Каким заболеванием на самом деле страдал илья муромец

Краткое содержание


(«Илья Муромец», картина Малютина Сергея Васильевича, создана ранее 1937 года)

Проезжая через город Чернигов, Илья встречает несметное войско врагов, с которыми вступает в бой и выходит победителем. Далее, в лесу богатырь встречает Соловья-разбойника и одерживает над ним победу, несмотря на сопротивление. Взяв злодея с собой, богатырь продолжает держать путь в Киев. Там он встречается с князем Владимиром и рассказывает о своем «трофее».

Владимир просит разбойника показать силу его свиста. Поняв, что может случиться несчастье, богатырь загораживает князя и его жену своим плащом, тем самым спасая их от смерти. Впоследствии он убивает лиходея, поняв, что тот неуправляем. Владимир назначает Илью к себе на службу.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передаёт Илье Муромцу. А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев — церкви и государевы кабаки огнём пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание. Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернётся с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого. Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удаётся сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать — Златогорка, удалая богатырка одноокая. Так Илья узнает, что Сокольник — его родной сын.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Подвиги богатыря

После чудесного исцеления начались многочисленные подвиги Ильи Муромца, самым известным из которых стала победа над Соловьём-разбойником, промышлявшим на лесной дороге, ведущей к Киеву.

История лесного бандита не даёт точного определения его происхождения, но есть вероятность, что Соловей-разбойник, «Одихмантьев сын», – тоже реальная историческая личность: «Соловей» – это кличка, так как в старину нередко названия животных и птиц становились персонализированными именами, а разбойник – определение деятельности персонажа.

По преданию, Соловей-разбойник, которого сравнивали с чудовищем, сидел в гнезде, закреплённом на двенадцати дубах, и поражал округу своим мощным свистом, от которого вековые деревья к земле склоняли верхушки, а люди погибали на месте. Русский богатырь, одолев лесного разбойника, привёз его в Киев на суд князя Владимира, а затем расправился с бандитом.

Когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, то временные рамки постепенно размываются, а знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, рождённые фантазией сказителей. Так, например, Илья Муромец, вопреки легендам, никогда не служил князю Владимиру Великому, ибо жили они в разные века. На былинный образ Владимира Красно Солнышко можно смотреть как на «народное отражение нескольких исторических личностей». Илья Муромец, защищая Русь от половцев, жил во времена Владимира Мономаха и был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Взяв родительское благословение, богатырь отправился служить именно Владимиру Мономаху:

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!Дай ты мне свое благословеньице,Я поеду во славный стольный Киев-град –Помолиться чудотворцам киевским,Заложиться – за князя Владимира,Послужить ему верой-правдою,Постоять за веру христианскую».

И сегодня продолжает Илья Муромец служение православным христианам – от святых мощей его, частично находящихся в Киево-Печерской лавре и в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома, происходят исцеления от тяжких недугов, ибо «дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67, 36).

Переложение былины «Три поездки Ильи Муромца»

Ездил старый казак Илья Муромец по Руси великой, да наехал на чудо чудное. Лежит на дороге бел горюч камешек, Алатырь называется, а на камне том три надписи. Написаны в тех надписях таковы слова:

Стал Илья думать думу крепкую:

— На что мне, старому, богатым быть? Своего богатства у меня никогда не было, а чужое мне на старости лет не надобно. Да на что мне, старому, женатым быть? Молодую взять — чужая корысть, а старую я и сам не возьму. Поеду туда, где убитым быть.

Поехал Илья Муромец направо. Доехал Илья до леса тёмного, выскочили на него из тёмного леса сорок разбойников. Говорил им Илья, приговаривал:

— Ай же вы, страннички-разбойнички! Вам убить-то меня, старика, славы нет, а отнять у меня нечего — вам и корысти нет. Всего-то у меня денег в карманах семь тысячей, да тесьмяная узда на коне в одну тысячу, да седло кованое в десять тысячей. А коню своему я и цены не знаю: в гриве у него скатен жемчуг, а промеж ушей горят камни самоцветные, не для красы-басы, а ради тёмной ночки осенней, чтоб видеть куда идёт мой добрый конь.

Отвечали ему на то разбойники:

— Ах ты, старая собака, насмехаешься! Что с тобой долго разговаривать!

Да набросились на Илью Муромца.

Соскочил тут Илья с добра коня, снял шапку с буйной головы, стал он шапкой своей помахивать. Куда махнёт — там улица, назад отмахнёт — переулочек, разметал он все сорок разбойников.

Поехал Илья назал к Алатырь-камешку, стирал он надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил направо Илья Муромец, а убит не бывал».

Поехал Илья дорожкой прямою, где женатым быть. Долго ли, коротко ли, видит: стоит посреди чиста поля широкий двор, на том дворе высокий терем — палаты белокаменные, в те палаты ведёт резное крыльцо узорчатое. На том крыльце стоит красна девица, коса русая до пояса, говорит Илье таковы слова:

— Ай же ты, удалой добрый молодец! Ты пожалуй ко мне во высокий терем, напою-накормлю тебя хлебом-солью.

Сходил Илья с добра коня, оставлял он коня непривязанного, поднимался на крыльцо узорчатое, заходил с красной девицей в высокий терем. Садились они за столы дубовые, ели-пили весь долгий день до вечера.

Под вечер выходит душечка красна девица из-за стола, говорит старому казаку Илье Муромцу:

— Ай же ты, удалой добрый молодец! Не пойдешь ли ты в спаленку тёплую, на кровать тесовую, на перину пуховую — спать-почивать после дальней дороженьки.

Повела девица Илью Муромца в спальню тёплую, подвела к кровати тесовой, говорит:

— Ты ложись, добрый молодец, к стеночке, а я-то лягу с краешку.

Отвечает ей Илья Муромец:

— Нет, ложись-ка ты, краса-девица к стеночке, а мне, старику, с краешку удобней спать.

Схватил он девицу да кинул на перину мягкую. А кровать та оказалась подложная, провалилась она в погреба глубокие, а с нею и обманщица красна девица.

Выбегал тут Илья на улицу, нашел двери того погреба: колодьем-то они завалены, песками-то они засыпаны. Илья колодья ногами распихивал, пески руками распорхивал, пинал он двери кованые, вышибал из крюков, из замков булатных, выпускал на Божий свет сорок царей да царевичей, сорок королей-королевичей, сорок сильных могучих богатырей. А той обманщице красной девице рубил с плеч буйну голову.

Садился тут Илья Муромец на добра коня, возвращался к Алатырь-камешку, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил прямо Илья Муромец, а женат не бывал».

Поехал тогда Илья по последней дороженьке — где богатым быть. Долго ли, коротко — наехал на три погреба глубокие. Пошёл Илья в те погреба, видит — в них злата да серебра, да белого скатного жемчуга несметные сокровища. Раздарил Илья красно золото нищей братии, чисто серебро раздал каликам да богомольцам, на круглый скатный жемчуг понастроил церквей да монастырей, а себе ничего не оставил.

Вернулся он к Алатырь-камню, стирал надпись старую, писал надпись новую:

«Ездил налево Илья Муромец, а богат не бывал».

На том поездки Ильи Муромца и закончились.

Миотония Томпсона

Впрочем, парализованные мышцы быстро атрофируются от длительной неподвижности. Даже в случае выздоровления требуется внушительный восстановительный период. А как известно из былины, Илья Муромец исцелился мгновенно и сразу же начал совершать свои подвиги. Поэтому некоторые специалисты считают, что будущий богатырь 30 лет и 3 года страдал от редкого наследственного заболевания, известного современным врачам как миотония Томпсона.

В результате особой мутации генов человек с таким диагнозом не способен вести активный образ жизни. При любой попытке совершить какое-либо действие (встать с печи, например) в мышцах возникает спазм, который медленно проходит. Миотония Томпсона часто проявляется в раннем возрасте.

Одна из характерных особенностей таких пациентов – это атлетическое телосложение. Люди, привыкшие затрачивать огромные усилия даже ради незначительных движений, волей-неволей поддерживают свои мышцы в постоянном тонусе. Если знаменитые «калики перехожие» знали какой-то секретный рецепт, позволяющий исцелить миотонию Томпсона, то неудивительно, что вставший с печи Илья сразу же шокировал родных и соседей своей богатырской силушкой. Например, вырвал с корнем огромное дерево. Его мышцы больше не страдали от спазмов, и герой сразу же начал вести очень активный образ жизни.

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Реклама:

Ответы

Кому служит Илья Муромец?

Ответ: Илья Муромец служит своей Родине — Руси в лице князя Владимира.

Вопрос № 2

В былине упоминается речка Смородина и Чёрные Грязи. Как Вы думаете, имеются в виду географические названия?

Ответ: Нет. Название речки Смородины происходит от слова «смрад» — резкий запах. Речка Смородина — это мифологический образ — граница между этим и тем светом. Чёрные Грязи — это название болот, которые были опасны и могли «утащить на тот свет».

Вопрос № 3

Почему прозвище разбойника — Соловей?

Ответ: разбойник сидит на высоком дубу, свищет по-соловьиному, всё вокруг приклоняется, а люди мертвы лежат.

Вопрос № 4

Чему препятствует Соловей-разбойник?

Ответ: Соловей-разбойник препятствует установлению связей между русскими землями. Во времена князя Владимира велась активная борьба с разбоем на дорогах, чтобы можно было свободно передвигаться по русским землям.

Вопрос № 5

Какой литературный приём использован в строчках:

Его добрый конь да богатырский
С горы на гору да стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Ответ: это гипербола — приём иносказания, преувеличивающий возможности героя.

Вопрос № 6

Происходит ли бой между Ильёй Муромцем и Соловьём-разбойником?

Ответ: боя не было. Илья устоял во время свиста соловьиного, а затем выстрелил в Соловья-разбойника из лука.

Вопрос № 7

К кому обращался Илья Муромец словами: «Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!»?

Ответ: он обращался к коню.  Конь сам ест траву (травяной мешок), но его может съесть волк (волчья сыть — еда).

Вопрос № 8

Убил ли Илья Муромец Соловья-разбойника пущенной в него стрелой?

Ответ: Илья Муромец привёз Соловья-разбойника живым на пир князю Владимиру.

Вопрос № 9

Почему Соловей-разбойник не послушал приказа князя Владимира, но послушал Илью Муромца?

Ответ: так Соловей-разбойник выказал уважение победителю.

Почему Илья Муромец дал приказ Соловью-разбойнику засвистеть в полсвиста и закричать в полкрика?

Ответ: так Илья засвидетельствовал свой подвиг, показал, кто есть Соловей-разбойник (и все остались живы).

В чём состоит заслуга Ильи Муромца, описанная в этой былине?

Ответ: он освободил путь от Чернигова до Киева, способствовал объединению русских земель.

Есть ли икона Илье Муромцу?

Ответ: есть икона!

Канонизация Илии Муромского произошла в 1643 году. До наших дней его мощи хранятся в Антониевых пещерах в Киево-Печерской лавре.

Преподобный Илья Муромец — покровитель ракетных войск стратегического назначения и пограничной службы России, ведь он всегда защищал родную землю.

Автор былины об Илье Муромце

Существует несколько версий. Одна из них, это тексты воеводы Смоленского Филона Кмита-Чернобыльского, владевшего имением недалеко от города Киева. Он пишет о былинном богатыре, защитнике русских земель, Илье Муравленине. В киевском цикле былин так же фигурирует герой-богатырь, однако никакого отношения его похождения к Киеву не имеют. В германских эпических поэмах можно прочитать об Илье Русском, могучем витязе, происходящим из княжеского рода. В сочинениях норвежского автора в 1250 году (поэмы Вилькина или Тидрек) —  у князя, по происхождению русского, Гертнита, был сын незаконнорожденный, Илииас, приходящийся братом по отцовской линии Владимиру Мономаху. Наиболее полный свод упоминаний собрал известный ученый историк, С.Н.Абзалов. Он обнаружил 53 былины, но лишь в 15 из них, Муромец является главным персонажем.

Илия Муромец-Чобиток (Чеботок)

Некоторые исследователи считают, что прототипом былинного персонажа является богатырь «Чобиток», который принял монашество и под именем преподобного Илии Муромца был причислен в 1643-м году к лику святых в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Прозвище «Чобиток» он получил за то, что однажды отбился от врагов не оружием, а чоботом – то есть сапогом.

Имя Ильи Муромца как исторической личности впервые встречается у Эриха Лясоты – австрийского дипломата, военного деятеля и путешественника, посетившего Киев в конце XVI века. Описывая Печерский монастырь, Лясота сообщил, что в пещерах находятся мощи некоего богатыря «Elia Morowlina», известного в народе под именем Чеботка.

Некоторые исследователи полагают, что былинный Илья Муромец и богатырь Илья Чеботок – это два разных человека, а объясняют «путаницу» очень просто: со временем, мол, произошло смешение преданий об Илье Муромце со сказаниями об Илье Чобитке.

В 1988-м году Межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Илии Муромца, находящихся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Результаты всех поразили:

«Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45–55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой рост считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см».

Более того, обнаруженные множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья и меча лишь подтверждали легенды о том, что Илья был храбрым воином, участником жестоких сражений. Да и причиной смерти героя послужил удар острого орудия (возможно, копья) в грудь, сквозь прикрывавшую ладонь левой руки.

А вот документальное свидетельство, оставленное паломником Леонтием, жившим в XVIII веке:

«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Но более всего учёных, проводивших исследование мощей, поразил тот факт, что Илья действительно долгое время не мог ходить! По их заключению, «он пережил тяжёлое заболевание костей, которое и стало причиной паралича ног». Учёные подтвердили, что костная ткань этого человека восстановилась абсолютно чудесным образом. Более того, по их заключению, после 30 лет преподобный Илия Муромец вёл активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

В Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что Илия Муромец принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра), заменив «меч железный мечом духовным», после тяжёлого ранения. Постриг, как предполагается, пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Отсутствие же упоминания жития преподобного Илии в Киево-Печерском патерике может свидетельствовать лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин провёл не так много времени.

О кончине Ильи Муромца былина повествует так:

«Построил он церковь соборнуюСвятителю Николе МожайскомуВо славном во городе во Киеве.Сам заехал во пещеры во глубокие,Тут Илья уж преставился.Поныне его мощи нетленные!»

Возможные события

Вероятнее всего, старцы, посетившие Муромца, были костоправами и проводили ему простые, но многодневные манипуляции. Да и рассказ о том, что руки у богатыря тоже были парализованы, далек от реальности. Сотрудники Межведомственной комиссии Минздрава УССР, в 1988 году описывая состояние мощей святого отметили, что при жизни он имел очень развитый плечевой пояс и у него были увеличены кисти рук. Скорее всего, мужчина вовсе не был парализован, а испытывал сильные боли в нижних конечностях. «Калики перехожие» могли дать ему анальгетическое снадобье, выпив которое, Илья почувствовал облегчение и ему стало легче ходить. Однако дегенеративные изменения в суставах позвоночника, возникшие в детстве, никуда не исчезли и болезненное состояние мучило его всю жизнь.

Таинственный недуг Ильи Муромца

Исследования, проведенные учеными-антропологами, которые изучали мумифицированные останки богатыря, говорят о разных версиях того, каким заболеванием страдал русский богатырь.

По одной теории, у Ильи Муромца была детская травма позвоночника, которая на долгие годы обездвижила его.

По другой версии он страдал туберкулезом костей, поражающим позвоночник и конечности человека.

Третья версия ратует за редкое заболевание суставов – спондилоартроз, которое могло быть наследственным или возникшим из-за травмы.

Также исследователи не исключают того, что у мальчика был полиомиелит, который вызвал паралич нижних конечностей. При этом заболевании изредка встречаются случаи внезапного исцеления, поэтому данная версия также может быть небезосновательна.

Туберкулез костей

На самом деле, в 1988 году мощи святого Илии, находящиеся в Киево-Печерской Лавре, были исследованы специалистами межведомственной комиссии, организованной министерством здравоохранения Украинской ССР. Об этом в своей книге «Мифы и загадки нашей истории» (Санкт-Петербург, 2015 г.) рассказал писатель Владимир Малышев.

«Оказалось, что это был сильный мужчина в возрасте 44-45 лет, ростом 177 см, по тем временам высокий, поскольку средний рост в XII веке составлял 165 см. На его костях были обнаружены следы ранений, полученных в многочисленных битвах», – отметил В.В. Малышев.

По словам исследователя, представители межведомственной комиссии выяснили, что у русского богатыря был туберкулез костей. И именно поэтому Илья Муромец долгое время не мог ходить.

Кстати, туберкулез костей – инфекционное заболевание, которое поражает позвоночник и конечности человека. Люди с таким диагнозом становятся вялыми и слабыми, жалуются на сильные боли, они быстро утомляются, любые физические нагрузки причиняют им сильный дискомфорт. Не удивительно, что Илья Муромец до своего чудесного выздоровления только и делал, что сидел на печи.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
17.02.23 22:43

Текст службы Сретения Господня
14.02.23 14:39

Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
17.02.23 12:08

Обязательно ли читать утренние молитвы на старославянском языке?
15.02.23 15:11

Нужно ли зажигать 12 свечей на Сретение?
14.02.23 17:21

Суд разрешил снос храма Десятинного монастыря
15.02.23 14:29

Почему в пост нельзя жениться и венчаться?
17.02.23 09:20

14 февраля — день памяти мученика Трифона Апамейского
14.02.23 08:38

Митр. Антоний (Паканич): Сретение – время сбывающихся надежд
14.02.23 21:39

Деисус: кто и почему молится о нас Христу?
13.02.23 14:20

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Реклама:

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Исцеление Ильи Муромца

В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит — так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильёй, три дороги: по одной ехать — быть убитым, по другой — быть женатым, по третьей — быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Реклама:

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошёл в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними — королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение. Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней — глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идёт во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей. А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и размётывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: