Николай некрасов 📜 в дороге

Средства выразительности

Это произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства.

  • Сравнения – “ревёт, как шальная”, “учит грамоте (чешет, моет), словно барченка”, “как щепка худа и бледна”.
  • Эпитеты – “удалой ямщик”, “злодейка жена”, “вальяжный вид”, “крутенько пришлось”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “неотвязная скука”.

Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек.

В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет .

  • Лирика бунина рассказ о вечном и преходящем в человеческой жизни сочинение

      

  • Сочинение что такое безнадежность

      

  • Сочинение на тему давайте поспорим базаров

      

  • Развернутый ответ это сочинение

      

  • The childhood shows the man as morning shows the day сочинение

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно – ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль – какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

История написания

История создания стихотворения берёт своё начало в 1845 году. Тогда писателю было всего 24 года, но он уже мог чётко выразить свою политическую позицию и отразить её в строках своих произведений. Стих «В дороге» описывает разговор ямщика и барина.

Когда Некрасов дописал своё произведение, то хотел узнать мнение о нём уже у состоявшихся критиков. Одним из первых стал Белинский, который расхвалил стихотворение и прозвал Николая Алексеевича «настоящим поэтом». Также своё произведение автор отдал на критику Герцену, которого тронуло оно до глубины души, и он с восхищением отозвался о творчестве поэта.

«В дороге», анализ стихотворения Некрасова 10 класс

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения — несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет. Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет — высшая крестьянская похвала бабёнка лихая. Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»

Прежде чем проанализировать данное лирическое произведение, обратимся к истории его создания. Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова написано в тысяча восемьсот сорок восьмом году. Оно опубликовано в этот же год в журнале под редакцией самого Некрасова – «Современнике».

К основным этапам анализа данного стихотворения можно отнести:

  • Жанровая уникальность произведения. Стихотворение написано в направлении реализма. Жанр, как и у схожего произведения «В дороге», — гражданская лирика. Исходя из этого, можно предположить, что в данном произведении критикуется автором крепостнический строй России, а также подчеркивается необходимость перемен.
  • Тема и основная мысль стихотворения «Тройка». Темой данного произведения является повествование о тяжелой судьбе крестьянки. В самом стихотворении представлены как бы две версии ее будущей судьбы. Автор склоняется к тяжелой. Основная мысль этого произведения заключается в том, что жизнь пролетает быстро – так, что не успеваешь понять ее, горбатясь и уставая. Символом жизни в этом произведении является тройка, несущаяся мимо девушки. Однако, автор как бы намекает, что эта жизнь – чужая, предназначена не ей и тройку девушке ни за что не догнать.
  • Сюжет стихотворения напрямую связан с его идейным замыслом. В начале стихотворения мы видим, что девушка стоит у дороги и смотрит на проносящуюся мимо тройку. В это время автор предрекает ей тяжелую судьбу, говорит о том, что вскоре румянец на щеках девушки погаснет, сменившись бледностью («отцветешь ты, не успев расцвести»). Все это повествует читателю о тяжелой, горькой судьбе русской девушки, тем более – девушки-крестьянки. Ему жаль эту незнакомку, однако, он не в силах что-либо изменить.
  • Композиция произведения разделяется на две части: в первой говорится о том, что девушку ждет счастливая жизнь, а во второй – что тяжелая и полная горя. Автор при этом склоняется ко второму исходу, потому что он наиболее вероятен. Также композицию данного произведения можно назвать кольцевой: и в первой, и во второй части автор обращается с риторическим вопросом к девушке: чего она ждет у этой дороги, дороги ее жизни.
  • Размер и рифма. Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рима в этом произведении перекрестная.
  • Средства выразительности языка. К используемым средствам выразительности в этом произведении можно отнести: эпитеты, метафоры и сравнения. Также в стихотворении при противопоставлении двух частей используется антитеза. Также здесь имеет место быть фразеологизм «гнуть в три погибели». Все эти средства выразительности помогают раскрыть идейный замысел произведения, а также лучше понять чувства автора.

Замечание 1

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «В дороге» и «Тройка» аналогичны по своему идейному замыслу, но различны в выборе тем

В обоих этих произведениях присутствуют демократические мысли. Автор повествует нам о тяжелой судьбе русских крестьян, в частности, русских женщин. Также Некрасов подчеркивает в этих стихотворениях, как тяжело жить русскому человеку с чувством собственного достоинства и гордостью в бесправном положении. Эти произведения, безусловно, имеют огромное значение в русской литературе, поскольку именно они описывают трудную жизнь крестьян в старой России и помогают осознать необходимость перемен.

Краткий анализ

Некрасов глубоко сочувствовал крестьянам всю свою жизнь. Их пресыщенное тяжелым физическим трудом существование, вызывало в нем чувство горечи и обиды. В одном из своих творений «В дороге» поэт, в привычной для него манере диалога, грустит об одной из крестьянских судеб. С детства молодую девушку воспитывали вместе с барыней в господском доме, прививали хорошие манеры, учили грамоте. Но, дочь хозяина вышла замуж и уехала, а сам барин умер. Крестьянку, как ненужную игрушку, выбросили из дому. Её отдали замуж за сельского ямщика, но не приученная с детства к тяжелому физическому труду девушка постепенно чахнет. Непривычный быт крестьян ей, как образованному человеку, дается очень тяжело.

Даже своего ребенка она учит грамоте и барским манерам. Нелегко приходится и ее мужу, ведь он старается сделать ее счастливой, как умеет, но люди с разным воспитанием не могут понять друг друга. Мужа гнетет ее непонятная для него тоска о книгах и несостоявшемся в молодости браке с учителем. Становится очевидным, что господская прихоть иметь живую игрушку, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе и чувствах, делает несчастными сразу двоих, ни в чем не повинных, людей. Живость народной речи и трехстопный анапест, применяемые в произведении, только усиливают трагизм повествования и душевную грусть.

Анализ стихотворения «В дороге» Некрасова

Некрасов очень часто обращался в своем творчестве к судьбам простых крестьянок. Он всегда восхищался русскими женщинами, их несгибаемой волей и тягой к жизни. При этом поэта возмущало, что они являются просто личной собственностью своих хозяев, которые относятся к ним, как к животным. В стихотворении «В дороге» (1845 г.) Некрасов обращается к интересной теме. Он описывает судьбу крестьянки, которая выросла в барском доме. Это настолько ее изменило, что, вернувшись к деревенской жизни, женщина почувствовала себя чужой. Она уже не может измениться и, скорее всего, скоро умрет.

Стихотворение написано в форме диалога барина и ямщика. Автор испытывает невероятную скуку и просит мужика чем-нибудь развеселить его. В конце произведения станет понятна горькая ирония Некрасова. История, которая должна была поднять настроение, оказывается ужасной трагедией изломанной жизни.

Ямщик жалуется на свою «злодейку жену» Грушу. Ее в раннем возрасте взяли в господский дом и воспитывали вместе с дочерью хозяина. Девушка получила хорошее домашнее образование. Мужик даже не может толком представить себе дворянский образ жизни. Его лучшей похвалой является утверждение: «ела вдоволь и меду и каши». Он вспоминает, что судьба девушки могла сложить очень удачно, так как «сватался к ней благородный». Но крестьянское происхождение помешало этому.

Хозяйка девушки вышла замуж и уехала в столицу. С этого времени на крестьянку посыпались неудачи. Внезапно умер сам хозяин дома, а приехавший молодой барин отправил Грушу обратно в деревню. Ямщик не знает истинной причины для наказания, но можно предположить, что девушка с гордостью отвергла наглые приставания барина («знать, она согрубила ему»). Нового хозяина не волнует, что Груша совершенно не знакома с деревенской жизнью.

Браки в то время заключались против желания молодых. Решение о свадьбе принимали либо родители жениха, либо сам барин. Вероятно, женил рассказчика хозяин, потому что изнеженная «барышня» не могла представлять большую ценность в крестьянском хозяйстве. Ямщик признается, что совершенно измучился с женой, которая неспособна выполнять тяжелую работу. Вместо этого она занимается «бесполезными» делами: читает, учит грамоте сына, постоянно моет и расчесывает его. Мужу непонятна тоска и чрезмерная утомляемость жены. Он считает, что «погубили ее господа». Он даже не испытывает особого сожаления по поводу ее неизбежной смерти.

Стихотворение «В дороге» — яркий пример бесправного положения крестьян. Грушу можно сравнить с диким зверьком, которого люди принесли в дом. После того как дети наигрались, животное отправили обратно на волю, не думая о том, что уничтожили инстинкт к выживанию и обрекают его на гибель.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», — такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», — этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Анализ стихотворения Николая Некрасова — В дороге

Николай Некрасов расширил поэтическое чувство новыми для русской литературы элементами. Он придал поэзии чувство общительности и социально-аналитическое начало.

«В дороге» – первый стих писателя, посвященный крестьянской судьбе женщин, и одновременно с тем его первое явное выступление против крепостного гнета. Автор стремился показать природность крестьянской жизни, всю достоверность происходящего в то время.

Стих написан в виде беседы. Барин, путешествуя куда-то с ямщиком, просит того занять его беседой, и последний повествует историю своей супруги Груши.

Она была «компаньонкой» в господской усадьбе, не трудилась в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу обучили чтению и игре на пианино. После замужества хозяйки в имении появился новый барин, он послал Грушу назад в деревню. Ее выдали замуж за первого, кто оказался худо-бедно соответствующим кандидатом — за извозчика-рассказчика. Груша трудолюбива, но у нее всего лишь отсутствуют физические силы, для того чтобы «следовать за коровой», делать незнакомую работу по дому.

Муж-извозчик сочувствует ей и ободряет, но даже новая одежда ей не нравится, необычная одежда и обувь вызывают дискомфорт. Груша рыдает, практически не ест и, скорее всего, долго не проживет. Он также переживает за судьбу сына, которого мать растит как барчонка.

Барин осознает, как девушку судя по всему подавляет такая жизнь. Не от того, что ей приходится заниматься грязной фермерской работой, а потому, что ее унижают.

Тема произведения – несчастливая доля человека с самоуважением. Хозяин понимает всю безвыходность и безрадостность судьбы горемычной пары и в целом людей классового общества, которым была невольная Россия. Идея стиха антикрепостническая.

Стих написан трехстопным анапестом и похож на русские песни-жалобы. Этот ритм приходится на стук копыт. Выразительность речи показывает перемену женских и мужских рифм, а также множество случайных рифм: перекрестная, парная и кольцевая. В произведении применено большое число простонародных фраз – это делает речь ямщика реальной, а не искусственной. Состояние крестьянина и грусть, меланхолия, пожирающая его супругу, выражаются через эпитеты и сравнения.

2 вариант

Некрасов – известный автор своего времени, особенно любивший писать на остросоциальные темы. В его произведениях затрагивается судьба крепостного населения, их проблемы, тирания, оскорбления, унижения. Один из красочных примеров представлен перед читателем в стихотворении «В дороге».

История создания

История создания произведения связана с четкой гражданской позицией Некрасова, которая успела сложиться на момент, когда ему исполнилось 24 года.

Автор получил много похвалы за свои проникновенные стихи, так его поддержал Белинский и Герцен. Но для Некрасова это произведение означало очень много, оно ознаменовало его переход от романтизма к реализму.

Тема

  1. Отсутствие свободы. Трагизм крепостного населения заключается в том, что они абсолютно беззащитны перед желанием барина, они не могут управлять своей судьбой.
  2. Непонимание. Барин отказывается принимать страдания простой крепостной женщины.
  3. Любовь. Пусть муж Груши и любит ее, культура заложила в нем норму телесных наказаний, от которых она сильно страдает.
  4. Вседозволенность. Никто и ничто не сдерживает дворян в их действиях по отношению к крепостным.

Главная тема произведения – это тяжелая судьба народа. Воспитанная в барском доме крепостная девушка не может обрести покоя, неравенство делает ее несчастной на всю жизнь.

Мысль произведения заключает в безнадежности и невозможности изменить ситуацию. Существование крепостного права сковывает общество и создает целый пласт несчастного населения.

Композиция

Произведение имеет интересную композицию, имеет зачин и концовку, а центральное место занимает монолог ямщика.

История крепостной крестьянки трогает читателя за душу. Она росла вместе с дворянской дочкой, но когда барин умер была отправлена туда, где было ее место. Интеллектуальный труд сменился на физический, что заставляло Грушу страдать и чахнуть.

Произведение завершается словами барина, который потешается над рассказом, полностью убивая надежду на дворян. Они не желают делать крепостных свободными или хотя бы понимать их чувства.

Жанр

В произведение представлена горячо любимая Некрасовым гражданская лирика, показывающая грязь крепостного режима.

Стихотворение специально сделано похожим на русскую песню, чтобы передать атмосферу рассказа в дороге. А живость разговорной речи передается с помощью совокупности женской и мужской рифмы.

В дороге
Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Зимний вечер Крымова 6 класс

    Конечно же, большую часть этой картины занимает снег, и это закономерно, ведь название говорит само за себя. Сложно представить настоящую русскую зиму без снежных сугробов, трескучих морозов, которые окутывают землю

  • Прошлое, настоящее, будущее в пьесе Вишнёвый сад сочинение

    Всех героев пьесы «Вишневый сад, можно условно, разделить на три группы. К первой относятся Любовь Андреевна Раевская, ее брат Леонид Андреевич Гаев и их слуга, старый лакей Фирс. Раевская и Гаев – разорившиеся дворяне, которые не могут

  • Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 класс

    О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице

  • Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,

  • Экология стала самым громким словом на земле сочинение

    Именно эту фразу когда-то сказал русский советский писатель, представитель «деревенской прозы» Валентин Григорьевич Распутин. Но почему же писатель, на глубокое детство которого пришлись годы Великой Отечественной войны,

  • Cочинение Песня душа народа 6, 8 класс

    У каждого народа есть своя культура, которую он бережно и ревностно хранит, так как без этой истории у него нет будущего, и эта уже доказанная аксиома.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека, который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания. Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви. Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности. Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения — несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»

Стихотворное произведение «В дороге» написано Николаем Алексеевичем Некрасовым в тысяча восемьсот сорок пятом году. Данное произведение представляет собой диалог между ямщиком и барином. Впервые опубликовано оно в журнале «Современник», редактором которого был сам же Некрасов.

Основные аспекты анализа данного стихотворения следующие:

  • Направление и жанр. Стихотворение написано в духе реализма, что свойственно концу девятнадцатого века. Оно относится к гражданской лирике.
  • Тема и мотивы. Темой данного произведения Н. А. Некрасова является обличение государственного строя, в котором имело место быть крепостное право. В этом стихотворении поэт рассказывает нам о том, как тяжело жилось крестьянам, которые пребывали почти что в рабстве у дворян.
  • Сюжет и идея стихотворения. Сюжет стихотворения напрямую связан с его идейным замыслом. Девушку-крестьянку взяли в барский дом компаньонкой, подругой хозяйской дочки. После смерти хозяина девушка была отправлена в деревню и обвенчана с ямщиком. Все стихотворение – это песня-жалоба этого самого ямщика на свою жену. Он прекрасно понимает, что сделало барышню-крестьянку неспособной к жизни в деревне, что ей тяжело выполнять любую работу. Однако, он не понимает свою жену, потому что, по его мнению, у нее все есть: и еда, и сын, и новая одежда. Его также беспокоит то, что она воспитывает их сына как барчонка – и практически не допускает его до физической работы.
  • Основная мысль стихотворения заключается в том, что Груша – барышня-крестьянка – не от того несчастна, что ей приходится теперь тяжело жить, а оттого, что унижена и раздавлена морально. Как видно, она проживет недолго. Ее супруг несчастен вместе с ней, однако, он пытается ее понять. Так, основная мысль — это вредное влияние барского воспитания на девушку. Идея стихотворения демократическая.
  • Размером данного произведения является трехстопный анапест. Также в стихотворении Н. А. Некрасова «В дороге» присутствуют все виды рифмовок: парная, кольцевая, перекрестная.
  • Тропы, используемые в данном произведении. В данном произведении в речи ямщика присутствуют сравнения («ревет, как шальная», «как щепка худа и бледна»). Также довольно ярким средством выразительности в этом стихотворении является использование простонародной лексики в сочетании с высокой (речь барина).

Таким образом, можно прийти к выводу, что данное стихотворение Н. А. Некрасова занимает достаточно большое место в его творчестве и в русской литературе в целом.

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах — т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Вывод

Некрасов без прикрас, на примере одной обычной крестьянской семьи, показал трагедию всего русского народа. Его бесправие, малообразованность, полную зависимость от господ.

Он смог обратить внимание на проблему беспредела, творящегося в господских домах, где из-за капризов, сиюминутных желаний, похоти и самодурства рушатся людские судьбы. В этом смысле ямщик — необразованный мужик — оказывается понятливее и прозорливее господ

Некрасов наделил своего героя достаточным умом, что бы тот сумел сделать правильные выводы

В этом смысле ямщик — необразованный мужик — оказывается понятливее и прозорливее господ. Некрасов наделил своего героя достаточным умом, что бы тот сумел сделать правильные выводы.

Стихотворение «В дороге» можно считать отправной точкой на том сложном пути, который для себя выбрал молодой поэт. Раскрытие нравственных и социальных проблем общества стало смыслом жизни Николая Алексеевича. А преданность народу и сейчас вызывает глубокое уважение к автору.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: