Хемингуэй эрнест — старик и море

День рождения книги

Книги-друзья, книги-юбиляры

Habent sua fata libelli, говорили римские риторы. То есть «книги имеют свою судьбу». Неоцененные при жизни их автора, они приносят ему бессмертие. Или, наоборот, снискав ему шумный успех, остаются курьезами, примерами того, «как не надо». А самая завидная судьба — у тех, которые мы воспринимаем как своих верных друзей, всегда готовых прийти на помощь советом и примером.

Такие книги-друзья, справляющие пятидесяти-, стопятидесяти-, а то и двухсот с лишним летней юбилей, станут героями этой рубрики.

Текст: Роман Сенчин

Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Мне сорок пять лет, и я прочитал почти всего опубликованного Хемингуэя. Говорят, что в некоем сейфе до сих пор хранятся рукописи нескольких романов, но вряд ли их издание изменит сложившийся портрет писателя. И романы «Райский сад», «Проблеск истины», увидевшие свет через десятилетия после гибели автора, — тому подтверждение…

Да, я неплохо знаю Хемингуэя, но меня до сих пор изумляют и толкают к спору выражения, характеризующие его творчество — «показной героизм», «вымученная мужественность», «телеграфный стиль», «хемингуёвина»… Хотя вроде бы всё это справедливо. И это самолюбование, и поиски войны, и сафари, которые сегодняшнему человеку кажутся дикостью и чуть ли не преступлением.

Но когда я слышу «Хемингуэй», в голове вспыхивает лишь одно произведение — «Старик и море».

Первое прочитанное у него и сразу и навсегда ставшее для меня главной книгой мировой литературы… Может быть, это звучит пафосно и искусственно, но это так.

Вернее, впервые «Старика и море» я не прочитал, а услышал. В нашей семье была прекрасная и полезная традиция по вечерам читать вслух. Читал в основном отец, а мы с сестрой, мама, занятая в это время починкой одежды или другими тихими делами, слушали.

Так, лет в десять — двенадцать я услышал «Мартина Идена», «Преступление и наказание», «Деньги для Марии», много чего еще. В том числе и «Старика и море». С тех пор эта небольшая книга всегда рядом со мной.

Фабула предельно проста, если не банальна: старый рыбак долго ничего не может поймать, и однажды на его удочку попадается огромный марлин. Старик долго борется с ним и в конце концов привязывает рыбину к своей лодке…

И язык, точнее — интонация…

Старику сочувствуешь, но не как слабому, немощному, а иначе. Хочется оказаться рядом с ним, чтобы добавить вот это небольшое усилие, которого ему не хватает, чтобы победить. И жалеешь, жалеешь, что нет с ним его друга-мальчика — мальчика родители заставляют рыбачить с более удачливыми…

Я не знаю английского языка, потому не могу оценить, как написана повесть (а именно этой вещи так подходит русский жанр «повесть»), но переводчики оказались поистине художниками слова.

Мы часто не обращаем внимания на имена переводчиков, подсознательно считая, что Диккенс, например, писал вот именно так, как мы читаем его книги по-русски. И Герберт Уэллс, и Фолкнер, Камю, Джойс, Маркес… Но ведь мы читаем произведения, в создании которых большое участие принял человек, переведший, а вернее переложивший слово за словом, фразу за фразой с одного языка на другой.

И только сейчас я взглянул на имена тех, кто это сделал. Борис Изаков и Елена Голышева. Нашел их биографии. Родились до революции, переводили очень многих англоязычных авторов. Елена Голышева, оказалось, мама Виктора Голышева, нашего современного переводчика, руководителя семинара в Литературном институте… Я всё удивлялся, откуда у Виктора Петровича такой такт, такая строгость к переводу, такая кропотливость. Наверняка от мамы.

