Презентация на тему тест по повести ч.т.айтматова первый учитель

«Белый пароход»: краткое содержание

Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Ай — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:

События повести «Белый пароход» происходят в Киргизии. Автор знакомит читателя с главным героем:

  • семилетний мальчик, сирота;
  • живет на лесном кордоне у озера Иссык-Куль вместе с дедом Момуном — единственным человеком, которому не безразличен;
  • никогда не видел родителей, но знает, что его отец — матрос, а мать живет в далеком городе.

Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.

Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.

Белый пароход: Pixabay

Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.

Сказка о маралах

Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.

Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.

Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.

Марал: Wikipedia / Lviatour

«Белый пароход»: конфликт между героями

Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:

  • Ему не нравится, что за подношения он сам должен бревна таскать.
  • Беспокоит Орозкула инспекция. Что делать, если спросят, куда увезли лес?
  • Он мечтает уехать жить в город. Там-то его бы по-настоящему уважали.

Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.

Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?

Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.

Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.

Ай — трагичная история

Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.

Все садятся за стол и начинают поедать мясо. Но мальчик не может есть, ему плохо, начинается жар. Из разговора за столом он узнает, что это дед убил марала, иначе Орозкул грозился его выгнать.

От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.

Белый пароход: Pixabay

Краткое содержание

Вынашивая замысел новой картины, художник никак не мог решить, что именно изобразить на полотне. Не в его правилах было обсуждать замысел полотна с близкими или друзьями, поскольку он и сам не знал, что в итоге получится. Это было так же сложно, как «угадать, каким вырастет ребенок, который сегодня еще в люльке».

Но однажды художник решил «поделиться с людьми своими мыслями о еще не написанной картине». Вдохновила его на то история о родном аиле, которая не на шутку растревожила его душу.

В казахской деревушке Куркуреу местной достопримечательностью был холм, который «почему-то называли «школой Дюйшена»». Рассказывали, что когда-то давно на этом месте была школа, но теперь уж никаких следов от нее не осталось. Организовал ее местный старик Дюйшен, который в ту пору был юным комсомольцем.

Художника пригласили в родной аил «на торжественное открытие новой школы, которую колхоз построил своими силами». Среди почетных гостей была и Алтынай Сулайманова, видный научный деятель. Пожилая женщина «заведовала кафедрой в университете, читала лекции по философии, работала в академии, часто ездила за границу». Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил их тот самый Дюйшен, открывший первую школу в аиле. Над стариком до сих пор посмеивались, поскольку он был не особо грамотным. Эти насмешки стали причиной неожиданного отъезда Алтынай Сулаймановой. Будучи уже в Москве, она прислала художнику письмо-исповедь с просьбой донести его до жителей родного аила.

Эта история произошла в 1924 году. В аил Куркуреу был прислан молодой революционер Дюйшен «для того, чтобы открыть здесь школу и учить детей». В те далекие времена среди простых деревенских людей «такие слова, как «школа», «учеба», были в новинку». Они искренне не понимали, как школа может помочь их детям заработать себе на пропитание. Подавляющее большинство жителей аила были совершенно безграмотными людьми, и именно поэтому они так настойчиво сопротивлялись открытию школы. К счастью, Дюйшену удалось убедить односельчан в том, что грамота очень пригодится детям. Он обратился к ним за посильной помощью – «отремонтировать эту байскую конюшню на горе, надо перекинуть мост через речку, дрова нужны школе». Однако жители, узнав, что Дюйшен за свою работу будет получать жалованье, предложили ему решить все проблемы с этих денег.

Дюйшен принялся ремонтировать заброшенную конюшню своими силами. Во время работы он познакомился с девочкой по имени Алтынай, круглой сироткой, жившей у дяди. В чужом доме девочку не любили, грубо обращались и поручали выполнять самую тяжелую работу.

Когда школа была готова, Дюйшен принялся обходить дворы и приглашать ребятишек на учебу. Тетка Алтынай очень не хотела отпускать учиться сиротку, которая помогала ей по хозяйству, однако Дюйшену удалось переговорить с дядей девочки, и тот отпустил ее в школу.

Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника», отважился обучать грамоте детей. Он разместил учеников на полу на соломе, дал каждому по тетрадке, карандашу и дощечке, выполнявшей роль стола, и принялся за работу. Так бедным киргизским детям, никогда не покидавшим свой аил, неожиданно «открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».

С приходом весны тетка все чаще сетовала на то, что Алтынай до сих пор никто не сосватал. Вскоре ее молитвы были услышаны, и в доме появились сваты. Алтынай узнала, что дядя решил ее продать в качестве жены одному богатому человеку. Это стало известно и Дюйшену, который приютил у себя девочку. Вскоре ему пришлось вступить в драку с «женихом» и его товарищами, которые жестоко избили учителя. Алтынай отвезли в горы, где в возрасте пятнадцати лет она стала женой старого богача.

Однако Дюйшен не опустил руки. Он вернулся за Алтынай в сопровождении милиционеров, которые арестовали ее мужа. Учитель попросил девушку забыть обо всем как о страшном сне. Он отвез Алтынай в город, где ее ждала совершенно новая жизнь.

Алтынай исполнила завет учителя и продолжила учебу в школе, затем на рабфаке и уже после – в институте в Москве. На ее долю выпало немало испытаний, но она их достойно перенесла, добившись больших высот. Через всю жизнь Алтынай Сулайманова пронесла любовь, благодарность и безграничное уважение к своему первому учителю.

«Первый учитель»: анализ произведения

Книга «Первый учитель» заслуженно понравилась как совсем юным, так и зрелым читателям. Образ главного героя влюблял в себя, а красочные описания пейзажей погружали в атмосферу произведения. Чтобы лучше понять замысел, проведем детальный анализ книги:

История создания

Литература должна касаться актуальной проблематики. Именно так считал Чингиз Ай — яркое воплощение этого постулата писателя. Произведение написано в далеком 1961 году, а издано ровно через год — в 1962-м.

Выходец из маленького киргизского аула, автор отобразил свои размышления на тему провинциальной жизни и сложностей обучения. Книга стала частью школьной программы, по ее мотивам режиссер Андрей Кончаловский снял одноименный фильм, вышедший на экраны в 1965 году.

Тема и конфликт

Пожалуй, одна из главных тем произведения — идея прославления труда педагогов. Дюйшен — яркий пример того, как любознательность и жажда новой информации перерастает в дело всей жизни и дает плоды.

Кроме того, Чингиз Айтматов поднимает острые конфликты в произведении:

  • конфликт поколений и мировоззрений;
  • энтузиазм, который сталкивается с безразличием;
  • отношение невеж и невежд, которые никогда не смогут оценить педагогический подвиг Дюйшена;
  • борьба с патриархальной системой, которая давно отжила свое.

Особенности композиции и жанр

Многие критики настаивают на том, что произведение «Первый учитель» похоже на балладу: такая же ритмика и динамика сюжета, описание героического поступка, напряженный сюжет. Но все же сочинение считают повестью:

Экранизация книги Айтматова: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»

  • прозаический жанр, который схож с коротким романом;
  • в сюжете задействовано небольшое количество героев;
  • фабула охватывает небольшой отрезок времени, а ретроспектива позволяет узнать детали подвига учителя.

Сам автор называл свое творение живописной картиной, а множественные эпитеты и сравнения этот факт только подтверждают. Критики же называют повесть «Первый учитель» музыкальным произведением, отличающимся такими чертами, как: тихое, меланхоличное вступление, ряд нарастающих аккордов, увеличивающих напряжение и громогласная развязка.

Характеристика главных героев

Повесть «Первый учитель» интересна тем, что имеет сразу двух рассказчиков — художника с его сентиментальными размышлениями и Алтынай, которая делится воспоминаниями.

Но все же главный герой произведения — учитель Дюйшен. Вначале он предстает пред нами малограмотным, милым и добродушным стариком, над которым подшучивают односельчане. Но они не способны оценить вклад этого мужчины в жизни их детей. Автор рисует такой портрет Дюйшена:

  • амбициозный, инициативный энтузиаст;
  • бесконечно верящий в людей, их доброту и бескорыстность;
  • не теряющий веру и влюбленный в свое призвание;
  • настойчивый и любознательный;
  • со сложной, но красивой судьбой;
  • он гуманист.

Повесть «Первый учитель» показывает нам, насколько важно реализовать себя в том деле, которое ты искренне любишь, как необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена. Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/1880283-pervyj-ucitel-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia.html

Популярные сочинения

  • Сочинение Чем люди живы? (рассуждение 11 класс) Человек — существо социальное. Он взаимодействует с внешней окружающей средой, с другим человеком и также с самым собой.
  • Как Вакуле удалось преодолеть козни черта? «Вечера на хуторе близ Диканьки» наверное, одно из любимых произведений школьников. В нём множество весёлых, мистических и реалистических сюжетов, которые не могут не запасть в сердце читателю.
  • Сочинение на тему Взаимоотношение человека и природы Человек на протяжении всего своего существования взаимодействует с природой. Природа для него играет очень большую роль. Она служит и средой обитания, и источником ресурсов для производства

Алтынай

Алтынай – идеальная героиня, «золушка» советского времени. Но самое интересное в том, что в отличие от сказочной истории, читатель верит, что в советское время такое развитие событий вполне возможно: сиротка из степного аила в результате многих усилий стала академиком. Начала с рабфака и пришла в итоге к храму знаний, к альфе и омеге каждого ученого Советского Союза (России) – академии наук. Именно так видит современную ему золушку Ай анализ предполагает именно такой, с параллелями из сказок. Ведь эта повесть – тоже сказка, но грустная и правдивая. Но это было после. Предшествовала же восхождению «золушки» на научный Олимп драматичная история.

В 1924 главной героине было 14 лет. Среди всех учеников она была самой старшей. Кроме того, она была сиротой. Жила у тети и дяди, которые ее не слишком-то любили. Как и классическая Золушка, она много работала и терпела от своей опекунши унижения, а иногда и побои. Так описывает жизнь главной героини в аиле Ай (краткое содержание повести в том числе) дает почувствовать атмосферу гнетущей безысходности детской жизни в селении.

Однажды, когда Алтынай с другими детьми (там были только девочки) собирала кизяк, девочка увидела молодого человека, который трудился и облагораживал будущее помещение для школы. Путь от места сбора топлива (кизяк зимой использовался именно так) проходил через бугор, на котором располагалась бывшая байская конюшня. Дети любопытны, поэтому девочки спросили, что же здесь будет? Дюйшейн им ответил, что здесь будет построена школа. Он также сказал, что когда придет время, и все будет готово, то он обязательно соберет всех детей в округе и будет сам учить их грамоте. Глаза загорелись по-настоящему только у Алтынай. Девочка предложила другим детям ссыпать весь собранный за день кизяк в школе, чтобы им зимой было, чем согреться. Остальные, разумеется, не согласились и потянулись к дому со своими мешками. А Алтынай набралась храбрости и оставила весь свой дневной «урожай» в школе, за что учитель наградил ее благодарной улыбкой. От этого в душе ребенка как будто вспыхнул факел, осветивший и озаривший весь внутренний мир, подаривший надежду. Чтобы хорошо понимать реакцию Алтынай, нужно помнить, что девочка была сиротой, не очень избалованной лаской. И это был ее первый самостоятельный поступок, совершенный вопреки тому, что, возможно, ждало ее дома. Конечно, в полной версии этот момент читать значительно интереснее, ведь так виртуозно владеет пером Ай, краткое содержание которого мы сейчас обсуждаем, дает читателю возможность прочувствовать всю знаменательность события.

Сочинение по произведению 2

Повесть своеобразно раскрывает тему противостояния добра и зла. Хотя, истина очень горька и болезненна, она непременно заставляет задуматься о смысле жизни, толкает человека на принятие правильного выбора. Автор призывает совершать добрые поступки, делать правильные выводы, характеризуя зло в ее самом худшем виде. Зло все разрушает и отвращает. Добро и зло имеют тесную взаимосвязь с восприятием духовного развития. «Белый пароход» это наиболее известное произведение Чингиза Айтматова.

Главный герой, мальчик-сирота семи лет, проживает и воспринимает действительность в двух разных мирах, которые он себе создал. В своем вымышленном мире — справедливость всегда торжествует, добра вокруг всегда в избытке. Но в реальном мире, к сожалению, всё наоборот.

Мальчика постоянно унижает его же родственник, который живет в лесу. Хотя, мальчишка и понимает, что любая личность, в подсознании тянется к чему-то доброму и светлому, ему приходится наблюдать несправедливость, зло и разрушение вокруг себя. Именно поэтому он создает любовь и доброту в своем внутреннем мире, в своеобразных мечтах. В реальном мире чаще побеждает зло, но только не в его вымышленном мире. Он ищет успокоение в сказках. Возможно зло побеждает в какой-либо отдельной битве, но никак не в войне, надеется он.

Главный герой живет на лесном кордоне вместе с дедом. Он не знает своих родителей, так как ни разу их не видел. Но мечтал встретить когда-нибудь своего отца и сказать ему: «Здравствуй отец, это я, твой сын». Он любит деда, так как старик был очень добр к нему.

По мнению деда, все люди являются детьми рогатой матери-оленихи. Образ оленихи является достаточно символичным. Дети, которых вскормила олениха, выжили. Но их предки, в будущем истребили оленей. Олениха заранее была предупреждена о том, что после того, как люди вырастут, они убьют оленят. Но, несмотря на это, мать-олениха предпочла спасти человеческих детей.

В рассказе поднимается вопрос сосуществования природы и человека. Люди каждый день наносят вред природе. Мальчик и старик ценят красоту и бережливо относятся ко всему живому, но вот об остальных такого сказать нельзя.

Автор демонстрирует, что в реальном мире, добро не всегда побеждает зло

Но учит каждого очень важному: объявляя войну природе, человек может страшно поплатиться за свои деяния

`

Читать краткий пересказ рассказа Первый учитель Айтматова

Живописец хочет написать картину, но не может решить, что именно изобразить на полотне. Тогда он обращается к своим детским воспоминаниям о казахской деревне, в которой вырос. Местной достопримечательностью был холм, прозванный «школой Дюйшена» из-за того, что в своё время там планировалось построить школу, но план так и не был осуществлён.

Художника пригласили на открытие новой школы. Приехала Алтынай Сулейманова, гордость их деревни, видный научный деятель. Многие земляки прислали поздравительные телеграммы. Развозил письма тот самый Дюйшен, над которым до сих пор посмеивались из-за его затеи с открытием школы, ведь он и сам-то был не особо грамотным. Только Алтынай Сулейманова раскраснелась и спешно уехала. Вскоре все узнали эту историю в деталях.

В деревню приехал тогда еще юный Дюйшен с желанием устроить школу для местных детей. Своими руками он берётся за ветхий сарай, стоящий на холме. Алтынай – сирота, живущая у своей тёти. Девочке в семье не рады, её обижают и даже бьют.

Пришло время сироте отправиться учиться. Именно в школе она и встретила доброго учителя Дюйшена. Мужчина на своей спине переправлял учеников через холодную реку, тогда как прохожие лишь подтрунивали над ним. Весной он вместе с девочкой посадил на тот самом бугре два молодых тополя. Учитель мечтал, чтобы способная девочка получила хорошее образование.

Как-то тётка решила выдать девочку замуж. Злой мужчина с красным лицом увёз девочку к себе в юрту и надругался над несчастной. Дюйшен с милицией сумел забрать Алтынай, а насильника арестовали.

Учитель спешно отправил девочку в Ташкент. Алтынай смогла выучиться и поступила в московский институт. В письме она призналась учителю в любви и что всё ещё ждёт его.

Началась война, и Дюйшен отправился на фронт. Связь между влюблёнными прервалась. Женщина вышла замуж, родила детей, стала доктором наук.

Алтынай не считает себя вправе сидеть на почётном месте при открытии школы, она уверена, что этих почестей достоит лишь Дюйшен. Она решила рассказать эту историю всем землякам и предложила назвать новую школу «Школой Дюйшена».

Живописец понял, что именно сюжет этой истории нужно запечатлеть на полотне.

Это небольшое по своему объёму произведение раскрывает жестокие жизненные устои общества. Главный герой Дюйшен предстаёт перед читателем борцом за справедливость и строителем нового светлого мира.

Оцените произведение:

3.53

Голосов: 80 Читать краткое содержание Первый учитель. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Нападение на учителя

Но сочинения не было бы без конфликта. Тетку Алтынай выводило из себя то, что девочка учится грамоте вместо того, чтобы работать дома. Поэтому она решила любой ценой выдать ее замуж за одного из богатых горцев, которые уж точно увезут Алтынай к себе, и она забудет и о школе, и о своем учителе. В повести блестяще выписан образ злобной мегеры – тетки. Все-таки мастером своего дела предстает Чингиз Ай, краткое содержание которого сейчас находится в фокусе нашего внимания, дает почувствовать мастерство филигранной работы мэтра писательского цеха.

Однажды, когда Алтынай приходит из школы, она видит, что тетя с ней непривычно ласкова. Дядя пьет водку с какими-то странными неприятными мужиками в дорогих одеждах. Другими словами, в доме что-то празднуют, но что – непонятно. После торжества к тетке приходила знакомая, и две женщины что-то громко выясняли. Потом тетькина товарка вышла во двор, где была Алтынай, и посмотрела на нее одновременно и зло, и жалостливо. И девочка поняла: ее хотят выдать (продать) замуж за богача.

Алтынай рассказала все своему учителю, а тот уже был в курсе событий. Ему поведала эту историю та женщина, которая была у тетки девочки. Он сказал, что пока Алтынай должна пожить у этой женщины и ее мужа. Девочка должна ходить в школу и ничего не бояться, ибо он поможет ей со всем справиться. В знак серьезности их договора Дюйшейн и Алтынай посадили на бугре, там, где школа, два тополя. Герои не учли только одного – вероломства злодеев.

Однажды во время занятия в школу пришла тетка Алтынай с головорезами, и они силой забрали девочку. Учитель старался им помешать, но его зверски избили и сломали руку. Девочку перекинули через седло и увезли в горы. Очнулась она в юрте своего нового мужа-насильника. Оказалось, что она стала второй женой злодея. Но это был еще не конец. Впереди самый драматичный момент произведения, который психологически точно и достоверно передал Чингиз Ай (краткое содержание крадет у читателя незабываемые эмоции и оставляет ему только сухой пересказ) повествует и о жестокости, и о внутренней силе и вере в себя.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание рассказа Усомнившийся макар Платонова Небольшая деревенька, где развиваются события. Здесь живет Макар, он просто без ума от маскарадов, театральных сцен, парень любит весело проводить время и развлекать народ.
  • Песочные часы — краткое содержание книги Каверина События разворачиваются в летние каникулы на территории пионерского лагеря, в котором отдыхают главные герои произведения девочка Таня и мальчик Петя.
  • Сельские жители — краткое содержание рассказа Шукшина Бабка Маланья Любавина, мать военного летчика, читала письмо от сына. Он звал ее в гости в Москву. Советовал ехать непременно самолетом, потому что это быстрее и дешевле. Жила Маланья в глухом алтайском селе
  • Красное вино победы — краткое содержание рассказа Носова Повествование в рассказе ведётся от лица главного героя. Он получил серьёзное ранение на Мазурских болотах в конце войны. Прооперировали его в сосновой роще, где была слышна канонада фронта.

Анализ текста

В своем произведении Айтматов рассказывает о настоящей любви к людям. Писатель старается понять, сможет ли человек совершить настоящий подвиг ради другого и не побоится ли трудностей, которые ждут его впереди.

Если обратить внимание на романтическое описание, произведение можно было бы отнести к жанру баллада. Но писатель осознанно ушел от этого, для того чтобы рассказ «Первый учитель» не ассоциировался с одним конкретным поступком, он хотел охарактеризовать человеческие отношения в целом

Главный персонаж повести — учитель Дюйшен — завораживает своей непростой и своеобразной судьбой. В начале повествования автор дает читателям представление о нем из слов односельчан. Люди не говорят о конкретной характеристике, а лишь коротко сообщают общие черты человека. Из этого можно подумать, что Айтматов описывает не героя, а обычного жителя села. Но все же в этом человеке присутствует что-то необычное. Он выглядит не так, как все, и одевается совсем по-другому.

Героическим поступком учителя является спасение маленькой девочки. Герой помогает ей выбраться из тисков старинных устоев и бедности. Благодаря его поступкам окружающие люди начинают задумываться о том, что живут неправильно и пришло время многое изменить.

Построение текста дает возможность понять, как обычный житель села становиться «мостиком» для тех, кто хочет жить лучше. Таким образом, обычная деревушка преображается благодаря одному человеку, для которого в жизни важны лишь справедливость и стремление жить лучше.

В произведении «Первый учитель» Айтматова читатели знакомятся с такими персонажами:

  1. Дюйшен — главный герой, первый учитель в деревне.
  2. Алтынай Сулайманова — маленькая девочка, сирота.
  3. Художник — житель села, который рассказал их историю.

Поступок и характер учителя Дюйшена

Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аила задуматься о том, насколько правильно они живут и не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять в своей жизни.

Дюйшен становится своеобразным мостом, по которому люди переходят от мрачного варварского прошлого в светлое, свободное будущее, где независимость человеческой личности наивысшая ценность.

Айтамтов сумел создать образ настоящего коммуниста, который смело воплощает в жизнь идеи социалистического строя, как неотъемлемую часть культурного преображения.

Главный герой яркий представитель нового поколения, прогрессивного, имеющего широкий кругозор и готового пожертвовать многим ради становления справедливости.

Знание как обещание лучшей жизни

Не беда, что «храм знания» располагался в бывшей конюшне, над которой еще надо было поработать как следует. Дети в аиле трудились. В их обязанности, среди прочего, входил и сбор кизяка (он использовался как топливо зимой). Путь к «рабочему месту» детей пролегал как раз через бугор и конюшню (будущую школу). Когда девочки (именно они собирали кизяк) шли со «смены» домой, то проходили мимо школы и видели, как молодой человек облагораживает здание бывшей стоянки лошадей, чтобы оно стало пригодным для обучения детей.

Глаза загорелись, и воспламенилась душа только у Алтынай при виде школы, остальные же ее «коллеги» отнеслись к начинанию Дюйшена равнодушно. Видимо, девушка уже тогда понимала, что школа – это возможность вырваться из плена теткиных побоев и общей унылости жизни в аиле, поэтому она предложила подружкам ссыпать весь кизяк, собранный за день, в школе, чтобы они не замерзли зимой. Однако девчонки только покрутили пальцем у виска и отправились домой, а Алтынай презрела возможные опасности и оставила в «храме» весь дневной «урожай». Конечно, девушке была страшно, ведь за такой поступок ее могли дома жестоко наказать, но ей было все равно – это был первый акт свободного духа в ее жизни.

После того как Алтынай совершила мужественный поступок, она вернулась на место сбора кизяка и работала до темноты, чтобы расправа тетки была не такой жестокой. Конечно, она собрала очень мало и расплатилась за смелость. Айтматов Чингиз Торекулович в «Первом учителе» сотворил в некотором роде памятник смелости детей.

Алтынай вырывается из лап негодяев и уезжает в город учиться

Утром на следующий день у юрты появляются учитель Дюйшейн и два милиционера. Они арестовывают насильника. Проходит два дня, и Дюйшейн провожает Алтынай на поезд. Она едет учиться в большой город – Ташкент, и жить там в интернате. Их прощание на железнодорожной станции проходит чрезвычайно эмоционально: оба плачут. Когда девочка садится на поезд, Дюйшейн бежит за ним и пронзительно кричит: «Алтынай!» Переживания героев достигают апогея, и у читателя по замыслу автора в этом месте должен произойти катарсис. Советские писатели были сильны, но даже среди них выделяется своих мастерством Чингиз Ай – превосходное сочинение тех времен.

У Алтынай все сложилось просто замечательно: она закончила учебу в Ташкенте, потом поехала в Москву, отучилась на рабфаке, да так, что стала в итоге академиком, доктором философских наук. Она много писала своему первому учителю, писала, что любит его и ждет, когда он к ней приедет. Дюйшейн же так и остался верен своему кредо и не хотел мешать Алтынай учиться, поэтому прервал переписку с ней, о чем девушка горько сожалела. Об этом говорит и один случай.

Два тополя

Повествование начинается с того, что читатель внутренним взором видит художника, который не может написать очередную картину, вернее, выбрать для нее тему. Для вдохновения он вспоминает свое детство, которое он провел в аиле Куркуреу, в степи Казахстана. Он с теплотой думает о двух тополях на бугре в стороне от селения. Этот бугор в родных местах (художник запомнил с детства) называли «школой Дюйшена». Когда-то давным-давно, лет 40 назад, на том месте действительно была школа для деток. Ее основал идейный комсомолец – Дюйшейн.

Художник думает посетить родные места и увидеть те тополя, но все нет повода. И тут ему присылают письмо (телеграмму) с приглашением поучаствовать в открытии новой школы в аиле.

Художник, недолго думая, летит в родные пенаты на крыльях ностальгии. Видит он и два тополя на бугре, и своих знакомых, и друзей. В числе гостей приезжает и уже немолодая женщина, академик Алтынай Сулаймановна Сулайманова. Она с грустью смотрит на тополя, с тем чувством, когда между человеком и неодушевленным существом есть какая-то тайная связь, известная только им одним. Вообще, надо сказать, что повесть Ай наполнена тонким символизмом, зримым, только если читать произведение полностью.

На празднике в честь открытия школы все вспоминают со смехом, как необразованный человек, читавший по слогам, учил детей азам грамоты. В разгар действа приходят телеграммы от бывших учеников с поздравлениями. Их разносит уже пожилой и даже старый Дюйшен. На само торжество он не заходит, потому что у него много работы.

Алтынай отчего-то становится жутко стыдно, она спешит уехать из родных мест в Москву. Художник сначала просит ее остаться, затем спрашивает, не огорчил ли ее кто-то. Она говорит, что ей на него и вообще на местных жителей обижаться не за что. Если у нее и есть обиды, то только на себя.

Она уезжает, а после пишет длинное письмо художнику, в котором исповедуется и рассказывает ему свою историю. Повествование ведется от ее лица. А читатель, переворачивая последнюю страницу предыстории, ловит себя на мысли, что тополя еще скажут свое слово в этой повести. Рассказ «Первый учитель» Айтматов написал замечательно от начала и до конца, о чем свидетельствует вводная часть произведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: