Петрушка в ХХ веке
В советское время появляется новый персонаж – товарищ Петрушка, при этом он сходит со сцены и превращается в героя рассказов и литературных пьес. Теперь не существует того старого театра Петрушки, в котором многое было допустимо. В ХХ веке утрачивается фривольность сюжетной линии, события, разворачивающиеся в пьесах и рассказах, направлены на агитацию за соблюдение гигиены, овладение грамотой и сбор вторичного сырья.
От первоначального Петрушки остается лишь его склонность к обличительству. Он указывает, выявляет и предает осуждению пьяниц и бездельников, растолковывает читателям элементарные нормы порядочности и приличного поведения в обществе.
Внешний вид куклы также претерпевает трансформацию. Так, красная рубаха, в которую ранее был одет Петрушка, превращается в гимнастерку либо косоворотку, а вместо заостренного колпака на его голове появляется фуражка, буденовка или кепка. Даже его длинный нос с горбинкой укорачивается и становится изначально курносым, а в дальнейшем и вовсе самым обыкновенным.
История куклы
Петрушка представляет собой перчаточную куклу, которую кукольник надевает на руку и управляет ею при помощи пальцев. Этот персонаж одет в рубаху красного цвета, холщовые штаны и заостренный колпак с кисточкой на конце. В словаре В. И. Даля Петрушка позиционируется как балаганная кукла, потешник, русский шут, остряк в красном кафтане и колпаке.
Внешность у него совсем не славянская, хотя он и был главным персонажем русского народного театра Петрушки. У куклы сильно увеличенные руки и голова, которые вырезались из дерева, обработанного специальным составом для его затемнения.
Петрушка имеет гипертрофированные черты лица, огромные миндалевидные глаза с глазными яблоками белого цвета и черной радужной оболочкой. Большой, длинный нос с горбинкой и широко раскрытый рот, который некоторые принимают за улыбку, однако на самом деле это злобный оскал. Свою внешность Петрушка получил от куклы Пульчинеллы, итальянского комедийного персонажа.
Петрушка в культуре
В 1911 году Игорь Стравинский на основе потешных сцен с участием героя создал балет «Петрушка», действие которого происходит на масленичных гуляниях в Санкт-Петербурге. Представление с живой и выразительной музыкой было принято публикой благожелательно и со временем стало классикой.
В 1927-м Самуил Маршак написал пьесу «Петрушка-иностранец», в которой использовал элементы традиционных народных представлений.
В честь персонажа названа редкая генетическая болезнь, также известная как синдром Ангельмана. Дети, страдающие ею, имеют характерную внешность с широким ртом и выступающим подбородком и часто смеются или улыбаются без видимых причин, за что эту патологию и прозвали «синдромом Петрушки» или «синдромом счастливой куклы».
История создания персонажа
У Петрушки много «друзей» в других странах: во Франции кукольного насмешника зовут Полишинель, в Германии — Касперле, в Испании — дон Кристобаль, в Великобритании — Панч, а в Италии — Пульчинелла. У них немало схожих характеристик, однако считать их прототипами русского героя некорректно, потому что Петрушка сделан в виде перчатки, а его иностранные собратья — марионетки, то есть управляются с помощью нитей и шарниров.
Первое подробное описание персонажа встречается в записях немецкого исследователя Адама Олеария, путешествовавшего по Московии в 1633–1634 годах. Создателями куклы были бродячие артисты – скоморохи, позже традицию представлений с перчаточными героями продолжили балаганы и райки, а за ними и кукольные театры.
В XVI веке церковные и государственные власти пытались уничтожить скоморошество. Предположительно, именно запрет «кривляться» подтолкнул артистов к изобретению кукол — такое развлечение считалось более безобидным.
Биография и образ Петрушки
Героя отличает пронзительный визгливый голос, для создания которого артисты помещали себе в рот специальный пищик. Играли Петрушку только мужчины. Прозвище героя происходит от имени Петр — в старых бытовых миниатюрах он с гордостью именует себя Петром Ивановичем Уксусовым. Существует и версия, связывающая название куклы с украинским словом «порятуй» — «спаси». Однако Петрушкой стали называть куклу не раньше середины XIX века, а до этого он носил имя Иван Рататуй (или Ратютю), что указывает на возможное французское происхождение героя. Со временем в России петрушками стали называть всех кукол, надевающихся на руку.
На представлении кукольник прятался за раздвижной ширмой из деревянных рам и ситцевых полотен, которая ставилась на землю. Петрушка шился из лоскутков разноцветной ткани, а голова вырезалась из дерева и обрабатывалась специальной растительной жидкостью, чтобы выглядеть темнее, — так черты лица были заметнее на расстоянии. Одеждой героя становились любые пестрые лохмотья, однако, судя по сохранившимся картинкам, чаще всего он был одет в яркий красный кафтан и холщовые штаны. Обязательной деталью был остроконечный шутовской колпак: в цитатах из сохранившихся сценок персонаж, попадая в неприятности, неизменно жалеет о «пропавшей головушке с колпачком и кисточкой».
На сцене Петрушка — олицетворение самых ярких черт национального характера: находчивый, бойкий, острый на язык, не боящийся ни церковной, ни светской власти и готовый сражаться за справедливость. Известны старинные сюжеты, в которых персонаж покупает лошадь, посещает лекаря, поступает на службу солдатом, выбирает жену — эти бытовые ситуации были ближе и понятнее зрителю, чем фантастические приключения. Неизменной чертой сценок был конфликт, заканчивающийся дракой при помощи палки и кулаков, что изрядно веселило публику.
Представления с участием Петрушки рассчитывались больше на взрослую публику (ведь у детей не было денег), поэтому они далеко не всегда были пристойными. Сохранились упоминания о сценах, где герой навязчиво «уламывает» понравившуюся невесту на более близкие отношения или высмеивает духовных лиц. У зрителей такие шутки пользовались неизменной популярностью, хотя женщины часто спешили уйти от этого зрелища и увести с собой детей. Не гнушались артисты и других грубостей: монологи Петрушки были полны крепких словечек, а сценки нередко завершались убийством врагов.
В XX веке Петрушка утрачивает остроту языка и злободневность сюжета и перестает интересовать взрослую публику. Артисты-перчаточники становятся участниками утренников и новогодних елок для детей, поэтому герой вынужденно перестает ругаться и драться. От прежнего образа шута остается только костюм и склонность к проказам, теперь уже безобидным.
Происхождение имени
Как эта кукла получила имя Петрушка, доподлинно неизвестно. Существует версия, что знаменитый комедийный персонаж назван благодаря своему тезке, Пьетро Мирро (Педрилло или Петруха-Фарнос). Это был придворный шут русской царицы Анны Иоанновны. В подтверждение этой версии говорят тексты и лубочные изображения (потешные листы,) идентичные сюжетам театра Петрушки.
Также существует гипотеза, что свое имя Петрушка получил от известных актеров-кукольников, живших в начале XVIII века, это Петр Иванов и Петр Якубовский. Вполне возможно, что куклу назвали в честь одного из этих потешников, представления которых были наиболее популярны в то время.
Есть мнение, что Петрушку назвали из-за схожести его профиля и звонкого, крикливого голоса с петухом. В поддержку этой версии говорит то, что в России петухов называют Петя, Петруша.
Свое имя кукольный персонаж получил в «Петровский век», когда император Петр I, по одному из выражений, не пером, а дубиной подписывал свои рескрипты, а в свободное время пьянствовал и дурачился под именем Петрушки Михайлова во «всепьянейших соборах».
Петрушка в современности
История театра Петрушки в наше время изучается учеными и театроведами. И сегодня этот персонаж не изжил себя. Так, например, Петрушка стал героем одноименного балета, который часто отождествляют со своеобразной эмблемой Русских балетных сезонов.
Он явился настоящей ключевой фигурой для творчества композитора И. Ф. Стравинского, написавшего прекрасную музыку к балету, для основателя классической русской балетной школы М. М. Фокина, который и создал эту постановку, а также для танцовщика В. Нижинского, который исполнял главные партии в этом балете.
Петрушка так и остался в образе непримиримого борца с несправедливостью и отрицательными характеристиками человека. Высмеивая все это, он старается изменить его в лучшую сторону.
Родственники Петрушки
Некоторые историки считают, что у Петрушки существуют так называемые родственники в театральном кукольном мире других стран. Это, например, Пульчинелла – персонаж, считающийся прародителем Петрушки, так как он появился в XVI веке. Во Франции это Полишинель – герой народного театра, горбун, веселый забияка и насмешник. В Англии это Панч, которого описывают как горбуна с заостренным крючкообразным носом и в колпаке. Он плут, драчун, весельчак и гуляка.
В Турции прообразом театра Петрушки был теневой театр, главным героем которого была кукла по имени Карагез (по-турецки – черноглазый). Он также обладал веселым, задиристым характером. Часто в сценках представлений выражалось недовольство народа существующей властью.
В Германии собратом Петрушки была кукла Кашперле (Каспер), который также участвовал в комических постановках на ярмарках и гуляниях. Каспер по складу характера был простым веселым балагуром, шутившим на злободневные темы.
Популярность героев театра Петрушки
Все герои, участвовавшие в представлении, периодически менялись. Неизменным был лишь Петрушка, которого также называли Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй или Петр Иванович Укусов. Комедия с его участием была очень популярна и широко распространена в России. Любовь простого народа к главному персонажу выступлений объяснялась по-разному. Одни утверждали, что причина заключалась в злободневности сатиры, а другие говорили о доступности, простоте и понятности выступлений.
В ежемесячном журнале «Дневник писателя» в 1876 году Ф. М. Достоевский написал рассказ на тему кукольного театра Петрушки. В нем он описывает представление, которое происходило в петербургском доме художников. Отцы и их дети стояли толпой и наблюдали за неизменно народной комедией, и в действительности это выступление было самым веселым на всем этом празднике. Автор задается вопросами: почему вам так смешно из-за Петрушки, так весело, когда вы смотрите на него? Отчего все радуются – и старики, и дети?
От острослова – к герою детских праздников
Речь Петрушки меняется с простонародной на более приемлемую для господских домов, а «петрушечник» является уже не уличным, а салонным актером. Саму сцену украшают красивыми пышными драпировками, а участвующие в представлении одеваются в атласные одежды с блестящей мишурой, что делает выступление парадным, торжественным.
Петрушка из злобного острослова со скабрезными шуточками превращается в по-доброму веселого персонажа детских праздников и утренников. Более того, через некоторое время он из перчаточной куклы перерождается в марионеточную, как и его зарубежные родственники Пульчинелла, Полишинель, Панч и Карагез. Все чаще можно встретить выступление именно Петрушки-марионетки, а не перчаточной куклы.
Театр Петрушки в XIX веке
Спустя время этот персонаж перестал существовать только как уличный артист. Кукольников и аккомпаниаторов начинают все чаще приглашать в дома господ, где сценки, в которых участвует Петрушка, утрачивают свою остроту и злободневность. Он прекращает убивать и колотить своих партнеров по сцене, а лишь ругает и прогоняет их.
В конце XVIII – начале XIX века в театре происходят перемены. На смену таким музыкальным инструментам, как гусли и гудок, приходят скрипка и шарманка. Последняя находит особенно широкое распространение. По сути, она была первым механическим музыкальным инструментом и пришлась по нраву публике. Она не требовала особых навыков игры и поэтому постепенно вытеснила гусли, скрипку и гудок.
Также в XIX веке изменяется и устройство самой ширмы, теперь она представляет собой две жерди, на которых растянута грубая ткань, чаще всего, крашенина, имеющая синий цвет. Из-за этой конструкции кукольник и показывал свой спектакль.