Краткое содержание
- Автор учился изучать природу, не разрушая, а дополняя человеческими образами. Этому он учился, делая записи.
- В этом году приход весны был поздний. Начинаются перепады температуры: утром -20, а днем капает с крыши. Вечером солнце светит рубиновым глазом. Наст еще нигде не проваливается.
- В конце марта слетаются на дорогу птицы, по дороге ходят звери.
- Сын автора замечает, что поют птицы овсянки, из-под снега показалась земля.
- В мае неожиданно грянул мороз. Несколько дней назад муравьи не вылезли из норы, береза не давала сок. Животный и растительный мир как природные барометры готовились к этим морозам.
- Снег еще не растаял в лесу. С крыши капает вода, и растут сосульки. Зеленеют почки.
- Звуки весны: булькают тетерева, урчат лягушки, булькает вода, ветер качает сосульки.
- Новая фаза весны: потеплело, появилось много животных, расцвели деревья, зеленеют лужайки. Снег встречается очень редко.
- Собака Лада гоняется за птичками. Зацвела черемуха. Приходили «в гости» разные звери.
- Запел соловей, появились майские жуки, отцвела черемуха, распушились осины. Вылез из норки первый рак. Появились реки цветов.
- Через лес бежит ручей.
- Лето. Зацвели злаки, расцвел шиповник, появились грибы. Автор описывает лес, лесные полянки, лесные жилища зверей и птиц. Как проходит великая сушь, наливается рожь.
- Середина лета – начало заката года.
- Приходит осень. Начинается листопад, появляются туманы. Березки прощаются своим золотом. Пришли первые морозы.
- Автор до поздней осени ходит на охоту и делится увиденными в природе изменениями.
Лесной ручей
Чтобы понять душу леса, надо пройтись берегом лесного ручья.
Реклама:
Ранняя весна. Автор идёт вдоль любимого ручья. Он наблюдает, как вода встречает препятствия, но не отступает, а «собирается в струйки, будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе». Большой завал не остановит ручей, ведь он «уверен в том, что добежит до свободной воды», и даже Эльбрус не помешает этому.
Вокруг ручья растут травы, а в воде распустились жёлтые цветы. Путь ручью преградило позеленевшее от времени поваленное дерево, но вода протекла под ним и устремилась дальше.
По дороге ручей встретил широкую низину и наполнил её своей жизнью. Неодетый куст, как серый паук, насел на ручей и шевелит своими ножками. А вода журчит о том, что рано или поздно попадёт в океан.
В некоторых местах ручья так тихо, что слышна песня зяблика, но временами вода собирается в струю и шумно ударяет в крутой берег под высокой елью.
Автор на время покинул ручей и прошёлся по вырубке, где ходит каждую весну уже двенадцать лет подряд. Но вода притягивает его, автор возвращается к ручью и видит, как поперёк него упала вековая ель, подточенная водой.
Реклама:
Ручей выбежал из леса на поляну, разлился широким плёсом и разделился на два потока, который потекли в разные стороны, обежали большой круг, ставший островом, и опять слились.
Читательский дневник по сборнику рассказов «Лесная капель» Михаила Пришвина
Название произведения: «Лесная капель»
Число страниц: 286
Жанр: рассказы о природе
Главные герои: автор.
Автор писатель.
Натуралист и охотник.
Большой знаток и ценитель природы.
Краткое содержание книги — сборника рассказов «Лесная капель»
Действие начинается зимой, когда подтаявший лёд образует игру света.
Приходит весна, снег тает, и природа оживает.
Автор наблюдает за прилётом первых птиц, появлением первых цветов, за цветением деревьев.
Весна переходит в лето, и автор наблюдает рост зерновых, появление грибов, цветение шиповника.
Приходит осень, и автор с восхищением наблюдает за листопадами и последними цветами.
Но вот снова пришла зима, настал самый короткий день, за которым всё начнётся сначала.
Содержание книги сборника рассказов «Лесная капель»
1. «Весна света»
2. «Начало весны света»
3. «Рубиновый глаз»
4. «Весенний мороз»
5. «Голубые тени»
6. «Медленная весна»
7. «Дорога в конце марта»
8. «Земля показалась»
9. «Весенний ручей»
10. «Первые ручьи»
11. «Майский мороз»
12. «Природные барометры»
13. «Запоздалый ручей»
14. «Весна воды»
15. «Ручей и тропинка»
16. «Светлая капель»
17. «Окладной тёплый дождь»
18. «Первая песня воды»
19. «Песня воды»
20. «Эолова арфа»
21. «Первый цветок»
22. «Начало весны воды»
23. «Дорога»
24. «Свет капелек»
25. «Перед вечером»
26. «Время пчёл выставлять»
27. «Наст»
28. «Весенняя уборка»
29. «Ореховые дымки»
30. «Слёзы радости»
31. «Живые ночи»
32. «Заячья шерсть»
33. «Движение весны»
34. «Цветут берёзки»
35. «Весенний переворот»
36. «Первый зелёный шум»
37. «Первое кукование»
38. «Землеройка»
39. «Отражение»
40. «Черёмуха»
41. «Гости»
42. «Бедная мысль»
43. «Жизнь на ремешке»
44. «Девушка в берёзах»
45. «Иволги»
46. «Мёд»
47. «Верхняя мутовка»
48. «Расставание и встреча»
49. «Неведомому другу»
50. «Лягушки ожили»
51. «Первый соловей»
52. «Майские жуки»
53. «Гроза»
54. «Отцветает черёмуха»
55. «Суковатое бревно»
56. «Осиновый пух»
57. «Недовольная лягушка»
58. «Первый рак»
59. «Звонкое утро»
60. «Реки цветов»
70. «Солнечная опушка»
71. «Лесной ручей»
72. «Ромашка»
73. «Красные шишки»
74. «Цветущие травы»
75. «Расцвет шиповника»
76. «Ель и берёзка»
77. «Мой гриб»
78. «Анютины глазки»
79. «Иван-чай»
80. «Звери»
81. «Лесное кладбище»
82. «Тёмный лес»
83. «Пень-муравейник»
84. «Зарастающая поляна»
85. «Лесные жилища»
86. «Хозяин»
87. «Кукушка»
88. «Ветер в лесу»
89. «Сушь»
90. «Рожь наливает»
91. «Горлинка»
92. «Закат года»
93. «Осинкам холодно»
94. «Осенняя роска»
95. «Осень»
96. «Листопад»
97. «Осень»
98. «Роса»
99. «Ветреный день»
100. «Всходы»
101. «Последние цветы»
102. «Силач»
103. «Берёзы»
104. «На воре шапка горит»
105. «Парашют»
106. «Рябина краснеет»
107. «Заводь»
108. «Первый мороз»
109. «Борьба за жизнь»
110. «Белки»
111. «Тень человека»
112. «Барсук»
113. «Власть красоты»
114. «Иван-да-Марья»
115. «Туман»
116. «Гуси-лебеди»
117. «Осенние листики»
118. «Поздняя осень»
119. «Быстрик»
120. «Деревья в лесу»
121. «Кристальный день»
122. «Барсуки»
123. «Деревья в плену»
124. «Беличья память»
125. «Лиловое небо»
126. «Рождение месяца»
Чему учит книга
Рассказ учит любить природу.
Учит любить родную землю, учит наблюдать за изменениями в живой и неживой природе.
Учит внимательности, рассудительности, любознательности.
Краткий отзыв по книге «Лесная капель» для читательского дневника
Мне очень понравились эти рассказы Пришвина, в которых автор рассказал о том, как меняется природа в течение года, и о том, какие чувства у него эти изменения вызывают.
Больше всего в этих рассказах мне понравились описания жизни различных живых существ, обитателей лесов и полей — птиц, зверей, насекомых, амфибий.
Я узнала очень много нового для себя, и поэтому рекомендую эту книгу всем любителям природы.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Пришвина:
- «Моя Родина»
- «Ребята и утята»
- «Выскочка»
- «Кладовая солнца»
- «Осеннее утро»
- «Берестяная трубочка»
- «Лисичкин хлеб»
- «Остров спасения»
- «Времена года»
- «Ёж»
- «Золотой луг»
- Краткая биография Михаила Пришвина и презентация
Библиотека читательских дневников автора пополняется.
Жаркий час
В полях тает, а в лесу еще снег лежит нетронутый, плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примерзли и ждут с часу на час освобождения.
Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.
Пришел жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине, как будто сама собой, шевельнется еловая веточка и закачается. А как раз под елкой, прикрытый ее широкими ветками, спит заяц. В страхе он встает и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться.
Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда бежать?
И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая береза, как махнет рядом ветка елки! И пошло, и пошло: везде прыгают елки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошел.
И мечется обезумевший заяц, и встает всякий зверь, и птица улетает из леса.
***
Утро подвигалось все больше к рассвету, лес наполнялся птичьими песнями и криками зверьков. Но бедные птички и зверушки, как мучились они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово.
— Тэк-тэк! — чуть слышно постукивает глухарь.
— Шварк-шварк! — дикий селезень пролетел над речкой. — Кряк-кряк! — красная птичка снегирь на березе. Тетерев там где-то бормочет и чуфыкает…
Мы, охотники, с детства своего слышим эти звуки… Мы радуемся и хорошо понимаем, над каким словом все они трудятся и не могут сказать. Вот почему мы, когда придем в лес на рассвете и услышим, так и скажем им, как людям, это слово:
— Здравствуйте!
И как будто они тогда тоже обрадуются, подхватят чудесное слово, слетевшее с языка человеческого. И закрякают в ответ, и зачуфыкают, и затэтэкают, и зашваркают, стараясь всеми голосами этими ответить нам;
— Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Интересные темы
- Мамин-Сибиряк — Серая шейка Сказка была написана в 1893 году. Главными ее персонажами являются уточка, заяц, лиса и охотник. Душевная сказка известного писателя Мамина-Сибиряка говорит о том, что в жизни всегда найдется
- 11 класс
- Чехов — Беглец Мальчика Пашку мать приводит на приём к врачу. Они некоторое время ждут в регистратуре, встречают там странного прыгающего парнишку, которого мальчик сравнивает с воробьём.
- Бианки — Хвосты Сюжет повествует нам о Мухе, которая достала всех, хотела муха себе хвост, прилетает к человеку и попросила его сделать хвост, мол у большинства животных он для красоты и мне хотеть не вредно
Сейчас читают
Шотландия. В замке напротив леса идут приготовления к свадьбе. Одна их комнат принадлежит Джеймсу, жениху. Уставший от приготовлений, молодой человек спит, а рядом с ним стоит Сильфида на коленях
Произведение представляет собой сборник небольших рассказов, посвященных детской тематике, занимающей немаловажное место в творчестве писателя. Действие происходит зимой 1918-1919 гг
в городе, напоминающем Киев. Город оккупирован, власть захвачена гетманом. В 12 километрах идут бои, но московские и петербургские дельцы устремились сюда, убегая от большевиков
Действие происходит зимой 1918-1919 гг. в городе, напоминающем Киев. Город оккупирован, власть захвачена гетманом. В 12 километрах идут бои, но московские и петербургские дельцы устремились сюда, убегая от большевиков.
Произведение «Лобо», написанное канадским писателем Эрнестом Томпсоном, рассказывает о вожаке стаи свирепых волков, которые держали в страхе жителей долины. Хищники никого не боялись, убивали домашних животных.
Верховецкий Степан Трофимович – взрослый человек, который сохранил в себе детскую наивность. После того, как он похоронил двоих жен, он согласился на то, чтобы стать наставником одному мальчику по имени Николай
Почтение умершему
Выразить свое почтение умершему можно и другими способами, не обрекая себя на вечные мучения. Например, можно чаще навещать могилу, молиться за упокой, сделать альбом счастливых фотографий или собрать вместе все его самодельные открытки. В периоды тоски нужно вспоминать только счастливые моменты и благодарить за то, что они были.
Во второе воскресенье декабря в семь вечера на подоконник нужно поставить свечу. В этот день родители, потерявшие детей, объединяются в своем горе. Каждый огонек дает понять, что дети осветили их жизни и навсегда останутся в памяти. А еще это надежда на то, что горе не вечно.
Черёмуха
Сочувствуя поваленной березе, я отдыхал на ней и смотрел на большую черемуху, то забывая ее, то опять с изумлением к ней возвращаясь: мне казалось, будто черемуха тут же на глазах одевалась в свои прозрачные, сделанные как будто из зеленого шума, одежды: да, среди серых еще не одетых деревьев и частых кустов она была зеленая, и в то же время через эту зелень я видел сзади нее частые белые березки. Но когда я поднялся и захотел проститься с зеленой черемухой, мне показалось, будто сзади нее и не было видно березок. Что же это такое? Или это я сам выдумал, будто были березки, или. или черемуха оделась в то время, как я отдыхал.
С этой книгой читают
Лесные диковиныЛаптев Алексей Михайлович
Эту книгу написал художник Алексей Михайлович Лаптев. В ней он рассказывает о том, как много интересного в окружающей нас природе — надо только быть любознательным и…
Лесная легенда Бушков Александр
На этот раз Александр Бушков решил не просто удивить своих видавших виды читателей, но и полностью перевернуть их представление о реальных событиях военных лет….
4.63
(4)
Лесная колдуньяГордиенко Галина Анатольевна
Василису, дочь лесника, считали колдуньей: тоненькая, ослепительно рыжеволосая, дикая — лес ей был милее всех подружек. Она виртуозно владела рукопашным боем, собирала…
2.8
(2)
Лесные духиПрозоров Александр Дмитриевич
Эта история случилась давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и пользовались только каменными и деревянными орудиями. То время называлось каменным веком….
4.3
(4)
Дочь Лесного ДухаБоталова Мария
Жила себе главная героиня самой обычной жизнью, спокойно, ни на что не жалуясь. Пока однажды не оказалась в другом мире. К тому же, в качестве жертвы для каких-то…
4.1
(1)
Мир лесных растенийПетров Владимир Владимирович
В книге рассказывается о растительном мире лесов средней полосы нашей страны: деревьях, кустарниках, травах, мхах, лишайниках и грибах
Особое внимание уделено главным..
3.1
(1)
Лесные люди удэхейцыАрсеньев Владимир Клавдиевич
Автор брошюры «Лесные люди удэхейцы» имел возможность познакомиться с туземцами, которые называют себя удэ (не), в то время, когда страна не подвергалась еще…
5
(5)
Лесная крепостьГомолко Николай Иванович
Остросюжетная повесть о борьбе белорусских партизан с фашистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.
5
(1)
Лесная капель :: Пришвин Михаил Михайлович
Аннотация: В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954) вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, о красоте русской природы и животном мире нашей страны. ———————————————
Михаил Михайлович Пришвин
Лесная капель
(Записки)
Бывало мы, любознательные мальчики, ломали наши игрушки и всякие подарки даже часы с целью узнать что там внутри. Так точно и в школах в старое время учили нас обращаться с природой. Выведут в поле, мы возьмем по цветку и ну обрывать лепестки и считать сколько у цветка лепестков, сколько тычинок пестиков какая чашечка и т. п. А в общем, с цветами получается то же самое что с детской игрушкой разломан, ощипан образ исчез – и нет ни цветка ни игрушки.
Мы же теперь учимся природе не только не разрушая образа цветка животного камня но напротив обогащая природу своими человеческими образами.
Я учился этому сам делая записи на ходу. Так создалась моя «Лесная капель» как опыт поэтического изучения природы понимаемой в единстве с живущим в ней и образующим ее человеком.
«ВЕСНА СВЕТА»
У нас, фенологов, наблюдающих смену явлений природы изо дня в день, весна начинается прибавкою света, когда в народе говорят, что будто бы медведь переваливается в берлоге с боку на бок, тогда солнце повертывается на лето, и хотя зима на мороз, – все-таки цыган тулуп продает.
Январь, февраль, начало марта – это все весна света. Небесный ледоход лучше всего виден в большом городе наверху между громадами каменных домов. В это время я в городе адски работаю, собираю, как скряга, рубль за рублем и, когда, наругавшись довольно со всеми из-за денег, наконец, в состоянии бываю выехать туда, где их добыть мне невозможно, то бываю счастлив. Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света в городе и потом встретит у земли весну воды, травы, леса и, может быть, весну человека.
Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встает вопрос, как в этом году пойдет весна, – и каждый раз весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая.
В этом году весна света перестоялась, почти невыносимо было глазу сияние снега, всюду говорили:
– Часом все кончится!
Отправляясь в далекий путь на санях, люди боялись, как бы не пришлось сани где-нибудь бросить и вести коня в поводу.
Да, никогда новая весна не бывает, как старая, и оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием чего-то нового в этом году.
«НАЧАЛО ВЕСНЫ СВЕТА»
Утром было минус 20, а среди дня с крыши капало. Этот день весь, с утра до ночи, как бы цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. На небе долго провисел обрывок бледного месяца, внизу же, по горизонту, распределялись цвета.
Все в этом первом дне весны света было прекрасно, и мы провели его на охоте. Несмотря на сильный мороз, зайцы ложились плотно, и не в болотах, как им полагается ложиться в мороз, а на полях, в кустиках, в островках близ опушки.
«РУБИНОВЫЙ ГЛАЗ»
Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.
«ВЕСЕННИЙ МОРОЗ»
Мороз и северная буря этой ночью ворвались в дело солнца и столько напутали: даже голубые фиалки были покрыты кристаллами снега и ломались в руках, и казалось, даже солнцу этим утром было стыдно в таком сраме вставать.
Пришвин лесная капель текст
Автор KuJloBaT задал вопрос в разделе Литература
Пожалуйста дайте краткий пересказ Лесная Капель и Срочный Фрахт. Пришвин и Лавренёв и получил лучший ответ
Ответ от ГАЛИНАКниги Пришвина нельзя пересказать, а можно только удивиться, как умел он услышать живое и как, потеряв реальную любовь, сумел восстановить свою душу в любви к Родине, к природе, найдя в ней ответ и ободрение; Михаил Пришвин ощущал землю, как свою плоть; создал словами лицо его земли, живой образ страны по имени Россия. Произведения Пришвина кажутся простыми, доступными, но эта простота обманчива. Такой же простой представляется нам на первый взгляд жизнь природы: приходит весна – и каждый раз вырастают травы, распускаются листочки; наступает осень – и все вянет и осыпается. И все это привычно, ясно и понятно, и мы не задумываемся о сложнейших процессах, скрытно протекающих в живых организмах, о сложнейших взаимных связях, существующих в природе. Произведения Пришвина легко иллюстрировать. У него все зримо, указаны цветовые гаммы. Слова цветут, сверкают, полны свежести и света. “Апрельский свет – это темно-желтый, из золотых лучей, коры и черной, насыщенной влагой земли. В этом свете мы теперь ходим”. Проза Пришвина – это целая симфония, это родство всех искусств. “… Береза белая с другой березой белой, издали перекликаются, осинка молодая вышла на полянку, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку- осинку, помахивая веточкой… ” В предвоенном дневнике писателя сохранилась такая запись: “Теперь я убедился, что моя природа мало имеет общего с той природой, которая находится в руках биологов. Они учат, что если вы узнали воробья, так, значит, и всех воробьев. А я – что все воробьи разные, и каждый из вас может открыть своего воробья. Моя наука есть наука родственного внимания своеобразно каждого существа. Эта наука привела меня к искусству слова, а искусство слова к Родине. И я понял, что природа есть родня”.
Почему Бог отбирает детей? На что опереться при такой утрате человеку?
Странная постановка вопроса. Здесь Бог уподобляется чиновникам из органов опеки, которые отбирают детей у родителей по тем или иным причинам, которые можно рассматривать и обжаловать в случае несправедливого решения. Но где в Евангелии мы видим, чтобы Христос отбирал детей у родителей? Напротив — Он возвращает начальнику синагоги его дочь, отнятую смертью, воскрешает эту двенадцатилетнюю девочку, возвращает Наинской вдове ее умершего сына.
Детей отбирает не Бог, а смерть. В Священном Писании смерть прямо названа — врагом Христа: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор 15-26).
Если говорить совсем кратко, то смерть вошла в мир через грех, то есть — через свободное уклонение человека от добра. И когда сегодня гибнут дети, наивно было бы адресовать Богу упреки в их смерти. Детей убивает не Бог, а злоба взрослых людей, их безответственность, наплевательское отношение к своим обязанностям, безразличие и жестокосердие. В одних случаях Бог защищает детей от последствий греховного поведения взрослых и отводит уже собравшуюся разразиться беду, в других — нет. Почему так — нам сейчас не дано узнать. Но не Бог отбирает детей у родителей. Об этом нужно знать и твердо в это верить. Потому что в противном случае, можно лишить себя последней опоры и утешения в своем горе. Если Бог представляется человеку врагом, отнимающим детей, кому же можно на Него пожаловаться, кто защитит тебя от Него? Такой ход мыслей – верный путь к безумию.
О посмертной же участи умерших и погибших детей один из самых почитаемых отцов нашей Церкви преподобный Ефрем Сирин пишет, что они у Бога прославлены даже выше святых:
«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым» (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Верующий человек вообще воспринимает смерть иначе, чем атеист. Там, где неверующий видит полное и окончательное прекращение бытия, для христианина через веру открывается свет новой жизни, гораздо лучшей, чем земная. Современный богослов Алексей Ильич Осипов пишет об этом так: «Представьте себе, зимой, в горах в тяжелую непогоду заблудилась группа людей, среди которых — мать с сыном. Идут они по тропам с ежеминутной опасностью для жизни. Неизвестно, сколько и как придется ещё идти до дома. Но вдруг появляется вертолет, приземляется и командир говорит, что он летит туда же и есть одно свободное место. Не постарается ли мать сделать всё возможное, чтобы взяли ее сына, чтобы он спасся?!
Это именно и происходит в человеческой жизни, когда «вертолет» берет наших дорогих родных и близких и доставляет их домой, в то время, как мы еще идем, не зная, что будет на нашем пути, какие скорби, болезни, трагедии, какая кончина. Христианство утверждает, что человек на земле — странник, и земная жизнь есть только путь домой, а смерть — лишь кратковременная разлука. Скоро все мы вновь встретимся в своем доме. Потому апостол сказал: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13,14). Только дай Бог, чтобы встреча там со своими родными не была омрачена нашими скверными поступками, но оказалась радостной, счастливой».
Пришвин «Лесная капель». Главные герои рассказа
Дорога начала оттаивать, этому помогали и ручьи, которые протекали по ней. В санях становилось передвигаться все затруднительнее. Ехал по дороге на санях мальчик Петя вместе со своим отцом, которым был не кто иной, как М. М. Пришвин. «Лесная капель» продолжается эпизодом с участием мальчика.
Петя услышал пение овсянок и попросил папу выйти послушать. Затем мальчик увидел проталину и поделился этой радостью с отцом. Потом забежал в дом, позвал Леву и маму, кричал им, что земля появилась. Эти люди – главные герои рассказа. Но намного больше времени в произведении посвящено природе. Даже люди упоминаются в связи с нею. В основном про нее писал Пришвин М. рассказы, в них он с любовью рассказывает о цветах, муравьях, солнце, ветре – о природе.
В данном произведении автор признается, как ему нравится слушать шум весенних ручьев. У каждого имеется свой голос, как у живого существа. Когда мужчина гулял по дубовой роще, увидел красивый, но подмерзший цветок. Фенолог хотел отогреть его, но когда взял в руки, тот разломился, так как стал хрупким из-за оледенения. Так повлиял на цветок мороз, а ведь происходило это уже в мае.
А как восхищается певец природы кружением льдинок на воде! Он сравнивает их с кружевом. Но это плетение было разрушено лучами солнца, и льдинки превратились в золотые капли.
Рождение звука
После оттепели — солнечное утро. Снег осел, под елями-соснами как песком посыпано: это вытаивают из разных слоев и слагаются в один слой старые рыжие хвоинки. То же самое и под репейниками: сколько их теребили зимой щеглы и синицы — все теперь в один слой под ними лежит.
В городе вола — в лесу снег; дороги отмечены, рыжие. На опушках под деревьями кружки: тут на припеке сейчас вся весна. С двенадцати до четырех лучи солнца, как пожар, на снегу: из-под снега начинают выпрыгивать веточки и лапки елей. А бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится, — глазами видишь, как лес встает.
На склонах по дорогам бегут ручьи. В лесу еще тишина, и только свет вспышками там и тут. В прогалинах на опушках рождаются первые капли, и от них рождается первый звук.
Светлая капель
Солнце и ветер. Весенний свет. Синица и клесты поют брачным голосом. Корка наста от лыжи, как стекло, со звоном разлетается. Мелкий берез-ник на фоне темного бора в лучах солнца становится розовым. Солнечный луч на зеленой крыше создает нечто вроде горного ледника, из-под которого, как в настоящем леднике, струится вода рекой, и от этого ледник отступает. Все шире и шире темнеет между ледником и краем крыши полоса нагретого железа. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает на холодную сосульку, висящую в тени на морозе. От этого вода, коснувшись сосульки, замерзает, и так сосулька сверху растет в толщину. Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, мороз исчез и поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз, и это везде на крышах, и до вечера всюду в городе падали вниз золотые интересные капли.
Далеко еще до вечера стало морозить в тени, и хотя еще на крыше ледник все отступал и ручей струился по сосульке, все-таки некоторые капельки на самом конце ее в тени стали примерзать, и чем дальше, тем больше. Сосулька к вечеру стала расти в длину. А на другой день опять солнце, и опять ледник отступает, и сосулька растет утром в тол-шину, а вечером в длину: каждый день все толще, все длиннее.
Лягушки ожили
На утиной охоте автор сильно простудился и несколько дней пролежал в постели. Ночью ему приснился берег лесного озера, и возникло предчувствие, что он ещё увидит весну и услышит её зелёный шум.
Утром автор встал с постели слабый, но счастливый победой в борьбе за жизнь, и увидел перед домом множество певчих птиц — это был их «валовый прилёт». Вдруг залаяли собаки, глупо глядя на землю, и автор увидел, что двор полон лягушек. Первая гроза оживила их, и лягушки начали собираться в большой луже.
Реклама:
Автор не хочет вспоминать названия всех птиц и насекомых. Сегодня он чувствует «жизнь природы целиком» и свою вековую, кровную связь с ней. Из-за болезни он на миг утратил связь с жизнью, и теперь восстанавливает её.
Люди потеряли способность плавать, как рыбы, и качаться на ветке дерева, но остались «в родстве со всем миром» и теперь открывают что-то своё, личное, в животных и растениях.