Кратко «человек-невидимка» герберт уэллс (перевод д.л. вейс)

Сжатое содержание

В романе Герберта Уэллса рассказывается о человеке, которому удалось поставить грандиозный эксперимент над собственным телом. В книге говорится о следующем:

  1. Главный герой, ученый Гриффин, научился делать человека невидимым, но решил не рассказывать об этом миру. Финансовые трудности заставили его применить открытие на себе. Мужчина превратился в невидимку, он спрятал все записи, касающиеся этого опыта и поджег свой дом.
  2. Сначала ученый-медик чувствовал эйфорию и превосходство над всем миром, но затем он осознал, что его изобретение не совершенно. Гриффин не мог делать невидимыми пищу и одежду, поэтому ему приходилось ходить обнаженным и питаться крайне редко.
  3. У ученого появился страх, что кто-то узнает об этом эксперименте, а его самого посадят в клетку и выставят на обозрение публики. Гриффин стал избегать общества. У него не получалось вернуть себе привычный облик, поэтому он продолжил опыты. Но у ученого не хватало финансовых средств для необходимых исследований.
  4. Гриффин принял решение захватить власть. Этой идеей он поделился со своим другом Кемпом, но тот не согласился участвовать в этой авантюре и написал заявление в полицию. Такое поведение разозлило ученого, он захотел убить приятеля. Сложившаяся ситуация привела к тому, что люди узнали о существовании невидимки и стали за ним охотиться. Озлобленной толпе удалось поймать Гриффина. Они убили ученого, и его мертвое тело вновь стало осязаемым.

Краткие сведения об авторе

Герберт Уэллс появился на свет 21 сентября 1866 года в простой британской семье. В восьмилетнем возрасте мальчик сломал ногу и во время вынужденного нахождения в кровати увлекся чтением книг. После этого парень начал учебу в «Коммерческой академии мистера Томаса Морлея». Его отец занимался игрой в крикет, и это приносило семье дополнительный доход, но после травмы ему пришлось забыть о спортивной карьере. В 13 лет Герберт оставил обучение и начал зарабатывать самостоятельно.

В 1888 году Уэллс окончил Кинг-колледж Лондонского университета. В дальнейшем будущий писатель был удостоен звания доктора биологии. В 1893 году Герберт начал карьеру журналиста. Он длительное время жил в столице Великобритании и на Ривьере, часто путешествовал и читал лекции.

Литератор был женат несколько раз и имел двух сыновей от второго брака. В 1920 году у писателя начался роман с Марией Закревской-Будберг. Возлюбленные расставались, но судьба сводила их вновь. Эти отношения длились до самой смерти Уэллса. Герберт неоднократно делал предложение суженой, но она так и не согласилась связать себя узами брака.

Жизнь писателя оборвалась 13 августа 1946 года, он не дожил до 80-летия всего месяц. Спустя 3 дня после кончины его тело кремировали. Согласно последней воле литератора прах был развеян между мысом Сент-Олбанс и островом Уайт. В честь Герберта Уэллса установили множество мемориальных досок в городах, связанных с жизнью писателя.

Начало пересказа

По мере развития сюжета на страницах книги происходят следующие события:

  1. Пожилые супруги мисс Холл и ее муж владеют трактиром «Кучер и пони». В один холодный зимний день к ним приходит странный гость. Голова этого человека полностью замотана бинтами, а тело закутано. Мужчина является в такое время, когда посетителей практически не бывает, поэтому пара радуется этому гостю, тем более платит он очень щедро.
  2. Со временем гость начинает не только выглядеть странно, но и вести себя раздражительно, что удивляет постояльцев трактира. Этот человек избегает общества других людей и ничего никому о себе не рассказывает. При этом помещение, в котором он живет, пропитано химическим запахом.
  3. Гриффин старается вернуть себе человеческий облик, но у него ничего не получается, из-за этого он и становится все более нервным. Со временем у человека-невидимки заканчиваются финансы, он начинает воровать. Ввиду невидимости грабеж сходит ему с рук, хотя люди все равно подозревают таинственного незнакомца.
  4. Постепенно Гриффин начинает сходить с ума. Устав от голода, неудач и душевных страданий, он прилюдно скидывает с себя бинты, оставшись без головы, а затем полностью исчезает. Люди пытаются поймать незнакомца, но у них ничего не выходит.
  5. Ученый знакомится с бродягой Марвелом. Этот человек всегда носит на голове цилиндр, а также красивые, качественные туфли, подаренные добрыми людьми. В тот момент когда нищий впервые встречает невидимку, он как раз занимается примеркой башмаков. Гриффин рассказывает бродяге о себе и просит достать деньги и одежду. Марвел становится сообщником человека-невидимки, но действует он не из искреннего желания помочь, а в силу страха.
  6. В Айлинге проводились приготовления к торжеству. Пользуясь суетой, Гриффин совершает грабеж. Украденное он отдает бродяге, а сам сбегает с места преступления. Марвел неоднократно пытается сбежать от ученого, но каждый раз невидимка его настигает.
  7. Однажды друг Гриффина, доктор Кемп, видит в окне бегущего бродягу, из карманов которого торчат банкноты. Марвел сначала старается спрятаться в кабаке, а потом едет в полицейский участок и просит закрыть его в камере. В то же время Кемп слышит стук в дверь, он открывает ее, но никого не видит. Через некоторое время становится понятно, что в его доме кто-то есть. Об этом факте рассказывает кровавое пятно на полу, помятая постель и порванная простыня. Вскоре он слышит голос Гриффина, которого он знает много лет.
  8. Выясняется, что невидимка получил ранение, после своей попытки отомстить бродяге. О странном грабителе уже знали все местные жители, и одному из посетителей кабака удалось сделать точный выстрел.
  9. Гриффин рассказывает Кемпу о своем приключении, а также говорит, что ему пришлось ограбить своего отца, после чего тот покончил жизнь самоубийством. При этом ученого не мучает совесть. Все его мысли занимает лишь эксперимент.

Фильм студии Universal 1933 года

В 1933 году в фильме «Человек-невидимка», имя Гриффина — Джек. (В советском фильме 1984 года его имя — Джонатан). (Роман никогда не раскрывает его имя). Сыграл его Клод Рейнс.

Джек Гриффин работает с доктором Крейни, помогая ему в экспериментах консервирования пищевых продуктов вместе со своим другом доктором Артуром Кемпом. Гриффин глубоко влюблен в дочь Крейни, Флору и планирует вступить с ней в брак. Гриффин боится, что он ничего не может предложить ей, и начинает экспериментировать с темным и опасным наркотиком под названием монокан (англ. monocane

), надеясь, что его работа сделает его богатым и знаменитым и он сможет стать мужем Флоры.

Гриффин обнаруживает сочетание монокана и других химических веществ, которое делает человека невидимым. Слишком взволнованый своим открытием, чтобы думать ясно, Гриффин покидает Кемпа и Крейни для завершения эксперимента в одиночестве. Он вводит себе формулу в течение месяца, и становится невидимым. Только после того, как он стал невидимым понимает, что не знает, как вернуть себе видимость.

В панике, Гриффин едет в деревню Айпинг и снимает комнату в «голове Льва», где он начинает поиск формулы для обращения процесса. Чтобы сделать себя видимым ему приходится обмотать голову повязками и носить темные очки.

Из-за побочных действий монокана и нескольких неудачных экспериментов Гриффин сходит с ума. После нападения на Джени Холл и сильно ранив её мужа Герберт Гриффин сбрасывает с себя одежду, чтобы стать невидимым и ускользает от полиции. Он ищет помощи у Кемпа, но монокан сделал его таким безумным, что у него начинается мания величия и желание мирового господства с «невидимой армией». Он хочет сделать Кемпа своим видимым партнером и помощником.

И даже визит Флоры и её отца не помогают облегчить приступ безумия Гриффина. Он клянется убить Кемпа, который предупредил своего друга инспектора Лэйна о его местонахождении, и несмотря на защиту полиции и окружающих людей Гриффин смог реализовать свои угрозы. После убийства Кемпа он ищет защиты от холода в сарае Фермера. Фермер вызывает полицию и они поджигают сарай. Гриффин бежит из горящего сарая, начальник полиции видит его следы на снегу. Стреляет. Пуля проходит через оба легких.

Гриффин умер от огнестрельных ранений в больнице. Извиняясь за свои преступления он сказал: «Я вмешался в вещи, которые человек должен оставить в покое». Невидимость пропадает к смерти, и тело Гриффина становится видимым.

В фильме Гриффину больше сочувствуешь, чем в романе. Гриффин в романе является черствым и жестоким с самого начала, и проводит эксперимент из-за богатства и своего эго. В фильме Гриффин показан как благородный человек, который ошибается. Его безумие чисто побочный эффект невидимости и наркотиков, и его мотивация для проведения эксперимента — ошибочное стремление сделать добро для науки и человечества, родилась прежде всего из-за любви к его невесте.

О царстве террора, о том времени, когда он будет диктатором и весь мир будет лежать у его ног.

Обратите внимание, в каком обществе живёт Гриффин. Здесь царят волчьи законы, сильный поедает слабого

При первой же возможности тебя сомнут, растопчут, ограбят. Гриффин знал, что его никто не поддержит, а если кто и заинтересуется его исследованиями, то только в корыстных целях. Гриффин испуган миром, в котором живёт, и, чтобы избавиться от страха, мечтает о временах, когда сам будет внушать ужас. Он совершает отвратительное преступление ещё до того, как кто-то успел совершить преступление против него.

Гриффин знает, что мир жесток, — и желает противопоставить ему ещё большую жестокость, он знает, что живёт среди волков, — и хочет быть самым крупным волком. Но, приняв волчью мораль, трудно сохранить человеческую душу.

Как по-вашему, был бы Гриффин счастлив, если бы достиг мирового господства?

Кем обязательно должен был быть человек, чтобы стать невидимкой в фантастическом романе Герберта Уэллса?

«Человек-невидимка» – это произведение Герберта Уэллса 1897 года, написанное в жанре триллера и научно-фантастического романа. Книга впервые появилась в виде серии в журнале Pearson’s Magazine в том же году. Главный герой книги – ученый Гриффин, который выдвигает теорию о том, что человек становится невидимым, если его показатель преломления изменяется на такой же, как и без него, а тело не поглощает и не отражает свет. Гриффину это удается, но он больше не делает себя видимым. Его разум расстроен.

Гриффин (англ. Griffin) – вымышленный персонаж, герой романа «Человек-невидимка», впервые опубликованного в 1897, созданный Гербертом Уэллсом. Гриффин – молодой учёный, который хочет создать сверхчеловека путём создания расы невидимых людей. Роман Герберта Уэллса «Чeловек-невидимкa» был написан в 1897 году. Роман возник не на пустом месте. В конце XIX века Европа сошла с ума от идей Ф. Ницше и вытянутого из его «Заратустры» «сверхнравственного» «сверхчеловека».

В романе описывается судьба английского учёного-физика Гриффина, который изобрёл машину, делающую человека невидимым. Правда, для полной невидимости, человек должен быть альбиносом, каковым Гриффин и являлся. Он не хотел раньше времени обнародовать своё открытие, чтобы позже создать большую сенсацию. Однако обстоятельства сложились так, что из-за материальных затруднений он не смог продолжать свою работу. У него появилась идея «исчезнуть» и начать совершенно новую жизнь в качестве невидимки.

Альбинизм – редкое, генетически наследуемое заболевание, характеризующееся у человека полным или частичным отсутствием пигмента (меланина) в волосах, коже и глазах. Альбинизм связан с рядом дефектов зрения, таких как светобоязнь, нистагм и амблиопия. Отсутствие пигментации кожи делает её более восприимчивой к солнечным ожогам и раку кожи.

Гриффин – одарённый молодой студент медицинского университета с альбинизмом, изучающий оптическую плотность. Он считает, что стоит на пороге большого научного открытия, но чувствует себя неуютно, работая под руководством профессора. Чтобы гарантировать, что он будет единственным человеком, совершившим открытие, оставляет университет и снимает квартиру для продолжения своих экспериментов в одиночку.

  • мужчиной
  • англичанином
  • альбиносом
  • юристом

Ответ: альбиносом.

Чтобы стать невидимкой в фантастическом романе Герберта Уэллса, человек обязательно должен быть альбиносом, сообщает сайт Спринт-Ответ. Это правильный ответ на вопрос телевикторины за сегодняшний день.

Война главного героя Гриффина с обществом

Но общество причинило Гриффину горшее зло. Оно заставило его принести в жертву успеху свою живую душу. Из жизненной борьбы Гриффин выходит, растеряв остатки человечности, усвоив отвратительный принцип своекорыстия. И с этого момента — собственно с момента, когда он открыл дверь таверны в Айпинге — сочувствие автора уже не с ним.

Кто прав: общество или Гриффин?

В войне, которую Гриффин-невидимка объявляет обществу, правды нет ни на чьей стороне. Эта война не выливается в столкновение противоположных принципов. Да, Гриффин воюет с обществом лавочников, но сам он имеет, по сути, такие же убеждения. Индивидуализм, цинизм и жестокость Гриффина — лишь наиболее яркое воплощение действительных моральных качеств «обычного» буржуа. Его борьба против Айпинга — лишь сконцентрированное проявление постоянной борьбы всех против всех, которая есть неотъемлемая составляющая буржуазного общества. Гриффин использует свое могущество совершенно так же, как пожелал бы его использовать любой из его сегодняшних противников.

Каждый мечтает стать человеком-невидимкой…

Показательна в этом плане последняя сцена в романе. Владелец трактира Томас Марвел, в руках которого очутились записи Гриффина, в мечтах и сам превращается в того, кого они преследовали – в человека-невидимку. И хотя он ничего не может понять в том, что читает, но каждый день вечером он упорно открывает дневник учёного.

Роман обнаруживает две коренные особенности уэллсовского таланта:

  • силу воображения и фантазии, способность «прорваться» в будущее
  • в то же время чуткость к конкретным деталям обыденной, сиюминутной действительности

Продолжение истории

Гриффин рассказывает Кемпу, что раздражительность всегда была одной из его характеристик, но сейчас он стал ненавидеть людей и мечтает о власти над человечеством. Невидимка предлагает другу стать его помощником, но тот отказывается, осознавая, что приятель превратился в опасную, фанатичную личность.

Кемп сдает Гриффина полиции, рассказав о его планах и месте нахождения. Вскоре невидимку настигает начальник местного отдела Эдлай. Ученый не хотел причинять вред полковнику, но был вынужден убрать его с пути, чтобы добраться до предателя Кемпа. После этого человек-невидимка убивает управляющего, который не представлял ни для кого серьезной угрозы.

Невидимку начинают искать везде. Отыскать ученого помогает Кемп. Дороги города засыпают битым стеклом, на улицах размещают патруль, двери домов и коммерческих помещений надежно закрывают. В то же время Гриффин пытается отомстить бывшему другу. Он бежит за ним и оказывается среди разъярённой толпы, которая убивает его. Умирая, ученый вновь обретает видимость.

В своем романе Герберт Уэллс поднимает важнейшую тему

Он показывает иллюстрацию того, какой может быть обратная медаль научного прогресса, и дает понять, что для ученого очень важно осознавать ответственность за свои исследования, поскольку они могут принести миру не только пользу, но и вред

Главный герой романа Гриффин

Гриффин-человек и Гриффин-учёный

Фигура главного героя — противоречива и отнюдь не однозначна. Гриффин-человек и Гриффин-ученый, по своей значимости, явно разномасштабны. В этом образе Уэллс вывел любимый им типаж, учёного-энтузиаста, волевого и умного. Таким был и вивисектор доктор Моро — главный герой из вышедшего перед «Человеком-невидимкой» романом «Остров доктора Моро». Гриффин, правда, получился в этом случае даже персонаж несколько романтически приподнятый, по-бальзаковски одержимый. Он предан своей дерзновенной научной идее с такой страстью, что нарушает моральные принципы. Он ворует деньги у своего отца, доведя его тем самым до самоубийства.

Противопоставление Гриффина и Кемпа

Ученый-одиночка, новатор, Гриффин оттеняется фигурой Кемпа, его коллеги и приятеля. Кемп воплощает столь ненавистный Уэллсу мещанский дух: он робок и законопослушен, не рискует выйти за рамки общепринятого, пробует в науке лишь безопасные, исхоженные тропы.

Трагедия главного героя

При всей своей редкой одаренности Гриффин предстает как ученый, трагически одинокий, что скорее его беда, чем вина, ибо таковы господствующие в обществе отношения. Для Уэллса достижения науки имели свой смысл тогда, когда обращались ко благу человечества, содействуя его прогрессу. А замечательное открытие Гриффина служит только ему, являясь для него способом самоутверждения, ничего не давая окружающим.

Иллюстрация к роману

Уверившись в собственной исключительности, уподобившись «сверхчеловеку» ницшеанского толка, Гриффин к концу романа особенно явно раскрывается своими негативными сторонами. Однако последняя сцена, когда Гриффин гибнет, растерзанный толпой, дает финальный штрих, обобщающий трагедийность. Он предстаёт перед своими преследователями слабым и униженным. Они видят

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Доктор Кемп  – медик, когда-то учившийся с Гриффином в одном университете. Благородный, добрый и честолюбивый человек. Сначала проникся сочувствием к невидимке и пообещал ему помочь, но, услышав о его жестоких планах, сдал его полиции.
  •  Эдай  – полковник полиции, которому Кемп сдал невидимку.
  •  Томас Марвел  – бедный толстяк, закоренелый холостяк, которого невидимка «сделал» своим помощником. Это был человек с коротенькими ручками и ножками, дряблым лицом, слюнявым ртом, широким носом и щетинистой, растущей как попало бородой. Вместо пуговиц его одежду стягивали бечевки и шнурки, а голову «украшал» потрепанный цилиндр.
  •  Миссис Холл  – весьма меркантильная и властная особа, хозяйка трактира «Кучер и кони».
  •  Мистер Холл  – трусливый супруг-подкаблучник хозяйки трактира.
  •  Милли  – вечно сонная служанка в трактире «Кучер и кони».
  •  Уикстид  – безобидный мужчина лет 45-ти, работающий управляющим. Был жестоко убит невидимкой.
  •  Бобби Джефферс  – констебль в Айпинге.
  •  Тедди Хенфри  – часовщик в Айпинге.
  •  Хилас  – владелец виллы по соседству с домом Кемпа.
  •  Касс  – доктор в Айпинге.
  •  Джиббинс  – натуралист-любитель.
  •  Фиренсайд  – возница, который привёз вещи незнакомца-невидимки в трактир «Кучер и кони».
  •  Бантинг  — викарий (помощник священника) в Айпинге.
  •  Миссис Бантинг  – супруга викария.
  •  Уоджерс  – кузнец в Айпинге.
  •  Хакстерс  — владелец лавки напротив трактира «Кучер и кони».

Очень краткий пересказ романа «Человек-невидимка»

Учёный-медик Гриффин загорелся идеей создать аппарат, который способен сделать любой предмет невидимым. Он обокрал собственного отца, чтобы купить всё необходимое для экспериментов. Открытие было сделано, Гриффин сделал невидимым сам себя. Но жизнь невидимки оказалась достаточно сложна, а обратную формулу Гриффину никак не удавалось заполучить.

Находясь в постоянном страхе быть пойманным и раскрытым, герой обозлился на весь свет. А когда об его существовании стало известно, он стал защищаться, не гнушаясь самых резких способов. Он калечил людей, угрожал им и даже пошёл на убийство. В его эгоистичной душе созрел план создания «Царства террора».

Невидимка наводит ужас на обычных обывателей. Он опасен. Его мечта найти подельника и захватить власть не осуществилась. Один помощник сбежал, другой предал. Гриффин решает отомстить предателю и убить его, но погибает сам, попав в окружение испуганной и разъярённой толпы. Мёртвое тело учёного вновь становится видимым.

История написания

В порядке вещей было, есть и будет доверять выбор и оценку литературного произведения критикам

Если оценки положительные, можно обратить свой взор и внимание на книгу, если же нет, то проще пропустить произведение и не тратить на него время. Это часто вызвано изрядным количеством трудов, которые ежегодно выпускаются по миру

Всех книг нельзя перечитать, но лучшие из них точно следует изучить. И если авторское творение не успело попасть в список лучших, то оно может кануть в лету и никогда не быть исследованным читательским сообществом.

Это вполне здравое правило, но в каждом правиле безусловно
есть исключения. Когда книга пробирается сквозь дебри критических рецензий и
вплывает на поверхность общественного внимания благодаря сопутствующим
факторам. «Человек-невидимка» прошел именно такой путь. Получив весьма
отрицательные отзывы как от литературных критиков, так и от представителей
научного мира, роман все-таки смог завоевать сердца читателей. Необычная
история невидимого человека захватила сознание обывателей, заставив критиков
пересмотреть свои оценки, снизойдя до нейтральной позиции. Но наиболее
убедительным фактором стала положительная оценка произведения со стороны
собратьев по писательскому ремеслу.

«Поверьте, ваши вещи всегда производят на меня сильнейшее впечатление». Джозеф Конрад

«Он (Уэллс) будет атаковать вас с фронта и тыла, пока вы не подчинитесь до конца его волшебным чарам». Арнольд Беннет

Правда, не стоит забывать, что у Уэллса был не только фольклорный предвестник появления невидимого человека, но и вполне себе самодостаточный литературный первоисточник. Речь о произведении Фитча-Джеймса О’Брайена «Что это было?». Заимствована ли идея пугающей трансформации человеческого тела? Возможно. Но конечная суть произведения отлична. В рассказе О’Брайена террор невидимого существа распространяется на обитателей одного конкретного дома, выставляясь в качестве защитной меры. У Уэллса же террор начинает распространяться на всех вокруг, даже трансформируясь в идею захвата власти населенного пункта.

Журнал Pearson’s Magazine стал первым изданием, в котором начали публиковаться главы «Человека-нивидимки». В сентября 1897 года благодаря положительным отзывам читателей журнала была выпущена отдельная книга, вызвавшая интерес у любителей литературы жанра фантастики.

Как ученый и писатель-фантаст, Герберт Уэллс вынужден обосновывать описываемые им в книге удивительные явления. Автор не может позволить себе безосновательно фантазировать и вещать сказку. Поэтому желание оттянуть обоснование невидимости своего персонажа оканчивается дотошным описанием трансформации со спасительными допущениями. Именно эти допущения выручают Уэллса, но критика его физико-биологического предположения все-таки оказывается уничтожающей. С точки зрения науки тело с равным воздуху коэффициентом преломления подарило бы человеку не только невидимость, но и слепоту. Плюс фактор пигментации. Уэллс предрекал часть обвинений, подарив своему персонажу внешний вид альбиноса, у которого отсутствует пигмент волосяного покрова. Но что же делать с глазами, зрачки которых все равно имеют пигмент. Упомянутое отсутствие полного исчезновения пигмента глаз не объясняет ничего, потому что низкий коэффициент преломления все равно подарит его счастливому обладателю плохое зрение.

Герберт Уэллс

Основная идея романа «Человек-невидимка»

«Человек-невидимка» — роман английского писателя Герберта Уэллса, одно из самых «хрестоматийных» его произведений. Вышел в свет в 1897 году. В этом произведении отчётливо проявилось очень своеобразное качество таланта писателя — искусство проработать по-новому такую тему, которая не единожды уже была опробована в литературе до него. В данном случае мечта стать невидимым, как и мечта о свободном полёте, например, занимала человечество очень давно.

Однако Уэллс-писатель, вооруженный основательными естественно-научными познаниями, придает этой, казалось бы, гипотетической возможности иллюзию правдоподобия. Главный герой романа, талантливый учёный Гриффин, после долголетних и настойчивых усилий создаёт препарат, делающий человека невидимым. Сделав замечательное открытие, он погибает в борьбе с обществом.

Герберт Уэллс. Фото Джорджа Бересфорда, 1920 год.

Жизнь ученого в буржуазном обществе трудна, развитию науки препятствуют косность и невежество. Но вопрос о положении науки для Уэллса лишь одна, частная сторона проблемы о характере современных социальных отношений. Эта проблема — основная в романе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: