Детство и брак
Воспитанием Сиддхартхи пришлось заняться
его тете Махе Праджапати, которая приходилась младшей сестрой его умершей
матери. Чтобы сын вырос в великого царя, Шуддходана решил полностью оградить
его от любого человеческого горя и страданий, оберегать от всех религиозных
знаний, которые могут повести по великому духовному пути.
Для мальчика было построено три роскошных
дворца, в которых он попеременно жил в благости и в радости, полностью
отстраненный от всего, что связано с горем, не видя старости, болезней,
несчастий. Его окружали богатство и красота. По развитию Сиддхартха намного
опережал сверстников, он был любознателен и достигал больших успехов в спорте,
в науках.
В 16 летнем возрасте юноша женился на своей кузине, принцессе Яшодхаре, руки которой он добился ценой победы в нескольких состязаниях. Совсем скоро молодая жена родила сына, названного Рахулой. Следующие годы жизни были безмятежны и полны спокойного счастья. До 29 лет Сиддхартха безмятежно прожил принцем Капилавасту, не испытывая нужды и не зная страданий.
Общая информация о Будде Шакьямуни
Имя Будда Шакьямуни принадлежит Сиддхартхе Гаутаме – основателю традиционного буддизма. Этот человек родился в VI до н. э. в семье индийского раджи, принадлежавшего к роду Шакья. Отец готовил его к принятию наследства, но в 29 лет Сиддхартха отказался от богатств и покинул отчий дом. Основным мотивом к этому послужило осознание сильных непрерывных страданий людей, в причинах которых он решил разобраться. Поэтому Гаутама посвятил последующие годы жизни обучению и размышлениям.
Спустя 6 лет упорного труда Сиддхартха осознал цель своей жизни и достиг просветления. С этого момента он начал читать проповеди и развивать свое учение. Последователи назвали его Буддой Шакьямуни, что дословно переводится как «Пробужденный из рода Шакья».
Гаутаме удалось избавиться от всех отвлекающих сознание факторов и пробудиться в высшей реальности. Сегодня последователи воспринимают его в качестве духовного учителя и стремятся достичь того же состояния посредством медитации, самоограничений, мантропения.
Телесные признаки
Самые ранние из сохранившихся изображений Будды датируются II в. н. э., что связано с доминированием идеи аниконизма в период основания и становления религии. В то время считалось, что духовный мир непостижим сознанием человека, и невозможно воссоздать зримые образы божеств и пророков.
Будда Шакьямуни сидит со скрещенными ногами.
Описание Будды все же можно встретить в некоторых священных текстах.
К ним относятся следующие особенности:
- символы сияния (нимб вокруг головы или пламя в области макушки);
- нестандартные физические черты (метки на ладонях или ступнях, одинаковая длина пальцев и пр.);
- монашеские мантии в виде саронга – полосы ткани, обернутой вокруг талии.
Чаще всего Будда сидит со скрещенными ногами, при этом руки могут располагаться следующим образом:
- правая кисть помещена на правом колене (символизирует его победу над силами зла);
- правая рука поднята вверх и обращена ладонью к наблюдателю (символизирует утешение);
- руки прижаты к груди, а пальцы вращают невидимое колесо (символизирует непрерывное движение «колеса учения», т.е. религиозной проповеди).
Идамы и год рождения
Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928-2035 годов:
Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.
Манджушри
Один из древнейших образов, известный как сподвижник и соратник Будды Гаутамы. Первые упоминания о нем относятся к ранним текстам Махаяны – еще до нашей эры. Этот Идам олицетворяет разум, волю и мудрость. Его культ очень популярен в Китае и на Тибете.
Манджушри – проводник и учитель, один из немногих, кто обладает высшей мудростью, а потому обращенные к нему молитвы многим помогают обрести просветление. Люди, поклоняющиеся этому покровителю, обычно обладают развитой интуицией, ясновидением и другими мистическими способностями.
Будда Шакьямуни
Это тот самый Будда Гаутама, известный большинству из нас как просто Будда. Именно он стал первым человеческим существом, достигшим просветления. Правда до этого ему пришлось преодолеть сотни жизней в колесе Сансары, прежде, чем он сумел выбраться из него и прервать цикл перерождений.
Будда – сильный и мудрый покровитель, который помогает философам и ученым, интеллектуалам и людям творческих профессий пройти свой путь к просветлению.
Тара
Это женское божество, известно также как Зеленая тара, может быть и в других цветовых воплощениях. Богиня символизирует чистоту и мудрость, обладает даром исцеления и приносит удачу тем, кто обращается с ней с мантрой «Во славу 21 Тары» – ровно столько форм способна принимать эта хранительница.
Зеленая Тара также является покровительницей семьи и вечных ценностей – уважения к старшим, любви к родным, сострадания к близким и т.д. Люди, рожденные под этим знаком, отличаются добрым сердцем и чистотой нравов.
Будда Медицины
Этот Идам предстает в семи разных обличиях. Регулярное обращение в молитвах к этому Идаму позволит избежать множества болезней – как духовного, так и физического плана. Будда Медицины дарит своим подопечным сильную энергетику и жизненную силу, помогает им добиться успехов во врачевании.
Для него есть специальная Мантра Медицины, которую истинно верующим рекомендуется произносить по 108 раз ежедневно.
Ваджрапани
Является одним из трех защитников учения Будды наряду с Авалокитешварой и Манджушри. Он символизирует могущество Истинного Учителя и является очень сильным Идамом. Олицетворяет собой как благостные, так и гневные черты, а потому покровительствует многим обычным людям, в которых борются светлые и темные начала.
Ваджрапани – очень решительное божество, способное наделять людей решительностью. подталкивать к совершению благостных дел и поступков, поэтому многие, родившиеся под покровительством другого божества, обращаются к этому хранителю за помощью в сложных жизненных ситуациях.
Ваджрасаттва
Просветленный, известный также как Будда Самантабхадра. Отожествляет собой трансцендентную мудрость, которая существует вне обычного человеческого понимания.
Ему адресуется особая стослоговая мантра, произносимая в процессе нендро – традиционных подготовительных практик. Люди, родившиеся под знаком этого хранителя, обычно имеют способности к целительству и могут в будущем стать врачами или получить уникальный дар – излечивать физические и душевные раны словом.
Авалокитешвара
Идам, воплощающий в себе любовь и сострадание ко всем живым существам. Считается, что именно его воплощением является Далай-лама. Этот Иштадевата может представать в 108 различных обликах и стремится помочь каждому, кто ищет просветления и мечтает вырваться из Сансары.
Считается, что это божество ревностно следит за всем происходящим на Земле и замечает любую несправедливость, направляя свои силы на ее исправление.
Философия Будды
Будда – духовный просветитель Индии, являющийся основателем буддизма. Исторически его рассматривают в качестве реально существующего философа и всезнающего активного божества.
Так в Буддизме Тхеравады (Хинаяне) Будда выступал в качестве простого человека, подвергшегося глубокой духовной трансформации. Напротив, в Махаяне Будду рассматривают в качестве космического существа, которое периодически может проявлять себя в человеческом виде. Имя Будда происходит от санскритских корней, что означает «пробуждаться». Слово «Будда» — эпитет всех тех, кто смог достичь просветления (бодхи) – основной цели буддийской религиозной жизни. После того, как Будда пережил просветление (бодхи), он заявил, что смог достичь полного Пробуждения, осознал причину страданий и открыл путь его устранения. Его первая проповедь называется «Первый поворот колеса Дхармы», в которой содержались основные положения буддизма – четыре Благородные истины и Восьмеричный Путь.
Четыре Благородные истины:
- Страдание – это неотъемлемая часть существования.
- Причина страданий – страстное желание испытывать чувственные удовольствия.
- Привязанности и страсти можно преодолеть посредством успокоения, прекращения, отказа, отъединения, освобождения с отдалением от самого страстного желания.
- Следование Благородному Восьмеричному пути приводит к преодолению привязанностей и страстей, а значит и страданий.
Благородный Восьмеричный путь включает правильное понимание и мысли, правильную речь и действия, правильный образ жизни, усилие, внимательность и даже правильное сосредоточение.
К основным понятиям учения Тхервады относят:
- Аничча – любая вещь – непостоянна;
- Дуккха – любое существа страдает в любой ситуации из-за неясности ума;
- Анатта – ощущение постоянного «я», являющееся иллюзией;
- Камма (карма) – это намеренное действие, являющееся законом причинно-следственных связей, в соответствии с которыми добродетельными действиями создается будущая радость, а безнравственными действиями – страдания;
- Нирвана – это состояние высшего освобождения, совершенное состояние ума, свободного от страстей, гнева и прочих страдательных состояний.
Конечная цель буддийской практики – достичь нирваны, выхода из Сансары и избавиться от страданий.
Определение 1
Сансара – это колесо жизни, своеобразный круг перерождений, который рассматривается как пространство для страданий.
Цель буддизма тхеравады – достичь состояния Архата, человека, свободного от страданий. Будда учил избавляться от привязанностей и говорил, что мудрец на все должен смотреть объективно, независимо и иметь свежий взгляд. В соответствии с учением тхеравады, человек сам несет ответственность на свое спасение и не зависим при этом от воли высших сил, то есть богов.
Основой Махаяны («Большой колесницы») является сострадание к ближнему и стремление самосовершенствоваться. Махаяна более этическая, социальная и мистическая по своему характеру. В этом случае Будда является высшим принципом единства всего живого, он повсюду, всегда и во всем, включая и каждое из бесчисленных живых существ. Моральный образец в Махаяне – это жизнь Будды, который после своего просветления отправился, чтобы совершать добрые дела. Человек решивший найти путь освобождения от страданий и продемонстрировать этот путь окружающим людям, называется бодхисаттава.
Человек, нашедший такой путь, прошедший его до конца, и поделившийся опытом со всеми желающими в мире – Будда.
Этические принципы Махаяны состоят из следующих понятий:
- сострадание (Каруна);
- любовь (Майтри);
- ненанесение вреда (Ахимс) для живых существ, а также подчеркивание принятия обязательств содействия развитию дружбы и согласия.
Учение Будды гуманистичное и наполненное оптимизмом. Будда считал, что любой человек, вне зависимости от своего социального положения и прошлых жизней может собственными силами получить над собой власть, а также управлять собственной судьбой, идеями и страстями. Блаженство пробужденного состояния называют нирваной, в соответствии со взглядами буддизма доступна для любого живого существа. С позиций буддийской доктрины, буддой может считаться любой, кто открыл дхарму и достиг просветления через накопление большого количества положительной кармы, посредством правильных мыслей, слов и поступков.
На протяжении своей жизни Будда не вел никаких записей, то есть его труды написаны не им самим. Его мысли и высказывания собрали его последователи и ученики в книгу под названием сутры. Они собраны в единое произведение Трипитака, а также во влиятельные тексты Махаяны, как сутра Праджнапарамита, Аватамасака Сутра, Сутра сердца, лотоса, Алмазная Сутра.
Смысл текста
Текст написан на санскрите. При переводе на русский язык отдельные его слоги могут изменяться.
Значение составляющих частей молитвы:
- «Муни». Дословно переводится как «мудрец», «святой». В отличие от других религий в буддизме святость означает совершенство. Шакьямуни познал истину самостоятельно через размышления и медитации и передавал священные знания другим.
- «Маха». Означает «большой», «великий». «Маха муни» интерпретируется последователями учения как «Великое сокровище», в качестве которого выступает сам Будда и его состояние.
- «Соха». Распространенное толкование этого слова «да будет так».
- «Ом». Священный звук, символизирующий имя Бога, Творца, имеет высший метафизический смысл и повышает силу действия мантры.
Считается, что сознание, ум и тело человека, проходя процесс очищения и трансформации, приближаются к состоянию, близкому просветлению. Мантра символизирует Будду и выступает звуковым эквивалентом этого божества.
Смысл текста трактуется также как перечисление имен Шакьямуни. В данном случае в переводе она звучит так:
Детство и юность
Считается, что отцом Будды был раджа Шуддходана, тогда как его матерью являлась царица Махамайя – принцесса из царства колиев. В ряде источников говорится, что мать будущего учителя скончалась спустя неделю после родов.
В результате, воспитанием Гаутамы занялась его родная тетя по материнской линии Маха Праджапати. Любопытно, что Маха также являлась женой Шуддходаны.
Будда не имел родных братьев и сестер. Однако у него был сводный брат Нанда, сын Праджапати и Шуддходаны. Существует версия, что у него также была сводная сестра по имени Сундара-Нанда.
Отец Будды хотел, чтобы его сын стал великим правителем. Для этого, он решил оградить мальчика от всяких религиозных учений и знаний о страданиях, которые постигают людей. Мужчина построил для сына 3 дворца, где тот мог пользоваться любыми благами.
Еще в детстве у Гаутамы начали проявляться разные способности, вследствие чего он значительно опережал своих ровесников в изучении наук и спорте. Одновременно с этим он уделял много времени для размышлений.
Когда юноше было 16 лет, отец дал ему в жены принцессу Яшодхару, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Позже у супругов родился мальчик Рахул. Первые 29 лет свой биографии Будда прожил в статусе принца Капилавасту.
Несмотря на то, что Сиддхартха жил в полном достатке он понимал, что материальные блага не являются главным смыслом в жизни. Как-то раз, парню удалось покинуть пределы дворца и воочию увидеть жизнь простых людей.
Будда увидел «4 зрелища», которые навсегда изменили его жизнь и отношение к ней:
- нищего старика;
- больного человека;
- разлагающийся труп;
- отшельника.
Именно тогда Сиддхартха Гаутама осознал суровую реальность жизни. Для него стало ясно, что богатство не в силах избавить человека от болезней, старения и смерти. Тогда же он понял, что путь самопознания является единственным способом для постижения причин страданий.
После этого Будда оставил дворец, семью и все нажитое имущество, отправившись на поиски пути для освобождения от страданий.
Предназначение мантры Будды Шакьямуни
Будда Шакьямуни.
Мантра представляет собой священный текст, регулярное и точное повторение которого приводит к успокоению мышления. Звуковые вибрации оказывают благоприятное воздействие на ум, вследствие чего происходит доступ к более глубоким слоям сознания.
Понятие, пришедшее из санскрита, состоит из двух частей:
- «ман» означает «ум и созерцание»;
- «тра» относится к защите и жизненной энергии.
Мантра Будды Шакьямуни легла в основу философии буддизма и является одной из самых главных молитв.
Сиддхартха Гаутама родился в семье правителя рода Шакьев. Оставив семью и привилегированное положение, юноша выбрал путь поиска истины. После долгих лет он нашел ее и, достигнув просветления, стал Буддой. Учение распространилось по всему миру.
Мантра способствует преодолению жизненных трудностей и препятствий, избавлению от страданий, болезней, страхов и негативных эмоций. Во время практики формируется осознанность и пробуждаются способности человека.
Звуки обладают сильной энергией и характеризуются как «рожденный звук, выраженный из самой глубокой сути вещей и понимания». Молящийся, устанавливая контакт с Буддой, приближается к состоянию просветления и получает мудрость, одухотворение и высшее благословение.
Завершение колеса жизни и переход в Паринирвану
В возрасте 80 лет Будда огласил, что в скором времени его ждет достижение Паринирваны. Так называется состояние абсолютного покоя, которое не есть «смерть», не есть «бессмертие», оно вне разума, вне понимания. Будда спокойно принял в пожертвование трапезу (по одной из версии в ней были ядовитые грибы), заметив: «только Пробудившийся может принять подобную жертву».
Перед самым уходом он долго разговаривал со
своими близкими учениками, дал последнее наставление – нужно всегда следовать
за Дхармой. Не лидер должен быть путеводителем, а само Учение.
Затем произошел Великий переход в
Паринирвану, тело Учителя было кремировано по обряду для Вселенского
Властителя. Его завернули в пятьсот слоев ткани, положили в железный гроб,
заполненный маслом, закрыли двумя крышками и сожгли на костре. Останки поделили
на восемь частей и сложили каждую часть в урну, над урнами возвели специальные
ступы. Девятую ступу построили на месте погребального костра, десятую – над
гробом.
По легенде, один из учеников достал зуб Будды из погребального костра. Этот зуб на протяжении многих веков хранился в Индии, а затем его перевезли на Шри-Ланку, где специально для драгоценной реликвии построили Храм Зуба.
Распространение Дхармы
Будда был наставником для самых разных людей. Он неутомимо путешествовал по долине индийской реки Ганг, читая проповеди всем, кто его слушал. Монахи из Сангхи сопровождали его 8 месяцев в году, оставшееся время, в период дождей, оставались пережидать непогоду в каком-нибудь монастыре или лесу. Вскоре у Сангхи появился свой монастырь неподалеку от Раджадриха – подарок царя Бимбисара, а затем и роща вблизи Шравасти – щедрое приношение одного купца.
Шуддходане донесли о просветлении сына, и отец отправлял девять делегаций с просьбой о возвращении в Капилавасту. Все их участники стали членами Сангхи. Будда направился в родной город после появления еще одной группы, в которой был его друг детства.
На просьбу названой матери Махи Паджапати войти в Сангху Будда ответил отказом, но через некоторое время она была принята в общину вместе с другими благородными женщинами. Единственный сын после взросления тоже пожелал вступить в Сангху и впоследствии стал одним из архатов. А отец Будды принял учение своего сына. В последствии и другие цари приняли буддизм.
Правила произношения
Русская транскрипция мантры Будды Шакьямуни имеет 2 вариации:
или
Чтение должно проходить в тихой приятной обстановке. Сидеть следует с прямой спиной в направлении востока. На протяжении медитации необходимо сохранять равномерное дыхание. Во время практики происходит остановка внутреннего диалога и погружение в состояние абсолютной тишины.
Проговаривая текст, необходимо уделять внимание каждому слову и звуку. Первую половину лучше читать на вдох, а вторую — на выдох
Делать это можно как про себя, так и вслух спокойным голосом, в размеренном темпе. Нельзя менять части формулы местами. Акцент необходимо делать на последний слог.
Верное произношение стимулирует участки головного мозга, помогая человеку расслабиться. Это позволяет глубже погрузиться в состояние медитации и избавиться от посторонних мыслей.
Звуки во время пения мантры только на треть уходят в пространство. Большинство из них направлены во внутренние органы человека. Образуемая при этом вибрация в разных частях тела способствует снятию энергетических блоков.
Перед практикой следует изучить технику исполнение мантры. Часто духовный наставник передает ее своим ученикам, осуществляя вместе с тем энергетическое подключение. Можно послушать пение в группах или воспользоваться аудиозаписью.
Большое значение имеет визуализация. Представляя Будду, возрастает вера в него, возникает стремление постигнуть высшие знания, а ум получает освобождение от плохих мыслей и обретает покой.
После практики необходимо некоторое время провести в спокойном состоянии и прочувствовать внутренние изменения.
Перед чтением мантр проведите сеанс медитации.
Количество раз
Чтение мантры — индивидуальный процесс. Необходимо открыть сердце и душу. Человек, ориентируясь на свои внутренние ощущения, чаще всего сам определяет количество повторений текста. Главным показателем является чувство умиротворения, которое практикующий испытывает в процессе медитации.
Для достижения максимального результата рекомендуется читать мантру 108 раз. Однако количество повторений заклинания может быть любым. Главное, чтобы оно делилось на 3. Например, 3, 6, 9, 18.
Начинать практику рекомендуется с минимальными повторами, постепенно увеличивая их. Многократное проговаривание текста способствует проникновению энергии в ум человека, раскрытию его силы и помогает достичь божественной гармонии. Работать с молитвой рекомендуется 21 день. Для того чтобы сохранить ритм и сконцентрироваться на счете, можно использовать четки.
Когда нужно повторять
Текст следует читать ежедневно, уделяя этому хотя бы 10-15 минут.
Особенно часто к Будде Шакьямуни обращаются в сложные моменты жизни, т.к. он приносит человеку уверенность и новые идеи для разрешения проблемы. Поэтому рекомендуется произносить молитву перед каждым начинанием, чтобы привлечь успех.
В сложные моменты вашей жизни читайте мантры.
Смерть
В 80-летнем возрасте Будда заявил, что в скорости достигнет абсолютного Покоя – нирваны, который не является «смертью» или «бессмертием» и находится вне постижения ума.
Перед смертью учитель сказал следующее: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к своему высвобождению прилагая для этого все усилия». Будда Гаутама умер в 483 году до н.э., или 543 году до н.э., в возрасте 80 лет, после чего его тело было кремировано.
Мощи Гаутамы разделили на 8 частей, после чего положили у основания специально построенных ступ. Любопытно, что в Шри-Ланке находится место, где хранится зуб Будды. По крайней мере в это верят буддисты.
Если вам понравилась краткая биография Будды – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни, – подписывайтесь на веб-сайт InteresnyeFakty.org.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Биография Сиддхарттхи Гаутамы
Родился мыслитель в царской семье народа шакьев в Лумбини, ныне это Непал в 563 году до нашей эры. Прозванный был царевич, именем Сиддхарттха Гаутама, позже он был названный последователями: Буддой (просветленный), Татхагата (пришедшим) и Шакьямуни (мудрецом из рода шакьев).
Отец Гаутамы пытался оградить его от внешней жизни, чтобы он вырос великим царем, как было предсказано. Сиддхарттха жил в трех дворцах, не видя окружающей жизни. Женился он в 16 лет, позже у него родился сын. Царевич получил великолепное образование и с юных лет задавал вопросы, на которые его учителя не могли дать ответы. На тридцатом году жизни Гаутама впервые оказался за территорией дворца и узрел окружающий мир: больных, старых людей и смерть. Увиденное принесло царевичу душевное страдание, он решил отречься от своего прошлого и заняться познанием самого себя.
Будда ушел в лес, где шесть лет жил аскетом, учась у йогинов, но доведя себя до полусмерти. Сиддхарттха так и постиг истины, Будда понял, что чрезмерный аскетизм, только туманит голову и убивает тело. Под деревом Бодхи, Гаутама вошел в глубокий транс, в котором прибывал 49 дней, размышляя о сущности человеческого бытия, и достиг просветления (нирваны) выйдя за пределы круга перерождений души.
Когда Будда познал сущность человеческой жизни, он начал проведывать свою философию. Сам Сиддхарттха не считал себя богам или высшим существом, он считал себя простым человеком, которому открылась истина. Сиддхарттха считал, что любой человек может достичь просветления через благой путь, не зависимо от варны или народности. Также Будда запрещал стоить храмы в его честь и создавать его статуи. Умер великий философ в возрасте восьмидесяти лет в Кушинагаре. Буддизм превратился в религию уже после смерти Гаутамы и окончательно сложился в эпоху царствования царя Ашоки, спустя два века после смерти Сиддхарттхи. Рекомендуем посмотреть лучшие цитаты и высказывания Будды Гаутамы.
Где сейчас находится Будда Шакьямуни? Чем отличается на данный момент Его реализация от реализации, скажем, Будды Майтрейи или Падмасамбхавы? 176 просмотров
Пнд, 30/09/2002 — 12:00 | Администратор
Данные о себе
Имя:
Дмитрий
Город:
Минск
Вопрос: Уважаемый Геше-ла, где (если уместно, конечно, слово «где») находится сейчас Будда Шакьямуни? Чем отличается на данный момент Его реализация от реализации, скажем, Будды Майтрейи или Падмасамбхавы?
Ответ: Когда Будда Шакьямуни достиг состояния будды, Шарипутра спросил его: «Если ты покинешь этот мир, кто позаботится о живых существах, кто будет давать им драгоценное Учение?» Будда ответил: «Я не исчезну из мира навсегда. Я всегда буду приходить в мир снова — в облике монаха, в облике духовного наставника, и непрерывно помогать живым существам. Узнайте меня тогда».
Поэтому Будда Шакьямуни по-прежнему приходит в этот мир в человеческом облике, в облике многих великих учителей. Считается, что Будда Шакьямуни и Наставник Трех Миров Лама Тиме Пенден — это один и тот же поток ума. Итак, Будда Шакьямуни впервые появился в Тибете в форме Падмасамбхавы, чтобы распространить там буддизм. Позже, когда Учение в Тибете стало приходить в упадок, он появился там в форме Атиши и способствовал возрождению буддизма. Затем, когда Дхарма вновь стала приходить в упадок, Будда Шакьямуни явил себя в форме ламы Цонкапы. Лама Цонкапа считается Манджушри в человеческом теле. А Манджушри — это аспект мудрости Будды Шакьямуни. Таким образом, все эти великие существа были единым целым с Буддой Шакьямуни.
У каждого будды есть различные аспекты. Сострадательный аспект Будды Шакьямуни, явленный в форме божества, — это Авалокитешвара. Все божества, которые существуют в мире сейчас, — это различные аспекты Будды Шакьямуни, с которыми у нас есть кармическая связь. Например, сейчас эманацией Авалокитешвары считается Его Святейшество Далай-лама.
Таким образом, несмотря на то, что Будда Шакьямуни стал буддой, он никогда не пребывал в блаженстве собственного покоя; из сострадания он являет себя в разных формах во множестве различных миров и направляет живых существ
И в особенности в этом мире, где Будда Шакьямуни преподал свое Учение, он будет перерождаться вновь и вновь до тех пор, пока Дхарма окончательно не исчезнет.
Так же важно считать своего духовного наставника Буддой в человеческом облике. Его Святейшество Далай-ламу вы не можете видеть постоянно, не можете все время получать у него учение
Поэтому своего непосредственного духовного наставника, который все время учит и направляет вас по пути, нужно почитать как и самого Будду Шакьямуни — ведь он вполне может оказаться его воплощением. Итак, мы должны понимать, что Будда Шакьямуни по-прежнему находится среди нас.
Что касается различий между Буддой Шакьямуни и Буддой Майтрейей, то это разные индивидуумы. По преданию, когда Будда Шакьямуни и Будда Майтрейя еще были бодхисаттвами, они были друзьями. В одной из своих предыдущих жизней, когда Будда Шакьямуни родился в царской семье, он, еще будучи ребенком, отдал свое тело на съедение голодной тигрице. Он был младшим из трех сыновей царя. Средним же сыном был Будда Майтрейя. Когда все три брата оказались в лесу и увидели там умирающую с голоду тигрицу, готовую уже сожрать своих детенышей, Будда Майтрейя так же, как и Будда Шакьямуни, почувствовал к ней великое сострадание, но, в отличие от своего младшего брата, не смог пожертвовать собой, чтобы накормить тигрицу. Это объясняется тем, что в свое время Будда Шакьямуни породил в себе бодхичитту на основе метода обмена себя на других, тогда как Будда Майтрейя использовал для порождения бодхичитты другой метод — семь пунктов причинно-следственной взаимосвязи. Поэтому мой духовный наставник сказал мне, что техника обмена себя на других является более продвинутой и мощной.
Итак, между Буддой Шакьямуни и Буддой Майтрейей были небольшие различия в те времена, когда оба еще являлись бодхисаттвами, но впоследствии, когда они достигли состояния будды, их реализации сравнялись. Сейчас они по-прежнему разные индивидуумы, но состояние ума у них в равной степени безупречно. Как говорится, один будда отличается от другого лишь своими кармическими связями — в силу этого будде легче помочь одним существам, чем другим.
Будда Майтрейя считается Буддой будущего. Он придет после того, как Учение Будды Шакьямуни полностью исчезнет из этого мира, и будет пятым по счету Буддой из тысячи Будд, которые, согласно пророчеству, должны прийти в наш мир.
Жизнь Будды
Замечание 1
Будда Шакьямуни – духовный наставник, известный основатель буддизма – одной из трех религий в мире.
При рождении ему было дано имя Сиддхаттха Готами или Сиддхартха Гаутама, что означает потомок Готамы, или успешный в достижении целей. Позже он взял имя Будда, что буквально означает «пробудившийся», а еще позже – Полностю совершенный Будда. Также его называют Татхагата (пришедший/ушедший), Бхагаван (блаженный), Сугата (идущий во благе), Джина (победитель), Локаджьештха (почитаемый миром).
Сиддхартха Гаутама – ключевая фигура буддизма. Истории, касающиеся его жизни, его изречения и беседы с последователями, а также монастырские заветы были собраны его учениками уже после его смерти и стали основой буддийского канона «Типитаки». Также Будда – центральный персонаж во многих дхармических религиях, в частности боне и индуизме. В Средних веках в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавате-пуране) его включили в число аватар Вишну вместо Баларамы.
Днем рождения Будды Шакьямуни считают 5 апреля, которое является национальным праздником во многих странах – Республике Калмыкия, Японии, Таиланде, Мьянме, Шри-Ланке и пр.
Пробуждение и проповедь
Оказавшись за пределами города, Гаутама встретил нищего, поменявшись с ним одеждой. Он начал странствовать по разным регионам, прося у прохожих милостыню.
Когда о странствиях царевича узнал правитель Бимбисара, он предложил Будде престол, но тот отказался от него. Во время своих путешествий, парень обучался медитации, а также был учеником у разных учителей, что позволило ему приобрести знания и опыт.
Статуя Будды
Желая достичь просветления, Сиддхартха начал вести крайне аскетичный образ жизни, порабощая любые желания плоти. Спустя примерно 6 лет, находясь на грани смерти, он понял, что аскетизм не приводит к просветлению, а только истощает плоть.
Тогда Будда в полном одиночестве продолжил свое путешествие, продолжая искать способы достижения духовного пробуждения. Однажды он оказался в роще, расположенной в видимой близости от Гайи.
Тут он утолил голод рисом, которым его угостила местная женщина. Интересен факт, что Будда был настолько физически истощен, что женщина приняла его за духа дерева. Поев он сел под фикусовым деревом и поклялся, что не двинется с места, пока не достигнет Истины.
В результате, 36-летний Будда якобы просидел под деревом 49 дней, после чего ему удалось достичь Пробуждения и полного представления о природе и причине страданий. Также ему стало ясно, каким образом можно избавиться от страданий.
Позже это знание стало именоваться «Четырьмя Благородными Истинами». Главным условием для Пробуждения являлось достижение нирваны. Именно после этого Гаутаму начали называть «Буддой», то есть – «Пробудившимся». В последующие годы биографии он проповедовал свое учение всем людям.
Оставшиеся 45 лет й жизни Будда проповедовал на территории Индии. К тому моменту у него появилось много последователей. Согласно буддийским текстам, тогда он совершал разные чудеса.
Зуб Будды
Люди толпами приходили к Будде, чтобы узнать о новом учении. Интересен факт, что правитель Бимбисара, также принял идеи буддизма. Узнав о скорой кончине родного отца, Гаутама отправился к нему. В результате, сын рассказал отцу о своем просветлении, вследствие чего тот стал архатом незадолго до собственной смерти.
Любопытно, что за годы биографии Будда неоднократно подвергался покушениям на свою жизнь со стороны оппозиционных религиозных групп.
Идамы в разных религиозных течениях
Первоначально буддийские покровители пришли из Ваджраяны. Но сейчас в той или иной форме они присутствуют во всех религиозных течениях: Хинаяне, Махаяне, ламаизме, тантрических практиках и т.д. Количество хранителей также различно, но наиболее известных и популярных насчитывается более полутора десятков. Хотя многие пантеоны предлагают лишь семерых из них.
Основные буддийские течения связывают год рождения с покровителем, аналогично тому, как, например, в китайском календаре каждому году соответствует свой символ – животное или птица. Но здесь все не так просто – цикличность чередования Идамов различна и не совпадает во многих направлениях.
К тому же такое деление – весьма условно. На самом деле покровителя может определить учитель или бодхисаттва, лама, который делает это на основании тех качеств, что присущи конкретному человеку.