Краткое содержание «Сказки о медведихе»
Однажды весной черно-бурая медведица вышла погулять с медвежатами. Детеныши начали резвиться между собой, а она наблюдала за ними издали. Вдруг заметила медведиха, что к ним идет мужик. В руках у него была рогатина, нож был заткнут за пояс, а за плечами висел мешок. Поняла она, что это был охотник.
Стала медведица реветь и звать своих глупеньких медвежат. Она сказала им спрятаться за ее спину, пообещала, что не отдаст их мужику, а его самого покалечит. Медвежатки испугались и спрятались за маменьку. А сама она разгневалась сильно и приготовилась дать отпор охотнику.
Но мужик обо всем догадался и сразу пошел на нее с рогатиной и сразил ее. Медведица упала от его удара. И охотник вспорол ей брюхо и снял с нее шкуру. А бедных медвежат пока убрал в мешок и пошел со своей добычей домой. Дома его ждала жена. Муж ее порадовать решил и сказал, что принес ей дорогую медвежью шубу и маленьких медвежатушек, за которых тоже можно было получить хорошие деньги.
Весть о случившемся разнеслась по всему лесу и дошла она до черно-бурого медведя. Узнав обо всем, хозяин леса опечалился, стал оплакивать свою жену и зверят. Пришли посочувствовать ему все лесные жители. Такой печальной получилась «Сказка о медведихе».
История создания сказки Александра Пушкина
Название «Сказка о медведихе» не является пушкинским. Так неоконченное произведение принято называть в народе, поскольку сам Александр Сергеевич ей названия так и не дал.
Написал он её в 1830 г. в процессе затворнического образа жизни в имении Большое Болдино.
Кстати, этот этап жизни поэта стал самым продуктивным в творчестве Пушкина. Позже, этот период назвали «Болдинская осень».
Несмотря на то, что большинство сказок Пушкина имеют народные корни, сюжетов и историй, схожих со сказкой о медведихе, в русском фольклоре найдено не было. Это дает основания полагать, что сюжет произведения целиком и полностью – плод воображения Пушкина, хотя стиль её соблюдает традиции народных сказок.
Опубликована она была в 1855 году Павлом Васильевичем Анненковым, уже после смерти Александра Сергеевича. Именно благодаря Анненкову сказку сейчас без проблем можно найти и читать или слушать на одном из многочисленных интернет-ресурсов, посвященных творчеству Пушкина.
Несмотря на то, что оригинальная, недописанная версия рисунков не содержала, варианты, опубликованные в интернете, дополнены разнообразными иллюстрациями.
Текст сказки:
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою,
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом,
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужик… выем.
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-от он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.
Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев.
Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя чернобурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Чернобурую медведиху.
— Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. —
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, богатый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка бедненькой, зайка серенькой.
Приходил целовальник еж,
Всё-то еж он ежится,
Всё-то он щетинится.
Скачать текст:
52 КбДля электронных книг и мобильных устройств
5 КбДля всех электронных книг
84 КбОткрывается в браузере и Adobe Reader
84 КбКнига сейчас откроется в браузере
15 КбДля программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста
4 КбОткрывается на всех устройствах, но текст неудобно читать
Слушать и смотреть
“Сказка о медведихе”. Александр Сергеевич Пушкин. Читает Кристина Казинская.
Сказка о медведихе Александр Сергеевич Пушкин Читает Кристина Казинская
Пушкин А.С. – “Сказка о медведихе”.
Заключительная сцена
По части фольклорных истоков заключительная сцена считается наиболее изученной; только ей, в отличие от всего предшествующего повествования, найден конкретный фольклорный аналог. В.Ф. Миллер и М.К. Азадовский убедительно показали, что описанный здесь Пушкиним сбор зверей восходит к скоморошьей песне «О птицах» («За морем синица не пышно жила»), известной поэту как по сборнику М.Д. Чулкова «Собрание разных песен», так и в исполнении Арины Родионовны, о чем он вспоминает в стихах:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила…
Существуют варианты, в которых перечисляются не только птицы, как у Чулкова, но и звери, как у Пушкина. К тому же, представляя в финале сказки вереницу животных, Пушкин, по-видимому, перекликался, наряду с песней, и с другими жанрами фольклора — достаточно вспомнить о сказочной традиции давать персонажам развернутые имена, особенно показательной для сказок о животных. Отмечалась и связь с пословицами типа «Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет», а также с былинной образностью:
Знать это не зайка скакал, не бел горносталь,
Это шел Чурила Пленкович к старому Бермяке Васильевичу.
Все это подтверждает правоту В.Ф. Миллера, который в «Сказке о медведихе» увидел «такое же художественное собрание в один фокус народных красок, запечатлевшихся в богатой памяти поэта, как и в его знаменитом прологе к «Руслану и Людмиле», этом дивном калейдоскопе русских сказочных мотивов».
Последовательность появления животных, в принципе, та же, что в сказках о животных — по силе каждого. От животных более «серьезных» сказка переходит к более мелким, несерьезным, а под конец и вовсе юмористическим персонажам фольклорной сказки, таким, как заяц и еж. Однако в таком составе звери впервые собрались только в пушкинской сказке о медведихе. Почти все упомянутые в «Сказке о медведихе» звери встречаются в свадебных песнях и обрядовых гаданиях — там упоминаются и медведь, и бобр, и заяц, и горностай (последние два особенно часто).
Сказки Пушкина
Представляем Вашему вниманию список сказок Пушкина с их краткими содержаниями. Они были написаны в стихах, очень легко читаются, поэтому советуем прочитать эти чудесные произведения нашего великого поэта целиком. И желательно с детьми.
Сказка о царе Салтане
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)
Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.
Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.
Сказка о рыбаке и рыбке
Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.
Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.
Сказка о попе и о работнике его Балде
Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.
Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!
Сказка о золотом петушке
По словам автора, «сказка ложь, да в ней намек». Урок же ее таков: долг платежом красен, а тому, кто не держит слово, несдобровать.
Старому царю Дадону соседи грозили со всех сторон, и не было у него войска, чтобы охранять все границы. Призвал царь на помощь звездочета и получил от него золотого петушка, который, сидя высоко, криком предупредит об опасности. За услугу мудрецу было обещано выполнение любого желания.
Петушок служил исправно, и недругов поубавилось. Но вот подступили враги неведомые; пришлось царю выступить в поход, когда его сыновья не одолели этой напасти. А врагом оказалась шамаханская царица, и царевичи из-за ее красоты погубили друг друга. Старик Дадон тоже не устоял перед ней и, забыв обо всем, повез во дворец. Звездочет потребовал красавицу себе, напомнив царю о его обещании. Ответом ему был удар посохом по голове. Тут налетел волшебный петушок и клюнул Дадона так, что дух из него вышел; сразу исчезла и царица.
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.
Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.
Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.
Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.
Сказка о медведихе
Набрел мужик в лесу на медведиху с тремя малыми медвежатами и не пожалел никого: медведиху убил, а детушек ее посадил в мешок. Шкуру он отдал жене на шубу, а на медвежатах решил подзаработать. Узнал медведь, что извели его семью, и загоревал. Как разные звери ни старались, они не могли утешить хозяина леса…
Главные герои и их характеристика
Центральными персонажами сказки, так и недописанной Пушкиным, являются лестные обитатели – медведь и медведиха с медвежатами, но присутствует среди главных героев сказки и человек. Охотник, чьи действия и стали причиной лесной трагедии.
На втором плане представлены всевозможные жители леса – волк, бобер, заяц и другие.
Персонажи имеют четкие прототипы среди сословий общества времен крепостного права:
-
Заяц символизирует рядового крестьянина, в тексте он так и отражен – зайка-смерд.
-
Волк – дворянин, описывается с «зубами закусливыми» и «глазами завистливыми», в полной мере отражая угнетателя и узурпатора.
-
Не преминул Пушкин и выразить своё отношение к купечеству, образ которого вложил в бобра с «жирным хвостом».
-
Среди остальных животных интересен также образ ежа — «целовальника».
-
Сам же охотник показан как жестокий и беспринципный человек, убивший медведиху ради шкуры, из которой сделает жене шубу, а медвежат намерен продать. Именно это он и говорит своей жене. Данный образ характеризует корыстность общества и готовность людей убивать не ради пропитания, а просто ради выгоды.
«Сказка о Царе Салтане» читательский дневник
«Сказка о Царе Салтане» – замечательное произведение А. С. Пушкина, в которой описаны приключения юного князя Гвидона, его знакомство с Царевной Лебедью и воссоединение с отцом, царем Салтаном.
Краткое содержание «Сказка о Царе Салтане» для читательского дневника
Название: Сказка о Царе Салтане
Число страниц: 45. Пушкин А. С. «Сказка о Царе Салтане». Издательство «Детская литература». 2020 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1831 год
Главные герои
Царь Салтан – добрый, доверчивый, но при этом отважный правитель.
Молодая царица – мать Гвидона, добрая, любящая женщина.
Князь Гвидон – смелый, красивый юноша, сын царя Салтана.
Царевна Лебедь – прекрасная волшебница, жена князя Гвидона.
Ткачиха, Повариха, Бабариха – злые, завистливые женщины, оклеветавшие молодую царицу.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Подслушав разговор трех сестер, царь Салатан решил взять в жены ту, которая пообещала родить ему богатыря. Двух других сестер он снарядил во дворец ткачихой и поварихой.
Царь Сатан отправился в военный поход, а тем временем молодая царица родила ему богатыря. Однако Бобариха, Ткачиха и Повариха, пылая завистью, написали письмо царю, сообщая, что царица родила неведомую зверушку. Царь опечалился, но велел дождаться его возвращения. Однако злым бабам удалось опоить гонца и подменить царское письмо. В результате молодую царицу и ее маленького сына бояре заколотили в бочку и бросили в море.
Царица принялась умолять море сжалиться над ними, и послушная волна вынесла мать и дитя невредимыми на берег пустынного острова. За время этого путешествия царь Гвидон вырос во взрослого сильного и красивого юношу. Сделав стрелы, он отправился на охоту, где убил коршуна, терзавшего белого лебедя. Спасенная птица поблагодарила юношу и пообещала помочь ему.
Проснувшись утром, царица и царевич увидели красивый город, жители которого признали Гвидона своим царем. Когда на острове побывали корабельщики и рассказали князю, что держат путь к царю Салтану, тот захотел увидеть его. Лебедь превратила его в комара, и он улетел вместе с корабельщиками. Царь Салтан захотел навестить Гвидона, но Бабариха, Ткачиха и Портниха отговорили его, рассказав о чуде – белочке с золотыми орешками. От злости комар укусил Повариху.
Лебедь, желая утешить грустного Гвидона, подарила ему белочку, которая плясала и грызла золотые орешки. Остров вновь навестили корабельщики, которые подивились этому чуду. Молодой князь, превратившись в этот раз в муху, отправился с ними к Салтану. Завистливые бабы рассказали царю о дядьке Черноморе и богатырях. Муха укусила Ткачиху и улетела. Лебедь сказала Гвидону, что богатыри – ее родные братья, которых она попросила служить молодому царю. Корабельщики рассказали об этом диве Салтану, но Бабариха утешила его самым главным на свете чудом – прекрасной царевной, у которой звезда во лбу горит, и месяц под звездой блестит. Гвидон, превращенный в шмеля, ужалил завистливую бабу в нос.
Лебедь призналась, что она и есть та самая царевна, и обернулась редкой красоты девушкой, с которой Гвидон обвенчался. Узнав об этом, Салтан разгневался и, не слушая баб, отправился навестить Гвидона. Приплыв на остров, он узнал свою жену и покаялся перед ней. На радостях он простил Бабариху, Ткачиху и Повариху, отправил их домой, а сам устроил пир.
План пересказа
- Женитьба Салтана.
- Рождение наследника.
- Царица и дитя в море.
- Пустынный остров.
- Спасение Лебедя.
- Царствование Гвидона.
- Чудеса на острове.
- Свадьба Гвдона и Царевны Лебедь.
- Воссоединение семьи.
Чему учит
Сказка учит мужественно преодолевать трудности, любит и заботиться о своих родных, и никогда не слушать злых сплетен. Также учит защищать тех, кто несправедливо обижен, быть честными, порядочными и благородными.
Отзыв
Сказка увлекает необыкновенными приключениями, которые довелось пережить юному Гвидону. Благодаря своей храбрости, мужеству и чистому, благородному сердцу он стал правителем на острове Буяне и женился на прекрасной волшебнице.
Рисунок-иллюстрация к Сказке о царе Салтане.
Сведения о публикации
«Сказка о медведихе» — это народное название произведения великого русского поэта А. С. Пушкина, которая не была закончена. Написана она была в Болдине в 1830г. Сюжет этой сказки не был найден в народном творчестве, поэтому возможно, что его полностью придумал Пушкин.
Это произведение является прекрасным образцом народного стиля
Кроме социальной темы (которой в то время Пушкин уделял особое внимание), интересно и описание зверей, в котором можно увидеть образ крестьянства. Заяц стал олицетворением крестьянина, еж — «целовальника», а волк был показан как дворянин, который угнетал простой народ. Опубликована сказка была в 1855г
Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина». Позднее Якушкин сделал небольшую корректировку описания рукописей великого поэта
Опубликована сказка была в 1855г. Анненковым в «Материалах для биографии А. С. Пушкина». Позднее Якушкин сделал небольшую корректировку описания рукописей великого поэта.
Анализ «Сказки о медведихе» Пушкина
Неоконченная «Сказка о медведихе» написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. Это черновой набросок очередной стилизации поэта под устное народное творчество. Мастерски сочетая народную интонацию и традиционный сказочный сюжет, поэт заставляет читателя и слушателя сочувствовать горю чернобурого медведя, потерявшего семью.
Произведение написано примерно в 1830 году, в ту пору, когда поэтом создавались и самые знаменитые его сказки. Название дано издателями, а не автором, поскольку стихотворение было напечатано только в 1855 году. Некоторое сходство сюжета можно усмотреть, например, с прозаической народной сказкой «Медведь-липовая нога». Эта стилизация не так выразительна, как, скажем, «Сказка о рыбаке и рыбке», потому что автор больше играет с формой и выстраиванием типичного сюжета, а не творчески переосмысляет фольклор, создавая собственное литературное произведение на его основе. Начинается все с прогулки медведихи с детушками, затем ее убивает охотник, а детушек сажает в мешок, наконец, о произошедшем узнает глава медвежьего семейства. В самом конце к нему собираются звери: то ли разделить его горе, то ли с планами отмщения мужику.
Много нерифмованных строк, есть смежные рифмы, часто используются глагольные рифмы с просторечным окончанием: кувыркатися, подымалася. Характерно употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах: медвежатушки, дворяночка, серенькой. Этот прием очеловечивает зверей. Олицетворения в каждой строке, поскольку с самого начала звери заявлены не просто на равных с людьми, но и играют человеческие социальные роли: белочка княгинечка, скоморох горностаюшка. Даже сам медведь — вдовец. Это усиливает сопереживание героям. В сказке есть контраст прагматичной прямой речи мужика (он даже называет цену добычи) и причитаний убитого горем медведя, много устаревших слов, значение, которых, впрочем, почти всегда понятно из контекста. Требует пояснения разве что еж-целовальник (трактирщик) и байбак (сурок). Много повторов: дремучего, распорол, приходила, у него-то. Звери описаны как аллегории человеческих качеств и чувств: у волка завистливые глаза, зайка-смерд — бедненькой.
Сюжет «Сказки о медведихе» А. Пушкина остался незавершенным. Созданная в период его обращения к фольклору, она осталась лишь в его черновиках. Сказку опубликовали через 18 лет после смерти поэта.