Черный монах

Содержание повести

Андрей Васильевич Коврин — умный человек, магистр и автор научно-публицистических докладов. Он ведет безрадостную жизнь в городке. Ему приходится много трудиться, постоянно писать и читать, он все время курит и пьет вино. Врачи диагностируют у Коврина нервное расстройство и рекомендуют поехать в тихую деревушку, чтобы побыть подальше от городской суеты и поближе к природе.

В поместье Борисовка проживает престарелый Егор Песоцкий — бывший опекун Коврина, вырастивший его как собственного сына. Он постоянно живет в деревенском домике. В его жизни существует лишь несколько радостей: бывший воспитанник Коврин, дочь Татьяна и сад. Сад старику заменяет малое дитя. Целые дни он заботится о нем и даже не заснул ночью, когда с яблонями случилось несчастье и их необходимо было спасти от стихии.

Татьяна Песоцкая — привлекательная, утонченная и юная девушка. Из-за отца ей пришлось жить в деревне. Она просто умирает от скуки, поскольку старик только и говорит о своем саде. Приезд Коврина стал для нее глотком воздуха в деревенской глуши. Когда Коврин видел девушку в последний раз, она была очень маленькой. Сейчас же Таня превратилась в привлекательную девушку. Между ними завязываются отношения. Егор Песоцкий рад этому — лучшую пару для Тани в деревне не найти.

Песоцкие — приземленные, беззастенчивые, простые люди. Другое дело — утонченная натура Андрея. Старик все время говорит Татьяне о том, насколько умный и талантливый Коврин, насколько далеко этот человек может пойти. Андрей Васильевич относится с любовью к Песоцким и их деревенскому домику, но все вокруг ему кажется довольно примитивным, здесь нет достойного собеседника. Неожиданно главный герой встречает Черного монаха.

Коврину давно известно предание о Черном монахе — загадочном страннике, который обошел весь мир. Он может ходить по воде, летать над горами, пронизывать атмосферу и исследовать космические просторы. В один день этот мистический человек предстает перед Ковриным в саду у Песоцких.

«Дикий помещик» краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина – читать пересказ онлайн

В один из дней Таня, которая к тому времени уже стала супругой Андрея Васильевича, проснулась среди ночи и увидела, что ее муж ведет разговор с пустым стулом. Испуганная женщина обращается к врачам. Общими силами Коврина уговаривают пройти реабилитацию в психиатрической больнице. Призрак покидает Андрея Васильевича, однако одновременно с этим уходят радость и счастье. Супруг начал обвинять Татьяну в том, что она заставила его лечиться и нарушила хрупкий, но устойчивый мир. Из-за скандалов они разводятся.

Не выдерживает этого удара престарелый Песоцкий. Он сильно заболевает и скоро умирает. О его смерти Андрей Васильевич узнает из письма Татьяны, наполненного проклятиями и негодованиями. Коврин вместе с новой супругой Варварой Петровной отправляется на отдых, поскольку тоже тяжело заболел. Он выходит подышать и опять видит монаха. Тот упрекает его за недоверие, но добродушно дает еще один шанс, поскольку Коврин является избранным. На лице героя появляется улыбка, он не чувствует, что из горла идет кровь. Он ощущает счастье и умирает.

Примечания

  1. 123 Дмитриева, 2007, с. 257.
  2. Дмитриева, 2007, с. 254—257.
  3. Громов, 1989.
  4. Михайловский, 1989, с. 528.
  5. Михайловский, 1989, с. 528—529.
  6. Сочинения А. П. Чехова, Изд. А. Ф. Маркса. СПб., т. VIII, 1901, стр. 83—121
  7. ПСС, 1985, с. 525.
  8. Паперный и Полоцкая (т. 3), 2005, Чехов в Китае. Обзор Е. А. Серебрякова, с. 6.
  9. Чёрный монах — информация о спектакле
  10. Стольная К. Е. В поиске вечности // Вопросы театра. — 2021. — Вып. 3-4. — С. 63-72. — ISSN 0507-3952.
  11. Френкель М. И. «Загадки» «Черного монаха» // Ученые записки Костромского государственного педагогического института. — Кострома, 1969. — Вып. 14.
  12. 123 Сухих, 1987.
  13. Михайловский, 1989, с. 531—532.
  14. Михайловский, 1989, с. 531.
  15. Катаев, 1979, с. 193.
  16. Н. Н. Гусев. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1891—1910. М., 1960, стр. 130
  17. «Новое время», 1895, № 6784, 17 января
  18. «Новости и биржевая газета», 1894, № 47, 17 февраля
  19. «Чехов. Опыт». М., 1902, стр. 71—73
  20. Reading Chekhov’s Text. Ed. Robert Louis Jackson. Studies in Russian Literature and Theory. Evanston: Northwestern University Press, 1993. 258 pp. (Читая Чехова. Ред. Роберт Луис Джексон. Исследования в области Русской литературы и теории. Эванстон: Издательство Северо-западного университета, 1993).
  21. Давыдов В. М. , Давыдов М. В. А. П. Чехов в зеркале английской литературы начала эпохи «перестройки» // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / В. В. Красных, А. И. Изотов.. — М.: МАКС-Пресс, 2003. — Вып. 23. — С. 82—100. — ISBN 5-317-00628-7.

Глава 9: Письмо

Андрею дали кафедру в университете, но он не мог проводить занятия: туберкулез поставил крест на его карьере. У него шла горлом кровь, он не мог говорить долго. С этим диагнозом его мать жила десять лет, и он надеялся прожить хотя бы столько же.

После того, как Андрей развёлся с Таней, он проживает с другой женщиной, Варварой Николаевной, которая относится к нему как к ребёнку. Герой болеет чахоткой, его здоровье становится все хуже и хуже. Варвара собирается увезти его в Крым.

В Севастополе герой не ложится после трудной дороги, ведь в его кармане лежит письмо бывшей жены. Он считал свой брак с Таней ошибкой и корил себя за то, что после лечения вымещал на Тане и ее отце весь свой гнев от не реализованного честолюбия. Ему было стыдно, что он так обошелся с ними. Он сильно изводил жену претензиями, а однажды в порыве гнева уничтожил все свои рукописи, все труды, написанные во время психической болезни. Каждая строка казалось ему обличением его порока — мании величия.

Однажды Андрей вышел из себя и сказал Тане, что ее отец буквально попросил его жениться на ней. Это услышал сам Егор Семеныч, и его от злости и отчаяния хватил удар, а сама Таня упала в обморок от таких откровений и нездоровья отца.

Герой приходит в шок от письма бывшей супруги, где она изложила герою обвинения в смерти своего отца. Татьяна пишет, что старик умер из-за него, и теперь в их саду хозяйничают чужие люди. Напоследок она горько сетует, что Андрей обманул ее: она приняла сумасшедшего за гения.

Андрей решил отвлечься от этих мыслей и порвал письмо. Теперь он уже смирился с тем, что был лишь посредственностью, и с благодарностью принял хотя бы кафедру от судьбы. Но все же он считал несправедливым, что так много работал, а получил так мало. Главный герой снова слышит в гостинице романс о девушке с больным воображением и вновь видит чёрного монаха. Ему радостно от мысли, что теперь он вновь одарен. Монах упрекает его, что он не поверил в собственную гениальность и бездарно провел эти два года. Уже поздно что-то исправить: Андрей истек кровью и умер.

История написания

Антона Павловича Чехова знают во всем мире как автора небольших аллегорических произведений и писателя, который исследует многообразие человеческой натуры. Но в поздних рассказах отчетливее можно заметить интерес писателя к онтологической тематике (онтология — учение в философии закономерностях, структурной составляющей и принципах бытия). Ярче всего она показана не только в сюжете «Черного монаха», но и в пьесах:

  1. «Вишневый сад».
  2. «Три сестры».
  3. «Дядя Ваня».

Повесть была написана в подмосковном доме в Мелихово (сейчас здесь расположен самый крупный дом-музей Чехова) в 1893 г. Создавая «Черного монаха», автор, как обычно, делился своими мыслями с друзьями. Он пишет письма Гольцеву, Лейкину, Суворину, рассказывая о некоторой любопытной «повестушке в несколько листов». Сам писатель говорил, что идея повести ему приснилась.

Ирреальность сюжета повести

События повести разворачиваются в доме Песоцких. А.П. Чехов много времени уделяет деталям, подробно описывая быт. В первых частях повести много пейзажей, увиденных глазами Коврина. Этим писатель показывает легкость в душе и праздность Коврина, его радость от встречи с этим местом.

Песоцкий – известный садовод. Сад для него – смысл жизни. У Песоцкого, по сути, было всего три радости: дочь, сад и воспитанник Коврин. Коврин в дом Песоцких приезжал редко. Последний раз он был здесь, когда Татьяна еще была подростком. Однако в этот раз Коврина посетила мысль, что возможно, он полюбит ее. Именно так и случается. Он делает Тане предложение. Все счастливы, Песоцкий считает, что Коврин будет прекрасным наследником. Однако параллельно этим радостным событиям происходят весьма странные вещи.
К Коврину приходит черный монах, который убеждает его в том, что он – избранный, гений, что он – один из тех немногих, кто ведете народ к бессмертию, в счастливое будущее. Коврин понимает, что этот монах является лишь плодом воображения, мощной галлюцинацией. Но по словам монаха, человек с нормальным сознанием – это примитивное, стадное существо, и если Коврин желает оставаться избранным, ему придется пожертвовать психическим здоровьем.

Замечание 1

Возможно, А.П. Чехов хотел доказать теорию Ломброзо о том, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но писатель пытался показать, что оправдывать свои низкие, неправильные, антиморальные поступки с помощью философии – не выход.

Дальнейшее действие крутится вокруг бесед главного героя с монахом. Коврин понимает, что черный монах говорит те вещи, о которых Коврин думает давно, но не осмеливается воспроизвести. Монах для Коврина быстро становится личностью, которая вселяет уверенность и надежду. После бесед с монахом он всегда весел, бодр и счастлив.

Беседы Коврина с монахом ведутся параллельно остальным событиям: подготовкой к свадьбе, проблемами садом.

Коврин абсолютно счастлив в своем безумстве. Он наслаждается жизнью, безумно любит жену, много работает и с нетерпением ждет каждой встречи с черным монахом. В Коврине все быстрее зреет мания величия.

Однажды монах приходит к герою домой, пока Татьяна спит. Они беседуют на философские темы. Вдруг Таня просыпается и видит, что Коврин разговаривает с пустым креслом. Она понимает, что ее муж – сумасшедший. Таня с отцом убеждают Коврина поехать на лечение.

Через некоторое время Коврина вылечили и отпустили домой. Однако от прежнего веселого, счастливого, уверенного человека не осталось ничего. Раньше Коврин мог любоваться прекрасной мелодией или закатом, то теперь это раздражительный, нервный человек, потерявший смысл жизни и ненавидящий людей, лишивших его встреч с черным монахом. Все чаще между супругами вспыхивают ссоры, а от прежних чувств ничего не осталось. Не осталось и благодарности к Песоцкому.

В своем безумии Коврин был абсолютно счастлив. Он был уверен в своих силах, в том, что он делает великое дело. С монахом он говорил на темы, недоступные обычным людям. Монах ему помогал установить истину в философских вопросах, которым Коврин посвятил свою жизнь. Лишив Коврина безумия, семья лишила его смысла жизни. Это в конце концов приводит героя к другой женщине. Она его старше и оберегает его, как мать. Чехов уделяет этой женщине немного внимания, показывая ее незначительность в жизни Коврина. У героя появляется тяжелое заболевание. В роковой вечер Андрей открывает письмо от Татьяны. Оно пропитано ненавистью. Таня пишет о том, что ее отец умер, о том, что теперь сад принадлежит чужим людям, и это все – вина Коврина. Таня в письме желает ему смерти. Герой понимает, что он – посредственность. Он больше не верен своим убеждениям. Случайно услышав песню про черного монаха, Коврин чувствует волнение, он вспоминает о том доме, том саде и о тех людях, которые делали его счастливыми. В этот момент происходит встреча с черным монахом. Но Коврин от слабости не может даже нескольких слов сказать монаху. Он умирает, но перед смертью слышит именно то, что так хотел услышать: он гений, посланник Бога, его предназначение – внести вклад в спасение человечества. И этим вкладом оказывается его жизнь. Коврин умирает, чувствуя себя нужным, счастливым.

Глава 8: Разочарование

Коврину назначают лечение, и вскоре галлюцинации прекращаются. Андрей прибавляет в весе, работает мало, отказывается от вина и становится раздражительным. Голова его была острижена, он стал вялым и неинтересным. А ведь прошел всего год! Герой страдает от нехватки разговоров на темы смысла жизни, счастья, гениальности. Он упрекает тестя и жену:

Андрей уже ненавидел свою родню за эту опеку. Егор Семеныч чувствовал себя неловко, ведь вины не чувствовал. Таня тоже была несчастна, она измучилась из-за тревоги за мужа. Их отношения совсем разладились. Это был не тот Андрей, за которого она вышла замуж. Андрей же подливает масла в огонь: он чувствует себя Шекспиром, которого насильно вылечили от гениальности. Он считает семью виновной в том, что он стал посредственностью.

Несмотря на уговоры жены, Андрей мучает ее старика-отца своими упреками, и тот сильно сдает. Но Андрей не замечает страдания других: он же гений, которого недооценили. Таня на приделе.Она разочарована, ведь всегда считала главного героя гениальным человеком, а он оказался просто безумным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Какой подарок лучше 6 класс рассуждение В жизни много поводов для радости, но особенно волнительными являются праздничные дни, которых ждёшь с огромным нетерпением. Как же приятно получать сюрпризы и подарки, но ещё приятнее их выбирать и дарить. В наше время существует
  • Сочинение Культура поведения рассуждение Чтобы стать успешным и уважаемым человеком, недостаточно получить дорогое образование на деньги родителей. Надо ещё быть культурным человеком. Образование ещё не говорит об уровне культуры.
  • Кай в сказке Снежная королева образ и характеристика сочинение «Снежная королева» — сказка Г.Х. Андерсена о трогательной детской дружбе. Нежные узы привязанности объединяли мальчика и девочку. Звали их Кай и Герда
  • Анализ рассказ Лес и степь Тургенева Произведение относится к лирическому творчеству писателя, рассматриваемому в качестве основной тематики красоту и очарование русского природного пейзажа. По жанровой направленности некоторые литературоведы относят рассказ к очерку.
  • Толстой Л. Н.

Переводы

При жизни А. П. Чехова «Чёрный монах» был переведён на английский, немецкий, польский, сербскохорватский, финский, французский и чешский языки.

На китайском языке «Чёрный монах» изданный отдельной книгой в июне 1907 года в Шанхае издательством Шанъу иньшугуань стал первой публикацией произведения Чехова на китайском. Этот перевод был выполнен У Тао с японского, содержал ряд неточностей (в частности были перепутаны имя и фамилия Андрея Коврина, а его учёная степень стало названием местности, откуда он происходил) и был адаптирован к традиционной китайской культуре. Этот перевод был выполнен на разговорный язык байхуа, а не литературный вэньянь. Этот перевод был переиздан тем же издательством в 1913 году.

Глава 2: Мираж

Герой неожиданно осознает, что постепенно влюбляется в девушку. Но это не мешает ему продуктивно трудиться, читать, много говорить и проводить время с удовольствием. Каждый день в семействе Песоцких устраиваются музыкальные вечера. Андрей слушает музыку, ведь в доме гостят люди, владеющие музыкальными инструментами в совершенстве.

Главный герой вспомнил вдруг историю о чёрном монахе, когда он услышал песню о девушке с нездоровым воображением. Однажды рыбаки в Сирии увидели черного монаха. Затем от него отелился мираж и пошел по реке. Двойников чёрного монаха становилось все больше и больше. Так, он перемещался в пространстве и удалялся все дальше от Земли, на иные планеты. Люди считали, что он вернётся на планету примерно через тысячу лет. «По смыслу легенды, черного монаха мы должны ждать не сегодня — завтра» — высчитал Андрей. Тане легенда не понравилась.

В этот вечер пребывая в саду, Андрей Коврин увидел вихрь, который, приближаясь, постепенно превращается в чёрного монаха. Он едва успел уступить ему дорогу. Призрак был бледен. Он улыбнулся герою. Чтобы не пугать людей, он решил не говорить о своем открытии. В этот вечер Андрей был особенно весел и оживлен.

Глава 2: Мираж

Герой неожиданно осознает, что постепенно влюбляется в девушку. Но это не мешает ему продуктивно трудиться, читать, много говорить и проводить время с удовольствием. Каждый день в семействе Песоцких устраиваются музыкальные вечера. Андрей слушает музыку, ведь в доме гостят люди, владеющие музыкальными инструментами в совершенстве.

Главный герой вспомнил вдруг историю о чёрном монахе, когда он услышал песню о девушке с нездоровым воображением. Однажды рыбаки в Сирии увидели черного монаха. Затем от него отелился мираж и пошел по реке. Двойников чёрного монаха становилось все больше и больше. Так, он перемещался в пространстве и удалялся все дальше от Земли, на иные планеты. Люди считали, что он вернётся на планету примерно через тысячу лет. «По смыслу легенды, черного монаха мы должны ждать не сегодня — завтра» — высчитал Андрей. Тане легенда не понравилась.

В этот вечер пребывая в саду, Андрей Коврин увидел вихрь, который, приближаясь, постепенно превращается в чёрного монаха. Он едва успел уступить ему дорогу. Призрак был бледен. Он улыбнулся герою. Чтобы не пугать людей, он решил не говорить о своем открытии. В этот вечер Андрей был особенно весел и оживлен.

Главная идея произведения

Отвечая на вопрос, о чем идет речь в «Черном монахе», Чехов говорил, – это повесть о мании величия. Главный герой произведения Андрей Васильевич Коврин в самом деле человек талантливый, трудолюбивый, он делает и получает удовольствие от своего труда. Коврин выделяется среди окружающих, и они считают его великим, но, увы, не могут ни понять, ни по достоинству оценить талант Коврина. В этой непризнанности трагедия Коврина. В обстановке, где отсутствует здоровая конкуренция, стимул ко всякому развитию и самосовершенствованию развивается ковринский недуг.

Черный монах здесь является доппельгангером, двойником, визуальной проекцией потайной стороны души человека. По аналогии вспомним, например, «Двойника» Достоевского, в котором неудачник Яков Петрович Голядкин встречает свою визуальную копию, обладающую всеми теми качествами, которые робкий Голядкин никак не мог выпустить из глубин своей души.

Монах Чехова озвучивает все то, о чем неоднократно думал Коврин, но не решался придать своим потайным мыслям словесную форму. Мистический призрак убеждает Коврина, что он гений, он лучше, выше других. Более того, монах заставляет Андрея Васильевича поверить в то, что человек с нормальным сознанием – стадное, примитивное животное. Гении обладают особенным взглядом на мир, который стадо называет «сумасшествием».

История Коврина и его монаха перекликается с христианской легендой о Святом Антонии, многократно искушаемом дьяволом. Антоний, в отличие от Коврина, смог противостоять самовозвышению. Герой Чехова умирает в гордыне, он считает себя избранным, лучшим. «В каком грехе смерть застигает человека, – писал пророк Иезекииль, – за тот он и будет осужден».

Анализ произведения

При анализе «Черного монаха» особое внимание обращают на композицию произведения. Выглядит она следующим образом:

  • Зачин окрашен в мажорные тона; Коврин приезжает в имение Песоцких, он полон надежд на лучшее будущее, его встречает яркий многоцветный сад, красивая Таня, радушный Егор Семенович.
  • Основная часть пронизана все возрастающим чувством тревоги, здесь реальность вступает в борьбу с ирреальностью, добродетель с грехом, свет с тьмой, на подмостки выходит Черный монах.
  • Кульминация – безумство Коврина становится очевидным, Черный монах исчезает, наступает затишье, но все свидетельствует о том, что это лишь затишье перед бурей.
  • Концовка – минорные тона, жизни героев искалечены: старик Песоцкий умер, Таня одинока и несчастна, Коврин болен, потерян, разбит, сад продан в чужие руки, его судьба неизвестна.

Чехов мог бы оставить финал открытым, подарив слабую надежду на то, что героям удастся восстановиться после разрушительной бури. Но прямо перед финальным занавесом дьявольской вспышкой на небосклоне появляется Черный монах и увлекает главного героя в темную бездну.

4.9

5
(
151

голос
)

Глава 3: Преемник

Таня приносит Андрею статьи отца. Старик задерживается в комнате и горько сетует Андрею, что без него сад умрет, и все его достижения пойдут прахом. Некому перенять его дело и умение. Он хочет передать сад дочери, она любит и понимает это дело, но Песоцкий очень боится одного — ее замужества. В быту ей будет некогда ухаживать за садом, а ведь эта работа отнимает все время. Семья же помешает девушке. И отец видеть не может ее женихов. Все это он сказал, чтобы поведать главное: он хочет, чтобы Андрей женился на его дочери и не дал делу всей его жизни погибнуть. Только ему старик может довериться.

Андрей же только смеется в отчет и всерьез об этом не помышляет. Девушка ему нравится, но женитьба в его планы пока не входит. Андрей отдает себе отчет, что сегодня видел галлюцинации, и это его волнует больше. Но подумав, герой понимает, что его миражи никому не вредят, а значит, можно ничего не предпринимать.

Глава 6: Подготовка к свадьбе

Известие о браке ошеломило отца Тани. Его реакция была своеобразной. Он вроде сам хотел этого, но теперь боялся будущего и недоумевал. Дочь заперлась у себя. Затем всю семью захлестнули осенние хлопоты со сбором урожая. Песоцкий нервничал, злился, потому что ничего не успевал. Ритм его жизни ускорился.

Таню бросает то в жар, то в холод. Она любит Андрея, но то отчаянно ревнует его, то боится бросить отца, то гордится своим браком. Подготовка к свадьбе проходит нервно, ведь нужно заготовить много приданого. «С Егором Семенычем происходило почти то же самое» — говорит автор. Он то с головой уходил в хозяйство, то некстати вспоминал мать Тани, ныне покойную. Он очень восхищался своим зятем и прочил ему великое будущее.

Андрей все чаще беседует с черным монахом и находит особое вдохновение в этих разговорах. Никто пока не замечает его странностей. Он же счастлив, ведь свадебные хлопоты и романтические отношения с Таней ему только в радость. Он все больше работает и редко спит.

Театр и кино

Первый кинофильм по сюжету популярного произведения Чехова был снят в 1987 г., его режиссером был Иван Дыхнович. Роль Коврина в фильме играл актер Станислав Любшин, Песоцкого сыграл Петр Фоменко, Таню — Татьяна Друбич.

В 1995 г. на телевизионные экраны выходит одноименный спектакль режиссера Сергея Десницкого, также он сыграл в телеспектакле одного из главных персонажей. Через четыре года «Черного монаха» с успехом поставили на сцене столичного ТЮЗа. Главным режиссером стал Кама Гинкас. Персонажа Коврина в спектакле играл Сергей Маковецкий. Главная роль в «Черном монахе» досталась Игорю Ясуловичу. Образ старика Песоцкого воплотил на сцене актер Валерий Баринов. Татьяну сыграла Юлия Свежакова.

Глава 7: Сумашествие

Все считают Андрея умным человеком и восхищаются им. Его свадьба на Тане Песоцкой представляется всем большим счастьем. И вот они в браке. Таня теперь живет с мужем в городе. Но у бедняжки часто болит голова от жизни в городской среде, и она ложится рано и спит долго. В это время Андрей беседует с черным монахом. Монах снова хвалит его. Теперь за то, что Андрей настолько умен, чтобы не стремиться к славе. Андрей недоумевает, почему он так счастлив? Почему ему неведома скука? Монах отвечает, что люди с высоким интеллектом и нравственным развитием свободны и счастливы, и это их естественное состояние. Андрей задает шуточный вопрос: «А вдруг прогневаются боги?».

В этот момент супруга главного героя, проснувшись ночью, видит, что ее муж беседует с креслом. Она напугана, а муж ничего страшного в этом не видит. Оказывается, она давно уже заподозрила что-то неладное. Затем Таня убедила его в том, что положение его тяжелое. Андрей вдруг осознал, что сошел с ума. Утром его повези в лечебницу.

Анализ произведения

В процессе анализа отдельное внимание нужно уделить композиции повести, которая выглядит следующим образом:

  1. Начало описано в мажорном стиле. Герой отправляется в деревню к Песоцким, этот человек наполнен надеждами, его встречает красивая Татьяна, ее отец и огромный сад.
  2. Главная часть пронизана духом тревоги. Реальность начинает бороться с ирреальностью. Появляется образ черного монаха.
  3. Кульминация — сумасшествие Коврина уже очевидно, монах исчезает, происходит затишье, но это ненадолго.
  4. Окончание — грустное описание, жизни героев сломлены: Егор Семеныч умирает, Татьяна осталась сама, она несчастна, Коврин опять болеет.

Чехов мог бы оставить свое произведение незаконченным, дав надежду, что у всех героев получится реабилитироваться после разрушительной катастрофы. Но перед окончанием рассказа возникает монах и увлекает Коврина в адскую пропасть.

Это произведение призывает читателей трепетно и с большим вниманием отнестись к своему психическому здоровью. Поскольку черный монах только воображение, это плод нездоровой фантазии

Ошибка Коврина в том, что этот персонаж культивировал в себе уже это сумасшествие, но ему просто лишь требовалась незамедлительная помощь врачей.

Описание и анализ рассказа «Черный монах» Чехова

«Черный монах» — рассказ А.П. Чехова. Написан Чеховым в Мелихове. В письмах, относящихся к лету 1893 г., автор определяет его, впрочем, возможно, не без иронии, как «рассказ медицинский, historia morbi» (история болезни). Рассказ, первоначально предполагавшийся для «Нового времени», был отдан в журнал «Артист» и напечатан в январской книжке журнала за 1894 г. Впоследствии вышел в издании А.Ф. Маркса.

Работа над произведением совпала с периодом глубокого душевного кризиса писателя (в одном из писем этого времени Чехов жалуется на отсутствие «желания жить»). По словам самого писателя, образ «черного монаха», несущегося через поле, явился к нему во сне. Вместе с тем, рассказ отразил распространение в России идей немецкого писателя Макса Нордау (в т.ч. в книге «Вырождение»). Как и «Палата №6», «Черный монах» свидетельствует и об интересе Чехова к философии Марка Аврелия.

Между тем, детальное и убедительное изображение писателем психической болезни Дмитрия Коврина — отнюдь не единственное достоинство рассказа, часто рассматриваемого как отклик на модную тему

Обратим внимание на то, что разговоры Дмитрия Коврина с черным монахом не просто парафраз знаменитой сцены с чертом Ивана Карамазова у Достоевского. В еще более узком смысле можно говорить о сопоставлениях с гоголевским Поприщиным или героями «Сильфиды» В.Ф

Одоевского, «Призраков» И.С. Тургенева. Черный монах — не только галлюцинация, бред. Черный человек — это, как пишет М.П. Громов, «колоссальная метафора философского наваждения», торжество самообольщения раздвоенного сознания. Именно после встреч с ним происходят «просветления», на героя нисходит благодать. Бесед этих Коврин одновременно желает и боится, он «потирает от удовольствия руки». После речей монаха он чувствует себя «избранным», призванным служить «вечной правде», «умереть для общего блага», а главное — гением.

«Встречи» с монахом, свидетельствующие на самом деле о развитии душевной болезни, субъективно становятся «светлыми, чудными, неземными минутами», которых не в состоянии понять окружение, становящееся все более и более враждебным Коврину именно в силу своей «нормальности». Образы Евгения Семеновича, садовода-фанатика, и его неуравновешенной дочери Татьяны, данные в отрицательной динамике, сливаются в единый лик отвергаемого Ковриным мира. С другой стороны, рассказ «Черный монах» Чехова отразил интерес автора к философскому осмыслению смерти, феномену непризнания, человеческого одиночества, что впоследствии позволило ряду отечественных и зарубежных исследователей сблизить или сопоставить его не только с произведениями Достоевского, но и со «Смертью Ивана Ильича» Л.Н. Толстого

Драматизм судьбы Коврина, да и сам мотив сумасшествия, заставил чеховедов обратить внимание на некоторые типологические сходства с оперой Чайковского «Пиковая дама»

Сразу после публикации горячим поклонником чеховского рассказа стал Л.Н. Толстой (сын его Л.Л. Толстой впоследствии напишет пьесу «Призрак» — вольную инсценировку «Черного монаха»). Автобиографичны и в некотором смысле провиденциальны отдельные моменты повествования — последние дни Коврина, проведенные в Крыму в обществе новой близкой женщины, взявшей на себя роль сиделки. Смерть в финале рассказа приходит не просто как избавление от страданий, но и как запоздалое признание (устами черного монаха) величия героя, а потому несет с собой торжество «безграничного счастья». Загадочная легенда о черном монахе, таинственные звуки романса, картина открывшейся Коврину благодати — все это в образном строе рассказа роднит его с поздними произведениями Чехова (например, с «Архиереем»).

По мнению ряда современников Чехова, писатель был чрезвычайно раздосадован большинством отзывов. И Леонтьев-Щеглов писал, что «рассказ не поняли», особенную близорукость обнаружила профессура, научная и медицинская элита. Н.К. Михайловский требовал от Чехова четкого ответа — черный монах добрый гений или злой. В. Альбов полагал, что рассказ ясно передает «мечту об идеале», а всякая мечта, «будь это хоть бред сумасшедшего», «все-таки лучше, чем эта гнетущая душу действительность». «Черный монах» сразу же был переведен на несколько иностранных языков и вызвал широкий отклик в зарубежной критике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: