Краткое содержание
Девочке Варе 13 лет. Стоит глубокая ночь, а маленькая нянька не спит: она качает колыбельку, в которой хнычет малыш. Девочку клонит в сон, но она из последних сил поёт песенку. Если Варька уснёт, её будут ругать. Несмотря на усилия, девочка проваливается в сон. Ей снится покойный отец, у которого была грыжа.
Доктор сказал, что больному нужно ехать в госпиталь. Грыжу вправили, однако это не помогло, и спустя некоторое время папа девочки умер. Варька плачет и идёт в лес. По дороге она падает и чувствует, как ударяется головой. Ей кажется, что удар был о дерево, а на самом деле это хозяин стукнул её по затылку: нянька спит, а малыш плачет. Скоро девочка опять засыпает, и в этот раз ей снится мать. Пока сирота спала, пришла хозяйка. Она собирается кормить младенца.
Наступает день, и Варька начинает помогать по хозяйству. Люди, у которых она работает, дают разнообразные поручения:
- почистить обувь;
- поставить самовар;
- пойти в магазин;
- зашить;
- постирать;
- начистить картошки.
Героине всё время мучительно хочется лечь и поспать. Вечером её снова посылают в магазин, на этот раз за пивом. Потом ей дают ещё одно поручение — купить водки. После этого хозяйка заставляет девочку начистить селёдки. Затем все начинают готовиться ко сну, и маленькая служанка получает последнее за этот день распоряжение — покачать ребёнка. У девочки деревенеют виски, её глаза полуоткрыты, она мечтает только об одном: чтобы можно было немного поспать. За печкой трещит сверчок, на потолке видны тени от пелёнок и панталон, а рядом виднеется зелёное пятно.
Няньке снова снится сон. Она видит людей и узнаёт их всех, но чувствует, что что-то мешает жить. Девочка хочет найти этого врага. Вдруг она понимает, что сила, мешающая жить, — плачущий ребёнок. Ей становится весело. Кажется, сверчок тоже смеётся. Варька радуется: сейчас она избавится от малыша, а потом сможет спать. Дальнейшие действия девочка совершает в полубессознательном состоянии:
- встаёт с табурета и прохаживается по комнате;
- смеётся, наслаждаясь мыслью о предстоящей свободе;
- грозит зелёному пятну и подмигивает;
- подходит к кровати и душит младенца;
- ложится на пол;
- смеётся, а потом засыпает.
https://youtube.com/watch?v=UxsP7LCUfZM
Мнения критиков
Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.
Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.
Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.
В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.
Критика
Рассказ вызвал значительный резонанс. Поводов недоверия не только к чеховскому видению проблем, но и к самой персоне писателя, было у придирчивой публики богемных снобов предостаточно. Одним сюжет казался недостаточно правдоподобным, другие, напротив, считали описываемые события настолько подноготно реальными, что находили неприличным факт сам упоминания об их существовании в обществе, где принято считать любую слабость, горе, безнадежность — пошлостью. Вызывали множество вопросов и правки, внесенные Чеховым в оригинал произведения для публикации его в журнале “Хмурые люди”. По их итогам из произведения была убрана часть описаний мучений Варьки, а изначально неоднозначная концовка, за добавлением еще одного абзаца, стала вполне конкретной: невинный ребенок взял на себя самый взрослый в мире грех. С чем связан подобный жест недоброй воли к своим героям, к чему такая жестокость? Чехов ведь “человек без селезенки”, а не без сердца, в конце концов.
Однако рассказ “Спать хочется” нашел весьма авторитетное одобрение со стороны светоча русской литературной морали — Льва Николаевича Толстого, что выписывает Чехову символическую индульгенцию ото всех, причисленных ему общественностью, смертных грехов.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Варька, сирота, прислуга доме ремесленника. | Главный герой рассказа — девочка лет тринадцати. В этой девочке воплощено все детское несчастье: от инфантильного непонимания запретов и ограничений до всесильного, страшного сиротского горя. Единственный герой, в котором по ходу повествования происходят изменения. Их нельзя назвать личностными, однако с поной уверенностью можно сказать, что лишь страдание Варьки имеет привязку ко времени: мы наблюдаем усугубление ее несчастья, достигающего в концовке своего аффекта; остальные герои произведения несчастны латентно и, более того, априорно. Помимо прочего, Варька — образец бескомпромиссного детского желания помочь, которое, вкупе со сложными обстоятельствами ее жизни, и формирует ее жертвенность, которую ее хозяева, воспринимают, однако, как данность. |
Хозяйка, жена ремесленника. | Толстая, плечистая женщина. Может показаться, что она — типичный “тартюф в юбке” — тираничная гадина, нарыв на теле общества. Как ни странно, эта черта не характерна для данного персонажа. Безусловно, она — виновница того, что невинная, обделенная любовью, Варька измучилась до того, что потеряла рассудок, и по природному, конкурентному побуждению, выражаясь сухим языком, устранила раздражителя в виде вопящего младенца. Но причиной тому стало простое мещанское самолюбие, дополняемое ограниченностью и глупостью, по соседству с которыми нет места сочувствию и уж тем более, гуманизму. А ведь их наличие могло бы так много изменить… |
Пелагея Степанова, покойная мать Варьки. | Антипод всемогущей Некрасовской героини — слабая, потерянная в своем несчастье женщина, чьи воздушные замки разрушаются судьбой до основания. Ей больно видеть умирающего мужа, потерянный взгляд доктора, ей в конце концов больно жить, по простой причине того, что она боится очередного удара судьбы, из-за чего постоянно зажата в трусливой судороге. Ей остается лишь суетиться, стараясь сделать хотя бы мелочь для удержания крупиц так близкого счастья. |
Ефим Степанов, покойный отец Варьки. | Мужчина в рассвете сил, умирающий от воспаления грыжи — типичный русский крестьянин, для которого жизнь — нескончаемая, неблагодарная война на полевом фронте, война за выживание и благоденствие Бог знает какого по счету царя. Ефим — воплощение неосознанной жертвенности русского человека, разрываемого с одной стороны верой в ближайшее будущее, с другой — верой в Страшного, беспощадного Бога. |
Доктор, присланный господами Степановых. | Необходимый для идейного понимания текста персонаж, воплощающий добрую волю, не находящую способы самореализации с жестоком, инертном мире. Доктор не был готов к столь тяжелому состоянию здоровья Степанова, по сути, столкнувшись с тем, к чему жизнь его не готовила. Это демонстрирует перманентную мутацию мирового горя, осложняющую добрым намерениям путь в человеческое сердце. |
Младенец, дитя поверенное Варьке. | Второе, после Варьки, абсолютно чистое, создание в рассказе. Невинно убиенный младенец отягчает грех своей матери, и без того загубившей светлую добродетельную душу, от которой осталась лишь бездуховная, полностью предоставленная своему горю, оболочка, сублимирующая свою боль в беспощадную первобытную месть. |
Кратко об истории создания произведения
В 1888 году родилось произведение А. П. Чехова «Спать хочется», тогда же читатели Петербургской газеты смогли познакомиться с этим небольшим рассказом, глубоко затронувшим вопиющие проблемы.
Состояние ребёнка, страдающего от недосыпа, знакомо писателю не понаслышке. Будучи в юном возрасте, сам Антон Павлович совмещал учёбу с работой в отцовской лавке, не имея достаточного времени для сна. Поэтому так удивительно достоверно и живо он передаёт чувства и мучения бедной девочки Варьки.
Интересно, что это гениальное произведение, при жизни автора переведённое и изданное на шести языках, было написано им всего за несколько часов.
История создания
В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.
Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.
История создания
В своей переписке с издателем Плещеевым, датированной 1888 годом, Чехов признается, что работает над “плохеньким рассказцем” из чистого тяготения к малой прозе
Стоит признать, что своим существованием произведение «Спать хочется» обязано не столько тем, что гений Антона Павловича требовал своего излияния на бумагу, сколько тем, что за него предлагались неплохие деньги, от которых Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал их важность в ряде своих произведений
Очевидно, что образ эксплуатируемой девочки Вари напрямую связан с историей Антоши Чехова, несчастного, вечно сонного мальчика. Детство автора было, без преувеличения, трудным: тиран-отец, холодная лавка со зловонной рыбой, ночные службы на клиросе, перманентное желание отдохнуть и поспать.
«Спать хочется», анализ рассказа Чехова
Трагедия ребенка во взрослом мире
«Правдив до иллюзии» — такой анализ мучительному тупику, в котором оказалась тринадцатилетняя девочка-служанка Варька, дал Лев Толстой. В краткой форме рассказа Чехов сумел показать всю психологическую драму Варьки. По первому впечатлению кроткой и услужливой, но доведенной непреодолимым желанием спать до отчаяния и впоследствии до преступления.
Известно, что этот рассказ был написан Антоном Павловичем за полдня. А, между тем, здесь продемонстрированы: высочайшее мастерство передачи душевного состояния героини, скульптурная выразительность слова, фразы и речевых оборотов. Искусство литературной детали в рассказе просто совершенно.
Читатель воспринимает сюжет произведения на высоком эмоциональном уровне. Он зримо представляет, как Варьке снятся «темные облака…», а потом «вороны и сороки», которые «кричат как ребенок», «галоши хозяина» растут у нее в руках и затягивают ее голову и колыбель с младенцем. Хозяйка без конца дает девочке новые поручения. Измученная бессонницей, Варька находит спасение даже в этой беготне, потому что «когда бежишь, меньше спать хочется».
Кульминация рассказа последовательно вытекает из воспоминаний героини о своем безрадостном детстве. Что она видела хорошего? Отец умер в страшных муках. Они с матерью отправились «наниматься». А у прислуги разве жизнь? Сутками напролет одно и то же. Варька, покачай ребенка! Варька, вымой пол! Варька, поставь самовар!
Чехов – отличный знаток детской души, поскольку и сам не был избалован жизнью в том «счастливом» возрасте. Ему понятно ужасное состояние героини, в которое она попала. Поэтому писатель не может строго судить Варьку за ее ужасный поступок. Он лишь с сожалением констатирует факт преступления, заканчивает рассказ там, где дальнейшая ужасная судьба девочки, по сути, только начинается. Что ее ждет? Если не мгновенная месть хозяев, то карающая рука Закона. Скорее всего — и то, и другое.
Варька задушила ребенка, улыбаясь. Это явное свидетельство, что на какое-то мгновение разум измученной девочки помутился, не выдержал испытания непосильным трудом и бессонницей. После изнурительной работы сутками, ее организм хочет только одного – выспаться любой ценой. Мешает этому желанию без конца орущий ребенок, которого пришлось заставить замолчать.
Написанный в 1988 году, рассказ вошел в сборник «Хмурые люди». Еще при жизни Чехова «Спать хочется» перевели на сербохорватский, румынский, немецкий, финский, чешский и болгарский языки.
Помимо анализа рассказа «Спать хочется» прочитайте другие сочинения по произведениям Чехова:
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
- «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
- «О любви», анализ рассказа Чехова
- «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
- «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
- «Студент», анализ рассказа Чехова
- «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
- «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
- «Каштанка», анализ рассказа Чехова
- Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
- «Хирургия», анализ рассказа Чехова
- «Палата №6», анализ повести Чехова
По писателю: Чехов Антон Павлович
Очень краткий пересказ рассказа «Спать хочется»
Девочка по имени Варька тринадцати лет сидела возле люльки и качала хозяйского ребёнка. Темноту комнаты нарушала лишь лампадка. Варька невыносимо хотела спать, её глаза слипались, но ребёнок плакал и не хотел успокаиваться.
Под мерный скрип люльки и тихую колыбельную девочка борется с непреодолимым желанием уснуть сию же минуту. Не закрывая глаз, она чувствует, что погружается в полудрёму. Сны, охватившие разум, не приносят облегчения. Варька видит людей, заснувших в грязи тракта, и ворон, что кричат голосом хозяйского младенца. Затем приходят воспоминания мучительной смерти отца, образ матери, с которой разлучила девочку нужда.
Деспотичный хозяин, вошедший в комнату, больно бьёт няньку по голове за то, что та посмела задремать. Его сменяет хозяйка, решившая покормить своё чадо, после чего оба снова уходят спать.
Утро приносит Варьке некоторое облегчение. Непрерывная работа по дому с утра до самой ночи отвлекает девочку от навязчивого желания спать. С наступлением ночи, по приказу хозяев, Варька возвращается к неугомонному младенцу. Больше нет сил бороться. Её затуманенный разум с восторгом рождает решение проблемы: заставить ребёнка замолчать. Ведь именно он причина её страданий. Улыбаясь, Варька душит ребёнка и засыпает на полу, освобождённая от своего бремени.
История создания
В 1888 г. Чехов писал Плещееву, что сделал небольшой перерыв в работе над «Степью», чтобы написать «плохонький рассказец» для «Петербургской газеты». За это произведение ему обещали заплатить по 12 копеек за строчку. Хотя автор часто говорил, что деньги для него менее важны, чем моральное удовлетворение, он никогда от них не отказывался. Плещеев торопил Антона Павловича, чтобы тот поскорее заканчивал «Степь», однако Чехов больше тяготел к малым формам, поэтому был рад на короткое время переключиться.
Прототип Варьки — маленький Антоша Чехов. В детстве будущий писатель работал в семейной лавке и хорошо знал, какие мучения может принести постоянный недосып. У Антоши было тяжёлое детство. По ночам он служил на клиросе, а днём помогал тирану-отцу. Семья торговала рыбой, причём в лавке всё время было холодно, стояло зловоние. О том, что идею рассказа Чехов взял из воспоминаний о своих детских годах, писал критик Измайлов.
Мнения критиков
Придирчивая публика оценила произведение неоднозначно. Некоторые русские критики негативно отнеслись к чеховскому видению проблемы. Другие изначально не воспринимали писателя положительно. Жестокий сюжет вызвал в обществе много споров, причём встречались противоположные мнения.
Находились те, кто в своих сочинениях указывал на неправдоподобность событий. Зато люди, которые признавали существование эксплуатации детского труда, полагали, что нельзя упоминать об этом, а тем более описывать подобное в литературе. Они считали, что это пошлые явления, нужно делать вид, будто их не существует. Изобразив в рассказе несчастье, Чехов нарушил негласное правило.
Недовольство критиков вызвало и то, что Чехов внёс правки в первоначальный вариант произведения. Последнего абзаца сначала не было, рассказ был опубликован в журнале «Хмурые люди» без него. Из последних строк не было ясно, что сделала Варька с младенцем. Также из исходного варианта писатель убрал особо ужасающие описания девочкиных мучений.
В целом современникам казалось, что писатель поступил с героиней жестоко, спрятав от читателей часть её страданий и добавив абзац с убийством. Такие правки привели к тому, что из мученицы девочка превратилась в убийцу, а значит, перестала быть безусловной жертвой.
Тема и проблематика
Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:
- бедность;
- пьянство;
- болезни;
- ранняя смерть родителей.
Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.
Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.
Чему учит?
Рассказ “Спать хочется” косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые большое количество недалеких людей преувеличивают и возводят в громоздкий философский знаменатель, ничего по модулю не составляющий. Чехов бьет в набат, чтобы пробудить общество от нравственной дремоты, при которой романтизируются и оправдываются самые сопливые слабости. Пример ребенка, отягченного взрослыми обязательствами, готового на бесчеловечный поступок, показывает, что горе — это не про романтику, горе — это про мать без ребенка, про время без будущего, про бездну и чертей. И нет в нем никакой практической составляющей, горе не питает творческими силами и опытом — оно строит непреодолимую баррикаду между сердцем и разумом, без взаимодействия которых человек — не человек. Это и есть мораль книги.
Назвав текст условным предложением “спать хочется”, Чехов заставляет задуматься, что великое множество вещей, в том числе и приносящих вред, происходит в нашей жизни естественным путем, который не в силах контролировать ни один человек. Потому люди должны объединяться под эгидой взаимовыручки и гуманной чуткости к ближнему, чтобы максимально ослабить самовоспроизводящееся зло. Человек, одинокий в своей борьбе, в большинстве случаев, падет под гнетом внешних сил, априори значительно его превосходящих, и станет носителем победившего его зла, что приводит, очевидно, не только к единичным случаям, один из которых в красках описал Чехов, но и к трагедиям массового характера: войнам, геноциду, нетерпимости, диктатуре.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание поэмы Пугачёв Есенина Восстание Емельяна Пугачева — одно из самых крупных и известных народных волнений в истории России. Именно этому событию посвятил свою поэму С. А. Есенин, пытаясь разобраться в причинах революционной
- Ночь — краткое содержание рассказа Казакова По жанровой направленности произведение представляет собой лирический рассказ, основной темой которого является внимательное отношение к окружающим людям.
- Краткое содержание повести На графских развалинах Гайдара Автором повести «На графских развалинах» является Гайдар. Повесть посвящена мальчишкам — Яшка и Валька. Проживают они в сельской местности. Летом на каникулах они занимаются мальчишескими делами
- Кентервильское привидение — краткое содержание сказки Оскар Уайльд История представляет собой рассказ о том, как американская семья уезжает в Англию, где покупает старинный замок рода Кентервиль. По жанру данное произведение следует отнести к трагикомедии и одним
Жанр и направление
Не взирая всесторонне антиэтичный сюжет из жизни русского мещанства, Чехов не прибегает к отклонению от ведущего литературного направления, а именно — реализма. Однако жанр рассказа «Спать хочется» едва ли отвечает всей устрашающей авторской фантасмагории, потому, “Спать хочется” — не, как может показаться по названию, наивная беллетристика. Это рассказ-триллер, в котором сосредоточенны первородные боль и обида, в котором царствует первобытная справедливость.
В рассказе не распознается привычный для нас Чехов — теократ и гуманист, он оборачивается в освирепевшего моралиста, приводящего каждого из героев к тому, чего они действительно заслуживают: деспотичные хозяева — убиения своего ребенка, уставшая Варька — простого человеческого сна.
Смысл произведения
Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.
Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.
В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.
Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.
Тема и проблематика
Главная тема произведения — отсутствие детства у ребёнка. Варьке приходится переносить нагрузки, которые не под силу даже взрослому человеку. В те годы, когда жил и творил Чехов, таких детей было много. Причины, по которым крестьянские отпрыски были лишены детства:
- бедность;
- пьянство;
- болезни;
- ранняя смерть родителей.
Вторая тема — безразличие взрослых к детскому горю. Господа не понимают, что рядом с ними страдает маленький человек, они не чувствуют своей ответственности перед младшим поколением. На наплевательское отношение указывает то, что Варьку несколько раз посылают за алкоголем. Взрослые не понимают, что тем самым подают дурной пример.
Проблематика включает в себя два аспекта: эксплуатация детского труда и закономерности, формирующие человеческую судьбу. Чехов заставляет читателя задуматься о том, почему одни получают материальные блага без усилий, а другим приходится безостановочно бороться с бедами.
Характеристика героев
Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.
Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.
Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.
Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.
Суть: о чем рассказ?
Сидящая у колыбели всё никак не унимающегося ребенка, совсем юная, не по годам загруженная взрослыми проблемами и обязательствами, нянечка Варька борется с убийственной дремотой. Она не может идти спать, потому как ей нельзя оставлять без присмотра ребенка, пока тот не уснул.
Охваченная все более и более сильной тягой ко сну, девочка впадает в полудрему, в которой видит сначалабезобразный развязший тракт, все пассажиры которого призывают ее ко сну, затем — ужасающую картину предсмертных часов ее отца, пребывающего во мрачной, издевательски-растянувшейся агонии, которую наблюдает не находящая себе места матушка. Варька видит доктора, дающего ее отцу направление на операцию — по сути, играя с чувствами жены и дочери, вселяя в них неуместно оптимистическую и оттого мерзкую надежду. Отец умирает в земской больнице на следующее утро, о чем возвещает причитающая матушка, вернувшаяся оттуда.
Варьке представляется, как она собирает милостыню, стоя бок о бок с несчастной овдовевшей матушкой. Тут сон прерывается. Появляется хозяйка дома, мамаша не унимающегося отпрыска.
И вроде можно было бы вздохнуть с облегчением и мирно пойти спать, однако голос хозяина потребовал дрова к печи — уже наступило утро. За весь день Варьке так и не удалось отдохнуть: её как нарочно накрыло волной хлопот по хозяйскому дому, ставшему за эту ночь ненавистным. Желание спать никуда не пропадает, продолжая измываться над бедняжкой, неспособной что-либо с этим поделать.
Наступает вторая ночь напротив люльки с вопящим ребенком, которого, должно быть, сглазили. Помутившийся за бессонные сутки рассудок окончательно покидает Варьку, ею овладевает примитивное желание избавиться от мешающего спать звука дерущейся детской глотки. Девочка с ужасающей легкостью принимает решение задушить ребенка. Совершив задуманное, героиня ложится спать на пол, близ трупа младенца и засыпает, точно мертвая.
Система образов
В произведении одна главная героиня и 5 второстепенных персонажей. Основное действующее лицо — девочка Варька. Ей 13 лет, она сирота и находится в услужении в семье сапожника. Девушка несчастна и измучена тяжким трудом, но самое страшное в том, что она не имеет возможности поспать. Другие образы в произведении:
- Жена сапожника. Плечистая, толстая, дородная тётка. В её характере преобладают равнодушие и безжалостность. Это типичная представительница мещанства. Женщине не приходит в голову, что нагрузка, которой подвергается Варька, непосильная для детского организма. Но героиню нельзя винить в этом: ограниченность и глупость не позволяют понять многих вещей.
- Пелагея Степанова. Покойная мама главной героини, несчастная женщина, измученная постоянными бедами, самая страшная из которых — смерть мужа.
- Ефим Степанов. Крестьянин, покойный отец Варьки. Мужчина умирает из-за того, что слишком поздно послали за доктором. У него грыжа, которую вправляют, но это уже не спасает от смерти.
- Доктор. Молодой человек, которого прислали господа. Повозившись с Ефимом четверть часа, он понимает, что ничего нельзя сделать. Тогда герой говорит, что больного нужно отправить в больницу.
- Младенец. Ребёнок, которой кричит по ночам и не даёт Варьке спать. Девочка вынуждена качать его и петь песенку, изнемогая от усталости. В конце она лишается рассудка и убивает младенца.