Тест по шотландской балладе стивенсона «вересковый мёд»

Содержание и план пересказа

При подготовке к уроку на тему творчества Р. Л. Стивенсона школьникам предлагается рассмотреть произведение «Вересковый мед». Краткое содержание для записи в читательский дневник должно содержать важные моменты из стихотворения. Его можно уложить в 6 предложений.

Маленький народ пикты жили тихо и славились умением готовить восхитительный вересковый мед, который ценили их соседи. Злой шотландский король пришел на их земли с войной и истребил всех до одного. Не подумал он, что некому будет готовить его любимый напиток, и из-за этого был хмурым.

К правителю привели двух найденных пиктов — сгорбленного старца и юношу. Старый мужчина попросил убить сына, чтобы, не стыдясь, выдать тайну напитка. Когда же молодого человека сбросили со скалы, он сказал, что никогда не расскажет секрет, который мог бы выдать представитель молодого поколения.

Произведение относится к жанру баллада. Об этом свидетельствуют такие признаки: напряженный и острый сюжет, стихотворная форма, исторический и героический характер. Быстрый пересказ содержания произведения удобно сделать по плану:

  1. Малютки-медовары и их тайна.
  2. Жестокость шотландского короля.
  3. Вереск зацвел новым летом, но некому готовить из него напиток.
  4. Старый и молодой пикт.
  5. Угрозы завоевателя.
  6. Предложение старца.
  7. Гибель юного пикта.
  8. Ответ старого медовара.

§ Вопросы «Русские авторы и их творчество»

  1. Кто автор произведения?

1) Однако же еще тарелку он берет,
Сбирается с последней силой
И — очищает всю.

Ответ: И.А. Крылов «Демьянова уха».
2) Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Ответ: М.Ю. Лермонтов «Парус».
3) И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.

Ответ: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4) А Жилин хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Ответ: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник».
5) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»

Ответ: И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Заполните пропуски в представленном отрывке (за каждым знаком вопроса спрятано одно слово) и назовите автора:

Чародейкою ?
Околдован, ? стоит —
И под снежной ?,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он ?.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не ? —
Сном ? очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой ? пуховой…

Ответ: Ф.И. Тютчев «Чародейкою зимою…»
Пропуски: 1) зимою, 2) лес, 3) бахромою, 4) блестит, 5), не живой, 6) волшебным, 7) цепью.

Чьему авторству принадлежит рассказ «Муму»?

1) М.Ю. Лермонтов
2) И.А. Бунин
3) Н.В. Гоголь
4) И.С. Тургенев

Ответ: И.С. Тургенев.

Выберете произведение, которое относится к творчеству А.С. Пушкина?

1) «Руслан и Людмила»
2) «Бородино»
3) «Мартышка и очки»
4) «Соловьи»

Ответ: «Руслан и Людмила»

Выберете произведение, автором которого НЕ является М.Ю. Лермонтов:

1) «Черемуха»
2) «Парус»
3) «Бородино»
4) «Листок».

Ответ: «Черемуха».

Как называется произведение? Вставьте пропущенные слова в представленном отрывке и назовите автора стихотворения:

Они ? во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны ? ,
Она нас выслала вперед».
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых ? дней
Румяный, светлый ?
Толпится ? за ней!

Ответ: Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Пропуски: 1) гласят, 2) гонцы, 3) майских, 4) хоровод, 5) весело.

Назовите самого известного русского баснописца.

Ответ: И.А. Крылов.

Вспомните знаменитых русских писателей-сказочников.

Примерный ответ: П.П. Бажов, П.П. Ершов, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин.

«Человек без селезенки» — какому автору принадлежит это прозвище? Назовите другие псевдонимы писателя.

Ответ: А.П. Чехов. Антоша Чехонте, Брат моего брата.

Два русских поэта написали сказки о спящей царевне. Кто они?

Ответ: В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

Какие поэты XIX века много внимания в своих работах уделяли природе родного края?

Ответ: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Заполните пропуски в названиях:

«? под Дубом», «? И Моська», «Ворона и ?», «Стрекоза и ?», «? уха».

Ответ: Свинья, Слон, Лисица, Муравей, Демьянова.

Читательский дневник по балладе «Вересковый мёд» Роберта Льюиса Стивенсона

Название произведения: «Вересковый мёд».

Число страниц: 8

Жанр произведения: баллада.

Главные герои: король Шотландии, старый горбун, молодой парень.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Старый карлик — медовар, проницательный и мудрый.

Пожертвовал сыном, но и сам не выдал тайну. Находчивый.

Король — скупой, надменный и жадный. Жестокий.

Попался на уловку старика.

Молодой парень — сын старика, пятнадцать лет.

Краткое содержание баллады «Вересковый мёд»

Жестокий Шотландский король захватил земли пиктов, маленького народа, варившего чудесный вересковый мёд.

Король хотел узнать секрет дивного напитка и приказал разыскать выживших медоваров.

К нему привели горбатого старика и его сына. Король стал требовать рассказать рецепт приготовления напитка, угрожая пытками.

Старик попросил убить своего сына, говоря, что ему стыдно рассказывать тайну при нём.

Сына старика сбросили со скалы, а пикт рассмеялся.

Он сказал, что не верил в стойкость сына, а ему самому пытки нипочём.

И он готов взойти на костёр, но не выдать секрет мёда.

План баллады

  1. Сладкий напиток.
  2. Жестокий король.
  3. Гибель медоваров.
  4. Старик и его сын.
  5. Требование короля.
  6. Просьба старика.
  7. Смерть юноши.
  8. Смех старика.

Основная мысль произведения «Вересковый мёд»:

Главная мысль баллады заключается в том, что ради Родины не жаль жизни.

Основная идея автора в том, что лучше умереть, но не выдать врагам тайны.

Мужество настоящих патриотов не имеет границ.

Настоящий человек не должен поступаться законами чести, даже ради спасения жизни.

Стремление к независимости есть у каждого народа.

Чему учит баллада

Баллада учит нас тому, что нельзя предавать свои ценности.

Учит любить свою родину.

Учит стойкости и мужеству, самопожертвованию.

Учит быть настоящими патриотами.

Краткий отзыв по балладе «Вересковый мёд» для читательского дневника

Прочитав это произведения, я была потрясена поступком старого медовара.

Он пожертвовал собственным сыном, последним из целого народа, лишь бы не выдать жестоким врагам тайну напитка.

Автор очень пронзительно рассказал о трагедии, произошедшей в стародавние времена.

Тогда люди были неимоверно жестокими, и целые народы погибали.

Вот и маленьких пиктов ждала эта незавидная участь.

Но даже последние представители их народа хранили верность Родине.

Они не выдали секрета напитка и предпочли смерть.

Это, несомненно, очень трогательная баллада, которая заставит читателя вздрогнуть от ужаса.

Поступок старика вызывает одновременно чувства протеста и восхищения.

Мне очень нравится сила духа этого старого человека.

Но я не могу принять смерть юноши, у которого впереди была ещё вся жизнь.

Можно восхищаться патриотическими чувствами героя, но стоит ли человеческая жизнь какого-то напитка?

Автору удалось раскрыть мрачную историческую тайну.

Я всем рекомендую прочитать эту балладу, чтобы лично решить, восхищаться или осуждать поступок старого пикта.

Пословицы к произведению:

  • Победит тот, кто не дрогнет.
  • Мужество создаёт победителей.
  • Хоть ростом маловат, да мужеством богат.
  • Не тот человек, кто для себя живёт, а тот — кто народу счастье даёт.
  • Сила солому ломит.
  • Кто открывает тайну, тот нарушает верность.
  • Благородное сердце не может быть неверным.
  • Оружие защитит, но лучшее оружие — верность.

§ Русский фольклор

Устное народное творчество (фольклор) – это различные формы и виды художественного творчества, автором которого является народ, и которое вошло в его бытовую традицию.
Особое внимание стоит уделить малым жанрам фольклора:

  1. Закличка. Обрядовая заклинательная песня, в основе которого – словесное обращение к объектам живой и неживой природы, например, к Солнцу, Земле, Зиме, Осени, птицам, Дождю и т.д. В закличках эти объекты предстают в качестве живых существ.
  2. Считалка. Небольшой стишок, который характеризуется рифмой и строгим ритмом. Чаще всего считалка строится из выдуманных слов.
  3. Загадка. Рифмованное или нерифмованное выражение, требующее разгадки. Обычно имеет иносказательную, поэтическую форму, в которую облекается тот или иной предмет или явление.
  4. Скороговорка. Небольшое предложение или фраза, специально составленная так, что ее трудно произнести без ошибок по причине сложных звуковых комбинаций.
  5. Пословица. Поучительное изречение, в котором выражена народная мудрость.
  6. Поговорка. Краткое высказывание, которое может описывать какую-либо сторону жизни, либо выражать народную мудрость (не так четко, как в пословице).

§ Вопросы «Деление литературы на роды и жанры: раскрытие понятий с примерами»

  1. Что такое басня и каковы ее главные особенности?

Ответ: Это короткий рифмованный либо в прозе рассказ с кратким нравоучительным выводом – моралью. В центре повествования обычно выступают животные, несколько реже – вещи, растения. Цель басни – высмеять пороки людей и сформулировать нравоучительное суждение.
Назовите три рода литературы.

Ответ: Лирика, эпос, драма.

К литературным жанрам не относится

:
1) рассказ
2) повесть
3) роман
4) юмор
5) все перечисленное

Ответ: Юмор.

Как называется стихотворение, повествующее об историческом событии, основанное на плотном, напряженном сюжете?
Ответ: Баллада.

Определите жанр произведения:
1) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»
Ответ: Повесть-быль.
2) Ф.И. Тютчев «Весенние воды»
Ответ: Лирическое стихотворение.
3) П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы»
Ответ: Сказ.
4) В.А. Жуковский «Спящая царевна»
Ответ: Литературная сказка.
5) И.А. Крылов «Кукушка и Петух»
Ответ: Басня.
6) И.С. Тургенев «Муму»
Ответ: Рассказ.
7) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Ответ: Стихотворение, баллада, народная ода.
8). С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Ответ: Драматическая литературная сказка.
9) Р.-Л. Стивенсон «Вересковый мед»
Ответ: Баллада.
10) «Повесть временных лет»
Ответ: Летопись.
11) «Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Ответ: Роман.
12) «Яблоки Гесперид»
Ответ: Миф.
13) М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Ответ: Роман.

История, поведанная автором, которая может случиться в реальности, называется:

1) рассказ
2) сказка
3) миф

Ответ: Рассказ.

К какому жанру относятся эти произведения: «Чудесная дудка», «Про репку», «Иван-царевич и серый волк»

?
1) рассказы
2) сказки
3) легенды

Ответ: Сказки.

Как называется явление, при котором строчки в конце звучат одинаково?

Ответ: Рифма.

Придумай рифму к слову «свеча»

Возможные ответы: Сгоряча, бормоча, хохоча, богача.

«Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали».К какому жанру относится произведение?
1) рассказ
2) лирическое стихотворение
3) басня
4) былина

Ответ: Басня.

Как называется басня И.А. Крылова «Слон и …»

1) жук
2) стрекоза
3) Моська
4) мартышка

Ответ: Моська.

Назовите признак, не свойственный балладе:

1) динамично развивающийся сюжет
2) основана на реальном историческом событии
3) присутствует драматический конфликт

Ответ: Присутствует драматический конфликт.

Анализ 2

Роберт Льюис Стивенсон смог написать идеальную балладу, которая коснулась патриотизма. Главная тема баллады это гибель одних из последних народа пиктов. Как я уже сказал это произведение о патриотизме. Лучше умереть и закончить жизнь, чем жить и зависеть о кого-то. Всегда быть верным своему на роду и стране. Если расскажешь секрет, то предашь свой народ и будешь считаться предателем. Любовь к родине должна быть постоянной, даже под угрозой смерти.

Экспансия романа это похвала и описание напитков древних пиктов. Основной развязкой баллады можно назвать, захват территории маленького народа пиктов, а так же их истребление. Захват был для того, чтобы узнать рецепт древнего напитка пиктов. Король взял в плен двоих людей отца и сына и начал их пытать. Отец, чтобы спасти сына попросил короля сбросить его в море. Его отец навсегда унес рецепт напитка с собой в могилу. Отец был отважным человеком и перед угрозой смерти не предал свой народ. Он пожертвовал собой, тем самым спас жизнь сына и сохранил тайну приготовления напитка.

Стивенсон построил свою балладу на одной из старейших легенд Шотландии. Это легенда, как пикты сохранили рецепт верескового напитка. Пикты это древнее коренные жители Шотландии, которые жили до приходов скотов. Первое упоминание в древних источниках о народе пикты дотируется, двести девяносто седьмым годом. Они упоминались как одни из постоянных врагов древнего Рима. Пикты постоянно боролись с ближайшими племенами и государствами. У них не раз отвоевывали территории, но спустя время они снова своими набегами возвращали свои владения обратно. В девятом веке они были разгромлены Шотландцами и после чего они перестали существовать. Спустя пару столетий этот народ возродился на страницах летописи. Их описывали как храбрых и доблестных воинов. 

Стивенсон смог обработать большое количество информации собрать все в интересную сюжетную линию. Мы знаем об этом народе благодаря легенде о приготовлении напитка. Также большой вклад в этот народ внес сам Стивенсон, так как если бы он не написал эту балладу многие из нас так бы и не узнали кто такие Пикты. Прием написания произведений опираясь на исторические факты характерен для фольклора и самого Александра Сергеевича Пушкина.

Вариант 3

Народ велик не только своим настоящим, но и историческим прошлым. Вряд ли можно найти человека, который бы не интересовался историей своей Родины, происхождением своего рода. О прошлом люди узнают не только из документальных источников, но и легенд, мифов, сказок, передающихся из поколения в поколение. Писатели по крупицам собирали их и превращали в красивые произведения.

Одним из таких творений можно назвать балладу Р.Л.Стивенсона «Вересковый мед». Красивое поэтическое произведение основано на шотландской легенде о последних представителях древнего рода пиктах, которые унесли с собой тайну приготовления прекрасного напитка из вереска.

Главные образы баллады отец и сын — последние представители древнего народа. Король Шотландии, взявший их плен, пытается узнать способ приготовления верескового меда. Отец обещает открыть ему тайну при условии казни своего сына. Король выполняет волю старика, на глазах которого погибает сын. Отец идет на обман лишь для того, чтобы его дитя не испытывал муки пыток и принял быструю смерть, сам же герой не боится боли, у него нет страха перед смертью, он уносит с собой секрет приготовления меда.

Произведение можно разделить на пять частей. Начало баллады (экспозиция) дает характеристики героям, описывает уклад их жизни, воспевает вкус и силу верескового напитка. Затем автор повествует о захвате территории пиктов (завязка повествования) и их гибли, в живых остаются лишь два главных героя. Шотландский король пытается узнать секрет эликсира, он угрожает отцу и сыну пытками, уговаривает их (развитие сюжета баллады). Основной частью (кульминацией) баллады является просьба отца умертвить сына. Король бросает мальчика в воду. Окончание произведения (развязка событий) — так никто и не смог отгадать секрет изготовления напитка из вереска. Старик не открыл тайну его приготовления.

Любовью к своей земле, своему народу и его традициям наполнено все произведение Стивенсона «Вересковый мед». Основная тема баллады — лучше честная смерть, чем жизнь, спасенная предательством.

Интересно произведение своей певучестью языковых оборотов. Построение словосочетаний, использование красной символики, безусловное достижение автора баллады. Но невозможно было бы такое восприятие творения без удивительного перевода его на русский язык советским классиком С.Я. Маршака

О существовании легенды русский народ узнал в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда каждому человеку важно было осознание своего места в истории. Люди шли на бой с врагом, зная, что их дело велико

Главное не сохранение своей жизни, главное отстоять право своего народа на свободу и независимость, к которой призывал в своей балладе «Вересковый мед» Р.Л. Стивенсон.

Последний медовар

Сказал старик-отец: «Я вижу, что толку нет противиться. Но прежде чем я открою тебе тайну, ты должен выполнить одно условие». «Какое?» — поинтересовался король. «Выполнишь ли ты его?» — отвечал старик вопросом на вопрос. «Да, — сказал король, — моему слову ты можешь верить». Старик-пикт сказал: «Никогда бы не хотел я стать виновником смерти своего сына. Но сейчас я желаю его гибели, и секрет верескового меда готов рассказать только после его смерти».

Король был очень удивлен поведением и просьбой старика. Хоть был он жесток, но и ему тяжело было убивать сына на глазах старика-отца. Но король сдержал свое обещание. Отрок был казнен. Как только сын упал замертво, отец сказал: «Делай, что хочешь со мной. Сына ты мог заставить рассказать секрет, ибо юность слаба. Но меня заставить не сможешь никогда!» Король изумился тому, что его, самого короля, смог перехитрить простой дикарь. Король решил, что не стоит убивать старика. Самым большим наказанием для пикта будет, если оставить его в живых. Забрали старика, как пленника. Он прожил много лет, до глубокой старости – стал незрячим и неходячим.

…Люди бы давно позабыли, что жил такой человек. Но как-то в его доме остановились молодцы и стали похваляться своей силой. Старик сказал, что испытал бы одно из их запястий, чтобы они сравнили силу людей, живших в былые времена. Молодцы, смеха ради, протянули ему железный прут. Старик просто переломил его надвое, как палку. «Изрядный хрящ, — сказал старик, — но совсем не то, что в наше время».

Это был последний из пиктов.

Особенности жанра

Написан «Вересковый мёд» в жанре баллады. С французского языка это слово переводится как «танцевальная песня». Первые баллады появились в Средние века. Этот жанр также использовали представители романтизма и сентиментализма.

В балладах изображается окружающая среда, полная загадок и тайн природа. В их основу заложены народные предания. Первым автором в этом жанре был Роберт Бернс. В балладах присутствует чёткая сюжетная линия (завязка, кульминация, развязка), они имеют эмоциональную окраску, отражают чувства героев и автора.

Ещё один признак этого жанра — присутствие реальных событий, описаний пейзажей, ландшафтов.

Стивенсон — Вересковый мед (ответы на вопросы. Коровина, 5 класс, 2 часть)

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

1. Что вы читали о Стивенсоне и какие его произведения знакомы вам по самостоятельному чтению?

Роберт Льюис Стивенсом – английский писатель. Его родители были шотландцами, строили маяки. Как вспоминал сам Стивенсон, его детство было безрадостным, потому что он очень много и сильно болел. Мечта о путешествиях привела его к творчеству и посадила за писательский стол. Пираты, отважные герои, морские сражения и поединки ожили на страницах книг Стивенсона. Его произведения известны во всем мире, их любят и взрослые, и дети.

Я читал роман «Остров сокровищ», а также смотрел и фильм, и мультфильм по этому произведению. Главному герою Джиму Хокинсу пришлось многое пережить в поисках сокровищ капитана Флинта.

2. О каких событиях рассказала вам баллада «Вересковый мёд»? Понравилась ли она вам? О чём заставила вас за­думаться?

В балладе рассказывается о событиях, происходящих в Vвеке, когда Шотландию завоевали скотты, заняв место пиктов, которые населяли эту страну до них.

Мне очень понравилась эта баллада. Она заставила задуматься о верности своему народу, его традициям, о том, что лучше выбрать смерть, чем предательство.

3. Какие черты характера героя прославляются автором?

Старый пикт – очень смелый человек. Пусть его голос тонок и рост невысок, но великое мужество и огромная любовь к своему народу заключены в его в сердце. Стойкость, бесстрашие и патриотизм прославляются автором в образе главного героя баллады.

4. Какой смысл вкладывается автором в две последние строфы?— Правду сказал я, шотландцы,От сына я ждал беды.Не верил я в стойкость юных,Не бреющих бороды.А мне костёр не страшен.Пускай со мною умрёт Моя святая тайна —Мой вересковый мёд!

Отец и засомневался в стойкости сына и, наверное, не хотел, чтобы сына подвергали безжалостным пыткам. А сам он готов принять смерть и тайны меда не выдаст. Для старика выдать святую тайну – предать память всех убитых в борьбе за свою землю пиктов.

5. Какие признаки жанра баллады вы можете найти в «Ве­ресковом мёде» Р. Л. Стивенсона?

Баллада – это рассказ в поэтической форме на историческую, героическую или мифическую тему. В «Вересковом меде» мы видим все признаки баллады, потому что в стихотворении идет повествование на историческую тему (завоевание Шотландии скоттами).

Рекомендуем также ознакомиться:

Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).

Урок литературы в 5 классе «Р. Стивенсон. «Вересковый мед»»

Цели: познакомить с писателем – представителем зарубежной литературы; углубить знания о балладе – как жанре литературного произведения; показать на примере баллады бережное отношение к традициям предков, драматический характер баллады.

Ход урока

I. Слово о жизни и творчестве писателя.

Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в., основоположник и теоретик неоромантизма, литературный критик.

Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон – так звали отца – гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах.

Роберт Льюис был единственным ребенком в семье, он обладал слабым здоровьем, подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни – туберкулеза.

По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.

Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы (1867–1873 гг.) были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни каждый год в печати будут появляться произведения Роберта Льюиса Стивенсона.

Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что, только живя ближе к экватору, чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.

Вопросы:

1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон?

2. Что вы знаете о его родителях?

3. Где учился будущий писатель?

4. Какие его произведения вы знаете, читали?

5. Где прошла большая часть жизни писателя?

II. Работа над понятием «баллада»

Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

III. Чтение баллады «Вересковый мед».

Вопросы:

1. Прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?

2. Что  вызывает  у  вас  в  душе  поступок  героя:  возмущение или восхищение?

Работа над выразительным чтением: постановка фонетического и логического ударений, обозначение пауз и т. д.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Использованные средства выразительности

На уроках литературы, выполняя анализ текста, следует выявить, какие изобразительно-выразительные средства помогают писателю выразить свою идею

Даже при написании сочинения в классе или дома очень важно перечислить их. Вот какие главные приемы использует Стивенсон:

Олицетворения (вереск звенел, старость боится).
Эпитеты (бедные пикты, старый горбатый карлик, прибрежные скалы, маленькие люди, заветная тайна).
Метафоры (продавать свою совесть).

Чтение текста заставляет задуматься о значении родины в жизни каждого. Это не просто место, где человек живет, это самое ценное, по мнению Стивенсона. За родину можно отдать жизнь, не раздумывая ни минуты. Даже если анализировать произведение кратко, его основные мысли понятны. Вот почему баллада считается значимой для знакомства с темой патриотизма в средней школе. События, о которых писателю пришлось повествовать, трагичны, однако не лишены героизма. Именно поэтому текст не утрачивает актуальности и по-прежнему интересен читателю.

История написания

Баллада была написана Стивенсоном в Шотландии в 1880 г. В древности эту прекрасную горную страну населяли разные виды народностей — скотты, бритты, пикты. Об истории возникновения пиктов не знает никто. Первое упоминание о них в исторических источниках относят к 257 г. В этот период народ враждовал с Римом. Известно, что расцвет королевства пиктов пришелся на VIII в н. э. В начале следующего столетия их завоевали скотты. Память о народе осталась только в сохранившихся рисунках. Письменности и языка археологам обнаружить не удалось.

Идеей для сочинения Стивенсона стало средневековое предание под названием «Последний из пиктов». Оно передавалось из уст в уста в юго-западном графстве Галлоуэй, где, по сказаниям, пикты прекратили существование. Известно, что это были отважные воины. Завоеватели поражались их смелости и удивлялись, откуда в этих невысоких людях столько мужества и непокорности.

Пикты были известны из-за эля, который они варили на основе вереска. Узнать искусство приготовления напитка стремились представители другого племени, которое жило в стране. Однако народ передавал тайну от отца к сыну вместе со строгим наказом никому ее не открывать. Еще они строили красивые и мощные крепости по всей своей стране. Эту информацию из сказки о пиктах использовал в своей работе автор.

Дата первой публикации произведения на английском языке — 1890 г. На русский язык стих впервые перевел Николай Корнеевич Чуковский в 1935 г. Он был опубликован в журнале «Звезда» под названием «Вересковое пиво».

https://youtube.com/watch?v=Sljj4nHzLtE

Признаки жанра

Героическая баллада — популярный литературный жанр, который в России представлен прежде всего творчеством Жуковского. Ярчайшим примером является и «Вересковый мед»: анализ произведения следует продолжить описанием признаков, позволяющих причислить произведение именно к балладе. Вот основные из них:

Использование в качестве основы фольклорного сюжета.
Наличие героического пафоса, героев.
Противостояние двух героев — старика-пикта и безжалостного короля Шотландии.
Напевное звучание.

Экспозицией является хвалебная песнь верескового напитка, небольшой рассказ о нравах и особенностях племени пиктов. Завязка — нападение скоттов на чужие земли, уничтожение маленького народа. Развитием действия является попытка властного короля любой ценой выяснить рецепт уникального напитка. Также в эту часть текста следует включить пленение и допрос отца и сына. Кульминация — гибель юноши, которого по просьбе отца сбросили с обрыва. Наконец, развязка — признание старика в обмане, его сообщение, что тайна уникального напитка умрет вместе с ним.

Таким образом, тема борьбы пиктов и скоттов была мастерски обыграна Стивенсоном в форме баллады.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: