Викторина по басням Крылова — пройти тест онлайн

Две собаки

Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

Слайд 2Оформление:портрет И. А. Крылова;эпиграфы (на доске): «Крылов! Это имя нам дорого

с детства» (В. И. Лебедев-Кумач) «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (И. А. Крылов) «Его басни переживут века!» (К. Н. Батюшков)Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки И.А. Крылова», как любовно его называет народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все — пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: «Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!»

Стрекоза и Муравей

Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол, и дом.Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;Стрекоза уж не поет:И кому же в ум придетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:«Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!» —«Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?» —Говорит ей Муравей.«До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у насПесни, резвость всякий час,Так, что голову вскружило». —«А, так ты…» — «Я без душиЛето целое все пела». —«Ты все пела? Это дело:Так поди же, попляши!»

Задание «Мораль сей басни такова…»

Этот блок викторины легко пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – моралью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой целью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.

Гораздо сложнее, если мораль басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и понять смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было понятно, о чем идет речь.

  1. В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости действующего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
  2. В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито изобразил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет речь? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
  3. Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро высказывает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Свинья под Дубом»)
  4. Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, которое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
  5. Четверо «смелых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Персонажи следующего произведения поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
  7. Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения которого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Осел)
  8. Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Забыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
  9. Неблагодарное животное, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (правильный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
  10. Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и больше никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)

Все последующие вопросы можно подавать таким же образом. Должно получиться очень увлекательно.

Волк и ягненок

У сильного всегда бессильный виноват:Тому в Истории мы тьму примеров слышим,Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питьеМоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву». —«Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу». —«Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил:Я этого, приятель, не забыл!» —«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —«Нет братьев у меня». — «Taк это кум иль сватИ, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотитеИ, если можете, то мне всегда вредите,Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Задание «Что в черном ящике?»

При ответах на задания второго блока для участников должны предоставляться наглядные пособия. Из коробки, именуемой черноволосым ящиком поочередно достаются карточки с изображением определенных предметов или сами предметы, имеющие отношение к содержанию тех или других басен. Задача школьников отгадать, какая басня зашифрована.

  1. Зеркало, очки, камень. (правильный ответ – «Мартышка и очки»)
  2. Зеркало (верный ответ – «Зеркало и обезьяна»)
  3. Дубовый лист или желудь (правильный ответ – «Свинья под дубом»)
  4. Виноград (для того, чтобы запутать детей, можно возложить виноградную косточку) (правильный ответ – «Лиса и виноград»)
  5. Ноты, тетрадь с печатным нотным станом, можно изображение музыкальных инструментов, но тогда непременно четырех (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Изображение кастрюли или котелка, в котором варится рыбный суп (правильный ответ – «Демьянова уха»)
  7. Изображение слона (верный ответ – «Слон и Моська»)
  8. Изображение мышей, крыс (правильный ответ – «Мышь и Крыса»)
  9. Изображение перлы или она сама (правильный ответ – «Жемчужина»)
  10. Изображение сыра или кусочек этого лакомства (правильный ответ – «Ворона и лисица»)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить проблемы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая главный элемент (то, о чем идет выговор в басне), зашифровывать его картинкой или подходящим предметом

Волк и журавль

Что волки жадны, всякий знает:Волк, евши, никогдаКостей не разбирает.Зато на одного из них пришла беда!Он костью чуть не подавился.Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;Пришло хоть ноги протянуть!По счастью, близко тут Журавль случился.Вот кой-как знаками стал Волк его манитьИ просит горю пособить.

Журавль свой нос по шеюЗасунул к Волку в пасть и с трудностью большеюКость вытащил и стал за труд просить.«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!А это ничего, что свой ты долгий носИ с глупой головой из горла цел унес!Поди ж, приятель, убирайся,Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Задание «Мораль сей басни такова…»

Этот блок викторины легковесно пройдут те школьники, которые знают басни наизусть или хотя бы хорошо их знают. Каждая басня Крылова либо начинается, либо заканчивается каким-то определенным выводом – нравственностью. Задание предусматривает, что по строчкам из морали школьники должны определить, о какой именно басне идет речь. С этой мишенью учитель может выбрать несколько басен, отдельно на листочках выписать или распечатать «морали» и провести этот блок викторины.

Гораздо сложнее, если нравственность басни зашифрована и чтобы понять о какой именно басне идет речь, нужно не только знать ее, но и постичь смысл «морали», переданную своими словами, без рифмы. Приведем несколько вариантов таких вопросов с ответами, чтобы было удобопонятно, о чем идет речь.

  1. В этой басне знаменитый баснописец негативно высказывается против беззакония, насилия над крепостными, над народом, против несправедливости работающего режима. Что это за басня? (правильный ответ – «Волки и Овцы»)
  2. В этой басне Крылов иронично и достаточно ядовито представил образ царя, который безжалостно ведет себя по отношению к народу, жестоко расправляется с вольнодумцами. Баснописец уличает лицемерность и притворство царя. Что это за басня и о каком правителе идет выговор? (правильный ответ – басня «Пестрые овцы», царь – Александр І)
  3. Крылов активно выступал против невежества и воспевал просвещение. В этих баснях автор особенно остро изливает эту мысль. Назовите эти произведения (правильный ответ – «Мартышка и Очки», «Петух и Жемчужное Зерно», «Чушка под Дубом»)
  4. Чтобы поправить свое здоровье, персонаж этой басни купила себе некое средство, какое по ее мнению оказалось малоэффективным для решения проблемы. Кто этот персонаж и как называется басня? (правильный ответ – «Мартышка и Очки», персонаж Мартышка)
  5. Четверо «храбрых» затеяли, по их мнению выгодное предприятие, но что-то пошло не так (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Персонажи следующего созданья поочередно воспевали друг другу хвалебные оды, не оглядываясь на церковные заповеди. Кто это и из какой басни эти персонажи? (правильный ответ – «Кукушка и Петух», персонажи соответственно кукушка и петух)
  7. Басня о музыкальном фанате, музыкальные предпочтения какого разительно отличались от общепринятых. Кто этот фанат и как называется басня? (правильный ответ – «Осел и Соловей», в роли фаната выступает Ишак)
  8. Героиня этого произведения за довольно короткое время вспомнила всех своих подруг, знакомых и кумушек. Позабыла только про себя. Кто это и из какой басни все эти персонажи? (правильный ответ – «Зеркало и Обезьяна», персонажи соответственно Обезьяна и все ее кумушки)
  9. Неблагодарное скотина, которое получив сполна выгоды от другого участника событий, описанных в басне, отплатила ему злой монетой. Кто это и что за басня? (верный ответ – это Свинья из басни «Свинья под дубом»)
  10. Наевшись досыта (а то и больше), сосед сбежал от радушного хозяина и вяще никогда не возвращался в его дом. Из какой басни эта жизненная ситуация? (правильный ответ – «Демьянова уха»)

Все последующие вопросы можно подавать таким же манером. Должно получиться очень увлекательно.

Задание «Вставь пропущенные слова»

В этом блоке школьникам нужно предоставить для труды несколько карточек (на каждый стол команды по одной). На карточке может находиться вся басня или какой-то ее отрывок, в каком будут пропущено несколько слов. Задача учеников – вставить пропущенные слова и выразительно прочитать отрывок.

Варианты заданий:

  1. «К А К _________ И Д Т И ? В Е Д Ь В Ы Н Е Т А К С И Д И Т Е. Т Ы С Б А С О М, ______________, С А Д И С Ь П Р О Т И В Виолы, Я, П Р И М А, С Я Д У __________ В Т О Р Ы» (правильный ответ – басня «Квартет», пропущенные слова: музыке, Мишенька, против)
  2. «У Ж С К О Л Ь К О Р А З ____________ М И Р У, Ч Т О Л Е С Т Ь Г Н У С Н А, ______________; Н О Т О Л Ь К О В С Е Н Е В П Р О К, И В С Е Р Д Ц Е _____________ В С Е Г Д А О Т Ы Щ Е Т У Г О Л О К». (верный ответ – «Ворона и Лисица», пропущенные слова: твердили, вредна, льстец)
  3. «В П Е Р Е Д Ч У Ж О Й ____________ Н Е ________________, Г О Л У Б О К!» (правильный ответ – «Чиж и Гуля», пропущенные слова: беде, смейся)
  4. «К О Г Д А В Т О В А Р И Щ А Х ______________ Н Е Т, Н А Л А Д И Х Д Е Л О Н Е П О Й Д Е Т, И _______________ И З Н Е Г О Н Е Д Е Л О, Т О Л Ь К О _____________». (правильный ответ – «Лебедь, Рак и Щука», пропущенные слова: согласья, выйдет, мучение)
  5. «С Л У Ч А Е Т С Я _______________ Н А М И Т Р У Д И М У Д Р О С Т Ь В И Д Е Т Ь Т А М, Г Д Е С Т О И Т ТО Л Ь К О _____________________ З А Д Е Л О ___________________ В З Я Т Ь С Я». (правильный ответ – «Ларчик», пропущенные слова: нередко, догадаться, просто)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить подобные проблемы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая любой фрагмент, после чего выслать несколько слов из отрывка и распечатать на карточки

Ларчик

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

Слайд 8Словарь Крылова.Басни Ивана Андреевича Крылова написаны почти 200 лет назад, и

неудивительно, что при всей их ясности и простоте, встречаются в них слова и выражения, непонятные современным детям.Давайте попробуем разобраться, что означают, например, слова:Альт — музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки», басня «Квартет»).Бас — контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (басня «Квартет»).Квартет — ансамбль из четырех музыкантов, музыкально произведение для четырех исполнителей. («А, все-таки, квартет нейдет на лад», басня «Квартет»).Лесть, льстить — угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна:», басня «Ворона и Лисица»).Удручена — огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена», басня «Стрекоза и Муравей»).Неймет — не имеет («Хоть видит око, да зуб неймет», басня «Лисица и виноград»).Мурава — молодая трава. («До того ль , голубчик, было в мягких муравах у нас:», басня «Стрекоза и Муравей»).Овчарня — хлев (помещение) для овец. («Думая попасть в овчарню, попал на псарню», басня «Волк на псарне»).Плутовка, плут — ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («С ним была плутовка такова», басня «Ворона и Лисица»).

Кошка и Соловей

Поймала кошка Соловья,В бедняжку когти запустилаИ, ласково его сжимая, говорила:«Соловушка, душа моя!Я слышу, что тебя везде за песни славятИ с лучшими певцами рядом ставят.Мне говорит лиса-кума,Что голос у тебя так звонок и чудесен,Что от твоих прелестных песенВсе пастухи, пастушки — без ума.Хотела б очень я, сама,Тебя послушать.Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дамИ отпущу гулять по рощам и лесам.В любви я к музыке тебе не уступаюИ часто, про себя мурлыча, засыпаю».Меж тем мой бедный СоловейЕдва-едва дышал в когтях у ней.«Ну, что же?» продолжает Кошка:«Пропой, дружок, хотя немножко».Но наш певец не пел, а только-что пищал.«Так этим-то леса ты восхищал!»С насмешкою она спросила:«Где ж эта чистота и сила,О коих все без-умолку твердят?Мне скучен писк такой и от моих котят.Нет, вижу, что в пенье ты вовсе не искусен:Всё без начала, без конца,Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»И съела бедного певца —До крошки.Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?Худые песни СоловьюВ когтях у Кошки.

Демьянова уха

«Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай». —«Соседушка, я сыт по горло». — «Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» —«Я три тарелки съел». — «И полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты, —А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна;Как будто янтарем подернулась она.Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет,Сбирается с последней силойИ — очищает всю.«Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян. — Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!»Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.________________Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:Но если помолчать во время не умеешь30 И ближнего ушей ты не жалеешь:То ведай, что твои и проза и стихиТошнее будут всем Демьяновой ухи.

Задание «Что в черном ящике?»

При ответах на задания второго блока для участников должны предоставляться наглядные пособия. Из коробки, именуемой черноволосым ящиком поочередно достаются карточки с изображением определенных предметов или сами предметы, имеющие отношение к содержанию тех или других басен. Задача школьников отгадать, какая басня зашифрована.

  1. Зеркало, очки, камень. (правильный ответ – «Мартышка и очки»)
  2. Зеркало (верный ответ – «Зеркало и обезьяна»)
  3. Дубовый лист или желудь (правильный ответ – «Свинья под дубом»)
  4. Виноград (для того, чтобы запутать детей, можно возложить виноградную косточку) (правильный ответ – «Лиса и виноград»)
  5. Ноты, тетрадь с печатным нотным станом, можно изображение музыкальных инструментов, но тогда непременно четырех (правильный ответ – «Квартет»)
  6. Изображение кастрюли или котелка, в котором варится рыбный суп (правильный ответ – «Демьянова уха»)
  7. Изображение слона (верный ответ – «Слон и Моська»)
  8. Изображение мышей, крыс (правильный ответ – «Мышь и Крыса»)
  9. Изображение перлы или она сама (правильный ответ – «Жемчужина»)
  10. Изображение сыра или кусочек этого лакомства (правильный ответ – «Ворона и лисица»)

Внимание! Чтобы самостоятельно составить проблемы для этого блока викторины по басням, можно открывать текст любого произведения Крылова, и выбирая главный элемент (то, о чем идет выговор в басне), зашифровывать его картинкой или подходящим предметом

Волки и овцы

Овечкам от Волков совсем житья не стало,И до того, что, наконец,Правительство зверей благие меры взялоВступиться в спасенье Овец,—И учрежден Совет на сей конец.Большая часть в нем, правда, были Волки;Но не о всех Волках ведь злые толки.Видали и таких Волков, и многократ.—Примеры эти не забыты,—Которые ходили близко стадСмирнехонько — когда бывали сыты.Так почему ж Волкам в Совете и не быть?Хоть надобно Овец оборонить,Но и Волков не вовсе ж притеснить.Вот заседание в глухом лесу открыли;Судили, думали, рядилиИ, наконец, придумали закон.Вот вам от слова в слово он:«Как скоро Волк у стада забуянит,И обижать он Овцу станет,То Волка тут властна Овца,Не разбираючи лица,Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,В соседний лес иль в бор».В законе нечего прибавить, ни убавить.Да только я видал: до этих пор, —Хоть говорят, Волкам и не спускают,—Что будь Овца ответчик иль истец,А только Волки все-таки ОвецВ леса таскают.

Викторина по басням И.А. Крылова

Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А

Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению. I конкурс

• Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл») Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»). Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник») Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет») Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

II конкурс. • Кому принадлежат слова? «Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица») «Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки») «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум. » (Волку из басни «Волк на псарне») «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой. » (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей») «Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс. Вспомните пропущенное слово

  1. «Две. (бочки)».
  2. «Мальчик и. (Змея)».
  3. «Лисица и. (виноград)».
  4. «Трудолюбивый. (Медведь)».
  5. «Тришкин. (кафтан)».
  6. «Стрекоза и. (Муравей)».
  7. «Осел и. (Соловей)».
  8. «Кот и. (Повар)».
  9. «Свинья под. (дубом)».
  10. 10. «Волки и. (Овцы)».

IV конкурс «Мораль сей басни такова» — В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

3. «Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться». («Ларчик».)

4. «Вперед чужой беде не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

V конкурс. КРЫЛАТЫЕ СЛОВА Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный вино­ват»
  • «Сильнее кошки зверя нет!»

Вспомните, из каких басен эти строки? (Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»). Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.) Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

  • «Видит око, да зуб неймёт»
  • «Борона в павлиньих перьях»
  • «Попрыгунья стрекоза»
  • «Тришкин кафтан»
  • «Мартышкин труд»
  • «Медвежья услуга»
  • «А ларчик просто открывался»
  • «А Васька слушает, да ест»

VI конкурсды. 1 Кроссворд

«Иван Крылов» По вертикали:

  1. Писатель, сочиняющий басни (басно­писец).
  2. Город, с которым связано детство Кры­лова (Тверь)
  3. Должность, в которой начал Крылов свою трудовую деятельность (подканце­лярист)
  4. Французский поэт-баснописец, его бас­ни Крылов переводил на русский язык (Лафонтен)
  5. Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов (скрипка)
  6. Важная часть в басне, вывод-поучение (мораль)
  7. Произведения для театра, которые пи­сал Крылов (пьесы)
  8. Профессия, в которой Крылов прорабо­тал 30 лет (библиотекарь)
  9. и 10. Герои одной из самых известных басен Крылова (Стрекоза и Муравей)

«И.А Крылов» По вертикали: 1. «На ту беду … близёхонько бежала» (лиса). 2. «Проказница-Мартышка, Осёл» Козёл, да ко­солапый Мишка затеяли сыграть . » (квартет). 3. «Знать она сильна» что лает на слона». Кто это? (Моська). 4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона). 5. «Вороне где-то Бог послал кусочек. » (сыру). 6. «По улицам . водили, как видно, напоказ» (Слона). 7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали* Что это? (Очки). 8. «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью на­питься; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал . » Кто? (Волк).

Общие вопросы

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 – около двухсот; 2 – ель; 3 – петуха; 4 – Кукушка, Петух и Воробей; 5 – одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

«Стрекоза и муравей»

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

Петух и Жемчужное Зерно

lass=»Lyrics-ContentExpanded»>

Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».

Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою не велички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку

Слон и Моська

По улицам Слона водили,Как видно, напоказ –Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться, –Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёдИ лаю твоего совсем не примечает». –«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»

Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдет на лад.Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».

Свинья под дубом

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Щука и Кот

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,А сапоги тачать пирожник,И дело не пойдет на лад.Да и примечено стократ,Что кто за ремесло чужое браться любит,Тот завсегда других упрямей и вздорней:Он лучше дело всё погубит,И рад скорейПосмешищем стать света,Чем у честных и знающих людейСпросить иль выслушать разумного совета.Зубастой Щуке в мысль пришлоЗа кошачье приняться ремесло.Не знаю: завистью ль ее лукавый мучил,Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?Но только вздумала Кота она просить,Чтоб взял ее с собой он на охоту,Мышей в анбаре половить.«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу?»Стал Щуке Васька говорить:«Смотри, кума, чтобы не осрамиться:Не даром говорится,Что дело мастера боится».—«И, полно, куманёк! Вот невидаль: мышей!Мы лавливали и ершей».—«Так в добрый час, пойдем!» Пошли, засели.Натешился, наелся КотИ кумушку проведать он идет;А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот,—И крысы хвост у ней отъели.Тут видя, что куме совсем не в силу труд,Кум замертво стащил ее обратно в пруд.И дельно! Это, Щука,Тебе наука:Вперед умнее бытьИ за мышами не ходить.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность

Правила проведения викторины

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все – пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: «Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: