Средства выразительности
Автор употребляет в своем произведении сравнения: «со взглядом цариц». «словно солнце осветит», «рублем подарит»
Он употребляет в тексте также эпитеты: «во всякой одежде красива», «миру на диво», «ко всякой работе ловка», «зубы что перлы». Также мы видим в стихе метафоры: «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», а также преувеличения: «что взмах — то готова копна» и ставшее типичным описание настоящей русской крестьянки:
Каждая строчка стихотворения наполнена любовью к русской трудолюбивой женщине, восхищением ее красотой, стойкостью и добротой.
Поэт не понаслышке знает жизнь русского народа и видел все тяготы их существования и все же в этом стихе он не страдает вместе с русской крестьянкой, не сочувствует ей. Поэт восхищается этой женщиной, восторгается не только внешними качествами, но и внутренней силой, ее характером.
Автор легко убеждает нас в реальности того, что он описывает, употребляя выражения взгляда очевидца: «Я видывал, как она косит», а также убеждает нас, что всякий способен заметить ее красоту: « Их разве слепой не заметит… А зрячий о них говорит…», Также его рассказ о пареньке, который захотел подшутить над героиней: « Какой-то парнёк изловчился… И кверху подбросил их, шут…», «Утеха!» – твердят мужики меж собой», Также сообщение о ее отношениях с соседями убеждает нас в реалистичности описанного образа. « У ней не решится соседка…Ухвата, горшка попросить».
Особенности стиха
«Я лиру посвятил народу моему» – этой фразой Некрасова можно охарактеризовать все творчество поэта. Стих «Есть женщины…» – не является исключением. Все стихотворение пропитано восторгом перед русской крестьянкой. Поэт последовательно описывает все – от внешности, до повадок. Ее жесты, взгляды, ее понятия, реакция на нее окружающих мужчин.
«Утеха!» – твердят мужики меж собой», ничто не ускользает от восхищенного взгляда поэта.
Поэт показывает свою героиню со всех ракурсов, и во всех ситуациях жизни. Он описывает ее в поле и дома, с соседями и на праздничных гуляньях. Крестьянка идет в церковь с детьми и двухлетнему ребенку удобно у нее на руках. «сидит как на стуле двухлетний ребенок у ней на груди».
Эта женщина – устроительница домашнего очага, способная безропотно вынести тяготы жизни и оставаться спутницей и поддержкой мужу. Она не дорогой «камень на его шее», а «венец на его голове».
Эта женщина – созидатель, творец и помощница, соратник в тяжелой борьбе. Она не наблюдатель, а активная помощница. Именно такой женщиной восхищается Некрасов.
В то время, когда его современники – поэты воспевали томную красавицу, страдающую от безделья во дворце, которая не могла быть поддержкой, а только лишь украшением ее мужа, Николай Алексеевич воспел другую красоту, которая ускользала от взгляда его современников.
В остальной части поэмы преобладает грустные и тягостные ноты. Главная героиня – вдова, которая вынуждена «тянуть лямку» одна. В конце поэмы и она погибает, замерзнув в лесу. Но в этом отрывке торжествует жизнь. Поэт повествует о женщине, способной победить и выжить во всех страданиях и горестях не только физически, но и морально. Она умеет не только выживать, но и смеяться, радоваться и петь.
Эта женщина побеждает свою нелегкую долю, остается доброй и отзывчивой, способной радоваться с радующимися и плакать с плачущими.
Доля женская
Петр Трапезников 04.11.2014 15:08:24 Алла, Вы меня не поняли… Я об ошибках молодости говорю, что часто разводы происходят в молодости. И женская тут доля тяжела. В разводах чаще не женщина виновна, а мужчины. А в семьях, где умирает отец, это другая сторона вопроса. Тут вообще страшная картина и не доля,а в таких случаях — это уже горе женщины. Вот статистики что говорят по России по бракам и по разводам… Наблюдения показывают, что в 1950-ом году, на 1000 человек приходилось 12 браков. Затем, это значение постепенно снижалось до 6,2 в 2000-ом году. В последствии количество браков стало расти в связи с вводом закона о материнском капитале. И в 2013-ом году достигло 9,2 браков на 1000 человек. Алла, с одной стороны, это положительная тенденция, но и у этой палки есть второй конец. Давайте взглянем на статистику разводов. Исходя из того, что в 50-ые годы, количество разводов составляло всего 4%, а сейчас это значение равняется 51%, вывод только один — ситуация катастрофическая. Разумеется, были времена и хуже. Например, в 2002-ом году, процент разводов составлял 84%! Успокаивает лишь то, что имеется определенная тенденция к снижению. Это тоже влияние закона о маринском капитале. Но на данный момент, практически каждый второй брак разваливается. А теперь обратимся к возрастным периодам и причинам этих самых разводов
По совместно прожитым годам, статистика разводов такова: 1) До 1 года вР‚» 3,6% 2) 1-2 года вР‚» 16% 3) 3-4 лет вР‚» 18% 4) 5-9 лет вР‚» 28% 5) 10-19 вР‚» 22% 6) От 20 и более вР‚» 12,4% Обратите, Алла, внимание: — Из данных цифр наглядно видно, что наибольшее количество разводов приходится на возраст 18-30 лет. Т.е
молодой возраст. Обратимся к причинам разводов. Инициаторами в бракоразводном процессе становятся женщины, лишь после 50-ти отмечается активность среди мужской половины. Среди самых частых причин распада семей, можно выявить: 1) Психологическая неподготовленность партнёров, несовместимость вР‚» 47% 2) Пьянство, алкоголизм, наркомания вР‚» 31% 3) Мужская неверность вР‚» 15% 4) Бытовая неустроенность вР‚» 3% 5) Прочие причины вР‚» 4% После первого развода, вторично вступают в брак, лишь 27% женщин. Если в 25-30 лет, женщина идёт на развод, то уже через 5 лет, она почувствует, что выбирать ей уже не кого. Уже после 35 лет причиной женского одиночества, становится явная нехватка мужчин из-за высокой смертности. Исходя из того, что в России 589 тысяч заключенных, 2,5 млн. наркоманов, из которых лишь 600 тыс. состоят на медицинском учёте, 12 млн. страдающих алкоголизмом, выбирать женщинам особенно сильно не приходится. Вот, Алла, о чем я в основном имею в виду. О чем и написал в стихах о женской доле. И о слезах счастья, но больше-то наоборот. И если только женщина потом после развода находит себе мужчину, то женщина все сделает, чтобы жить счастливо, т.е. избежать Божьей кары — кнута. Всего доброго Вам!
Николай Некрасов — Нравственный человек: Стих
Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. Жена моя, закрыв лицо вуалью, Под вечерок к любовнику пошла; Я в дом к нему с полицией прокрался И уличил… Он вызвал: я не дрался! Она слегла в постель и умерла, Истерзана позором и печалью… Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.
Имел я дочь; в учителя влюбилась И с ним бежать хотела сгоряча. Я погрозил проклятьем ей: смирилась И вышла за седого богача. Их дом блестящ и полон был, как чаша; Но стала вдруг бледнеть и гаснуть Маша И через год в чахотке умерла, Сразив весь дом глубокою печалью… Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла…
Крестьянина я отдал в повара: Он удался; хороший повар — счастье! Но часто отлучался со двора И званью неприличное пристрастье Имел: любил читать и рассуждать. Я, утомясь грозить и распекать, Отечески посек его, каналью, Он взял да утопился: дурь нашла! Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.
Приятель в срок мне долга не представил. Я, намекнув по-дружески ему, Закону рассудить нас предоставил: Закон приговорил его в тюрьму. В ней умер он, не заплатив алтына, Но я не злюсь, хоть злиться есть причина! Я долг ему простил того ж числа, Почтив его слезами и печалью… Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла.
Анализ стихотворения «Нравственный человек» Некрасова
Н. Некрасов прославился своими произведениями в жанре гражданской лирики, основным мотивом которых было обличение главных общественных пороков. При этом основной темой для поэта была защита низших слоев общества. Подавляющая часть стихотворений Некрасова посвящена крестьянству. Но иногда он подробно останавливался на описании представителей господствующего класса. Ярким примером является стихотворение «Нравственный человек».
Автор описывает жизнь и деятельность некого «нравственного человека» с огромной долей сарказма. В композиционном плане стихотворение состоит из четырех отдельных частей, посвященных отношениям главного героя с совершенно разными людьми.
В первой части «нравственный человек» узнает об измене своей жены. Он разоблачает ее с помощью полиции, но отказывается от вызова на дуэль. Опозоренная женщина умирает, не в силах вынести выпавшие на ее долю страдания.
Следующим поступком главного героя становится судебное разбирательство с приятелем, который был ему должен. Должника приговорили к тюремному заключению, в котором он умер.
Своего крепостного крестьянина «нравственный человек» обучил поварскому искусству. «К несчастью», вместе с новой профессией крестьянин приобрел тягу к знаниям («любил читать и рассуждать»). За это хозяин долго ругал его и, в конце концов, подверг телесному наказанию. «Дурак» с горя утопился.
«Вершиной» нравственности главного героя становится его обращение с родной дочерью. Девушка полюбила бедного учителя, а рассудительный отец заставил ее выйти замуж за более предпочтительного «седого богача». «Счастливая» семейная жизнь продолжалась недолго. Дочь стала быстро «бледнеть и гаснуть» и умерла через год после свадьбы.
Некрасов ни в чем не обвиняет своего главного героя. Он предоставляет вынести приговор читателям. Сам «нравственный человек» твердо уверен в своей непогрешимости. Он доказывает это с помощью несколько раз повторяющегося рефрена: «Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла».
Весь ужас ситуации состоит именно в том, что такой взгляд был характерен для подавляющей части дворянства. Некрасов, конечно, создал собирательный образ негодяя, но в целом его поступки не противоречат так называемой «строгой морали». Все жертвы получили по заслугам. Жена изменила мужу, приятель не отдавал долг, крестьянин осмелился противоречить хозяину, а дочь вышла из родительского повиновения. «Нравственному человеку» не жалко этих грешников. Он сам «чист» перед Богом. Единственное, что его смущает — «глубокая печаль» в доме после смерти Маши.
LiveInternetLiveInternet
Николай Алексеевич Некрасов
В полном разгаре страда деревенская… Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать!
Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная — Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит!
Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую — Некогда кровь унимать!
Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда — растрепалися косыньки,- Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!..
Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они — всё равно!
Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям… Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?..
Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и хорошо воспитанную дочь замуж за поручика и зажиточного помещика Алексея Сергеевича Некрасова.
Алексей Сергеевич Некрасов
Как это часто бывает в жизни, в итоге родители девушки оказались правы. В браке Елена Андреевна видела мало счастья. Супруг ее нередко жестоко расправлялся с крестьянами, устраивал оргии с крепостными девушками. Доставалось и жене, и многочисленным детям – у Николая Алексеевича было тринадцать сестер и братьев. Увиденные и пережитые в юном возрасте ужасы оказали сильнейшее влияние на все творчество Некрасова. В частности, любовь и сострадание по отношению к матери нашли отражение в многочисленных стихотворениях, посвященных тяжелой доле простой русской женщины. Одно из самых популярных – «В полном разгаре страда деревенская…» (1862).
Действие произведения происходит в летнюю пору – наиболее напряженную для крестьян. Работы было очень много, а рук зачастую не хватало. Главная героиня текста – крестьянка, вынужденная в зной нестерпимый, под лучами палящего солнца трудиться в поле. В самом начале стихотворения дается тезис, который в дальнейшем Некрасов будет доказывать при помощи ярких примеров:
Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
В поле женщине досаждает не только невыносимая жара, но и мешают полчища насекомых – жужжащих, жалящих, щекочущих. Поднимая тяжелую косу, крестьянка порезала ногу, но даже унять кровь у нее не хватает времени. Неподалеку заплакал ее маленький ребенок, которого нужно срочно успокоить, укачать. Около люльки остановилась она буквально в минутном замешательстве, вызванном нечеловеческой усталостью. Лирический герой, от лица которого ведется рассказ о несчастной крестьянке, с болью и горькой иронией советует ей спеть ребенку «песню о вечном терпении». Непонятно, что у женщины под ресницами – пот или слезы. Так или иначе – им суждено кануть в жбан с кислым квасом, заткнутый грязной тряпицей.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…» создавалось уже после отмены в Российской империи крепостного права. К реформе этой Некрасов относился резко отрицательно. По его мнению, жизнь простого русского человека-труженика не сильно изменился. Николай Алексеевич считал, что крестьяне выбрались из одной кабалы, чтобы сразу же попасть в другую. В рассматриваемом тексте подобные мысли напрямую не высказываются, но подразумеваются. Героиня произведения – по-видимому, женщина формально свободная, но стал ли от этого легче ее каторжный труд? Для Некрасова отрицательный ответ на вопрос вполне очевиден.
В образе крестьянки сосредоточились черты типичной простой русской бабы, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и есть приготовит, и ребенка воспитает, да порой и не одного, а нескольких. Единственный ее недостаток, согласно мысли Некрасова, — излишне терпеливая, ведь бывают случаи, когда возразить, взбунтоваться просто необходимо
Крайне важно, что крестьянка – не просто хорошая трудолюбивая работница, но и заботливая мать. Образ мамы, бесконечно любящей своего ребенка и дарящей ему всю свою нежность, проходит через все творчество Некрасова
Собственной матери поэт посвятил ряд произведений – «Рыцарь на час», «Последние песни», «Мать», ведь именно она, изображенная страдалицей, жертвой среды грубой и развратной, скрашивала тяжелые часы детства Николая Алексеевича. Неудивительно, что ее черты отразились в значительной части женских образов, выведенных в его лирике.
Текст: pishi-stihi.ru
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя её образ к почти божественному.
Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к её бедному ребёнку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет всё. Но стоит ли смиряться и терпеть?
Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.
Следующие 2 строфы описывают условия тяжёлого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.
Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога — не причина прервать работу. Только плач ребёнка заставляет женщину остановиться.
Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает её качать ребёнка и петь ему о терпении.
Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьёт горький квас с потом и слезами, а последняя — это нежный вопрос к «милой», непрямой призыв к изменению безнадёжной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжёлой доле русской женщины-крестьянки. Её труд не стал легче после отмены крепостного права.
Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование, она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй. Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.
Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Её труд бесконечный, тяжёлый и бессмысленный, он сопряжён с болью и неудобствами. Жизнь её лишена смысла.
Сочинение на тему: «Образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос», 5 класс
Николай Алексеевич Некрасов провёл своё детство в имении недалеко от Волги, поэтому он видел жизнь просто народа. В своих произведениях автор также нередко обращался к образу русской женщины, которую он показывает сильной и красивой. Жизнь крестьянок шла в непрерывной борьбе не за хорошую жизнь, а элементарно за выживание. Женщины были лишены всяческих прав, и при этом они были под гнетом собственного положения. Через такие сильные образы женщин Некрасов пытается подчеркнуть неподкупность и хорошие намерения обычных людей.
В поэме “Мороз, Красный нос” в отрывке “Есть женщины в русских селеньях…” он высказывает своё восхищение. Стихотворение повествует о тяжёлой жизни и судьбе женщины в селе. В этом отрывке он рассказывает о крестьянке Дарье, которой после смерти мужа приходится самой все делать: заботиться о семье, воспитывать детей и трудиться в поле. Она старается, чтобы все были сыты и одеты. Автор использует эпитеты и сравнения, чтобы мы живее и ярче смогли её представить. Взгляд сравнивает «со взглядом цариц», а лицо «величаво, как в раме». Автор пытается подчеркнуть как внешнюю красоту, так и внутреннюю. Он представляет Дарью истинной красавицей с правильным чертами лица и не скупится на комплименты. По мнению автора такая женщина способна вынести всё. Она всё может и всё успевает, иногда веселится, чтобы на время забыть о невзгодах. Она любит петь и танцевать, и в такие моменты печаль с ее лица уходит, уступая пусть и ненадолго место радости. Некрасов использует такой приём, как преувеличение, чтобы показать, что русская женщина сильна духом.
Автор говорит о том, что самая главная особенность русского женского характера – сострадательная любовь. Несмотря на своё трудное положение, человек не думает о себе, о своём горе, а заботится о других. Автор видит в русских женщинах преданных жен и в то же время сильных матерей. Они испытывают тяжелые физические нагрузки, при этом находят силы, чтобы сохранить семейный очаг. Некрасов и восхищается стойкостью и твёрдостью характера и при этом сопереживает нелегкой судьбе героини. В каждом его четверостишии сквозит нежность и тепло. По мнению автора, русская женщина достойна лучшей жизни.
Слайд 18Литература Беленький Г.И. Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений:
в двух частях. — М.: Мнемозина, 2010 Источники иллюстрацийПортрет Н.А. Некрасова: http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/9.htmИллюстрация к слайду 4: http://forum.vgd.ru/268/30224/20.htmИллюстрация к слайду 6: http://gallerix.ru/album/200-russian/pic/glrx-170147705Иллюстрация к слайду 7 и 8: http://www.artsait.ru/foto.php?art=b/borismus/img/34Иллюстрация к слайду 9: http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kulikov/img/23 Иллюстрация к слайду 10: http://www.staratel.com/pictures/modern/details.php?image_id=656&mode=search&sessionid=7fa06ba737fc7be9257568beb81ed Иллюстрация к слайду 12: http://tradiciay.ru/poxlebka.html Иллюстрация к слайду 13: http://gallerix.ru/album/200-Russian/pic/glrx-682659912 Иллюстрация к слайду 14: http://artcyclopedia.ru/krestyanka_s_kosoj_i_grablyami_(pelageya)_1824g-venecianov_aleksej_gavrilovich.htm Иллюстрация к слайду 17: http://www.staroeradio.ru/audio/17563
Как представлена тема женской доли в лирике Некрасова?
Образ русской женщины, трудная женская доля занимают значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Русская женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях.
Наиболее полно эти качества русской женщины раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени: постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная нищета… Но она все может стерпеть:
— Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Но Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе слышится и протест («В груди у них нет душеньки… На шее — нет креста!»). Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!»
Это подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос». Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая — быть матерью сына раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж — он виноват… А вам терпеть… за что?», «бежите вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения. В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно. » — говорит героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот факт, что первоначальное название поэмы «Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни принадлежала. Поэт отдает должное нравственной красоте и подвигу русской женщины:
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне спасла живую душу ты.