Художественное своеобразие
В повести «Нос» использован весьма богатый писательский инструментарий. Наиболее широко Гоголь применяет такое средство выразительности как гротеск. Во-первых, это автономность Носа, превосходящего по положению своего хозяина. Во-вторых, комическое преувеличение характерно для изображения взаимоотношений людей разного социально уровня. Ковалёв боится подойти к Носу, а Иван Яковлевич с неимоверным трепетом и волнением начинает относиться к своему клиенту после приключившегося.
Гоголь очеловечивает нос, но приём олицетворения также использован в укрупненном масштабе. Нос становится независимым от хозяина практически полноправным членом общества, он даже собирался бежать за границу.
На синтаксическом уровне Гоголь обращается к зевгме: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Эти особенности помогают писателю изображать юмор и иронию в произведении.
Художественное своеобразие
Николай Гоголь любил использовать в своем творчестве разнообразные тропы и средства выразительности:
- Гротеск: самостоятельность Носа по отношению к хозяину и робость Ковалева, который не может вернуть часть тела из-за разницы в чинах;
- Гипербола и олицетворение: Нос не только приобретает человеческие черты, но и намеревается пересечь границу и достает поддельный паспорт. Автор не только «очеловечил» его, но и наделил самобытным и авантюрным характером.
- Ирония: «Доктор <…> имел прекрасные смолистые бакенбарды, свежую, здоровую докторшу». Так автор поставил в один ряд и внешнюю особенность лица доктора, и его жену, намекая на ничтожность женщины, которая лишь прилагается к мужу как бакенбарды.
Жанр и направление
К моменту выхода в свет повести «Нос» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности
Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
§ Вопросы «Биографии русских авторов»
- Автором скольких басен является И.А. Крылов?
1) 76
2) 236
3) 189
4) 201
Ответ: 236.
Куда сослали А.С. Пушкина?
1) в Сибирь
2) на Кавказ
3) в Забайкалье
4) в село Михайловское
Ответ: В село Михайловское.
Открытие какого учебного заведения явилось заслугой М.В. Ломоносова?
1) Санкт-петербургский государственный университет
2) Московский физико-технический институт
3) Московский государственный университет
4) Российский университет дружбы народов
Ответ: Московский государственный университет.
Где родился А.С. Пушкин?
1) в Киеве
2) в Санкт-Петербурге
3) в Москве
4) в Кишиневе
Ответ: Москва.
Кто из русских авторов прослыл не только писателем и поэтом, но также физиком, астрономом, географом, художником, металлургом, просветителем и государственным деятелем?
1) Л.Н. Толстой
2) М.В. Ломоносов
3) А.С. Пушкин
4) И.С. Тургенев.
Ответ: М.В. Ломоносов.
Назовите имя и отчество Жуковского.
Ответ: Василий Андреевич.
Этот писатель мог свободно использовать пять языков, а также хорошо знал еще девять языков. Кто это был?
Ответ: Л.Н. Толстой.
Этот автор – единственный классик русской литературы, который совершил кругосветное путешествие.
Ответ: И.А. Гончаров.
О каком русском писателе и поэте здесь говорится: «ленив», «не прилежен», «медленные успехи» (заметки педагогов лицея).
Ответ: А.С. Пушкин.
Кто из русских писателей занимался коллекционированием почтовых марок и успел собрать несколько тысяч экземпляров?
Ответ: А.П. Чехов.
Суть: о чём произведение?
Повесть начинается с того, как цирюльник Иван Яковлевич находит в батоне хлеба нос своего знакомого и клиента – коллежского асессора Ковалёва. Находясь в ужасе и желая избежать проблем, Иван выкидывает свою находку в Неву.
В тот же день Ковалёв обнаруживают пропажу. Выйдя на улицу, он внезапно натыкается на собственный нос, который зажил собственной жизнью, надел мундир статского советника и спокойно разъезжает по Санкт-Петербургу. Нос явно не хочет возвращаться на своё место и при первой же возможности скрывается от Ковалёва.
Герой спешит в редакцию газеты, чтобы подать заявление, но чиновник отказывает в помощи, не желая втягивать газету в скандал и вредить её репутации. Абсолютно равнодушен к проблеме Ковалёва и частный пристав, который, будучи не в духе, даже не стал слушать его.
В отчаянии Ковалёв возвращается домой, считая свою жизнь оконченной. Спасение приходит в облике полицейского, которой возвращает герою его нос, который пытался уехать в Ригу по поддельному паспорту.
Однако нос решительно отказывается возвращаться на своё место. Ситуацию не может исправить даже вмешательство врача, который, как оказывается, никогда никому не помогает, а только берёт деньги за приём.
Ковалёв подозревает, что во всех его злоключениях виновата Александра Подточена, которая таким образом хочет женить его на своей дочери, но эти подозрения не подтверждаются.
Ковалёв и его нос оказываются под пристальным вниманием всех сплетников и зевак города. Через некоторое время нос, к счастью для героя, прирастает обратно к его лицу, и жизнь Ковалёва возвращается в привычное русло
Критика
Интеллигенция того времени очень живо отреагировала на творение Гоголя. Сам А.С. Пушкин помог опубликовать книгу в «Современнике», назвав её невероятно оригинальной, весёлой и неожиданной.
Повесть не прошла мимо Виссариона Белинского, который увидел в ней крайне актуальный социальный комментарий, осуждающий косность и бюрократизм русского общества. Его поддержал и С.Г. Бочаров, который утверждал, что автор заставил людей взглянуть правде в глаза. В.В. Набоков считал «Нос» одним из самых удачных творений Гоголя.
Однако не все разделили этот энтузиазм. Например, Н.Г. Чернышевский называл повесть старым «анекдотом», и считал, что Гоголь ничего нового не придумал, а просто пересказал старое.
Композиция повести
Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.
- Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.
- Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.
- Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
§ Русский фольклор
Устное народное творчество (фольклор) – это различные формы и виды художественного творчества, автором которого является народ, и которое вошло в его бытовую традицию.
Особое внимание стоит уделить малым жанрам фольклора:
- Закличка. Обрядовая заклинательная песня, в основе которого – словесное обращение к объектам живой и неживой природы, например, к Солнцу, Земле, Зиме, Осени, птицам, Дождю и т.д. В закличках эти объекты предстают в качестве живых существ.
- Считалка. Небольшой стишок, который характеризуется рифмой и строгим ритмом. Чаще всего считалка строится из выдуманных слов.
- Загадка. Рифмованное или нерифмованное выражение, требующее разгадки. Обычно имеет иносказательную, поэтическую форму, в которую облекается тот или иной предмет или явление.
- Скороговорка. Небольшое предложение или фраза, специально составленная так, что ее трудно произнести без ошибок по причине сложных звуковых комбинаций.
- Пословица. Поучительное изречение, в котором выражена народная мудрость.
- Поговорка. Краткое высказывание, которое может описывать какую-либо сторону жизни, либо выражать народную мудрость (не так четко, как в пословице).
Нос возвращают владельцу
Домой майор вернулся усталый и печальный.
Носом, отрубленным на войне или дуэли, он мог бы гордиться, как боевой раной, но нос просто сбежал, и это было оскорбительно. Подумав, майор решил, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной, на дочери которой он не захотел жениться.
Подточина, Александра Григорьевна — штаб-офицерша, мать незамужней дочери.
Реклама:
Наверняка Подточина решила отомстить, наняв «каких-нибудь колдовок-баб». Ведь в среду, когда его брил Иван Яковлевич, нос был ещё на месте.
Размышления Ковалёва прервал квартальный полицейский. Он сообщил, что нос майора найден — его перехватили, когда он пытался удрать в Ригу. В деле замешан и цирюльник Иван Яковлевич, который сидит теперь в полицейском участке. Затем квартальный вернул майору нос и удалился.
Когда радость Ковалёва поутихла, он обнаружил, что нос не желает прирастать к положенному ему месту. Тогда майор послал лакея за доктором, жившем в том же доме. Доктор не знал, как приставить нос на место, поэтому сказал оставить всё как есть, чтобы не сделать ещё хуже. Нос же посоветовал заспиртовать и продать.
Отчаявшийся Ковалёв решил на следующий же день подать жалобу на Подточину, но перед этим он написал ей и попросил «без бою» возвратить ему нос. Из ответного письма майор понял, что Подточина не виновна, и только чёрт разберёт, каким образом всё это произошло.
Главные герои и их характеристика
Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв
Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко»
Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.
Поиски носа
Тем же утром коллежский асессор Ковалёв обнаружил на месте своего носа «совершенно гладкое место». Ковалёв был не из тех коллежских асессоров, которые получили звание «с помощью учёных аттестатов». Он получил свой чин на Кавказе, где всё происходило намного проще.
Коллежским асессором Ковалёв был всего лишь два года. Он гордился своим чином и для солидности называл себя майором. В Петербург майор приехал, чтобы выхлопотать себе достойную его звания должность и выгодно жениться. Он ежедневно прогуливался по Невскому проспекту, по вечерам ходил в гости и в театр, и теперь не понимал, как он будет всё это делать без носа.
Реклама:
Закутавшись в плащ и прикрыв «гладкое место» платком, Ковалёв отправился к начальнику полиции Петербурга. По дороге он увидел, как какой-то господин, одетый в мундир статского советника, входит в подъезд дома, и узнал в нём свой нос. Через несколько минут нос вышел и уехал.
Ковалёв не знал, что и думать.
Он бросился за каретой, которая остановилась перед Казанским собором. Нос вошёл в собор, майор протиснулся к нему и попытался объяснить беглецу, что он его нос и должен немедленно вернуться на своё законное место. Нос сделал вид, что ничего не понимает. В этот момент к ним подошли дама и хорошенькая барышня. Ковалёв загляделся на барышню, а нос тем временем исчез.
Несчастный майор отправился к начальнику полиции, но его не оказалось дома. Немного поразмыслив, Ковалёв решил отправиться в редакцию газеты и дать объявление о пропаже носа, чтобы каждый, кто его встретит, сообщил о его местоположении.
Реклама:
Чиновник из редакции отказался подавать такое объявление, ссылаясь на то, что из-за него газета потеряет репутацию, и посоветовал заказать о пропаже носа статью «для пользы юношества или так, для общего любопытства».
Выйдя из редакции, раздосадованный Ковалёв отправился к частному приставу (начальнику полицейской части). У того был послеобеденный отдых, поэтому он отказался «производить следствие», заявив, что у порядочного человека нос не оторвут и что нечего всяким майорам таскаться по непристойным местам.
§ Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности (тропы) – это художественные средства, позволяющие изобразить человека, предмет, обстановку более ярко, живо, оригинально, точно и наглядно.
В числе самых популярных тропов называют:
- Олицетворение. Перенесение человеческих качеств на неживые предметы и явление. По сути, это разновидность метафоры. Примеры: воет ветер, шепчут листья, зима злится.
- Эпитет. Образная характеристика предмета, чаще всего выраженная прилагательным. Например: хрупкие цветы, серебряный век, ласковый прибой.
- Метафора. Переносное значение слова, основанное на скрытом сравнении предмета или явления с другим предметом или явлением по их общему признаку. Например: «Вы, молодняк желторотый, можно сказать, икра» (Ф. Искандер).
- Сравнение. Изображение одного явление посредством сопоставления его с другим. Например: плавал по-собачьи; топает, как слон; «Имя твое – птица в руке» (М.И. Цветаева); замер, словно истукан.
- Антитеза. Противопоставление понятий, образов. Например: «Отцы и дети», «Война и мир», грехи праведника, «лед и пламень» («Евгений Онегин»), «Быть или не быть, вот в чем вопрос» (У. Шекспир «Гамлет»), «Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт…» (А.С. Пушкин).
Необходимо отличать антитезу от оксюморона. Последний представляет собой конструкцию, содержащую явно противоречивые понятия. Чаще всего состоит из предмета и его определения. Например: живой труп, горячий снег, белая ночь, оглушительная тишина, любящая ненависть, тяжелая легкость. В то же время антитеза включает контрастные идеи в рамках сбалансированной грамматической конструкции. То есть, в отличие от оксюморона, для антитезы не обязательно сочетание противоположных понятий именно в пределах одного и того же высказывания. - Гипербола. Преувеличение свойств объекта, предмета, образа, процесса. Чаще всего преувеличиваются качественные и количественные характеристики – размер, сила, значение и прочее. Например: не виделись сто лет, запаслись на год вперед, тысяча извинений, лес рук, море по колено.
- Гротеск. Абсурдное преувеличение, основанное на сочетании фантастического и реального. Примеры: повесть Н.В. Гоголя «Нос», повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце», Ф. Кафка «Превращение», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Дикий помещик».
- Инверсия. Обратный порядок слов, придающий фразе особую выразительность. Примеры: «Швейцара мимо он стрелой» (А.С. Пушкин), «Скоро получишь ответ ты — весточку в несколько строк» (В.С. Высоцкий).
- Юмор. Изображение героев в смешном, нелепом виде. Это веселый, доброжелательный смех. Юмор бывает нескольких видов: сатира, ирония, сарказм, собственно юмор – незлобная шутка, вызывающая грусть и жалость.
- Ирония. Скрытая насмешка, которая заключается в использовании слова или выражения в смысле, обратном буквальному. Например: «Ты все пела? Это — дело!» (И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»). «Если заботитесь о своем пищеварении, не говорите за обедом о большевизме. И Боже вас упаси, не читайте советских газет!» (М.А. Булгаков «Собачье сердце»).
- Сатира. Юмор, выражающий явный негатив по отношению к порокам и недостаткам общества. Цель такого высмеивания – побудить человека к изменениям в лучшую сторону. Примеры: роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, повесть «Нос» Н.В. Гоголя, повесть «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, повесть-притча «Скотный двор» Д. Оруэлла.
- Сарказм – злое высмеивание людских слабостей и недостатков с помощью иронии. Главное отличие от сатиры – у сарказма нет цели побудить человека к позитивным изменениям, он лишь передает презрение, нередко наносит оскорбление. Пример:
«Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, — как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением)».
Н.А. Некрасов, «Размышления у парадного подъезда».
§ Вопросы «Художественные тропы»
- В какой строчке все словосочетания являются эпитетами?
1) яркий свет, красные розы, лазурный берег
2) железные нервы, ранняя весна, громкий звук
3) дрожащий свет, мягкий характер, серебряная борода.
Ответ: 3).
Выберете строчку, в которой перечислены только метафоры
:
1) красное солнце, холодная вода, алый рассвет
2) зеркало озера, иголки у ежика, копна волос
3) кататься на велосипеде, строить дом, считать ворон
Ответ: 2).
Выберете строчку, где перечислены только сравнения:
1) «огнем душа твоя полна», подошва горы, янтарный блеск
2) золотая пора, «тоска необъятная жрала его», любопытный вопрос
3) быстрый как молния, язык твой – враг твой, с волками жить – по-волчьи выть
Ответ: 3).
В каком варианте представлена метафора?
1) музыка прекратилась
2) лунный серп
3) голубоглазый юноша
Ответ: Лунный серп.
Выберете вариант, где есть олицетворение:
1) ударил мороз
2) мохнатый шмель
3) быстрая лошадь
Ответ: Ударил мороз.
Где эпитет?
1) ленивый кот
2) леденящая тишина
3) хрустальная ваза
Ответ: Леденящая тишина.
Найдите сравнение:
1) исчез, словно его и не было никогда
2) белый, как снег
3) музыка льется
Ответ: Белый, как снег.
Выпишете из стихотворения А.С. Пушкина «Буря» и стихотворения А.А. Фета «Весенний дождь» все средства художественной выразительности и классифицируйте их по видам (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения):
1) Ответ:
Олицетворения: играло море с берегами, ветер бился и летал.
Эпитеты: летучее покрывало, блеском алым.
2) Ответ:
Эпитеты: душистый мед, золотая пыль, свежие листья.
Метафоры: качаясь, движется завеса; солнце блещет; разрывы облак.
Олицетворения: опушка стоит; воробей купаяся, трепещет; что-то подошло, барабанит.
Дополнительно можно выделить синекдоху: две капли брызнули, что-то к саду подошло.
Синекдоха – разновидность метонимии, при которой название общего переносится на частное либо наоборот – с частного на общее. Например: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В. Гоголь), название «Красная Шапочка» — девочка названа по незначительной детали в ее одежде.
Метонимия – это троп, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет, имеющий определенную связь с тем предметом, который обозначается заменяемым словом. Например: столовая посуда из серебра — столовое серебро, пью настой валерианы – пью валерьянку.
Цирюльник находит нос
25 марта цирюльник Иван Яковлевич сел завтракать.
Иван Яковлевич — цирюльник (парикмахер), пьяница, циник и грязнуля.
Разрезав испечённый его почтенной супругой хлеб, цирюльник обнаружил в нём нос. Испуганный Иван Яковлевич сразу узнал нос коллежского асессора Ковалёва, которого брил дважды в неделю.
Ковалёв, Платон Кузьмич — коллежский асессор, румяный, с огромными бакенбардами, самовлюблённый и глупый, гордится своим званием, называет себя майором.
Реклама:
Деспотичная супруга цирюльника немедленно решила, что Иван Яковлевич кому-то отрезал нос. Ругая мужа последними словами, она велела убрать из дому эту пакость.
Реальное и фантастическое
Гоголь в своей повести умело сочетает реальное и фантастическое. Если, например, в «Шинели» мистический элемент возникает лишь в конце произведения, то «Нос» с первых страниц увлекает читателя в сказочный мир писателя.
В основе своей, ничего в особенного в изображаемой Гоголем действительности нет: Петербург, быт цирюльника и статского советника. Соответствуют реальности даже топографические детали и точные даты событий. Такую правдоподобность автор разбавляет одним единственным фантастическим элементом: от майора Ковалёва сбегает нос. И на протяжении произведения он от отделившейся части развивается до самостоятельной независимой личности, а в финале всё возвращается на круги своя. Любопытно, что этот факт, хоть и шокирует читателя, вплетается в канву произведения вполне органично, потому что самая большая абсурдность заключается не столько в сбежавшей части лица, сколько в отношении к случившемуся, в преклонении перед чинами и чаянии об общественном мнении. По мнению писателя, в такое малодушие поверить труднее, чем в исчезновение носа.
§ Литературная программа для 5 класса
В школьную программу 5 класса по литературе входят самые различные произведения по своим жанрам, причем русские, так и зарубежные.
Перечень работ весьма длинный, поэтому назовем лишь некоторые из них в качестве примера:
- Русские народные сказки: «Царевна-лягушка».
- В.А. Жуковский «Спящая царевна».
- А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- Басни И.А. Крылова: «Мартышка и очки», «Квартет» и многие другие.
- М.Ю. Лермонтов: «Парус».
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители».
- Н.В. Гоголь «Заколдованное место».
- И.С. Тургенев «Муму».
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
- А.П. Фет «Весенний дождь».
- Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится».
- П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы».
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Не только отечественные история заслуживают внимания российских школьников. Перу иностранных авторов принадлежит бесчисленное множество прекрасных работ, достойных того, чтобы их прочитали и оценили по достоинству.
Для знакомства с зарубежными писателями пятиклассникам предлагается следующий список литературы:
- Мифы Древней Греции. Например: «Подвиги Геракла».
- Д. Дефо «Робинзон Крузо».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
- Х.К. Андерсен «Снежная королева».
- Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед».
- Дж. Лондон «Белый клык».
- Ш. Перро «Спящая красавица».
- Дж. Родари «Приключения Чипполино».
Конечно, программа пятого класса и без того достаточно насыщенна, чтобы получить необходимый багаж знаний, однако для более полного погружения в книжный мир можно обратиться и к дополнительной литературе. В качестве таковой школьникам рекомендованы следующие произведения:
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
- Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ»
- А. Дюма «Три мушкетера»
- А.П. Чехов «Каштанка»
- А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик»
Не нужно воспринимать чтение книг как тяжелый и скучный труд или обязанность. Стоит относиться к этому как к развлечению, приносящему не только эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, но и массу полезных знаний и жизненного опыта.
А теперь перейдем непосредственно к нашей викторине, чтобы проверить ваши знания и закрепить их, а также получить новую информацию, которая обязательно пригодится в вашей учебе в дальнейшем. Постараемся совместить познавательный процесс и веселое времяпрепровождения, ведь участие в викторине – это всегда азарт, неподдельный интерес, приятная забава.