«Слон» очень краткое содержание
А. И. Куприн «Слон» краткое содержание для читательского дневника:
Надя заболела — пропал аппетит, не встает с кровати. Родители девочки переживают. Доктор говорит, у Нади нет жажды жизни и она умирает. Чтобы девочка выздоровела, ее нужно заинтересовать. Родители пытаются развеселить дочку куклами, игрушками, сладостями, но ничего не помогает. Надя не хочет расстраивать родителей, но не может ничего изменить.
Ночью Наде приснился слон. Утром она сказала, что хотела бы увидеть слона. Отец в смятении — он готов на все ради выздоровления девочки, но как же ему привести большого зверя домой. Он общается с хозяином зоопарка и просит одолжить слона на день. Хозяин зверинца сочувствует герою, у него тоже есть дочь, и соглашается.
Когда к Наде приводят слона, она общается с ним, демонстрирует ему лучшие игрушки и кукол, они вместе трапезничают. Девочка уснула рядом с новым другом. Во сне они с Томми поженились, и у них появились забавные слонята. Слона возвращают в зверинец, а утром девочка просит передать Томми, что выздоровела.
Вывод:
В трудную минуту важно помогать друг другу, незнакомым. Владелец зверинца согласился с просьбой отца Нади, сопереживая ему
Все мы люди, и доброта и помощь делают нас человечными. Иногда у нас болит не тело, а душа, и чтобы ее исцелить, нужны светлые чувства, теплые и добрые, волшебные впечатления.
Короткий пересказ «Слон»
Краткое содержание «Слон» Куприн:
Шестилетняя девочка Надя не ест – не пьёт, бледнеет и худеет, не играет и не смеётся. Что за болезнь? Доктора разводят руками… Но один из них предполагает, что это «просто» потеря интереса к жизни. Что делать? Исполнять любой каприз девочки. Единственная проблема в том, что она ничего не хочет! Её не интересуют больше ни сладости, ни куклы.
Отец очень переживает. Показано, как он не спит, ходит из угла в угол, курит и даже плачет. Но ничем не может помочь дочке.
Однажды утром Надя просыпается бодрей обычного. Вместо обычных серых снов ей приснился слон. Она просит у родителей слона. Папа сразу собирается, едет за игрушечным слоном. Привозит замечательную дорогую игрушку. Этот слон может даже шевелить ушами и хоботом. Однако Надя называет его мертвым.
Тогда отец, несмотря на сомнения жены, решается ехать в зверинец. Он договаривается там с директором, чтобы им «одолжили» маленького слона за большие деньги. Директор немец и понимает, что слону в город выходить нельзя, но у этого человека самого есть маленькая дочь, он сочувствует герою. Слона вечером проводят по улицам мимо зевак, его проводят в дом, где специально расширили проемы, манят вверх по лестнице тортом.
Утром Надя видит слона. В отличие от своей горничной, она не визжит, а начинает разговаривать с Томми. Надя показывает ему своих кукол, играет с ним. Они вместе даже обедают! Вечером она засыпает рядом с ним и ей снится, что они поженились. Ночью слона уводят, а Наде говорят, что он ждёт её к себе в гости, но нужно выздороветь. А она смеётся, что уже здорова. Родители вздыхают с облегчением.
Главная мысль:
Иногда позитивные эмоции, исполнение желания дают людям силы даже на выздоровление от тяжелой болезни. Сказка учит любить жизнь и радоваться всему, что окружает и дарит счастье. Также учит тому, что при желании можно справиться с любыми проблемами.
Это интересно: Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.
Смысл
Основная идея произведения заключается в том, что, вне зависимости от возраста и пола, человеку нужны общение, понимание, поддержка, тогда он будет видеть в жизни смысл
Особенно это важно для детей. Рассказ ставит в приоритет потребность в духовном родстве
В живом общении, а не в обладании бесчисленными куклами девочка обрела мотивацию к выздоровлению.
Данное произведение можно понять по-разному, но главная мысль остается неизменной: не нужно окружать себя вещами, отгораживаясь от мира, и навязывать эту крепость ребенку. Необходимо дать ему возможность раскрыть себя в живом общении. Только так он откроет для себя интересный мир.
IV
Через два часа он сидит в зверинце, в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина выделывают разные штуки. Умные собаки прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку, складывают слова из больших картонных букв. Обезьянки — одни в красных юбках, другие в синих штанишках — ходят по канату и ездят верхом на большом пуделе. Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие обручи. Неуклюжий тюлень стреляет из пистолета. Под конец выводят слонов. Их три: один большой, два совсем маленькие, карлики, но все-таки ростом куда больше, чем лошадь. Странно смотреть, как эти громадные животные, на вид такие неповоротливые и тяжелые, исполняют самые трудные фокусы, которые не под силу и очень ловкому человеку. Особенно отличается самый большой слон. Он становится сначала на задние лапы, садится, становится на голову, ногами вверх, ходит по деревянным бутылкам, ходит по катящейся бочке, переворачивает хоботом страницы большой картонной книги и, наконец, садится за стол и, повязавшись салфеткой, обедает, совсем как благовоспитанный мальчик.Представление оканчивается. Зрители расходятся. Надин отец подходит к толстому немцу, хозяину зверинца. Хозяин стоит за дощатой перегородкой и держит во рту большую черную сигару.— Извините, пожалуйста, — говорит Надин отец. — Не можете ли вы отпустить вашего слона ко мне домой на некоторое время?Немец от удивления широко открывает глаза и даже рот, отчего сигара падает на землю. Он, кряхтя, нагибается, подымает сигару, вставляет ее опять в рот и только тогда произносит:— Отпустить? Слона? Домой? Я вас не понимаю.По глазам немца видно, что он тоже хочет спросить, не болит ли у Надиного отца голова… Но отец поспешно объясняет, в чем дело: его единственная дочь, Надя, больна какой-то странной болезнью, которой даже доктора не понимают как следует. Она лежит уж месяц в кроватке, худеет, слабеет с каждым днем, ничем не интересуется, скучает и потихоньку гаснет. Доктора велят ее развлекать, но ей ничто не нравится; велят исполнять все ее желания, но у нее нет никаких желаний. Сегодня она захотела видеть живого слона. Неужели это невозможно сделать?И он добавляет дрожащим голосом, взявши немца за пуговицу пальто:— Ну, вот… Я, конечно, надеюсь, что моя девочка выздоровеет. Но… спаси бог… вдруг ее болезнь окончится плохо… вдруг девочка умрет?.. Подумайте только: ведь меня всю жизнь будет мучить мысль, что я не исполнил ее последнего, самого последнего желания!..Немец хмурится и в раздумье чешет мизинцем левую бровь. Наконец он спрашивает:— Гм… А сколько вашей девочке лет?— Шесть.— Гм… Моей Лизе тоже шесть. Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно. Днем нельзя. Соберется публикум, и сделается один скандал… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.— О, конечно, конечно… не беспокойтесь об этом…— Потом: позволит ли полиция вводить один слон в один дом?— Я это устрою. Позволит.— Еще один вопрос: позволит ли хозяин вашего дома вводить в свой дом один слон?— Позволит. Я сам хозяин этого дома.— Ага! Это еще лучше. И потом еще один вопрос: в котором этаже вы живете?— Во втором.— Гм… Это уже не так хорошо… Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршина. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов.Надин отец задумывается на минуту.— Знаете ли что? — говорит он. — Поедем сейчас ко мне и рассмотрим все на месте. Если надо, я прикажу расширить проход в стенах.— Очень хорошо! — соглашается хозяин зверинца.
V
Ночью слона ведут в гости к больной девочке.В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот. Вокруг него, несмотря на поздний час, большая толпа
Но слон не обращает на нее внимания: он каждый день видит сотни людей в зверинце. Только один раз он немного рассердился.Какой-то уличный мальчишка подбежал к нему под самые ноги и начал кривляться на потеху зевакам.Тогда слон спокойно снял с него хоботом шляпу и перекинул ее через соседний забор, утыканный гвоздями.Городовой идет среди толпы и уговаривает ее:— Господа, прошу разойтись. И что вы тут находите такого необыкновенного? Удивляюсь! Точно не видали никогда живого слона на улице.Подходят к дому. На лестнице, так же как и по всему пути слона, до самой столовой, все двери растворены настежь, для чего приходилось отбивать молотком дверные щеколды. Точно так же делалось однажды, когда в дом вносили большую чудотворную икону.Но перед лестницей слон останавливается в беспокойстве и упрямится.— Надо дать ему какое-нибудь лакомство… — говорит немец. — Какой-нибудь сладкий булка или что… Но… Томми!.. Ого-го… Томми!..Надин отец бежит в соседнюю булочную и покупает большой круглый фисташковый торт. Слон обнаруживает желание проглотить его целиком вместе с картонной коробкой, но немец дает ему всего четверть. Торт приходится по вкусу Томми, и он протягивает хобот за вторым ломтем. Однако немец оказывается хитрее. Держа в руке лакомство, он подымается вверх со ступеньки на ступеньку, и слон с вытянутым хоботом, с растопыренными ушами поневоле следует за ним. На площадке Томми получает второй кусок.Таким образом его приводят в столовую, откуда заранее вынесена вся мебель, а пол густо застлан соломой… Слона привязывают за ногу к кольцу, ввинченному в пол. Кладут перед ним свежей моркови, капусты и репы. Немец располагается рядом, на диване. Тушат огни, и все ложатся спать.
I
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз глазные веки и смотрят
При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке.Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор — высокий, седой, в золотых очках — рассказывает ей о чем-то серьезно и долго
Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:— Главное, — не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.— Ах, доктор, но она ничего не хочет!— Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…— Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…— Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, — это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!
Сюжет сказки «Слон» Куприн
«Слон» Куприн краткое содержание произведения:
Шестилетняя девочка Надя болеет, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство её вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет и с каждым днём становится всё слабее.Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.
Однажды она просит слона. Через полчаса папа привозит ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка хочет настоящего, а не игрушечного.
Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Он рассказывает о больной дочери, и хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости. Ночью слона ведут в дом.
«В белой попоне он важно шагает по самой середине улицы, покачивает головой и то свивает, то развивает хобот». Чтобы заманить его на второй этаж, папа покупает фисташковый торт
Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаёвничают: девочка пьёт чай, слон — сахарную воду с булками
Чтобы заманить его на второй этаж, папа покупает фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаёвничают: девочка пьёт чай, слон — сахарную воду с булками.
Надя знакомит Томми с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним
«В эту ночь Надя видит во сне, что она женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, весёлых слоняток. Слон, которого ночью отвели в зверинец, тоже видит во сне милую, ласковую девочку».
Утром девочка просыпается бодрая, узнаёт, что слон ушёл и звал её в гости, и просит передать, что она уже совсем здорова.
Заключение:
Не секрет, что животные – это не только лучшие друзья человека, но и его верные помощники, лекари. Общение с природой способно подарить силы и энергию, вернуть радость к жизни.
Еще один рассказ написан в 1907 году. Главный герой – конь по кличке «Изумруд». Краткое содержание рассказа «Изумруд» для читательского дневника покажет мир человека глазами жеребца, пострадавшего от людской жестокости и подлости.
Ответы к стр. 57 — 59
Я думаю, здесь есть как вымышленные события (отец сделал немыслимое дело – привёл в жилую комнату настоящего циркового слона), так и абсолютно реальные (для родителей, поистине, нет ничего невозможного, когда речь идёт о здоровье и жизни ребенка).
Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.
1. Отчего угасает маленькая Надя?
2. Желание Нади увидеть настоящего слона — это мечта или каприз?
3. Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Что заставило его изменить решение?
4. Как хозяин зверинца сначала отнёсся к просьбе Надиного папы привести слона? Почему он передумал?
5. Почему папа выбирает для Нади именно Томми — самого большого слона, — ведь в зверинце есть и два маленьких?
6. Правда ли, что для родительской любви нет ничего невозможного?
7. О чём же этот рассказ: о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?
Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.
1. Девочка больна.2. Надя от всего отказывается.3. Желание увидеть живого слона.4. Папа в зверинце.5. Ночное путешествие слона.6. Слон в гостях у Нади.
Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества. Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ. Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определённой схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования. Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах. Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.
Рассмотри рисунки на с. 44 учебника. Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию.
Это герои сказок Г. Остера: мартышка, слонёнок, удав, попугай; герои Н. Носова: Незнайка, Пилюлькин, Знайка; герой Э. Успенского Чебурашка; Федора с посудой из сказки К Чуковского «Федорино горе».
Федора живёт в маленьком домике, но там царит грязь и лень. Федора не хочет следить за порядком в доме. И посуде надоедает быть немытой, и она решает сбежать от нерадивой хозяйки. В разговоре с курицей посуда выдает цель всего происходящего: так как побег выглядит довольно бессмысленным, потому что чашки и тарелки, гуляя, не делаются чище, мнимым бегством утварь хочет напугать Федору. И это ей удается. Хозяйка становится добрее, готова избавиться от тараканов, а посуда решает вернуться к своей владелице.
Главные герои и их характеристика
Главными героями рассказа являются девочка Надя и слон Томми.
Надя – маленькая больная девочка, стремительно теряющая в весе. Характер героини раскрывается по большей части в описательных моментах, нежели в диалогах. Абсолютно нетипичное для её возраста поведение обуславливается равнодушием к жизни, потерей интереса и отсутствием желания чего-либо. Как описывает автор – с виду это обычная грустная девочка, теряющая на фоне своей болезни силы. По внешнему виду героини можно понять, насколько сильно ребёнок разочаровался и жизни, словно на душе у неё лежит тяжкий груз жизненного опыта. Скорее всего, такое поведение обусловлено болезнью. Девочке в ее возрасте нужно бегать, двигаться и играть, а таинственный недуг привязал ее к постели
Но что же это за болезнь? Скорее всего, ребенок придумал ее сам, чтобы привлечь к себе внимание взрослых и избавиться от одиночества. Скорее всего, Наде не хватало ласки и заботы в семье, и она нашла способ их получить на уровне подсознания
Она не претворяется сознательно, у нее это выходит автоматически.
Слон Томми – большое доброжелательное животное, которое смогло помочь главной героине в выздоровлении. Слон очень спокойный, послушный и, подобно всем зверькам, очень любит поесть. Он сразу же находит с Надей общий язык: его маленькие глаза сужаются, словно смеются, он нежно пожимает её руку своим сильным пальцем, кивает в знак благодарности.
Отец девочки – второстепенный персонаж. Это добрый и отзывчивый мужчина, который, судя по достатку, немало работает. Может, состояние девочки вызвано именно тем, что его нет рядом. Пытаясь создать малышке все условия, он, скорее всего, забывает о главном – о том, что детям в ее возрасте нужно много общения, а вот куча подарков может навредить им, сделав их характеры капризными.
История создания
Рассказ был написан в 1907 году, в период между двумя революциями, когда Куприн опубликовал цикл очерков, рассказы и повести. Начиная с 1907 года, проза писателя стала более выделяющейся в русской литературе, он добился признания среди коллег и внимания публики. «Слон» вошёл в собрание сочинений в 6 т. Том 4.
Примечательно, что в те революционные дни люди были настроены специфически. Эту историю они восприняли как иносказание. Девочка – символ русского народа, уставшего от тревог и безрадостного течения жизни. Слон – воплощение его мечты о достойных условиях, высоком социальном положении, справедливости и свободе. И, по мнению автора, для счастья людям нужно совсем не много: хоть на один день прикоснуться к мечте, найдя утерянную надежду и веру в ее исполнение. Конечно, такая трактовка – слишком вольная интерпретация, зато она очень хорошо показывает, как тогда были настроены читатели, а, возможно, и сам автор.
Слон — Куприн Александр
I
Маленькая девочка нездорова. Каждый день к ней ходит доктор Михаил Петрович, которого она знает уже давно-давно. А иногда он приводит с собою еще двух докторов, незнакомых. Они переворачивают девочку на спину и на живот, слушают что-то, приложив ухо к телу, оттягивают вниз нижнее веко и смотрят
При этом они как-то важно посапывают, лица у них строгие, и говорят они между собою на непонятном языке
Потом переходят из детской в гостиную, где их дожидается мама. Самый главный доктор – высокий, седой, в золотых очках – рассказывает ей о чем-то серьезно и долго. Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Мама глядит на доктора большими, усталыми, заплаканными глазами. Прощаясь, главный доктор говорит громко:
– Главное, – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы.
– Ах, доктор, но она ничего не хочет!
– Ну, не знаю… вспомните, что ей нравилось раньше, до болезни. Игрушки… какие-нибудь лакомства…
– Нет, нет, доктор, она ничего не хочет…
– Ну, постарайтесь ее как-нибудь развлечь… Ну, хоть чем-нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся ее рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем… До свидания, сударыня!
II
– Милая Надя, милая моя девочка, – говорит мама, – не хочется ли тебе чего-нибудь?
– Нет, мама, ничего не хочется.
– Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
– Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…
– Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
– Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
– Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно. Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.
Когда из детской отворена дверь в гостиную, а из гостиной дальше в кабинет, то девочка видит папу. Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердись, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все… курит, курит, курит… И кабинет от табачного дыма делается весь синий.
III
Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
– Тебе что-нибудь нужно? – спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
– Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
– Конечно, моя девочка, конечно, можно.
Она идет в кабинет и говорит папе, что девочка хочет слона. Папа тотчас же надевает пальто и шляпу и куда-то уезжает. Через полчаса он возвращается с дорогой, красивой игрушкой. Это большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков. Но девочка глядит на игрушку так же равнодушно, как на потолок и на стены, и говорит вяло:
– Нет. Это совсем не то. Я хотела настоящего, живого слона, а этот мертвый.
– Ты погляди только, Надя, – говорит папа. – Мы его сейчас заведем, и он будет совсем, совсем как живой.
Слона заводят ключиком, и он, покачивая головой и помахивая хвостом, начинает переступать ногами и медленно идет по столу. Девочке это совсем не интересно и даже скучно, но, чтобы не огорчить отца, она шепчет кротко:
– Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки… Только… помнишь… ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона… и ни разу не повез…