Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь», эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь» и сравнение – «горюешь, будто на часах».
Предыдущая
Анализ стихотворений«Летний вечер» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, метафоры, идея, история создания
Следующая
Анализ стихотворений«Низкий дом с голубыми ставнями» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – тема, год, идея
Тур VI.
«Продолжи стихотворение»
1. «У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
(«…И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом»).
2. «Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…»
(«Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном»).
3. «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..»
(«…Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня»).
4. «Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье…»
(«…Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье»).
5. «В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой…»
(«…Анчар, как гордый часовой,
Стоит — один во всей вселенной»).
6. «Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна…»
(«Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна»).
7. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
(«Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем»).
8. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…»
(«…Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа»).
Тема
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на её возраст.
Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Анализ стихотворения «Няне» Александра Пушкина 4 вариант
Во время ссылки в Михайловском 1824-1826 годов ( за вольнолюбивые стихи и увлечение атеизмом) поэт проводил много времени с Ариной Родионовной, записал много народных преданий с ее помощью. В этом псковском имении матери поэт находился под холодным, недружелюбным надзором собственного отца… И лишь старенькая няня дарила Александру Сергеевичу душевное понимание, любовь и моральную поддержку — не считая, конечно, его друзей, живших по соседству, в Тригорском.
В 1826 году, с воцарением Николая I, заканчивается вынужденное пребывание поэта в Михайловском, Пушкин наконец-то возвращается к свободному существованию, в столичное общество.
Но незаконченное послание к Арине Родионовне, написанное в это время, отражает свежие воспоминания поэта о радушном обществе любимой няни. Он не знает еще, что старушке осталось жить лишь два года. Поэтому стихотворение лишено драматизма, оно полно лишь нежности к его верной старенькой подруге.
Тема дружеской и материнской любви и преданности
Няня заменила Пушкину родительскую любовь и воплощала для него теплое, материнское начало, которое не смогла дать поэту родительница, Надежда Осиповна.
Няня стала Пушкину и заботливой второй мамой, и верным другом. Преданно она ждет его в своей деревенской глуши, и даже сравнивается в этом смысле с часовым, стоящим на посту:
Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах.
Она вяжет, но очень часто, занятая своим трудом, няня задумывается о своем любимом воспитаннике, и тогда невольно приостанавливается вязание:
И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
Родная мать никогда не скучала и не тревожилась по своему сыну Александру, а вот няня искренне заботилась и волновалась о нем, и поэт это знал, чувствовал.
Она «горюет» в разлуке поистине как настоящая мать, она полнится разнообразными мыслями и предчувствиями о будущем Александра Сергеевича.
Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь.То чудится тебе…
Художественные особенности
Перифраза «Подруга дней моих суровых» говорит о детстве Пушкина, которое было проведено под отстраненными взглядами родителей, которые заставляли малыша плакать от чувства своей отверженности и неприкаянности в отчем доме. Эти люди были ему родные по крови, но не по духу.
Реалистичность произведения отражена в простых деталях, которые не приукрашивают облик няни: у нее «наморщенные» руки, она «дряхлая».
Словосочетание «голубка дряхлая» совершенно ново для поэзии, неожиданно, непривычно, — такое мог сказать только Пушкин.
Также произведение отражает зародившуюся в поэте любовь к сельскому уединению. Он понял, насколько ограждение от общества способствует его творчеству: ведь за 2 года в Михайловской ссылке он написал так много произведений! Поэтому впоследствии он будет стремиться приехать сюда уже добровольно, чтобы писать. Поэт, вероятнее всего, поделился этими соображениями с няней, и потому в стихотворении она уже ждет его возвращения:
Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. (…)Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь (…)
Все стихотворение построено как описание Арины Родионовны, в нем нет ни строчки о самом лирическом герое
Тот полностью сосредоточил свое внимание не на себе, а на другом человеке — на своей няне. А та, в свою очередь, думает не о себе, а только о нем
Вот такой получился образ прекрасной, взаимной любви-дружбы.
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).
Дополнительные вопросы
1.На карточках написаны слова-архаизмы. Нужно подобрать для них слова, которые используются в современной жизни.
- Очи (глаза).
- Уста (губы)
- Перст (палец).
- Старче (старик).
- Чело (лоб).
2. Закончить предложения.
- Белка песенки поет, да орешки все… (грызет).
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому …(зверюшку).
- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне …(назло).
- В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною…(рыбкой).
3. Задание — тест.Определить правильный ответ.
- Вспомните имя сына царя Салтана?- Елисей, Додон, Гвидон (Гвидон).
- Что попросила старуха от рыбки в первый раз?-дворец, зеркальце, корыто (корыто).
- Сколько богатырей служило царю Гвидону?- 29, 30, 33 (33).
По окончании викторины сделаем активную паузу и попросим ребят показать руками:
- морские волны;
- как гордо ступала по волнам лебедь;
- как Балда крутил веревку в море;
- как старик тянул невод;
- как петушок махал крыльями.
После окончания викторины провести награждение победителей. Можно подарить книги или шоколад с репродукциями сказок Пушкина.
В основе свои сказок Пушкин положил народные сказки, которые слышал от своей няни. Переложенные в стихи, они легко читаются и любимы детьми.
Проведение викторины способствует воспитанию чувства товарищества и соперничества.В игре у детей рождаются положительные эмоциональные эмоции.
С помощью викторины развивается память детей, быстрота мышления. Викторину проводят как веселую познавательную игру.
С пятью сказками Пушкина знакомятся с дети в течение учебного года начальной школы. Ответы на подготовленные вопросы викторины помогут более глубокому усвоению полученных знаний о творчестве талантливого писателя.
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина 2 вариант
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.Тема стихотворения – воспоминания о няне.Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.Жанр – послание.Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь».Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
Тема
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «»дряхлой голубкой»», указывая, таким образом, на ее возраст.
Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры – ««подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь»«, эпитеты – ««голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «черный отдаленный путь»» и сравнение – ««горюешь, будто на часах»«.
Как звали няню Пушкина
Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия. В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в биографии Пушкина, что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.
Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной. Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.
Знакомство с семьёй поэта
В 1759 г. прадедушка Пушкина А. П. Ганнибал купил деревни вместе с людьми у графа Ф. Я. Апраксина. Жили Яковлевы очень бедно, и девушка попросилась на работу няней. В 1792 г. бабушка Пушкина М. А. Ганнибал берёт её в дом нянчить племянника Алексея. После рождения Ольги, первой внучки Марии Ганнибал, Арина переезжает в дом Пушкиных работать. Ольга была старше знаменитого брата на несколько лет, поэтому и няню они делили одну на двоих. Самыми тёплыми словами Ольга Сергеевна вспоминала Арину, как простого и преданного человека с открытой, исконно русской душой.
В возрасте 23 лет Арина вышла замуж за Фёдора Матвеева, простого крестьянина, который впоследствии скончался от пристрастия к алкоголю. Всё это время до 1811 года, до поступления юного Александра в лицей, няня провела с любимым «ангелочком», как она называла поэта. В 1818 г., когда скончалась бабушка Мария, Арина продолжает жить в семье Пушкиных в г. Петербурге, а на летнее время вместе с любимчиком Сашей отправляется в Михайловское. Няня окружает Александра заботой и любовью, чем заслуживает второе ласковое обращение: «мамушка».
Анализ стихотворения Пушкина «Няне» 1 вариант
В старину воспитанием детей в дворянских русских семьях занимались не гувернеры, а няни, которых обычно подбирали из крепостных крестьян. Именно на их плечи ложились повседневные заботы о барских малышах, которых родители видели не более нескольких минут в день. Именно так протекало детство поэта Александра Пушкина, который практически сразу же после рождения был передан на попечение крепостной крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Эта удивительная женщина впоследствии сыграла в жизни и творчестве поэта очень важную роль. Благодаря ей будущий классик русской литературы смог познакомиться с народными сказками и преданиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Более того, став взрослее, Пушкин доверял няне все свои секреты, считая ее своей духовной наперсницей, которая может и утешить, и подбодрить, и дать мудрый совет.
Арина Яковлева была закреплена не за конкретным поместьем, а за семьей Пушкиных. Поэтому когда родители поэта продали одно из своих имений, в котором проживала крестьянка, то забрали ее с собой в Михайловское. Именно здесь она прожила почти всю свою жизнь, изредка выезжая вместе с детьми в Петербург, где они проводили время с осени до весны. Когда Александр Пушкин окончил лицей и поступил на службу, его встречи с Ариной Родионовной стали редкими, так как поэт практически не бывал в Михайловском. Но в 1824 году он был сослан в родовое имение, где провел почти два года. И Арина Родионовна в этот непростой период жизни поэта была его самым верным и преданным другом.
В 1826 году Пушкин написал стихотворение «Няне», в котором выразил этой мудрой и терпеливой женщине свои признательность за все, что им вместе довелось пережить. Поэтому неудивительно, что с первых строк произведения поэт обращается к этой женщине достаточно фамильярно, но, вместе с тем, очень уважительно, называя ее «подругой дней моих суровых» и «дряхлой голубкой». За этими слегка ироничными фразами кроется огромна нежность, которую Пушкин испытывает к своей няне. Он знает, что эта женщина духовно намного ближе ему, чем собственная мать, и понимает, что Арина Родионовна беспокоится о своем воспитаннике, в котором души не чает.
«Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня», — с грустью отмечает поэт, понимая, что эта женщина до сих пор переживает о том, как же сложится его судьба. При помощи простых и емких фраз поэт рисует образ престарелой женщины, главной жизненной заботой которой по-прежнему остается благополучие «молодого барина», которого она по-прежнему считает ребенком. Поэтому Пушкин отмечает: «Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь». Поэт понимает, что его «старушка» каждый день проводит у окна в ожидании, когда же на дороге появится почтовая карета, в которой он приедет в родовое имение. «И медлят поминутно спицы в твоих морщинистых руках», — отмечает поэт.
Но при этом Пушкин понимает, что теперь у него совсем другая жизнь, и он не в состоянии бывать так часто в Михайловском, как того бы хотелось его старой няне. Поэтому, пытаясь оградить ее от постоянных тревог и волнений, поэт отмечает: «То чудится тебе…». Его последняя встреча с Ариной Родионовной произошла осенью 1827 года, когда Пушкин был проездом в Михайловском и даже толком не успел поговорить со своей кормилицей. Летом следующего года она скончалась в доме сестры поэта Ольги Павлищевой, и ее смерть очень сильно потрясла поэта, который впоследствии признался, что потерял своего самого верного и преданного друга. Арина Яковлева похоронена в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище, однако ее могила считается утерянной.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 247385
Проходили 182684 раза
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 ноября 2021 55359
Проходили 15660 раз
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
20 февраля 2022 45679
Проходили 22415 раз
Новый тест на кругозор и эрудицию: 20 занимательных вопросов для проверки ваших знаний…
HTML — код
18 февраля 2021 54094
Проходили 17976 раз
Тест: «Мое будущее. Каким оно будет?»
HTML — код
4 февраля 2022 22973
Проходили 7838 раз
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
12 марта 2021 40537
Проходили 14302 раза
Тест: Насколько вы харизматичны?
HTML — код
31 мая 2021 29797
Проходили 9440 раз
Тест: Кто ты из Mortal Kombat?
HTML — код
23 марта 2021 84427
Проходили 28712 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
8 января 2021 30496
Проходили 8260 раз
Тест: Кто ты из «Холодного сердца»?
HTML — код
8 февраля 2022 35813
Проходили 13253 раза
Тест о жизни в СССР: 20 вопросов для тех, кто старше сорока лет…
HTML — код
3 февраля 2021 72256
Проходили 23956 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
11 октября 2021 21932
Проходили 3506 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
31 марта 2021 106310
Проходили 20387 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
17 февраля 2021 62181
Проходили 18871 раз
Тест: Какой у тебя характер?
HTML — код
25 марта 2021 58122
Проходили 16198 раз
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
27 января 2022 32484
Проходили 12214 раз
Тест: Кто ты из певцов?
HTML — код
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
7 мая 2021 22156
Проходили 5664 раза
Тест на женственность
HTML — код
10 декабря 2020 3457
Проходили 1006 раз
Федор Достоевский «Преступление и наказание». Тест: насколько хорошо Вы знаете сюжет романа?
HTML — код
22 июня 2021 14134
Проходили 2272 раза
Тест на математические способности
HTML — код
12 января 2021 47372
Проходили 6073 раза
Тест: Какая профессия тебе подходит?
HTML — код
24 июня 2020 33507
Проходили 6681 раз
Тест на знание PUBG Mobile
HTML — код
13 декабря 2021 4533
Проходили 1139 раз
Тест по биографии Достоевского Ф. М.
HTML — код
17 ноября 2021 18507
Проходили 6371 раз
STANDOFF 2
HTML — код
3 ноября 2021 3831
Проходили 253 раза
Тест: Электромагнитные волны
HTML — код
1 ноября 2021 6403
Проходили 904 раза
Тест: А. П. Чехов, биография и творчество
HTML — код
27 апреля 2021 36631
Проходили 7742 раза
Тест: Екатерина II
HTML — код
1 февраля 2022 6830
Проходили 1870 раз
Тест на комплексы
HTML — код
10 июня 2021 5009
Проходили 156 раз
Викторина по сказкам Ганса Христиана Андерсена
HTML — код
3 июня 2021 19531
Проходили 3866 раз
Тест: Пьеса «На дне», Горький М.
HTML — код
15 декабря 2020 20530
Проходили 2509 раз
Продолжи фразу из известных фильмов
HTML — код
5 ноября 2021 18213
Проходили 5021 раз
Тест: «Пищеварение»
HTML — код
26 августа 2021 4140
Проходили 220 раз
Увлекательная викторина по Чуковскому К. И.
HTML — код
Показать еще больше