки начинают выть активнее к концу лета и с началом осени, а также когда щенки ведут освоение семейного участка и начинают перемещаться его территории.
Ненецкий фольклор
В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.
У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.
Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.
Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»
Эвенский фольклор
Бытовые эвенские сказки высмеивают глупость, жадность и лень и содержат полезные
наставления.
Эвенский фольклор очень разнообразен и включает исторические легенды, богатырский
эпос, песни, загадки, заклинания, бытовые и волшебные сказки. Персонажи
многочисленных сказок о животных – обитатели тайги, наделенные человеческими
качествами: хитрая лиса, трусливый заяц, доверчивый медведь, недалекий волк.
Древнейший жанр обрядовой поэзии, заклинание пиргэчен, берущее начало в охотничье-
промысловых обрядах, представлен в фольклоре эвенов обращениями к Солнцу, Луне,
Земле и духам – хозяевам стихий и природы.
У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой
женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и
сказал:
– Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.
– Что ты, волк, разве ты ей пара? – говорит росомаха. –Ты, ведь серый, родился из снега, а
мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.
Эвенская сказка «Медведь, росомаха и волк»
Энецкий фольклор
Зарисовки об оленеводстве и других традиционных промыслах легли в основу многих
сказок энцев.
Энецкий фольклор разнообразен: в нем есть и мифы, и исторические предания, и сказки о
животных, и небольшие былички. В эпическом фольклоре выделяют жанры «дёре» –
рассказы о реальных исторических героях, и «сюдобичу» – повествования о событиях и
героях мифологических. Их обычно исполняют речитативом с устойчивой ритмической
структурой.
Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у
реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума.
Смотрит – стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не
знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.
Энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице»
Эвенкийский фольклор
О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.
Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.
Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»
Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»
Долганский фольклор
Талантливые рассказчики и исполнители фольклорных преданий пользовались у долган
большим уважением, их считали избранниками добрых духов.
Для долганского фольклора характерно смешение самобытных черт с заимствованиями из
русских сказок, эвенкийских повествований о разбойниках, якутского эпоса олонхо.
Наиболее распространенный жанр – сказки: волшебные, бытовые и о животных.
Нарисованные талантливыми сказителями образы, по представлениям долганов, могли
становиться видимыми. Поэтому былины не рассказывали накануне охоты, чтобы не
спугнуть добычу.
Однажды убили эти люди по пути орла и стали делить его перья. Из-за дележа принялись
спорить и пререкаться: одному, мол, мало, а другому много перьев досталось Один
человек другому стал говорить:
– Мало перьев дал ты мне. Не стану теперь говорить на твоем языке!
И каждый из этих людей стал говорить на другом языке. Вот откуда пошли долгане,
якуты, тунгусы и самоеды. Вот почему появились народы, говорящие по-разному.
Долганская сказка «Откуда пошли разные народы»
Как выглядит волк?
Внешне волк серый обыкновенный очень напоминает собаку, что не удивительно, ведь эти животные имеют общих предков. Однако волк выглядит значительно крупнее. Длина тела волка может достигать 110-160 см, длина хвоста – до 52 см, высота в холке колеблется в пределах от 60 до 90 см, а масса тела дикого хищника может доходить до 80 кг.
Были случаи, когда вес отдельных особей превышал 92 кг. Средний вес волков варьируется от 30 до 65 кг. Размеры и масса волков зависят от географического расположения. Чем холоднее климат, тем крупнее животное. Самцы всегда крупнее самок.
Животное волк имеет густой, довольно длинный и теплый мех, который состоит из двух слоев, в связи с этим волк выглядит крупнее. Первый слой шерсти волка обыкновенного более жесткий и защищает от грязи. Второй – водонепроницаемый подшерсток, который защищает волка от холода и различных экстремальных условий природы. Животное серый волк очень выносливое.
Волк выглядит угрожающим и опасным зверем, имеет крепкое мускулистое тело, высокие сильные лапы и крупную широколобую голову с острыми ушами. Вытянутая и крупная морда с темными полосами сочетается с почти белыми щеками и светлыми пятнами в области глаз. Массивная морда волка к тому же очень выразительна. Хвост у серого волка довольно длинный и обычно опущен вниз. По его движению и положению можно судить о настроении хищника.
Волк обыкновенный имеет совершенно различную окраску, в зависимости от среды обитания. В лесах – это серо-бурый окрас. В тундре – более светлый, почти белый. В пустыне – серовато-рыжеватый. Есть даже белые особи, которые встречаются в Арктике, а также рыжие или почти черные. Подшерсток у зверя всегда серый.
Чем же волк отличается от собаки? Волк обыкновенный отличается от собаки не только внешне, но и своими следами. Дорожка следов у серого волка более ровная, чем у собак, и образует почти прямую линию. Также у волка другая длина следа, которая составляет 9-11 см, а ширина – 6-7 см, у волчицы это – 7-9 см и 5-6 см. Два средних пальца лапы волка более вынесены вперед, пальцы не растопырены и образуют значительно более рельефный отпечаток, чем у собаки.
Селькупский фольклор
Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.
В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.
Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.
Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»
Ареал
Волк является самым распространенным наземным хищником. Исторически ареал занимаемый волком был вторым по площади после ареала человека. В наши дни ареал волка и его общая численность значительно сократились, главной причиной этого стала деятельность человека: изменение природной среды, развитие городов и истребление волков в результате охоты на них.
Во многих регионах мира волк находится на грани полного исчезновения, но на севере Евразии и Америки волков все еще много.
В Европе волк встречается Испании, Португалии, Италии, странах Прибалтики, России, Белоруссии, Польше, в Скандинавских странах, на Балканах, и на Украине.
В Азии волки обитают в Корее, части территорий Китая и Индии, на Кавказе, в Казахстане, Киргизии, Афганистане, Иране, Ираке, на север Аравийского полуострова.
На всей территории Северной Америки, от Аляске до Мексики. В Африке волки встречаются в Эфиопии. В Южной Америке: в Бразилии, Боливии, Парагвае.
По численности, больше всего всего волков в России — 70 тысяч, в Канаде и Аляске 50 тысяч, на территории США 6500 волков, в Испании 2000 волков, в Польше 700 волков, в Италии 300 волков, в Норвегии и Швеции около 80.
Эскимосский фольклор
Один из самых распространенных мотивов в эскимосских мифах и сказках – тесная связь
человека и природы.
Эскимосский фольклор подразделяют на унипак («весть», «новость») и унипамсюк –
рассказы и предания о событиях прошлого, мифы и сказки. Значительное место в них
занимают духи – хозяева местностей, явлений природы, неодушевленных предметов и
даже различных состояний человечества. Широко известны истории о владычице моря и
хозяйке морских животных Седне и вороне Кутхе, предстающем в образе демиурга и
трикстера.
В третий раз запела женщина. Луна осветила берег, и охотник увидел, как к берегу
подплыл кит. Женщина быстро вниз побежала. Кит прислонился к большому
прибрежному камню. Встала женщина на камень и начала кормить и поить кита. Когда
накормила и напоила, из ноздрей кита человек вышел и на берег поднялся. Человек тот,
вышедший из кита, был молодой и красивый.
Эскимосская сказка «Кит, женщиной рожденный»