Суть: о чём?
Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.
На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.
В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.
Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.
Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.
Темы
Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:
- Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
- Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
- Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
- Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.
Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон описал систему образов «Чайки» в таблице:
герои пьесы «чайка» | характеристика |
нина заречная | – дочь богатого помещика. красивая, чувствительная и наивная девушка. мечтает стать великой актрисой, не обладая при этом особыми талантами. склонна к восторженному преклонению перед знаменитыми людьми. в итоге, слепо пойдя за своей мечтой, потеряла всё, однако не сдалась. |
ирина аркадина | – знаменитая актриса. эгоцентричная и истеричная дама. желает всегда находиться в центре всеобщего внимания. жёстко управляет всеми окружающими людьми. во многом равнодушна к судьбе собственного сына, не щадит его чувств и жалеет для него денег. |
константин треплёв | – молодой человек, мечтающий стать писателем, но, как и заречная, обделён реальным талантом. довольно нервный и самолюбивый человек. не терпит никакой критики. в финале пьесы окончательно разочаровывается в себе, уничтожает свои рукописи и стреляется. |
борис тригорин | – модный писатель, пользующийся огромной популярностью. при этом мечтает о чём-то большем и переживает от того, что читатели и критики не воспринимают его как серьёзного писателя. инфантилен и ленив. находится в полном подчинении у аркадиной. вступает в кратковременную связь с заречной. |
Символы и детали
Как и другие пьесы Чехова, «Чайка» наполнена огромным количеством символов и деталей.
Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.
Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.
Направление и жанр
«Чайка» относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в пьесе окружающей действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.
С жанром произведения, как и всегда, когда речь заходит о произведениях Чехова, на протяжении многих лет возникали трудности. Сам писатель определил свою пьесу, как комедию, а окружающие воспринимали её как трагедию. На сегодняшний день принято считать, что «Чайка» – трагикомедия. Пьеса сочетает себе как трагические, так и комические элементы. Повествование наполнено забавными ситуациями и искромётными диалогами, но они лишь маскируют собой трагизм происходящих событий, которые приводят к чисто трагическому финалу.
Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).
Основная идея
Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара. Их личная жизнь складывается несчастливо, ведь они помешаны только на себе и своих достижениях. Видя их, мы отдаем должное приятной картинке, за которой спрятаны настоящие муки творчества. Та же Нина, растоптанная молвой и критикой, пожертвовала всем ради публики, а получила лишь плевок в душу. Такова жизнь творческих людей: они — никто без признания и одобрения.
Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.
Критика
Многие современники не поняли творческий замысел Чехова и отвергли его пьесу, как нечто невнятное и унылое.
«Чайка» погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчел, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье…» («Петербургский листок», 1896, 18 октября, №288)
Стоит отметить, что, хоть массовый зритель не оценил пьесу, профессиональные критики воздали писателю должное. Знаменитый журналист Суворин обвинил публику в невнимательности и заявил, что Чехов останется в русской литературе навсегда.
Анатолий Кони увидел в пьесе отражение самой жизни о крайне высоко оценил её. Брат писателя отметил, что автор ушел «дальше века», и в этом нет его вины.
Художественное своеобразие пьесы «Чайка» рецензенты видели в том, что каждый герой имел основания считаться главным, и у каждого из них была личная драма:
Новаторство пьесы «Чайка» было признано только передовыми рецензентами, которые признавали, что время традиционного театра на исходе:
Ответы на тест Знаем ли мы пьесу «Чайка» А.П. Чехова?
Ниже 30 вопросов по пьесе «Чайка», на каждый вопрос даны варианты ответов, необходимо найти правильный.
в Треплева
в Дорна
в Тригорина
Кулответ: в Треплева
киевский мещанин
провинциальный беллетрист
столичный театрал
Кулответ: провинциальный беллетрист
Елец
Москва
Париж
Кулответ: Елец
провинциальной актрисы
провинциальной учительницы
богатой наследницы
Кулответ: провинциальной актрисы
драма
комедия
трагедия
Кулответ: комедия
Сорин – Нине
Нина-Тригорину
Тригорин – Аркадиной
Кулответ: Нина-Тригорину
С творчеством каких писателей Треплев сравнивает творчество Бориса Тригорина?
с творчеством Некрасова и Мопассана
с творчеством Дюма и Тургенева
с творчеством Толстого и Золя
Кулответ: с творчеством Толстого и Золя
25
20
28
Кулответ: 28
Почему Треплев останавливает спектакль?
по техническим причинам
по причине зрительского невнимания
по погодным причинам
Кулответ: по техническим причинам
врачом
учителем
управляющим
Кулответ: учителем
в Треплева
в Сорина
в Тригорина
Кулответ: в Треплева
белого
серого
черного
Кулответ: черного
Тригорину
Медведенко
Дорну
Кулответ: Тригорину
Нина Заречная
Аркадина
Треплев
Кулответ: Нина Заречная
Треплев
Тригорин
Дорн
Кулответ: Треплев
в городском доме Аркадиной
в квартире Тригорина
в усадьбе Сорина
Кулответ: в усадьбе Сорина
Дорн
Сорин
Медведенко
Кулответ: Медведенко
Тригорина
Треплева
Аркадиной
Кулответ: Тригорина
Как, по мнению Треплева, нужно в пьесе изображать жизнь?
какой она является в реальности
какой должна быть
какой представляется в мечтах
Кулответ: какой представляется в мечтах
Маше Шамраевой
Нине Заречной
Ирине Аркадиной
Кулответ: Ирине Аркадиной
он женится на Нине
он уезжает куда глаза глядят, не желая более возвращаться
он застрелился
Кулответ: он застрелился
Константин Треплев считает, что современный театр — это
рутина, предрассудок
повседневно обновляющееся искусство
эксперимент над содержанием и формой
Кулответ: рутина, предрассудок
Пытаясь писать пьесы для «нового» театра, Константин Треплев искал
новые стили изложения мысли
новые формы театрального действа
славы, известности, финансового успеха
Кулответ: новые формы театрального действа
По мнению Нины в пьесе Треплева непременно должны быть
живые лица и любовь
блага жизни, которые представляются в мечтах
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде… словом, все…»
Кулответ: живые лица и любовь
уважает
критикует
восхищается
Кулответ: критикует
стать актрисой
выйти замуж за Тригорина
стать учительницей
Кулответ: стать актрисой
Почему между Аркадиной и ее сыном Константином напряженные отношения?
из-за финансовых проблем в семье
из-за конфликта в политических взглядах
из-за ее отношений с беллетристом Тригориным
Кулответ: из-за ее отношений с беллетристом Тригориным
литератором
артистом
художником
Кулответ: литератором
врачом
учителем
писателем
Кулответ: писателем
Как подписывала письма к Треплеву Нина Заречная?
Незнакомка
Чайка
Нина
Кулответ: Чайка
Ещё интересные квесты от АССУЛ читайте на нашем сайте.
Happy
2
Sad
3
Excited
Sleepy
Angry
1
Surprise
Ход викторины:
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Педагог. В Таганроге под небом обычным
Чехов вырос и начал писать.
Свои мысли, надежды и чувства
Научился в рассказ облекать.
И в душе его яркой звездою
Таганрог согревался теплом.
И из города много героев
Воплотил он в рассказе своем.
Великий русский писатель А. П. Чехов, родился 160 лет назад в городе Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши была сестра и четверо братьев. Жизнь семьи была трудной. Родители Антона хотели, чтобы их дети были образованными и порядочными людьми. И поэтому отдали их учиться в гимназию. Антон сочинял юмористические пьесы, играл в любительских спектаклях. После окончания гимназии Антон вместе с семьей переехал в Москву и поступил в Московский университет.
— «После Москвы я более всего люблю Таганрог» — говорил А. П. Чехов.
Он постоянно заботился о нуждах родного города, с добротой и душевностью относился к своим землякам. Благодаря А. П. Чехову в городе был открыт первый краеведческий музей, библиотека. Мы благодарны А. П. Чехову за памятник Петру 1.
Звучит фрагмент из произведения П. Чайковского «Времена года».
Входит незнакомец.
— Ах! Как я люблю свой город! Люблю я тихие рассветы
Тенистых улиц и дворов.
Люблю душистые каштаны,
Люблю тебя, мой Таганрог!
Педагог. Ребята, вы узнали нашего гостя?
(Ответы детей)
А. П. Чехов : Здравствуйте, ребята! Как давно я был в родном городе. Как здесь все изменилось! Прошелся по главной улице «Петровской» мимо библиотеки, театра. Ах, как я люблю свой театр, часто прибегал туда на спектакли. Я сидел на самом верху, на балконе и любовался игрой актеров.
Я знаю, что вы любите героев моих рассказов для детей : «Каштанка», «Белолобый»,»Ванька». Любите свой родной город Таганрог. И хочу предложить вам небольшую игру – викторину «Знаешь ли ты чеховские места в своем городе?» Если возникнут затруднения с ответами, не сомневаюсь – родители всегда придут на помощь!
— Почему Таганрог называют городом Чехова?
— Как звали моих родителей?
— В каком году я родился?
— Сколько детей было в нашей семье?
— На какой улице находился наш дом? Как она называется сейчас?
— Как называется здание, в котором прошли мои детские и юношеские годы?
— Какая вывеска сохранилась на лавке Чеховых?
— В какой город переехала наша семья после моего окончания гимназии?
— Какие произведения, написанные мной, в том числе и для взрослых вы знаете?
— Какие места в нашем городе связаны с моим именем?
— В городе установлены скульптуры героев по моим произведениям. Где они находятся?
— Ну, что ж, мои друзья! Я доволен вашими ответами!
Педагог. Уважаемый Антон Павлович! Мы хотим пригласить вас присесть и посмотреть, как наши воспитанники проявят свои умения и знания.
Сейчас мы будем играть в игру «Собери фигуру»
Игра «Собери фигуру»
(животные из рассказа «Каштанка»)
— А нашим уважаемым родителям, мы предложим узнать произведение великого писателя, по зачитанному отрывку из него.
Игра «Узнай пьесу или рассказ А. П. Чехова.
— …Нина. Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить. Я так утомилась! Отдохнуть бы… отдохнуть! Я – чайка! Нет, не то. Я — актриса. Ну да! (Услышав смех Аркадиной и Тригорина, прислушивается, потом бежит к левой двери и смотрит в замочную скважину.) И он здесь… Ну, да … Ничего … Да … Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом …
(Монолог Нины Заречной из пьесы «Чайка» А. П. Чехова)
— … Аня. Мама. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем.
(Отрывок из пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова)
Гость. Да, я получил истинное наслаждение!
(Смотрит на старинные часы на цепочке)
К великому моему сожалению, я вынужден откланяться!
Дела, знаете ли, дела! До новых встреч! Ваш Антон Павлович Чехов!
(Звучит пьеса П. Чайковского из цикла «Времена года»).
Композиция и конфликт
Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.
- Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
- Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
- Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
- Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.
Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.
Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.
Проблемы
Проблематика пьесы «Чайка» не менее значима:
- Непонимание в семье – между Аркадиной и Треплёвым царит отчуждение и непонимание. Сын постоянно стремится осудить свою мать, а мать пренебрегает своим сыном, что только ухудшает их душевное состояние. Родители Нины тоже не поддерживают ее, а лишь запрещают и наказывают, не давая девушке шанса реализовать себя.
- Семейный деспотизм – Аркадина жёстко руководит всеми, кто её окружает, и на корню душит любое свободомыслие, что делает её похожей на карикатурную помещицу начала девятнадцатого века. Свои взгляды на искусство она считает единственно верными, поэтому душит насмешками и упреками сына и его молодую избранницу. Не лучше поступает и отец Нины, отказываясь от нее в самый тяжелый момент ее жизни.
- Разрушение идеалов – Заречная и Треплёв на протяжении многих лет жили в выдуманном ими мире. Однако, столкнувшись с реальностью, их идеалы рухнули, оставив у героев лишь разочарование как в мире, так и в самих себе. Это и есть основная тема пьесы «Чайка».
- Столкновение мечты и реальности – вопреки многим писателям Чехов показал, что мечта не только окрыляет, но и ослепляет человека. Заречная и Треплёв всю жизнь следовали за своими мечтами, забыв о всякой рассудительности, и в итоге обрекли себя на страдания и лишения.
- Тщеславие — достоинства творческого человека определяются его славой. Он нужен другим только тогда, когда известен. Даже Нина полюбила не Тригорина, а его популярность.