«сигнал»

«Сигнал», краткое содержание (В.М. Гаршин)

Семён Иванов служит сторожем на железной дороге. Девять лет назад ему довелось побывать на войне. Служил он тогда денщиком у одного офицера. За время службы пришлось ему мёрзнуть, голодать, жариться на солнце, даже под пулями успел побывать. Однажды его полк стоял в первой линии и целую неделю длилась перестрелка с турками. Три раза в день носил Семён своему офицеру обед и горячий самовар, все были довольны таким помощником, который служил верой и правдой, несмотря на угрозу собственной жизни.

Ни одна пуля не задела Семёна, вернулся он из похода целым и невредимым, только руки и ноги стали болеть. По возвращении домой ждало его горе: умер отец и маленький сын. Остались Семён с женой только вдвоем, и впереди их ожидало новое испытание. Из-за больных рук и ног Семён не мог больше пахать землю, поэтому их хозяйство пришло в упадок и супруги были вынуждены отправиться на поиски зароботка в другие края. Во многих городах они побывали, жена Семёна устроилась в прислугу работать, а он дальше отправился странствовать.

На одной станции встретил он офицера из своего полка, который теперь был начальником этой станции. По доброй памяти предложил он Семёну остаться работать на станции и жену свою забрать к себе. Семён помогал на кухне, заготавливал дрова, подметал платформы. Через две недели приехала его жена, и они поселились в дорожной будке. Будка была новой, тёплой, рядом с ней находился небольшой огород. Семён обрадовался, начал думать о том, как своё хозяйство заведёт.

После переезда он сразу же приступил к работе. Вначале Семён сильно переживал, что ошибётся где-нибудь, поэтому ночами не спал, готовился за несколько часов до прибытия поезда. Со временем он ко всему привык и выучил все правила наизусть, несмотря на то, что очень плохо читал. Летом работы было мало: снег чистить не надо было, а поезд ездил редко. Семён хотел хозяйством своим заняться, но всё необходимое нужно было просить через самого начальника, поэтому занимало очень много времени.

Спустя два месяца Семён стал знакомиться с соседями: один сторож был уже очень старым, другой — молодым и жилистым. Старого сторожа давно хотели заменить, потому что он уже даже из дома выйти не мог. А с молодым у Семена взаимоотношения не сразу заладились. Вначале они совсем не разговаривали, а потом начали общаться, но часто не понимали друг друга. Василий всё время жаловался на жизнь, причём винил всегда в этом других людей, которые жили лучше, чем он. Он не умел отпускать обиды, всё держал в себе. Однажды Василий решил посадить капусту, не получив на это разрешения от начальства. Дорожный мастер, увидев это, приказал выкопать самовольно высаженную капусту, ещё и штраф назначил в размере трёх рублей. Стерпел тогда Василий, но дал себе слово отомстить.

Долго не было Василия, его жена за него днём и ночью работала. Уже и ревизия прошла, а он всё не возвращался. Однажды решил Семён пойти в лес палок нарезать, чтобы наделать дудок на продажу, и на обратном пути услышал непонятные звуки. Вышел он на опушку и увидел, что на железнодорожном полотне человек сидит и что-то делает. Подойдя ближе, Семён увидел, как Василий ломом поддел рельс и сдвинул его в сторону. Стал Семён уговаривать его не брать греха на душу, предлагал ему помочь всё вернуть на место, но тот и слушать его не хотел, молча ушёл в лес. А впереди шёл пассажирский поезд, и Семёну нужно было его как-то остановить.

Решил он сделать своебразный красный флаг: достал белый платок, порезал руку и пропитал ткань своей кровью, а затем повязал её на палку. Но Семён не рассчитал и порезал руку сильно глубоко, кровь лилась очень сильно, и в скором времени он начал терять сознание, переживая только о том, что машинист не увидит теперь флаг. Но не упало знамя на землю, его схватил Василий и сумел остановить поезд. После он признался о том, что именно он повернул рельс в сторону, а Семён в это время лежал на земле без памяти.

Конец

Темы

В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.

  1. Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
  2. Тема справедливости . Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их.
  3. Тема добра и зла . Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей.

Пересказ «Сигнала» Гаршина

Проблема бесправия маленького человека поднималась во многих произведениях автора. Не стал исключением и рассказ Гаршина «Сигнал», краткое содержание которого передает ключевые моменты сюжета.

На маленькой станции при железной дороге живут сторож Семен Иванов и его жена. Главный герой девять лет назад пришел с войны, где проявил себя как человек трудолюбивый и ответственный. Пока Семен воевал, его отец и сын умерли. На работу его устроил знакомый начальник станции, бывший офицер полка. Семье выделили будку с участком земли, выдали инвентарь.

Семен познакомился с соседом. Показался ему Василий неприветливым и мрачным. Со временем они стали сближаться. Рассказал Семен мужчине о своей тяжелой жизни, говоря, что судьба так распорядилась. Василий с возмущением ответил, что во всех их злоключениях виноваты люди, готовые друг друга сгрызть. Позиция Василия ему не понравилась, так как терпение и смирение приводят к тому, что человек становится скотом. Начальники-живодеры наживаются на работягах, обирая их до нитки.

Вскоре должны были по дороге проехать «важные господа», поэтому обновили пути, покрасили столбы, песком посыпали переезды. Семен навел в хозяйстве порядок и починил одежду. Когда приехал с проверкой начальник дистанции, увидел, что все исправно.

Следующим инспектировали участок Спиридова, который был до этого «на замечании». Высказал Василий начальнику свои претензии, но тот его отругал и ударил в лицо. Решил сторож идти в московское правление, чтобы правду отстоять.

Через несколько дней после ревизии отправился Семен в лес за палками для изготовления дудочек. Возвращаясь, услышал он стук железа. Оказалось, что Спиридов ломом разобрал рельсы. Начал Семен просить товарища починить все, но тот убежал.

Услышал Семен звук приближающегося пассажирского поезда. Испугавшись, что погибнут невинные люди, разрезал он себе руку, вымазал кровью платок, привязал его к палке и стал махать. Закружилась у сторожа голова, почернело в глазах, и выронил он флаг. Палку подхватил Василий. Поезд успел затормозить. Спиридов признался в преступлении.

краткое содержание Сказки о жабе и розе

Проблемы

В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.

  • Озлобление человека . Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
  • Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
  • Фатализм . Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.

Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.

Чему учит?

Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».

Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».

Жанр, направление

Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа)

Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда)

Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.

Рецензии на книгу «Рассказы» Всеволод Гаршин

Очень нужная и важная книга. Рассказы Гаршина прочитала в подростковом возрасте — и могу сказать, что они очень сильно повлияли на мое мировоззрениe, на мои убеждения. Рассказы настолько выстраданные, настолько пронзительные — потoму что написаны человеком неравнодушным, обладающим удивительным даром сострадания, когда чужая боль чувствуется как своя. Вот в рассказе «Художники» главный герой — Рябинин становится буквально больным физически, видя ужасный труд «глухаря» — рабочего на судостроительном заводе. Художник видит, как «глухарь», удерживая заклепки изнутри огромного котла, подставляет грудь под страшные удары огромного молота, как калечится он из- за этих постоянных ударов в грудь… И сам Рябинин сам начинает чувствовать чудовищный грохот молота, и кажется ему — словно молотом стучат прямо по изможденному, корчущимуся на дне котла «глухарю». И Гаршин точно так же, как этот его герой, воспринимал все то жестокоe и страшноe, с чем ему приходилось сталкиваться.. В этом сборнике есть один из самых сильных антивоенных произведений — «Четыре дня». Там о войне говорится без прикрас, и война показана во всем ее ужасе. Тяжело раненый, забытый на поле боя проводит 4 страшных, мучительных дня, не в силах двинуться с места. Рядом — труп убитого им врага. Герой Гаршина мучается от боли, от невыносимой жары, от жажды, от смрада, исходящего от трупа.. И от страшных мук совести — ведь он убил человека. Врага? Но так ли он был виновен, этот убитый турок? «Прежде чем их посадили, как сельдей в бочку, на пароход и повезли в Константинополь, он и не слышал ни о России, ни о Болгарии. Ему велели идти, он и пошел. Если бы он не пошел, его стали бы бить палками, а то, быть может, какой-нибудь паша всадил бы в него пулю из револьвера. Он шел длинным, трудным походом от Стамбула до Рущука. Мы напали, он защищался. Но видя, что мы, страшные люди, не боящиеся его патентованной английской винтовки Пибоди и Мартини, все лезем и лезем вперед, он пришел в ужас. Когда он хотел уйти, какой-то маленький человечек, которого он мог бы убить одним ударом своего черного кулака, подскочил и воткнул ему штык в сердце. Чем же он виноват? » В этом рассказе есть страшное описание трупа убитого врага. И жуткие в своей правде слова: » Этот скелет в мундире со светлыми пуговицами привел меня в содрогание. «Это война, — подумал я. — Вот ее изображение»». Именно так отвратительно и выглядит война. Еще один рассказ, который меня потряс — «Сигнал». О подвиге стрелочника, который он совершил во имя спасения жизней пассажиров.

Сюжет рассказа «Сигнал» с цитатами

«Сигнал» Гаршин краткое содержание с цитатами из произведения:

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли. Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать. Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером.

По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Главная мысль:

Человек всегда должен оставаться человеком, даже если его окружает несправедливость.

Рассказ учит ответственности, отзывчивости, смелости и решительности. Учит готовности пожертвовать собой ради спасения других людей. Учит отвечать за свои ошибки. Учит добиваться правды. Учит не впадать в отчаяние, не поддаваться жажде мести.

Это очень тяжелый рассказ. С одной стороны, жаль Василия, старика, которому запретили выращивать капусту. Но с другой стороны, из-за поступка Василия могли погибнуть люди. Никакая капуста не стоит человеческих жизней. И хорошо, что Василий вернулся и не допустил катастрофы. Нельзя мстить невиновным за несправедливость, которую допустили к тебе.

Это интересно: В рассказе «Корова» Платонов рассказывает о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир.

История создания

До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».

Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.

Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.

Художественные особенности

Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов

Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:

Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).

Популярные сегодня темы

Рассказ затрагивает множество тем, связанных с войной и силой духа героев. Произведение не имеет описания кровавых сражений, массивных воинских орудий или героизма на поле боя со знаменем в руках.

Ольга Ильинская – умная, красивая, почти идеальная героиня романа И.А. Гончарова «Обломов». Ольга предстает перед читателями в образе сильной личности, обладающей талантом всегда находиться в гармонии с собой и своими мыслями

1756. 27 января родился Вольфганг Амадей Моцарт – величайший композитор всех времен, знаменитый венский классик и просто гений.

В произведении повествуется о грустной судьбе двух маленьких детей, девочке по имени Настя, и мальчика – Митраши. Судьба по отношению к ним оказалась очень и очень несправедливой. Они осиротели в годы Второй Мировой войны

Понятие «тургеневской девушки» стало известно с того момента, как была издана повесть «Ася», раскрывающая образ молодой девушки со стороны ее внутреннего мира.

Анализ рассказа “Сигнал” Гаршина

Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге».

Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли».

В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».

Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда.

Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен.

Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным.

При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».

Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением.

Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.

Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в.

— большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).

Сигнал

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Продолжение после рекламы:

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Брифли существует благодаря рекламе:

Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.

Продолжение после рекламы:

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Суть: о чем рассказ?

Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.

Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.

Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.

Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.

В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.

Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.

Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.

Отзыв

(389 слов) Моё впечатление от рассказа «Сигнал» сложилось не сразу. Сначала мне показалось, что произведение расскажет о том, как люди находят своё место в жизни, несмотря на все трудности. И лишь после эпизода знакомства Семёна с Василием я поняла, что замысел автора заключается совсем в другом.

О чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал»? Автор обращает особое внимание на причину поступка Василия. К безысходности его привела человеческая природа — жестокая, безнравственная, почти что звериная

Автор учит читателя видеть это, бороться с человеческой злостью и предотвращать её трагическое влияние. Мораль рассказа «Сигнал» заключается в осознании Василием его неправоты. Несмотря на то, как с ним обходится жизнь, как несправедлива судьба, он не может причинять боль невинным людям. Главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в правильной расстановке приоритетов: как бы ни было нам трудно, каким бы мир ни казался плохим, мы не имеем морального права лишать жизни невинных людей. Человечность должна стоять выше справедливости.

Рассказ «Сигнал» — это произведение, которое вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, это рассказ о героическом поступке Семёна. С другой стороны, это история Василия, которого нестерпимая боль, жгучее чувство несправедливости и отчаяние привели к совершению преступления. Гаршин мастерски передаёт чувства героев через их действия. Это произведение ославляет неизгладимое впечатление, заставляя задуматься над вечными вопросами. Таково моё отношение к рассказу «Сигнал».

Источник

Смысл рассказа Гаршина «Сигнал»

Рассказ Всеволода Гаршина «Сигнал» повествует о неравенстве между сословиями. Вышестоящие люди имеют власть над своими подчиненными. Есть ли предел терпению, или однажды произойдет взрыв?

«Сигнал» рассказывает о железнодорожном стороже Семене Иванове, который честно отрабатывал службу. Сначала он служил на войне, после окончание службы жизнь его не ладилась. Потерял он отца и маленького сына, остался один с женой. Вести хозяйство не получалось, приходилось путешествовать по разным местам в поисках пристанища. Заехал однажды Семен на станцию и встретил своего офицера, тот и предложил ему должность сторожа в одной из будок.

Стал Семен сторожем работать, с соседями постепенно знакомился. Подружился с немногословным парнем — Василием. Сначала избегал его Василий, но потом стал поверять свои мысли. Так узнал Семен о несправедливости к простым людям со стороны вышестоящих господ. Денег им не доплачивают, даже на огороде сажать, что хочется, без разрешения запрещают. После очередной проверки рельс перед визитом начальства, Василия ударил проверяющий. Не выдержал этого мужчина и отправился в Москву, жаловаться. Не было его несколько дней, даже жена извелась в ожидании. Но вот однажды, возвращаясь из леса, Семен увидел Василия на рельсах. Оказалось, что он отодвинул рельс перед прибывающим поездом. Старался Семен достучаться до преступника, но тот скрылся в лесу.

Семен понимал, что не успеет добежать до будки, поэтому решил действовать на месте. Сигнальных флагов он не взял, поэтому, взяв в руки палку и платок, он поранил себе руку и пропитал кровью ткань. Стоит Семен, держит в руках импровизированный флаг. Чувствует, как силы покидают его, но продолжает сражаться за невинные жизни в пребывающем пассажирском поезде. Когда в глазах у него начало темнеть, он почувствовал, как кто-то выхватил у него из рук флаг и поднял над головой. Это был Василий. Поезд остановился, Василий признал свою ошибку.

Этот рассказ демонстрирует несправедливость между людьми разного сословия. Те, чье положение выше, управляют теми, кто по рангу находятся ниже их. Простые работники не могут всегда держаться в стороне, видя явную неправоту. Читателю представлены две разные натуры: Семен и Василий. Семен способен плыть по течению, мирясь с обстоятельствами. Может закрыть глаза на бесчестность и превратность. Антагонистом ему выступает Василий. Он видит, что начальник несправедлив к людям, которые на него работают, но самостоятельно достучаться до его совести не получается. Тогда он уезжает в Москву, чтобы восстановить справедливость.

Видно в Москве что-то идет не так, и Василий возвращается злой сильнее прежнего. Он не может показаться на глаза жене и соседям, потерпев неудачу, потому берет правосудие в свои руки. Он решает отомстить всем зажиточным людям, спустив поезд с рельс. Считая, что поездами могут пользоваться только состоятельные люди, Василий берет на себя роль мстителя. Однако он ошибается, ровняя всех под одну гребенку. Он не имел права распоряжаться чужими жизнями. Этот поступок делает его не лучше тех, против кого он выступал. Как видно, Василий понимает, что поступил безрассудно и пытается исправить то, что натворил.

Другой вопрос, прав ли Семен, мирясь со своей судьбой. Он плывет по течению, считая себя неспособным исправить то, что предначертано свыше. Он вполне доволен жизнью, не стремясь к чему-то большему. Человек без амбиций, может показаться, что он вообще не способен на серьезные смелые поступки. Но в конце рассказа он доказывает обратное. Рискнув своей жизнью, Семен пытается спасти пассажиров поезда. Даже когда он понимает, что теряет сознание и сам может пострадать от наезда поезда, Семен продолжает держать флаг над головой.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: