Читательский дневник по русской народной сказке «По щучьему велению»
Название: «По щучьему велению, по моему хотению».
Число страниц: 5.
Жанр произведения: волшебная сказка.
Главные герои: Емеля, Царь, Царевна.
Второстепенные герои: щука, невестки, офицер, вельможа.
Характеристика главных героев:
Емеля — простой парень.
Ленивый, но добрый.
Пощадил щуку и выпустил её в реку.
Хитрый и ловкий.
Проучил царя.
Царь — требовательный и капризный.
Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.
Вовремя признал свою неправоту.
Марья-царевна — красивая и верная девушка.
Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.
Характеристика второстепенных героев:
Щука — добрая и благодарная.
Невестки — посылали парня работать.
Офицер, вельможа — приглашали Емелю к царю.
Краткое содержание сказки «По щучьему велению»
Послали невестки Емелю за водой, а тот щуку в проруби поймал.
Щука пообещала парню исполнять его желания, и дурачок отпустил её.
Теперь вёдра сами шли за водой, а дрова рубились.
Однажды поехали сани в лес и подвали много народу.
Послал царь офицера привести дурачка.
Но офицера дубинка побила.
Послал царь вельможу и тот гостинцами сманил дурачка.
Пожелал Емеля, чтобы царевна в него влюбилась.
Осерчал царь, велел молодых в бочку бросить.
Но дурачок пожелал на берег, а потом дворец, да и сам красавцем стал.
Начал Емеля царю войной грозить, тот испугался и дал согласие на брак.
План сказки:
- Щука в проруби.
- Вёдра идут сами.
- Дрова рубятся.
- В лес на санях.
- Недовольство царя.
- Офицер и вельможа.
- Влюблённая Марья.
- В бочке.
- Дворец.
- Красавец.
- Свадьба.
Основная мысль сказки «По щучьему велению»
Главная мысль сказки заключается в том, что человек — сам кузнец своего счастья.
Основная идея сказки в том, что нужно уметь оказаться в правильном месте и использовать свой шанс.
Чему учит сказка
Сказка учит быть внимательным и добрым.
Учит слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.
Учит верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.
Краткий отзыв о сказке «По щучьему велению» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что дуракам часто везёт совершенно незаслуженно.
Герой сказки получил всё, не сделав для этого почти ничего. Он просто отпустил рыбу.
Это интересная и смешная сказка.
В ней говорится о том, что надо уметь воспользоваться случаем.
Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но свою выгоду видел сразу.
Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи, а самим что-то делать.
Пословицы к сказке
- У лодыря, что ни день, то лень.
- Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка.
- Не ленись, а трудись.
- Одна удача идёт, другую ведёт.
- Всё глупому удастся.
Словарь неизвестных слов
- Прорубь — отверстие во льду.
- Вельможа — знатный офицер.
- Дивится — удивляется.
- Давеча — недавно.
- Кафтан — мужская длинная накидка.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Баба-яга»
- «Белая уточка»
- «Василиса Прекрасная»
- «Волк и семеро козлят»
- «Волшебная водица»
- «Волшебная дудочка»
- «Волшебное кольцо»
- «Гуси-лебеди»
- «Два мороза»
- «Зимовье»
- «Иванушка-дурачок»
- «Иван-царевич и Серый Волк»
Библиотека сказок пополняется.
Викторина по сказкам
1. Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)
2. Яблоки, продлевающие здоровье и молодость (Молодильные).
3. Дерево, чаще всего встрещающееся в сказках (Дуб).
4. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри (Меч).
5. Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка).
6. Кот в русских народных сказках (Баюн).
7. Животное , в которое была заколдована Кащеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
8. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).
9. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса.(Леший).
10. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
11. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).
12. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? (Каша из топора).
13. В какой сказке говорится про то,как заяц стал бомжом, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? (Заячья избушка).
14. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).
15. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?(Колобок).
16. Что использовали герои сказок вместо навигатора? (Клубок).
17. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
18. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла).
19. Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).
20. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей? (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)
21. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям? (Полцарства, дочь).
22. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).
23. Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река).
24. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).
25. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне —
И женился на царевне. (Емеля).
26. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица).
27. В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук (лап) при очень большом урожае? (Репка).
28. Сколько человек тянуло репку? (Три).
29. По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному).
30. «Не откроем мы тебе дверь, — закричали они. — Ты не матушка наша, у той голос добрый и тонкий, а твой толстый». (Волк и семеро козлят).
31. Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок).
32.Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
33. «Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не жищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко». (Снегурочка).
34. В какой сказке живут два шагающих ведра? (По щучьему велению).
35. Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!» (Медведь и мужик).
Викторина по английским сказкам для начальной школы, 20 вопросов с ответами
С помощью сказок ученики начальных классов приобщаются к наследию народа, получают знания относительно общечеловеческих ценностей, узнают моральные ценности. Не зря говорят, что образованный человек — это человек, который знает не только свою историю, литературу, но и знаком с литературными произведениями других народов. Ведь моральные ценности — они общие для всех народов.
Чтобы проверить, как ориентируются ученики в произведениях зарубежных писателей, можно провести уроки-викторины.
Задания для викторины:
По описанию угадайте, о каком сказочном герое рассказывается в загадке
Посмотрите на иллюстрацию. Угадайте, к какому произведению она нарисована
Ответ: Мэри Поппинс
Ответ: Маугли
Ответ: Винни-Пух и все-все-все
Вопросы для викторины:
- Маленький малыш случаем судьбы остается один в лесу. Его воспитывают лесные животные. Лучшими его друзьями становятся медведь, пантера, удав. До своего совершеннолетия мальчик не может понять, почему он отличается от своих собратьев. О каком герое идет речь? (Ответ: Маугли)
- Как назывались те правила, по которым жили представители джунглей в сказке Р. Киплинга Маугли»? (ответ: Закон джунглей)
- Какие слова помогали Маугли найти общий язык с разными животными, которые проживали в джунглях? (Ответ: «Мы с тобой одной крови, ты и я»)
- У Р. Киплинга есть небольшая сказка о кошке. Эта сказка так и называется, «Кошка, которая…». Продолжите название произведения? (Ответ: гуляла сама по себе)
- Сколько было лет главному герою Киплинга, когда он вернулся к людям? (Ответ: 17 лет)
- Героиня Киплинга Багира называла его Красным цветком. О чем идет речь? (Ответ: об огне)
Это скромный, веселый герой А.Милна, который очень любит мед. Он дружелюбен. Поэтому дружит даже со слонопотамом, которого очень боялся. А еще он — преданный друг. О каком персонаже идет речь? (Ответ: Винни-Пух).
- Как звали друга Винни-Пуха, который остался «с хвостиком»? (Ответ: ослик Иа)
- Винни-Пух очень любил мед. Поэтому он всегда старался его найти. Однажды он отправился за медом с шариком. А какого цвета был этот шарик? Какую роль он должен был выполнить? (Ответ: синего цвета, чтобы был похож на тучку)
- В произведении А.Милна есть необычный корабль, который Кристофер Робин назвал «Мудрость Пуха». А какой предмет выступил в качестве этого корабля? (Ответ: перевернутый зонтик Кристофера Робина)
Главная героиня этого произведения Л. Кэрролла попала в Страну чудес. А как ее звали? (Ответ: Алиса)
Алиса попала в Страну сказок через необычную дверь. А что выступило в роли такой двери? (Ответ: кроличья нора)
- Этот персонаж Л.Кэрролла не сидел за столом во время безумного чаепития. Кто это? (Ответ: Чеширский Кот)
- В сказке Алиса попробовала кондитерское изделие, с помощью которого можно было увеличить или уменьшить свой рост. Что это было за вкусное изделие? (Ответ: пирожок)
- В этом море чуть не утонула главная героиня Л.Кэрролла Алиса. А из чего было это море? (Ответ: море из ее собственных слез)
- Какая птица выполняла роль клюшки, когда Алиса играла с Королевой в крокет? (Ответ: фламинго)
- Семья Бэнксов проживает на улице Черешневой где-то в пригороде Лондона. Однажды из дома уходит няня, которая присматривала за детьми. И тогда появляется новая няня. А как ее зовут? (Ответ: Мэри Поппинс)
- Мэри Поппинс появилась в семье Бэнксов необычным образом. Как она попала в дом? (Ответ: ее принес восточный ветер)
- Дядя Альберт Паррик из произведения про Мэри Поппинс говорил о том, что когда его день рождения попадает на пятницу, то он находится в приподнятом настроении, что готов…. Что он готов сделать? (Ответ: взлететь)
- Какая героиня произведений говорит: «Все хорошее когда-нибудь кончается» (Ответ: Мэри Поппинс)
Как еще можно подготовиться к проведению викторины
Каких-либо строгих ограничений для проведения викторины по сказкам для начальной школы нет, хотя при организации подобных мероприятий вообще нет никаких ограничений. Самое главное, чтобы детям понравился такой урок и они хотели с удовольствием участвовать в подобных уроках. Примеры вопросов для викторины, какие еще можно использовать для проведения литературной сказочной викторины проведем ниже.
Вопросы на внимательность можно задавать детям по любому произведению. Например, по «Денискиным рассказам» можно задавать вопросы, которые не сильно отражают содержание книги, но внимательный читатель обязательно заметит такие нюансы. Вот некоторые вопросы (и ответы к ним), какие можно задавать школьникам.
-
У Дениски был самосвал, которого он выменял на что-то другое. Что это было и зачем он это сделал? (правильный ответ – на светлячка, потому что он живой и светится).
Можно оставить вопросы без вариантов ответов и ждать ответ от учеников, а можно к правильному придумать несколько неправильных вариантов и дать школьникам право выбора.
- В книге повествование разбито на главы. Как звучит самое короткое название? (правильный ответ – «Бы»)
- Какое время провел под кроватью главный герой и почему? (правильный ответ – под кроватью Дениска провел 20 лет, такой вывод можно сделать по названию главы «20 лет под кроватью»)
- Какой подарок сделал Дениска своему другу на день рождения? (правильный ответ – Дениска подарил другу гусиное перо)
- С какой буквой у главного героя были логопедические проблемы? (правильный ответ – с буквой Ш, в главе «Заколдованная буква» описываются истории, связанные с ней).
Подобные вопросы можно задавать совершенно к любым сказкам и детским рассказам. Нужно взять книгу, читать ее и находя какие-нибудь мелкие факты в описании, ставить к ним вопросы.
Можно организовать вопросы к викторине в блок «Угадай, кто это?» Для этого в текстах сказок нужно находить описания персонажей, но не упоминать в описании, кто это именно. На этот вопрос должны будут ответить школьники. Вот несколько примеров.
- Он не мог охотиться на диких животных, потому что хромал на одну ногу с самого рождения. О ком идет речь? (правильный ответ – это тигр Шер-хан из «Маугли»)
- Она отважна, бесстрашна и хитра. В сказке ее одновременно сравнивают с диким буйволом, раненым слоном и шакалом. Ее шерсть мягкая и нежная, а голос сладок. Кто это? (правильный ответ – это пантера Багира из «Маугли»)
- Чтобы перевоплотиться в другое существо, ему нужно было произнести волшебное слово. Чтобы не забыть его, ему поставили условие, не смеяться. Однажды он забыл о предупреждении и навсегда остался заколдованным. О ком идет речь и что это за волшебное слово? (правильный ответ – Калиф из сказки «Калиф-аист», слово «Мутабор»)
- «…Бирелья-турелья, пикапу-трикапу, скорики-морики, буридакль-фуридакль…» Кого можно было вызвать, произнося эти магические заклинания? (правильный ответ – летучих обезьян из «Волшебника изумрудного города»)
- Он пролежал на печи тридцать лет и три года. О ком речь? (правильный ответ – о богатыре Илье Муромце)
На самом деле, таких вопросов можно составить множество. Учителя могут проводить викторины не по всем сказкам, а по изученному материалу, по списку той литературы, которую задавали детям для летнего чтения. Можно проводить интеллектуальные состязания между учениками одного класса, а можно устраивать литературные соревнования между школьниками целой параллели. Потому что чтение – это и интересное времяпровождение, и развитие мыслительных процессов, и расширение кругозора.
Вопросы блока «Кто автор?»
Часто школьники совершенно не задумываются о том, что нужно знать автора той или иной сказки, да и книги вообще. Поэтому учителя начальной школы должны делать акцент учащихся на том, что у книги есть автор и эту информацию нужно запоминать или хотя бы прочитывать. В последствии дети научатся угадывать автора произведения по характерным признакам его подачи материала.
Предлагаем несколько вопросов с вариантами ответов для этого блока викторины. Их можно называть детям устно или предложить карточки, в которых нужно будет отметить правильный вариант. В первом случае о результате можно судить по количеству правильных ответов за определенный отрезок времени, во втором – по количеству правильно отмеченных карточек.
-
Кто автор сказки «Золушка»?
варианты ответов- В. Гауф
- Г. Х. Андерсен
- Ш. Перро
- бр. Гримм
правильный ответ – Ш. Перро (хотя в некоторых интернет-публикациях можно столкнуться с другой информацией, где авторство этого произведения принадлежит братьям Гримм).
-
Кто написал сказку о Мойдодыре?
варианты ответов- А. Барто
- С. Маршак
- А. Пушкин
- К. Чуковский
правильный ответ – К. Чуковский
-
Автором известной сказки «Русалочка» является
варианты ответов- В. Бианки
- А. Волков
- Дж. Родари
- Г. Х. Андерсен
правильный ответ – Г. Х. Андерсен
-
Сказку про деревянного мальчика Буратино написал
варианты ответов- Л. Толстой
- П. Бажов
- А. Толстой
- Н. Носов
правильный ответ – А. Толстой
-
Кто автор сказки про Маугли?
варианты ответов- А. Волков
- Дж. Родари
- Р. Киплинг
- А. Милн
правильный ответ – Р. Киплинг
-
Сказку о царе Салтане написал
варианты ответов- П. Ершов
- И. Крылов
- А. Чехов
правильный ответ – А. Пушкин
-
Персонажа из одноименной сказки с «двумя горбами и аршинными ушами» Конька-Горбунка придумал
варианты ответов- А. Пушкин
- А. Чехов
- П. Ершов
- К. Чуковский
правильный ответ – П. Ершов
-
Автор сказки «Огниво» — это
варианты ответов- Ш. Перро
- бр. Гримм
- Г. Х. Андерсен
- Дж. Родари
правильный ответ – Г. Х. Андерсен
-
Автором «Горшочка каши» является
варианты ответов- бр. Гримм
- Н. Носов
- В. Катаев
- И. Крылов
правильный ответ – бр. Гримм
-
Сказку о Спящей Красавице написал
варианты ответов- Г. Х. Андерсен
- бр. Гримм
- Ш. Перро
- А. Пушкин
правильный ответ – Ш. Перро