Краткое содержание по главам
Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.
Главы 1 — 3
Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни — кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».
Главы 4 — 6
Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.
Главы 7 — 9
Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.
Затем заявляет, что он предал не Христа, а первосвященников, что находятся рядом, и теперь на них будет висеть вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда отважился перечить и осуждать убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек?».
Затем он поднимается на Голгофу к Христу и оканчивает свою жизнь повешением. Он единственный из учеников Иисуса, кто преданно следует за своим Проповедником.
Проходит время, и всё больше людей узнаёт, кто предал Христа. Во все века имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Божьего Сына.
Список и краткая характеристика героев повести «Иуда Искариот»
Главные герои:
- Иуда Искариот – один из апостолов Иисуса. Не имеет семьи, бросил жену несколько лет назад, так и не заведя детей. Не обладает внешней привлекательностью: череп странной формы, перекошенное лицо, одна сторона которого очень живая, с черным, хитро прищуренным глазом, а вторая неподвижная, как посмертная маска, со слепым, незакрывающимся глазом, рыжие растрепанные волосы и крайне неприятный голос. Ростом он высок, часто сутулится, худощав, обладает достаточной силой, хотя предпочитает это скрывать. Иуда очень двуличный человек: почти постоянно врет, ворует, любит жаловаться и хвастаться, в то же время храбро и отчаянно защищает Иисуса.
- Иисус Христос (Назарей) – Сын Божий, проповедует свое учение, странствуя по разным поселениям и читая философские притчи вместе со своими учениками – апостолами. Он воплощает собой идеал, обладая как внешней, так и внутренней совершенной красотой. Иисус часто молчит, погружаясь в собственные раздумья. Добрый и смиренный, он учит всепрощающей любви, принимая к себе самых разных людей, даже таких двуличных, как Иуда.
- Апостолы (Иоанн, Фома, Петр, Иаков-Старший) – ученики Иисуса Христа, которые, в отличие от своего учителя, далеко не совершенны и обладают вполне человеческими качествами: завидуют, осуждают, соревнуются брезгуют, ведут себя слишком наивно, или наоборот – излишне самоуверенно. В начале они не признают Иуду, относятся к нему с подозрением. Позже смеются над его историями и осуждают за ложь. В конце апостолы показывают всю свою трусость и даже не пытаются спасти Иисуса, а Петр, один из самых любимых учеников, трижды отрекается от Христа.
Второстепенные герои:
Каиафа – один из главных вершителей суда над Иисусом Христом, член Синедриона, первосвященник и зять Анны. Отличается честолюбием, гордыней и надменностью.
Анна – пожилой первосвященник
Он боится народного возмущения, поэтому всегда действует осторожно. Хитрый и суровый человек
Именно к Анне идет Иуда с намерением предать Иисуса, но старик соглашается не сразу, брезгуя Искариотом.
Понтий Пилат – римский префект Иудеи, прокуратор. Он признает Иисуса невиновным, но по требованиям народа, приговаривает Христа к распятию. Он поражен людской жестокостью и при всех умывает руки – в знак того, что на нем нет вины в смерти Иисуса.
Мария Магдалина – молодая последовательница и почитательница Иисуса. В прошлом блудница, вставшая теперь на путь истинный. Робкая, стыдливая, очарованная жизнью, будто сказкой, девушка.
Другие детали анализа повести «Иуда Искариот»
Вся наружность Иуды совпадает с его характером. Но, внешняя худощавость сближает его с образом Христа. Иисус не отстраняется от предателя, ведь он должен помогать всем. И он знает, что тот его предаст.
У них есть взаимная любовь, Иуда тоже любит Иисуса, слушать его речи с придыханием.
Конфликт происходит в момент, когда Иуда обвиняет людей в порочности и Иисус отдаляется от него. Иуда это чувствует и воспринимает достаточно болезненно. Предатель считает, что окружение Иисуса — это лжецы, которые заискивают перед Христом, он не верит в их искренность. Также он не верит в их переживания после смерти Иисуса, хотя сам страдает.
У Иуды возникает мысль, что умерев, они встретятся снова и смогут сблизиться. Но, известно, что самоубийство — это грех и учителю не суждено встретиться со своим учеником. Именно со смертью Иисуса открывается и предательство Иуды. Иуда покончил свою жизнь самоубийством. Он повесился на дереве, растущем над пропастью, чтобы когда ветвь обломалась, он разбился о скалы.
Анализ повести «Иуда Искариот» был бы не полным, если бы мы не отметили, чем принципиально отличается повествование Евангелия от повести «Иуда Искариот». Отличие трактовки сюжета Андреева от Евангелия заключается в том, что Иуда искренне любил Христа и не понимал, почему он испытывает эти чувства и они есть у других одиннадцати учеников.
В этом сюжете прослеживается теория Раскольникова: с помощью убийства одного человека преобразить мир. Но, конечно же, она не может быть верной.
Несомненно, произведение было критиковано со стороны церкви. Но Андреев вложил такую суть: интерпретация природы предательства. Люди должны задуматься о своих поступках и привести мысли в порядок.
Надеемся, анализ повести «Иуда Искариот» был вам полезен. Мы рекомендуем прочитать эту повесть полностью, но при желании вы можете познакомиться и с кратким содержанием повести.
Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева
Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.
Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.
Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.
Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.
История Иуды
Последователи Иисуса неоднократно говорили, что Иуда — странный человек. Он ссорил других учеников, мешал им заниматься своими делами. Никто не мог вспомнить, когда именно Искариот присоединился к последователям Христа. Постепенно к нему привыкли и стали терпимо воспринимать. Ему поручили держать денежный ящик, а это значит, все хозяйственные заботы легли на его плечи.
Искариот покупал одежду, провиант и давал деньги нищим. Дурная слава следовала за ним. Сначала апостолов обвинили в краже козленка, потом Иисуса посчитали одержимым бесом. Иуда защищал учителя от толпы и поэтому сказал, что Христос мошенник, как и он сам. Апостолы не оценили такого поступка. Не понимали они, что Искариот спас им всем жизни. Даже Иисус этого не осознал.
Были и другие истории. Например, как-то раз ученики решили устроить соревнования. Целью было скинуть самый тяжелый валун со скалы. Иуде удалось это сделать, но Петр начал молиться и просить бога не допустить его победы. В это время Иисус только грустно заметил, что кто же тогда поможет победителю.
Не раз Христос защищал своего ученика.
Предательство и страшная казнь
Искариот отправился к первосвященнику Анне. Он предлагает осудить Иисуса из Назарета. Женщина гневается и прогоняет его. Так происходит несколько раз. Потом Анна с презрением предлагает Иуде 30 серебренников. Тот сначала злится, но потом соглашается на эту сумму.
Потом Искариот вернулся к Иисусу. Он окружил учителя лаской и заботой. Он ни с кем не ссорится, проявляет услужливость и внимательность к другим ученикам. Внутри себя Искариот доволен. Никто теперь не забудет его имени, навсегда себя внес он в историю.
Иисуса схватили римские воины. Они избили его, отвели на Голгофу и казнили. Иуда не верил своим глазам. Исполнилась его мечта, но она же превратилась в кошмар. Никто из учеников не стремился защищать учителя. После смерти Иисуса Искариот вернулся в Синедрион. Там он рассказал, что проповедник был невинным и чистым. Именно в этот момент Иуда стал пророком. Мужчина рассказал о моменте казни и о том, что даже солнце потускнело, словно с ужасом смотря на землю и спрашивая, где же люди.
Повесть Андреева позволяет познакомиться с немного иной библейской историей. Автор не пытался исправить религиозный текст, он только показал, что может двигать людьми.
Кратко об истории создания произведения
Произведение написано русским писателем-экспрессионистом Леонидом Андреевым в 1907 году. Ее впервые выпустили под названием «Иуда Искариот и другие» в сборнике товарищества «Знание» за 1907 год.
Идея написать произведение, рассматривающее психологию предательства, появляется у Леонида Андреева еще в 1902 году. В 1906 году он делится своими идеями касательно повести в письмах к брату. Однако только после смерти жены, в декабре 1906 он сможет воплотить свои замыслы на бумаге.
Леонид Николаевич несколько раз перечитывает Евангелие, множество раз исправляет и переписывает повесть. Наконец 24 февраля 1907 года убрав последние недочеты, обращается в издательство «Знание», которое в дальнейшем выпускает его произведение в одном из альманахов.
Повесть, переведена на множество языков, еще при жизни писателя активно печатается по всему миру.
Глава вторая
Постепенно Иуда стал своим. Ему удалось добиться расположения некоторых учеников, хотя врал он, как раньше, но вранье придавало шарм его историям. Его роль в коллективе слежение за денежным ящиком и выполнение хозяйственных работ.
Искариот уверен, нет человека, который бы не согрешил. Он постоянно жаловался, что все его хотят обмануть и оклеветать. Остановившись на ночлег в одном селении, их обвиняют в краже козленка только потому, что Иуда ходит рядом с Христом. Козленок нашелся, но люди убеждены, что Иисус вор. После этой истории отношение Христа к Иуде изменилось. Он все чаще не замечал его, а при разговоре с учениками демонстративно садился к нему спиной.
Другой случай, произошедший с Христом, вновь показал, что Иуда прав. В деревне, куда Иисус пришел с проповедью, местные встретили их враждебно, а после проповеди обвинили в лицемерии и хотели закидать камнями. Так и произошло бы, если бы не Иуда, яростно бросавшийся на толпу в попытке защитить Христа. Он грозил и умолял, лгал, давая возможность Христу и ученикам уйти. Припадая на колени, он тряс денежным мешком, заявляя во всеуслышание, что Иисус такой же вор, как его ученики, как и сам Иуда. Гнев толпы сменился на смех и отвращение. Иуда ожидал похвалы и благодарности, ведь он всех спас, но Иисус не разделил его ликования по поводу победы.
Образ Иуды как ключевой в произведении Л.Андреева
Вокруг личности Иуды из Кариота практически постоянно витают дурные слухи, его считают одним из тех людей, от которых лучше всего держаться подальше. Последователи Иисуса Христа постоянно предупреждают Мессию об этом. Иуда покинул свою супругу в бедности, никогда у этого человека не было детей – Бог, говорили, видел его тёмную душу и не желал, чтобы такой человек оставил в мире наследников. Картину дополняет внешний облик Иуды. Неприятный, «досадно-жидкий» голос; лицо, точно сшитое из двух половинок. Одна – находящаяся в постоянном движении, усеянная множеством морщин, с острым чёрным глазом, и вторая, отличающаяся мертвенной гладкостью и отпугивающая взор широким, открытым, затянутым бельмом оком. Даже внешность этого человека вселяла в окружающих недоверие, ощущение тревоги.
2 вариант
Повесть Андреева «Иуда Искариот» интересна по своему содержанию, сложна, местами противоречива. За основу автор взял известную библейскую историю об Иисусе Христе, его апостолах-учениках и, в частности, о предательстве Христа Иудой. Однако, как видно уже из названия, на первый план он вывел вовсе не Христа, а его предателя – Иуду Искариота.
Андрееву удалось создать сложный образ апостола, полный противоречий. Один его внешний вид внушает читателю неприязнь, Иуду можно назвать уродливым, исходя из описания его внешности. Прочим апостолам его вид также внушает чувство опасности, недоверие. Однако гораздо более противоречивым является внутренний портер Иуды Искариота. С одной стороны, он до жути прямолинеен, даже жесток по отношению к окружающим, язвит им, открыто говорит о чужих пороках, однако подмечает всё это вполне справедливо. Мы видим его подлым, лживым человеком, но, в то же время, нам открыта и другая его сторона. Своими действиями герой пытается искоренить людские пороки, которые видит вокруг себя и своего учителя. Кроме того, Иуда Искариот стал единственным учеником Иисуса, способным по-настоящему полюбить его. Мы видим, что он действительно сильно любит своего учителя, он искренен в своих чувствах. Однако его любовь весьма нездорова: в конце концов, именно Иуда и продаёт Иисуса врагам, а после его смерти заканчивает жизнь самоубийством.
Андреев пытался понять мотивы Иуды, создавая свою интерпретацию библейского сюжета. Многие критики считают, что ему этого не удалось, слишком сложным и полным противоречий получился образ Иуды Искариота. Герой – явно не образец для подражания, его правота весьма относительна. Тем не менее, автор поставил серьёзные философские проблемы в своём произведении, а на первый план вывел проблематику предательства. Именно по этой причине на первый план и выведен Иуда, а не Христос или один из других его учеников. Чтобы рассмотреть мотивы поступков Иуды, Андреев делает его главным героем своего произведения. Как уже было отмечено раньше, персонаж выходит очень спорным и неоднозначным, а вся библейская история предстаёт в новом свете. Кто-то относится к получившемуся образу Иуды совершенно негативно, кто-то жалеет его, но, в целом, можно сделать вывод, что судьба героя глубоко трагична, однако, это не служит оправданием его сущности. По сути, борьба Иуды за свои идеалы оказалась им проиграна.
Образ Иуды в повести «Иуда искариот»
Герой книги Андреева – предатель. Иуда продал Христа за 30 серебряников. Он худший из всех, кто когда-нибудь жил на нашей планете. Можно ли испытывать к нему сострадание? Конечно, нет. Писатель словно искушает читателя.
Но стоит помнить, что повесть Андреева – это отнюдь не богословское произведение. Книга не имеет никакого отношения к церкви, вере. Автор просто предложил читателям взглянуть на хорошо известный сюжет с другой, непривычной стороны.
Человек заблуждается, полагая, что может всегда с точностью определить мотивы поведения другого. Иуда предает Христа, а это значит он плохой человек. Это говорит о том, что он не верит в Мессию. Апостолы же отдают учителя римлянам и фарисеям на растерзание. И они поступают так потому, что верят в своего учителя. Иисус воскреснет, в Спасителя уверуют. Андреев же предложил взглянуть на поступок и Иуды, и верных учеников Христа иначе.
Иуда безумно любит Христа. Однако ему кажется, что окружающие недостаточно ценят Иисуса. И он провоцирует иудеев: предает обожаемого учителя, чтобы проверить силу народной любви к нему. Иуду ждет жестокое разочарование: ученики разбежались, а народ требует убить Иисуса. Даже слова Пилата о том, что он не нашел вины Христа, никем не услышаны. Толпа жаждет крови.
Эта книга вызвала возмущение верующих. Неудивительно. Апостолы не вырвали Христа из лап конвоиров не потому, что верили в него, а потому что струсили – вот, пожалуй, главная мысль повести Андреева. После казни Иуда обращается к ученикам с упреками, и в этот момент он совсем не мерзок. Кажется, что именно в его словах истина.
Иуда взял на себя тяжкий крест. Он стал предателем, тем самым заставив людей очнуться. Иисус говорил, что виновного убивать нельзя. Но разве его казнь не стала нарушением этого постулата? В уста Иуды – своего героя – Андреев вкладывает слова, которые, возможно, хотел произнести сам. Не пошёл ли Христос на смерть с молчаливого согласия своих учеников? Иуда спрашивает у апостолов, как они могли допустить его смерть. Им нечего ответить. Они растерянно молчат.
Некоторые важные эпизоды
Всё новые и новые события показывают читателю, насколько различаются между собой характеры действующих лиц. Увидеть это можно, даже прочитав краткое содержание. «Иуда Искариот» приводит нас к тому моменту, когда Иисус доверяет Иуде заправлять хозяйственными делами, собирать пожертвования и т.д. Всякий раз, когда Иисус со своими учениками направляется в очередное селение, Иуда поносит местных жителей и уверяет, что случится беда, что люди после ухода Христа неверно истолкуют все его слова. Как-то раз Фома интереса ради решает проверить правдивость предсказания Иуды. Он возвращается в поселение и убеждается в правоте Искариота. На следующий раз обитатели деревни встретили Христа с враждебностью, даже вознамерились побить учеников камнями
Иуда спас Иисуса, переключив внимание толпы на себя шутовскими криками, мольбами и угрозами. Однако Мессия ни разу не хвалит своего ученика
Есть ещё несколько моментов, которые стоит включить в краткое содержание. «Иуда Искариот» — произведение, которое становится по-настоящему живым и позволяет полностью окунуться в атмосферу событий. К примеру, очень ярко Андреев изображает соревнование в силе, которое ученики Христа устроили во время одной из остановок. Суть состязания заключалась в том, чтобы бросать тяжёлые камни вниз с горы. Наиболее сильным признают Петра, но тут появляется Иуда и забирает лавры победителя себе.
Пока длится беседа в доме Лазаря, Иуда стоит в дверях и пристально глядит на Иисуса. Матфей произносит слова из Писания и требует, чтобы тот отошёл в сторону. Иисус же встаёт со своего места и направляется прямо к Иуде, будто желая ему что-то сказать, – но уходит мимо в широкую открытую дверь.
Иуда крадёт несколько динариев. Фома рассказывает об этом остальным, и ученики упрекают Искариота в совершённой краже. Иисус же, напротив, говорит, что не существует ни своего, ни чужого, а потому Иуда может не стесняться в средствах, если на то есть нужда. Позже Фоме Иуда рассказывает, что сворованные деньги отдал блуднице, которая не ела два дня, так как была с ним.
Источники и проблема исторической достоверности
Во второй половине ХІХ века появляются первые серьёзные попытки критики Евангелий как исторического источника. Особой популярностью пользовались книги Эрнеста Ренана и Фридриха Штрауса (русские переводы обеих назывались одинаково – «Жизнь Иисуса»). Именно эти книги Л. Андреев в письме к брату просил прислать ему в Швейцарию в марте 1906 г., задумав писать об Иуде. Но когда в период осуществления замысла, на Капри, М. Горький предложил Л. Андрееву прочитать имеющиеся в его каприйской библиотеке исторические труды об Иуде, тот отказался: «Не хочу, у меня есть своя идея, а это меня может запутать».
Такое отношение автора к источникам не прошло мимо внимания современной ему критики. Так, А. Измайлов замечал, что Л. Андреев написал свою повесть «в тонах реалистической идиллии, оставив в стороне нимбы и всё легендарное» и «в понимании личности Христа примыкая целиком к Ренану», а «в истолковании Иуды выставляя свою самостоятельную теорию».
В последнее время историки еврейского и римского права высказали ряд серьёзных сомнений в существовании «шпиона» среди учеников Иисуса, а главное – в необходимости такового для ареста Иисуса и последовавшего затем суда над ним. Так, например, авторитетный правовед Хаим Коэн в своей монографии «Иисус – суд и распятие» (1997) писал: «Сговор Иуды с первосвященниками, книжниками и военачальниками состоялся якобы за два дня до праздника Пасхи, т. е. в день триумфального въезда Иисуса в Иерусалим или на следующий, когда все уже были осведомлены о его местопребывании. Ни римским властям, ни тем более храмовой страже не представляло никакого труда найти его. По Евангелию от Луки, Иисус сказал при аресте: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять меня! Каждый день бывал я с вами в храме, и вы не поднимали на меня рук…» Несколько выше Лука пишет: «И весь народ приходил к Нему в храм слушать Его». Храмовая стража могла арестовать его на месте или установить за ним постоянное наблюдение, что, вероятно, и было сделано. Не было никакой нужды в «заговоре», и любая сумма, выплаченная Иуде, была бы напрасной тратой денег».
В чем разница между покаянием Петра и раскаянием Иуды?
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит, прежде всего, о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.
Как относиться к так называемому «Евангелию от Иуды»?
На протяжении двух тысяч лет существования христианства многократно имели место попытки посеять сомнения в души и сердца людей. Одной из таких попыток стало создание во II–IV вв. гностического апокрифа, известного как «Евангелие» Иуды. Считается, что данное произведение было написано на коптском языке. Оно входило в состав папирусного «Кодекса Чакос», найденного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочинения — размыть евангельский образ Иуды — злодея-предателя — и заменить его псевдоевангельским.
Глава седьмая
Иисусу было тревожно. Шагая по ночному Иерусалиму, он явно нервничал. Ученикам был отдан приказ не спать всю ночь, караулить место стоянки, но Петр, Иоанн, Иаков и Симон уснули. Разбудили всех громкие звуки. На них надвигалась толпа воинов во главе с Иудой. Иуда шепнул солдатам, что тот, кого он поцелует, того и хватать. Апостолы в страхе наблюдали за происходящим. После того, как Христа схватили, все ученики разбежались. Лишь Иуда следовал за учителем. Он наблюдал через окно в решетке, как избивают Христа и в голове его роились мысли, что вдруг солдаты обо всем догадаются и его план сорвется.
Итоги
«Иуда Искариот», содержание которого было представлено в этой статье, – это смелая и нестандартная трактовка евангельской истории. Отрицательное отношение Андреева к христианству наложило отпечаток на произведение в целом, но конкретно это позволило ему сделать своё творение так массивным в психическом плане. В произведении любовь и вера одиннадцати учеников являются всего только платой за право на вход в королевство небесное после погибели и за место около Христа. Апостолы концентрируются на самосозерцании и самосовершенствовании, в то время как сам Иуда представлен некоторым посредником меж Иисусом и населением земли. Предательство же его – опыт. Иуда желает узнать, может ли кто-то из учеников пожертвовать собственной жизнью ради спасения жизни учителя. Это подтверждается тем, что конкретно Иуда принёс орудие, предупредил об угрозы, грозящей Христу, а после погибели предложил всем ученикам последовать за Иисусом.
Меж видами Христа и Иуды в произведении Андреева много общего. Иуда считает, что хоть какой человек, даже таковой, как Иисус, одинок в этом мире.