Литературный ринг «поэзия серебряного века» по русской литературе для учащихся 11 класса

Футуризм

Футуристы (от латинского слова  futurum — «будущее») не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так,  в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно. <…> Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало — Максим Горький. В манифесте утверждались следующие права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.

Футуристы призывали к свершению Мировой революции и зачастую пропагандировали свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский однажды явился на публике в женской жёлтой кофте. Впрочем, все эти выходки были всего лишь средствами для достижения цели: найти как можно больше единомышленников и пригласить их в свой «лагерь».

Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой»:

Сливеют

        губы

             с холода,

но губы

        шепчут в лад:

«Через четыре

              года

здесь

      будет

            город-сад!»

В. Хлебников же сконцентрировался на придумывании новых слов. В «Словаре неологизмов Велимира Хлебникова», изданном уже в 1995 году, набралось аж 560 страниц. Стихотворение, приведённое ниже, — один из самых знаменитых экспериментов поэта-новатора:

КУЗНЕЧИК

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

Вопросы викторины по литературе для учащихся 11 класса Тема: «Серебряный век» в русской литературе»

  • Вопросы викторины по литературе для учащихся 11 класса
  • Тема: «Серебряный век» в русской литературе»
  • Необходимо выбрать 1 правильный ответ из предложенных вариантов:

1. Как называлась эпоха буржуазного творческого эксперимента?

  1. 1) Железный
  2. 2) Золотой век
  3. 3) Серебряный век

2. Кем введено определение «серебряный век», где и когда? 1) Н.А.Оцуп, статья «Серебряный век русской поэзии», «1933 г.

2) А.А.Ахматова, «Поэма без героя», 1913 г.

3) Н.А.Бердяев «Самопознание» (Опыт философской автобиографии), 1940 г.

3. Назовите писателя реалиста, творившего в начале XX века?

1) М.Горький

2) Л.Н.Толстой

3) А.А.Блок

4. Какое произведение было написано Л.Н.Толстым в начале XX века?

  • 1) «После бала»
  • 2) «Детство»
  • 3) «Воскресенье»

5. Какое искусство порывает с традициями реализма?

  1. 1) Критический реализм
  2. 2) Модернизм
  3. 3) Социалистический реализм

6. Что объединяет символистов, акмеистов и футуристов?

  • 1) Вера в то, что творчество преобразует мир
  • 2) Убеждение, что нереальное, прошлое и будущее есть предмет искусства
  • 3) Убеждение, что «Пушкина надо сбросить с парохода современности»

7. Что объединяет реалистов и модернистов? 1) Стремление выразить индивидуальность

2) Стремление к гармонии и красоте

3) Стремление противопоставить себя остальному миру

8. Для какого направления характерно настроение пассивности, безнадежности, неприятия общественной жизни?

  1. 1) Романтизм
  2. 2) Декаданс
  3. 3) Модернизм

9. Какие поэты появились в начале XX века в связи с развитием марксизма?

  • 1) Крестьянские поэты
  • 2) Поэты серебряного века
  • 3) Пролетарские поэты

10. С 1917 года по 1985 год (почти 70 лет) от литературы власть требовала быть «полезной». Какой принцип литературы бытовал только в эти годы?

  1. 1) Народность
  2. 2) Партийность
  3. 3) Гуманность

11. Кто сказал, что русских писателей «рассо’рили» и «рассори’ли?

1) М.И.Цветаева

2) А.А.Ахматова

3) З.Гиппиус

12. Кому из русских писателей впервые была присуждена Нобелевская премия в области литературы? 1) Б.Л.Пастернаку

2) И.А.Бунину

3) М.А.Шолохову

13. Какую тему в своем творчестве НЕ поднимал И.А.Бунин?

  • 1) Память о России
  • 2) Народная беда – красное безумие
  • 3) Смерть – смысл жизни

14. В каком произведении И.А.Бунина сюжетом является череда воспоминаний?

  1. 1) «Антоновские яблоки»
  2. 2) «Жизнь Арсеньева»
  3. 3) «Митина любовь»

15. О чем грустит автор рассказа «Антоновские яблоки»?

  • 1) О бедности дворян
  • 2) Об уходящем дворянском укладе жизни
  • 3) О быстротечности времени

16. Какую проблему раскрывает А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»?

  1. 1) Пробуждения к жизни человека
  2. 2) «Маленький человек» и его окружение
  3. 3) «Маленький человек» в обществе именитых и власть имущих

17. С кем (чем) вступил в поединок герой повести А.И.Куприна «Поединок»? 1) с Николаевым

2) с самим собой

3) с царской армией

18. Кто из поэтов не хотел дожидаться медленного успеха и затеял переворот в поэзии?

1) К.Бальмонт

2) В.Я.Брюсов

3) Н.Гумилев

19. Кому принадлежат принцип «искусство для искусства»?

1) А. Белому

2) В.Я.Брюсову

3) Н.Гумилеву

20. Какое искусство наиболее близко поэтам акмеистам?

  • 1) Музыка
  • 2) Живопись
  • 3) Архитектура

21. Кто автор «сонета солнца, меда и луны»?

1) К. Бальмонт

2) В.Я.Брюсов

3) И.Северянина

22. Кто избран в 1918 году на поэтическом вечере в Политехническом музее «королем поэтов»?

1) В.Я.Брюсов

2) В.В.Маяковский

3) И. Северянин

23. Кто из авторов поднял нетрадиционную тему сонета?

1) В.Я.Брюсов

2) И.А.Бунин

3) К.Бальмонт

24. Что нового внесли поэты Серебряного века в жанр сонета?

  1. 1) Иронию
  2. 2) Снижение высокого стиля
  3. 3) Использование слов высокого стиля и низкого стиля

25. Символ — иносказательный образ?

  • 1) Однозначный
  • 2) Многозначный
  • 3) Двузначный
  • Приложение №2
Таблица ответов на викторину «Серебряный век» в русской литературе
ФИО участника:
вопроса: Ответ:
1 3
2 1
3 2
4 1
5 2
6 1
7 2
8 2
9 3
10 2
11 1
12 2
13 2
14 1
15 2
16 3
17 2
18 2
19 2
20 3
21 1
22 3
23 2
24 3
25 2

Основные литературные направления, характерные черты

На стыке веков реализм изжил себя, и на смену ему пришел модернизм со своим разнообразием направлений.

Символизм

Символизм был основным направлением в литературе серебряного века. Для творчества авторов этого течения характерна двойственность мира. В произведениях символистов существовали идеальный и материальный мир, первый из которых считался действительным. Стихотворные труды наделялись скрытыми смыслами и недосказанностью.

Наиболее яркие поэты-символисты: Константин Бальмонт, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Андрей Белый.

Кризис символизма в 1910 году ознаменовал появление новых течений – акмеизма и футуризма.

Акмеизм

Акмеизм – течение в литературе, возникшее на основе символизма, но вступающее в полемику с ним. Авторы направления объединились в «Цех поэтов», образованный Николаем Гумилевым. Название творческого объединения указывало на взгляд акмеистов на поэтическое ремесло. Представители течения считали, что поэт – это, прежде всего, мастер своего дела. В отличие от символистов акмеисты описывали земную жизнь, не отрицая при этом духовную. Это сделало акмеистские произведения более понятными для аудитории.

Яркие авторы-акмеисты: Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич.

Спад акмеизма наблюдается в 1914 году.

Футуризм

Футуризм возник одновременно с акмеистским течением. Характерной особенностью футуристов был эпатаж их произведений и выступлений

Смысл отходил на второй план, более важно было слово. Футуристические произведения отличались новыми стихотворными формами

Существовало четыре футуристических ветви:

  • эгофутуристы;
  • кубофутуристы;
  • группа «Мезонин поэзии»;
  • группа «Центрифуга».

При всех различиях существовала одна идея, объединяющая перечисленные течения. Все они считали, что культурное наследие – это пережиток прошлого, от которого нужно отказаться ради урбанистического будущего.

Знаковые представители: Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Владимир Хлебников, Алексей Крученых, Борис Пастернак.

Имажинизм

В 1915 году на смену футуризму пришло хоть и небольшое, но новое течение со своими особенностями – имажинизм

Представители этого течения уделяли большое внимание образности слова, избегали избитых фраз. Основным художественным приемом в произведениях авторов-имажинистов стала метафора

Творчество поэтов направления не было объединено общей темой. Авторы писали патриотические стихи, а также творения, наполненные пессимизмом. 

Наиболее известные поэты-имажинисты: Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершневич.

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

… И идут без имени святогоВсе двенадцать — вдаль.    Ко всему готовы,    Ничего не жаль…

***

… Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.

Анна Ахматова, отрывок из поэмы «Реквием»:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Владимир Маяковский, отрывок из поэмы «Облако в штанах»:

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б. Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин. Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, <…> как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, <…> что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно

Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров. Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

О Серебряном веке

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.

Определение 1

Серебряный век — условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX — начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается — это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Замечание 1

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Определение 4

Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм — «искусство будущего»

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

  • Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал относительно недолго;
  • Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»;
  • Поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами;
  • Футуристическая группа «Центрифуга».

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

О, что за трепет душу мне объял,

Когда я обернулся к Беатриче

И ничего не видел, хоть стоял

Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

<…>

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

На небесах горят паникадила,

А снизу — тьма.

Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама!

<…>

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь. (1895)

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

2 вариант

Часть А

А1. В каком стихотворении А.А. Блока главной мыслью является осознание революции как знака «мира и братства народам»?

1) «Скифы»
2) «Осенняя воля»
3) «Россия»
4) «На железной дороге»

А2. Из какого стихотворения А.А. Ахматовой эти строки?

И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу…

1) «Уединение»
2) «Сероглазый король»
3) «Он любил…»
4) «Песня последней встречи»

А3. Какой художественный приём использовал С.А. Есе­нин в этих строках?

Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

1) метафору
2) эпитет
3) олицетворение
4) сравнение

А4. В каком стихотворении В.В. Маяковский осуждает бюрократизм и чиновников?

1) «Послушайте!»
2) «Скрипка и немножко нервно»
3) «Прозаседавшиеся»
4) «Гимн взятке»

Часть В

В1. Из какого стихотворения эти строки? Кто его автор?

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь…

В2. Кому посвящено большинство стихотворений А.А. Блока о «Прекрасной Даме»?

Часть С

С1. Какой предстаёт лирическая героиня А.А. Ахматовой?

Ответы на тест по литературе Поэзия Серебряного века для 9 класса1 вариант
А1-4
А2-1
А3-2
А4-4
В1. «Четки»
В2. «Скрипка и немножко неровно» В.В. Маяковский2 вариант
А1-1
А2-1
А3-4
А4-3
В1. «Отговорила роща золотая» С.А. Есенин
В2. Л.Д. Менделеевой

Кто автор термина «Серебряный век»

Понятие «серебряный век» появилось по аналогии с «золотым веком», совпавшим с пушкинской эпохой русской литературы XIX века.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Авторство термина «серебряный век» приписывают философу Николаю Бердяеву. Однако метафора не встречается ни в одном из его трудов. Основанием полагать, что именно Бердяев впервые употребил рассматриваемое понятие относительно литературного положения на стыке веков, является цитата из мемуаров критика Сергея Маковского:

«… «Серебряный век» (так называл его Бердяев, противополагая пушкинскому — «Золотому»)…».

«На Парнасе Серебряного века», 1962.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: