Содержание
-
Слайд 1
Проект по теме «Устное народное творчество».
Ученика 1 «Б» класса средней школы № 1007
Чистякова Родиона.
Пословицы
и поговорки -
Слайд 2
– это краткие изречения в которых заключён глубокий смысл,
народная мудрость.
Они содержат в себе прямой совет и подсказывают как поступить в данной ситуации.
Пословицы и поговорки -
Слайд 3
Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности.
Автором пословиц и поговорок является народ.
Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё…Так пословицы и поговорки и передавались из уст в уста от поколения к поколению.
Откуда появились пословицы и поговорки? -
Слайд 4
Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом.
Пример:
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда».Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами.
Пример: «остаться с носом»- быть обманутым,
«медвежья услуга» —
помощь, которая обращается во вред.
Кот Базилио и лиса Алиса
оставили Буратино «с носом».
Пословицы и поговорки часто путают
— будьте внимательны! -
Слайд 5
О Родине:
«Человек без Родины, что соловей без песни».Об учении:
«Не стыдно не знать,
стыдно не учиться».
О природе:
«У зайцев шерсть побелела – зима близко».О трудолюбии:
«Будешь стараться – всё будет удаваться».Пословицы и поговорки есть обо всём на свете,
вот некоторые из них: -
Слайд 6
«Не откладывай на завтра то,……».
«Любишь кататься, люби и …».
«Не имей сто рублей, а …..».
«Не рой другому яму – сам ….».
Давайте вспомним … -
Слайд 7
Пословицы и поговорки начинают
изучать уже с первых дней в школе:ониучат, советуют, предостерегают;
хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло;
поощряют прилежание, благородство, упорство.
Роль пословиц и поговорок в жизни людей. -
Слайд 8
Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях.
Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки:«….и осталась старуха у разбитого корыта…»
(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)Откуда эти пословицы и поговорки?
«Кому велено чирикать —
Не мурлыкайте!»
(«Путаница» К.И. Чуковский)«А воз и ныне там.»
(«Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов) -
Слайд 9
Заключение.
Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации.
Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка. -
Слайд 10
Посмотреть все слайды
Тип «подбирай поговорку»
Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.
Карточки со словарными словами 1 класс
Карточка 1
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
_льбом, д_ревня, к_пуста, в_р_бей, учит_ль
Карточка 2
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
б_р_бан, _рбу_, к_нава, м_рко_ь, с_бака
Карточка 3
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
в_рона, г_зета, уч_ник, т_тра_ь, с_п_ги
Карточка 4
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
гор__, дев_чка, б_лет, сах_р, _зык
Карточка 5
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
д_журный, з_вод, к_ртоф_ль, л_донь, яг_да
Карточка 6
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
за_ц, к_р_нда_, _вра_, п_м_дор, с_рока
Карточка 7
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
к_рман, м_ш_на, п_тух, р_бята, х_р_шо
Карточка 8
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
кла__, меб_ль, м_л_ко, пл_ток, ябл_ко
Карточка 9
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
к_нц_рт, м_две_ь, _гурец, п_года, _од_на
Карточка 10
- Вставь пропущенные буквы и спиши слова.
- Раздели эти слова на слоги и поставь ударение.
- Составь предложение с каждым из слов.
к_р_дор, р_бята, к_рова, м_ро_, т_тра_ь
Скороговорки с числами от 1 до 10
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Мимо речек, мимо сёл
Шёл и трёх овечек вёл.
Вёл с кочевья трёх овечек
Один серенький козёл.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке
Три сороки — три трещотки
Потеряли по три щётки:
Три — сегодня,
Три — вчера,
Три — ещё позавчера!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В семеро саней
Семеро Семёнов
С усами уселись
В сани сами.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Четыре чёрненьких
Чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами
Чертёж чрезвычайно чисто.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На дворе трава, на траве – дрова: раз – дрова, два дрова, три дрова.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Алевтина_Князева
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Пословица не на ветер молвится. Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз. Пословица ввек не сломится. Красна речь пословицей. (Русские пословицы) …Пословицы краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы также являются фразеологическими оборотами и служат выразительными средствами речи, обогащают речь, делают её яркой и меткой. Относятся они к малым жанрам фольклора.
ЗАГАДКИ Слово «загадка» образовано от глагола «загадать» — предлагать вопрос, требующий ответа, то есть разгадки. В этом вопросе предмет или явление, которые нужно узнать, описываются не прямо, а иносказательно, поэтому, чтобы разгадать загадку, нужно увидеть сходство между загаданными предметами и тем его описа-нием, которое дается в загадках. Загадка – вид устного народного творчества (фольклора). Загадка содержит иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которые нужно узнать (разгадать). Загадки представляют собой свод знаний и понятий народа о мире и о себе
Но важно увидеть и другое: изображая мир, народ поэтизировал его. Каждая загадка – маленькое художественное произведение
Отгадывая загадки, вы должны увидеть в обычном поэтическое, понять, при помощи каких художественных средств «сделаны» загадки. Загадок в русском фольклоре очень много: загадки — иносказания, загадки – описания, загадки — вопросы, загадки — шутки, загадки с числами и др. Это очень древний жанр фольклора. Многие загадки создаются при помощи звукописи. Звукопись включает в себя ассонанс, аллитерацию и звукоподражание. Эти выразительные средства фонетики широко используются в пословицах, поговорках и загадках. Задания: 1. Приведите примеры загадок, созданных при помощи сравнений, загадок, основанных на антитезе, созданных при помощи отрицания. Отгадайте загадку и расскажите, по каким признакам вы её отгадали. Взгляну я в окошко, Раскину рогожку, Посею горошку, Положу хлеба краюшку. Всякий видит, Да не всякий чует. Кому светло, Кому темно, А мне голубо. 2. В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отгадайте приведенные ниже загадки. Выпишите из них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и обозначьте их. 1) Маленький, пузатенький, весь дом бережет. 2) Черненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 3) Красненьки сапожки в земле и в лукошке. 4) Черненька, маленька, всему свету миленька. 5) Четыре братца под одной шляпкой. 6) Штучка-одноручка, носик стальной, а хвостик льняной. 7) Под сосенкой на бору стоит старичок, красненький колпачок.
Виды словарных слов
Правильное написание словарных слов следует запоминать наизусть. В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов имеются также имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи.
Большинство словарных слов составляют слова с безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением.
Например: молоко, ветер, сорока.
Также к словарным словам относятся слова, в которых есть непроверяемая парная согласная по глухости или звонкости.
Например: вокзал, футбол.
Есть небольшое количество слов с непроверяемой непроизносимой согласной: лестница, праздник, чувство.
А также слова с удвоенной согласной буквой в корне слова: класс, аллея, масса.
В школе, на уроках русского языка, каждый год проходят изучение словарных слов. Для каждого класса есть свой перечень. В 1-2 классе дети учат самые простые словарные слова. Далее сложность и количество запоминаемых слов возрастает.
Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.
Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.
Например, можно использовать метод ассоциаций.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Например:
- лИмон – кИслый, Апельсин – слАдкий, рЕбята — дЕти;
- в слове горох на месте запоминаемой буквы можно нарисовать горошину, похожую на букву «О», а при написании слова «яблОкО», на месте букв «О», изобразить круглые яблочки, в слове «Обед» заменить букву «О» тарелкой.
Но, как показывает практика, лучше если ребенок воспользуется не готовой ассоциацией, а придумает свою.
Список словарных слов, в зависимости от программы, может немного варьироваться.
Тип «продолжай пословицу»
Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь. Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления. Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение — это необязательно серьёзный разговор. В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.