Из истории жанра
Первые элегии возникли в Древней Греции. Изначально они имели немало сходства с эпическими песнями. Для них были характерны такие черты, как повествовательность, гармоническая соразмерность, большая протяжённость.
Для справки стоит сказать, что греческая поэзия делилась на ямбы, мелику и элегию. Элегии и ямбы сопровождались аккомпанементом флейты, а мелика исполнялась под звуки лиры и потому изначально лишь она считалась явлением лирическим.
Позже лирическими стали называть и другие жанры (что это в литературе?). Элегии писались своеобразным элегическим двустишием, которое представляло собой сочетание гекзаметра (поэтический размер с шестью ударными слогами) с пентаметром (пятистопником).
Существовали следующие разновидности элегии:
- военная (собрание песнопений под названием «Добрые дела», принадлежащее эфесскому поэту Тиртею, восхваляет Ареса и призывает воинов доблестно защищать отечество);
- любовная (элегии Мимнерна и знаменитой Сапфо описывают любовное чувство как тяжкий недуг, который насылает на человека безжалостный Эрот);
- политическая (связана с именем Солона, прославившего в своих творениях мудрость справедливого закона, гражданские свободы, ценность реформ (что это такое?), направленных на благо народа).
Помимо этих трёх основных видов, существовали также философские и застольные элегические песни. Самыми знаменитыми авторами подобных произведений были Архилох, Теогнид, Каллимах.
В древнеримской элегии отчётливо зазвучали любовные мотивы. Жанр стал восприниматься как чисто лирический. Вершины элегического мастерства достигли Овидий, Тибулл, Катулл.
В Европе возрождение жанра связано с наступлением эпохи сентиментализма и раннего романтизма. «Римские элегии» В.Гёте, «Идеалы» Ф.Шиллера, «На развалинах шведского замка» Маттисона стали классическими образцами европейской элегии.
Позже многочисленные элегии Шелли, Саути, Байрона, Шенье, Мюссе и Гюго обрели вторую жизнь в России благодаря конгениальным переводам.
Первой русскоязычной элегией стало стихотворение Жуковского «Сельское кладбище», написанное на основе стихотворения английского романтика Томаса Грея.
Из-под пера российского литературного метра вышло более двадцати самостоятельных произведений грустного содержания.
Средства выразительности
Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:
эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
сравнения (как смутное похмелье).
звукопись
«Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.. Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать
Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью
Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.
Романтизм
Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.
Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.
Николай Некрасов, «Элегия». Анализ жанровой формы
Жанр элегии возник в античные времена, слово переводится на русский язык, как «жалобный мотив флейты». Это грустная, задумчивая и даже унылая лирика, цель которой описать и создать у слушателя печальные раздумья о быстротечности времени, о разлуке с милыми людьми и местами, о превратностях любви. Почему же для своего социального по содержанию стихотворения Некрасов выбрал именно этот жанр? Любовь к народу носила у него не риторический характер, она была остра, трагична и неизбывна. Элегический жанр, приготовленный для выражения очень личных чувств, подчеркивает, насколько бережно, интимно и болезненно отношение поэта к народной доле. Одновременно, Некрасов как бы перечеркивает традицию посвящать лирические творения индивидуальным переживаниям и полемически провозглашает другую «моду» — лира должна отражать общественные интересы, как сугубо личные.
Реализм сменяет романтизм
Прежде главным направлением в литературе являлся романтизм, но в связи с острыми социальными изменениями глобальным переменам должна была подвергнуться и литература, в результате чего родился реализм. Это весьма широкое понятие: оно может применяться как к прикладному искусству, так и к литературной деятельности.
Реализм в литературе появился в качестве реакции на явление романтизма, на его острую популярность. Идеи романтизма постепенно теряли прежнюю востребованность, а новый вид межличностных отношений и жизненные ценности выходили на первый план. Читателю не была интересна сентиментальная лирика, присущая романтизму, он требовал детальный анализ. Реалистическое искусство теперь в большей мере отвечало идеям и потребностям времени, его приемы рассматривались с искренним и глубоким доверием.
Следовательно, реализм — это направление в искусстве и литературе, цель которого заключается в том, чтобы полно, емко, достоверно и всесторонне изображать картину мира, делая акценты на классических чертах, а главное — не идеализировать своих героев и окружение. Теперь стало необходимо глубоко раскрывать внутренний мир персонажей, сопоставлять их поступки и переживания с реалиями современного мира. Это означало полный пересмотр прежних подходов к художественному созданию героев и к написанию произведений.
Герои новых реалистичных произведений стали более глубокими и разумными, они мотивированы и стремятся к развитию. Персонажи стали личностями, поступки которых обусловлены внешними историческими и общественными обстоятельствами, объясняются уникальными чертами их характеров.
Герои погружены в социальную среду и живут в зависимости от общественных обстоятельств, которые напрямую влияют на их личность. Писатели-реалисты не боятся показать действительность такой, какая она есть, и наделяют своих героев способностями противостоять жизненным трудностям, находить собственные решения проблем и выходы из тяжелых ситуаций.
Художественные особенности стихотворения
Когда Некрасов провозгласил, что поэт обязан быть гражданином, ему пеняли, мол, гражданские мотивы вытеснили в его творениях поэзию. Так ли это? Анализ стиха «Элегия» Некрасова подтверждает, что поэт был вовсе не чужд эффектных поэтических приемов. Написанное шестистопным ямбом с пиррихиями стихотворение сразу берет взволнованно-торжественную интонацию и напоминает о высоких образцах классицизма. Об этом же свидетельствуют слова высоко стиля: «внемлет», «девы», «рок», «влачатся», «вторят», «лира». Исследуя стихотворение, убеждаемся в том, как умело использует олицетворение Некрасов. «Элегия», анализ которой, конечно, не исчерпывается перечислением представляет нивы и долы внимательно слушающими лирического героя, а лес — откликающимся ему. Очень выразительны эпитеты: «красный день», «слезы сладкие», «наивное увлеченье», «медленный старик», «волнуемый мечтами». Народ под гнетом экспрессивно сравнивается с «тощими стадами» на «скошенных лугах». Лира метафорически осмысливается как воин, несущий службу во благо людей.
Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
Стихотворение «Элегия» является ироническим ответом Некрасова на постоянные нападки реакционных деятелей. Его постоянно обвиняли в том, что он унижает своими стихами гордое звание поэта, описывая жизнь темного и вечно пьяного крестьянства. Нападки усилились после отмены крепостного права. «Всемилостивейшее дарование» свободы тем, кто этого не заслуживает, вызывало протесты закоренелых крепостников. Они были возмущены, что даже после такого неслыханного акта находятся люди, продолжающие заявлять о тяжелом положении крестьян. Не отступая от гражданской лирики, Некрасов в 1874 г. написал стихотворение в жанре элегии. В нем он описал свои размышления по поводу Манифеста 1861 г. и ясно высказал взгляды на истинное призвание поэта.
По мнению Некрасова, долг любого гражданина, а тем более поэта заключается в стремлении сделать свою страну более счастливой и процветающей. Положение, при котором «народы влачатся в нищете» никого не должно оставлять равнодушным. «Страдания народа» — самая актуальная тема для творчества. Нельзя закрывать на нее глаза и описывать блеск и бессмысленное прожигание жизни высшим обществом. Некрасову было абсолютно неприемлемо понятие «чистого» искусства. Он был реалистом и исходил из практической пользы своих произведений.
Некрасов гордо заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Он имеет право на такое заявление. Стихотворения поэта вызывали широкий общественный резонанс и в целом содействовали изменению отношения к простому народу. Некрасов не ждет признания за свои заслуги, он рад тому, что внес хоть какой-то вклад в дело улучшения положения крестьян.
Поэт переходит к анализу последствий отмены крепостничества. Принятие указа он торжественно называет «красным днем». Но прошли годы. Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянина? Некрасов предлагает честно ответить на этот вопрос самому читателю. На самом деле положение простого народа осталось практически неизменным. Отмена личной зависимости сменилась зависимостью финансовой (выкупные платежи).
Описание воображаемой идиллии в жанре элегии («песни жниц», «довольное дитя») – ирония Некрасова по поводу своих надежд на уничтожение рабства. Он так и не делает авторской оценки событию 1861 г., заканчивая стих печальным замечанием, что народ «не внемлет… и не дает ответа».
Изобразительно-выразительные средства
Тематика народных страданий для Некрасова удивительно близка, не менее личностна, чем для отдельных романтиков описание любовных свиданий. Важнейший этап проведения анализа поэтического текста на уроках литературы — поиск используемых автором тропов и определение их роли. Некрасов — поэт, удивительным образом сочетающий в себе черты романтические и реалистические, поэтому его лирика богата образами, но они понятны, очевидны, не имеют двусмысленного толкования.
Примеры тропов:
- Эпитеты, позволяющие передать горестное положение простого народа (тощие стада, горестный напев, скошенные луга, народный враг).
- Торжественная лексика (рок, внимаю, влачат) помогает передать особое настроение. Сам себя Некрасов видит борцом за народные права, за свободу горячо любимого им крестьянства. Он противопоставляет себя тем, кто настолько слеп, что не видит — отмена крепостничества не сделала народ счастливым, рабство по-прежнему не отменено, оно глубоко укоренилось в душах крестьян.
- Риторические вопросы. Ни к кому не обращаясь, поэт задается вопросами, а стал ли народ более счастливым. На самом деле он обращается ко всем своим согражданам, призывая их задуматься и найти пути решения проблемы. В особой манере автор говорит со своими читателями, побуждает их отказаться от гордыни и протянуть руку помощи простому человеку, необразованному и не сильному в науках, зато душевному, доброму и удивительно отзывчивому.
- Олицетворения (песне вторят нивы, долы, откликнулся лес). Даже сама природа находится на стороне лирического персонажа и понимает его переживания. Поэтические образы сравниваются с настроением окружающего мира.
В строфах поэтического текста не изображены конкретные образы (что в целом для лирики Некрасова характерно), скорее, они являются собирательными. Это поющие на страде по вечерам жницы, мальчишка, несущий отцу в поле обед, сгорбленный годами старик, медленно бредущий за сохой. Каждый из них выполняет свою работу, трудится честно и на совесть, а потому — заслуживает счастья, мирной и свободной жизни, возможности заниматься своим делом.
Поэт имеет мужество предполагать, что рано или поздно, но справедливость восторжествует, и русское крестьянство получит то, чего жаждет — не только свободу на бумаге, но и настоящую волю, свое место в жизни, надел земли, труд на котором поможет содержать семью и не жить в нищете.
https://youtube.com/watch?v=1iJh0xATlWc
Композиция
Стихотворение Некрасова «Элегия» состоит из четырех частей, которые позволяют читателю проследить за движением его поэтической мысли.
- Уже в первых строках поэт заявляет тему страданий народа. Некрасов твердо убежден в ее значимости, несмотря на явное общественное презрение к его попыткам описать бедственное положение простых людей. Не игнорирование страданий, а смелый разговор о них провозглашается по-настоящему достойным делом поэзии.
- Во второй части автор рассказывает, что избрал для себя путь служения народу, потому совесть его спокойна. Отмена крепостного права дала повод полагать, что мучительной крестьянской доле пришел конец, однако скоро стало ясно, что большая часть бывших крепостных по-прежнему оставалась бесправной и финансово зависимой.
- Картины крестьянской жизни, предстающие взору поэта, кажутся идиллическими: жницы стройно поют за своей нелегкой работой, а радостный довольный ребенок спешит доставить отцу в поле завтрак. И все же чуткий наблюдатель замечает, что, несмотря на внешние перемены, тяжелый труд и бесправие простого народа никуда не делись.
- За наблюдениями и раздумьями лирический герой проводит целый день. Он благословляет нелегкий крестьянский труд и видит своим долгом рассказать о нем миру, чтобы заставить мучителей народа опомниться и облегчить его долю.
Элегия в русской поэзии[править | править код]
Элегия через переводы проникла в новую русскую литературу в 18 веке. А. П. Сумароков и В. К. Тредиаковский создавали элегии подражательного плана.
Перевод Жуковским элегии сентименталиста Грея («Сельское кладбище», 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, когда элегия стала востребованной и вошла в моду. Следуя примеру Грея, в мрачноватом духе написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (элегия-баллада). Элегией Жуковский также назвал своё стихотворение «Море», которое сейчас рассматривается как образец этого жанра.
Во второй половине 1820 — начале 1830-х годов Пушкин обращается к философской элегии, а в 1830-е годы проявляет тенденцию к синтезу жанров: так в элегии «Погасло дневное светило…» используется балладный рефрен, стихотворение «В. Ф. Раевскому» близко дружескому посланию, «Я пережил свои желания…» — романсу, в элегии «К морю» ощутима одическая интонация, а «Безумных лет угасшее веселье…» по числу строк реконструирует сонет.
В середине 1820-х гг. русская пережила кризис, симптомом которого явились статья В. К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» и вызванная ею полемика. Пути внутреннего обновления жанра, его тематики и стиля были найдены А. С. Пушкиным, Е. А. Боратынским, Н. М. Языковым, позднее М. Ю. Лермонтовым и Н. А. Некрасовым. Элегии занимают большое место в поэтическом наследии А. А. Фета.(КЛЭ,http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-8662.htm?cmd=2&istext=1)
Во 2-й половине 19 и в 20 веке Э. писали К. М. Фофанов, А. А. Блок, И. А. Бунин; из зарубежных поэтов — Х. Ботев, Р. М. Рильке, Н. Гильен, Б. Брехт и др. Особую любовь у читателя снискали поздние элегии Сергея Есенина.
В советский период меланхолические настроения не культивировались, но поэты патриотического лагеря, ностальгирующие по иным эпохам и печалящиеся о судьбе русского народа, не могли не обратиться к этому жанру — в первую очередь это представители тихой лирики, в том числе Николай Михайлович Рубцов.
Н. М. Рубцов. Элегия
Отложу свою скудную пищу.
И отправлюсь на вечный покой.
Пусть меня ещё любят и ищут
Над моей одинокой рекой.
Пусть ещё всевозможное благо
Обещают на той стороне.
Не купить мне избу над оврагом
И цветы не выращивать мне…
1964
Анализ стихотворения Элегия Некрасова
Элегия (1874)
Стихотворение Н. А. Некрасов посвятил своему другу А. Н. Еракову. Поэт послал ему «Элегию» в день именин вместе с письмом: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Поводом же к написанию этого произведения стало выступление историка литературы О. Ф. Миллера, в котором он утверждал, что поэт стал повторяться и что «непосредственное описание страданий народи Некрасовым исчерпано».
Жанр произведения указан в его названии — элегия. В переводе с древнегреческого языка элегия — жалоба; она передаёт грустные переживания, как правило, любовные. К этому жанру обращались многие поэты-романтики: Баратынский, Жуковский, Батюшков. Некрасов изменил традицию — написал грустные размышления о судьбе русского народа после реформы 1861 года, отменившей крепостное право. Композиционно стихотворение делится на три части. Первая часть — зачин, в котором поэт обращается к юношеству и определяет тему своего произведения. Вторая часть — развитие темы; автор формулирует своё представление о назначении поэта. Третья часть — концовка; поэт размышляет о судьбе русского народа. Начинается и заканчивается стихотворение одним и тем же мотивом — автор говорит о народных страданиях, а значит, композицию стихотворения можно назвать кольцевой.
Лирический герой стихотворения считает, что для поэта нет предмета достойнее и значительнее, чем «Толпе напоминать, что бедствует народ / В то время, как она ликует и поёт, / К народу возбуждать вниманье сильных мира…». Эти строки звучат взволнованно и даже торжественно.
Поэт определяет тему своего творчества в целом и этого произведения в частности — «страдания народа». Есть в «Элегии» строки, которые явно перекликаются со стихотворением Пушкина «Деревня».
Некрасов:
…Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Пушкин:
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам…
Этой реминисценцией Некрасов хочет обратить внимание читателя на то, что со времён Пушкина в жизни народа ничего не изменилось, хотя уже 13 лет прошло после отмены крепостного права. Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть
Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами:
Как и полагается в элегии, в «Элегии» Некрасова тоже есть описательная часть. Поэт рисует картину жизни послереформенной русской деревни. Он восхищается и природой, и трудом крестьян. Но заканчивается строфа риторическими вопросами:
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев…
Но размышления эти слышит лишь окружающий его пейзаж: «И песнь моя громка!.. / Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне…». А как же народ, о чьей судьбе так беспокоится поэт? «Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…».
Автор использует умолчание не только после риторических вопросов и восклицаний, но и в конце стихотворения. Народ не слышит его вопросов. Поэта поражает долготерпение крестьян. Они так привыкли быть зависимыми, что продолжают по привычке нести трудовую повинность. Освобождение от крепостного права не принесло ожидаемых перемен в судьбе русского народа. В этом и заключается идея «Элегии» Некрасова.
Оглядывая свой жизненный путь, лирический герой восклицает: «Я лиру посвятил народу своему…» — эта строчка стала лейтмотивом, девизом, сущностью всего творчества Некрасова.
Поэт использует самые разнообразные средства художественной выразительности. В стихотворении много ярких эпитетов (сладкие слёзы; красный день; золотая жатва; довольное дитя, тайные вопросы), использовано олицетворение (и лес откликнулся), метафора (служить им будет Муза), сравнение (как тощие стада по скошенным лугам), анафора (И эхо дальних гор… И лес откликнулся).
Поэт включает в произведение высокую лексику {лира, внемлет, внимаю, влачатся, рок, девы). Он использует восклицательные предложения (Но каждый в бой иди!), риторические вопросы (Чему достойнее служить могла бы лира?), фразеологические обороты (iсильные мира) и умолчания — это приближает стиль произведения к публицистическому.
Стихотворение написано шестистопным ямбом с пропусками ударений (традиционной для элегий строкой), рифмовка — перекрёстная.
Вариант 2
Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А. Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, — уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
Для своего стихотворения Некрасов избирает шестистопный ямб с парной рифмовкой, т.е. Александрийский стих – торжественный размер эпохи классицизма.
Некрасов вводит в «Элегию» описание жизни народа и показывает полнейшую несостоятельность реформы. И потому стихотворение становится своего рода декларацией отношения Некрасова к теме поэзии и понимания роли поэта: поэт должен иметь одну цель – служение народу – до тех пор, пока народ не будет счастлив.
Некрасов утверждает гражданскую поэзию, поэзию социальную. Не случаен здесь и выбор жанра: элегия – это традиционный лирический жанр, содержание которого – любовные переживания лирического героя. Однако, эта любовь остается неразделенной, и отсюда возникает трагичность, свойственная звучанию стихотворения:
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Не только народ, но и вся Русь – вот та неизменная возлюбленная Некрасова, которой посвящены лучшие произведения поэта.
План анализ стихотворения Элегия
- История создания
- Жанр произведения
- Основная тема произведения
- Композиция
- Размер произведения
- Основная мысль стихотворения
«Элегия. А. Н. Еву» («Пускай нам говорит изменчивая мода») (1874) представляет собой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н. А. Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насыщались новыми жанровыми признаками. В частности, своеобразно используется в ней типичное для романтических медитативных элегий В. А. Жуковского ритмико-синтаксическое построение.
Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А. Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».
Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта — эпической крестьянской поэмы-симфонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».
Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина («Деревня»). Звучит у Н. А. Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу: «Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, / По нивам, по лугам, уставленным стогами, / Задумчиво брожу в прохладной полутьме, / И песнь сама собой слагается в уме, / Недавних, тайных дум живое воплощенье: / На сельские труды зову благословенье, / Народному врагу проклятия сулю, / А другу у небес могущества молю, / И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, / И лес откликнулся… Природа внемлет мне, / Но тот, о ком пою в вечерней тишине, / Кому посвящены мечтания поэта, — / Увы! не внемлет он — и не дает ответа…»
Н. Некрасов — один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.
Темы и проблемы произведения
Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.
Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.
Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.
Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.
Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов
Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Пушкин поднимает проблему быстротечности времени. Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина
Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.
Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.
Особенности используемого жанра в произведении
Сам жанр, называющийся элегией, появился в мировой литературе весьма давно. Если перевести слово «Элегия» на русский язык, оно будет означать как «жалобный напев флейты». Такой стиль представляет собой весьма жалобную, грустную, слегка задумчивую лирику, у которой присутствует лишь одна цель – это заставить читателя грустить и погрузиться в глубокие раздумья. Жанр указывает на то, что время быстротечно и рано или поздно придется попрощаться с родными сердцу местами или смириться с превратностями судьбы.
Наверное, у многих критиков и читателей возникнет вопрос: «Так почему же великий автор выбрал именно этот стиль?». Все на самом деле просто. Любовь к простым людям, простым крестьянам носила риторический характер, она отличалась остротой, трагичностью и предсказуемой постоянностью.
Чтобы максимально искренне выразить лиричность используемых лирических чувств, а также подчеркнуть бережность, нежность и болезненность по отношению к простым людям, автором использован специфический элегический жанр
В стихотворении Некрасов подчеркивает, насколько важно посвящать произведения истинным чувствам
Главная мысль
А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.
Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом
Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина
В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.
Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.
Анализ произведения «Элегия»
Первым делом требуется отметить начало произведения. Именно в первой части Николай Алексеевич рассказывает про особенные модные тенденции, существовавшие на то время в мире.
Пускай нам говорит изменчивая мода,Что тема старая «страдания народа»И что поэзия забыть ее должна.
Здесь нет места особенному социальному настроению. Автор сожалеет о том, что поэзия с течением времени способна воспевать изысканную красоту, но данный этап еще не наступил.
Некрасов считает, что муза, которая находится в душе практически каждого человека, обязана своеобразным образом взывать к присутствию совести сильных людей в мире, которые имеют особую значимость. Именно они способны привести народ как к достатку, так и к нищете. А забитый неграмотный народ всегда готов отдать себя в моральное и физическое рабство.
Я лиру посвятил народу своему.Быть может, я умру неведомый ему,Но я ему служил…
Автор высказывает свои мнения по поводу всего происходящего. Некрасов говорит, что не сразу будет виден результат происходящего, возможно и безнадёжны будут приложенные усилия, но тем не менее, каждый человек обязан бороться с несправедливостью до последнего.
Не менее интересна и вторая часть произведения «Элегия». Здесь описывается крестьянская жизнь со стороны идеалистической картины. Некрасов описывает ее максимально четко и естественно. Произведение «Элегия» весьма нежно и одновременно с этим возвышенно предоставляет для читателя образ народа, а также описывает особенную любовь и уважительное отношение поэта к труженику.
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя,Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы…
Третья часть произведения Николая Алексеевича Некрасова посвящена натуральной природе и ее особенностям. Массивные и прекрасные ландшафты своеобразно олицетворяют могущество, вероятно, до конца не окрепшее, в народном сознании. Некрасов будто призывает крестьян к действию. И поэт в своих мечтах выражает уверенность в том, что безмолвие народа временно.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.
Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.
Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.
Метафоры – «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».
Эпитеты – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда».
Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».