Андреев л.н

Краткое содержание для читательского дневника

Петька, 10-летний мальчик, уже 3 года жил у парикмахера Осипа Абрамовича и прислуживал в парикмахерской ему и подмастерью. Те на него часто кричали, потому что он был вялый, сонный, нерасторопный, неловкий.

Николке, тоже служащему в парикмахерской, было 13 лет, и он вёл себя как взрослый: курил, ругался скверными словами. К Петьке Николка относился хорошо, объяснял ему, как делать стрижки. Николку хозяин скоро хотел сделать подмастерьем.

Когда не было посетителей, мальчики смотрели в окно. На скамейках бульвара сидели грязно одетые люди, а рядом расхаживал сторож и смотрел, чтобы никто не ложился на скамейку или траву. Завсегдатаи бульвара были грубы, пьяны. Часто какой-нибудь пьяный мужчина был пьяную женщину, а окружающие смеялись. Дни тянулись скучно и однообразно, Петьке очень хотелось куда-нибудь в другое место.

Однажды приехала Петькина мать, кухарка Надежда. Она попросила Осипа Абрамовича отпустить Петьку на время на дачу, где живут её господа. Когда ехали в поезде, Петька всё время смотрел в окно и удивлялся, что в поле видна даль, а небо широкое и ясное. Мальчик был очень оживлён, и глаза его уже были не сонные.

На даче Петька первое время был ошеломлён новыми впечатлениями от леса, пруда, огромного неба. Но через некоторое время он освоился. С ним подружился гимназист Митя. Они купались в пруду, лазили по развалинам дворца.

Мальчик уже совсем забыл о парикмахерской и Осипе Абрамовиче. Но однажды барин привёз из города письмо для Надежды. Осип Абрамович писал, чтобы Петька возвращался, так как один подмастерье заболел.

Когда об этом сказали Петьке, он закричал от горя и стал кататься по земле. Но всё же на следующее утро ему пришлось ехать в Москву. В вагоне поезда мальчик сидел тихо, в окно почти не смотрел, глаза его снова стали сонными.

Когда мать довела сына до парикмахерской, он попросил её, чтобы спрятала удочку, которую сам вырезал из орешника. Надежда обещала это сделать и сказала, что Петька, может быть, ещё приедет на дачу.

И снова с утра до вечера стал мальчик прислуживать в душной и грязной парикмахерской. Снова на него кричали за то, что путает приказания или разливает воду, снова слышались за окном крики пьяных. А по ночам Петька рассказывал о даче Николке, который нигде, кроме города, не бывал.

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Оцените произведение:

3.35

Голосов: 139 Читать краткое содержание Петька на даче. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Вариант 2 краткое содержание Петька на даче

Герой рассказа – Петька работает в парикмахерской на побегушках. Бедному ребенку ничего больше не остаётся, иначе умрёт от голода. И вот хозяин отпускает ребенка на дачу, где его мама работает кухаркой. Жизнь на лоне природы напоминает ребёнку рай. И возвращение в город он воспринимает с ужасом.

В рассказе говорится об оторванности городских людей от природы, о радости возвращения к ней. Также важна социальная тема судьбы бедных детей.

Начинается рассказ со сцены в отвратительной парикмахерской. Здесь грязно, воняет, звучат ругательства, люди ведут себя нехорошо. И ребенку приходится тяжело трудиться, день за днём – безо всякой надежды на улучшение.

Из этого городского ада Петьке посчастливилось попасть на дачу с мамой. Естественно, несколько дней он привыкает к окружающей обстановке. Но вскоре ребенок снова становится собой – радостным, любопытным, бодрым мальчиком. Он играет, бегает, рыбачит, просто радуется жизни. Всё для него сказочно, даже облака кажутся похожими на ангелов.

И вот скоро ему объявляют, что пора опять возвращаться в тот серый грубый мир. Ребенок кричит и плачет, будто у него отнимают детство. Барин и барыня видят его страдания, даже сочувствуют ему. Но кому легко? И они, забыв о несчастном, которому могли бы легко помочь, идут развлекаться.

А Петька возвращается служить в парикмахерскую. Там есть его старший коллега – уже почти подросток. Так он рассказывает грязные истории о посетителях, ведёт себя отвратительно. Петька понимает, что ему самому грозит стать вот таким.

У ребенка нет сил противиться окружающей атмосфере, что-то поменять в ней, хотя бы, набравшись сил на даче, сохранить в себе детскую чистоту. Чувствуется, что здесь герой обречен «пополнить ряды» унылых горожан.

В основе рассказа о Петьке реальная история, которая произошла с однофамильцем писателя – модным парикмахером.

Читать краткое содержание Андреев Петька на даче

Счастье ребенка — это игры, свобода действий, единение с природой.О чем же рассказ «Петька на даче»? Мальчик Петя десяти лет от роду в полную силу работает помощником парикмахера в захудалой цирюльне. В свои 10 лет Петька уже много повидал. И обозленных людей, которые рады его ошибкам и готовы мгновенно отвесить подзатыльник, пьяных женщин и вечно дерущихся молодых парней. И ко всему этому он привык и ни считает это чем-то плохим, это обыденная жизнь окружающая его.

Мальчик с широко раскрытыми глазами смотрит на окружающий мир, впитывает в себя как губка, учится справляться с действительностью. Но его мысли, которые он никогда не озвучивает, заняты мечтами о «другом месте», где он никогда не был, но где ему будет хорошо и радостно.Но однажды мать Петьки, которая работала в городе, кухаркой, забрала мальчика на дачу к своим господам.

На даче Петька никогда не был.Сколько потрясений перенес Петька. Сначала он первый раз ехал на поезде через поля и лес. Затем он, наконец, приехал на дачу, которая окружена природой. Лес, речка, поля и тропинки — все это на первых порах испугало мальчика, и он стал тихим, слегка задумчивым и робким. Но прошло всего лишь два дня и Петька, подружившись с соседским мальчишкой, стал исследовать окружающий мир.Однако все хорошее имеет свойство заканчиваться.

Так и однажды матери мальчика пришло письмо от парикмахера, с указанием того, что Петька должен вернуться и приступить к своим обязанностям. И хоть умом мальчик понимал, что возвращаться необходимо, что отдых на даче не будет бесконечным, детское сердце не хотело этого. Петька держался, как мог, но не справился и разрыдался на глазах у взрослых. И слезы его говорили, о нежелании вновь становится взрослым, вновь приступать к работе.

Слезы эти были всплеском душевных страдание, от горя разлуки с окружающей природой, о незаконченных детских проделках.Мальчик вернулся в городок, но в память о счастливых каникулах Петька привез с собой самодельную удочку, которую попросил сохранить свою маму, та в свою очередь согласилась это сделать.

Ведь мама Петьки хоть с виду и совсем не очень уж нежная женщина и не привыкшая пестовать своего дитя, на самом деле очень любит Петьку, но в силу обстоятельств не может прекратить его работу, не может дать ему то, что называлось бы счастливым детством.А в городе все те же пьяные женщины, обозленные мужчины и парикмахерская. Уныние, тоска и взрослая жизнь маленького мальчика Петьки.

Анализ рассказа Андреева «Петька на даче»

Среди огромного множества поучительных детских рассказов стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче»

. В основе сюжета лежит реальная история знаменитого в то время парикмахера Ивана Андреева, однофамильца автора.

Первая публикация рассказа была в 1899 году в «Журнале для всех». По остросоциальной направленности произведение сравнивается с рассказом «Ванька» Антона Чехова.

Главный герой – мальчик Петя

бедного происхождения. Ему всего лишь 10 лет, но его лицо уже избороздили тоненькие морщинки – так что он стал походить на состарившегося карлика. В свои годы он уже узнал, что такое рутинный изнуряющий труд.

Мать по имени Надежда отдала мальчика в ученики к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Это был грозный и постоянно недовольный мужчина. Его просьба «Мальчик, воды!» всегда звучала резко. Парикмахер не давал своим ученикам спуску и наказывал за оплошности.

Петька почти нигде не бывал, кроме душной парикмахерской, где все его дни проходили одинаково серо. Поэтому у него появилась мечта – найти какое-то другое место, где ему будет хорошо.

Приятель Петьки, Николка

, был старше на три года и намного опытнее. Он уже утратил былую мечтательность и стал маленьким циником. Да и как таким не стать, когда дети видели вокруг только похабных опустившихся людей: по улицам ходили пьяные мужчины и часто избивали таких же пьяных дам.

Но однажды произошла чудо: мать повезла мальчика на дачу к богатым хозяевам. Она там должна была прислуживать на кухне. Петя очень воодушевился возможностью увидеть что-то новое и необычное. Он не знал, что такое дача, но уже с нетерпением ждал, когда они там окажутся.

Ожидания мальчика оправдались. Свежий воздух, прекрасная природа так сильно отличались от душного города, что Петька вначале даже сконфузился. Ему помог освоиться гимназист Митька

. За несколько дней герой очень привык к обстановке, ведь для ребенка это место очень подходило. Поэтому когда пришло письмо с вызовом в город, Петя долго не мог понять, зачем ему опять туда ехать, ведь парикмахерская и Осип Абрамович для него стали уже почти не реальными. Мальчик вначале непонимающе смотрел на всех, а потом начал кричать, словно раненый зверь. Но вскоре смирился и молча уехал в город вместе с Надеждой.

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву.

Автор подымает в рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства.

Очень яркая художественная деталь в рассказе – ранние морщины Пети. Ему только 10 лет, но он трудится, как взрослый. Ребенок не знает, что такое праздники и от этого становится похожим на состарившегося карлика. Но, как только он приезжает на дачу, его морщины разглаживаются.

В рассказе представлены два мира: город и дача. Город душит Петю взрослыми обязанностями, а дача дарит герою детство.

Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

Рассказ «Петька на даче» Андреева — призыв к гуманности по отношению к детям. Писатель понимал, что только реальные действия на государственном уровне могут изменить ситуацию.

Главные герои

Анализ «Петьки на даче» будет неполным без характеристики основных действующих лиц. В центре истории — Петька, сын кухарки Надежды. Его основные личностные черты:

  • бойкость;
  • жизнерадостность;
  • озорство.

Но из-за работы Петька стал забитым, зашуганным, малоподвижным. Его мама — добрая и заботливая женщина. Она как могла воспитывала сына. Ей пришлось пристроить мальчика на учебу, так как это позволило бы ему получить профессию.

Еще один главный герой «Петьки на даче» — Митя, гимназист, общительный и веселый мальчик. Является большим фантазером. В рассказе встречаются и другие персонажи. Например, владелец парикмахерской — Осип Абрамович, черствый и равнодушный мужчина. Подмастерье — Николка. Ему 13 лет, он грубый и злой, разочарованный в жизни.

Действующие лица

Автор своим произведением учит тому, что каждый ребенок должен радоваться и веселиться, а ни в коем случае работать. Кроме этого, писатель учит ценить каждый счастливый момент в жизни. Для передачи своих мыслей Андреев использует такие образы:

  1. Петька — маленький мальчик, неустанно трудившийся в парикмахерской наравне со взрослыми. Это бойкий и жизнерадостный ребенок, который со временем превращается в жалкого и запуганного мальчишку.
  2. Надежда — мама главного героя, работающая кухаркой. Добрая, милая и отзывчивая женщина. Она сильно любила своего сына, и каждый раз жалела его после тяжелого рабочего дня.
  3. Осип Абрамович — жестокий мужчина, черствый работодатель Петьки.
  4. Николка — тринадцатилетний паренек. Злой, грубый мальчик, лишенный детства. Он работал подмастерье и иногда забывал, что такое детская радость.
  5. Митя — веселый, озорной мальчик. Друг Петьки, который постоянно фантазировал.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

Темы

Тематика рассказа «Петька на даче» поможет аргументировать свою точку зрения в любом эссе, родственном по содержанию:

  • Основная тема в рассказе «Петька на даче» — детство. Что чувствует ребёнок, попавший в совсем не детскую обстановку? Он превращается в маленького старичка с тонкими морщинами, становится беспомощным и запуганным, не видит ничего, кроме грязной парикмахерской, не чувствует ничего, кроме грубости Осипа Абрамовича. Ребёнок – это ещё не сформировавшаяся личность. То, что заложат в него взрослые, может остаться с ним на всю жизнь. Мальчик может просто потерять детство, находясь в бесконечно повторяющихся днях, не наполненных новыми впечатлениями, не дающих ему ничего, кроме муки. Герой всё время хочет спать, потому что чувствует в этом отдушину и бегство от реальности. Его постоянное ощущение бесконечного сна становится верой в то, что когда-нибудь он проснётся. И он, действительно, просыпается, когда поезд несёт его в новый и чистый мир. Такой контраст заставляет читателя увидеть состояние ребёнка.
  • Противопоставление бедности и богатства, города и деревни также заставляет нас задуматься над тем, как глубока пропасть между этими крайностями. Николка — как раз тот человек, который наверняка пронесёт в себе те злобные и грязные чувства, впитав их в себя в детском возрасте, ведь он брошен в городской среде на произвол судьбы. Он перестал сопротивляться, поэтому от его взгляда всегда исходит некое презрение к окружающему миру, дерзость и ухмылка, посланная нелёгкой действительности. Митя, в противовес мальчикам, вырос на воле, где он предоставлен природе и свету. В весь как бы пропитан солнцем: он весёлый, смелый, общительный и открытый. Он занимается тем, что любит: изучает вместе с Петей развалины старинного дворца, рыбачит и придумывает различные игры.
  • Также в рассказе основной темой является любовь. Она исходит от матери Пети, которая всеми силами пытается улучшить жизнь ребёнка, но пока ей это мало удаётся. Она уговорила барина разрешить привезти своего ребёнка к ним на время. Когда Надежда с сыном едет в поезде, она не пытается его остановить или отругать за то, что он бегает от окна к окну и наблюдает за голубым небом. Напротив, она защищает его от господина, нахмуренно глядящего на мешающего ему ребёнка. В конце своего путешествия Петя шепчет маме, чтобы она спрятала удочку, с которой он ходил на рыбалку. Она в ответ обещает выполнить его просьбу, говоря о том, что, может быть, Петя сможет снова посетить дачу. Надежда радуется тому, что ребёнок окреп на воле. Также тема любви звучит в новых детских ощущениях Пети: он любит цветы, которые растут на полянке, он следит за красотой неба, по которому плывут маленькие белые облачка. В нём просыпается привязанность к природе. Всё пережитое он вряд ли забудет по приезде в город. Такие впечатления останутся в маленьком сердце и будут жить в нём до новой поездки за город.
  • Тема бедности – одна из острых тем, затронутых автором в рассказе «Петька на даче». Немытый Петька, грустная и одинокая Надежда, которая не может содержать своего сына – это первый план. А на заднем плане, как декорации к страшной обстановке, читатель видит грязную парикмахерскую. На стене висит картина с изображением нагих женщин, пыльная и засиженная мухами. Перед нами предстаёт и бедный духовно квартал, где расположены неподалёку от парикмахерской дома «дешёвого разврата». В окрестностях бесконечно слышится ругань, жители и прохожие постоянно наблюдают драки и пьянство. Л.Н. Андреев описывает, как муж бьёт свою пьяную жену на улице, и она лежит на земле с растрёпанными волосами. И на этом фоне находится ребёнок, чьё сознание ещё не сформировано. Все неясные ему ужасы происходят на его глазах. Он растёт в безобразной среде, день за днём проживая одинаково и серо, поэтому иссушается его душа.
  • Среди этого хаоса духовной и материальной нищеты можно разглядеть еле-еле проглядывающуюся, но такую важную тему, на которую хочется уповать ежедневно – это надежда. В Пете, бесспорно, останется надежда на возвращение в Царицыно, на встречу с Митей. Светлая надежда звучит в словах матери: «Может, ещё приедешь». Ведь на даче осталась удочка, ведь жизнь не заканчивается одной парикмахерской, ведь где-то она всё-таки есть, и Петя её нашёл! Не зря его мать зовут Надеждой, ведь именно она повезла его в мечту, она показала ему новый чудесный мир.

Жанр и литературное направление

В ранних рассказах Леонида Андреева (как не раз отмечали критики и как заявлял и он сам) очевидны традиции Диккенса и Достоевского. Именно в этих реалистических традициях в целом выдержано повествование о маленьком обитателе городского дна (тема для реализма ХІХ века отнюдь не новая).

Однако уже и в этом незатейливом рассказе Леонид Андреев обнаруживает то свойство своего таланта – современность поворачивать к читателю гранями и гримасами обречённого мира, – за которое при жизни писателя его причисляли то к «декадентам», то к «символистам», а посмертно даже пытались объявить отцом русского экспрессионизма.

Сюжет

Кухарка Надежда сама воспитывала сына Петьку, и ей приходилось несладко. Когда мальчику исполнилось десять лет, она отдала его на обучение в дешевую парикмахерскую. Владелец, парикмахер Осип Абрамович, пообещал женщине сделать из ее сына человека, однако на новом месте Петька только тем и занимался, что подметал полы, да по первому слову хозяина приносил воду.

Единственным приятелем Петьки был тринадцатилетний Николка, который уже ходил в подмастерьях у хозяина. Мальчик считал себя гораздо старше Петьки, и все время задирал нос. Кроме того, он много курил, сквернословил и не стеснялся рассказывать неприличные истории о женщинах.

Жизнь Петьки стала просто невыносимой. С утра и до позднего вечера он слышал одни лишь крики и ругань хозяина и подмастерьев, выполняя всю черную работу. Окна парикмахерской выходили на улицу, открывая вид на убогую действительность: пьяниц, бездомных, низкого пошиба женщин. У Петьки никогда не было праздников и даже выходных, все дни были похожи друга на друга, и жизнь казалась мальчику каким-то затянувшимся неприятным сном.

Петька заметно похудел, побледнел, на его лице появились мелкие морщинки. Он очень хотел покинуть ненавистную парикмахерскую, и каждый раз просил об этом мать, но Надежда не могла себе этого позволить, и только жалела сына. Однажды она уговорила Осипа Абрамовича ненадолго отпустить мальчика на господскую дачу, где она работала кухаркой. Так Петька впервые оказался в поезде, и эта поездка поразила его воображение.

На даче Петька, привыкший к грязным городским улицам, очень быстро освоился. Он бегал босиком, валялся в траве, изучал окрестности. С лица мальчика исчезли морщинки, взгляд перестал быть сонным. Петька завел дружбу с гимназистом Митей – большим выдумщиком и фантазером. Он показал Петьке самые красивые места и научил удить рыбу.

Но вскоре сказка закончилась – Надежда получила письмо от Осипа Абрамовича, который срочно требовал возвращение маленького помощника. Узнав об этом, Петька долго горько плакал, но затем смирился со своей участью и вернулся в город. Жизнь его стала по-прежнему унылой и безрадостной.

История создания

У героя рассказа был реальный прототип. Автор был знаком со своим однофамильцем Иваном Андреевым, известным московским парикмахером. Чтобы добиться высокого уровня мастерства в этом непростом ремесле, Ивану пришлось всё детство потратить на постоянную работу у цирюльника. Это было обычной практикой в те времена: у бедняков денег на содержание детей не было, и они отдавали ещё не выросших ребят к кому-нибудь в подмастерья, чтобы у них была крыша над головой и не пустой желудок. Отношение «учителей» к детям в таких своеобразных школах было отвратительное. Воспоминания Ивана Андреева о своём детстве и легли в основу сюжета рассказа «Петька на даче». Впервые произведение вышло в 1899 году, на страницах издания «Журнала для всех».

Сочинения

Петька на даче — рассказ Андреева, с которым мы познакомились в школе на уроке литературы в 5 классе. Работа автора читается легко, а раскрывает нам острые социальные проблемы. Этот рассказ знакомит нас с мальчиком Петькой и его судьбой, о чем мы расскажем в кратком содержании. Рассказ Андреева Петька на даче в сокращении поможет многим познакомиться со смыслом произведения, узнать о жизни главных героев и ответить на другие вопросы, что относятся к данному произведению.

Рассказ Петька на даче краткое содержание

Итак, если говорить о сюжете рассказа Петька на даче и его кратком содержании по плану, то мы познакомимся с десятилетним мальчиком, который родился в бедной семье и был отдан матерью в ученики к парикмахеру. Все его детство проходит в услужении и в выполнении своих обязанностей, то есть, убрать да воду поднести. Сама же парикмахерская находилась в квартале, заполненном домами разврата, поэтому мальчик из окон парикмахерской мог видеть только пьяных мужчин и полураздетых женщин, которые сидели на лавках и выпивали. Порой он наблюдал драки. Так и проходила его жизнь. Трудился Петька много, не высыпался, работал без выходных. Ребенок в свои 10 лет был похож на маленького старичка, худого и сгорбленного. Но он все время надеялся попасть в нужное место, где бы ему было хорошо. Он просил маму забрать его. Однажды она отпросила мальчика и взяла с собою на дачу к хозяевам. Уже в дороге ребенок изменился. Он ожил. Ему было все интересно.

Прибыв на дачу, Петя попал в незнакомую для него среду, где он всего боялся, но это прошло. Спустя три дня, ребенок полностью освоился. В этом ему помог Митька. Они вместе ходили на рыбалку, играли, веселились. Морщинки у Петьки вмиг разгладились. Мальчик понял — это то самое место, о котором он мечтал. Ребенок был по-настоящему счастлив, пока не пришло письмо из города. В письме цирюльник требовал, чтобы Петька возвращался и приступал к своим обязанностям. И здесь ребенок не просто заплакал. Он закричал нечеловеческим голосом.

Но, ничего не поделаешь, все равно ему пришлось вернуться. Только теперь он ехал молча, в окна не смотрел. Он вновь возвращался в грязную парикмахерскую, где вновь начались однообразные будни и только ночами он мысленно мог возвращаться на дачу, рассказывая своему партнеру истории о своей поездке.

Описание Петьки

Делая анализ рассказа Андреева, остановимся на описании Петьки, который является к тому же и главным героем. Вначале мы видим бедного ребенка, чье детство проходит не интересно. Мало того, можно даже сказать, что детство у него забрали, и Петьку поглотили трудовые будни. От этого он ходит унылым, не высыпается. У глаз появились морщины и он стал похожим на состарившегося карлика. Однако стоило ему попасть на дачу, где его окружала красивая природа, свежесть, свобода, ребенок преобразился. Он посвежел, морщины, которые его состарили, исчезли. Как это не странно прозвучит, но ребенок помолодел. Он стал счастлив и увидел, как это быть ребенком с настоящим детством. Жаль только, что все для него быстро закончилось, ведь Петьке вновь пришлось возвращаться в город.

Петька на даче герои

Говоря о главных героях рассказа Андреева, то здесь главным персонажем является Петька. Второстепенными героями являются его мать, парикмахер Осип Абрамович, Митька гимназист и Николка.

Сочинение по рассказу Андреева «Петька на даче»

А какую оценку поставите вы?

Сюжет

Одинокая бедная кухарка Надежда отдала 7-летнего сына на обучение ремеслу парикмахера. Хозяин парикмахерской пообещал ей, что сделает из мальчика хорошего мастера. А пока работа Петьки состояла в прислуживании подмастерьям и парикмахеру.

Жизнь мальчика была скучной, безрадостной, однообразной. Из окон парикмахерской Петька видел пьяниц да бездомных. Мальчику всё окружающее стало казаться каким-то сном.

Однажды Надежда уговорила парикмахера отпустить Петьку на дачу, где жили её господа. Поездка в поезде очень понравилась мальчику. На даче он поправился, целые дни проводил на улице, играл, рыбачил, подружился с гимназистом Митей.

Когда хозяин парикмахерской срочно вызвал Петьку на работу, у мальчика началась истерика. На следующий день Надежда проводила сына в парикмахерскую. Жизнь мальчика снова тоскливой и безрадостной.

Краткое содержание рассказа «Петька на даче» тут.

Композиция

Композиция произведения кольцевая:

  • Петька вынужден работать в унылом городе.
  • Судьба даёт шанс мальчику побывать на господской даче.
  • Он вынужден вновь вернуться в город.

Действие рассказа начинается и заканчивается в парикмахерской, где работает главный герой. Кульминационный (то есть самый напряжённый) момент в произведении: Петька на даче узнаёт, что ему нужно возвратиться в Москву.

Композиция рассказа «Петька на даче» состоит из следующих частей:

  • Экспозиция (вступительная часть сюжета) — описание парикмахерской и людей, работающих в ней.
  • Завязка (событие, с которого начинается конфликт произведения) — Петька узнаёт, что поедет на дачу.
  • Развитие действия — прекрасная, счастливая жизнь мальчика на даче.
  • Кульминация (момент самого большого напряжения в развитии действия) — мальчик узнаёт, что должен вернуться в город.
  • Развязка (заключительная сцена) — Петька снова работает в парикмахерской.

Заключение к краткому содержанию

  • детский труд;
  • жизнь в городе и на загородном приволье;
  • влияние на детей условий, в которых они живут, и окружающих людей.

Основная мысль (идея) рассказа «Петька на даче»: детский наёмный труд — ужасный пережиток прошлого. У каждого человека должно быть нормальное детство без тяжёлых забот, так как подневольный труд лишает ребёнка интереса к жизни.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника и для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Характеристики героев романа Александра Дюма-отца «Три мушкетёра»

Сравнительная характеристика Владимира Дубровского и Маши Троекуровой — героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»

«Нос» — краткое содержание и пересказ по главам повести Н. В. Гоголя

«Невский проспект» — краткое содержание и пересказ повести Н. В. Гоголя

Характеристики героев поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»

«Корова» — краткое содержание и пересказ рассказа А. П. Платонова

Образ и характеристика городничего — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Образ и характеристика Азамата — героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: