Глава тринадцатая: Ночь с цыганами
Войдя в дом, Иван увидел длинные сени, светили фонарь и свечи. Иван заметил, что дальняя дверь отворилась, из неё вышел высокий цыган, выпроваживая быстро кого-то. Страннику показалось, что спровадил он именно магнетизёра, обещая прибавления денег за то, что он привёл Ивана. После этого цыган бросился навстречу страннику, приглашая его зайти и послушать песни. Среди многочисленного количества людей, находящихся в комнате, куда завёл его цыган, пела молодая цыганка.
Увидел Иван среди всех людей давно знакомых купцов, князей, заводчиков. Певица-цыганка, звали её Груша, ходила с большим подносом, по краям которого стояло шампанское, а посередине огромная сумма денег. Кому она подавала стакан с вином, тот сразу пил и кидал ей на поднос деньги, а она, в свою очередь, в губы целовала и кланялась.
Поднесла цыганка и Ивану поднос. Он выпил вина, она его в губы поцеловала и поклонилась, и выложил он ей сто рублей. Цыган, как увидел деньги, сразу начал странника за стол приглашать. Он хотел было уйти, а Груша остановила его, вновь в губы поцеловала. Понял Иван истинную красоту, и согласился мысленно со словами магнетизёра. Ждал он, чтобы Груша ещё спела, и когда она пела, он ей за каждую исполненную песню по сто рублей выкладывал, не жалея.
Стали все танцевать, а цыганка лучше всех плясала, и все ей деньги под ноги кидали. Иван тоже кидал, плясал, а после выпил залпом всю бутылку вина, что на столе стояла.
Глава третья: Крутой поворот в судьбе
По приезде домой, Иван заметил, что на полочке в конюшне поселились птицы – пара хохлатых голубей. Мальчик наблюдал за ними и радовался. Белая кошка, питомица горничной графини, стала воровать из голубиного гнезда птенцов. Иван решил наказать похитительницу, выпорол её кнутом и, отрубив ей хвост, прибил его над окном конюшни. Горничная, узнав обо всём, стала ругать Ивана и ударила его по щеке, а он в ответ её побил грязной метлой.
Парня выпороли и отправили в наказание работать: забивать в саду камешки. Он чувствовал себя унизительно, отчего решил покончить с жизнью. Хотел повеситься в осиновом лесу, но неожиданно появившийся цыган успел перерезать верёвку и позвал Ивана с собой в разбойники.
Глава четырнадцатая: Покупка цыганки
После случая с магнетизёром и цыганским домом Иван больше не пил. Не помнил странник, как ушёл от цыган, как дошёл до дому и спать лёг прямо на полу. Сам же проходимец умер, напившись у шинкарки. Иван так и остался замагнетизирован. Князь в тот день тоже пришёл без денег, проигравшись, и стал просить у Ивана, чтобы отыграться. Рассказал странник, что все пять тысяч цыганке бросил, а хозяин сразу поверил.
После ночи очнулся странник в лазарете, где говорили о том, что была у него белая горячка, что вешаться он хотел, и его запеленали в длинную рубаху. Когда он выздоровел, то пошёл к хозяину в его деревню, чтобы деньги ему отслужить. Князь в то время уже вышел в отставку. Узнал он от хозяина, что тот за Грушу пятьдесят тысяч отдал в табор, потому что она зацепила его талантом своим и красотой необыкновенной. Князь признался, что именье заложил из-за этого дела, чтобы жить с ней, на неё любоваться. Хозяин привёл показать цыганку Ивану. Они оба смотрели на Грушу. Цыганка горевала оттого, что её продали за красоту. Она вдруг заплакала, а князь пел о любви к ней и тоже плакал, и та стала успокаивать хозяина. Иван не стал им мешать и незаметно вышел из комнаты.
Глава седьмая: Работа в плену
Привезли героя в другую орду, а обратно не пустили. Как и от первых двух жён, так и от следующих двух у Ивана Северьяныча были дети, которых он любил, но не считал за своих, потому что они были некрещёные. За всё время жизни в степях мужчина не привык к чужим краям. Очень часто на странника находила острая тоска по России. Он плакал по крещёной земле. Смотрел на местную природу и вспоминал родную. Он припоминал русские обычаи и всё думал о былом, да сравнивал русскую жизнь с татарской.
Иван Северьяныч прервал свой долгий рассказ. До того старый монах трогательно рассказывал попутчикам о своих былых раздумьях, что те притихли и прониклись его скорбью. Слушатели дали отдохнуть страннику, а потом вновь стали сыпать вопросами, главным из которых состоял в том, как же вылечил монах свои пятки, испорченные щетиной.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 247365
Проходили 182670 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 ноября 2021 55346
Проходили 15657 раз
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
20 февраля 2022 45671
Проходили 22411 раз
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
18 февраля 2021 54088
Проходили 17975 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
4 февраля 2022 22969
Проходили 7837 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
12 марта 2021 40535
Проходили 14302 раза
Тест: Насколько вы харизматичны?
HTML — код
8 февраля 2022 35811
Проходили 13253 раза
Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…
HTML — код
23 марта 2021 84424
Проходили 28711 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
8 января 2021 30493
Проходили 8259 раз
Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?
HTML — код
31 мая 2021 29793
Проходили 9438 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML — код
31 марта 2021 106308
Проходили 20387 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
3 февраля 2021 72253
Проходили 23956 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
11 октября 2021 21929
Проходили 3506 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
17 февраля 2021 62177
Проходили 18870 раз
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
25 марта 2021 58119
Проходили 16198 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
7 мая 2021 22156
Проходили 5664 раза
Тест на женственность
HTML — код
Глава пятнадцатая: Любовь графа
Князь был человеком добрым, но имеющим непостоянный характер. Он привык, чтобы все его желания тут же исполнялись. Иван, зная переменчивость его натуры, не ждал ничего хорошего для Груши. Вскоре его опасения оправдались. Любовь князя к девушке постепенно остывала, он стал скучать в её обществе и звал к ним в компанию Ивана, чтобы он слушал пение Груши вместе с ним. Цыганка говорила:
Груша рада была общаться со странником и относилась к нему очень дружелюбно. Когда князь и Груша сидели за обеденным столом, Ивану не положено было сидеть с ними вместе. Но когда цыганка оставалась дома одна, то сажала странника рядом с собой.
Со временем князь становился всё грустнее. Он жаловался страннику на то, что дела его идут плохо, он должен рассчитывать каждую копейку, чтобы заказать себе бутылку вина к обеду. Кроме любви к Груше, ему не хватало общения с другими людьми. Ему хотелось открыть своё дело.
Князь начал торговать лошадьми, но был непрактичен, и эта попытка разбогатеть не увенчалась успехом. Не получилось и строительство мельницы, не дала прибыли шорная мастерская. Долги росли, князь редко бывал дома, а Груша часто оставалась одна. Хоть она жаловалась, что мало его видит, но заметив, что князь скучает в её обществе, сама предлагала ему куда-нибудь поехать прогуляться. Князь просил Ивана общаться с Грушей, беречь её, когда сам был в отъезде:
Груша ревновала князя, стала расспрашивать Ивана Северьяныча о том, где бывает князь во время своих поездок, просила рассказать о том, не решил ли князь жениться, не вернулся ли к той женщине, которую раньше любил. Она попросила его съездить в город, узнать обо всём. Под предлогом покупки лекарств для лошадей, он поехал.
В городе жила прежняя любовь князя, дочь секретаря Евгенья Семёновна, у которой был ребёнок от князя – дочурка Людочка. Евгенья Семёновна была образованной, умела играть на фортепиано, знала иностранные языки, славилась своей добротой к людям князя, была хороша собой. После рождения дочери она располнела, поэтому князь её бросил. Он, имея в прошлом большой капитал, купил барыне с дочкою дом. Больше он не приезжал к ней. Люди князя помнили доброту барыни и заезжали к ней в гости. Иван Северьяныч по приезде в город тоже остановился у неё. Во время разговора с Евгеньей Семёновной он узнал, что князь собирался взять в аренду суконную фабрику. Он прислал ей письмо, что хочет повидаться со своей дочерью. В этот же день князь приехал к Евгенье Семёновне, увиделся с дочерью, с которой был очень ласков. Он отправил девочку с няней кататься в карете. Иван Северьяныч, сидя за тонкой стенкой в другой комнате, подслушивал разговор барыни с князем, чтобы узнать, не задумал ли что-то плохое князь против Груши.
Глава одиннадцатая: Вечер в трактире
У князя была купленная с завода молодая кобылица по имени Дидона. Иван её очень любил, чистил её до блеска и пылинки сдувал. И вот раз они с князем разделились и поехали на разные ярмарки. Вдруг Иван получает от хозяина письмо с просьбой прислать к нему Дидону. Странник подумал, что, видимо, князь продал её кому-то или в карты проиграл. Он отпустил Дидону с конюхами, а сам почувствовал, как сильно захотелось ему сделать «выход». Но при Иване были все деньги княжеские, пять тысяч рублей, поэтому он попытался обуздать своё желание, отчего ещё более захотелось ему выпить. Чтобы успокоить душу, он сходил в церковь помолиться и пошёл в трактир чай пить. А там стоит среди гостей проходимец, его выгоняют, а он не желает уходить, и, хотя денег у него нет, просит водки и обещает вместе со стеклом съесть. Ему подали, он и съел. Ивану стало жалко человека, он ему за свой счёт велел другую рюмку подать. Так проходимец и стал выпрашивать у странника рюмку за рюмкой.
Проходимец этот поведал Ивану, что обладает магнетизмом и может пьяного вылечить от вредного пристрастия. Он пообещал страннику, что избавит его от пьянства за угощение, то есть за очередную рюмку. Иван послушался нового знакомого. Так он вместе с проходимцем и пил в трактире, так сказать «лечился», до самого вечера. Вдребезги пьяных мужчин выставили за порог трактира.
1873
Оглавление
Глава первая | 385 |
Глава вторая | 395 |
Глава третья | 403 |
Глава четвертая | 406 |
Глава пятая | 413 |
Глава шестая | 425 |
Глава седьмая | 432 |
Глава восьмая | 437 |
Глава девятая | 441 |
Глава десятая | 449 |
Глава одиннадцатая | 455 |
Глава двеннадцатая | 463 |
Глава тринадцатая | 468 |
Глава четрынадцатая | 474 |
Глава пятнадцатая | 480 |
Глава шестнадцатая | 486 |
Глава семнадцатая | 491 |
Глава восемнадцатая | 494 |
Глава девятнадцатая | 498 |
Глава двадцатая | 505 |
О произведении
Жизнеописание странника, прошедшего сквозь множество невероятных приключений на пути к Богу. Повесть, в которой Лесков приходит к своему языку, стилизованному под народную речь, и начинает цикл о русских праведниках.
— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник
Критика
В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку.
— Н. К. Михайловский. Литература и жизнь (1897)
Его органический, наиболее типичный для него жанр — хроника, построенная по принципу нанизывания ряда приключений и происшествий на героя, который сам и рассказывает о них любопытствующим слушателям («Очарованный странник», «Смех и горе», «Заячий ремиз» и др.): нечто вроде старинных авантюрных романов, еще не имеющих сквозной фабулы. Основной элемент этого жанра, анекдот (большей частью — языковой), есть своего рода атом в природе лесковского творчества.
— Б. О. Эйхенбаум. Чрезмерный писатель (1931)
Форма рассказа о приключениях «Очарованного странника» <…> напоминает и разъезды Чичикова по окрестным помещикам, и выезды Дон-Кихота в поисках соперников, и даже в какой-то мере роман Фенелона о странствованиях Телемака в поисках Одиссея. Ощутимо в «Очарованном страннике» и влияние народно-эпических русских былин.
— И. З. Серман. Н. С. Лесков. Очарованный странник
На плывущем по Ладожскому озеру пароходе собирается компания случайных попутчиков. Среди них — то ли монах, то ли послушник с внешностью былинного богатыря — в миру Иван Флягин. В ответ на расспросы любопытствующих спутников Флягин рассказывает о своей удивительной жизни: татарском плене, роковой цыганке, чудесном спасении на войне и многом другом. Этой повестью Лесков начинает свой цикл о праведниках — но праведниках не канонических, а народных, чья жизнь не укладывается в привычные рамки и становится предметом слухов, мифов и легенд.
<…>
Несмотря на кажущуюся простоту повести (герой из народа, коротая время в пути, рассказывает историю своей жизни), «Очарованный странник» создан Лесковым на пересечении сразу нескольких традиций. Самая явная из них — житийная. О ней напоминает ряд характерных элементов: например, Флягин — «молитвенный сын», обещанный матерью Богу при рождении; бесхитростный герой преодолевает множество испытаний, чтобы в конце концов исполнить своё предназначение и прийти в монастырь; отсюда же — его видения и искушение бесами. Житийную традицию дополняет былинная: помимо характерных примет внешности героя вроде недюжинного роста, есть отсылки, например, к традиционным мотивам укрощения чудо-коней или поединка с басурманином. Кроме того, Лесков использует структуру романа-путешествия, причём сознательно подчёркивает это в разных вариантах названия. Первоначальное название — «Чернозёмный Телемак» — отсылало к странствиям сына Одиссея, отправившегося на поиски отца. Второй вариант, с которым повесть и была впервые опубликована — «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения», — характерен для западного романа подобного типа. Один из главных комментаторов текстов Лескова Илья Серман отмечает также влияние на повесть «Мёртвых душ» Николая Гоголя со всеми поездками Чичикова по помещикам. Наконец, в тексте присутствуют романтические мотивы — и пушкинские, и лермонтовские, — которые улавливали и современники, и исследователи творчества Лескова.
— Татьяна Трофимова. Николай Лесков. Очарованный странник
Н. С. Лесков. Очарованный странник // Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 4. С. 385–514.
Электронная публикация РВБ, 2007–2023. Версия 3.0 от 20 августа 2018 г.
Глава девятнадцатая: Служба на фронте
Странник убежал, не помня себя, не зная, куда бежит и зачем. Ему казалось, что кто-то страшный гнался за ним, и в ужасе он призывал на помощь ангела-хранителя. Иван пришёл в себя на какой-то незнакомой дороге, под деревом, в чужом месте. Он не понимал, что дальше делать. Одно только знал странник: нужно молиться за душу Груши. Ему показалось, что душа её в образе ангела, девочки лет семи, с небольшими крыльями за спиной зовёт его идти за собой, показывая путь. Иван долго шёл, пока его не подвезли на телеге старичок со старушкой. Они жаловались, что сына берут в солдаты, а у них нет денег, чтобы откупиться. Ивану стало жалко их, и он предложил пойти в солдаты вместо их сына, но у него нет документов. Старики обрадовались и сказали, что сами всё сделают, и попросили его назваться их сыном Петром Сердюковым. Так Иван оказался в рекрутах в другом городе.
Старики дали Ивану двадцать пять рублей, которые он отнёс в бедный монастырь, чтобы там молились за Грушину душу. Странник попросил начальство, чтобы его отправили на Кавказ, где он прослужил более пятнадцати лет.
На последнем году службы, во время погони за татарами, произошёл случай, который снова изменил его жизнь. Татары ушли от погони за реку Койсу и укрылись на другом берегу за камнями, ведя прицельный огонь по солдатам. Полковник предложил кому-нибудь из бойцов переплыть на ту сторону, взяв с собой канат, чтобы соорудить мост. Татары стреляли из-за камней по солдатам, не давая доплыть к другому берегу. Погибло несколько человек. Иван решил смыть свой грех, зная, что он может погибнуть. Прочитав молитву, он поплыл через реку. Когда странник плыл, ему казалось, что он увидел над собой летящую Грушу, по внешности лет шестнадцати, которая своими большими крыльями закрывала его от пуль. Иван смог перетянуть канат, достигнув другого берега и соорудить мост. Полковник стал хвалить его за такой смелый поступок и обнимать, называя молодцом.
Во время ночлега странник рассказал полковнику о своей жизни, поразив его пережитыми невзгодами. За его храбрость полковник решил произвести его в офицеры. Об этом было послано прошение. Иван попросил полковника заодно узнать, правда ли, что именно он убил цыганку. Был получен ответ:
Иван после этого стал сомневаться, что это он спихнул Грушу в воду, и что, возможно, он всё выдумал из-за тоски по цыганке.
Когда Ивана произвели в офицеры, он стал проситься в отставку. Полковник отпустил странника в Петербург с рекомендательным письмом для одного большого чиновника, чтобы тот помог ему найти работу. Покровитель, пытаясь помочь Ивану, устроил его в адресный стол справщиком, но эта работу ему не понравилась. Кучером его не брали, потому что теперь он стал благородным офицером, имел орден Георгия. Чтобы не голодать, Иван пошёл в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Такая работа тоже не устроила его, потому что он играл роль демона, и репетиции проходили в дни церковных праздников. Для роли демона он был одет в костюм, обшитый лохматой шкурой козла с длинным хвостом. Нужно было танцевать и кувыркаться, рога на голове мешали двигаться. Весь спектакль актёры должны были избивать его палками, сделанными из холста. Это надоедало Ивану, так как били иногда больно в угоду публике.
Пришлось оставить театр ещё из-за того, что странник побил актёра, играющего роль принца, за его злые шутки и насмешки. Хозяин труппы выгнал Ивана.
Странник остался без жилья и пропитания, решил уйти в монастырь. Жизнь в монастыре очень полюбилась ему. Иван мог посещать службы в церкви, когда ему захочется. Ему было привычно следовать местному распорядку, жить в послушании на всём готовом, спокойно исполнять свою работу кучера. Там он получил монашеское имя Измаил.
Старший постриг он не хотел принимать, потому что считал недостойным его за свои грехи.
Глава шестая: Жизнь у татар
Хан Джангар выставил новый товар: каракового жеребёнка, который очень понравился Ивану, знающему толк в лошадях. Среди тех, кто желал приобрести лошадь, был и офицер, которому странник помог забрать у барина ребёночка. Иван хотел помочь ему, поэтому решил биться за жеребёнка с татарином Савакиреем. Иван смог одолеть противника. Он засёк его до смерти, потому что татарин не хотел сдаваться: он был в Рынь-песках самым сильным богатырём.
Татары не осудили Ивана, а вот русские были возмущены этим страшным исходом событий и собирались вести его в полицию, чтобы его посадили в острог. Парень просил татар о помощи, и они спасли странника, скрыв его за своими спинами. Так они и бежали в сте́́пи, в Рынь-пески, где герой провёл десять лет. В тридцать четыре года он убежал оттуда.
В степях Иван был за лекаря, лечил домашнюю скотину и людей травами. Хоть татары и относились к нему по-доброму и ценили его, но всё равно он стремился убежать из тех краёв, так как ему было тоскливо и скучно. Однажды пытался странник бежать, но его поймали. Чтобы он не ушёл, татары ему разрезали пятки и вшили под кожу щетину, рубленую лошадиную гриву. От такой «операции» Иван не мог ходить, а лишь ползал на четвереньках.
Странника женили на татарке. Выдали за него жену Савакирея, которого он же и убил. Она его боялась, и, вероятно, скучала по мужу. Ивану было с ней скучно. Тогда татары привели ему другую жену, которой было не более тринадцати лет. Девочка была весёлая, задорная, шутила с ним.
Хан Агашимола попросил у хана Емгурчея, в орде которого жил Иван, на время дать ему странника в другую степь, чтобы он полечил его жену. За него обещал он Емгурчею много голов скота. Иван и поехал с ним.
Глава двенадцатая: Гипноз
Тёмной ночью шёл пьяный Иван домой, боясь, что на него нападут и заберут кошелёк с большими деньгами. Он думал о том, не был ли предателем его новый знакомый. Ведь из трактира их выставили вдвоём, а проходимец тут же куда-то исчез. Иван позвал магнетизёра, тот сразу же отозвался, но странник долго не мог узнать его, всматривался в его лицо, и казалось ему, что у проходимца два носа. Как будто в бреду слушал он странные речи собеседника, а тот всё по-французски слова говорил. Магнетизёр пообещал Ивану, что даст ему новое понятие в жизни:
Зовёт проходимец Ивана с собой. И, решив напустить в странника ещё больше магнетизма, стал перебирать ему волосы на голове. А Иван всё хуже и хуже себя чувствовать стал, будто смотрел на мир не своими глазами, а глазами магнетизёра.
Иван сам не понял, как очутился возле неизвестного дома, рядом до сих пор проходимец находился, руками перед ним махал, словно колдовал что-то. Странник стал немного приходить в себя. Магнетизёр дал ему кусочек сахару и исчез в неизвестном направлении.
Иван стоял посреди улицы и не понимал, где он находится. В окнах чужого дома горел свет, он решил зайти и спросить дорогу, как домой дойти.
Анализ произведения
Описание произведения
Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине — простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» — самопожертвование.
Главный герой
Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение — люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он — человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван — герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека — убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.
Герой рассказывает о себе самом — это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин — типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.
Повесть «Очарованный странник» — история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине — жить ради других.
Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.
Вариант 1.
1. Определите жанр произведения “Очарованный странник”:
А. роман;
Б. трагедия;
В. повесть;
Г. рассказ.
2. “Очарованный странник” – произведение, составленное из отдельных эпизодов. Как объединяются части в единое произведение?
В. героиня (Груша);
Г. странствующий герой.
3. Определите характер повествования в произведении “Очарованный странник”:
А. объективно – повествовательный;
Б. мемуары;
В. сказовый, от первого лица;
Г. от третьего лица.
4. Основная идея произведения “Очарованный странник” состоит в следующем:
А. русский человек со всем справится;
Б. русский человек всегда стремится к опасностям;
В. только в экстремальных ситуациях раскрывается человек;
Г. русский человек со всеми бедами справляется в одиночку.
5. Какого героя из произведения можно назвать “очарованным странником”:
А. цыганку Грушу;
Б. князя;
В. Ивана Флягина;
Г. Савакирия.
6. С каким былинным богатырём сравнивает
А. с Алёшей Поповичем;
Б. с Добрыней Никитичем;
В. с Ильёй Муромцем;
Г. с Савелием – богатырём Старорусским.
7. Как звали в детстве Ивана Северьяновича Флягина:
А. Измаил;
Б. Мономах;
В. Голован;
Г. Казачок.
8. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи:
А. деньги;
Б. освобождение от крепостной зависимости;
В. коня;
Г. гармонь.
9. Прочему бежал в степь из города:
А. в поисках приключениях;
Б. вслед за возлюбленной;
В. был взят в плен;
Г. из – за убийства Савакирея.
10. Как удерживали главного героя в степи:
А. богатыми подарками;
Б. самая красивая девушка была отдана в жёны;
В. его держали в яме в колодках;
Г. “подщетинили” пятки.
11. Как долго находился И. Флягин в плену:
Б. 3 месяца;
12. убил цыганку Грушу:
А. из – за ревности;
Б. стремясь спасти её от греха убийства;
В. из – за неразделённой любви;
Г. это произошло случайно.
13. Чем завершились скитания главного героя:
А. вернулся на родину к своему помещику;
Б. обзавёлся своей семьёй;
В. постригся в монахи;
Г. собирается идти на войну.
Глава десятая: Служба на конюшне
Иван Северьяныч стал вольным человеком. Он пошёл на ярмарку. Там цыган торговал лошадьми, пытаясь обмануть мужиков, подсовывая ему слабую лошадь. Странник выбрал мужикам лошадь по своим знаниям, те были очень благодарны Ивану. Стал он ходить с одной ярмарки на другую и «руководствовать» бедных людей. Вырос его капитал, стал он пить больше. Цыганы его невзлюбили, но не смели ему мстить, так как все мужики, которым помогал Иван, были на его стороне.
Один князь-ремонтёр просил открыть секрет Ивана Северьяныча насчёт понимания в лошадях, предлагал ему сто рублей. Странник твердил ему, что секрета вовсе нет, а есть лишь природное дарование. Но князь стоял на своём, и Иван стал рассказывать свои знания, но тот ничего не понял, а предложил работать у себя конэсером. Странник согласился и три года жил у него больше как друг и помощник, нежели как наёмный рабочий. Иногда бывало, что Иван уходил в запой, особенно, когда по проданным коням скучал, но всегда о своих «выходах» предупреждал своего хозяина и отдавал княжеские деньги. Но со временем ему надоело такое пристрастие, и вздумал он от него избавиться.
Глава восемнадцатая: Гибель Груши
Груша рассказала всё, что с ней произошло за последнее время. Когда Иван уехал на ярмарку по делам, до цыганки дошли слухи, что князь собирается жениться. Груша очень страдала. Она была беременна от князя, скоро должна была родить. Вернувшись домой, князь с большой неохотой виделся с Грушей, ссылаясь на дела. Как-то раз, зайдя к ней и разозлившись, он попытался её придушить. Хозяин решил поселить девушку в глухом лесу, на пчельне, чтобы она ему не мешала. Он отвёз её туда в коляске. Дом стерегли три молодые девки-прислуги. С трудом Груше удалось уйти, обманув их. Она бежала по лесу всю ночь. По совету старичка, которого она встретила утром в лесу, цыганка стала звать Ивана: «Один раз по ветру, другой раз против ветра». Груша дошла до дома, в котором проходила свадьба. Там её ждал Иван.
Зная, что Иван один любил её по-настоящему, Груша просит его доказать свою любовь, исполнив её последнюю просьбу и дать перед этим клятву. Странник поклялся, что сделает то, о чём она попросит. Цыганка в отчаянье говорила ему:
Груша даёт нож Ивану и просит его убить её.
Иван, не понимая, что он делает, столкнул цыганку с обрыва в реку.