Краткое содержание по главам
Далее можно прочитать краткое содержание рассказа «Кавказский пленник» согласно главам. Краткий пересказ можно использовать для читательского дневника.
Глава 1 Краткое содержание этого рассказа следует начать с получения офицером Жилиным письма из дома. Он давно проходил военную службу на Кавказе, но теперь собрался в отпуск, поскольку его старенькая мать написала, что стала совсем слаба, и ей хочется, возможно в последний раз, увидеть сына.
Однако шла война и проехать без сопровождения было невозможно. Только дважды в неделю шел обоз в сопровождении конвоя. Дорога была дальняя, поэтому выехали рано утром. Шли медленно под палящим солнцем. Жилин и один из офицеров, Костылин, решили ехать самостоятельно.
Добравшись до ущелья, Жилин поднялся на гору осмотреться
Он заметил группу татар, которые тоже обратили внимание на русского. Крикнув Костылину, чтобы тот готовил ружья, Жилин увидел, как его напарник бросился назад в лагерь, оставив его наедине с врагом
Жилина догнали, избили и крепко связали. Затем погрузили на лошадь и привезли к себе в селение.
Глава 2 Утром в сарай, куда его бросили, пришли два горца — говорили по-своему, видно, решали его судьбу. Жилин попросил пить. Один из них позвал девочку лет тринадцати, и она принесла воды. Через некоторое время его пригласили в дом хозяина. Там сидели татары и ели блины, затем они долго молились.
Через переводчика пленнику сообщили, что его хозяин теперь Абдул-Мурат, и он требует выкуп. Узнав о сумме, Жилин сообщил, что таких денег у него нет, он может заплатить меньше. Такая смелость пришлась по душе татарину. Он пригласил в дом Костылина, который тоже оказался у них в плену. Тот согласился написать письмо домой с просьбой о деньгах.
Им дали бумагу и велели писать домой. Жилин тоже написал, но указал неверный адрес. Взамен потребовал, чтобы их держали вместе, кормили и поили, а заодно и сняли колодки с ног. Хозяин согласился на все условия, кроме колодок — их он снимать не велел.
Глава 3 Так они прожили месяц. Костылин успел написать домой второе письмо, а Жилин надеялся убежать и развлекался тем, что лепил из глины кукол. Он дарил их Дине, той самой девочке. Ей было жаль офицера, поэтому часто она тайком носила ему лепешек и молока.
По аулу разлетелся слух, что Жилин хороший мастер. Жители несли ему вещи на починку, иногда он сам ходил по аулу. Под горой он заметил дом с черешней и ульями на участке: там жил уважаемый старец. Заметив Жилина, тот отправился к Абдул-Мурату и потребовал убить пленников. Когда-то всех его сыновей убили русские, а одного переманили на свою сторону. С тех пор старик был уверен, что русские – к большой беде.
Глава 4 Прошел еще месяц. Жилин по ночам делал подкоп в сарае. Когда все было готово, он попросил мальчика, который за ним присматривал, отпустить его на гору – необходимо было осмотреться. За это он пообещал ему сделать лук и стрелы. Он поднялся и понял, куда нужно бежать. С одной стороны были аулы, а с другой – равнина. Ночью, когда все татары уехали после похорон своего товарища, они с Костылиным сбежали.
Глава 5 Как только они выбрались из сарая, загавкал пес, но Жилин давно его прикармливал. Он поманил собаку и успокоил. Однако шум услышали татары. Костылин снял сапоги, чтобы идти тише и не натереть ноги, но поранил их еще больше. Шел он очень тяжело, поскольку был грузный. Часто останавливался, охал, а потом и вовсе сел и отказался двигаться дальше.
Жилину пришлось взять его на плечи. Так они прошли еще немного. На привале их увидел татарин, который пас коров. Через некоторое время их схватили и привезли к Абдулу. Офицеров бросили в яму и сообщили, что выкуп должен быть через 2 недели.
Глава 6 Теперь им стало совсем тяжело. Они сидели в яме постоянно, еды им не давали, воды было мало. Костылин только стонал или спал. Жилин снова начал делать подкоп, но это заметил хозяин и сказал, что убьет. Надежда осталась на Дину.
Жилин наделал игрушек и подарил их девочке. Попросил о помощи, но она испугалась и убежала. Вечером из разговоров татар, стало понятно, что русские близко и жители опасаются, что они зайдут в селение.
Ближе к ночи в яму спустилась длинная палка. Ее принесла Дина. Костылин наотрез отказался выбираться из ямы, а Жилин с помощью девочки оказался наверху. Они попытались снять колодку, но не смогли. Девочка, попрощавшись, заплакала и убежала, а пленник отправился в путь.
Утром он был на равнине. Увидел лагерь с русскими солдатами и бросился к ним, громко крича. Его уже настигали горцы, но русские были ближе. Они поскакали к нему навстречу, поэтому татарам пришлось повернуть назад.
Жилина узнали, накормили и приняли с почетом. Он продолжил службу на Кавказе. Костылин же выкупили спустя месяц.
Краткое содержание
Глава 1
Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.
«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.
Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.
Глава 2
Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.
Глава 3
Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали только ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.
Глава 5
Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.
В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршинов.
Глава 6
«Житье им стало совсем дурное». Офицерам давали сырую еду, «как собакам», в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит», «и Жилин приуныл». Как-то у ямы появилась Дина, которая принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девочку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.
Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.
Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось: не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.
Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Основная мысль
Главная мысль рассказа Л. Н. Толстого — показать людям, что ни в коем случае нельзя отчаиваться, нужно бороться за жизнь до конца. Автор прекрасно противопоставляет своих персонажей. Иван Жилин всеми силами пытается бежать, а его товарищ по несчастью, наоборот, опускает руки и мирится с судьбой, сдается. Многие читатели не понимают, почему в названии произведения фигурирует один пленник, если по сюжету их два. Дело в том, что Иван не просто желает освобождения, но и пытается действовать.
Что касается проблематики, то тут затрагивается несколько проблем. На первом месте здесь стоит предательство, так как друг главного героя не прикрыл его в трудный момент. Кроме этого, в произведении поднимается вопрос сословного неравенства. Богатый Костылин ждет помощи со стороны, он привык жить на всем готовом. Простому военному Жилину приходится для этого серьезно трудиться.
Не обошел писатель и тематику войны. Горные народы ополчились против русских после того, как император захотел подчинить себе горцев. Он хорошо описывает злого старца, который всей душой ненавидит солдат, так как потерял из-за них всю свою семью.
Львом Николаевичем была полностью раскрыта тема смелости. Отвага и бесстрашность помогают Ивану вырваться на свободу. Отдельная глава посвящена доброте. Девочка-подросток, которая все детство провела среди работорговцев, не растратила это чувство. Она ценит людей исключительно по личным качествам, а не по размеру кошелька или национальности. В этом и есть главная мысль рассказа Толстого «Кавказский пленник».
Сочинение про Дину
«Кавказский пленник» — это произведение с огромным количеством ярких образов. Данное произведение учит читателей отваге и смелости.
Дина не является главным персонажем, одна ее роль очень важна. Ее можно назвать женским вариантом главного героя. Дину Толстой характеризует как смелую, добрую, преданную и искреннюю девочку.
По сюжету рассказала Дина – дочь татарина, который и держал пленных: Жилина и его товарища Костылина. Девушка совсем молоденькая, ей 13 лет. В силу своего юного возраста она очень пуглива. Одевалась Дина всегда скромно: рубаха, обычные штаны да башмачки. Девочка была счастливой обладательницей длинны, густых черных волос, которые она всегда заплетала в косу. Глаза девушки черные, как уголек, они даже светились ночью. Дина, вылетая копия своего отца, такая же красивая.
Дина и Жилин очень похожи между собой, между ними, однозначно, есть что-то общее. Они начали сближаться, хоть и не сразу. Впервые встретились они тогда, когда девочка принесла воды пленнику. Жилин отпугнул девочку, так как она очень боялась чужаков.
Жилин был мастером на все руки. Он часто сооружал красивые подделки. Был такое случай, что парень слепил из глины куколку и нарядил ее в татарский наряд, оставив на крыше. Когда Дина увидела игрушку, то забрала ее. Девочка была очень счастлива, раньше у нее не было ничего подобного. Как-то раз, по случайности, кукла разбилась, и Дина прибывала в унынии. Жилин решил поддержать Дину и слепил еще одну такую. Девчушка была настолько счастлива, что, несмотря на запреты, начала приносить Жилину тайком еду. Она старалась помочь пленнику всем, чем только можно.
Когда Жилин решил бежать, то первым, к кому он обратился за помощью, была Дина. Конечно, изначально девочка была очень напугана, но все же переборола свой страх. Ночью она кинула ему длинную палку, по которой он мог выбраться. Девочка понимала, что Жилин сбежит, и они больше не увидятся. От этого ей было грустно. Ей было трудно расставаться с другом, она не могу его отпустить очень долго, но все-таки сделала это. Она попрощалась с ним, заботливо собрав в дорогу еды.
Дина очень смелая девочка. В юном возрасте он определила, чего хочет от жизни, и каковы ее моральные ценности.
Вариант 2
В «Кавказском пленнике» Льва Николаевича Толстого татарская девочка Дина – второстепенный персонаж. Благодаря Дине главный герой произведения – русский офицер Жилин сумел бежать из татарского плена.
Попавшего в плен Жилина пленивший его татарин отдал в возмещение долга Абдул-Мурату – отцу Дины.
Живёт Дина в небольшом, домов на десять, горном селении. Сакля (дом) её семьи расположена на горе, под горою протекает речка. В самом доме сочетается простота постройки и богатство внутренней обстановки. Внутренние стены аккуратно обмазаны глиной. Пол в доме очень чистый, хотя и земляной. В одной стене – небольшая печка, на одном уровне с полом комнаты. В лучшей комнате пол покрыт слоем войлока. Поверх войлока – дорогие ковры, на них лежат пуховые подушки. Такие же ковры висят и на стенах. Поверх ковров развешано богато инкрустированное серебром оружие: шашки, пистолеты, ружья. На коврах могут сидеть члены семьи и гости. Работникам (слугам) разрешено сидеть только на войлоках. А пленного русского офицера усадили прямо на земляной пол.
Дина – стройная, худенькая девчонка. На вид ей лет тринадцать, глаза и длинные волосы, заплетённые в косу, у неё чёрные, и она очень привлекательна. Лицом очень похожа на своего отца, Абдул-Мурата, который её явно любит. Её обычна одежда – длинная, не подпоясанная синяя рубаха с широкими рукавами и штаны. На рубахе (на рукавах, полах и груди) – красная оторочка. Ноги обуты в две пары башмаков: на меньшие надеты бо́льшие, с высокими каблуками. На шее – ожерелье (монисто) из русских серебряных полтинников. Ходит она с непокрытой головой, в косу вплетена лента, на которую подвешены бляхи и русский же серебряный рубль.
Сперва, когда пленённый Жилин попал к её отцу, она боялась русского. С большим интересом, широко раскрыв глаза, Дина смотрела, как русский ест, пьёт – словно за диким зверем наблюдала. По-русски она сначала совсем не понимала.
Постепенно её боязнь Жилина сменилась интересом к пленному. Русский офицер сумел постепенно завоевать интерес девочки (и части её односельчан), а потом она прониклась доверием и состраданием к нему. Жилин мастерил ей различные куклы, которые Дине очень нравились. Она же, в благодарность за игрушки, тайком таскала ему еду: лепёшки, сыр, молоко и даже куски мяса (правда, сырого).
После неудачного побега русских офицеров кинули в грязную и вонючую яму-тюрьму. Односельчане склонялись к тому, что русских нужно убить – но и тут девочка не бросила пленного, подкармливала его.
Дина не сразу решилась помочь Жилину бежать второй раз. Но он сумел её убедить помочь. Дина притащила длинную и тяжёлую жердь. По ней пленный с колодкой на ногах выкарабкался из ямы. Тоненькими ручонками Дина даже пыталась сбить замок с его колодки – но ей это оказалось не под силу. Пленному в дорогу она принесла лепёшек. Прощание было грустным и для пленного офицера, и для горской девочки.
Автор с явной симпатией и теплотой описывает Дину. У худенькой девчонки-подростка добрая и сильная душа. Дина, выросшая в глухой деревушке, среди людей, с ненавистью относящихся к русским – прониклась к русскому состраданием. Без её смелости и смекалки не спастись бы русскому офицеру.
Характер, поведение в плену и во время побегов
Когда герои попали в плен к татарам, проявились главные черты их характера.
Попав в плен, Костылин вёл себя смирно, сразу согласился написать домой, чтобы за него прислали выкуп — 5 тысяч рублей. Написал он письмо и стал ждать выкуп. Бежать из плена Костылин не собирался и большую часть времени спал в сарае. Был он безвольный, равнодушный ко всему, бездеятельный.
А Жилин в плену проявил твёрдость характера. Он не согласился на выкуп в 3 тысячи рублей, сказал, что могут за него прислать только 500 рублей. Несмотря на угрозы, Жилин настоял на своём. Он вёл себя смело, потребовал, чтобы их с Костылиным кормили хорошо, одели-обули как следует, чтобы держали их вместе и колодки с ног сняли. На всё согласился их хозяин, но колодки велел снимать только ночью. А умный Жилин, вытребовав всё это, написал письмо о выкупе, но адрес написал не тот, чтобы оно не дошло. Не хотел офицер волновать свою старенькую мать, да и если бы она собрала 500 рублей, то разорилась бы совсем. Надеялся Жилин, что сам сможет выбраться из плена. А торговался он за выкуп, чтобы показать горцам, что не боится их и чтобы они с ним считались и уважали его.
Жилин не спал целыми днями, как Костылин, а всё высматривал, как ему бежать. Он знал, что письмо его не дойдёт до матери, и надеялся только на себя. Он не сидел сложа руки, а ходил по аулу или плёл из прутьев корзины, лепил из глины кукол. «…Жилин на всякое рукоделье мастер был». Он был деятельный человек и верил, что выберется из плена.
По ночам стал Жилин делать в сарае подкоп. Прокопал он большую дыру. Сейчас нужно было узнать, в какую сторону идти. Когда хозяин уехал, пошёл Жилин за аул на гору, чтобы оттуда местность осмотреть. Сынишка хозяина побежал за ним и закричал, что отец не велел туда ходить. Но находчивый Жилин сказал, что там нужно травы найти, чтобы горцев лечить, и что с колодкой он не убежит. Сходили они с мальчиком на гору, понял Жилин, что в долине между двух гор должна быть русская крепость.
Жилин был не только наблюдательным, но и предусмотрительным: для побега он набрал лепёшек и уговорил робкого Костылина тоже бежать из плена.
Жилин — хороший, верный товарищ. Когда во время первого побега Костылин в пути из плена ослабел и не мог идти, Жилин подумал: «Бросить товарища не годится» — и понёс его на закорках.
Жилин — очень упорный и умный человек. Во время своего второго побега он держался в тени и спешил, чтобы дойти до своих пока не рассвело. Он упорно старался сбить колодку с ноги, но ничего не получалось, так и шёл в колодке. За упорство и смелость судьба его вознаградила — беглец увидел крепость, казаков и солдат. После возвращения из плена этот офицер продолжал служить на Кавказе.
Костылин был человеком трусливым, робким. Перед тем, как они попали в плен, увидел он конных горцев, бросил безоружного Жилина и поскакал с ружьём к крепости. Но всё же и Костылин один раз поступил благородно: когда Жилин собрался бежать из плена второй раз, он помог ему выбраться из ямы, в которой их держали. Это был мужественный поступок, ведь горцы догадались, что Костылин помог бежать Жилину, и, наверно, отомстили ему. Когда прислали за него выкуп, его привезли в русскую крепость еле живого.
О чем «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого?
Кавказский пленник Толстой краткое содержание для читательского дневника:
Русский офицер Жилин служит на Кавказе в одной из крепостей. Жилин решает съездить в отпуск домой, чтобы навестить старушку-мать и жениться. В пути, в горах Кавказа, Жилин и его товарищ Костылин попадают в плен к татарам.
Татары надеются, что родственники офицеров пришлют за них выкуп. Около месяца Жилин и его товарищ Костылин живут в плену у татар. Жилин не ждет помощи из дома и надеется сам сбежать из плена. Для этого он делает подкоп в сарае, в котором его держат. Жилин и Костылин совершают побег, но татары их ловят. За этот побег хозяин-татарин сажает беглецов в яму.
Вскоре Жилин снова решается на побег. На этот раз он сбегает один, без Костылина. Дочь хозяина, девочка Дина, помогает Жилину сбежать. В конце концов Жилин добирается до русской крепости. Здесь он встречает своих товарищей и рассказывает о своем приключении. После этого случая Жилин решает не ехать в отпуск домой к матери и продолжает служить на Кавказе.
Жил да был…
Л. Н. Толстой, которого часто считают автором излишне многословным, отлично умел — если считал это нужным — писать кратко и по делу. Уже первые строки его «Кавказского пленника» дают исчерпывающее представление о главном герое
Это человек смелый, самоотверженный, готовый пожертвовать всем ради дела государственной важности:
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».
Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы…
Итак, Жилин был «барином», то есть представителем дворянства — самого уважаемого и привилегированного сословия. Если такой человек не хотел служить, заставить его никто не мог, и уж тем более никто не посылал дворян против их воли в «горячие точки». Герои Пушкина и Лермонтова были наивными скучающими путешественниками, но Жилин оказался не таков: он поступил на службу, полностью сознавая, что на Кавказе русского человека каждую минуту подстерегает опасность.
Так и вышло: как-то раз, не желая ждать, пока его доведут от одной крепости до другой «провожающие солдаты», Жилин выдвинулся вперёд с одним-единственным спутником — новым знакомым по фамилии Костылин. Увы, этот Костылин оказался ненадёжным товарищем. Когда путники подошли к дороге, ведущей в ущелье, Жилин рассудил, что там может быть засада, — и решил поехать вперёд и посмотреть: нет ли татар? Костылин пообещал ждать и, в случае чего, помочь главному герою отбиться — но, только увидев неприятеля, сразу же бросился наутёк. Однако этот манёвр не помог ему спастись: и Жилин, и Костылин попали в плен.
В ауле оказалось, что русские нужны не в качестве «рабов», а чтобы — вот ещё одно отличие от пушкинского и лермонтовского текстов! — получить за них выкуп от родственников. За жизнь Костылина попросили огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей (в пересчёте на современные деньги — больше шести миллионов). Жилин же настоял, что больше пятисот рублей не даст, — а когда его вынудили-таки послать письмо, указал неверный адрес, чтобы даже такая «пустяковая» просьба не дошла до его матери: главный герой, хоть и дворянин, богато никогда не жил.
Наконец, не обошлось в рассказе и без кавказской девушки — но, в отличие от пушкинской и лермонтовской героини, в прекрасного русского офицера она не влюбилась. Тринадцатилетняя Дина — ещё ребёнок, и волнуют её вовсе не свидания, а куклы и дворовые игры. Вот какой мы видим эту героиню во второй главе:
Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.
Чёрный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»
Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. <…> Голова непокрытая, коса чёрная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.
Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого.
Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. Послал её еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит.
«Всё это хорошо, — подумает школьник, — но почему Толстой не назвал рассказ как-нибудь по-другому?»
Дело в том, что Лев Николаевич создал «путаницу» вполне осознанно. Он хотел, чтобы опытный читатель вспомнил пушкинский сюжет и сам рассудил, чья версия лучше. Такие отсылки — что что-то вроде профессиональной писательской забавы: интересно же взять хорошо знакомый сюжет, переделать на свой лад, «дополнить» новыми смыслами… А у кого получилось лучше — пусть каждый решает сам!
Ну а если читатель окажется неопытным и отсылку не увидит, ничего страшного: произведение от этого хуже не станет.
Сюжет фильма «Кавказская пленница»
Сюжет фильма «Кавказская пленница»
Литература, Книги, Культура, Искусство, Философия, Кино |
ГЛАВНАЯ
ОБО МНЕ | СТАТЬИ | ТВОРЧЕСТВО | КНИГИ | КОНТАКТЫ |
Суббота, 13 октября 2020 г. |
Рубрика: Разное |
Метки: обычаи, тосты, осел, девушка, Шурик |
Автор статьи: gereng |
Кавказские традиции и веселый юмор — основные характеристики киноленты, где главным героем является Шурик, которого играет Александр Демьяненко. Шурик – студент Политехнического института, для его работы на тему «Кавказского фольклора» требуется материал. А где же можно найти самый лучший и колоритный материал для дипломной работы? Конечно же, отправиться на Кавказ и лично познакомиться с теми легендами и преданиями, которые есть у этого народа. Но начинает Шурик собирать фольклор с тостов! Фильм начинается с эпизода, когда Шурик едет на осле, но тот постоянно не желает ехать и все время останавливается. И вдруг Шурик видит прекрасную девушку Нину, которая приехала в город к своему дяде. Она понравилась не только Шурику, но даже ослику, который с удовольствием шел за ней без остановки. Но девушка все-таки посчитала, что это Шурик пытается с ней таким образом познакомиться и поэтому преследует ее. Вскоре между молодыми людьми завязываются хорошие и теплые дружеские отношения. Шурик продолжает собирать обычаи и легенды старины глубокой, но каждый раз при этом ему приходится сталкиваться и с местными мужчинами, которые пьют много, но тосты говорят красивые и длинные. Шурик поначалу еще пытался записывать их, но его слабый организм скоро совсем захмелел и он попадает на открытие ЗАГСа уже пьяным. Так он оказывается в милиции, но ему помогает товарищ Саахов, который, узнав о том, чем занимается Шурик, решил одобрить его начинание. Но Саахов увидел и племянницу своего шофера Джабраила и сразу же решает жениться на Нине. Но как это сделать? Он договаривается со своим подчиненным, что тот за холодильник и стадо баранов уговорит свою племянницу и отдаст в жены Нину. Вскоре Джабраил понимает, что девушка не поддается на его уговоры, а все больше времени проводит с Шуриком. Джабраил и товарищ Саахов решают привлечь Шурика и похитить Нину. А для этого дядя Нины нанимает трех бандитов: Балбеса, Бывалого и Труса. К ним присоединяется и Шурик, которому сообщают, что этого так пожелала сама Нина. Так как девушка доверяла своему другу, то Шурику, хотя и с небольшими приключениями, легко удается выкрасть Нину. Но вскоре выясняется, что все это было неправдой и Шурик решает исправить ситуацию. Сначала он хотел жаловаться в милицию, но товарищ Саахов сделал все, чтобы его признали невменяемым и заключили в психиатрическую больницу. Но Шурик и оттуда сбегает, и встречает шофера Эдика, с которым он подружился раньше. Он обо всем ему рассказывает и теперь два друга отправляются на спасение Нины, которую охраняют веселая троица бандитов. Шурик и его друг легко проникают на дачу Саахова, под видом прививки делают им уколы снотворным. Но Нина, понимая, что именно Шурик выкрал ее, и теперь не доверяя ему, убегает, воспользовавшись всей этой ситуацией. Начинается погоня! Шурику удается догнать девушку и с трудом объясниться с ней. После этого они решают проучить товарища Саахова, проникнув к нему в дом и разыграв историю о горных братьях девушки. Саахов от испуга попытался выпрыгнуть в окно, Эдик выстрелил и попал ему в заднюю часть солью. Поэтому, когда шел суд, то он не мог сидеть. |
Подписаться на новые статьи |
Оставьте комментарий!
13-10-2018 | Ельцин, президент, Россия, девяностые, царь |
Чем прославился Ельцин за время президентства? |
Статья про Бориса Ельцина |
13-10-2018 | Горбачев, президент, СССР, секретарь, |
Горбачев — реформатор или гробовщик коммунизма? |
Статья про Михаил Сергеевича Горбачева |
13-10-2018 | детство, учеба, группа, муж, дети |
Певица Натали: биография и личная жизнь |
Биография и личная жизнь певицы Натали |
13-10-2018 | детство, родители, кино, балет, дети |
Кристина Орбакайте: биография и личная жизнь |
Биография и личная жизнь Кристины Орбакайте |
Культура | ||||||
Книги и Литература | ||||||
Интернет | ||||||
Финансы | ||||||
Спорт | ||||||
Туризм | ||||||
Товары | ||||||
История | ||||||
Мистика | ||||||
Отношения | ||||||
Семья | ||||||
Ремонт | ||||||
Игры | ||||||
Мода | ||||||
Медицина | ||||||
Кулинария | ||||||
Государство | ||||||
Авто | ||||||
Увлечения | ||||||
Психология | ||||||
Дизайн | ||||||
Разное | ||||||
Наука | ||||||
Образование | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
Может заинтересовать
Монголо-татарские захватчики |
Восьмое сентября — день рождения Шаронова |
Бонсай из сосны |
Мистика на реальных событиях |
Статистика
gfom.ru, Глеб Фомин, Культура, Искусство, Философия, 2020
Сюжет
Действие происходит во время Кавказской войны. На Кавказе служит офицер Иван Жилин. Его мать присылает письмо, в котором просит навестить её, и Жилин выезжает из крепости вместе с обозом. Обоз едет медленно, и Жилин и другой офицер — Костылин — решаются поехать вперёд одни. Потом они натыкаются на нескольких конных «татар» (горцев-мусульман). Когда Костылин видит татар, он уезжает, бросая Жилина одного, а те подстреливают лошадь оставшегося офицера и берут его в плен.
Жилина привозят в горное село, где продают Абдул-Мурату. У того же хозяина позже оказывается Костылин, которого также поймали татары. Абдул заставляет офицеров написать письма домой, чтобы за них дали выкуп. Жилин указывает на письме не тот адрес, понимая, что его матери всё равно не собрать требуемой суммы.
Жилин и Костылин живут в сарае, а днём на ноги им надевают колодки. Жилин мастерит кукол, привлекая местных ребят и прежде всего — 13-летнюю дочь Абдула, Дину. Во время прогулок по аулу и окрестностям Жилин прикидывает, в какую сторону можно бежать обратно в русскую крепость. По ночам он делает подкоп в сарае. Дина иногда приносит ему лепёшки или куски баранины.
Когда Жилин замечает, что жители аула встревожены из-за смерти одного из односельчан в бою с русскими и легко могут сорвать свой гнев на пленных, он решается на побег. Они с Костылиным ночью пролезают в подкоп и пытаются пробраться к лесу, а оттуда к крепости. Однако из-за неповоротливости тучного Костылина они не успевают дойти — их замечают татары и привозят обратно. Теперь их сажают в яму и не снимают на ночь колодок. Дина продолжает иногда носить Жилину еду.
Понимая, что горцы боятся прихода русских и могут убить пленных, Жилин однажды с наступлением ночи просит Дину принести ему длинную палку, с помощью которой он вылезает из ямы. Разболевшийся и раскисший Костылин остаётся там. Жилин пытается сбить замок с колодок, но не может этого сделать, в том числе и с помощью Дины. Пробравшись через лес, на рассвете главный герой выходит к расположению русских войск. Впоследствии Костылина с крайне подорванным здоровьем выкупают из плена.
История создания рассказа «Кавказский пленник»
История создания произведения связана с событиями, случившимися с автором во время службы на Кавказе. В своем дневнике он написал, что чуть не попался в плен.
О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество Толстой писал в 1859 году: Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время И всё, что я нашёл тогда, навсегда останется моим убеждением.
Об этой ситуации вспоминали родственники писателя, например, шурин и дочь Толстого. Последняя рассказывала, что отец со своим приятелем провожали обоз в крепость. Там было еще четверо провожатых.
Путь шел ущельем, и у горцев была возможность напасть на них. Им стало скучно и они решили обогнать обоз и поскакать вперед. Трое поехали внизу по расщелине, а Толстой со своим товарищем вверху. Они не успели выехать на хребет, как вдруг увидели бегущих на них чеченцев. К счастью у них получилось ускакать.
Глава 2: Жилин и Костылин в плену. Требование выкупа
Всю ночь Жилин не может уснуть. На утро к нему приходит богатый татарин Абдул-Мурат с тринадцатилетней дочерью Диной. Дина даёт пленнику воды, а Абдул-Мурат рассказывает, что он готов отпустить русского за большой выкуп в три тысячи монет. Жилин говорит, что у его родных нет таких денег, и уменьшает сумму до пятисот.
В плен попадает и Костылин. От него Абдул-Мурат требует выкуп в пять тысяч монет, и тот испуганно соглашается. Костылин пишет письмо с просьбой о деньгах домой. Жилин поступает так же, но специально изменяет адрес, чтобы письмо не дошло до родственников и им не пришлось собирать огромную сумму. Он хочет сбежать.
Жилин смог уговорить татар, чтобы их с Костылиным держали вместе и хорошо обращались до получения выкупа. Пленников отвели в сарай, а на ночь сняли колодки.
Короткий пересказ «Кавказского пленника» Толстого
Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съездить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Костылина схватили татары. Случилось это по вине Костылина. Он должен был прикрывать Жилина, но увидел татар, испугался и побежал от них. Костылин оказался предателем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому татарину. Пленников заковали в кандалы и держали в одном сарае.
Татары заставили офицеров написать родным письма с требованием выкупа. Костылин послушался, а Жилин специально написал другой адрес, потому что знал: выкупить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Костылиным в сарае целый месяц.
К Жилину привязалась хозяйская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал раздумывать, как им с Костылиным бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.
Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отставать и ныть — ему сапогами ноги натёрло. Из-за Костылина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников, те взяли собак и быстро догнали пленников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью.
Вместо сарая заложников посадили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отчаялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.
Жилин отошёл подальше от деревни и попытался снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и заплакала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привязалась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закончились, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские.
Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пересекать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, десятинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и бросились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!».
Услыхали Жилина казаки и бросились наперерез татарам. Испугались татары, не доехав до Жилина стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приключениях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Костылина только через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.