Самородков среди переводчиков почти не бывает. Это, по-моему, династическое дело…

Услышав «Старика и море» в отрочестве, я не поверил, что это не русское произведение. И даже иностранные имена меня не убеждали. Честно говоря, я по-настоящему не верю до сих пор. Мне кажется, что такую повесть мог создать только наш писатель. Юрий Казаков или Константин Паустовский, или Олег Куваев, Виктор Астафьев, Юрий Нагибин… Американец бы сделал так, что старик привез марлина целым, хорошо продал и стал героем всей округи. И молодой Хемингуэй наверняка бы написал финал именно таким. Но «Старика и море» писал мудрый человек, сумевший сделать полный крах старика великой победой. А обглоданный акулами скелет огромной рыбы — памятником этой победе.

Ссылки по теме:

«Человека можно уничтожить, но нельзя победить»

Для старика это не просто работа. Для него борьба в море – это способ доказать себе и обществу, что он все еще в обойме, а значит, не имеет права «отключаться» из-за голода и жажды, солнца и даже онемения конечностей, а уж тем более умирать.

Да, моряк не довез свою рыбу в этот раз, но он все равно совершил подвиг. И мы твердо верим, что у какого-то другого старика (необязательно покорителя морских далей) непременно будет возможность так же поквитаться с судьбой, как у его собрата, и сотворить что-то выдающееся.

Замечательный и популярный автор Эрнест Хемингуэй. «Старик и море» (анализ все-таки по своей природе не может передать всего обаяния произведения) – сочинение многогранное и бездонное.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Особые приемы Хемингуэя, погружающие читателя в атмосферу повести

В книге американского классика нет захватывающего развития событий. В произведении почти отсутствует динамика, зато оно насыщено внутренним драматизмом. Кому-то может показаться, что повествование Хемингуэя скучное, но это совсем не так. Если бы писатель не уделял столько внимания деталям и так подробно не расписывал мучения старика в море, то читатель не смог бы в полной мере почувствовать страдания моряка собственным нутром. Другими словами, если бы не было этой «вязкости и клейкости» текста, то «Старик и море» (анализ произведения это доказывает) не было таким проникновенным сочинением.

Смысл произведения Старик и море

Старик одолел и марлина, и морских хищников, но вернулся домой ни с чем. Во время борьбы он не задумывался о том, как ему тяжело, голодно или больно от покалеченных рук. Он просто копил силы для главной битвы в своей жизни

Разумеется, новелла о воле к победе и о том, что даже если у тебя ничего не осталось, важно не терять себя – это единственно оружие, которое всегда с тобой. Это роднит новеллу с повестью «Любовь к жизни», а также с романом «Моби Дик»

Но есть и много других интересных слоев. Во-первых, единство старика и природы. Старик испытывает определенные угрызения совести, убивая рыбу, но говорит, что она накормит много голодных людей…

Это не единственный отсыл к Библии. Некоторые исследователи творчества Хемингуэя связывают художественную идею новеллы с Ветхим Заветом и 103 псалмом, о сотворении мира и о том, что Бог творец всей природы, Земли и Вселенной. Имя Сантьяго переводится как святой Иаков (который бросил Богу вызов), мальчика же зовут Манолин, а это сокращенная версия имени Эммануил. Конечно же, новелла о человеке, познавшем необъятность мира и собственное в нем место, невеликое, но зато почетное.

Но тут появляется еще один слой. Сантьяго, борец, бросающий вызов, воспринимает всю свою жизнь и неудачи с совершенным смирением. Но ропща и не жалуясь, просто делая свою работу. Когда старик потерял свою добычу после войны с акулами, он ощутил себя побежденным, но воспринял это без тяжести. Возможно, повесть именно о смирении. Как же она сочетается с волей к победе, которая так воспевается в «Старике и Море»? А вот она, двойственность наша.

Проблема экологии

  • Распутин Валентин “Прощание с Матерой”. Сильное влияние человека на природу показал в своей повести “Прощание с Матерой” Валентин Распутин. На Матере люди жили в гармонии с окружающей средой, берегли остров и хранили его, но власти нуждались в постройке гидроэлектростанции, и решили затопить остров. Так, под воду ушел целый животный мир, о котором никто не позаботился, лишь жители острова почувствовали вину за “предательство” родного края. Так человечество разрушает целые экосистемы из-за того, что нуждается в электричестве и других ресурсах, необходимых для современной жизни. Оно с трепетом и пиететом относится к своим условиям, но совершенно забывает о том, что целые виды растений и животных гибнут и уничтожаются навсегда из-за того, что кому-то понадобилось больше комфорта. Сегодня та местность перестала быть индустриальным центром, заводы не работают, а вымирающим деревням не нужно столько энергии. Значит, те жертвы и вовсе были напрасными.
  • Айтматов Чингиз, “Плаха”. Разрушая окружающую среду, мы разрушаем и свою жизнь, свое прошлое, настоящее и будущее — такая проблема поднимается в романе Чингиза Айтматова “Плаха”, где олицетворением природы выступает семья волков, которая обречена на смерть. Гармония жизни в лесу была нарушена человеком, который пришел и рушит все на своем пути. Люди устроили охоту на сайгаков, а причиной такого варварства послужило то, что возникло затруднение с планом мясосдачи. Таким образом, охотник бездумно разрушает экологию, забывая о том, что он сам — часть системы, и это, в конце концов, скажется на нем самом.
  • Астафьев Виктор, «Людочка». В данном произведении описывается следствие наплевательского отношения властей к экологии целого региона. Люди в загрязненном, пропахшем отходами городе озверели и бросаются друг на друга. Они утратили естественность, гармонию в душе, теперь ими правят условности и первобытные инстинкты. Главная героиня становится жертвой группового изнасилования на берегу помойной реки, где текут гнилые воды – такие же прогнившие, как нравы горожан. Никто не помог и даже не посочувствовал Люде, это равнодушие довело девушку до самоубийства. Она повесилась на голом кривом дереве, которое тоже погибает от безразличия. Отравленная, безысходная атмосфера грязи и ядовитых испарений отражается на тех, кто сделал ее такой.

Композиция и жанр

Жанровую направленность произведения литературоведы определяют как повесть-притчу в стиле реализма. Ее смысл и суть выходят за рамки традиционной повести. Автор признавался критикам, что мог написать роман на тысячу страниц, но ограничился скромным объемом и создал нечто уникальное. Композицию повести можно разделить на три части:

  1. Повествование о взаимоотношениях Манолина и старца.
  2. Рыбак в море в одиночестве.
  3. Возвращение главного персонажа на берег.

Композиционные элементы формируются на образе Сантьяго. Кольцевое обрамление композиции заключается в отплытии персонажа за уловом и его последующем возвращении. При этом читатели сталкиваются как с диалогами рыбака с самим собой, так и с его внутренними монологами. В его речах, имени младшего друга (Манолин — Эммануил), в образе гигантской рыбы скрыты библейские мотивы.

Марлин воплощает мечту опытного рыбака, который терпит жизненные испытания и тихо молится об удаче

Его философия и духовная сторона существования — личная религия, в которой важное место отводится христианским заповедям. Каждый раз, сталкиваясь с обитателями моря, Сантьяго проявляет себя человеком, который с глубоким уважением относится к созданиям природы:

  1. Он беспокоится о птицах, которые с трудом добывают пропитание.
  2. Наслаждается любовной игрой морских свинок.
  3. Не меньшее уважение он испытывает и к марлину, потерявшему подругу по его вине. В крупной рыбе он признает равного соперника. Себя же справедливо ощущает победителем в схватке.

Неудачи пожилой мужчина также встречает с христианским смирением. Он не жалуется на судьбу, а молча выполняет свою работу. Потеряв по вине акул улов, он все же чувствует себя побежденным. Однако при этом его душа испытывает облегчение. Спрашивая себя: «Кто же тебя победил, старик?», — он дает ответ, что никто.

История создания

Замысел произведения возник у писателя в 30-х годах. В 1936 году в журнале “Эсквайр” вышел его очерк “На голубой воде. Гольфстримское письмо”. В ней описана приблизительная фабула легендарной повести: пожилой рыбак выходит в море и несколько дней без сна и еды “сражается” с огромной рыбой, но акулы съедают добычу старика. Его находят рыбаки в полубезумном состоянии, а вокруг лодки кружат акулы.

Именно эта история, услышанная когда-то автором от кубинских рыбаков, стала основой повести “Старик и море”. Спустя много лет в 1951 году писатель заканчивает свое масштабное произведение, осознавая, что это самый главный труд в его жизни. Произведение написано на Багамских островах, вышло в печать в 1952 году. Это последнее, опубликованное при жизни, произведение Хемингуэя.

С детства Хемингуэй, как и его отец, увлекался рыбалкой, он – профессионал на этом поприще, знал всю жизнь и быт рыбаков до самых мелких деталей, включая приметы, суеверия и легенды. Такой ценный материал не мог ни отразиться в творчестве автора, он стал исповедью, легендой, учебником жизненной философии простого человека, который живёт плодами своего труда.

В диалогах с критикой автор уклонялся от комментариев об идеи произведения. Его кредо: правдиво показать “настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул”. Именно так высказался автор в интервью, давая понять: его стремление – это реалистичность, уклоняясь от какой-либо иной трактовки смысла текста. В 1953 году Хемингуэй получил признание в очередной раз, получив Нобелевскую премию за своё произведение.

Композиция

Условно композицию повести можно разделить на три части: старик и мальчик, старик в море, возвращение главного героя домой.

На образе Сантьяго формируются все композиционные элементы. Кольцевое обрамление композиции заключается в уходе старика в море и его возвращении. Особенность произведения в том, что оно насыщено внутренними монологами главного героя и даже диалогами с самим собой.

Скрытые библейские мотивы прослеживаются в речах старика, его жизненной позиции, в имени мальчика – Манолин (сокращённое от Эммануил), в образе самой рыбы-гиганта. Она – воплощение мечты старца, который смиренно, терпеливо встречает все испытания, не жалуется, не ругается, а лишь тихо молится. Его жизненная философия и духовная сторона существования – своеобразная личная религия, очень напоминающая христианство.

Старик Сантьяго и мальчик Манолин – история дружбы двух поколений

Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них – дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает.

Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик — мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.

Нам остается в повести «Старик и море» (анализ произведения почти закончен) рассмотреть только вопрос о дискриминации. Он вряд ли заботил Эрнеста Хемингуэя, когда тот писал шедевр, очень злободневный в настоящее время, но повесть американского писателя дает пищу для размышлений в этом направлении.

Жанровая специфика повести «Старик и море»

Произведение Э. Хемингуэя «Старик и море» называют повестью-притчей.

Определение 2

Повесть – это эпическое произведение, для которого характерен однолинейный сюжет.

Определение 3

Притча – это произведение, в котором в иносказательной, аллегорической форме содержится поучение.

Притча своей аллегорической формой и поучительностью похожа на басню, но в отличие от нее, притча настраивает читателя на поиск морали, а не предлагает ее в готовом виде. Кроме того, по объему притча может быть значительно больше басни. В древности притча существовала в основном как рассказ религиозно-философского смысла. Позже писатели стали использовать притчевость как средство выражения определенной идеи, морально-философских размышлений.

«Старик и море» — повесть, в которой воплощена пережитая, выстраданная автором истина. И истина эта касается не только автора, но и каждого из нас. В образе старика Сантьяго многие узнают себя, свои переживания, мысли, надежды, разочарования.

Читателя особенно поражает то, как Сантьяго преодолевает жизненные неурядицы. Возраст никуда не денешь, невозможно вернуть годы назад, и лекарства от старости пока не придумали. Но если Человек не подчиняется обстоятельствам, не жалуется, не опускает рук, это заслуживает уважения. Именно так поступил и старик Саньяго. Он не опускает руки, пусть даже все вокруг уверены, что больше никогда не удастся ему поймать добычу. Окружающие считают, что Сантьяго уже пережил свой звездный час, и теперь ему осталось лишь надеяться на чью-то милость или смерть. Кто-то говорит об этом сочувственно, но есть и те, кто злорадствует.

Сантьяго видит, что в него верит мальчик, который помогал ему и учился у него до тех пор, пока родители не запретили ему ходить к старому рыбаку, считая его неудачником.

Сантьяго вышел на охоту, пренебрегая непогодой, чьими-то сплетнями, предварительными удачами. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство, и в результате победил. И даже если кажется, что эта победа сомнительна, это все же победа. В первую очередь, это победа над собой – старик боролся с рыбой, соревновался с акулами и морем, со своим отчаянием, одиночеством, но сумел добраться до берега живым. У лодки был скелет рыбы – доказательство бесспорного таланта старика. И чего стоит гордость мальчика, уже потерявшего надежду увидеть Сантьяго живым.

Человеку приходится делать выбор – смириться с обстоятельствами или же попытаться доказать, в первую очередь себе, что способен на поступок и потому достоин уважения. Повесть «Старик и мое» — это произведение о каждом из нас.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

https://youtube.com/watch?v=cOUgfCSo9BY

Тема и проблематика произведения

Повесть написана в виде философских рассуждений и воспоминаний старого рыбака, его разговора с самим собой. Реплики умудренного жизнью мужчины подчеркивают кредо автора: «Никогда ни о чем не жалей. …Не считай потерь»; «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения».

Следуя представлениям о чести, даже в поражении Сантьяго одержал победу и не сдался, смог довести дело до конца. Основная тема заключается в размышлении об испытании силы воли человека на прочность, его веры в собственные силы. Затрагиваются вопросы одиночества и духовного предназначения.

В повести Хемингуэй воспевает силу духа человека, идущего к цели на пределе возможностей. Автор подчеркивает, что его герой не идеализированный, и включает в повесть много реалистичных подробностей. Вера в себя и целеустремленность помогают старику добиться мечты, которая испорчена акулами.

В плоскости символов Сантьяго можно рассматривать как человека, бредущего по жизни-морю. Его лодка — социальное окружение. Раньше с ним был юный спутник Манолин, вместе они бороздили водные просторы в поисках добычи. Но вот лодка осталась пустой, однако герой по-человечески надеется на лучшее и снова выходит в море в поисках рыбы.

Автор показывает, что человек может остаться один на один со своей удачей (рыбой у Сантьяго). Не каждый в состоянии воспользоваться моментом и насладиться плодами собственного тяжкого труда. Чужой успех очень часто пытаются присвоить недруги (акулы). Море символизирует жизнь, полную опасностей в глубинах. Однако в нем много и шансов, возможностей, которые открываются, стоит лишь подальше уйти от берега.

Философский смысл повести «Старик и море» заключается в демонстрации борьбы человека с природой, ее созданиями, стихиями, а также противостояния личности собственным слабостям. Каждый человек рожден для какой-то цели. Овладев тем, что ему нужно, он становится спокоен, живет в гармонии с собой

Важно понимать, что природа вечна, и считаться с ее ценностями. Век же людей недолог

Самая большая мечта, которая осуществилась для Сантьяго, — это его добыча. Крупный марлин является главным его трофеем и результатом победы в схватке со стихией. Доставшийся с большим трудом, он принес герою удовлетворение.

История создания «Старик и море»

В «Старике и море» автор подробно описывает процесс ловли рыбы, морских обитателей. Это не случайно. Эрнест Хемингуэй увлекался рыбной ловлей, ребенком уже имел знания обо всех существах, живущих на Среднем Западе. По слухам, самая большая «крылатая рыба» досталась именно ему.

Произведение основано на реальном случае. Рыбак из Кубы безрезультатно продолжительное время ловил рыбу у Гаванских берегов. Ему повезло: на крючок попалась крупная рыбина. Но морское существо  было обглодано зубастыми хищниками так, что остался один скелет. Писатель обогатил историю деталями, символами, вышла история с поучительным смыслом. Полагают, что прообразом Сантьяго стал знакомый Хемингуэя Грегорио Фуэнтос, так как он по внешности схож с главным персонажем.  Но скорее всего образ рыбака вбирает черты жителей поселения Кохитмарэ, с которыми происходило общение писателя.

Один из символов повести – лодочка, также имеет под собой реальную подоплеку: однажды писатель заметил, что лодка преследует большую рыбину, заинтересовался, попросил подплыть поближе. В суденышке  увидел старика и мальчика, возможно, так возникли ключевые образы книги – рыбак, мальчик, рыба, море.

Смысл названия новеллы Старик и море

Само название напоминает название народной сказки. Или не народной. Почти сказка о рыбаке и рыбке. Жизнь главного героя, правда , не сказка, но старика веселые глаза. Море в данном случае является символом вещного пространства человека, а также духовной его жизни. Жизнь изобильна и сурова, как море. Но даже если ты немощный уже старик, то можешь взять от нее все. Кстати, возраст особой роли не играет. Когда создавалась повесть, Фуэнтес был еще молодым, да и у Старика глаза молодые.

Краткое содержание новеллы Старик и море

Пожилой кубинец Сантьяго живет в нищете, коллеги считают его неудачником. Последний раз его рыбалка длилась 84 суток, и закончилась неудачей: он не привез с моря ничего. Все это абсолютно не омрачает старика, он относится к своей беде со смирением. Нищую и безрадостную жизнь старого рыбака скрашивает дружба с мальчиком, который помогал Сантьяго, но родители определили его на другую лодку. Лодка Сантьяго убога, сети он продал, а вместо удочек у него тонкие пруты. Подросток любит старика таким, какой он есть, приносит еду и продолжает помогать. Они беседуют о бейсболе, Сантьяго во сне видит свою Африку…

Отплывая на очередную морскую охоту, Сантьяго продолжает верить в свою удачу и плывет он за ней ближе к Флоридскому заливу. О своем море он думает с большой нежностью. Возможно, от одиночества, а может, чувствуя себя частью моря и природы, он разговаривает с морем, рыбой, ветром и птицами.

Основная часть новеллы — описание сражения старика с огромной рыбой, которая наконец-то клюнула. Огромный голубой марлин тянет старика самое открытое море, из-за прутов у него изрезаны все руки, он в чем-то сочувствует своей жертве и добыче, но точно не готов ее отпускать. Битва их длилась несколько суток, огромная рыба ходила кругами, то подплывала, то удалялась. И все-таки марлин поднялся над водой. Сантьяго сумел привязать ее и увидел, что она больше его убогой лодки. Пора двигаться домой.

Но не только старику интересен этот марлин: на аромат его крови слетаются одна за другой морские хищники и каждый удар их об лодку символизирует, что нет одного куска добычи Старика. Он уничтожает одну партию акул, а за ней двигается еще одна.

Он начинает войну с акулами: дубинки, румпель, по ночам хищники снова возвращаются…Однажды им все-таки становится нечего у марлина есть…В село старик возвращается с огромным хребтом и хвостом. Увиденное шокирует рыбаков и туристов, а пораженный официант, который все видел, никак не может объяснить, что же случилось этой ночью…Поддерживает старика только его юный друг, пообещавший, что теперь они теперь будут рыбачить только напару. Юноша уверен, что принесет пожилому товарищу удачу…

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго — это символ силы героического начала в человеке

и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

Первые три ассоциации, когда мы слышим фамилию Хемингуэй: вино, ружье, «мужская проза»

Последнее определение очень важное, потому что сейчас в ходу «пацанская проза», так вот Эрнест Хемингуэй — автор именно «мужской». Мужчина всегда остается мужчиной, даже в старости

Об этом и рассказывает нам сочинение американского классика «Старик и море». Анализ его спешит со всей возможной проворностью предстать пред светлыми очами читателя настоящей статьи.

«Старик и море»: развязка

Победой героя не заканчивается повесть «Старик и море». Краткое содержание продолжают следующие события:

  • Спустя час, привлеченная запахом крови, к лодке подплывает акула и откусывает кусок рыбы. Сантьяго убивает ее, но теряет гарпун.
  • Отбивая следующую атаку акул, старик привязывает нож к веслу. На четвертой акуле нож ломается. Старик вынужден использовать дубинку.
  • Перед закатом появляется стая акул. Всю ночь Сантьяго с ними сражается, теряет дубинку, использует острый осколок румпеля. После их атаки от улова ничего не остается.
  • Герой ночью возвращается домой и ложится спать.
  • В хижину приходит Манолин, видит спящего Сантьяго с разрезанными леской руками. Ему становится жаль старика. Мальчик приносит Сантьяго кофе и обещает впредь вновь ходить с ним в море.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой — это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами

Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу

Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Анализ повести 3

Произведение старик и море, написанное известным американским писателем, Эрнестом Хемингуем было впервые опубликовано в 1952 году.

Это произведение является повестью. Не смотря на то, что эта повесть достаточно коротка, в ней отражаются глубокие мысли и идеи.

В этой повести задействованы только два главных героя.

Это старик Сантьяго и юноша Манолин

Эта повесть отражает события происходившие в одной из колумбийских деревень. Сантьяго был старым и бедным стариком. Он уже много лет занимался рыболовством. Но к сожалению уже 84 дня у него не было улова. Местные жители считали что старику очень не везет в последнее время. Раньше у него была жена, но она давно ушла от него. Сейчас старик живет один .

Когда он выходит порыбачить ему помогает юноша, по имени Манголин. Он уже много лет был рядом со стариком. В первый раз Манолин пошел рыбачить когда ему было пять лет. В этот день они с Сантьяго поймали огромную рыбу. Эта рыба была очень сильна и отчаянно пыталась выбраться на свободу. Рыба была настолько сильна раскачала лодку, что она почти перевернулось. Несмотря на это интерес юного мальчика к рыболовле не иссяк.

Манолин был очень верным и всегда старался помогать своему наставнику. Он покупал ему наживу, и частенько угощал его кофе. Но родители Манолина были не в восторге от поведения их сына. Они настаивали, чтобы Манолин нашел другого рыбака, более удачливого.

Утром он снова решил пойти на рыбалку, но в этот раз он был один. Пару часов спустя он осознал что поймал рыбу, огромную рыбу. Это был марлин, длиною в пять метров.

Сантьяго кажется, что рыба вот-вот покажется на поверхности. Тогда он заколет ее гарпуном. На несколько секунд марлин всплывает. Сантьяго видит его фиолетовую спину и длинный нос, похожий на меч. Затем огромная рыба снова ныряет и чуть не опрокидывает лодку. Рыбак из последних сил удерживает равновесие. Он обращается к Богу, хотя и не верит в него. Еще один день борьбы на исходе. Старик вспоминает, как однажды мерился силой на руках с огромным чернокожим силачом. Их поединок занял целые сутки, и Сантьяго одержал верх. У него были и другие состязания. Он часто побеждал, но потом решил поберечь свою руку для рыбной ловли. Продолжая удерживать леску, старик удочкой ловит небольшую рыбешку и съедает ее.

Сантьяго жалеет огромного марлина, который голодает и сражается за жизнь. Но старик не собирается его отпускать. К ночи рыба устает и плавает кругами вокруг лодки. Наконец марлин приближается. Улучив момент, Сантьяго убивает его гарпуном. Старик закрепляет добычу за бортом и плывет к берегу. На запах крови приплывают акулы и начинают терзать тушу марлина. Рыбак пытается отогнать незваных гостей. Убив первого хищника, старик теряет гарпун. Еще в двух акул Сантьяго вонзает нож, но вскоре лезвие ломается. Тогда он вытаскивает дубинку и избавляется от четвертой акулы. Все хищники успевают оторвать от марлина по огромному куску мяса. Крови вокруг лодки становится все больше. Это приманивает еще одну группу акул. Старик отбивается от них дубинкой, но она ломается. Тогда в ход идет осколок румпеля. Акулы продолжают рвать добычу рыбака, и вскоре от марлина остается только скелет. Смертельно уставший Сантьяго возвращается домой. Позже его навещает Манолин. Увидев израненные ладони своего учителя, юноша рыдает. Он обещает, что теперь всегда будет ходить с ним в море. Мальчик верит в его мастерство и считает его лучшим, несмотря на период неудач. На рассвете рыбаки и туристы собираются вокруг лодки старика. С удивлением они рассматривают привязанный к ней огромный скелет. Сантьяго спит, и ему опять снятся африканские львы.

9 класс

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: