Кратко «обрыв» и. а. гончаров

Тур VI.

«Продолжи стихотворение»

1. «У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том…»
(«…И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом»).

2. «Сижу за решёткой в темнице сырой,
Вскормлённый в неволе орёл молодой…»
(«Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном»).

3. «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!..»
(«…Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня»).

4. «Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье…»
(«…Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье»).

5. «В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой…»
(«…Анчар, как гордый часовой,
Стоит — один во всей вселенной»).

6. «Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна…»
(«Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна»).

7. «Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем…»
(«Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем»).

8. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…»
(«…Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа»).

Стиль, сюжет и композиция

Сюжет романа строится вокруг поиска Райским материала для своего романа. Это и роман, который он пишет, и романы с разными женщинами. Страсть Райского угасает сразу же, как только женщина его отвергает. Литературный роман Райского тоже посвящён женщинам, перед красотой которых преклоняется художник. Он бросает каждый сюжет в тот момент, когда переключается на новый объект страсти, поэтому цельного повествования так и не выходит. Все произведения Райского несовершенны или не окончены. Обрыв – самый важный символ романа.

Роман состоит из 5 частей. Первая часть рассказывает о личности Райского. Время в этой части течёт медленно, она выполняет роль растянутого эпилога с ретроспекцией (повествование об учёбе в гимназии и университете, первом приезде в Малиновку).

Вторая часть описывает жизнь Райского в Малиновке, его увлечение поочерёдно обеими сёстрами. В романе множество переплетающихся между собой сюжетных линий, но все они объединены темой любви или семейных отношений. Повествование этой части неторопливо.

В третьей части намечаются конфликты: бабушка выгоняет Тычкова, с которым дружна была 40 лет, Райский ревнует Веру к автору письма, вступает в любовную связь с женой Козлова. Заканчивается часть тем, что читатель (но не Райский) узнаёт, что Вера любит Марка.

С этого момента события начинают развиваться стремительно. Четвёртая часть – рассказ о падении Веры, которое является кульминацией основной сюжетной линии, а пятая – о её раскаянии и своеобразном духовном возрождении. В этой части особую роль играет бабушка, всё простившая и готовая открыть свою тайну.

В романе открытый финал. Судьба Веры не определена. Тушин готов жениться на ней, но читатель не знает, состоится ли эта свадьба, или Вера, как бабушка, останется одинокой. Неясна и судьба Райского. Читатель догадывается, что его желание «лепить» в Италии закончится таким же обрывом, как и решение писать портреты или роман.

  • «Обрыв», краткое содержание по частям романа Гончарова

  • «Обыкновенная история», анализ романа Гончарова

  • «Обломов», краткое содержание по главам романа Гончарова

  • «Обыкновенная история», краткое содержание по главам романа Гончарова

  • «Обломов», анализ романа Ивана Александровича Гончарова

  • Образ Обломова в одноименном романе Гончарова

  • Иван Александрович Гончаров, краткая биография

По произведению: «Обрыв»

По писателю: Гончаров Иван Александрович

Сюжет

Действие происходит в доме Пахотиных, куда пришли два приятеля Аянов и Райский в гости, что б хорошо провести время.

Аянов зачастую бывает в этом окружении что бы пообщаться с сестрами Николая Васильевича Пахотина. Но Райский пришел с другой целью. Он старается приударить за дочкой хозяина дома, которая осталась вдовой хоть и молодая

Но девушка Софья ни на кого из мужчин не обращала внимание, и тем более на Райского

Борис Павлович был пылким по характеру мужчиной. Он выражал себя в искусстве, и написании стихов. Но ему этого мало

Он хочет, что б все внимание было ему, хотя сам ничего не добился в жизни. Окончив учебу, он поехал к бабушке отдохнуть

Усадьба куда приехал Борис Павлович была тихим местом, только нагонял страх обрыв, о котором рассказывали трагические истории. На этом обрыве убили человека, а убийцу похоронили здесь. Бабушка обрадовалась, что приехал ее внук. Она думала, что он будет помогать управлять усадьбой, но у Райского даже не возникло мыслей об этом. Ему это все не интересно, и то что бабушка хотела познакомить с людьми с высшего общества.

Спустя некоторое время он уезжает в Петербург но продолжает учиться в институте. Там он и находит себе приятеля, который близок ему по душе, и одинаковых взглядов на жизнь. Но получив диплом, его приятель уезжает в село работать учителем, а Райский не знает чем заняться.

И тогда он захотел добиться Софии. Он решил разжечь в ней, огонь любовных чувств, и поэтому зачастил в гости к Пахотиным.

Мужчина даже набросал штрихи образа женщины на холсте, и каждый день смотрел на него. Внезапно его бабушка просит приехать к ней, в это же время его товарищ так же приглашал к себе, потому что Леонтий живёт неподалеку от Малиновки.

В усадьбе Борис знакомится с симпатичной девушкой Марфанькой, она помогает по хозяйству. И делает это очень элегантно что Райский обрадовался что нашел ту самую, которую рисовал на своем холсте.

Живя у бабушки он и не собирается заниматься делами усадьбы, оно его не интересует. Он очень ждёт, когда приедет двоюродная сестра Вера. Увидев ее парень был расстроен. Он хочет понять все ее намерения. И он принялся следить за своей кузиной.

Пока Райский не сводил глаз с своей кузины его бабушка хотела что б он женился. Но ему не до этого. Самой Вере не особо нравится, что Райский не спускает с нее глаз и говорит ему, что б он прекратил за ней ходить. И вроде они остались хорошими друзьями, и могли болтать о чем угодно, но парень все никак не мог успокоиться.

Татьяна Марковна в своей усадьбе в честь приезда внука организовала ужин, были приглашены все почтительные жители Малиновки. Был на ужине и Тычков. Райский с ним поругался, высказав ему все недостатки в характере. В этом конфликте его поддержала Бережкова и униженный Тычков покидает усадьбу. Вера оценила этот поступок. И они поцеловались с Райским, но он понял что при поцелуе он ничего не почувствовал.

Райский расспрашивает у бабушки кому нравится Вера. И она сказала, что это лесник Тушин. И Борис увидел Тушина, когда тот подвёз Веру домой.

Но самым большим потрясением для него стало что возлюбленным его кузины был его товарищ Волохов.

Продолжая следит за Верой Райский видит как она идет к тому обрыву на свидание. Борис ждал ее там, он кидает неаккуратно букет цветов, который приготовил для Марфеньки.

Веру одолел страх, и она слегла в кровать. Она не понимала, как признаться в этом поступке бабушке. Она попросила Райского что б он рассказал все бабушке, и та пошла успокаивать Веру. Она хочет, что б внучка стала хозяйкой ее усадьбы. Марку говорят, что Вера с ним не будет, и он ушел на войну. Райский полностью погрузился в художество. Вера осознала, что действительно любил ее только Тушин. Девушка согласилась стать хозяйкой усадьбы.

Тема: Внутренний мир и его перемены под действием происходящего на фоне внешних обстоятельств.

Краткий пересказ «Обрыва»

Роман состоит из нескольких частей. Неспешная жизнь петербургского высшего света, описанная автором в первой части, предваряет события, происходящие далее в имении Малиновка. Остальные части книги «Обрыв» Гончарова, краткое содержание которой передано ниже, написаны от лица Бориса.

Часть 1 – Знакомство с Райским

Вместе с другом Иваном Ивановичем Борис посещает дом Пахотиных. Глава знатного рода любит устраивать карточные вечера. Однако Райского привлекает не игра. Он увлечен идеей пробудить в дочери хозяина Софье бурю страстей. Девушка, недавно ставшая вдовой, не отвечает взаимностью.

В столицу Борис приехал из своего родового имения. С юных лет герой увлекался искусством. У него были наклонности художника, писателя, музыканта, но при этом из-за собственной лени Райский не достиг выдающихся успехов ни в одной области.

После того, как родители Бориса умерли, его делами заправляет двоюродная бабушка. В молодости женщина мечтала выйти за Тита Ватулина, однако родители выступили против. С тех пор Татьяна Марковна одинока, а бывший возлюбленный часто ее навещает.

Часть 2 – Имение Райского. Жуткая легенда об обрыве в конце сада

По просьбе бабушки Борис покидает Петербург и прибывает в Малиновку. Имение описывается как идеальное место, где царит гармония и спокойствие. Главному герою здесь не нравится. Он не интересуется ведением хозяйства, выражает желание подарить имущество родственницам Вере и Марфе. Татьяне Марковне это не по душе.

Идиллическую картину портит история об обрыве, который расположен в конце сада. Когда-то здесь было совершено убийство из ревности. По преданию, преступник был зарыт на дне пропасти. Райского привлекает это место своей поэтичностью.

Борис возвращается в столицу, где близко сходится с Леонтием Козловым. Между приятелями мало общего, но, несмотря на это, они много времени проводят вместе. После окончания учебы друг покидает город, и Райский остается один.

Не сумев завоевать симпатии Софьи, Борис возвращается в родовое имение. С радостью он узнает, что Козлов живет неподалеку.

Часть 3 – Райская жизнь в Малиновке

Борис встречает юную родственницу Марфу, которая стала прелестной девушкой. Герой приходит к пониманию, что здесь он сможет найти вдохновение. Веры нет, она гостит у приятельницы. Райский пытается пробудить в Марфе чувства. Девушка не понимает его намеков.

Козлов привез молодую жену. Она нравилась многим, но вышла за Леонтия. В их доме Борис знакомится с Волоховым, который кажется ему интересным. Он читает сомнительные книги, считает, что не нужно уважать других. Несмотря на то, что бабушка не желает видеть Марка из-за его плохой репутации, Райский приводит его в дом.

Часть 4 – Возвращение Веры

Множество событий происходит вокруг главного героя книги «Обрыв». Краткое содержание романа познакомит с самыми важными из них.

В Малиновку приезжает кузина Бориса. Мужчину поражает ее таинственность. Вскоре он настолько влюбляется, что начинает следить за Верой. Девушку это раздражает. Набравшись смелости, она сообщает Райскому о том, что у него нет шансов на ответные чувства.

У Марфы завязываются отношения с Викентьевым.

Часть 5 – Званый обед

Татьяна Марковна уговаривает Бориса организовать в его честь встречу. Когда съезжаются представители местной аристократии, между Райским и Ватулиным происходит громкая ссора. Вера в восхищении целует главного героя, после чего покидает имение. Бабушка рассказывает Борису, что к его возлюбленной сватается Тушин.

Татьяна Марковна читает поучительную книгу. В ней говорится о девушке, которая из-за запретной любви попала в монастырь. После этого Марфа и Викентьев решают жениться.

Часть 6 – Выбор Веры

Борис узнает о том, что Вера влюблена в Волохова, несмотря на то, что у них разные взгляды на будущее. Молодые люди встречаются у обрыва. Узнав, что Райский осведомлен о запретных чувствах, девушка заболевает.

Марфа выходит замуж. Борис рассказывает бабушке о том, что Вера встречалась с Марком. Женщина расстраивается, но затем приходит в себя и ухаживает за большой воспитанницей. Татьяна Марковна рассказывает о том, что в молодости совершила похожую ошибку, после чего поклялась никогда не выходить замуж. Она считает, что Вера должна повторить ее судьбу.

Проблематика и конфликт

Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила (нравственность) диктуют разное, в отличие от внешних правил (морали). Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы. Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех – любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.

Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков – известный морализатор, но всё общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упёк её в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже её родные внуки, считают её образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна. Общественная мораль не порицает её за болтовню.

Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве. Бабушка управляет по старинке.

Роман «Обрыв»: критика

Нужно отметить в целом отрицательное отношение к его роману со стороны «революционно-демократической» критики. Впрочем, громоздкий «Обрыв» был прохладно встречен и критиками других направлений. Подобные факты, однако, не дают настоящих оснований считать произведение «неудачей» Гончарова. Суд современников далеко не всегда справедлив. В начале XXI в. уже вряд ли актуальны волновавшие когда-то критику вопросы наподобие того, есть ли образ Марка Волохова карикатура на революционера-демократа или, напротив, недостаточно резкое его разоблачение. В романе есть немало сторон, сильных в чисто художественном отношении.

Так, Гончаров проявил себя именно в «Обрыве» великолепным бытописателем. Словесные картины жизни волжского городка поражают авторской наблюдательностью и по своей зримости напоминают полотна жанровой живописи.

Питомец натуральной школы неожиданно сказался в знаменитом писателе, который находчиво и непринужденно применяет литературную «технику» физиологических очерков времен его молодости, насыщая повествование и описание множеством конкретных жизненных деталей.

В романе «Обрыв» Гончаровым создан целый ряд ярко написанных колоритных характеров (председатель казенной палаты Нил Андреевич, старинный друг бабушки Тит Никоныч Ватутин, провинциальная «львица» Полина Карповна Крицкая, университетский друг Райского учитель Леонтий Козлов и его жена Уленька, дворовый Савелий и его жена Марина и т. д.).

Главные действующие лица

Гончаров признавался, что в романе три главных героя – Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.

Райский – человек, наделённый прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех её проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов – Адуева-младшего и Обломова.

Его антипод – Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодёжи запрещённую литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов. Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно (Райскому и читателю), за что Вера его полюбила.

Помещик Иван Иванович Тушин – гармоничный человек. Он – продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин – человек действия, при этом у него благородное сердце. Его брак с Верой – выход и путь для неё.

Женские образы – главное достижение Гончарова. У Веры был прототип – Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на неё. Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.

Бабушка Татьяна Марковна – хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту (сватовство, традиционный чепчик при гостях), с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.

Марфинька – счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.

Марфенька и Вера

Ко времени второго приезда Райского на Волгу из его шести-семилетних племянниц уже успели вырасти взрослые девушки. Кажется, перед читателем хорошо известная русской литературе пара сестер «Ольга и Татьяна» — на сей раз их зовут Марфенька и Вера. Однако автор вкладывает в их образы неожиданный смысл. Именно простая и искренняя Марфенька, а не самоуглубленная, но склонная к самонадеянным суждениям и «оригинальным» выходкам Вера ближе Гончарову. Марфенька, любящая детей, созданная для мужа и семьи и вообще буквально излучающая нравственное здоровье, едва ли не есть в романе Гончарова его новый писательский идеал героини-женщины. Вере же (по сути, духовной преемнице главных героинь «Обыкновенной истории» и «Обломова») предстоит оказаться на страницах романа жертвой тех житейских соблазнов, от которых абсолютно защищена своей естественностью, верой в Бога и ясной моралью Марфенька.

Эротическая проблематика

Гончаров впервые отдал в «Обрыве» щедрую дань и эротической проблематике, дотоле бывшей своего рода прерогативой такого крупного романиста-современника, как А. Ф. Писемский, но не принадлежавшей к числу характерных черт произведений самого Гончарова. Нельзя не заметить, что случившееся в конце концов с Верой происходит в «Обрыве» на фоне цветастой эротики — читатель как бы подготавливается к этой драме автором. Гончаровым явно не случайно подробно, все с той же картинностью, описываются похождения двух любвеобильных красавиц — Уленьки и Марины. Сюда же следует отнести пребывающую в непрестанной готовности к флирту со всяким свежим человеком Полину Карповну. Да и Райского «страстный змей» однажды доводит то такого состояния, что лишь невинное простодушие Марфеньки спасает саму девушку и отрезвляет «братца». Естественно, все это так подробно изображается писателем, поскольку высвечивает неблагоприятное моральное состояние современного общества, способствующее бедам, в которые попадает молодежь. Однако Гончаров, пожалуй, порой излишне увлекается нагнетанием подобных коллизий, подспудно едва ли не любуясь той же Мариной.

Поклонники Веры

На протяжении всего романа Борис Павлович несколько раз собирает и разбирает свой дорожный чемодан. И всякий раз любопытство и уязвленное самолюбие останавливают его. Ему хочется разгадать тайну Веры. Кто же ее избранник? Им мог оказаться ее давний почитатель, Тушин Иван Иванович. Он удачный лесопромышленник, деловой человек, олицетворяющий по Гончарову «новую» Россию. В своем имении Дымки он построил ясли и школу для простых детей, установил короткий рабочий день и так далее. Среди своих крестьян Иван Иванович и сам первый работник. Значительность этой фигуры со временем понимает и Райский.

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры – независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

Бориса Павловича, напротив, очень привлекает этот человек. В диалогах героев прослеживается некая общность. Идеалист и материалист одинаково далеки от реальности, только Райский объявляет себя выше нее, а Волохов старается спуститься как можно «ниже». Он опускает себя и свою потенциальную возлюбленную до естественного, животного существования. В самом облике Марка есть что-то звериное. Гончаров в «Обрыве» показывает, что Волохов напоминает ему серого волка.

Тур IV. «Эпиграфы»

В данном туре стоимость ответа возрастает в два раза — за правильный ответ даётся не один, а два балла.

Вопросы:

1. «И жить торопится, и чувствовать спешит».
(«Евгений Онегин»).

2. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).

3. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).

4. «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).

5. «Многие, так же, как и я, посещали сей фонтан, но иных уж нет, другие странствуют далече».
(«Бахчисарайский фонтан»).

6. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).

7. «Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).

8. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).

Вариант 2

1. Как называлась книга очерков И.А. Гончарова о кругосветном плавании?

2. Какое определение писательскому таланту И.А. Гончарова дал Н.А. Добролюбов?

3. Какой исторический перелом, по мнению Н.А. Добролюбова, отражен в романе «Обломов»?

4. В чем видел либеральный критик А.В. Дружинин корень обломовщины?

5. Какому герою принадлежат фразы-лозунги: «Теперь или никогда!», «Быть или не быть!»?

6. Как воспринимали труд жители Обломовки?

7. Какому эпизоду романа соответствует пейзаж в приведенном фрагменте?

Мир и тишина покоятся… над немощеными улицами, деревянными тротуарами, над тощими садами, над заросшими крапивой канавами, где под забором какая-нибудь коза, с оборванной веревкой на шее, прилежно щиплет траву или дремлет тупо… Войдешь на дворик и будешь охвачен живой идиллией: куры и петухи засуетятся и побегут прятаться в углы; собака начнет скакать на цепи, заливаясь лаем.

8. Выберите три утверждения, которые соответствуют содержанию романа «Обломов».

1) В главе о детстве Обломова упоминается много фольклорных образов.
2) Вся первая часть романа посвящена одному дню из жизни Обломова.
3) Обломов сам разорвал роман с Ольгой Ильинской.
4) Обломов назвал сына в честь своего отца.
5) Роман построен на противопоставлении Обломова и Штольца.

9. Установите соответствие между героями романа и их описанием.

Описание

А) «…неопрятен. Он бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет; да и никаким мылом не отмоешь»
Б) «Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные»
В) «…душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук»

Герой

1) Обломов
2) Штольц
3) Тарантьев
4) Захар

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответы на тест по литературе И.А. Гончаров. Роман «Обломов» 10 классВариант 1
1. В романах развивается один конфликт: между патриархальным и буржуазным укладами.
2. Что такое обломовщина?
3. К ряду «лишних людей»
4. Реальный символизм
5. Халат и домашние туфли Обломова, его диван
6. «Сон Обломова» (глава IX)
7. «Сон Обломова» (Описание Обломовки)
8. 245
9. А4 Б1 В3Вариант 2
1. Фрегат «Паллада»
2. Объективный талант
3. Кризис, распад старой крепостнической России
4. В незрелости общества, в противостоянии чистых душою людей и чрезмерного практицизма
5. Штольцу
6. Как наказание
7. Обломов в доме Пшеницыной
8. 125
9. А4 Б2 В1

Сюжет и смысл романа «Обрыв»

Основным героем романа является Райский, который ищет материал для написания своего романа

Но этот роман – не только литературное произведение, но и любовная история, и каждый раз героинями его романа становятся новые женщины, которые захватывают его внимание и воображение. И каждый раз роман его остается недописанным: к каждой женщине он охладевает, когда та ему отказывает

Самым важным символом романа является обрыв. Это и обрыв старого, которое нужно отбросить и начать жить по-новому, и обрыв любовных связей Райского, которые вечно не приходят к счастливому финалу, и постоянно неоконченная, оборванная сюжетная линия его романа… Обрыв в произведении Обломова многогранен и имеет очень много оттенков смысла.

Образ обрыва также особенно подходит для описания морального перерождения всех героев. Все они стоят перед обрывом, за которым неизвестность, и им предоставлен выбор, жить по-старому в изменившихся условиях, или избрать для себя что-то новое и переродиться. Для некоторых героев принятие нового означает принятие себя, психологический рост и признание своих ошибок, для других это новое сопряжено с тяжелыми моральными потрясениями.

Финал романа остается открытым. Гончаров в «Обрыве» позволяет читателю самому представить, как сложится судьба героев после их решений и изменений, описанных в романе. И в то же время к концу «Обрыва», хотя судьба героев не всегда однозначно ясна, намечаются дальнейшие вехи происходящего с ними. Так, читатель почти однозначно может понять, что Райский не меняется, и его решение «лепить» и переезд в Италию также не принесут ему успеха и оборвутся, как до этого попытки стать писателем и художником.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Марк Волохов  — молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет — сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.
  •  Марфа Васильевна или Марфенька  — сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.
  •  Иван Иванович Аянов  — приятель Райского.
  •  Софья Пахотина  — дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.
  •  Вдова Крицкая  — кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.
  •  Леонтий Козлов  — университетский приятель райского, сын дьяка.
  •  Викеньтьев  — ухажер Марфы.
  •  Нил Тычков  — важный старик. Председатель в отставке.

Заключение и выводы по произведению

В психологическом романе Гончарова «Обрыв», пристальное внимание уделяется внутренним метаниям и переживаниям героев. От внешних воздействий персонажи меняются изнутри и их взгляды преломляются

Часто такие метаморфозы болезненны, но они неизбежны. Основная проблема романа — конфликт патриархальных устоем и современных взглядов на мир.

Не случайно, в конце концов, Гончаров назвал своё детище «Обрыв». Большинство действующих лиц в развитии сюжета находят «свой» обрыв и срываются с него. Все попытки Райского определиться с женщиной — оборвались ничем.  Вера упала с обрыва любви и разочарования в избраннике. Обрыв и падение бабушки настигли её ещё в молодости. И нигилистические взгляды Марка ни к чему его не приведут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: