Где пройти литературный квест. знаем ли мы пьесу «чайка» а.п. чехова?

Суть: о чём?

Повествование разворачивается в имении Петра Сорина, находящегося на пороге смерти. Его племянник – Константин Треплёв, живёт тут же и занимается литературной деятельностью, но до сей поры неудачно. Вместе с дочерью местного помещика – Ниной Заречной, Константин готовится представить своей матери и её знакомым свою новую пьесу.

На премьеру вместе с матерью Треплёва прибывает и популярный писатель Тригорин. Пьеса начинается, однако насмешливые и возмущённые комментарии зрителей выводят Константина из себя, и он в гневе прерывает представление.

В дальнейшем мечтающая стать актрисой Заречная начинает сближаться с Тригориным, видя в нём гения, а к Треплёву девушка охладевает, что ещё больше приводит того в отчаяние.

Проходит неделя. Константин пытался покончить с собой. Нина уезжает вместе с Треплёвой и Тригориным в Москву, чтобы стать актрисой.

Спустя ещё два года мы узнаём, что Заречная родила от Тригорина ребёнка, потерпела крах на сцене, а родной отец отказался от неё. В имении Сорина Нина внезапно посещает Константина, который признаётся ей в любви. Однако Заречная отвергает его любовь, решая и дальше идти по пути актрисы. Треплёв уничтожает все свои рукописи и заканчивает жизнь самоубийством.

Темы

Тематика пьесы «Чайка» драматична и злободневна:

  • Искусство – основная тема произведения. Люди искусства в романе показаны несчастными, эгоистичными и очень противоречивыми людьми. По мнению Чехова, настоящее творчество – это крайне сложный процесс, и не каждый человек может выдержать такую жизнь. Ей, этой жизни, придется принести в жертву и семью, и любовь, и самого себя.
  • Талант – Чехов склонен считать, что именно талант играет огромную роль в мире искусства, человек, лишённый таланта, но всё равно пытающийся творить, едва ли сможет хоть чего-то добиться, а только навредит самому себе. Искра таланта не может быть следствием волевого усилия: она даруется кем-то или чем-то свыше, ею невозможно управлять.
  • Любовь – любовь в пьесе показана, как крайне опасная вещь, которая в большинстве случаев приносит только страдания. Но она же стоит того, ведь дарит крупицы счастья, недоступного таким холодным и эгоистичным людям, как Треплева.
  • Отцы и дети – через отношения Треплёва с матерью Чехов демонстрирует пропасть, лежащую между разными поколениями интеллигенции и разными натурами. Равнодушие и отчуждение, которые царят в семейных отношениях, объясняются тем, что жрецы искусства думают о себе больше, чем о домочадцах.

Если Вы не удовлетворены списком тем или проблем, попросите у Многомудрого Литрекона расширить его.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон описал систему образов «Чайки» в таблице:

герои пьесы «чайка» характеристика
нина заречная – дочь богатого помещика. красивая, чувствительная и наивная девушка. мечтает стать великой актрисой, не обладая при этом особыми талантами. склонна к восторженному преклонению перед знаменитыми людьми. в итоге, слепо пойдя за своей мечтой, потеряла всё, однако не сдалась.
ирина аркадина – знаменитая актриса. эгоцентричная и истеричная дама. желает всегда находиться в центре всеобщего внимания. жёстко управляет всеми окружающими людьми. во многом равнодушна к судьбе собственного сына, не щадит его чувств и жалеет для него денег.
константин треплёв – молодой человек, мечтающий стать писателем, но, как и заречная, обделён реальным талантом. довольно нервный и самолюбивый человек. не терпит никакой критики. в финале пьесы окончательно разочаровывается в себе, уничтожает свои рукописи и стреляется.
борис тригорин – модный писатель, пользующийся огромной популярностью. при этом мечтает о чём-то большем и переживает от того, что читатели и критики не воспринимают его как серьёзного писателя. инфантилен и ленив. находится в полном подчинении у аркадиной. вступает в кратковременную связь с заречной.

Символы и детали

Как и другие пьесы Чехова, «Чайка» наполнена огромным количеством символов и деталей.

Пожалуй, самым известным символом является подстреленная чайка, с которой сравнивает себя Заречная. Белая птица символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью.

Также автор прибегает и к говорящим фамилиям. Фамилия Треплёва символизирует собой нестабильное психическое состояние героя, измученного и разочаровавшегося во всём: он не идет по жизни, его треплет в своих руках судьба. Фамилия Заречной подчёркивает её возвышенность, мечтательность и непрактичность. Фамилия Тригорина раскрывает его неудовлетворённость жизнью и те несчастья, которые он принесёт героям.

Направление и жанр

«Чайка» относится к реалистическому направлению в литературе. Чехов стремится к достоверному отражению в пьесе окружающей действительности. Персонажи, диалоги и действия прописаны максимально органично. Читатель может поверить, что описанные события могли произойти на самом деле.

С жанром произведения, как и всегда, когда речь заходит о произведениях Чехова, на протяжении многих лет возникали трудности. Сам писатель определил свою пьесу, как комедию, а окружающие воспринимали её как трагедию. На сегодняшний день принято считать, что «Чайка» – трагикомедия. Пьеса сочетает себе как трагические, так и комические элементы. Повествование наполнено забавными ситуациями и искромётными диалогами, но они лишь маскируют собой трагизм происходящих событий, которые приводят к чисто трагическому финалу.

Чехов стал одним из основоположников модернистского направления в театральном искусстве — театра абсурда. Речь его героев обращена не на публику, а глубоко в себя, поэтому диалоги выглядят бессвязными. Новаторство Чехова выразилось и в появлении мета-прозы: спектакль в спектакле (Нина играет на сцене перед Аркадиной и Тригориным), пьеса в пьесе (Треплев пишет и читает пьесу, хотя сам является героем пьесы).

Основная идея

Чехов показал своим читателям разложение, которому подверглась русская интеллигенция в конце девятнадцатого века, погрязнув в мещанстве и равнодушии, превратившись из движущей силы общества в балласт. Смысл пьесы «Чайка» заключается в демонстрации изнанки жизни людей искусства, перед которыми все преклоняются. Они — рабы успеха и признания, а также своего дара. Их личная жизнь складывается несчастливо, ведь они помешаны только на себе и своих достижениях. Видя их, мы отдаем должное приятной картинке, за которой спрятаны настоящие муки творчества. Та же Нина, растоптанная молвой и критикой, пожертвовала всем ради публики, а получила лишь плевок в душу. Такова жизнь творческих людей: они — никто без признания и одобрения.

Автор призывает людей здраво смотреть на жизнь. Не поддаваться инфантилизму и не губить свою жизнь, стремясь быть тем, кем ты не являешься. Главная мысль пьесы «Чайка» — необходимость объективно оценивать себя и свои возможности. Нина видела лишь сверкающую жизнь артиста с шикарной внешней отделкой, но изнанка оказалась для нее непосильным бременем. Она погналась за славой и преклонением, но не подумала о том, какую цену нужно заплатить за это.

Критика

Многие современники не поняли творческий замысел Чехова и отвергли его пьесу, как нечто невнятное и унылое.

«Чайка» погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчел, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье…» («Петербургский листок», 1896, 18 октября, №288)

Стоит отметить, что, хоть массовый зритель не оценил пьесу, профессиональные критики воздали писателю должное. Знаменитый журналист Суворин обвинил публику в невнимательности и заявил, что Чехов останется в русской литературе навсегда.

Анатолий Кони увидел в пьесе отражение самой жизни о крайне высоко оценил её. Брат писателя отметил, что автор ушел «дальше века», и в этом нет его вины.

Художественное своеобразие пьесы «Чайка» рецензенты видели в том, что каждый герой имел основания считаться главным, и у каждого из них была личная драма:

Новаторство пьесы «Чайка» было признано только передовыми рецензентами, которые признавали, что время традиционного театра на исходе:

Ответы на тест Знаем ли мы пьесу «Чайка» А.П. Чехова?

Ниже 30 вопросов по пьесе «Чайка», на каждый вопрос даны варианты ответов, необходимо найти правильный.

в Треплева
в Дорна
в Тригорина

Кулответ: в Треплева

киевский мещанин
провинциальный беллетрист
столичный театрал

Кулответ: провинциальный беллетрист

Елец
Москва
Париж

Кулответ: Елец

провинциальной актрисы
провинциальной учительницы
богатой наследницы

Кулответ: провинциальной актрисы

драма
комедия
трагедия

Кулответ: комедия

Сорин – Нине
Нина-Тригорину
Тригорин – Аркадиной

Кулответ: Нина-Тригорину

С творчеством каких писателей Треплев сравнивает творчество Бориса Тригорина?

с творчеством Некрасова и Мопассана
с творчеством Дюма и Тургенева
с творчеством Толстого и Золя

Кулответ: с творчеством Толстого и Золя

25
20
28

Кулответ: 28

Почему Треплев останавливает спектакль?

по техническим причинам
по причине зрительского невнимания
по погодным причинам

Кулответ: по техническим причинам

врачом
учителем
управляющим

Кулответ: учителем

в Треплева
в Сорина
в Тригорина

Кулответ: в Треплева

белого
серого
черного

Кулответ: черного

Тригорину
Медведенко
Дорну

Кулответ: Тригорину

Нина Заречная
Аркадина
Треплев

Кулответ: Нина Заречная

Треплев
Тригорин
Дорн

Кулответ: Треплев

в городском доме Аркадиной
в квартире Тригорина
в усадьбе Сорина

Кулответ: в усадьбе Сорина

Дорн
Сорин
Медведенко

Кулответ: Медведенко

Тригорина
Треплева
Аркадиной

Кулответ: Тригорина

Как, по мнению Треплева, нужно в пьесе изображать жизнь?

какой она является в реальности
какой должна быть
какой представляется в мечтах

Кулответ: какой представляется в мечтах

Маше Шамраевой
Нине Заречной
Ирине Аркадиной

Кулответ: Ирине Аркадиной

он женится на Нине
он уезжает куда глаза глядят, не желая более возвращаться
он застрелился

Кулответ: он застрелился

Константин Треплев считает, что современный театр — это

рутина, предрассудок
повседневно обновляющееся искусство
эксперимент над содержанием и формой

Кулответ: рутина, предрассудок

Пытаясь писать пьесы для «нового» театра, Константин Треплев искал

новые стили изложения мысли
новые формы театрального действа
славы, известности, финансового успеха

Кулответ: новые формы театрального действа

По мнению Нины в пьесе Треплева непременно должны быть

живые лица и любовь
блага жизни, которые представляются в мечтах
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде… словом, все…»

Кулответ: живые лица и любовь

уважает
критикует
восхищается

Кулответ: критикует

стать актрисой
выйти замуж за Тригорина
стать учительницей

Кулответ: стать актрисой

Почему между Аркадиной и ее сыном Константином напряженные отношения?

из-за финансовых проблем в семье
из-за конфликта в политических взглядах
из-за ее отношений с беллетристом Тригориным

Кулответ: из-за ее отношений с беллетристом Тригориным

литератором
артистом
художником

Кулответ: литератором

врачом
учителем
писателем

Кулответ: писателем

Как подписывала письма к Треплеву Нина Заречная?

Незнакомка
Чайка
Нина

Кулответ: Чайка

Ещё интересные квесты от АССУЛ читайте на нашем сайте.

Happy

2

Sad

3

Excited

Sleepy

Angry

1

Surprise

Ход викторины:

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Педагог. В Таганроге под небом обычным

Чехов вырос и начал писать.

Свои мысли, надежды и чувства

Научился в рассказ облекать.

И в душе его яркой звездою

Таганрог согревался теплом.

И из города много героев

Воплотил он в рассказе своем.

Великий русский писатель А. П. Чехов, родился 160 лет назад в городе Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши была сестра и четверо братьев. Жизнь семьи была трудной. Родители Антона хотели, чтобы их дети были образованными и порядочными людьми. И поэтому отдали их учиться в гимназию. Антон сочинял юмористические пьесы, играл в любительских спектаклях. После окончания гимназии Антон вместе с семьей переехал в Москву и поступил в Московский университет.

«После Москвы я более всего люблю Таганрог» — говорил А. П. Чехов.

Он постоянно заботился о нуждах родного города, с добротой и душевностью относился к своим землякам. Благодаря А. П. Чехову в городе был открыт первый краеведческий музей, библиотека. Мы благодарны А. П. Чехову за памятник Петру 1.

Звучит фрагмент из произведения П. Чайковского «Времена года».

Входит незнакомец.

— Ах! Как я люблю свой город! Люблю я тихие рассветы

Тенистых улиц и дворов.

Люблю душистые каштаны,

Люблю тебя, мой Таганрог!

Педагог. Ребята, вы узнали нашего гостя?

(Ответы детей)

А. П. Чехов : Здравствуйте, ребята! Как давно я был в родном городе. Как здесь все изменилось! Прошелся по главной улице «Петровской» мимо библиотеки, театра. Ах, как я люблю свой театр, часто прибегал туда на спектакли. Я сидел на самом верху, на балконе и любовался игрой актеров.

Я знаю, что вы любите героев моих рассказов для детей : «Каштанка», «Белолобый»,»Ванька». Любите свой родной город Таганрог. И хочу предложить вам небольшую игру – викторину «Знаешь ли ты чеховские места в своем городе?» Если возникнут затруднения с ответами, не сомневаюсь – родители всегда придут на помощь!

— Почему Таганрог называют городом Чехова?

— Как звали моих родителей?

— В каком году я родился?

— Сколько детей было в нашей семье?

— На какой улице находился наш дом? Как она называется сейчас?

— Как называется здание, в котором прошли мои детские и юношеские годы?

— Какая вывеска сохранилась на лавке Чеховых?

— В какой город переехала наша семья после моего окончания гимназии?

— Какие произведения, написанные мной, в том числе и для взрослых вы знаете?

— Какие места в нашем городе связаны с моим именем?

— В городе установлены скульптуры героев по моим произведениям. Где они находятся?

— Ну, что ж, мои друзья! Я доволен вашими ответами!

Педагог. Уважаемый Антон Павлович! Мы хотим пригласить вас присесть и посмотреть, как наши воспитанники проявят свои умения и знания.

Сейчас мы будем играть в игру «Собери фигуру»

Игра «Собери фигуру»

(животные из рассказа «Каштанка»)

— А нашим уважаемым родителям, мы предложим узнать произведение великого писателя, по зачитанному отрывку из него.

Игра «Узнай пьесу или рассказ А. П. Чехова.

— …Нина. Зачем вы говорите, что целовали землю, по которой я ходила? Меня надо убить. Я так утомилась! Отдохнуть бы… отдохнуть! Я – чайка! Нет, не то. Я — актриса. Ну да! (Услышав смех Аркадиной и Тригорина, прислушивается, потом бежит к левой двери и смотрит в замочную скважину.) И он здесь… Ну, да … Ничего … Да … Он не верил в театр, все смеялся над моими мечтами, и мало-помалу я тоже перестала верить и пала духом …

(Монолог Нины Заречной из пьесы «Чайка» А. П. Чехова)

— … Аня. Мама. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа… Пойдем со мной, пойдем, милая, отсюда, пойдем. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем.

(Отрывок из пьесы «Вишневый сад» А. П. Чехова)

Гость. Да, я получил истинное наслаждение!

(Смотрит на старинные часы на цепочке)

К великому моему сожалению, я вынужден откланяться!

Дела, знаете ли, дела! До новых встреч! Ваш Антон Павлович Чехов!

(Звучит пьеса П. Чайковского из цикла «Времена года»).

Композиция и конфликт

Композиция произведения классическая. Пьеса делится на четыре действия.

  1. Первое действие выделено под экспозицию, в которой раскрывается предыстория, а также представляются основные действующие персонажи.
  2. Во втором действии происходит завязка, начинает оформляться основной конфликт.
  3. Третье действие отведено под кульминацию, когда конфликт достигает наивысшей точки.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Главная особенность чеховского конфликта в пьесе «Чайка» заключается в том, что на первый взгляд никакого конфликта в пьесе нет. Персонажи спорят, иногда ругаются между собой, но в итоге это никак не влияет на их отношения, потому что на протяжении всей пьесы главные герои борются с самими собой, своими сомнениями и желаниями.

Основной конфликт «Чайки» — столкновение мечты Нины и реальности: ее бездарности и ложной надежды на любовь с Тригориным.

Проблемы

Проблематика пьесы «Чайка» не менее значима:

  • Непонимание в семье – между Аркадиной и Треплёвым царит отчуждение и непонимание. Сын постоянно стремится осудить свою мать, а мать пренебрегает своим сыном, что только ухудшает их душевное состояние. Родители Нины тоже не поддерживают ее, а лишь запрещают и наказывают, не давая девушке шанса реализовать себя.
  • Семейный деспотизм – Аркадина жёстко руководит всеми, кто её окружает, и на корню душит любое свободомыслие, что делает её похожей на карикатурную помещицу начала девятнадцатого века. Свои взгляды на искусство она считает единственно верными, поэтому душит насмешками и упреками сына и его молодую избранницу. Не лучше поступает и отец Нины, отказываясь от нее в самый тяжелый момент ее жизни.
  • Разрушение идеалов – Заречная и Треплёв на протяжении многих лет жили в выдуманном ими мире. Однако, столкнувшись с реальностью, их идеалы рухнули, оставив у героев лишь разочарование как в мире, так и в самих себе. Это и есть основная тема пьесы «Чайка».
  • Столкновение мечты и реальности – вопреки многим писателям Чехов показал, что мечта не только окрыляет, но и ослепляет человека. Заречная и Треплёв всю жизнь следовали за своими мечтами, забыв о всякой рассудительности, и в итоге обрекли себя на страдания и лишения.
  • Тщеславие — достоинства творческого человека определяются его славой. Он нужен другим только тогда, когда известен. Даже Нина полюбила не Тригорина, а его популярность.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: