Смысл, вложенный И. А. Крыловым
В басне Крылов пишет об общем участии власти и народа в достижении общественного блага. Чтобы полноценно существовать, важны все части общества. Каждый человек в нем — кирпичик, который выполняет свою функцию. Без тяжелого труда простого народа (корней) элите общества (деревьям) нечем будет хвастаться. Самостоятельно они не могут ничего производить, и после отказа корней выполнять свою функцию быстро погибнут, деградируют. В то же время элита создает законы, по которым живет страна, распределяет общие блага.
У иносказательного произведения есть и другой смысл, который не касается существования общества. Если рассматривать текст с точки зрения человеческих поступков, можно отметить одно явление, которое часто встречается в жизни. Люди, которые достигают успеха, нередко забывают о тех, кому они обязаны этим. Они возвеличивают себя и начинают верить в собственные необыкновенные способности.
Автор говорит, что нельзя забывать тех, с помощью кого был достигнут успех. Например, за популярностью ученых, певцов, актеров, стоит работа многих людей. Военные начальники не снискали бы славы, если бы не подвиги простых солдат. Пекарь не испек бы вкусный хлеб без землепашца, крестьянина. Нередко человек прозябает в нищете и вынужден продавать свой талант тем, кто им умеет пользоваться в силу изворотливости, связей в обществе и финансовых возможностей.
Басню можно толковать с точки зрения людской скромности. Труженики и думающие люди не всегда стремятся демонстрировать себя и свои успехи, и это не порок.
Вариант №2
В басне Крылова рассказывается о проблемах общества и тех, кого общество представляет. Повествуется в басне о корнях и листьях. Привлекает этический смысл. Событие происходит в прекрасный солнечный летний день, когда листья определенного дерева начали хвастаться своей красотой и насыщенность увеличения. Говорили, что они самые лучшие. Хвалились тем, что они завлекают разных людей, как певцов, так и пастухов, чтобы они отдохнули под тенью этого дерева, в котором очень густое покрытие листьями. Это очень влечет. Листья с землей начали спорить. Из земли раздались слова корней. Они сообщили то, что листья появляются каждую теплую прекрасную весну.
Листья вырастают массово большими порциями. Корни питают все дерево. Корни пытались доказать листам, что без них не было бы и листьев. Если листья вырастают теплой весной каждый раз, то корни остаются такими же.
Басня делится на две части. Первая часть приурочена представлению эгоистического выступления. Вторая часть посвящена предостережению корней, которая всеми способами возражает листьям.
Герои
Для того чтобы понять определенного героя необходимо: каждого рассмотреть поближе. Главными героями являются Корни и Листы. Корни были справедливыми и мудрыми, а листы наоборот эгоистические. Символ листов: достоинство и роскошь. Листы считаются настоящим декорированием дерева. Корни воплощают крепостное крестьянство, которые не видят теплые солнечные лучи солнца.
Второстепенными героями являются Зефиры. Они были слишком легкомысленные и тревожные. Это теплый весенний ветер.
Главная мысль
Какими бы прекрасными не были листья, им не выжить без корней. Точно так же, как в жизни с людьми. Каким бы прекрасным и богатым ты бы не был, тебе не выжить без рабочей силы, то есть рабов, каких-то услуг.
Смысл
Смысл басни Крылова заключается в том, чтобы показать людям их проблемы с обществом. Например, листья обращаются с корнями эгоистично, как некоторые люди с людьми. Взаимодействия землевладельцев к крестьянам, которых выделяли от рабочего скота только умением говорить. Писатель пытался донести, что отечественная аристократия сама все портит. Это он открыто намекает.
Мораль
В последних строках Крылов показывает, как про корни забыли. Они напоминают листьям, что корни важнее, чем много листьев. Корни питают все дерево, после чего вырастают листья в теплую солнечную погоду. Если корня не станет, то не станет ни дерева, ни листьев.
Власть зависит от народа. Без него власти не было бы. Для того чтобы было равноправие, должны существовать все части, в данном случае дерево. Все элементы очень важны, чтобы оно жило.
Краткое содержание
Листы и корни
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Пластова Первый снег 2, 4, 5, 6, 7 класс
А.А. Пластов – советский живописец и народный художник СССР, прославившийся множеством значительных работ. В творениях автора чаще всего изображен труд советских людей, детей и стариков в годы войны.
-
Сочинение по картине Левитана Лесистый берег 6 класс
Левитан, по праву считается основоположником русской школы пейзажного жанра, так как большинство его знаменитых работ выполнены в этом прекрасном жанре, что и сейчас вызывает очень большой интерес и удивление у поклонников его бесценного искусства.
-
Сочинение на тему Любимая природа
Природа, сколько смысла в этом слове. Выйди на улицу, посмотри вокруг, сколько всего прекрасного и неизведанного. Каждый цветочек, каждый кустик и деревце- всё это бесценно. Окружающий мир дышит жизнью и красотой давая человеку понять к чему стремиться
-
Главная тема пьесы Вишневый сад сочинение
Пожалуй, ни для кого не секрет, что знаменитая на весь мир пьеса «Вишневый сад» стала последней работой великого русского писателя Чехова Антона Павловича. Основной темой данного произведения выступила самая обычная и довольно распространённая ситуация,
-
Экология стала самым громким словом на земле сочинение
Именно эту фразу когда-то сказал русский советский писатель, представитель «деревенской прозы» Валентин Григорьевич Распутин. Но почему же писатель, на глубокое детство которого пришлись годы Великой Отечественной войны,
-
Сочинение по картине Виноградова Весна 5 класс
Время года, изображенное на картине известного русского художника С. А. Виноградова, не оставляет сомнений, что это весна. Первая мысль, которая возникает у зрителя, глядя на нее – это необыкновенное количество света,
Анализ басни «Листы и Корни»
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те,- Им снизу отвечали,- Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева, ни вас».
Краткое содержание
Прекрасным летним днем роскошные листья некоторого дерева хвастались собственной густотой и красотой. Хвалились тем, что предоставляли тень для отдыхающих пастухов и привлекали под свой покров певцов и танцоров. Из земли послышалось, что спасибо необходимо бы было сказать и нам. Листья поинтересовались, кто посмел возражать им. В ответ они услышали, что это заявили корни дерева, на котором росли листья. Корни сказали, что питают их, что листья появляются каждую весну новые. А если корней не будет, то не станет ни дерева, ни самих листьев.
Иллюстрация художника К. Трутовского
Самое важное может быть совсем не то, что на виду
Анализ басни
История создания
Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.
Смысл названия
В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.
Основная тема
Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.
Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.
Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.
Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.
Проблематика
В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.
Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.
Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.
Композиция
Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.
Чему учит автор
Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения? Ирина Зарицкая | | .1k | Оценить:
Анализ басни
История создания
Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.
Смысл названия
В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.
Основная тема
Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.
Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.
Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.
Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.
Проблематика
В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.
Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.
Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.
Композиция
Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.
Чему учит автор
Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?
Басня Крылова «Листы и Корни» — глубокое произведение о проблемах общества, государства, несоответствии интересов и представлений о своей значимости для общего дела тех, кто является его движущей силой и тех, кто это общество представляет.
Басня Ларчик
Случается нередко нам
Где стоит только догадаться За дело просто взяться.
К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.
Басня Осёл и соловей — анализ
В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов — не просто баснописец, он — великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.
Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления — глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.
Популярные сочинения
- Анализ Шенграбенского сражения в романе Война и мир Мало что осталось по-настоящему известным из того, что касается Шенграбенского сражения. Оно стало известно благодаря Льву Николаевичу, который раскрыл его подробности в своей эпопее.
- Сочинение О домашнем животном (кошка) Однажды мы с ребятами собрались во дворе поиграть в мяч. Но пошел дождь, и мы спрятались под крышу песочницы. Петька начал рассказывать про своего кота, какой он у него безобразник.
- Примеры материнской любви из жизни сочинение Что такое материнская любовь? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Я думаю, что материнская любовь — это такое сильное чувство, которое мы можем испытать только от матери.
Контрольная работа по литературе
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 1.
А1.
Басня – это:
- меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь,
- краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме),
- произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле,
- краткий устный рассказ с остроумной концовкой.
А2.
И.И. Дмитриев написал басню:
- «Муха», 3) «Осёл и Соловей»,
- «Свинья под Дубом», 4) «Листы и Корни».
А3.
Найдите мораль басни «Ларчик»:
- «А ларчик просто открывался»,
- «Избави бог и нас от этаких судей»,
- «От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
,,Мы сбили! Мы решили!,,» ,
- «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
А4.
В чём иносказательный смысл басни «Листы и Корни»?
- без корней дерево погибнет,
- Листы справедливо считают, что они «краса долины всей»,
- Корни не умеют ценить красоту,
- процветание государства зависит от всех социальных слоёв общества.
В1.
Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
___________________________
В2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________
С1. В чём заключается мораль басни «Осёл и Соловей»? ________________
_________________________________________________________________
6 класс.
Контрольная работа (тест) по теме: «Басни».
Вариант 2.
А1.
Мораль басни – это:
- краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения,
- краткий поучительный вывод,
- художественный приём, основанный на иносказательном изображении предметов и явлений,
- та часть басни, в которой описываются основные события..
А2.
Назовите автора басни «Муха»:
- И.А. Крылов, 2) Ж. де Лафонтен,
- Эзоп, 4) И.И. Дмитриев.
А3.
В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:
- пустое мудрствование, 3) невежество,
- жадность, 4) самолюбование.
А4.
В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?
- «Листы и корни», 3) «Осёл и Соловей»,
- «Ларчик», 4) «Ворона и Лисица».
В1.
Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.
От басни завсегда
Нечаянно дойдёшь до были.
Случалось ли подчас вам слышать, господа:
«Мы сбили! Мы решили!»
___________________________
В2. Какой художественный приём лежит в основе басни? _________________________________________________________________
С1. В чём заключается мораль басни «Листы и Корни»? ________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ к тесту.
Вариант 1:
А1-2, А2-1, А3-4, А4-4, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Вариант 2:
А1-2, А2-4, А3-1, А4-3, В1- И.И. Дмитриев «Муха», В2- аллегория.
Литература:
Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл.- М.: ВАКО, 2014 — стр.33-35.
Что такое лыко? История выражения
Лыко — это молодой луб, дешевый материал, из которого крестьяне делали корзины и лапти. Для тех, кто плохо понял, что есть лыко, объясняем: в пространстве между корой и стволом дерева находится тонкая прослойка. Наверное, нет такого человека, который в детстве не чистил ветку дерева, и он, конечно, видел лыко, но только не знал его названия.
Самый лучший «поставщик» материала для лаптей и других изделий — это липа. Если говорить современным языком, то изделия из лыка, в том числе и обувь, — это бюджетное решение. В лапти обувались самые бедные люди. Таким образом, теперь понятно и происхождение, и значение фразеологизма «не лыком шит».
Анализ басни
История создания
Басня «Листы и корни» была написана И. А. Крыловым в 1811 г. и в этом же году опубликована в «Чтении в Беседе любителей русского слова». Скрытый смысл басни, скорее всего, имеет отношение к обсуждению крестьянского вопроса «негласным кабинетом» Александра I.
Смысл названия
В основе названия басни лежит противопоставление двух совершенно различных миров: внешней показной красоты и глубоких внутренних сил, на которые возложен тяжелый неблагодарный труд.
Основная тема
Основная тема произведения — обличение необоснованного хвастовства и выявление истинного источника жизни.
Аллегорический смысл басни достаточно прозрачен. Листы символизируют собой высшее российское общество, испытывающее гордость за свой блеск и великолепие. Они считают, что являются настоящим украшением дерева, за образом которого скрывается вся Российская империя. Хвастовство листьев опирается на мнимые добродетели: укрытие от зноя, место для пляски и пения соловья. Все это не требует от них никаких усилий.
Смиренные корни олицетворяют собой крепостное крестьянство, никогда не видящее солнечного света из-за постоянной тяжелой работы. Находясь все время в темноте (т. е. в условиях рабской зависимости), крестьяне полностью обеспечивают привилегированные слои населения. В более широком смысле именно они обеспечивают могущество России.
Финальное предостережение корней («если корень иссушится, — не станет дерева, ни вас») имеет очень глубокий смысл. Смена правителей, министров и чиновников — обычное явление, не затрагивающее основ государства. Гораздо более страшными могут быть последствия полного разорения подавляющей массы населения. Об этом никогда не стоит забывать тем, в чьих силах облегчить положение крепостного крестьянства.
Проблематика
В басне поднимается проблема, занимающая умы многих русских людей в начале XIX века. Крепостная система не только вытесняла Россию из ряда цивилизованных государств, но и становилась серьезным тормозом в ее развитии.
Пренебрежение листьев к корням указывает на отношение помещиков к своим подневольным крестьянам, которых отличали от рабочего скота только умением разговаривать.
Такое бесчеловечный порядок должен был быть немедленно изменен. Автор практически открыто намекает на то, что российское дворянство само рубит сук, на котором сидит.
Композиция
Басня четко делится на две части. Первая посвящена описанию хвастливой речи листьев, вторая — резонному возражению и предостережению корней.
Чему учит автор
Помимо намека на положение крестьян в басне содержится и общий морально-этический смысл. Очень часто богатые и знатные люди «забывают» о том, каким образом и благодаря чему они достигли своего положения. В то же время настоящие труженики боятся или стесняются заявить о своих правах. Крылов предлагает читателям самим разобраться над вопросом: кто из них достоин большего уважения?
Почему же, несмотря на глубокий моральный смысл, лучшие произведения русского баснописца преподают именно в начальных классах? Это делается для того, чтобы дети как можно раньше научились оценивать плохие и хорошие поступки, а рифмованные истории Крылова идеально подходят для этого. В данной статье мы проанализируем произведение «Листы и корни». Басняидеально подходит не только для изучения школьниками, но и для домашнего чтения.
Басня Крылова «Листы и корни» имеет очень интересный сюжет, который сам по себе заслуживает внимания. Именно поэтому перед тем, как начать полный давайте ознакомимся с его кратким содержанием.
Повествование начинается с того, как листья мило беседуют с зефирами (здесь нужно обратить внимание на то, что в сюжете данной басни автор именует зефирами южные ветры), которые нежно ласкают их с самого утра до поздней ночи. Главные герои хвалятся тем, как полезны всем вокруг: путники скрываются под кроной во спасение от зноя, красивые девы прибегают к ним водить хороводы, а соловей выбирает дерево для весенних песнопений… «Листы и корни» басня очень необычная, потому как до Ивана Крылова никому и в голову не приходило «оживить» крону дерева
Вторая часть стихотворения начинается тогда, когда к монологу листьев подключаются глаголющие из земли корни дерева, на котором они растут. Здесь произведение тут же принимает другой оборот, в конце которого отдельным четверостишием прописан его основной смысл.
Смысл выражения
Из исторического экскурса уже ясно, что лыко — это простота, а если при «создании» человека использовался другой материал, то такая личность сложна, многогранна, хитра, возможно, оснащена двойным дном. То есть выражение отошло от своего исконного значения и теперь понимается метафорически: у человека может быть много не в карманах, а в душе.
Кого характеризуют чаще всего с помощью пословицы? Людей, которые либо намеренно, либо нечаянно производят ложное, обманчивое впечатление простоты и незамысловатости, иногда нормальности.
Один человек другому может сказать о третьем: «Смотри, держи с ним ухо востро, он не лыком шит».