Краткое содержание русская народная сказка «ДВА ИВАНА-СОЛДАТСКИХ СЫНА».
«В некотором царстве, в некотором государстве» призвали мужика в армию. Перед уходом он дал жене наставления по хозяйству, а также оставил 50 рублей для ребёнка, который должен был вскоре родиться. Спустя три месяца женщина родила «двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями». Когда выросли Иваны, взяли они отцовские деньги «пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата» и отправились в город покупать себе коней. Им понравились только два могучих жеребца, но стоили они слишком дорого. По дороге домой братья повстречали старичка. Они поведали ему о своём горе: есть чудесные кони, да денег на них нет совсем. Старичок сжалился над молодцами и подарил им двух богатырских коней. На следующий день Иваны вновь решили отправиться в город, чтобы купить себе по сабле.
Они заказали кузнецу такие сабли, «чтоб по триста пудов весили», но никто не брался выковать такое орудие. По дороге домой приунывшие братья вновь встретили вчерашнего старичка. И в этот раз он решил помочь им: подошёл к «большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли». Поблагодарили братья доброго старичка и вернулись домой. На следующее утро Иваны попрощались с матерью и отправились в дальний путь. Вскоре доехали они до двух столбов, на которых было указано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет» и «Кто влево поедет, тот убит будет». Братья решили разделиться и перед разлукой обменялись платками: если на платке появится кровь, значит, один из братьев убит и нужно отыскать его тело.
Тот Иван, что пошёл направо, оказался вскоре в царстве. Он так полюбился царю, что тот отдал ему в жёны свою единственную дочь, царевну Настасью Прекрасную и разрешил править царством. Жизнь у Ивана стала похожа на сказку. Второй Иван, что налево пошёл, вскоре оказался в столице незнакомого государства, а в том «государстве печаль великая: дома чёрным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются». Он выяснил, что змей с двенадцатью головами потребовал на съедение принцессу, которую уже приковали к скале у моря. Отважный богатырь отправился к морю, разрубил цепи и освободил царевну.
Сам же стал змея дожидаться. Отрубив змею все двенадцать голов, Иван заснул и проспал три дня. Тем временем царь отправил к скале водовоза, чтобы тот привёз косточки принцессы. Но коварный водовоз, увидев принцессу живой, пригрозил ей острым ножом и приказал сказать царю, будто это он одолел змея. Узнав о том, что дочь осталась жива, «царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником». Но вскоре приключилась новая беда: другой двенадцатиглавый змей потребовал среднюю царскую дочку. Пришлось и в этот раз Ивану спасать девушку от змея. После тяжёлой битвы он вновь крепко заснул, а хитрый водовоз, запугав принцессу, объявил себя её спасителем и стал генералом. Объявился третий змей, ещё страшнее прежних своих собратьев. Царю ничего не оставалось, как отдать ему на растерзание свою младшую дочь. Однако Иван вовремя пришёл на помощь и одолел змея. Водовоз же и в этот раз хотел всех обмануть, но Иван показал платочек, оставленный ему царевной.
Обманщика казнили, а Иван женился на царевне. Тем временем первый Иван отправился на охоту и увидел в лесу прекрасный дворец. Там жила «красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Неожиданно она превратилась в львицу и проглотила царевича. Второй Иван увидел, что платок брата весь в крови и отправился на помощь. Отыскав дворец, он заставил красную девицу выплюнуть проглоченного брата. Тогда Иван достал «два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал». Девицу же он пожалел и не стал убивать. Вернулись братья к своим жёнам и стали жить в любви и согласии.
Викторина по сказке «О мертвой царевне и о семи богатырях»
- Какое волшебное свойство зеркальца ? говорить).
- Почему злая царица рассердилась на зеркальце? (оно сообщило, что падчерица ее красивее).
- Где оставила Чернавка царевну? (в лесу).
- Отправился ли королевич искать невесту? (отправился).
