Кратко «кавказский пленник» с. черный

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» подробно

Весеннее солнце наполняло сад новой жизнью. Легкий ветер шумел в молодой листве берез, ласкал гроздья цветов черемухи. Резвые воробьи прыгали на крыше сарая. Скворец заворожено глядел на переливающуюся воду в речке.

Дворняжка по кличке Тузик носилась вдоль забора, отделявшего сад от соседней усадьбы, пытаясь догнать черную таксу, бежавшую с другой стороны забора.

Внизу блестела речка Крестовка. На берегу стоял большой сарай: здесь располагался английский гребной клуб. Стоявший на берегу мальчик, сын прачки, с восхищением наблюдал, как шестеро мальчишек спускали на воду длинную гичку и начали дружно грести, направляясь к Елагину острову.

Компания молодых людей свернула с Невы и поплыла по Крестовке. В лодке сидели девушки с цветными зонтиками и писари, напевавшие под гармонь легкую песенку.

Сегодня все излучало веселье, все делились друг с другом хорошим настроением.

* * *

Длинный флигель, стоявший в саду, был наполнен радостью и уютом.

В столовой жужжали на окнах мухи: они хотели выбраться наружу.

Две девочки стояли перед дверью, которая вела из столовой в сад. Это были две сестры: старшая Валя и младшая Катюша.

Приятный весенний день, наполнивший теплом весь сад, не радовал девочек. Сестры грустили: Валя чуть не плакала, а Катя была очень сердита.

Они только что прочли «Кавказского пленника». Книга взволновала девочек: неужели все это происходило в реальной жизни? Какая это ужасная правда!

Сестры ни с кем не могли поделиться своими впечатлениями: родителей не было дома, няня уехала на именины к куме, а кухарка, наверняка, не читала этот рассказ.

Катюше наскучило горевать, и она сказала Вале, что все-таки, рассказ закончился хорошо: Жилин сбежал и, может быть, потом взял в плен и наказал татар, которые посадили его в яму.

Валя с радостью поддержала сестру и продолжила фантазировать про то, как Дина, которая кормила пленника лепешками, приняла православную веру и стала невестой Жилина.

Девочки поверили в счастливый финал, и им стало легко и весело. Они вышли в сад, где их ждал верный Тузик.

* * *

Когда сестры заметили в саду, возле заброшенной оранжереи, большую яму, они сразу же придумали новую игру. Валя и Катя решили инсценировать прочитанную книгу и спорили, кто будет Жилиным, а кто – Диной.

Девчонки живо сообразили взять на роль Жилина дворницкого сына Мишку, а на роль Костылина – дворнягу Тузика. Сами сестры будут сначала злыми татарами, а потом Валя станет Диной, а Катюша – ее подругой, и они помогут Жилину бежать.

Маленький Мишка прибежал на зов девочек. Ему объяснили, как нужно играть в «Кавказского пленника», и он сел верхом на прут: будто бы поскакал на лошади домой.

Девчонки начали понарошку стрелять в Мишкину «лошадь». Но, Мишка следовал своим правилам и не падал на землю, утверждая, что сестры стреляют мимо. Тогда Валя и Катя бросились к Мишке и поволокли его к яме.

Мишка сидел со вторым пленником Тузиком-Костылиным в яме на мягком коврике, который Валя принесла из дома. Мишке было интересно, что будет дальше?

Игра продолжалась: девочки написали на дощечке огрызком от карандаша за Тузика-Костылина послание: «Я попал в плен. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник» и отнесли послание дворнику Семену.

Пленники: Мишка с Тузиком нисколько не тяготились своим положением, они катались по коврику и забрасывали друг друга прошлогодними листьями.

Валя принесла из дома корзинку с игрушками и пирожки с капустой. По сюжету, Жилин должен был делать куколок и бросать их Дине, а она – угощать его лепешками.

Мишка за один раз выбросил наверх все игрушки вместо самодельных куколок и ждал пирожков. Но передать пирожки пленнику оказалось не так просто: Тузик ловко выхватывал угощение. Только с третьей попытки Мишка получил пирожок, когда девочки спустили его на палочке.

Сестры поставили в яму длинную палку, чтобы помочь пленникам бежать, но Мишка с Тузиком и не думали выбираться из теплой ямы. Тогда девочки решили, что пленников может быть четверо, и сами спрыгнули в яму.

* * *

Спустя два часа вернулась мама Кати и Вали. Она ездила на Петербургскую сторону за покупками. Дочек не было ни дома, ни в саду, и мама начала волноваться. Она спросила у дворника, где дети, но он только показал странную дощечку с просьбой о выкупе и сказал, что его Мишка тоже куда-то провалился.

Мама начала звать девочек по именам и услышала, как они прокричали ей в ответ. Прибежав в конец сада, в яме мама увидела Валю, Катюшу, Мишку и Тузика; у всех горели глаза от удовольствия.

Мама удивилась и спросила: «Что они делают в яме?» Дети с радостью ответили: «Играют в Кавказских пленников». Обеспокоенная мама велела девочкам идти домой. Дети весело выбрались из ямы, выскочил Тузик. Удивительно, как же «Кавказский пленник» утром мог расстроить сестер.

Краткое содержание Саша Чёрный Кавказский пленник

Весь рассказ о том, как две девочки прочитали рассказ Льва Толстого « Кавказский пленник». И очень переживали по этому поводу, так как они очень впечатлительные натуры и поверили каждому слову автора, как будто это все происходило в реальной жизни.

На улице весна, все люди вышли насладиться прекрасной теплой погодой. И бабушка, стоящая на балконе и женщина стирающая белье в реке. Все кто просто гулял по городу и старик на лодке и мальчики, бегущие по берегу реки.

Девочки находились в папином кабинете, кот сидел на подоконнике, а вся остальная обстановка, была стандартной, портреты писателей, много книг, причем всевозможных направлений.

Катя и Валя были очень расстроены после чтения «Кавказского пленника», старшая девочка даже плакала. Кроме того что они очень переживали за главного героя рассказа, еще и дома никого не было. Чтоб объяснить девчонкам авторский замысел произведения и успокоить их.

Жилину удалось бежать из плена, значит дальше его судьба сложиться хорошо. И он сам сможет взять в плен татар, затем наказать их и отпустить по домам. Дальше девочки решили, что Дину приставят к награде. А Валя, выйдет замуж за Жилина.

В общем, девочки пошли играть в сад, там встретили Мишу и решили инсценировать события из прочитанного рассказа. Катя и Валя стали татарами, они начали гоняться за Мишей и вскоре посадили его в яму. И в итоге, Жилин и с ним его друг Костылин, оказались в плену. В роли Костылина была собака, в роли Жилина Миша.

Теперь Жилин должен был писать письмо родственникам, в котором за него требуют выкуп, но так как Миша писать не мог письмо, написали девочки. Передали его дворнику, вот только пленные никак не собирались совершать побег.

Теперь Катя и Валя меняли игрушки Жилина на еду, они нашли лепешки на кухне. Миша покушал собака тоже. Девочки опустили в яму палку, предлагая пленникам бежать, но они не захотели.

В итоге девочки опустились в яму к Мише и собаке, и стали ждать нужного количества звезд на небе, чтобы бежать. Но колодки для ног и рук еще не были готовы, поэтому бежать, никак не получалось.

Мама пришла домой, а детей ее нет. И тут же дворник принес записку с требованием выкупа. Мама и няня очень испугались и стали бегать искать девочек. Мама звала их и осматривала все уголки в доме.

Валя и Катя шли, домой шагая рядом с мамой, теперь утром, рассказ которым они так восхищались вчера, показался очень грустным. А Миша и собака Тузик тоже полюбили эту игру и предлагали, еще поиграть в кавказских пленников.

В данном рассказе автор всем читателям намекает на детскую беззаботность. Тем самым давая понять, что любая неприятность или остросюжетный рассказ, показавшийся грустным сегодня, завтра уже будет чем-то неважным, и никто о нем уже и не вспомнит. Нужно просто жить и стараться не печалиться по всяким мелочам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Солженицын Красное колесоЧерез призму восприятия событий, происходящих в России, юными студентами — Саней и Котей — читателю предоставляется возможность окунуться в десятые годы прошлого столетия. Двое молодых людей отправляются добровольно на Первую Мировую войну
  • Краткое содержание Здравствуй грусть СаганаДействия происходят в 1950 году в Париже. героиня романа Здравствуй грусть, Сесиль – семнадцатилетняя девушка, избалованная и легкомысленная, впрочем, как и её отец сорокалетний Реймон.
  • Краткое содержание Куприн ЯмаВ одном из городков Ямской слободы (иными словами – Ямы), находился публичный дом Анны Марковны. Однажды в заведении оказалась компания, состоящая из студентов и доцента Ярченко с журналистом
  • Краткое содержание Достоевский Записки из подпольяСложное произведение, в котором мало событий, в основном описаны размышления главного героя. И читатель должен понять, что автор хотел донести читателю.
  • Краткое содержание Шолохов ЧервоточинаВ произведении «Червоточина» рассказывается о том, как рушились семьи во время становления советской власти на Дону. Жила семья: отец Яков Алексеевич, мать и два сына — младший Степка и старший Максим. Степка вступает в ряды комсомольцев.

Краткое содержание рассказа

Краткий пересказ начинается с весеннего солнечного утра, все в нем было прекрасно, пение птиц и цвет черемухи. Обыватели беззаботно занимались своими делами, рыбаки перебирали снасти возле лодки, играли мальчишки. Грустили только девочки, которые узнали из повести Толстого «Кавказский пленник» о приключениях Жилина с Костылиным на Кавказе. Старшая сестра Валя готова была заплакать, в то время как младшая Катя хмурилась. Спросить было не у кого, зачем так мучили людей в плену, сажали их в яму — взрослые разошлись по своим делам.

Девчонки сами придумали красивое завершение истории: Жилин накажет татар и наградит Дину, татарскую девочку, которая его кормила. Она обязательно отыщет великодушного русского офицера, станет его женой. Сестры решили превратить прочитанную повесть в игру.

Пленными стали Миша с собакой Тузиком. Каждой девочке хотелось стать Диной, но как-то нужно было изобразить участие татар. Тогда они написали записку, где указали требования прислать им выкуп и передали письмо дворнику. Они набрали еды из кухни, кормили пирожками «пленных», большая часть которых досталась Тузику.


Иллюстрация к книге Саши Черного

Девчата не смогли уговорить своих пленников совершить побег, даже опускали палку, чтобы им легче было вылезти из ямы. Поэтому им пришлось присоединиться к Мише с дворняжкой, ожидая появления звезд, так как только небесные светила укажут правильный путь к освобождению.

В игре быстро бежало время. Вернувшись домой, мама начала искать дочерей. Семен показал странное послание от девчонок. Взрослым было не понятно, зачем сестрам понадобились монеты, мама стала их громко звать.

Нашлись дети в яме. Когда девочки шли домой, прижимаясь к родному человеку, приключения из повести не казались им печальными: все завершилось благополучно, а играть было весело.

Читательский дневник по рассказу «Кавказский пленник» Саши Чёрного

Название: «Кавказский пленник»

Число страниц: 10.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: девочки Катя и Валя, мальчик Миша, собака Тузик.

Второстепенные герои: дворник Семён, мама.

Характеристика главных героев:

Катя и Валя — сёстры, эмоциональные и впечатлительные.

Находчивые. Решили поиграть в игру из книги.

Мишка — добрый, доверчивый. Сын дворецкого.

Сообразительный. Весь вечер просидел в яме.

Тузик — весёлый, озорной пёс.

Характеристика второстепенных героев:

Семён — дворник. Степенный, рассудительный.

Мама — добрая, любящая.

Краткое содержание рассказа «Кавказский пленник»

Как-то раз, в самом разгаре весенней поры, две девочки Катя и Валя прочли одноимённое произведение Льва Толстого о русском офицере, попавшем в плен.

Они настолько прониклись рассказом, что решили тоже попробовать поиграть.

На роль пленного девочки уговорили мальчика Мишу, который с азартом принялся скакать на палке.

Он должен был изображать Жилина.

Костылиным же стал Тузик.

Мишу и Тузика посадили в яму и кормили пирожками.

Это оказалось так интересно, что девочки тоже залезли в яму и просидели в ней до самого вечера.

На деревянной дощечке они нацарапали требование выкупа и передали его дворнику.

Но тот ничего не понял.

До самой ночи играли дети.

Только потом их нашла мама и увела ужинать.

План рассказа:

  1. Весна в саду.
  2. Рассказ Толстого.
  3. Жилин и Дина.
  4. Планы сестёр.
  5. Мишка на палке.
  6. Пленники в яме.
  7. Требование выкупа.
  8. Пирожки.
  9. Всё в яме.
  10. Мама.

Основная мысль произведения «Кавказский пленник»:

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно уметь сохранить в себе детскую беззаботность.

Основная идея автора заключается в том, что если сегодня что-то кажется грустным и ужасным, то завтра оно может показаться сущим пустяком.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас тому, что следует радоваться жизни, простым мелочам, не печалиться из-за пустяков.

Учит играть, дружить, фантазировать.

Учит сопереживать героям книг.

А также, что никогда не стоит принимать всё близко к сердцу.

Краткий отзыв по рассказу «Кавказский пленник» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я радовалась вместе с его героями спасению пленников из ямы.

Пусть это была просто весёлая детская игра, но её цель была благородной.

Этот рассказ оказался и занимательным, и весёлым.

Автору удалось создать атмосферу счастливого беззаботного детства, полного впечатлений и фантазий.

Мне очень понравились главные героини рассказа, девочки Катя и Валя.

Они прочитали книгу Льва Толстого и близко к сердцу приняли судьбу героев.

Старшая девочка, Валя, чуть не заплакала.

Эта увлекательная игра имела благородную цель, а потому казалась детям такой интересной.

Они так заигрались, что не заметили, как наступил вечер.

Я всем советую прочитать этот добрый рассказ, чтобы почувствовать себя спасителем несчастных пленников.

Словарь неизвестных слов:

  • Кукситься — хмуриться.
  • Терракотовый — красно-коричневый оттенок.
  • Гичка — узкая морская шлюпка.
  • Фельдфебель — звание офицера в период Царской Руси.
  • Флигель — пристройка к дому.

Библиотека произведений автора пополняется.

Пересказ

Весенний сад отличается особым весельем и красотой, все зеленеет, а с дерева на дерево перелетает стайка воробьев, которая радуются тому, что потеплело. В саду стоит забор, который отделяет его от соседней усадьбы, вдоль которого на перегонки бегают такса и дворняжка по имени Тузик.

За кустами протекала речка Крестовка, которая течет и в Петербурге. Во всей этой красоте грустили только две сестры Валентина и Катюшка. Они стояли у двери в сад, которая была выполнена из стекла. Катя сердито наблюдала за скворцом в саду, а Валя плакала. Обе девочки были впечатлены тем, что прочитали у Толстого в «Кавказском пленнике».

Валюшка, как старшая, приходит к выводу, что написанное точно настоящая правда, ведь это не детские сказки, это настоящая жизнь, ее не взрослые выдумали, как Бабу ягу или других персонажей.

Мама собирается на рынок, папа работает в банке, а няня весело проводила время у подруги, поэтому девочкам не у кого было узнать, на самом ли деле так издеваются над людьми. В итоге Катерине надоело грустить, поэтому она радуется тому, что конец повести все-таки был светлый.

Девочки уверены, что после побега главный герой Жилин непременно выловит всех татар, которые над ним издевались. И высечет их всех крапивой, а потом великодушно отпустит, он же Русский офицер, способный помочь кому угодно.

Дине он подарит георгиевскую медаль и научит читать по-русски, а она потом станет женой Жилина. Такой прекрасный конец придумали девочки для Жилина, они сами так решили и обрадовались.

Такой конец, утешает девочек. Они решают сами повторить сценарий произведения. Мишка, сын дворника, стал Жилиным, а Тузика сделали Костылиным.

Девочки стали татарами, успели взять Мишку в плен, и даже сделали для него послание от Костылина, которое доставили самому дворнику по имени Сёмен прямо в руки. Мишка обменивал игрушки на съестные припасы, которые часто попадают собаке, а не ему.

Потом они решили, что места в уютной яме достаточно для всех, поэтому они весело проводят время в яме, которая устелена травой и листвой.

В этот момент с рынка приезжает мама, которая долго ищет пропавших детей, а потом обнаруживает их в яме.

Девочки довольные идут домой и не понимают, почему их так расстроил «Кавказский пленник», ведь это так весело.

Увлекательная игра

Сестры уговорили Мишу поиграть с ними, а потом посадили его вместе с собакой в яму на теплый коврик. Они нацарапали сообщение от Костылина на деревянной дощечке и отнесли послание местному дворнику. Затем дети принесли из дома немного кукол и обменяли их на пирожки. Девочки кинули в яму длинный шест, чтобы мальчик смог из нее вылезти, однако ему и там было довольно комфортно.

Тогда сестры подумали, что бежать из плена необходимо глубокой ночью, и тоже забрались в яму. Оттуда они смотрели на красивые облака. Через некоторое время из столицы вернулась их мать. Она обошла весь дом в поисках своих детей, но не смогла их отыскать. Няньку в этот день женщина отпустила, а местный дворник сказал, что уже давно не видел ее дочерей.

Основная идея

Писатель убеждает взрослых читателей в детской беззаботности, умении грустное превращать в веселое, способности замечать в плохом событии, хорошие нотки. Саша Черный учит детей радости жизни, чтобы те не волновались из-за прочитанных историй, все можно превратить в игру, а близкие и родные обязательно придут на помощь.

Детям, по причине их наивности и простоты, не всегда понятен трагизм событий. Они могут быстро переключиться, забыть неприятное известие. Писатель старается подчеркнуть: это хорошо, когда в головах малышей не скапливается негатив и плохой психологический настрой.

Краткий пересказ: «Кавказский пленник»

Начинается рассказ с описания веселого и солнечного весеннего дня. Автор с интересом замечает, что зацвела черемуха, а на березе — изумрудная листва. Этот день настолько чудесен, что выполнять хозяйственные дела никому не хочется. Вдоль забора бегают местные псы. Такса черно-шоколадного цвета резвится с одной стороны забора, а лохматый серый дворняга Тузик с забавным хвостом бегает с другой стороны забора.

На Крестовском острове есть пристань. Вода переливалась блестящей чешуей, в которой плавали микроскопические рыбки. Лодки на ней шлепались и покачивались.

Всем было хорошо в тот день: воробьи, такса и дворняга резвились. Чья-то старая бабушка мирно отдыхала и покачивалась в кресле-качалке. Сквозь зеленую листву деревьев река блестела на солнце

Рыжий петух важно вышагивал по саду, а кошка мирно распласталась на теплом бревне

Во флигеле маленький котенок играл со струнами басовой мандолины. В шкафу стояли книги, а на стене висели портреты тех, кто давным-давно их написал: кучерявый Пушкин, бородатые Тургенев и Толстой… За портьерой виднелась терракотовая столовая. Мухи нервно искали выхода в сад, а на столе лежала раскрытая книга. Раскрашивали в ней картинки детские ручки. Стеклянная дверь из столовой в сад была закрыта. Валя и Катя только что по очереди прочли рассказ Толстого «Кавказский пленник». Сестры были взволнованы не на шутку. Волновал их детские умы серьезный вопрос – мучают ли солдат на Кавказе. Если так написано в книге, значи,- правда! Это же не сказка про Бабу-Ягу.

Девочки приступили к обсуждению финала рассказа. Спасение героев для них — самое настоящее облегчение. Валя предложила татар высечь крапивой со словами «Вот тебе! Получай! Будешь знать, как солдат мучить!». Но потом резко передумала. Валя и Катя решили научить Дину читать, подарить ей азбуку и наградить Георгиевской лентой, а потом женить на Жилине.

Вздохнув с облегчением, Валя и Катя позвали Мишку, чтобы играть в «Кавказского пленника». Они разделили роли. Каждая из девочек стала татарином. Мишка стал Жилиным, а Тузик — его другом. Началась игра. «Паф-паф-паф» стреляли девочки в воображаемую лошадь Мишки-«Жилина». А он «скакал» дальше и говорил, что они не попали. Терпение горцев лопнуло, они выскочили, схватили, повалили и усадили в яму пленников. Валя от лица пленника «Жилина» нацарапала письмо дворнику Семену. Тот прочитав, отправился к яме и удивился – пленники вели себя не как пленники! Краткий пересказ «Кавказский пленник» продолжается, как и игра ребят.

Но Валя решила продать пленников. Мишка согласился, но спросил: «А как дальше-то играть?»… Кухарка внезапно всполошилась, стала искать ребят. «Ау!» — кричала она. А те в ответ кричат, что сидят в оранжерее. Мать прибежала на их голоса. Сидят ребята вчетвером с Тузиком в яме, глаза сияют от радости. Как котята прижались к маме и идут. Понять не могут, почему ее так расстроил «пленник». Веселая же шутка получилась!

Заключение

Краткий пересказ («Кавказский пленник» Саши Черного был сегодня предметом рассмотрения) окончен. Стоить напомнить, что читать полный рассказ гораздо интересней, ведь автор в своем произведении использовал риторические вопросы, сравнения и метафоры, восклицания, юмор, а также различные ремарки. Краткий пересказ теряет глубину и полноту художественного текста. Не ленитесь и читайте подлинники!

В саду было весело. Весна была в разгаре: цвели черемуха и пионы, воробьи прыгали по деревьям, скворцы грелись на солнце, по усадьбам бегали черная такса и дворняга Тузик. У берегов Елагина тянулась обсаженная черёмухой коса, посередине которой располагался большой сарай – английский гребной клуб. С него к реке спустились юноши с лодкой, чтобы сплавать к Елагину острову. У пристани трое ребятишек раскачивались в лодке. Все вокруг радовалось в тот солнечный день.

К саду примыкал флигель, в окна которого ярко светило солнце. В кабинете сидел рыжий котенок. На полках стояло много книг с золотыми переплётами. В комнатах гулял ветер, подёргивая шторы. В одной из комнат лежала разрисованная детьми книга, с разукрашенными людьми. Из кухни слышался шум, там кухарка готовила ужин. Все и всё вокруг были счастливы, кроме двух девочек, стоящих уткнувшись носами в стеклянную дверь. Это были две сестры Валя и Катюша. Они были очень грустными. Они сегодня прочли «Кавказского пленника» Толстого и очень разволновались. Они верили в каждое слово, написанное в книге, ведь это не сказки про Бабу-Ягу.

Катюша сказала, что все в общем закончилось хорошо. Девочки начали думать, что же произошло дальше: может Жилин потом устроил засаду тем татарам, что его мучили и выпорол крапивой. Нет, проявил благородство, пригрозил и отпустил. А Дина выучила русский и удрала к Жилину, что бы выйти за него замуж.

Девочки обрадовались такому финалу и решили прогуляться по саду. В углу, у заброшенной оранжереи, Валя и Катя увидели яму и решили поиграть в кавказского пленника. Они решили, что пленным будет Мишка. Каждая из них сперва хотела играть роль Дины, но сперва нужно было быть жестокими татарами. Им нужен был еще один пленник — Костылин, на его роль взяли дворового пса – Тузика.

Девочки уговорили Мишку поиграть с ними, посадили его с псом в яму на коврик, чтобы было тепло. Девочки нацарапали послание от Костылина на дощечке, которую отнесли дворнику Семену.

Потом девочки принесли из детской немного кукол и меняли их на пирожки.Потом девочки закинули в яму шест, что бы пленники смогли выбраться, но им было хорошо в яме. Тогда девочки решили, что убегать из плена нужно ночью и тоже залезли в яму, наблюдать за облаками. Через несколько часов вернулась мама девочек из Петербурга. Обошла весь дом в поисках девочек, но их не нашла. Няню она в этот день отпустила, дворник Семён не видел ребят уже давно.

Позвав несколько раз дочерей в саду, женщина услышала отклики девочек. Найдя ребят, мама сказала им скорее выбираться и повела в дом. Девочки шли и не понимали, почему они утром так расстроились, ведь очень весело быть пленниками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: