Презентация, доклад с тестом по рассказу л.н. толстого после бала

Краткое содержание рассказа «После бала» подробно

Встреча старых друзей. Собеседники дискутируют о том, как влияет на человека окружающая его среда. Один из них, почтенный Иван Васильевич, рассказывает историю из своей жизни (30-летней давности), утверждая, что все зависит от случая.

Герой начинает свой рассказ с описания бала, проходившего в честь последнего дня масленицы в доме губернского предводителя и его жены. Иван Васильевич, будучи тогда молодым, красивым и обеспеченным юношей, проводит время с возлюбленной — восемнадцатилетней Варенькой. Она первая красавица в городе, статная и высокая девушка, обладающая стройной фигурой и очень красивой улыбкой.

Иван восхищен происходящим, все на балу кажется ему чудесным: гостеприимные хозяева, роскошные наряды и убранство залы, яркий свет и веселая музыка. Весь вечер главный герой увлечен только Варенькой. С восторгом Иван наблюдает и за отцом девушки — высоким и статным пожилым полковником.

Петр Владиславович впечатляет своей добротой, любовью, заботливым отношением к дочке и вежливостью в обращении с окружающими. После обеда Петр Владиславович вместе с Варенькой танцуют мазурку, а все гости с умилением и очарованием любуются этой парой.

Рассказчик вспоминает, что был готов буквально любить весь мир, его переполняло чувство счастья, даже некое блаженство от происходящего.

Окрыленный Иван возвращается к себе домой. Отпустив лакея, он ложится спать, но никак не может заснуть — в голове то и дело мелькают красочные картинки с только что закончившегося бала. Смотря на спящего старшего брата, молодой человек проникается к нему сочувствием, ведь тому пока незнакомо светлое чувство любви.

Ранним утром, изменившим его жизнь, юноша решает развеяться и выходит на прогулку. Город только просыпается, редкие прохожие спешат по своим делам. Мысли о Вареньке приводят героя к дому полковника, но все мечтания развеивает грубая и неприятная музыка.

Пробираясь сквозь утренний туман, Иван видит страшную картину, не дающую ему покоя на протяжении многих лет. Между рядами вооруженных солдат ведут татарина. Мужчина обнажен по пояс, привязан к ружьям, идущих позади военных, которые подталкивают его вперед. Со всех сторон на него обрушиваются удары палками — его наказывают за побег.

От ударов спина татарина превратилось в нечто влажное и неестественное, напоминающее алое месиво, как будто эта часть тела принадлежит не человеку. Наказуемый сквозь всхлипы умоляет пощадить его, но солдаты, исполняющие приказ, не слушают его мольбы.

Переведя взгляд на офицера, руководящего наказанием, Иван неожиданно для себя узнает Петра Владиславовича. Он двигается мимо рядов и, остановившись около одного из солдат, бьет того своей сильной рукой по лицу за то, что тот слабо опустил палку на спину наказуемого. Обернувшись, офицер случайно замечает Ивана, но делает вид, будто не знает его и предпочитает больше не встречаться с юношей взглядом.

Иван спешит удалиться и оправляется обратно домой. Его светлые и чистые чувства, вызванные влюбленностью, сменяются стыдом и страхом.

Увиденное навсегда изменило Ивана Васильевича. Он прекратил встречи с Варей, любовь к ней стала меркнуть, а после и вовсе пропала. Желание стать офицером улетучилось, не смог Иван Васильевич стать и чиновником.

Содержание

Слайд 1

Слайд 2
Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
последовательность излагаемых событий;
цикличность излагаемых событий;
антитеза;
ретроспектива.

Слайд 3

рассказ в рассказе;
повествование от первого лица;
последовательное авторское изложение событий.

Слайд 4

отчуждение;
возмущение;
восторг;
пренебрежение.

Слайд 5

важность судьбы героя после бала;
особое значение сцены расправы с солдатом;
важность утра, следующего за балом.

Слайд 6
С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
антитеза;
подбор эпитетов;
прямая авторская оценка;
цветопись;
звукопись;
описание одного героя;
внутренний монолог.

Слайд 7
Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
автор показывает двуличие героя;
на балу надел «маску» добропорядочности;
добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
искренне верит в необходимость жестокой расправы.

Слайд 8

судьба человека зависит от случая;
осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
идея личной ответственности человека;
осуждение деспотизма.

Слайд 9
С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
замшевая перчатка;
белые усы и бакенбарды;
блестящие глаза и радостная улыбка;
«домодельные» сапоги.

Слайд 10

утверждает идею Л.Н

Толстого «непротивления злу насилием»;
утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей;
идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека».

Слайд 11

в
а
в
б
в, ж
в
в
г
б

Слайд 12

повесть;
очерк;
рассказ
;
быль.

Слайд 13

в полночь;
в 2 часа ночи;
в пятом часу;
утром, в 7 часов.

Слайд 14

играть в карты;
танцевать;
участвовать в политических дискуссиях;
проводить время в клубах.

Слайд 15

за грубость полковнику;
за трусость;
за побег;
за кражу казённого имущества.

Слайд 16

крики солдат;
отблески пожара;
толпы бегущих людей;
звуки флейты и барабана.

Слайд 17

её перчатка;
её веер;
её розовый поясок;
пёрышко от её веера;

Слайд 18

Николаем I
Александром III
Николаем II
Петром I

Слайд 19
Какое чувство испытывал на балу Иван Васильевич при виде отца Вареньки?
негодование;
восхищение;
испуг;
любопытство.

Слайд 20

о Господи…
Будешь мазать…
Что это такое?
Братцы, помилосердуйте…

Слайд 21

в
в
б
в
г
а, г
а
б
г

Слайд 22

Посмотреть все слайды

Тест по произведению после бала онлайн. Тест по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”

Тестовые задания по произведению Л.Н. Толстого «После бала»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Как звали главного героя рассказа?

+ А) Иван Васильевич

Б) Пётр Иванович

В) Владимир Андреевич

Г) Василий Андреевич

2. Как звали главную героиню рассказа?

3. Кем был на момент времени действия рассказа главный герой?

4. Что приносило удовольствие главному герою?

+ А) Вечера и балы

Г) Посещение театра

5. Сколько лет было главной героине в момент действия рассказа?

6. Из-за чего опоздал на бал главный герой рассказа?

А) Потерял шляпу

+ Б) Заезжал к парикмахеру

Г) Долго искал дом

7. Какой танец не удалось станцевать главному герою с его возлюбленной?

8. Какого цвета платье было у главной героини на балу?

9. С кем танцевала первый танец главная героиня?

+ А) С инженером Анисимовым

Б) С офицером Милоном

В) С главным героем

Г) С другом главного героя

тест 10. Что подарила главная героиня возлюбленному во время бала?

+ Г) Пёрышко от веера

11. Кем был отец главной героини?

12. Как можно описать отца главной героини?

А) Напыщенный, с горделивым взглядом

Б) Сгорбленный, старый, неприятный старик

+ В) Красивый, статный, высокий старик

Г) Полный, румяный, веселый

13. Что сделал отец главной героини перед тем как начать с ней танцевать, чтобы «всё по закону» было?

+ А) Надел на правую руку перчатку

В) Закурил сигару

14. Что умилило главного героя в образе отца Вареньки больше всего?

15. Что дала Варенька главному герою, когда садилась в карету?

16. Что больше всего вспоминал главный герой, приехав домой после бала?

А) Как смотрела на него Варенька за столом

Б) Как пригласила его танцевать Варенька

+ В) Танец Вареньки и её отца

Г) Первый танец с Варенькой

17. С кем жил главный герой?

18. Что сделал главный герой, вернувшись с бала домой?

Б) Рассказал обо всём брату

+ В) Пошёл к дому Вареньки

Г) Сел завтракать

19. Каким был брат главного героя?

А) Любил светскую жизнь

Б) Находился на военной службе

+ В) Не любил светскую жизнь

Г) Был сильно болен

тест-20. Какие звуки услышал главный герой в поле возле дома возлюбленной?