- В чьем лесном доме, стала жить девушка? (у семи богатырей).
- Чем отравила царевну мачеха? (яблоком).
- Куда поместили богатыри царевну, когда она уснула? (в гроб из хрусталя).
- Кому удалось пробудить царевну? (королевичу Елисею).
- Что случилось с мачехой в конце сказки? (умерла).
- Чьи это слова? «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло» (злая царица).
Дополнительные вопросы, стимулирующие детей к анализу и выводам.
- Хорошо ли живется злым и завистливым людям? (плохо).
- С кого не надо брать пример? (с царицы).
Старичок дарит лошадей
Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо не здороваясь, да уж после один спохватился: «Ах, братец, что ж это мы наделали? Старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся». Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят: «Прости нас, дедушка, что прошли не здороваясь. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать». — «Спасибо, добрые молодцы! Куда вас бог носил?» — «В город на ярмарку ходили; хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились». — «Как же быть? Нешто подарить вам по лошадке?» — «Ах, дедушка, если подаришь, станем за тебя вечно бога молить». — «Ну пойдемте!» Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней: «Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!» Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой; приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать: «Что, детушки, купили себе по лошадке?» — «Купить не купили, даром получили». — «Куда ж вы их дели?» — «Возле избы поставили». — «Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!» — «Нет, матушка, не таковские кони: не то что увести, и подойти к ним нельзя!» Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами: «Ну, сынки, верно вы не кормильцы мне».
На другой день просятся сыновья у матери: «Отпусти нас в город, купим себе по сабельке». — «Ступайте, родимые!» Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру. «Сделай, — говорят, — нам по сабельке». — «Зачем делать! Есть готовые; сколько угодно — берите!» — «Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили». — «Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!» Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили; идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается. «Здравствуйте, младые юноши!» — «Здравствуй, дедушка!» — «Куда ходили?» — «В город, на кузницу; хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись». — «Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?» — «Ах, дедушка, коли подаришь, станем за тебя вечно бога молить». Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало! Приходят домой, мать спрашивает: «Что, детушки, купили себе по сабельке?» — «Купить не купили, даром получили». — «Куда ж вы их дели?» — «Возле избы поставили». — «Смотрите, как бы кто не унес!» — «Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя». Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит: «Ну, сынки, верно вы не кормильцы мне».
Наутро Иваны солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, богу молятся, с родной матерью прощаются: «Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю». — «Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте». — «Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!» Сели добрые молодцы на коней и поехали.
Близко ли, далеко, долго ли, коротко, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет». Остановились братья, прочитали надписи и призадумались; куда кому ехать? Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется! Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому: «Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться? А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!» Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.
Викторина с ответами для младших школьников на тему «Сказки А. Н. Толстого»
Вопросы
1. Имя березки из сказки «Топор». (Люлинька.)
2. О чем спорили серые воробьи из сказки «Воробей»? (Кто из зверей страшнее.)
3. Без чего птичку не поймать в сказке «Жар-птица»? (Без сундучка хрустального.)
4. Назовите игру, в которую играли Петечка и домовова дочка в сказке «Снежный дом». («Представленыши».)
5. Что представилось во сне псу из сказки «Полкан»? (Три жулика с волчьими головами.)
6. Назовите место, где лежала страшная картинка, из сказки «Прожорливый башмак». (Под комодом.)
Русалочьи сказки
7. В кого превратилась Марья, не послушавшись брата, из сказки «Иван да Марья»? (В липку.)
8. Назовите имя деда, поймавшего русалку, из сказки «Русалка». (Семен.)
9. Кто помог Море отыскать Дуничку из сказки «Кикимора»? (Старый леший.)
10. 3а что сказали спасибо мужик с бабой дикому куру из сказки «Дикий кур»? (За червонцы.)
11. Кто держал в плену весеннюю царевну из сказки «Иван- царевич и Алая-Алица»? (Жиж.)
12. Что попросил мужичок у звериного царя из сказки «Звериный царь»? (Силу.)
13. В кого превратился странник из сказки «Странник и змей», чтобы одолеть змея? (В петуха.)
14. Что осталось от Василисы и соломенного жениха людям добрым из сказки «Соломенный жених»? (Рожь и васильковые цветы.)
15. Почему Полевик из сказки «Полевик» на току, где рожь молотят, всё ворчал на парней да девок? (Спят, а рожь не домолотили.)
16. Зачем понадобилось ведьмаку гасить звезды в сказке «Ведьмак»? (Хмара и темень на земле идет на деревню людям вредить.)
17. Какую работу выполнял мужик у водяного в сказке «Водяной»? (Баклуши бил из осиновых чурбанов.)
Сорочьи сказки
18. От чего у сороки из сказки «Сорока» на животе все перья повылезли? (От жадности.)
19. Почему мышка из сказки «Мышка» никогда ни о чем не думает? (Мозг меньше горошины.)
20. Кто хотел съесть ежа в сказке «Еж»? (Глупый теленок.)
21. Кто выгнал лису из леса в сказке «Лиса»? (Еж, дятел да ворона.)
22. Где спрятался заяц от волка в сказке «Заяц»? (В дупле сосны.)
23. Что отдал кот из сказки «Кот Васька» по уговору старой колдунье за железные зубы? (Хвост.)
24. О чем думал петух, когда его несли рубить голову, из сказки «Мудрец»? (Пойдет дождь или не пойдет.)
25. Назовите имя братца и сестры из сказки «Грибы». (Иван и Косичка.)
26. Кто помог грачонку добраться к раку на свадьбу в сказке «Рачья свадьба»? (Красноперый окунь.)
27. Назовите тараканью мудрость из сказки «Порточки». («Хоть одни и трухлявые, а все-таки порточки».)
28. Где жили петушки — красные головки, крылышки золотые из сказки «Петушки»? (На деревянной ставне избушки Бабы-Яги.)
29. Как прозвали люди старика из сказки «Мерин»? (Хвостырь.)
30. Какое объявление сделал горшок из сказки «Горшок»? («Варить щей больше не желаю, у меня в боку трещина».)
31. От кого верблюд из сказки «Верблюд» узнал, что он страшный? (От воробья.)
32. От каких бед защищал найденный мужиком камень кур из сказки «Куриный бог»? (От ночи, от немочи, от росы, от лисиной слезы.)
33. Кого разбудили жуки, ужишки, комары да мышки из сказки «Муравей»? (Летучую мышь.)
34. Кто испортил «великое произведение» свиньи из сказки «Картина»? (Маляр.)
35. Кого должна была остерегаться во сне Маша из сказки «Маша и мышки»? (Черного кота.)
36. Как звали сына князя Чурила и Натальи из сказки «Синица»? (Заряслав.)
37. Какую примету оставил на дороге старик своим дочерям, чтобы те нашли его в лесу, в сказке «Медведь и три сестры»? (Стружки.)
Список сказок для викторины
«Топор». «Еж».
«Воробей». «Лиса».
«Жар-птица». «Заяц».
«Снежный дом». «Кот Васька».
«Полкан». «Мудрец».
«Прожорливый башмак». «Грибы».
«Иван да Марья». «Рачья свадьба».
«Русалка». «Порточки».
«Кикимора». «Петушки».
«Дикий кур». «Мерин».
«Иван-царевич и Алая-Алица». «Горшок».
«Звериный царь». «Верблюд».
«Странник и змей». «Куриный бог».
«Соломенный жених». «Муравей».
«Полевик». «Картина».
«Ведьмак». «Маша и мышки».
«Водяной». «Синица».
«Мышка». «Медведь и три сестры».
Дополнительные вопросы
1.На карточках написаны слова-архаизмы. Нужно подобрать для них слова, которые используются в современной жизни.
- Очи (глаза).
- Уста (губы)
- Перст (палец).
- Старче (старик).
- Чело (лоб).
2. Закончить предложения.
- Белка песенки поет, да орешки все… (грызет).
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому …(зверюшку).
- Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне …(назло).
- В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною…(рыбкой).
3. Задание — тест.Определить правильный ответ.
- Вспомните имя сына царя Салтана?- Елисей, Додон, Гвидон (Гвидон).
- Что попросила старуха от рыбки в первый раз?-дворец, зеркальце, корыто (корыто).
- Сколько богатырей служило царю Гвидону?- 29, 30, 33 (33).
По окончании викторины сделаем активную паузу и попросим ребят показать руками:
- морские волны;
- как гордо ступала по волнам лебедь;
- как Балда крутил веревку в море;
- как старик тянул невод;
- как петушок махал крыльями.
После окончания викторины провести награждение победителей. Можно подарить книги или шоколад с репродукциями сказок Пушкина.
В основе свои сказок Пушкин положил народные сказки, которые слышал от своей няни. Переложенные в стихи, они легко читаются и любимы детьми.
Проведение викторины способствует воспитанию чувства товарищества и соперничества.В игре у детей рождаются положительные эмоциональные эмоции.
С помощью викторины развивается память детей, быстрота мышления. Викторину проводят как веселую познавательную игру.
С пятью сказками Пушкина знакомятся с дети в течение учебного года начальной школы. Ответы на подготовленные вопросы викторины помогут более глубокому усвоению полученных знаний о творчестве талантливого писателя.
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
1. Почему царь взял в жены третью девицу? 2. Кем назначил царь остальных двух девушек? 3. Почему сестры пытались навредить царице? 4. Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане? 5. Как им удалось спастись? 6. Что необычного происходило с мальчиком во время плавания по океану? 7. Какое оружие смастерил царевич? 8. Какую птицу он спас от коршуна? 9. Каким был первый подарок царевичу от лебедь – птицы? 10. Почему грустил князь Гвидон после отплытия купцов? 11. В каких насекомых превращала лебедь князя, чтобы он смог навестить отца? 12. Что мечтал перенеси из леса Гвидон в свой город? 13. Из какого материала князь построил белочке дом? 14. Кого прислала лебедь для охраны города? 15. Как выглядела царевна, превратившаяся из лебедя? 16. Посетил ли царь Салтан чудный город князя Гвидона? 17. Кто был против поездки царя? 18. Чему обрадовался царь Салтан больше всего при посещении чудо – города? 19. Что стало с сестрами царицы и Бабарихой? 20. Как отпраздновали герои радостную встречу?
Ответы: 1. Обещала родить богатыря. 2. Ткачихой и поварихой.3. Они ей завидовали. 4. Обманом… 5. Волна выбросила бочку на берег. 6. Очень быстро рос. 7. Лук. 8. Лебедя. 9. Город. 10. Хотел увидеть отца. 11. В комара, в муху, в шмеля. 12. Чудо-ель и поющую белку. 13. Из хрусталя. 14. Своих братьев (33 богатыря) и Черномора. 15. Очень красивая, месяц под косой … 16. Да. 17. Бабариха, повариха и ткачиха. 18. Что его жена и сын живы. 19. Их простили и отпустили домой. 20. Устроили пир.
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»
1. В каком месте поп решил «присмотреть товару»? 2. Кто заговорил с попом? 3. Какого работника искал поп? 4. Что должен делать работник в хозяйстве попа? 5. Какую оплату попросил Балда за год работы? 6. Хорошим ли работником был Балда? 7. Почему Балда нравился всем, кроме попа? 8. Куда посоветовала попадья своему мужу отправить Балду? 9. Где жили черти? 10. Что придумали черти, чтобы не отдавать оброк Балде? 11. Кто бежал вместо Балды вокруг моря? 12. Куда пообещал забросить Балда палку черта? 13. Сколько шагов сделал чертенок с поднятой лошадью? 14. Как Балда перехитрил черта в испытании с лошадью? 15. Удалось ли работнику получить у чертей оброк? 16. Сколько мешков оброка принес Балда? 17. Обрадовался ли поп оброку? 18. Что случилось с попом от первого щелчка? 19. Как подействовал на попа второй щелчок? 20. Что стало после третьего щелчка с попом? 21. За что был наказа поп?
Ответы: 1. На базаре. 2. Балда. 3. Недорогого. 4. Готовить еду, работать с деревом и ухаживать за лошадьми.5. Три щелчка. 6. Хорошим. 7. Поп боялся расплаты. 8. К чертям за оброком. 9. В море. 10. Испытания. 11. Зайцы. 12. За тучку. 13. Два. 14. «Поднял» лошадь ногами – сел и поехал. 15. Да. 16. Один. 17. Нет. 18. Подпрыгнул до потолка. 19. Поп онемел. 20. Вышибло ум. 21. За жадность.
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»
1. Как звали царя, жившего в тридевятом царстве? 2. Как он вел себя с соседними царствами? 3. Как стали поступать соседи, когда царь состарился? 4. К кому за помощью обратился старый и уставший государь? 5. Что подарил мудрец царю? 6. Как работал подарок? 7. Что пообещал царь мудрецу за помощь? 8. Справлялся ли петушок со своей работой? 9. С какой стороны пришла беда? 10. Кто повел войска на сражение? 11. Сколько сыновей было у царя? 12. Почему старый государь вынужден был сам вести войско на восток? 13. Сколько дней было войско в пути? 14. Что случилось с царскими сыновьями и их войсками? 15. Кто вышел из богатого шатра? 16. Почему царь недолго горевал по убитым сыновьям? 17. Как долго пировал царь с молодой царицей? 18. С какой дерзкой просьбой обратился к государю мудрец? 19. Выполнил ли его просьбу разгневанный царь? 20. Как царь погиб?
Ответы: 1. Дадон. 2. Обижал. 3. Совершали набеги на его царство. 4. К мудрецу – звездочету. 5. Золотого петушка. 6. Поворачивался и кричал туда, откуда грозила опасность. 7. Исполнить желание. 8. Да. 9. С востока. 10. Старший сын царя. 11. Два. 12. Сыновья не вернулись. 13. Восемь. 14. Погибли. 15. Шамаханская царица. 16. Он про них забыл. 17. Неделю. 18. Подарить царицу. 19. Нет. 20. Его клюнул золотой петушок.
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1. Сколько месяцев царица ждала, не отходя от окна мужа? 2. Кто родился в царской семье? 3. Что случилось с царицей? 4. Какой необычный предмет был у новой жены царя? 5. О чем каждый раз спрашивала зеркальце царица? 6. Почему зеркальце оказалось брошенным под лавку? 7. Что приказала злая мачеха сделать служанке с царевной? 8. Почему девушка осталась жива? 9. Кто отправился на поиски царевны? 10. У кого девушка нашла приют? 11. В кого превратилась злая мачеха, чтобы погубить царевну? 12. Кто пытался защитить девушку? 13. Какой отравленный предмет дала колдунья царевне? 14. Что случилось с девушкой? 15. Как поступили со своей гостьей богатыри? 16. К кому обращался за помощью Елисей? 17. Как ожила царевна? 18. Что сделала с волшебным зеркальцем злая царица, когда узнала, что девушка ожила и стала еще красивее? 19. Что стало со злой мачехой, когда она увидела падчерицу? 20. Чем закончилась сказка?
Ответы: 1. Девять. 2. Девочка. 3. Она умерла. 4. Говорящее зеркало. 5. О своей красоте. 6. Ответом разозлило царицу. 7. Оставить связанную в лесу. 8. Служанка ее пожалела. 9. Королевич Елисей. 10. У семи богатырей. 11. В нищую старуху. 12. Пес Соколко. 13. Яблоко. 14. Умерла. 15. Положили в хрустальный гроб и отнесли в пещеру. 16. К людям, солнцу, месяцу, ветру. 17. Елисей разбил гроб. 18. Разбила. 19. Умерла. 20. Свадьбой.
Александр Николаевич Афанасьев. Два Ивана солдатских сына
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты; оставляет он жену беременную, стал с нею прощаться и говорит: «Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось бог даст — выйду в отставку, назад приду. Вот тебе пятьдесят рублев; дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у ней приданое; а коли бог сына даст да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое». Попрощался с женою и пошел в поход, куда было велено. Месяца три погодя родила баба двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами солдатскими сыновьями.
Пошли мальчики в рост; как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте, и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать. Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать. Говорит один брат другому: «Долго ли нас колотить да щипать будут? Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится; что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему». И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать: тому глаз долой, тому руку вон, тому голову на сторону! Всех до единого перебили. Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог. Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить. «Они, — говорит, — не виноваты: на зачинщиков бог!»
Выросли два Ивана солдатские дети и просят у матери: «Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам; мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню». Мать дала им пятьдесят рублев — по двадцати пяти на брата, и приказывает: «Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному». — «Хорошо, родимая!» Вот отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего; все не под стать им, добрым молодцам! Говорит один брат другому: «Пойдем на другой конец площади; глядь-ка, что народу там толпится — видимо-невидимо!» Пришли туда, протолпилися — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не сможет.
«Что твоим жеребцам цена будет?» — спрашивает Иван солдатский сын у хозяина. «Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе; нечего и спрашивать». — «Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим; надо только в зубы посмотреть». Хозяин усмехнулся: «Смотри, коли головы не жаль!» Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят… Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, вверх ногами попадали. «Вона чем хвастался! Да мы этаких клячей и даром не возьмем». Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри проявилися! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать — никто не придумает. Сжалились над хозяином Иваны солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко.
Викторина по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? 2. Какой водоем был рядом: пруд, река, озеро или море? 3. Чем старик ловил рыбу? 4. Чем занималась старуха? 5. Сколько раз пришлось забрасывать сеть старику, чтобы поймать рыбу? 6. Почему старик понял, о чем просила его рыбка? 7. Чем еще была необычна пойманная стариком рыбка? 8. Что пленница предложила старику? 9. Воспользовался ли рыбак предложением золотой рыбки? 10. Кто заставлял ходить старика к морю с просьбами? 11. Сколько раз он это делал? 12. Перечисли, что нужно было старухе? 13. Почему баба не могла остановиться в своих просьбах? 14. Почему рыбка выполнила четыре просьбы старика? 15. Как старуха стала обращаться с мужем? 16. Как с каждой просьбой менялась погода на море? 17. Почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз? 18. Что увидел рыбак, вернувшись домой? 19. Сколько лет рыбачил старик, когда случилась эта история? 20. Что высмеивает А. С. Пушкин в этой сказке?
Викторина по сказке «О рыбаке и рыбке»
- Где жили старик со старухой? (на берегу моря).
- Каким был их дом? (землянка).
- Что забрасывал старик в воду, чтоб поймать рыбу? (невод).
- Какую рыбку выловил старик? (золотую).
- Старик отпустил золотую рыбку. Верно ли это утверждение? (да).
- Могла ли золотая рыбка разговаривать? (могла).
- Что просила рыбка, попав в невод? (отпустить ее).
- Что потребовала старуха в первый раз? (новое корыто).
- Какой самый большой выкуп захотела старуха? (стать владычицей морей).
- Как смогла рыбка наказать старуху? (оставила ее со старым корытом).
- Кто это говорит? «Воротись, дурачина, ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу». (старуха).
Дополнительные вопросы, заставляющие детей анализировать и делать выводы.
- Тебе жалко старуху? (нет.Она получила наказание за жадность).
- Чему научила нас сказка? (злой и жадный человек остается в результате ни с чем).