Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Дед Фомы Григорьевича был не из простых казаков, знал грамоту. Однажды гетман дал ему грамоту и велел отвезти царице. Тот зашил её в шапку, оседлал коня и на другое утро доехал уже до Конотопа, где была ярмарка. Хотел дед купить там табак и огниво да ехать дальше, но встретил гуляку запорожца и за разговорами забыл, что ему нужно ехать. Началась у них попойка, а после неё решили дед, запорожец и ещё один гуляка держать путь вместе. В дороге запорожец рассказывал разные байки, но к вечеру притих, а затем признался, что душа его продана нечистому, что этой ночью срок и попросил попутчиков не спать, караулить, чтобы нечистый его не утащил. Казаки согласились.
Остановились они ночевать в шинке. Дед долго караулил запорожца, а другой казак и запорожец заснули. Но и дед, в конце концов, заснул, а утром увидел, что запорожец пропал, только свитка его осталась. И кони пропали: деда и запорожца. Хватился дед за шапку — и её нет. Вспомнил он, что вчера поменялись шапками с запорожцем, значит, нечистый её утащил вместе с запорожцем. Как добыть грамоту для царицы, зашитую в шапке, не знает. Спросил совета у людей, остановившихся в шинке. Никто не знал, что делать. Только шинкарь за пять золотых надоумил деда, как добыть грамоту. Рассказал, как дойти в лесу до того места, где найдёт «кого нужно».
Нашёл дед то место, а там у огня расположились люди со страшными рожами и что-то сыпали в огонь. Сидели молча, на приветствие не ответили. Дед рассказал им за чем пришёл. Они протянули руки, кинул дед им деньги. Тут земля задрожала, и попал он «чуть ли не в самое пекло». Кругом черти и ведьмы отплясывают трепака. Посадили его за длиннющий стол, заставленный едой. Дед подцепил кусок и отправил не в свой рот, а в чужой. Во второй и в третий раз — опять в чужой рот. Рассердился дед, стал угрожать расправиться с ведьмами, если они не отдадут его казацкую шапку. Захохотали они, а одна из них провизжала, что отдадут шапку, если три раза сыграет дед с ними в дурня.
Пришлось сесть за карты. Первый раз остался он дурнем. Второй раз тоже проиграл: на руках у него были одни козыри, вдруг превратившиеся в простую масть. В третий раз изловчился он перекрестить карты под столом и выиграл. Загремел гром, и откуда ни возьмись появилась шапка.
Расхрабрился дед и потребовал своего коня, пригрозив перекрестить нечисть святым крестом. Появились перед ним конские кости, заплакал дед, жалея старого друга. Потребовал другого коня, чтобы выбраться из чёртова места. Появился перед ним конь и понёс деда через болото и провалы, не слушаясь ни поводов, ни крика. Под ногами была пропасть, перескочил конь через неё, а дед, не удержавшись, полетел вниз.
Очнулся он на крыше своей хаты. Перекрестившись, увидел, что руки в крови, посмотрел в бочку с водой — и лицо в крови. Обмылся, чтобы детей не испугать, и зашёл в хату. Увидел там испуганных детей и жену, заснувшую с веретеном в руке и подпрыгивающую на лавке. Дед разбудил её, и жена рассказала, что снилось ей, будто печь по хате ездила. Понял дед, что нужно хату освятить, но сейчас ему некогда было, поскакал он на коне с грамотой к царице.
Привели гонца во дворец, дивился он на роскошь высоких палат, видел разряженную царицу. Велела она насыпать деду полную шапку денег.
Об истории с чертями дед не вспоминал, а когда кто-нибудь просил его рассказать об этом, долго не соглашался. И, наверно, в наказание, что сразу не освятил хату, каждый год в этот день ноги жены его затевали танцы.
Помощь шинкаря
Дед никак не мог понять, кому понадобился его конь, так как у запорожца был свой. Он сделал вывод, что нечистая сила приходила пешком, поэтому и стащила коня. Гонец слишком переживал, что ему не удалось сдержать казацкого слова перед запорожцем. Но он еще больше расстроился, когда обнаружил исчезновение своей шапки.
Потерянная грамота не давала ему покоя
Хотя деду и не пришлось читать ее текст, но еще не было такого, чтобы у него что-то важное пропадало, и он начал ругать себя и черта, обзывая его разными прозвищами. Затем казак решил обратиться за помощью к людям, которые на тот момент находились в шинке.
Дед рассказал обо всем, что с ним приключилось, но ему толком никто не помог. Только шинкарь сидел и молчал в углу. Гонец решил подойти к нему, так как почувствовал, что это довольно умный человек, которому что-то известно.
Но продавец был не слишком разговорчив и начал общаться с дедом, только когда получил от него деньги. Он объяснил казаку план дороги к небольшой речке, где обитают те, кто ему нужен. Поговорив с дедом, шинкарь ушел в свою комнатушку.
Начало рассказа дьячка
В основе повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» лежит сказка, которую поведал любительницам страшных историй служитель церкви Фома Григорьевич. В сюжет пересказа вошли события, произошедшие с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице. Дед Фомы был храбрым казаком, который не боялся даже волков. Кроме дьяка и его деда, главными героями в «Пропавшей грамоте» являются:
- Запорожец, продавший душу нечистому.
- Ведьма, нечестно играющая в карты.
- Опытный и умный шинкарь (человек, который незаконно хранил и продавал спиртные напитки).
Рассказчик описывал своего деда как довольно умного и начитанного человека, который относился к непростым казакам. Фома говорил, что таких людей в округе можно было в одну горсть уложить. Однажды полковой писарь от имени гетмана передал деду грамоту, которую следовало доставить само́й царице. Так как гонец был человеком ответственным, он быстро зашил документ в шапку, попрощался с женой, детьми, сел на коня и отправился в дорогу.
Основная мысль произведения
Сейчас в школе на уроках литературы очень популярны презентации, которые помогают ученикам сделать конспект произведения и лучше понять его смысл. При этом учитель использует компьютерную технику для просмотра слайдов и прослушивания аудиокниги онлайн. При анализе «Пропавшей грамоты» обязательно раскрываются:
- жанр повести;
- композиционная структура;
- суть сюжета;
- отличительная специфика;
- смысловая линия.
«Пропавшая грамота», как и весь цикл сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в жанре народного творчества. Дьяк рассказывает необыкновенную историю в украинских традициях с применением элементов фантастики. Вся композиция повести построена на рассказе о жизни отдельных героев, а ее основу составляет исчезновение документа для императрицы.
Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.
Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.
Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.
https://youtube.com/watch?v=zkiCBi2kZ6s
Очень краткий пересказ повести «Пропавшая грамота»
«Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»
Старый Фома Григорьевич знатный в селе рассказчик. Любили девчата его «страховинны казочки». И однажды рассказал Фома историю о том, как играл его дед с чертями в дурня…
Дед у Фомы прослыл башковитым казаком. Задумал гетман отправить царице грамоту, и полковой писарь поручил старику отвезти письмо в столицу.
Казак смекнул важность, запрятал депешу в шапку. Доехал до Конотопа, угодил на ярмарку
Хватился, а в кармане табака нет. Пошел по рядам, а навстречу ему гуляка-запорожец в красных шароварах и с люлькой на боку.
Разговорились, выпили, к вечеру вместе двинулись в путь. К попутчикам еще один казак прибился, так ехать веселее. Запорожец сначала балагурил, а потом признался, что продал душу нечистому. И сегодня ночью выходит его срок…
Остановились путники на постоялом дворе. Запорожец с казаком мигом уснули. А дед дал обещание не спать и товарища от чертей охранять.
Однако сморило старика. Проснулся, когда солнышко уж припекало. Запорожец пропал, а с ним и два коня – его и дедовский. Хватился старик и шапка исчезла…
Шинкарь (хозяин постоялого двора) за 5 золотых научил, как пропажу вернуть. Пошел казак в лес, мимо обожжённого дерева до черной реки. Увидел огонек. Перешел через шаткий мостик, подошел к костерку, поздоровался. А в ответ ничего, сидят «смазливые рожи» и не двигаются.
Уселся дед на свободное место, раскурил люльку, а потом бросил в огонь пригоршню монет.
Дзинь…И все смешалось. Угодил старик в самую преисподнюю.
Чтобы шапку вернуть, сел казак резаться с ведьмами в дурня. Два раза продул, а в третий раз додумался карты перекрестить. И пошла игра, старик ведьму в дурнях оставил. Вернули ему и коня, и шапку.
Дед грамоту в столицу доставил.
Гулянка в Конотопе
Ехал он довольно быстро и рано утром был уже в Конотопе. В то время там проходила ярмарка, поэтому людей было довольно много, но все еще дремали, расположившись кто где. Здесь можно было встретить:
- хлопца с покрасневшим носом;
- перекупку, которая спала сидя;
- цыгана, спящего под телегой;
- москаля с бородой, лежащего прямо на дороге.
Постепенно народ стал просыпаться, и дед пошел в поисках табака и огнива. Он познакомился с лихим запорожцем, каких, как отмечает рассказчик, сейчас не встретишь. Они пошли вместе, разговаривая на незначащие темы, и гонец забыл про свое задание.
https://youtube.com/watch?v=3M7bzNKCyts
Игра в карты с ведьмой
Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.
Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.
Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.
Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.
2 вариант
Повесть “Пропавшая грамота” была написана Н.В.Гоголем предположительно в 1828-1831 голах. Рукописный вариант произведения значительно превышал по размеру печатную редакцию. Писатель исключил из повести некоторые фрагменты, описывающие путешествие деда дьячка, при этом Гоголь полностью сохранил рукописный сюжет и стиль повествования. Первая публикация повести состоялась в 1831 году в первой книге “Вечеров на хуторе близ Диканьки”.
Жанр: повесть
Тема:
Повесть учит держать свое слово, ответственно подходить к поручениям. В произведении показано, что сперва нужно сделать дело, а потом уже можно гулять.
Сюжет:
Диканьский дьяк Фома Григорьевич рассказывает историю, которая приключилась с его дедом.
Однажды вельможный гетман посылал к царице грамоту с дедом рассказчика. Дед не любил долго собираться, зашил грамоту в шапку, вывел коня, да и поехал по поручению. На другой день он уже был в Конотопе, где в ту пору стояла ярмарка. Дед решил раздобыть себе огниво и табаку. На ярмарке герой повстречал запорожца, вместе они устроили попойку. Дальнейший путь уже продолжили втроем: запорожец, дед и приставший к ним гуляка.
Вечером запорожец рассказал приятелям о том, что продал душу нечестивому. Он попросил их не поспать одну ночь и не выдать его черту. Казаки с готовностью согласились. Однако ночью всех сморил мертветский сон. Наутро они увидели, что запорожец пропал, а вместе с ним исчезли конь деда и шапка.
Дед сильно сокрушался о пропаже шапки, в которой была зашита грамота. Но никто не могу ему помочь. Обратился тогда он за советом к шинкарю. Тот научил деда, как отыскать черта, чтобы потребовать у него назад гетманскую грамоту. Шинкарь посоветовал казаку в глухую ночь отправиться в лес. Ночью цыгане выходят из нор и куют железо
Однако дед должен не обращая внимание на стук идти по узкой тропинке, никуда не сворачивая. В конце наказал шинкарь деду взять собой золото, которое нечисть любит
Сделал дед все, что советовал ему старик. Набил карманы золотом и отправился в лес, как-только начало темнеть. Узкая тропинка привела казака к реке, на берегу которой вокруг костра сидели мрачные, страшные люди
На его приветствия они не обращали внимание. Тогда достал дед деньги и кинул им
Все сразу переменилось. Оказался дед в пекле, вокруг него черти и ведьмы плясали. Нечисть пригласила его за стол, уставленный яствами. Но не одно блюдо, за которое брался казак, не попадало ему в рот.
Потребовал дед у нечисти свою шапку с грамотой. Предложила одна ведьма ему сыграть на нее в дурня три раза с условием, что если казак выиграет хоть раз, то ему ее вернут, а если нет, то навсегда в пекле останется. Дет согласился. Два раза он проиграл. На третий, незаметно перекрестив карты, выиграл. Упала тут шапка деду прямо в лицо. Потребовал тогда он коня своего, но нечисть показала ему лишь кости. Казак уговорил чертей и ведьм вернуть его на землю. Дьявольский конь вынес его из пекла. Не удержавшись в седле, казак упал на крышу своего дома. Отдохнув несколько дней, герой снова отправляется с грамотой. Ехал он и день, и ночь не останавливаясь, пока не доехал до самой царицы и не отдал ей грамоту.