А) Звуки фортепиано

Б) Пение Вареньки

+ В) Звуки барабана и флейты

21. Кого встретил главный герой по дороге к дому возлюбленной?

22. Что стало причиной публичного наказания, свидетелем которого стал главный герой?

+ А) Побег пленного

Г) Государственная измена

23. Кого наказывали?

24. Как наказывали провинившегося?

А) Кидали камнями

Г) Заперли в темнице

25. Что повторял провинившийся во время наказания?

+ Б) Братцы, помилосердуйте!

Г) Господи, услышь меня!

26

На каком предмете одежды полковника было акцентировано внимание?. 27

За что полковник ударил по лицу солдата?

27. За что полковник ударил по лицу солдата?

А) За то, что сильно бил провинившегося

+ Б) За то, что слабо бил провинившегося

В) За то, что отказался бить провинившегося

Г) За то, что ударил провинившегося вне очереди

28. Каким увидел главный герой рассказа полковника на этот раз?

29. Какое решение главного героя изменилось после увиденного наказания?

А) Сражаться на дуэли

Б) Учиться игре на флейте

В) Ходить на балы

+ Г) Поступить на военную службу

тест_30. Чем закончилась любовная история с Варенькой?

Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»

Рассказ «После бала» одно из поздних произведений Льва Николаевича Толстого. Оно написано в 1903 г., напечатано в 1911 г. спустя год после кончины писателя.

Родился Лев Толстой в имении Ясная поляна Тульской губернии в 1828 г. По происхождению граф Толстой принадлежал к высшему аристократическому обществу. Но с юности его волновали проблемы несправедливого социального устройства. Рано осиротевший юный Лев Толстой после смерти родителей жил с братьями и сестрой в семье своей тетки в Казани, где учился в университете. Основой сюжета рассказа «После бала» стало реальное событие, случившееся с братом Толстого – Сергеем Николаевичем, увлекшегося в юности светской красавицей Варварой Андреевной Корейш, отец которой служил военачальником в Казани. Сергей Николаевич охладел к барышне, когда наутро после бала, на котором он за ней ухаживал, он увидел ее отца, руководившего наказанием солдата. Лев Николаевич был знаком с Варварой и ее отцом. Спустя пятьдесят лет писатель этот случай опишет в рассказе «После бала».

Существует также версия, что Толстой мог использовать при написании рассказа факты биографии своего отца, участника Отечественной войны 1812 г., вышедшего после войны в отставку по собственным убеждениям, предпочитая службе личную свободу.

С затронутыми в рассказе «После бала» социально-нравственными проблемами писатель лично сталкивался в своей жизни. После отчисления из Казанского университета Лев Толстой служил в действующей армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Он был свидетелем экзекуций солдат и не мог мириться с их бесправием. В 1855 г. Толстой принимал участие в разработке проекта реформирования армии, в котором затрагивал вопрос о варварстве телесных наказаний.

Порка шпицрутенами появилась в России еще при Петре I, заимствована идея проводить виновного сквозь строй солдат в шведской армии. Так сослуживцы становились невольно экзекуторами своего товарища. Считалось, что это укрепляло воинскую дисциплину. Наказывали солдат за дезертирство, воровство, пьянство и иные провинности. Количество ударов назначалось в зависимости от тяжести злодеяния: от 100 до 6000. Эта мера считалась гуманнее иных наказаний, но при большом количестве ударов являлась по сути смертным приговором. Если человек и выживал, то оставался изувеченным калекой. Официально телесные наказания шпицрутенами были отменены в 1863 г., а фактически рукоприкладство в армии стало пресекаться только в начале XX в.

В 1864 г. неподалеку от имения Толстого Ясная Поляна состоялся суд над солдатом, который ударил офицера, издевавшегося над ним. Лев Николаевич на суде безуспешно пытался защитить обвиняемого, которого по приговору провели сквозь строй. Этот суд и приговор оставили тяжелое впечатление в душе писателя.

В 1888 г. Толстым была закончена статья «Николай Палкин», которую попытались опубликовать в журнале «Всемирная история» в 1906 г. и отдельными брошюрами. Но все эти издания были изъяты цензурой и уничтожены. В этой статье отставной 95-летний солдат, служивший при Александре I и Николае II, вспоминал, что почти каждую неделю «забивали насмерть» одного или двух солдат из полка. За такую «палочную» дисциплину императору Николаю Павловичу далипрозвище «Николай Палкин».

Благодаря реальной основе рассказа «После бала» Толстой возвращает читателя в середину 40-х годов XIXв., времени так называемой «Николаевской эпохи».

После бала

Иван вышел на улицу и пошёл по направлению к дому Вареньки. «Была самая масленичная погода», когда на дорогах и крышах таял снег.

На поле, недалеко от дома Вареньки, его внимание привлекло «что-то большое, чёрное», оттуда доносилась неприятная и визгливая мелодия. Спросив у идущего впереди кузнеца, что происходит, Иван выяснил, что это военные наказывают татарина за побег

Рядом с ними шёл человек, в котором он узнал отца Вареньки. Татарина били шпицрутенами — гибкими, толстыми прутьями.

Реклама:

Когда шествие прошло мимо, Иван увидел спину татарина: красную, мокрую, неестественную. Он «не поверил, чтобы это было тело человека». Столкнувшись взглядом с полковником, Иван почувствовал стыд, он не знал, куда смотреть, и заторопился домой.

Увиденное поразило Ивана, его жизнь круто изменилась. Он не пошёл в военные и вообще нигде не служил. Его бесконечной, казалось, любви пришёл конец.

Закончил Иван Васильевич свой рассказ мыслью, что незначи­тельное событие может повлиять на всю оставшуюся жизнь.

На балу

В студенческие годы Иван любил праздный образ жизни, учился, веселился и умел прекрасно танцевать. Он был влюблён в Вареньку Б., восхищался её красотой, грацией, весёлой улыбкой.

Варенька Б. — дочка полков­ника, 18 лет, с блестя­щими глазами, прелестная, высокая, стройная, вели­че­ственная, худая, но царствен­ного вида.

Реклама:

История любви началась в последний день масленицы, когда Иван был на балу у губернского предводителя. Бал был чудесный: прекрасный буфет, роскошные залы, знаменитые музыканты. В этот вечер Иван не пил, так как был опьянён любовью, и танцевал с Варенькой. Только одну мазурку с девушкой отбил у него другой кавалер

Иван станцевал с немкой, но всё его внимание в этот вечер было приковано к Вареньке

Время летело незаметно. В последние минуты бала они в сотый раз прошлись вдоль залы. Иван не хотел расставаться с Варенькой, и, чтобы он не жалел об этом, она подарила ему пёрышко от своего дешёвенького белого веера. Иван был в восторге.

Хозяйка бала попросила Вареньку станцевать с отцом.

Пётр Владиславич Б. — отец Вареньки, «очень красивый, статный, высокий и свежий старик», полковник в форме с орде­нами и сереб­ря­ными эполе­тами.

Несмотря на слова полковника, что он разучился, было видно, что тот старается. Вся зала следила за каждым движением пары. После окончания танца полковник подвёл её к Ивану, ошибочно полагая, что он и есть её кавалер. Иван и Варенька исполнили последний танец перед поздним ужином, в котором он «обнимал… весь мир своей любовью». После ужина они с Иваном станцевали кадриль, и счастье его бесконечно росло.

Предварительный просмотр:

Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (8 класс).

  1. Продолжите слова рассказчика Ивана Васильевича: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде… А я думаю, что все дело в ______________.»
  1. Укажите, в какой христианский праздник проводился бал у губернского предводителя:
  1. Обозначьте, какие танцы исполнял Иван Васильевич на балах:

А кадриль, вальс, полька, мазурка;

Б танго, фокстрот, пасадобль, сальса;

В полонез, чечетка, галоп, сертаки.

  1. Прочитайте цитату: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары.» Укажите, с кем танцевала Варенька :

А с инженгером Анисимовым;

В с Иваном Васильевичем.

  1. Назовите, что подарила Варенька Ивану Васильевичу напамять:

А шарф и тросточку ;

Б веер и цветок;

В перышко и перчатку.

  1. Укажите, с кем проживал Иван Васильевич:
  1. Обозначьте, свидетелем какого неприятного происшествия стал Иван Васильевич, подходя к дому Вареньки:

А драка между слугами;

Б наказание татарина;

В ранение лошади.

  1. Прочитайте две цитаты:
  • «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
  • «И я видел, как он своей сильной рукой … бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Какой художественный прием использован в описании отца Вареньки:

  1. Какую черту в характере отца Вареньки раскрыл случай с наказанием татарина:
  1. Укажите, какое чувство испытал Иван Васильевич, увидев такое поведение полковника Б.:
  1. Назовите причину, по которой Иван Васильевич не поступил на военную службу, как хотел прежде:

А он не понимал поведения полковника и его это мучило;

Б боялся стать излишне жестоким;

В понял, что не сможет руководить людьми.

  1. Обозначьте, почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке угасла:

А видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника;

Б Варенька влюбилась в другого человека;

В полковник не одобрял их отношений.

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» » (8 класс).

1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а)последовательность излагаемых событий;

б)цикличность излагаемых событий;

2.Сколько рассказчиков в произведении?

а)один; б)два; в)несколько.

3.Авторская позиция в рассказе:

а)скрыта; б)выражена в авторском повествовании; в)передана одним из персонажей.

4.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а)отчуждение; б)возмущение; в)восторг.

5.Какова роль вступления в произведении?

а)показать время и место действия; б)познакомить с участниками событий;

в)познакомить с рассказчиком.

6.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а)важность судьбы героя после бала; б)особое значение сцены расправы с солдатом; в)важность утра, следующего за балом. 7.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

7.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а)на балу полковник надел маску добропорядочности;

б)добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

в)искренне верит в необходимость жестокой расправы.

а)воспроизводит унылый свист флейты; б)показывает полковника в новой роли; в)передает ужас совершающегося.

а)типичен; б)трагичен; в)исключителен.

10.С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а)белые усы и бакенбарды;

б)блестящие глаза и радостная улыбка; в) “домодельные” сапоги.

11.Определите тему произведения.

а)повествование о любви Ивана Васильевича;

б)рассказ о полковнике; в)показ николаевской России.

12.Определите основную идею рассказа

а)осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

б)идея личной ответственности человека за происходящее;

КЛЮЧ к тесту по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (8 класс).

http://obrazovaka.ru/test/posle-bala-s-otvetami-8-klass.htmlhttp://testua.ru/literatura/113-testy-po-literature-8-klass/1369-test-dlya-8-klassa-posle-bala-s-otvetami.htmlhttp://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2018/02/08/test-po-rasskazu-l-n-tolstogo-posle-bala-8-klass

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Чем завершилось наказание шпицрутенами, и как сложилась судьба провинившегося солдата неизвестно читателям. Если он и не умер мучительной смертью, то остался инвалидом. Конечно, он совершил тяжелое по военным законам преступление – дезертировал из полка. Что послужило причиной этого неизвестно. Возможно, тяготы службы, ведь в рекруты отдавали крепостных на 25 лет.

Полковник, как офицер понимал, что дезертир, покинувший полк в мирное время, сбежит и с поля боя, что может повлечь за собой панику или гибель других. И он жестко следует закону и строго следит за его исполнением другими солдатами. В наказуемом он видит прежде всего нарушившего присягу преступника, а не страдающего человека. Полковник во всем уважает закон. Даже на балу, отстегивая шпагу перед танцем с дочерью, он сказал, улыбаясь: «Надо все по закону».

Толстой напоминает, что есть еще и другие законы – человеческие, христианские. Не случайно события происходят в завершающий день Масленицы. Это «прощеное воскресение» — день примирения, когда всеми прощается причиненное зло. Наутро, когда происходит расправа, наступает Великий пост, время очищения от грехов, покаяния, смирения и милосердия. Но полковник собственноручно отхлестал по лицу «малорослого, слабосильного солдата» за то, что тот несильно ударил несчастного, умолявшего: «Братцы, помилосердуйте». Милосердие недопустимо там, где законы защищают устои государства. Так Толстым было отражено бесправие и бессилие маленького человека против государственной системы в рассказе «После бала».

Контрастность в изображении событий, обстановки, психологического состояния героев помогает понять не только сущность личности героев, но и корни социальных противоречий в России между дворянством и простым народом, а также раскол внутри дворянского сословия на людей, принимающих существующие порядки безоговорочно, и людей, осознающих

необходимость личной ответственности за все, что творится. Иван Васильевич, несмотря на свою сословную принадлежность, ее узаконенную и бесчеловечную мораль по отношению к низшим, разделяет высшие нравственные законы человечества. Одно утро, изменившее жизнь, в рассказе «После бала» послужило переломным моментом в сознании героя, открыв ему глаза на истинное положение в обществе.

Словарь

1. Экзекуция – телесное наказание.

2. Шпицрутены – длинные гибкие прутья.

3. Экзекутор – исполнитель наказания.

4. Дезертирство – самовольный уход из полка.

5. Изувеченный – получивший увечья, т.е. телесные повреждения.

6. Цензура – учреждение, осуществляющее надзор за печатной продукцией.

7. Антитеза – противопоставление явлений, понятий, деталей и пр.

8. Конфликт — отсутствие согласия, столкновение.

9. Императив (нравственный) – нравственный высший закон, принцип, которому необходимо следовать безоговорочно. В Библии он отражен в 10 заповедях. Термин ввел философ И. Кант.

10. Мазурка – популярный в XIX в. оживленный парный танец.

11. Распаляться – приходить в сильное возбуждение.

12. Оскал – отрытый рот, обнажающий зубы.

13. Рекрут – служащий в армии по принудительному призыву.

Тест «После бала»

  • 1. Тест Углекислый газ Химия. 10 вопросов. Уровень: знаток .

  • 2. Тест Студент Литература. 13 вопросов. Уровень: новичок .

  • 3. Тест Выстрел Литература. 13 вопросов. Уровень: знаток .

  • 4. Тест Свои люди сочтемся Литература. 10 вопросов. Уровень: знаток .

  • 5. Тест Один день Ивана Денисовича Литература. 12 вопросов. Уровень: знаток .

Тест «После бала» (8 класс) составлен по хрестоматийному рассказу Л.Н. Толстого, посвященному тяготам службы в царской армии эпохи правления Николая I. Тест содержит вопросы по истории создания и вариантах названия произведения. Школьник проверит знание текста: при каких обстоятельствах произошло знакомство рассказчика с Варенькой и ее отцом-полковником и почему любовь к девушке прошла после бала.

Большое внимание уделяется контрасту в описании двуличного полковника на балу и на плацу. Восьмиклассник должен суметь объяснить смысл названия рассказа, сопоставив его с композиционным делением рассказа на две части: до и после бала

Тест включает вопросы по композиции в форме «рассказ в рассказе» и роли рассказчика Ивана Васильевича в определении главной идеи. Восьмиклассник также должен суметь определить лексическое значение историзмов, употребляемых в тексте (мазурка, плац, шпицрутен и т.д.). Вопросы теста выявляют знания читателя о жестоких порядках в царской армии, против которых выступал Л.Н.Толстой.

Тест по рассказу «После бала» с ответами поможет школьнику самостоятельно проверить свои знания и эффективно подготовиться к урокам литературы.

Очень краткий пересказ рассказа «После бала»

Во время встречи старых друзей зашла речь о влиянии среды, в которой живет человек, на него самого. Почтенный собеседник Иван Васильевич рассказывает о случае, который произошел 30 лет назад и кардинально изменил его мировоззрение.

Тогда он учился в провинциальном институте и был неопытен и до беспамятства влюблен в восемнадцатилетнюю Вареньку — красивую, высокую и грациозную девушку. Герой был серьезно настроен и подумывал в скором будущем взять Варю в жены.

Балы и светские встречи являлись основным развлечением юноши, и на одном из них он чудесно проводит время с Варенькой и, будучи »опьяненным любовью», обращает внимание только на нее. Там же он видит отца Вареньки — полковника Петра Власовича

Он производит хорошее впечатление на молодого Ивана и вызывает уважение. Полковник приглашает дочь на танец, наблюдая за ними, гости смотрят с умилением и восхищаются парой

Там же он видит отца Вареньки — полковника Петра Власовича. Он производит хорошее впечатление на молодого Ивана и вызывает уважение. Полковник приглашает дочь на танец, наблюдая за ними, гости смотрят с умилением и восхищаются парой.

Возвратившись, после бала, под утро домой, Иван никак не может заснуть и на рассвете решает выйти на прогулку. Услышав странные звуки, доносящиеся с поля, молодой человек отправляется туда.

Там главный герой видит страшную картину — солдаты безжалостно избивали дезертира, а Петр Владиславович идет рядом и руководил процессом. Заметив шокированного Ивана, полковник, делает вид, что не знаком с ним.

Эта ужасная, случайно увиденная, сцена сильно повлияла на Ивана Васильевича. Его чувства к Вареньке постепенно остывают, и теперь он не может спокойно относиться к военной службе.

Сюжет, особенности композиции, основная идея рассказа «После бала»

Антитеза как ключевой стилистический прием раскрытия социального конфликта в рассказе

Композиционно произведение имеет форму «рассказ в рассказе». Его сюжет начинается и заканчивается авторским текстом, который обрамляет историю, изложенную Иваном Васильевичем. В ней повествование ведется уже от лица рассказчика и разделяется на две части, органически связанные друг с другом: действие на балу и происшествие после бала

Причем в названии акцентируется внимание на событиях второй части, которая является словно изнаночной стороной первой. Основой композиции «После бала» является противопоставление этих частей, т.е

художественный прием антитезы. Толстым показан композиционный прием контраста двух противоположных миров: веселое и праздное времяпрепровождение светского дворянского общества противопоставлено суровой реальности жизни низших слоев.

Сюжет рассказа «После бала» не сложен. В небольшом авторском вступлении говорится о споре неких людей, в который вклинивается реплика Ивана Васильевича со своим доводом. Суть спора состояла в различном понимании проблем личного совершенствования человека и мира. Затронуты были популярные идеи середины XIX в., обе точки зрения имели своих сторонников. Одна идея заключалась в том, что на формирование личности влияет среда обитания человека: если «изменить условия» жизни, изменится и натура людей, которых «среда заела». Другая – в том, что человек, независимо от условий жизни, внутренне осознает, «что хорошо, что дурно». Не среда формирует человека, а человек сам себя, исходя из нравственного императива. Иван Васильевич, углубившись в собственные воспоминания, предложил свою версию: жизнь иногда меняется оттого, что «все дело в случае». Он по просьбе своих собеседников рассказал, как всего за одну ночь изменилась его жизнь.

В молодости Иван Васильевич был студентом университета, «веселым и бойким малым». К тому же он был недурен собой, богат и беспечен, любил танцы и балы. К тому же часто влюблялся. В ту пору он находился в состоянии страстного увлечения Варенькой Б. Однажды он оказался на балу, который давал губернский предводитель в конце Масленицы. Проведя незабываемый вечер в обществе своей возлюбленной, восхищаясь ее отцом, он утром, выйдя прогуляться, увидел ужасную картину избиения беглого солдата. Всем этим страшным действом командовал отец Вареньки. Пораженный молодой человек потерял интерес к службе, а его любовь постепенно «пошла на убыль».

Толстой подводит читателя к основной мысли рассказа «После бала»: человек не должен оставаться равнодушным к проявлениям жестокости и несправедливости в обществе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: