Главные герои, их краткие характеристики, взаимодействия и сюжет
А люди уже давно перестали мыслить. Они не задумываются над вопросами бытия, над фундаментальными ценностями – их ценности уже давно заменены материальными. К примеру, жена Монтэга, главного героя, Милдред, только и думает о том, как бы приобрести еще одну телевизорную стену. Она в связи с бытующим мнением считает, что это принесет в их дом радость, но на самом деле даже она несчастна. Хотя, Милдред не задумывается о таких категориях, как счастье и несчастье.
Монтэг сначала являет собой такой же символ разрушения. Жечь для него – наслаждение. Но вскоре он знакомится с Класиссой Маклеллан, новой соседкой, прелестной 16-летней девушкой, которой скоро должно исполниться 17 (и это Кларисса шутливо приводит как довод в пользу своей «ненормальности»).
Кларисса не такая, как другие люди вокруг пожарного. Она пробует на вкус дождь, не любит жестокости, замечает каждую мелочь окружающего мира, любит общаться с людьми и даже с природой. Кларисса не спеша гуляет пешком, не терпит реактивных автомобилей и не дружит со сверстниками – ведь они считают ее антисоциальной.
Монтэг и Кларисса появляются вместе на страницах романа лишь в его начале, но благодаря девушке главный герой начинает меняться. Он постепенно понимает, что что-то не так. Понимает, что ему не нравится пустота и обыденность жизни в данном обществе, что у него нет ничего общего с ним; понимает, что ему на самом деле нравится спорить, размышлять, читать книги – что запрещено!
Далее Монтэг знакомится с Фабером, профессором, который читает, размышляет, словом, живет не так, как нужно, и всецело поддерживает идеи революции. Сюжет в романе развивается стремительно, но внутренне Монтэг меняется только в самом конце. Окончательно – только тогда, когда он знакомится у костра с «людьми-книгами». И здесь появляется уже другой образ огня. Огонь, из которого сможет возродиться феникс – появятся новые книги, люди снова будут общаться друг с другом, чувствовать, любить друг друга и мир… Новая эра.
Сюжет и тема
Тема в данном произведении раскрывает, какое большое значение имеют книги для человека. Автор показывает это на примере людей, которые разучились думать и принимать решения самостоятельно. Государство разрешило только официальные источники информации, а все остальные запретила. А ведь из-за этого у гражданина отсутствовала возможность сравнивать источники и критически анализировать их.
Важная мысль в произведении говорит о том, что человечество не сможет достичь прогресса, не имея опыта предыдущих поколений. А этот опыт как раз передаётся через книги. Из-за этого всё общество будет подвержено деградации.
Кроме того, автор затрагивает тему семьи
Когда человек концентрируется только на себе, то он перестаёт обращать внимание на других людей, ценить их как личности. Если люди станут жить в одиночестве, то это плохо скажется на их душевном состоянии и им некому будет прийти на помощь
Таким образом, Рэй Брэдбери хотел сказать, что нельзя жить только потребительскими мотивами, нужно уметь созидать и иметь духовные ценности.
Гай Монтэг
Главным героем романа является Гай Монтэг. У него есть жена, но за годы совместной жизни ему кажется, что каждый живет сам по себе. Работа Гая заключается в сжигании книг вместе с домами владельцев. До определенного момента Монтэг и не думает, что сжигание домов это не совсем правильно. Он считает, что такую работу должен кто-то исполнять и лучше сделает ее он, чем какой-нибудь псих. Но в определенный момент все меняется.
«451 градус по фаренгейту» сюжет
Первым шагом к переосмыслению ценностей является встреча с молодой девушкой по имени Кларисса Маклеллан. Ее считают странной из-за ее отношения ко многим вещам. Она восхищается природой, восхищается свежим воздухом, небом. У нее есть подсознательное желание говорить о своих чувствах, выражать мысли и эмоции, которые льются из нее. После знакомства с девушкой, Монтэг находится в небольшом смятении. Он задумался, а что если девушка права и все мы живем совсем неправильно.
На очередном вызове, его команде попалась не обычная женщина. Она ни под каким условием не отдаст книги и не выйдет из собственного дома. Все кончилось тем, что женщина чиркнула спичкой о перилла дома и сожгла его вместе с собой. Этот поступок просто потряс Монтэга. Его представления о мире рушатся у него же перед глазами. Герой решает прочесть книги, которые так долго хранил за вентиляционной решеткой.
Кларисса погибает под колесами автомобиля. Из-за последних событий Гай Монтэг не выходит на работу. Начальник пожарных Битти, решил навестить работника. Он рассказывает ему о том, почему в отношении книг были приняты такие радикальные меры. Битти объясняет, что уничтожение книг сделает людей счастливыми.
Книги в «451 градус по фаренгейту»
Без них не будет никаких радикальных и революционных мыслей и идей. Люди будут подогнаны под определенные стандарты и все будут равны в умственном развитии. Негативные эмоции почти не будут встречаться в жизни граждан, а жизнь будет похожа на бесконечный праздник.
Монтэг ищет поддержку в лице своей жены, но она в ужасе от его действий. Милдред не нужны никакие изменения в жизни, ее вполне устраивает положение дел. Герой решает найти союзника и видит его в старом знакомом Фабере. До отмены книг он был профессор английского языка. Они соглашаются действовать сообща. Их задача состоит в том, чтобы делать копии книг и ждать перемен.
«451 градус по фаренгейту» смысл концовки
Концовка в романе 451 градус по фаренгейту очень символична. Полное уничтожение города показывает, что новая жизнь уже начинается и у выживших людей есть огромные просторы для новых идей. Выжившие могут начать жизнь заново, с нового листа. Присоединение главного героя к «хранителям книг» и наличие таких героев как Кларисса или Фабер оставляет надежду на светлое и мирное будущее. Примечательно, что 451 градус по Фаренгейту — это температура при которой бумага начинает гореть.
Анализ романа «451 градус по фаренгейту»
Начну анализ романа «451 градус по фаренгейту» со своего мнения о нем. Мне роман понравился, ведь его идеи по-настоящему заставляют задуматься. Брэдбери хотел показать к чему может прийти общество через несколько десятков лет. Пассивное существование людей, которое совершенно ничего после себя не оставит. Им чужды любые эмоции или идеи. Государство манипулирует людьми, а они идут у него на поводу. Тот тоталитаризм, который показывает Рей, не допускает никаких отклонений от правил, все идет по установленным нормам и стандартам
Анализ “451 градус по Фаренгейту”
Рэй Брэдбери описывает социум, который больше не пытается жить своим умом и сердцем. Люди получают сжатую информацию с телеэкранов и радиоприемников.
Властям не выгодно, чтобы в обществе читали и впоследствии задавали слишком много вопросов. На страницах романа мы видим пустых людей – только обложки и никакого содержания.
Проанализировав книгу, можно глубже раскрыть ее проблематику:
- Жанр: роман относится к фантастическому жанру, он представляет собой яркий образец антиутопии. В произведении глубоко раскрываются отрицательные течения всех сфер социума и государственного строя. Брэдбери гиперболизировал пороки общества, чтобы разоблачить и показать возможные последствия в будущем.
- Тема: автор показывает негативные последствия отказа от чтения и подчеркивает вес литературы в формировании общественного сознания.
- Проблематика: в романе представлен типичный конфликт сознательного и бессознательного, конфликт социума и личности. Противостояние человечности и государственного строя, которое показано через призму будущего.
- Критика: в связи с остротой поднятой в романе темы, книга подвергалась строгой цензуре и была напечатана не сразу. “451 градус по Фаренгейту” получил разнообразные отзывы ввиду особой проблематики сюжета: от негативных (некоторые критики писали, что даже аннотация слишком сложна для восприятия) до восторженных.
Роман Рэя Брэдбери – это глубокое по смыслу произведение, в сюжетной линии которого можно проследить несколько слоев: каждый поднимает отдельный вопрос.
Сегодня произведение стало как никогда актуальным: современные СМИ и интернет формируют мнения общественности под выгодным тем или иным политическим силам углом, а люди все меньше и меньше склонны самостоятельно анализировать полученную информацию.
Объяснение сюжета
Для того, чтобы понять, каков в романе 451 градус по Фаренгейту смысл сюжета, нужно выделить основную идею книги – роль литературы в жизни общества.
Писатель показывает мир, в котором запрещено печатное слово. Люди получают информацию только с экранов телевизоров, что приводит к постепенной деградации населения.
В результате отказа от книг общество утрачивает способность самостоятельного мышления. Это выгодно тоталитарному режиму. Такими людьми легко манипулировать, преподнося информацию в нужном правительству ракурсе.
Параллельно Брэдбери затрагивает и другие темы, раскрывающие смысл «451 градуса по Фаренгейту»:
- семейных ценностей;
- верности и предательства;
- бездуховности;
- развития технического прогресса;
- значения СМИ для общества.
У многих людей вызывает недоумение название романа. Но для несведущих в эпиграфе к произведению автор расшифровывает смысл названия, объясняя, что 451 градуса по Фаренгейту достаточно для воспламенения бумаги.
Однако сжигая книги, люди уничтожают свое прошлое, а, следовательно, и самих себя. Но пока существуют такие люди, как Гай Монтэг, есть надежда, что общество однажды возродится.
В чем суть концовки
Особого внимания заслуживает концовка романа «451 градус по Фаренгейту», раскрывающая философский смысл книги.
В финале произведения Гая Монтэга ждет предательство со стороны, казалось бы, самого близкого человека – жены. Но герой уже переродился. Теперь он один из тех, кто старается сохранить прошлое для будущих поколений, заучивая наизусть книги.
В финале город подвергается бомбардировке, стершей с лица земли почти все население. Такой концовкой Брэдбери хотел показать, что без книг человечество не способно существовать.
Но возможно, концовка «451 градуса по Фаренгейту» содержит и другой, скрытый смысл, указывающий на начало нового этапа развития общества.
Вникнув в смысл произведения Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», начинаешь осознавать значимость литературы не только для одного индивида, но и для всего человечества. Особенно актуально это в современном мире, когда люди все больше сидят за экранами телевизоров, компьютеров, гаджетов, сведя к минимуму реальное общение и чтение книг.
Главные герои произведения
Итак, главные действующие лица:
- Гай Монтэг – главный персонаж книги. В некоторых переводах встречается как Гай Монтэг. Он работает пожарником будущего и выезжает на срочные вызовы, когда у граждан обнаруживают книги. Их следует сжигать с помощью специального приспособления для поджигания бумаги. Гай никогда не задумывается, почему и зачем он должен выполнять свое задание, он полностью согласен с текущим государственным устройством. Но в один момент в его жизни происходит встреча с так называемой литературной оппозицией, что в корне меняет восприятие Монтэга. Постепенно он разочаровывается в телевидении, отдаляется от жены, теряет веру в свою службу. Он начинает замечать ограниченность и жестокость своего мира, он становится полноценной личностью, способной на спасение знаний, которые хранятся в книгах.
- Кларисса Маклеллан – молодая женщина, которая смогла пробудить одной из первых интерес к литературе у Монтэга. Она принадлежит к необычной семье. Всех родственников уже давно подозревают в причастности к чтению, ведь каждый вечер они подолгу и громко общаются между собой, что вызывает непонимание и негодование окружающих.
- Битти – Брандмейстер. Будучи начальником пожарной службы, где работал Монтэг, он одни из первых заподозрил нездоровый интерес Гая к книгам и знаниям. Именно он сказал фразу, в последствии ставшую крылатой: “Хранить книги – это не преступление. Преступление – читать их”. Именно диалоги Битти и Гая стали путеводной нитью романа. Через разговоры и споры начальника и подчиненного показана основная мысль и проблема романа.
- Милдред – жена Монтэга. Именно с помощью ее персонажа Рей Бредбери демонстрирует безразличие, апатию и бесчувственность общества, описываемого в романе. Женщина проводит свое свободное время, сидя перед экранами телевизора, и совершенно не интересуется окружающим миром. Когда у ее мужа обнаруживаются книги, она первая доносит на него, не испытывая никаких сожалений.
- Фабер – товарищ Гая, профессор английского языка. В свое время он пытался протестовать против законов, запрещающих книги, потому, встретив Монтэга, он отнесся к тому с подозрительностью, но позже преподаватель понимает, что Гай пытается познать мир литературы и соглашается стать его проводником в мир книг.
Капитан Битти
Антагонист романа, капитан Битти, руководит пожарной частью, где работает Монтэг. Единственная цель пожарных — обнаруживать и уничтожать книги, тем самым уничтожая семена свободы мысли. Он является «старшим братом» для Монтэга и демонстрирует обширные литературные познания, из которых он черпает свои аргументы против присутствия книг в обществе. Битти часто произносит речи Монтэга, чтобы тот не поддался зову книг. Ближе к концу романа Монтэг убивает Битти из огнемета, который сжег тысячи книг и надежд. Вместо того, чтобы сражаться с Монтэгом, Битти просто принимает его смерть. Позже Монтэг понимает, что пожарный капитан хотел умереть, выражая крайнее недовольство своей жизнью.
Тема
Произведение Рэя Брэдбери раскрывает остросоциальную проблематику жизни общества, которая не утрачивает своей актуальности на протяжении многих лет.
Центральная тема романа – роль книги в жизни человека. Писатель без прикрас демонстрирует общество массового потребления, утратившее способность самостоятельно, мыслить, анализировать происходящее и делать собственные выводы.
Интеллектуально деградировавшим обществом гораздо легче манипулировать, и это прекрасно известно действующему правительству, которое накладывает запрет на все книги. Источником информации служит СМИ и телевидение, которое исподволь отупляет население, преподнося все новости в нужном ракурсе.
Основная мысль произведения – светлое будущее человечества невозможно без опыта прошлых поколений, заключенных в важнейших источниках знаний и жизненного опыта – книгах. Выбирая между ними и развлекательными шоу в пользу последних, люди обрекают себя на неизбежную деградацию. Это чревато самыми серьезными последствиями для общества, поскольку оно само программирует себя на полное уничтожение.
Также автор раскрывает не менее важную тему семьи и семейных ценностей
Замыкаясь в себе и закостеневая в собственном эгоизме, люди начинают игнорировать всю важность семьи. Эмоциональная отчужденность от самых близких людей – прямая дорога к одиночеству и абсолютной незащищенности, ведь только семья способна прийти на выручку даже в самых сложных жизненных ситуациях
Ценить своих родных, неустанно заботиться о них и беречь духовную близость – вот чему учит книга Брэдбери.
В своем романе автор поднимает такие проблемы манипулирования обществом посредством СМИ, чрезмерной увлеченности техническим прогрессом, замены моральных ценностей потребительскими. Своим произведением Брэбери хочет донести простую мысль – у общества, в котором под запретом находятся книги, нет будущего.
Рэй БРЭДБЕРИ. 451 градус по Фаренгейту
451 градус по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага.
ДОНУ КОНГДОНУ С БЛАГОДАРНОСТЬЮ
Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.
Хуан Рамон Хименес
ЧАСТЬ 1
ОЧАГ И САЛАМАНДРА
Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются. Медный наконечник брандспойта зажат в кулаках, громадный питон изрыгает на мир ядовитую струю керосина, кровь стучит в висках, а руки кажутся руками диковинного дирижера, исполняющего симфонию огня и разрушения, превращая в пепел изорванные, обуглившиеся страницы истории. Символический шлем, украшенный цифрой 451, низко надвинут на лоб, глаза сверкают оранжевым пламенем при мысли о том, что должно сейчас произойти: он нажимает воспламенитель — и огонь жадно бросается на дом, окрашивая вечернее небо в багрово-желто-черные тона. Он шагает в рое огненно-красных светляков, и больше всего ему хочется сделать сейчас то, чем он так часто забавлялся в детстве, — сунуть в огонь прутик с леденцом, пока книги, как голуби, шелестя крыльями-страницами, умирают на крыльце и на лужайке перед домом, они взлетают в огненном вихре, и черный от копоти ветер уносит их прочь.
Жесткая улыбка застыла на лице Монтэга, улыбка-гримаса, которая появляется на губах у человека, когда его вдруг опалит огнем и он стремительно отпрянет назад от его жаркого прикосновения.
Он знал, что, вернувшись в пожарное депо, он, менестрель огня, взглянув в зеркало, дружески подмигнет своему обожженному, измазанному сажей лицу. И позже в темноте, уже засыпая, он все еще будет чувствовать на губах застывшую судорожную улыбку. Она никогда не покидала его лица, никогда, сколько он себя помнит.
Он тщательно вытер и повесил на гвоздь черный блестящий шлем, аккуратно повесил рядом брезентовую куртку, с наслаждением вымылся под сильной струей душа и, насвистывая, сунув руки в карманы, пересек площадку верхнего этажа пожарной станции и скользнул в люк. В последнюю секунду, когда катастрофа уже казалась неизбежной, он выдернул руки из карманов, обхватил блестящий бронзовый шест и со скрипом затормозил за миг до того, как его ноги коснулись цементного пола нижнего этажа.
Выйдя на пустынную ночную улицу, он направился к метро. Бесшумный пневматический поезд поглотил его, пролетел, как челнок, по хорошо смазанной трубе подземного туннеля и вместе с сильной струей теплого воздуха выбросил на выложенный желтыми плитками эскалатор, ведущий на поверхность в одном из пригородов.
Насвистывая, Монтэг поднялся на эскалаторе навстречу ночной тишине. Не думая ни о чем, во всяком случае, ни о чем в особенности, он дошел до поворота. Но еще раньше, чем выйти на угол, он вдруг замедлил шаги, как будто ветер, налетев откуда-то, ударил ему в лицо или кто-то окликнул его по имени.
Уже несколько раз, приближаясь вечером к повороту, за которым освещенный звездами тротуар вел к его дому, он испытывал это странное чувство. Ему казалось, что за мгновение до того, как ему повернуть, за углом кто-то стоял. В воздухе была какая-то особая тишина, словно там, в двух шагах, кто-то притаился и ждал и лишь за секунду до его появления вдруг превратился в тень и пропустил его сквозь себя.
Может быть, его ноздри улавливали слабый аромат, может быть, кожей лица и рук он ощущал чуть заметное повышение температуры вблизи того места, где стоял кто-то невидимый, согревая воздух своим теплом. Понять это было невозможно. Однако, завернув за угол, он всякий раз видел лишь белые плиты пустынного тротуара.
Предисловие автора
Жанр произведения «451 градус по Фаренгейту» — антиутопия. Интересна история ее написания. Подростком Рэй увлекался кинематографом. Перед показом фильма тогда крутили киножурналы, откуда можно было узнавать о событиях в мире. Именно там Брэдбери увидел исторические кадры, на которых люди в военной форме с нацистскими символами кидали в огонь книги. Много лет спустя в одном из предисловий к самому знаменитому своему роману Брэдбери писал:
Книга вышла в свет в 1953 году, однако её актуальность в наши дни только возрастает. С технической стороны, многое, что во времена написания книги было похожим на чудо, в наши дни – почти повседневность. Так, никого нельзя удивить огромными экранами телевизоров; «ракушки в ушах» — Bluetooth-наушники; часто чтению больших произведений читатели предпочитают краткое содержание.
Особенно отчётливо видно, что безмерно возросло влияние новостных и развлекательных телепередач на умы и чувства наших современников, зачастую в ущерб профессионализму и качеству предлагаемого контента. Размываются критерии добра и зла, лжи и истины. Люди стали меньше сравнивать и анализировать,ссылаясь на просмотренный, выверенныйтелесюжет. Эта книга о влиянии тоталитаризма на умы людей, о борьбе «системы» с просвещением, инакомыслием, свободой выбирать источники информации и людях, не согласных с преследованием инакомыслящих, людях, готовых бороться и рисковать ради своего права читать книги, смотреть на мир не через призму «говорящей стены».
Данный роман стал символом любви к чтению, открытого сознания и святости знаний и заставляет снова задуматься над словами:
Роман состоит из трех частей:
Жанр романа и история создания
Позже в школе мы познакомились с жанром антиутопии. Читая книгу «Мы» Евгения Замятина, я невольно проводила аналогии с романом Брэдбери. Когда я прочла роман Джорджа Оруэлла «1984», я поняла, что для жанра антиутопии, конечно, характерны общие для всех произведений в этом жанре черты: гротеск, порой даже абсурдность, символизм, обилие метафор, элемент фантастики.
Эту книгу Брэдбери трудно классифицировать, ведь роман можно назвать и научной фантастикой (писатель предвидел многие из достижений науки – например, радиоприемники-втулки – это современные плееры, телевизорные стены – плазменные панели), и антиутопией. Произведение имеет социально-философский подтекст, оно было актуальным в 1953 году, когда было напечатано, ведь наверняка Рэй Брэдбери писал роман, будучи впечатленным эпохой маккартизма – эпохой «охоты на ведьм», когда либерально мыслящая интеллигенция преследовалась, существовала цензура.
В романе тех, кто думает не так, как большинство, точнее, тех, кто вообще думает и разговаривает друг с другом, считают сумасшедшими. Так, наверное, было и в действительности, в реальности, которая окружала писателя в то время, с той лишь разницей, что таких людей не лечили, а объявляли их произведения вне закона. Брэдбери описывает будущее Америки и всего мира, но это будущее имеет определенную связь с настоящим – причем, как настоящим 1953 года, так и настоящим ХХI века. Но об этом – позже.
Интересно, что писатель создавал свой роман в публичной библиотеке. Я думаю, Рэй Брэдбери любит библиотеки и книги, ведь только искренне любящий книги и литературу автор может так написать о них. Также в книге очень много цитат из других источников, из Библии, книг эпохи Просвещения, современной нам литературы (действие романа происходит в будущем, поэтому эти книги для героев считаются старыми).
История создания
Книга была издана в 1953 году. Брэдбери написал ее в жанре антиутопия, и это один из лучших его романов. Писатель довел существование общества до абсурда. В государстве будущего запрещено читать книги, их нужно сжигать. Те, кто нарушают запрет, получают наказание.
Задолго до написания романа, в 1934 году, Брэдбери смотрел не меньше 12 фильмов в неделю. Перед каждым показом транслировали кинохронику. Черно-белые кадры показывали, как фашисты сжигали книги. Это зрелище так глубоко поражало Рэя, что он плакал каждый раз.
Времена Великой Депрессии были сложными для Брэдбери. Все что утешало его — это библиотеки и бесплатные книги. В то время у него мелькали мысли, что сжигание любой литературы равносильно убийству человека.
В 40-х ему удалось написать пять вещей, которые послужили основой для нового романа:
- «Костёр»;
- «Лучезарный Феникс»;
- «Изгнанники»;
- «Эшер II»;
- «Пешеход».
Именно в этих рассказах писатель стал поднимать тему цензуры. Книга «451° по Фаренгейту» в черновом варианте была написана уже в 1949 году. Но набросок был серьезно дополнен и расширен. В 1953 году Рэй написал окончательный вариант романа, но ему никак не приходило в голову название.
История создания
На написание романа Рэя Брэдбери вдохновили кадры нацистской кинохроники, в которых демонстрировалось сожжение книг тех авторов, чье творчество противоречило национал-социалистической идеологии.
Писатель был глубоко поражен столь кощунственным отношением к книгам. По его признанию, сжигание Гитлером книг оказало на него такое же сильное влияние, как и уничтожение ни в чем не повинных людей в концлагерях. Для Брэдбери человеческой тело и дух, разум, заключенный в книгах, были неотделимы и представляли одно целое.
Именно поэтому он не мог равнодушно наблюдать за нацистским произволом, его единственным оружием была сила слова, и писатель приступил к написанию романа. В основу произведения лег так и не изданный рассказ «Пожарный» (1949 год), а также рассказ «Пешеход».
Произведение, которое затрагивала остросоциальные проблемы в обществе, Брэдбери писал в публичной библиотеке Лос-Анджелеса, на пишущей машинке, взятой напрокат. Впервые оно было опубликовано в 1953 году, но перед этим ему пришлось выдержать критику и пройти немало цензурных изменений, связанных с большим количеством ругательных слов.
Смысл названия напрямую связан с книгами, поскольку 451 градус по Фаренгейту – это именно та температура, при которой происходит воспламенение и горение бумаги.
Экранизации романа
Книга настолько потрясла человечество, что было решено экранизировать роман. Премьера состоялась в 1966 году, это был цветной фильм. Однако в сюжете наблюдались отличные от книги моменты. Например, Кларисса в фильме выживает и убегает из города вместе с Монтэгом, а профессор Фабер, сыгравший огромную роль в жизни Монтэга в книге, почти не появляется в экранизации.
Однако и критики, и зрители остались довольны фильмом. Экранизацией остался доволен и сам Брэдбери, отметив, что она получилась очень удачной. В ближайшее время предполагается выпуск новой экранизации этого же романа, предварительная дата премьеры — 30 июля 2021 года.
Влияние на культуру[править]
В 1955 г. при переводе на датский язык название немного изменили Одна из самых цитируемых книг в массовом искусстве, оказавшая огромное влияние на научную фантастику.
- Жерар Клейн, «Самые уважаемые профессии Земли…» (1966) — близко по духу. Книги не то чтоб совсем под запретом, но допуск к любой книге строго контролируется на основе социальной значимости гражданина. Массовому читателю ничего, кроме «Колобка», в библиотеке не выдадут. Небольшой рассказ включает в себя несколько вот это поворотов.
- Майк Гелприн, «Свеча горела» — про преподавателя литературы во времена, когда люди перестали ею интересоваться.
- «Эквилибриум»: множество отсылок, перечислять которые можно долго.
- «Книга Илая»: главный герой — «живая книга».
- «Облачный атлас»: имя героини антиутопического сюжета — Сонми-451.
- Ни один хороший иммерсивный симулятор не обходится без культовой пасхалки 0451.
- Пасхальное яйцо в игре StarCraft: уже в самой первой части в редакторе карт появляется герой терранов Гай Монтэг. Огнемётчик.
- Ария (группа) — песня «Симфония огня» является буквально сонгфиком на книгу.
- Аквариум — песня «Электрический пёс» из «Синего альбома». Главный герой песни, электрический пёс является отсылкой на киберпса.
- Аниме «Библиотечные войны». После принятия Закона о Развитии СМИ и начала действия цензуры книги, опасные и вредные для молодежи, подлежат уничтожению. Для участников оппозиции особое значение имеет книга, которую они называют «К505», то есть 505 по шкале Кельвина, что соответствует температуре, упомянутой Брэдбери.
- Ошибка 451 или «Недоступно по юридическим причинам» — стандартный код ответа HTTP, означающий, что доступ к ресурсу закрыт, например, по требованию органов государственной власти или правообладателя в случае нарушения авторских прав.
- Современное шуточное переосмысление от «Мира Фантастики» комикс «451° по копирайту».
- «451° по Брэдбери». Передача о творчестве американского писателя-фантаста (1991). К 70-летию Р.Брэдбери. Концепция передачи: С. Бэлза рассказывает пришельцу-метаморфу о земной фантастике.