Алексей толстой

Алексей Толстой — Василий Шибанов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 280, 288)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Paзмышляем о прочитанном 

Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Обоснуйте свой ответ. 

         Прочитанные произведения можно отнести к жанру исторических баллад. Так как в них есть реальные исторические лица (Иван Грозный), описан период его правления. Они напомнили мне недавно изученное произведение “Песня про купца Калашникова”.  Шибанов похож на Калашникова. Эти герои — образ русского “раба”. 

Размышляем о прочитанном 

1. Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого «Чёрную курицу…». Чему учил А. Погорельский своего племянника этим произведением? 

         Я узнал то, что со слов самого А. К. Толстого, он уже с шести лет писал стихи, которые потом стали пьесами. Толстой обладал особым интересом к эпохе правления Ивана Грозного. 

         Художественное развитие его шло под руководством дяди, А. А. Перовского, псевдоним которого — Антоний Погорельский. Он учил племянника не гордиться своими поступками, быть честным и в любой ситуации оставаться человеком. 

2. Какие произведения А. К. Толстого вам известны? 

         “Упырь”, “История государства Российского…”, “Садко”. 

3. Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои? 

         Эти два произведения об эпохе правления Ивана Грозного. Герои противоположны друг другу (Василий Шибанов и князь Михайло Репнин). 

4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события? 

         Шибанов показан верным своему хозяину, готовым умереть за него. А Репнин — смелый, он смог сказать царю свое мнение, за что был убит. 

         Автор показывает суровое и деспотичное время правления царя Ивана Грозного. Но есть люди, такие как герои этих баллад, которые не боятся царя. 

5. В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просит Бога? 

         Курбский упрекает царя за то, что он убил преданных ему людей, а оставил возле себя льстецов. Они хотели пытками выведать фамилии товарищей Шибанова, но он стойко переносил все мучения.В первую очередь он просит Бога простить своего господина. Затем он просит прощения за все свои прегрешения. Шабанов молится за святую Русь и за Ивана Грозного. 

6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь? 

         Он не поднял свой кубок, так как сейчас не время празднования. Он обвиняет царя, что тот, вместо того чтобы самостоятельно исполнять свои обязанности, перекинул их на опричников. Царь жалеет, что от его рук погиб слуга, который в отличии от остальных, не побоялся сказать ему всю правду. 

7. Вы прочитали высказывания Ф. М. Достоевского о М. Ю. Лермонтове

Какое произведение поэта сравнивает Достоевский с балладой Толстого «Василий Шибанов»? На что обращает внимание Достоевский? 

         Достоевский сравнивает “Песню о купце Калашникове

Он обращает внимание на схожесть героев, ведь Калашников тоже не побоялся предстать перед царем и сказать всю правду.  . 8

Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают? 

8. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают? 

         Сравнения: лиях кровь, аки воду (лил воду, как кровь). 

         Эпитеты: рабская (верность), змеиная (душа), собачья (измена), удалая (дружина), бесстыдная (лесть) и др. 

         Эти средства художественной выразительности подчеркивают и усиливают выразительность чувств и жестокость царя.

9 . Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях А. К. Толстого? 

         Это эпический жанр, в котором есть сюжет и историческое лицо или факт. Отличие баллады от былины в том, что в ней отсутствуют основные элементы композиции.

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 7 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Популярные сегодня пересказы

  • Голубая стрекоза — краткое содержание рассказа Пришвина Шла первая мировая война 1914 года. Главный герой рассказа, облачившись в форму санитара, решил отправиться на фронт, в Августовские леса, где шли ожесточённые сражения. Как военный корреспондент, он старался осветить всю горечь и невзгоды
  • Два товарища — краткое содержание рассказа Толстого Однажды два друга шли по лесу. К их большому удивлению, они увидели огромного медведя, который приближается к ним. Первый товарищ сразу бросился убегать. Второму везение не улыбнулось.
  • Жизнь насекомых — краткое содержание романа Пелевина Действие романа происходит в начале 90-х годов прошлого века в Крыму. На протяжении всего романа все его герои живут сразу в двух мирах параллельно
  • Богач, бедняк — краткое содержание романа Ирвина Шоу События произведения разворачиваются на территории Америки в середине двадцатого века. Главными персонажами романа являются члены семьи Джордах, в составе супругов, ненавидящих друг друга, а также троих их детей

Анализ баллады Толстого «Князь Михайло Репнин»

Поскольку большая часть архивов писателя погибла при пожарах и частично была уничтожена его женой, ученые имеют отрывочные сведения о его жизни. Потомок известных родов, выросший без отца, А. К. Толстой никогда не нуждался, получил прекрасное образование и сделал удачную придворную и литературную карьеру.

Баллада А. К. Толстого «Князь Михайло Репнин» написана в период 1840-х годов. Произведение представляет собой стилизованный рассказ о гипотетическом эпизоде российской истории, которая увлекала автора на протяжении всей его жизни. Для создания художественного эффекта и усиления эмоционального воздействия на читателя реальное убийство боярина Репнина поэт перенес в условия царского застолья.

В тексте баллады используются устаревшие формы слов: наречие «боле» — в значении «больше», «вины» – «вина», «подъяли» — «подняли», старославянизмы — «рек (произнес)», «глас», «пал», «да правит человеки» — «да (пусть) правит людьми», «молвил», глагол «вкушать» использован автором в переносном смысле — «испытывать, ощущать», использована характерная для поэзии такого рода лексика высокого стиля «дерзновенный» — «дерзкий». Наблюдаются искажения падежных форм: вместо «не возражай ни словом» — «не возражай ни слова».

Некоторые слова требуют уточнения значений: «брань» в контексте баллады — «война», «поют потехи брани» — «воспевают, славят военные подвиги»; кравчий – «боярин, ведающий царским столом», «баян» — «придворный певец», «тиуны» – в данном контексте «царские приближенные, слуги».

Из средств художественной выразительности Толстой использует эпитеты – «удалая дружина», «разгульные опричники», «лихие гусляры», «бесовские дети», «строптивый раб», «правдивый князь», «бесстыдная лесть», «звенящий кубок», «последний час», «верный слуга», «веселый хоровод»; сравнение – «презрит (станет презирать), как измену»; замечательные и емкие метафоры — «ряд … блистает», «дела времен», «голос славы», «рассыпь …словом рать», «ослаб в уме», «лести глас», «пир кипит», «вкушать веселье», «рать детей»; синекдоху – «бейте в струны», «голос не веселит», «забыл сан», «открываю хоровод», «ковши звучат», «забыл Бога»; перифразы – «царь», «властелин», и «личина», «машкара» — в значении «маска»; эллипсис — «но царь, нахмуря брови (промолвил): …»; ряды однородных членов предложения – «потехи, дела, взятие, плен», причем частица «да» усиливает экспрессию высказывания и оформляет ряд однородных сказуемых — «да сгинет, да здравствует, да правит, да презрит»; многочисленные риторические восклицания (из них составлена речь персонажей) – «Да здравствуют тиуны. », «…бейте в струны, опричники мои!», «…прожил ты … последний день. », «Тебе ли… плясать. » и риторический вопрос — «В уме ослаб. »

Многочисленные примеры инверсии – «столов блистает ряд», «разгульные … опричники сидят», «опричники мои», «льются вины», «поют гусляры», «подать себе … кравчему велит», «не надену я», «подъяты кубки», «забыл ты», «прожил … ты день» — способствуют стилизации текста под былину и решают проблему рифмовки.

Фигура речи в виде парцелляции – «И… подъяли кубки. Не поднял … один…» — одновременно имеет черты антитезы.

Частотные лексические повторы слов – «убил, убил», «…не поднял лишь один, один не поднял…», «О царь! Забыл… ты, царь. », «мои тиуны, опричники мои», «напрасно льются…., поют… напрасно», «забыл ты…, сан ты …забыл!» — и целых оборотов в разных частях текста — «Вы громче бейте в струны

», «…Репнин, правдивый князь», «… царя не веселит», «Поют потехи брани…» — помогают создать автору атмосферу напряжения, зафиксировать внимание читателя на конкретных событиях, явлениях

Сюжет баллады выстроен с учетом дани моде на критику личных качеств Ивана Грозного, которая сохраняется и в наши дни. Заметим, что к неоднозначным качествам правящих монархов талантливый поэт претензий публично не высказывал.

http://testet.ru/sochineniya/o-chem-proizvedenie-tolstogo-knyaz-mihailo-repnin-a-k-tolstoi.htmlhttp://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/a-k-tolstoy-stranitsy-biografii-ballady-vasiliy-shibanov-knyaz-mihaylo-repninhttp://pishi-stihi.ru/knyaz-mihajlo-repnin-tolstoj.html

А. К. Толстой: страницы биографии. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

Алек­сей Кон­стан­ти­но­вич Тол­стой ро­дил­ся 5 сен­тяб­ря 1817 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Отец его про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го и из­вест­но­го рода Тол­стых (Лев Тол­стой по этой линии при­хо­дит­ся Алек­сею тро­ю­род­ным бра­том). По ма­те­ри он пра­внук Ки­рил­ла Ра­з­умов­ско­го, по­след­не­го гет­ма­на Укра­и­ны, пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Ака­де­мии наук.

После рож­де­ния сына су­пру­ги разо­шлись, мать увез­ла его в Ма­ло­рос­сию к сво­е­му брату А. А. Пе­ров­ско­му, из­вест­но­му в ли­те­ра­ту­ре под име­нем Ан­то­ния По­го­рель­ско­го.

Здесь, в име­ни­ях По­го­рель­цы и Крас­ный Рог, про­шло дет­ство Тол­сто­го.

Вос­пи­та­ни­ем бу­ду­ще­го поэта за­ни­мал­ся дядя, он вся­че­ски по­ощ­рял его ху­до­же­ствен­ные склон­но­сти и спе­ци­аль­но для него со­чи­нил из­вест­ную сказ­ку «Чер­ная ку­ри­ца, или Под­зем­ные жи­те­ли».

Един­ствен­ный сын, не имев­ший ни­ка­ких то­ва­ри­щей для игр и на­де­лен­ный весь­ма живым во­об­ра­же­ни­ем, я очень рано при­вык к меч­та­тель­но­сти, вско­ре пре­вра­тив­шей­ся в ярко вы­ра­жен­ную склон­ность к по­э­зии.

С ше­сти­лет­не­го воз­рас­та я начал ма­рать бу­ма­гу и пи­сать стихи».

Конспект

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.

После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».

О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».

Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.

Рис. 1. А. К. Толстой (Источник)

До самой своей смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть свидетельства, что они были одобрены.

Рис. 2. Александр ІІ с сестрой Марией (Источник)

Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.

Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.

Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).

В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.

Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории. В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного

В своих исторических балладах Алексей Толстой часто обращается к эпохе Ивана Грозного.

Рис. 3. Иван Грозный. Худ. В. М. Васнецов (Источник)

Фигура этого царя, безусловно, колоритная и популярная. Не случайно народ посвятил ему много исторических песен.

Как в тереме живет православный Царь:

Православный Царь Иван Васильевич:

Он грозен, батюшка, и милостив,

Он за правду милует, за неправду вешает.

Уж настали годы злые на московский народ,

Как и стал православный Царь грозней прежняго.

Он за правду за неправду делал казни лютыя.

Образ царя Ивана Грозного является центральным в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.

Сравнительный анализ баллад А. К. Толстого

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ревельский турнир Бестужев-Марлинский История Александра Александровича Бестужева-Марлинского повествует о ревельском турнире. Это было во времена рыцарей. Славных, бесстрашных и честных воинах.
  • Краткое содержание Собака на сене Лопе де Вега Это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора

Зачем нам нужно «Евровидение Чего нужно евровидение Аппликация из цветной бумаги осеннее дерево для детей подготовительной группы Аппликация по теме деревья в подготовительной группе

Сейчас читают

Рассказ Антона Павловича Чехова повествует читателю о жизни магистра Андрея Коврина. В связи с заболеванием он приезжает в деревню к подруге Тане Песоцкой.

Гнор, двадцатилетний юноша, страстно влюблен в прелестную девушку Кармен. Она отвечает ему взаимностью. Кармен любит ещё один человек — Энниок. Он признаётся ей в любви, но получает решительный отказ

Себастьян Брант является отличным карикатуристом, который мог бы удостоиться звания лучшего, если бы не некоторые личности. Его произведения почти всегда направленны на донесение проблемы социума до этого самого социума

Очень сложно кратко рассказать о творчестве великого писателя, однако ничего не остается, когда появляется необходимость передать весь творческий путь и придать теме актуальность

Знаток по определению символов Роберт Лэнгдон, профессор культуры очнулся после тяжелой травмы головы. Последнее что он помнит, как находился в Гарвардском университете. По виду из окна профессор сообразил, что находится во Флоренции

Примечания

Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского : Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он , муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.

В стихотворной мини-поэме Алексея Толстого события развиваются по ходу шумного застолья, на котором пируют сам Иван Грозный и его опричники. Автор как бы улыбается над своими главными героями: пока бедный народ голодает и прозябает в нищете, правители развлекаются, а не занимаются делом. Стол ломится от яств, посуда сверкает золотом, вина разливаются реками без краев. Пьяные опричники портят разлитыми напитками ковры и царские покои. Но все это никак не заботит Ивана Грозного.

Государю весело, он решает устроить в порядке забавы такой маскарад. Требует подать себе маску и становится в ней язычником, что уж совсем недопустимо на застолье христиан. Звучат тосты, царь заказывает больше громкой музыки. Музыканты покорно ударяют по струнам и клавишам.

Между тем среди этого разгула находится один человек — князь Михайло Репнин, который отваживается образумить царя и его гуляк. Ни под какую личину князь не прячется и прямо заявляет на пиру, что Иван Грозный опрометчиво отодвинул от себя христианскую веру. А опричников и вовсе охарактеризовал как детей бесов.

Иван Грозный не поверил своим ушам и стал уточнять, кто такой этот смельчак. И не пьян ли он, не тронулся ли разумом, допуская подобную дерзость. Царь неимоверно разгневался, пригрозил смертью князю. «Строптивый раб, надень маску или умрешь!» — требует царь. А князь поднимается во весь рост, осеняет себя крестом и произносит речи, проклинающие опричнину.

Он говорит добрые слова в адрес царя, но царя прежнего – когда Иван Грозный был справедливым и великодушным. Князь обращается к царю и призывает понять, что вокруг него собрались льстецы и бандиты. А потом топчет ногами отвергнутую маску, символизирующую подлый обман. Иван Грозный не может вынести этих поступков, он в слепой ненависти бьет и убивает князя жезлом.

Кубки опять наполняются вином. Но смерть Репнина не бесцельна. Алексей Толстой в конце стихотворного произведения показывает, что Иван Грозный задумывается о своей жизни, у него будто открываются глаза на опричников и опричнину. Песни и пир не могут заглушить прозрения Ивана Грозного. Веселье уже не то.

Примечания

Источником стихотворения является рассказ о смерти Репнина в «Истории Иоанна Грозного» кн. А. М. Курбского : Иоанн «упившись начал со скоморохами в машкарах плясати, и сущие пирующие с ним; видев же сие бесчиние, он , муж нарочитый и благородный, начал плакати и глаголати ему: „Иже недостоин ти, о царю христианский, таковых творити“. Он же начал нудити его, глаголюще: „Веселись и играй с нами“, — и, взявши машкару, класти начал на лице его; он же отверже ю и потоптал… Царь же ярости исполнився, отогнал его от очей своих, и по коликих днях потом, в день недельный, на всенощном бдению стоящу ему в церкви… повелел воинам бесчеловечным и лютым заклати его, близу самого олтаря стояща, аки агнца Божия неповинного». Между тем в стихотворении Грозный собственноручно убивает Репнина, и тут же на пиру, а не через несколько дней в церкви. Толстой внес эти изменения из соображений чисто художественного порядка: в «Князе Серебряном» (гл. 6) эпизод с Репниным рассказан в соответствии с историческими данными. Концовка — раскаяние Грозного — также принадлежит Толстому.

В произведении Алексея Толстого показан пир, на котором присутствует сам Иван Грозный и его опричники.

С самого начала поэт использует легкую иронию, мол, пируют они без отдыха. Не воюют, не занимаются государственными делами, а празднуют. Отмечают взятие Астрахани, Казани… Давние дела.

Показаны в произведении богатый яствами стол, золотая посуда, ковры, вино рекой. Кстати, оно льётся на ковры, то есть опричники никак не берегут царское имущество.

Но царю не очень весело, он пытается развеселиться – приказывает подать себе «личину» — маску для игры. Маски ассоциируются с язычеством. И разгульный пир не встраивается в каноны христианства.

Иван Грозный произносит тост во славу опричников, призывает музыкантов громче играть.

И находится здесь лишь один праведный человек – правдивый князь. Михайло отказывается надеть личину, он не поднимает кубок… И он решается царю всё высказать. Смельчак говорит, что царь забыл веру христианскую, свой сан. Опричников он справедливо называет «бесовскими детьми».

Конечно, царь нахмурился, переспросил, мол, не пьян ли его слуга, не сошел ли с ума. Он приказывает «строптивому рабу» надеть маску, угрожает ему смертью. Однако Михайло отчаянно встаёт, крестится и желает опричнине сгинуть.

Далее он прославляет царя, но того, каким Иван был – православного, справедливого… Призывает открыть глаза на льстивых опричников-бандитов. И в конце своей речи он растоптал ненавистную маску – символ лести и обмана. Иван грозный впал в ярость, закричал на дерзкого слугу и ударил его жезлом. Репнин упал замертво.

И тут же опять кубки с вином звенят, пир продолжается… И всё-таки жертва Репнина не была напрасной – Иван Грозный устыдился. И царь задумался об опричниках, о своем образе жизни… Теперь точно царь не веселится, но уже не пытается забыться. Напрасно поют песни, льют вино. Царь прозрел.

Стихотворение это учит, с одной стороны, не идти за всеми – не надевать «личину», а верить, что можно пробудить человека (от обмана и лести), но с другой стороны, оно учит и некой сдержанности, чтобы не грубить могущественным и гневливым людям, они-то после пожалеют «героя», но наградят его лишь посмертно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: