Гуттаперчевый мальчик. д. в. григорович

Герои повести и ее краткое содержание

  • Петя – гуттаперчевый мальчик. Ему 8 лет. Сирота – мать умерла, когда ему было 5 лет, отец погиб на войне. Бабушка оставила его у себя, подруга матери Варвара, забрав его на пару дней, продала ребенка в цирк. Его купил акробат Беккер;
  • Анна – мать Пети, взбалмошная и добрая кухарка, позже прачка. Неуклюжа, часто била посуду, переходила из дома в дом из-за этого и из-за постоянных романтических увлечений. Вышла замуж за швейцара, с которым жила в каморке под лестницей. От мужа родила Петю. Из-за криков ребенка мужчину лишили места швейцара, после призвали в армию, где он погиб. Второй раз вышла замуж за портного, но и этот брак не удался – он пил, невзлюбил Петю, после совсем пропал. Анна, не вынеся невзгод, постепенно угасла;
  • Варвара – прачка, продавшая Петю Беккеру;
  • Карл Беккер – цирковой акробат, выкупивший мальчика. С ребенком строг, может его ударить. Плохо знает русский язык и говорит на нем, коверкая слова;
  • Эдвардс – клоун в цирке, куда продали Петю. Хорошо относится к мальчику, дарит ему щенка, которого позже убивает Беккер;
  • Листомировы – дворяне. Отец семейства – граф. В семье трое детей – Вера, Зина и Павел. У детей есть гувернантка миссис Брикс. Вера Листомирова отправляется в цирк на представление с гуттаперчевым мальчиком, видит его падение с высоты.

После смерти матери Петя, недолго прожив у бабушки, оказывается передан прачкой Варварой (возможно, за вознаграждение, так как сироту все равно не стали бы искать, поскольку он был бабушке в тягость) в цирк под руководство Карла Беккера. Беккеру нужен новый акробат – он желает сделать из Пети гуттаперчевого мальчика. Для достижения своей цели использует жестокие методы – бьет ребенка, принуждает к тяжелым тренировкам. Петя тяжело обучается цирковому искусству, боится Беккера, хотя с остальными артистами цирка общается лучше.

Его жалеет Эдвардс, дарит ребенку маленького щенка. Но счастье Пети длится недолго – обнаружив собаку, Беккер злится, убивает щенка и наказывает ребенка, избивая его.

Жизнь детей графа Листомирова показана иначе – семья богата, у детей есть все, что может только понадобиться, все их капризы исполняются. Старшая дочь графа, Верочка, решает посетить цирковое представление, как только артисты появляются в городе.

Во время представления Петя срывается вниз с неустойчивого шеста, принесенного на аренду Беккером, и ломает ребра, ломает грудь. Падение видит Верочка Листомирова. Происшествие сильно поражает девочку – возвратившись домой, она переживает о том, что неизвестный ей мальчик упал.

Петя не выдерживает полученных травм и погибает. Работа цирка продолжается как и прежде, об умершем ребенке переживает только клоун Эдвардс. Он и Верочка Листомирова – единственные герои повести, которые переживают о смерти Пети.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».


Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

Глава IV Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.


Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте

Сюжет произведения

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Что значит слово «гуттаперчивый»?

Чтобы разобраться, что значит слово «гуттаперчивый», нужно понять его этимологию. А происходит оно от существительного «гуттаперча». 

Гуттаперча — это смола. Первое значение подразумевает отношение к гуттаперчи, т.е. сделан из гуттаперчи. Второе же — качества, которыми наделено существительное. Например, если речь идет о неодушевленном предмете, то гуттаперчивый имеет значение — резиновый, эластичный, гибкий, легко меняющий форму. Одушевшенные предметы тоже могут быть наделены такими качествами — гибкий человек. 

Существительное «гуттаперча» активно употребляется в научной среде, а прилагательное «гуттаперчивый» вошло в обиход и стало частью разговорной речи. Название «Гуттаперчивый мальчик» выбрал для своей повести Дмитрий Григорович, после того, как был снят одноименный фильм, название повести стало нарицательным. 

Что такое гуттаперчивый мальчик? 

Автором названия гуттаперчивый мальчик является великий русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович. Дмитрий Васильевич очень чутко относился к судьбе простого народа и не оставлял ее без внимания. 

Так и в повести «Гуттаперчивый мальчик» писатель мастерски изображает судьбу циркового акробата. У мальчика очень тяжелая судьба: Петя (так зовут героя) сирота, проходящий обучение у грубого и бесжалостного учителя. Вместо поддержки и помощи мальчик начинается бояться своего наставника и бояться выступлений. Цирк не приносит ему радости, он словно грустный клоун.  

«Гуттаперчивый мальчик» — звучит возвышенно и гордо, но юный акробат именуется так только на афишах. Он никому не нужен. Даже его зрителям. Люди приходят на шоу, и пока они им довольны, они будут приходить. Но как только шоу заканчивается, они расходятся и судьба юного акроба всем становится безразлична. Сам наставник не переживает о судьбе Пети, акробат всего лишь кукла, которая должна веселить публику. Для других он счастливчик, звезда. Но никто по-настоящему не знает, насколько он несчастен. 

Жизнь мальчика обрывается внезапно. Он умирает на арене. Таким образом, гуттаперчивый мальчик — гибкий, ловкий, умеющий выполнять сложные акробатические движения. Повесть произвела глубочайшее впечатление на читателей и потому в скором времени был снят одноименный фильм. После этого историю юного акроба узнали многие.

Примеры

Примеров «гуттаперчивых мальчиков» или людей можно привести очень много. Хорошо это или плохо судить, конечно, не стоит. Кто-то благодаря своей гибкости становится знаменитым, а кто-то страдает всю жизнь. Например, артист цирка Беркини Болотов. Он обладает способностью придавать своему телу самые разнообразные формы и эта гибкость ничуть не мешает ему жить. Но в истории есть не мало примеров, когда артисты цирка умирали прямо на сцене. Виной тому был неправильно выполненный трюк, плохая страховка и слабые веревки. Причин может быть много, но риск есть всегда. 

Советы

Давно не секрет, что чрезмерная гибкость — это болезнь. Но зачастую люди «умеющие связать свое тело в узел», идут работать в цирк или в балет. Врачи советуют этого не делать и беречь себя. Так как велика вероятность получения вывихов и переломов. Работа в цирке требует больших умений и практики. Выход на арену — это всегда риск. Высока вероятность того, что в любой момент артист может сорваться и получить травму. Но иногда случаются и летальные исходы. Поэтому акробатика — это не развлечение, а большой труд и работа над собой и своим телом. 

Излишнюю гибкость врачи называют синдромом дисплазии соединительной ткани. Дети с этим синдромом способны на самые удивительные акробатические номера. Активно задествуются кисти рук, руки, в разные стороны сгибаются колени и локти, и сам позвоночник очень подвижен. В свою очередь ничего не проходит бесследно: гибкие дети совсем скоро начинают страдать от плоскостопия и искревления позвоночника. На смену им приходят остеохондроз и остеоартрозы.

Врачи настоятельно рекомендуют развивать мышцы. Это позволит компенсировать проблемы с соединительной тканью. Гибкий ребенок не должен быть огражден от физической активности, скорее наоборот, он может заниматься танцами, бегом, лыжами. 

Положительные и отрицательные стороны гуттаперчивости

Единственным плюсом гуттаперчивости является чрезмерная гибкость. Гибкий ребенок умеет делать то, что не могут его сверстники, он удивляет публику, вызывает восторг и срывает овации. 

А вот минусов намного больше: 

  • вывыхи; 
  • переломы;
  • болевой шок; 
  • смерть. 

Вывод

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Анализ произведения

Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.

Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.

Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять. Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать. На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.

В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.

Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:

  • растут как раз нервными и болезненными;
  • не имеют права нарушать раз и навсегда заведенный порядок;
  • не могут опаздывать или шуметь.

Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.

Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.

Так что в Верочке постоянно борются две стороны:

  1. Одна связана с воспитанием, желанием угодить, необходимостью сдерживать любые душевные порывы.
  2. Другая — с непосредственностью и эмоциональностью, которые все равно пытаются прорваться наружу.

Только Верочка глубоко и очень эмоционально реагирует на смерть гуттаперчевого мальчика. И, разумеется, в семье это тоже не поощряется, так что она засыпает в слезах, оставшись один на один со своим горем. Сможет ли Верочка вырасти в таких условиях добрым и отзывчивым человеком, сохранив природные качества, или их место займут стандарты, навязанные бездушным обществом и холодными родителями (несмотря на сюсюканье с детьми, эмоционально они совсем не близки).

Другие герои

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

Издательство “Махаон”
Год издания 2016
Художник В. Плевин

Я начал читать 6 августа

Я завершил чтение 7 августа

Укажи жанр произведения.

 ∨ повесть

Отметь основную тему произведения.

 ∨ о людях и их отношениях

В каком городе происходит действие?

 ∨ в Санкт-Петербурге

Как ты думаешь, когда было написано это произведение?

 ∨ в XIX веке

Кто является главным героем произведения? Запиши.

Петя

Как ты думаешь, что значит слово “гуттаперчивый”?

 ∨ резиновый

Кого ты считаешь другом гуттаперчивого мальчика? Запиши.

Клоун Эдвардс

К кому из детей, о которых шла речь в произведении, относятся эти слова: послушание, впечатлительность, доброта, кротость, нежная заботливость? Закрась соответствующее имя.

Кто отдал в цирк Петю?

  ∨ Варвара

Какие чувства ты испытывал(а), когда читал(а) о детстве Пети? Выбери и раскрась соответствующий рисунок.

С кем бы ты сравнил акробата Карла Богдановича Беккера?

Как звали мальчика, о котором идёт речь?

“Мальчик был пухлый, коротенький, с рыхлым белым телом, как сметана, крайне флегматического, невозмутимого нрава, с шарообразною головою и круглым лицом, на котором единственною заметною чертою были маленькие киргизские глазки, раскрывавшиеся вполне, когда подавалось кушанье или говорилось о еде”.

Паф (настоящее имя Павел). 

Укажи, что такое афиша?

∨ объявление о спектакле, концерте, лекции, вывешиваемое на видном месте.

Закончи предложения.

Клоун Эдвардс подарил Пете щенка.   

Тётя Соня согласилась подарить Зизи куклу  , Верочке рабочий ящик   , а Пафу собачку   .

Какой известный поэт был гостем в доме графа Листомирова? Найди его фамилию и закрась синим карандашом.

П У Ш К Л К В
Н В Ф И Е А О
Е О Т Н Р Т Т
К С Ю Д М О Н
Р А Т Ч Е В О

Какая иллюстрация не имеет отношения к данному произведению?

 Читательский дневник. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Дмитрий Васильевич Григорович «Гуттаперчивый мальчик»

Проверочная работа по рассказу Д.В.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик”

Проверочная работа по рассказу Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

1. Назовите настоящее имя мальчика.

2. Когда мальчик осиротел?

3. Как выглядела мать мальчика?

4. Как относилась мать к сыну?

5. Кто принял участие в судьбе мальчика после смерти матери?

6. Кто это: «Он сидел на стуле, покуривая из фарфоровой трубки с выгнутым чубуком, увешанным кисточками; на голове его красовалась плоская, шитая бисером шапочка, сдвинутая набок»?

7. Какое сравнение использует автор, рассказывая о том, как прачка пыталась раздеть мальчика?

8. Какие чувства испытывала прачка в сцене просмотра мальчика?

9. На какую хитрость пришлось пойти прачке, чтобы ребёнок согласился остаться у акробата?

10. Как поступал акробат с мальчиком во время занятий?

11. Что пытался доказать акробату клоун Эдварс?

12. Что, с точки зрения Эдварса, является первым врагом гимнаста?

13. Как мальчик относился к своему учителю?

14. Что подарил Эдварс мальчику?

15. Как поступил акробат с подарком?

16. Продолжите фразу: «Несмотря на лёгкость и гибкость, Петя был не столько гуттаперчевым, сколько…»

17. Где происходит действие во 2 главе рассказа?

18. Какие игрушки обозначали владения девочек и мальчиков?

19. Что пообещали детям за хорошее поведение?

20. Как звали детей графа?

21. А как все звали сына графа?

22. Кто больше всего заинтересовал детей графа при чтении афишки?

23. Что произошло во время выступления гимнастов?

24. Что бросилось в глаза публике, несмотря на всеобщую суету, после несчастного случая?

Ключи

1. Петя

2. На пятом году жизни.

3. Тощая женщина со светлыми, всегда растрёпанными волосами.

4. Она то ласкала его, наполняя ему рот всем, что попадалось под руку, то вдруг начинала кричать и шлепать его чем ни попало и куда ни попало.

5. Прачка Варвара.

6. Акробат Беккер.

7. Кричал и бился, как цыплёнок под ножом повара.

8. Прачке было жаль мальчика, она бросилась отнимать мальчика, старалась всячески обласкать ребёнка.

9. Купила новые ситцевые рубашки, мятные пряники.

10. Очень жестоко: бил после каждой неудачи.

11. Страхом и побоями ничего не возьмёшь не только с детьми, но даже при обучении собак.

12. Робость – первый враг гимнаста, потому что отнимает у него уверенность и удаль.

13. Петя продолжал бояться своего наставника, как в первый день.

14. Щенка.

15. Вырвал щенка из рук мальчика и носком башмака бросил в сторону.

16. Несчастным мальчиком.

17. В доме графа Листомирова.

18. Владения девочек: тетрадки, книжки, кроватки с куклами, кухни, сервизы, овечки, собачки. Владения мальчиков: оловянные солдатики, тройка коней, большой белый козёл, казак верхом, барабан и медная труба.

19. В пятницу их возьмут в цирк.

20. Вера, Зина и Павел.

21. Пафом.

22. Гуттаперчевый мальчик.

23. Мальчик сорвался с шеста и разбился.

24. Девочка, обвивая руками шею дамы и рыдая, не переставала кричать во весь голос: «Ай, мальчик! Мальчик!»

Читательский дневник по рассказу «Гуттаперчевый мальчик» Дмитрия Григоровича

Название произведения: «Гуттаперчевый мальчик»

Число страниц: 28

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя, Эдвардс, Беккер, Верочка.

Второстепенные герои: Анна, Варвара, Паф.

Характеристика главных героев:

Петя — Сирота 8 лет. Гибкий и худенький.

Ученик акробата. Несчастный ребёнок, которого часто бьют.

Эдвардс — Клоун. Добрый, но бесхарактерный.

Алкоголик.

Беккер — Акробат.

Жестокий, чёрствый, бездушный.

Верочка Листомирова — Девочка добрая и отзывчивая.

Очень милая.

Характеристика второстепенных героев:

Анна — мать Пети. Несчастная больная женщина.

Варвара — прачка, отдала Петю акробату.

Паф — младший сын Листомировых. Апатичный, тяжёлый мальчик.

Краткое содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик»

Клоун Эдвардс часто уходит в запой, и директор просит его продержаться до конца Масленицы.

Эдвардс опекает Петю, прозванного за свою гибкость гуттаперчевым. Но наставник Пети, акробат Беккер, гонит Эдвардса прочь.

Когда-то Беккер взял сироту у прачки и тренировал, постоянно наказывая.

Теперь он хотел, чтобы Петя выполнил особо опасный трюк.

На представление приводят детей графа Листомирова, которые ждут выступление мальчика.

Но Петя падает, дети плачут и их срочно уводят.

На следующий день имени Пети уже не было на афишах, а Эдвардс запил.

План сказки:

  1. Просьба директора.
  2. Эдвардс и Беккер.
  3. История сироты.
  4. Прачка и Беккер.
  5. Жестокие уроки.
  6. Щенок.
  7. Дети Листомировых.
  8. Представление.
  9. Падение Пети.
  10. Пустые афиши.

Основная мысль повести «Гуттаперчевый мальчик»

Главная мысль рассказа в том, что дети должны иметь счастливое детство и не знать равнодушия.

Основная идея произведения в том, что нельзя использовать детский труд.

Чему учит рассказ

Рассказ учит отзывчивости и состраданию.

Учит всегда помогать тем, кто нуждается в помощи.

Учит заступаться за тех, кто несправедливо обижен.

Учит проявлять доброту, учит презирать трусов и эгоистов, бороться за справедливость.

Краткий отзыв по произведению «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была поражена трагической судьбой мальчика.

Петя оказался сиротой и за ним некому было ухаживать, никто о нём не заботился.

И Петя попал к жестокому акробату, практически садисту.

Беккер мучил и истязал ребёнка, заставлял выполнять опасные трюки.

И один из таких трюков заканчивается печально.

Это очень грустная история.

Автор специально использует контраст между счастливой, беззаботной жизнью детей Листомировых, и судьбой сироты Пети.

Он показывает, как действительно должны жить все дети на свете.

Мне понравилась Верочка Листомирова, добрая и отзывчивая девочка, которая впервые столкнулась с суровым миром взрослых.

Мне жаль Петю, несчастного мальчика, который был лишён детства.

Мне ненавистен равнодушный Беккер.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что мы живём гораздо в более прогрессивные и гуманные времена.

Сейчас даже о сиротах заботится государство и они имеют возможность получить образование, а не трудиться с малолетства.

Словарь неизвестных слов:

Гуттаперча — особая растительная смола.

Гуттаперчевый — гибкий.

Труппа — цирковые артисты.

Голиаф — мифический великан, силач.

Апатичный — равнодушный.

Тафта — дорогая ткань.

Анализ книги Гуттаперчевый мальчик

Повесть богата контрастами. И это не только контраст между жизнью Пети и детей из обеспеченной семьи. Контраст есть между праздничной яркостью цирка и его мрачноватой изнанкой, символом которой стал страдающий запоями и депрессиями клоун.

Многие критики полагают, что Петя и Верочка должны были познакомиться. Этого требовала сама логика повествования. Некоторые литературоведы считают, что Григорович не в ввел в рассказ эту встречу намеренно: просто эти дети живут в разных мирах.

Занятно и то, что в повести появляется и своеобразный двойник Пети: девочка Амалия из бедной семьи. Она выступает на лошади, а во время утреннего представления чуть не погибла во время исполнения сложного трюка. Но ей повезло чуть больше: у нее есть родители, которые могут заступиться за ребенка.

О чем книга Гуттаперчевый мальчик

Действие рассказа разворачивается буквально за один день. В городе празднуют Масленицу, везде гуляют. В Санкт-Петербург приезжает довольно известный бродячий цирк. Уже отыграли утренний концерт, зрители собираются на вечерний.

С праздничной улицы нас переносят в гримерки цирка, пахнущие затхлой одеждой, пивом и животными. Сперва нам на глаза попадается клоун Эдвардс – любимец публики, страдающий депрессиями и запоями. Директор цирка побаивается, что клоун сорвет представление. Одновременно он ругает юную наездницу Амалию за ошибки во время утреннего выступления. Мы узнаем, что клоун часто берет под свое шефство детей из цирка, а иногда и животных. Сейчас он пришел в гримерку наведать маленького Петю – гуттаперчевого мальчика, обладающего большим талантом. Мальчика воспитывает жестокий и брутальный силач Беккер. Они выступают в паре, тренер изводит ребенка своей немецкой педантичностью. Однажды Эдвардс дарит мальчику щенка, Беккер его убивает.

Мы узнаем, что судьба у Пети очень тяжелая. Он родился в полуподвальном помещении, где мог просто не выжить. Его мать обладала не самой крепкой психикой, а отца забрали на войну, где он и погиб. Мама вышла замуж второй раз, но новый муж невзлюбил Петю, запил, стал поколачивать маму. К сожалению, она сошла с ума и умерла. Мальчик живет у подруги матери, потом у бабушки, потом меняет еще несколько семей. Но сирота никому не нужен. Когда ему исполнилось пять лет, Варвара, подруга его матери, продает ребенка в цирк.

Петя попадает на воспитание к безжалостному тренеру Беккеру, который не обращает внимания на слабое здоровье ребенка. Он делает из мальчика звезду. В 8 лет Петя становится довольно популярным цирковым гимнастом…

Теперь автор переносит нас в дом графа Листомирова и знакомит с его тремя детьми: Верочкой, Зизи и Пафом. У каждого из них есть своя комната, няньки, есть любящая тетя и вечно занятый отец, дорогие игрушки. Но дети из-за этого не стали избалованными: они слишком воспитанные и правильные. Любимицей семьи стала добрая и чувствительная Вера, которая способна к каждому найти подход. Тетя пообещала детям сводить их в цирк, если они будут себя хорошо вести. Здесь мы понимаем, что Веру, Пафа и Зизи родители куда-то выводят редко. На улице метель, Вера боится, что родители не сдержат свое обещание. Девочка читает программу представления, она спрашивает у родителей, что такое гуттаперчевый мальчик. Родители тоже теряются в догадках…

В первом акте дети увидели клоуна Эдвардса, жонглера, девушку на лошади, ученых собак, танцоров на проволоке.

Второй акт начался с выступления Беккера и Пети. Они исполнили несколько трюков, но во время последнего Петя падает с шеста. Его уносят с арены с переломами ребер и грудной клетки. Представление заканчивается. У Веры начинается истерика. Дети возвращаются домой, а девочка все еще не может прийти в себя из-за того, что мальчик упал. Маленького Петю наведывает Эдвардс.

На следующий день работа цирка возобновляется, но гуттаперчевого мальчика в программе нет: он умер после полученных травм…

Смысл книги Гуттаперчевый мальчик

Советские критики воспринимали рассказ как историю о бездушном капиталистическом обществе и месте ребенка в нем. Но это штамп. На самом деле, это история о том, что все дети имеют право на счастливое детство. И не имеет значения, где и в каких условиях они растут. Нельзя сказать, что были счастливы в полной мере дети Листомировых, ведь они были не очень интересны своему отцу, да и мама в повести почти не упоминается.

Также это история о том, как важно оставаться добросердечным и вставать на защиту тех, кто слабее. Дети нуждаются в защите больше всего, ведь постоять они за себя не могут, потому их жизнь целиком зависит от старших, а среди взрослых не так уж много человечных людей

Когда маленького Петю отдавали в цирк, он ничего не мог сделать, ведь он ребенок. Большинство взрослых в повести оказались равнодушными к детскому горю, а больше всех переживает маленькая девочка из богатой семьи, которая оказалась добрым человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: