Общественный строй в Древней Спарте
В Спарте были жесткие классовые разделения по социальным, гендерным и этническим признакам. Элита общества (ниже двух королей и различных олигархов) – спартанцы, которые прошли строгий ритуал посвящения.
За ними следовали свободные люди, непрошедшие ритуалы, называемые периэки (ссылка на вики). Они были в основном торговцами. И в самом болоте находились илоты, принадлежащие государству “крепостные”.
Илоты были коренными жителями Лаконии и близлежащей Мессении, превратившимися в рабов после вторжения дорийцев. Дорийцы – это македонские племена с севера, которые завоевали Пелопоннес; спартанские граждане были этнически дорийцами.
Каждый илот работал на земле определенного гражданина, который не мог продать или освободить их, даже если бы захотел. Рабы Древней Спарты не имели никаких политических прав, хотя им было разрешено вступать в брак и иметь ограниченное право владения имуществом.
По словам Плутарха, спартанцы относились к илотам жестоко. Часто они насильственно поили их вином и заставляли танцевать на публике, чтобы научить детей опасностям пьянства.
Избиения на праздниках
В Спарте любили проводить религиозные ритуалы с избиениями молодых людей.
Обряды порки были в центре внимания на ежегодной церемонии, которая проводилась в святилище Орфии – святыне охоты и плодородия.
Спартанцы смотрели, какой мальчик выдержит наибольшее количество ударов кнутом. Жрица стояла у алтаря с деревянной статуей Орфии, и если она понимала, что мальчик получил слишком легкую порку (потому что он был слишком красив или его семья была слишком могущественной), она утверждала, что статуя становилась тяжелее и требовала больше крови.
Это был еще один ритуал, проводимый для усиления спартанских мальчиков, но он также служил формой развлечения высшего сословия.
Древняя Спарта: исторический фильм
Итак, мы рассмотрели самые невероятные истории про Древнюю Спарту. Есть, что добавить? Пишите комментарии!
Законы в древней державе
Правовая система империи связана с именем общественного деятеля Ликурга. Его жизнь мало описана, но законы, им изданные в древности, обговариваются и сегодня. Именно они были положены в основу правового спартанского института. Законами выступали ретры — это правовые короткие изречения, которые изучались наизусть и передавались из уст в уста. Всего известна 1 большая ретра и 3 малых.
В одной из последних говорилось про запрет создания письменных законов. Таким способом правящая аристократия уходила от рамочных ограничений прописанного текста. Ретры Ликурга контролировали всю жизнь спартанцев. Ограничения заключались в том, что воинам запрещалось пользоваться денежной единицей. Любая материальная сделка предполагала проведение обмена.
Недопустимо было осуществление коммерческих операций, связанных с земельными участками. Чтобы спартанцы не сошли с пути истинного, ретры запрещали им пользоваться предметами роскоши, украшениями, заниматься изготовлением таких вещей.
Спартанские крестьяне
Илоты — так принято называть местное население, плененное завоевателями еще в период образования государства. Спартанцы постоянно увлекались военными походами, сражениями. Основное же занятие крестьян заключалось в работе на государевых землях, они растили и собирали урожай. Однако они отдавали в государство только часть сборов, которая была строго фиксированной. Не сохранились точные сведения про размер так называемого налога. Илотам оставалась часть сборов, которая не давала им умереть с голода.
Крестьянами управлял хозяин, что касается прав и обязанностей таких людей, они регламентировались на государственном уровне. Илот отличался от раба тем, что ему позволено было заводить семью, он мог копить деньги для своих нужд. В собственности мог быть дом, передающийся по наследству.
Что касается уголовного права, в этой сфере с аграриями не церемонились. Он мог быть высечен, казнен, за малейшую оплошность следовала ампутация части тела. Спартанцы относились к пахарям как к внутренним врагам, поэтому контролировали их численность, которая никогда не превышала полумиллиона.
Особенности географического положения
Рассматривая успешное политическое, экономическое и социальное положение Спарты со своим флагом и языком, нельзя оставить без внимания ее выгодное местонахождение на современной карте мира. Она располагалась в южной части Пелопоннесского полуострова, а именно в области Лакония (Греция).
Государство омывалось Ионическим и Егейским морями, которые и открыли легкие пути спартанцам для совершения военных походов и переправы на родину добытых богатств. В период расцвета территория могучей державы охватывала около 8 000 кв. км. Она считалась непобедимой и могучей в те времена, сохраняя подобное звание на протяжении нескольких веков. Удивительно, но побережья не были укреплены оборонительными стенами, настолько спартанцы были уверены в своей неуязвимости.
Мессенские войны: появление илотов
Мессения была завоёвана дорийцами в Тёмные века. Сведений о ходе завоевания и укладе дорийской Мессении почти не сохранилось. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены завоевателями-дорийцами, но признали их власть.
Мессения была страной небольших городков и деревень, жители которых осознавали своё культурное единство. Даже победители Олимпийских игр из этого региона обозначались как выходцы из Мессении, а не какого-то конкретного полиса. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.
Первая война Спарты и Мессении прошла во второй половине 8-го века до н. э. Согласно «Описанию Эллады» Павсания, она шла 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты, Аргос, Аркадия и Сикион — Мессении.
Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были поставлять победителям часть своего урожая, а также признавали зависимость от Спарты. Независимость сохранили западные города Мефона и Пилос. Проявлением зависимости от Спарты стало, например, то, что жители Мессении отправляли своих плакальщиков на похороны царей.
После первой войны началась эмиграция мессенцев, преимущественно, аристократии. Они приняли участие в основании полиса Регий. Потомки изгнанников сохраняли свою идентичность как мессенцев, и после освобождения их родины в 4-м веке до н. э вернулись туда. Жрецы, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.
В первой половине 7-го века до н. э. жители Мессении восстали. Во главе новой войны был полководец Аристомен. Его деятельность была прославлена потомками, особенно когда Мессения вновь получила свободу. Поздние авторы подробно описали его деяния и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.
Восставших поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Аргос. У Спарты тоже нашлись союзников среди других полисов региона. К восстанию присоединились и потомки эмигрантов.
Война поначалу была трудной для спартанцев. Но потом они перешли в наступление, а союзники мессенцев их оставили. В решающей битве у Большого Рва ополчение мессенцев было разгромлено. После этого самые стойкие продолжали вести партизанскую войну — они нападали на владения новых хозяев в Мессении и в самой Лаконике. Войну завершила осада укреплений мессенцев на горе Ире. Последним защитникам Мессении разрешили покинуть страну и уйти в союзную Аркадию.
После Второй Мессенской войны государственность в этой области была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения спартиатов, а основную масса населения ждало обращение в илоты или, в редких случаях, периэки. Жители городов западного побережья переселились в Италию и на Сицилию. В свою очередь, на их месте осели жители дружественных Спарте и разрушенных Аргосом городов Асины и Навплий.
Мессенцы сохранили своё самосознание как единого народа. Их участь вызывала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи своих предков с этой областью. В 464 году до н. э. Спарту разрушило мощное землетрясение. Оно стало сигналом к восстанию илотов Мессении, которое вошло в историю как Третья Мессенская война.
Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, в ходе Пелопоннесской войны афиняне создали на побережье Мессении форпост, где могли укрыться беглые илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.
В 370 году до н. э. фиванский полководец Эпаминонд освободил Мессению от спартанской власти. Спарта долго не признавала Мессению свободной и безуспешно пыталась вернуть её под свою власть. Потомки изгнанников вернулись на историческую родину.
Спаивание илотов. (Wikimedia.Commons)
Аскетизм как принцип жизни
Жизненный уклад государства подлежал жесткому контролю и соблюдению порядка во всем. О его аскетизме и в настоящее время ходят легенды. Девочки воспитывались в атмосфере, где их готовили в качестве жен и будущих матерей для бойцов. Спартанцы же во время сражений всегда использовали только темно-красные хитоны, которые при ранении скрывали кровопотерю. Между помощью от рук медика и смертью на поле боя выбор воина оставался за последним.
Суровое воспитание прослеживалось в сдержанности, выносливости и неиссякаемой силе духа. Известно, что при рождении отбирались только сильные малыши. Слабые же дети сбрасывались со скалы, считалось, что им нет места в обществе. Однако эта легенда имеет противоречивые отзывы со стороны ученых.
Страдания детей в Спарте
Мальчики в Спарте проходили строгий курс обучения. Смысл этой строгой и невероятно жестокой схемы состоял в воспитании смелых, выносливых, сильных солдат, которые должны стоять за Спарту насмерть.
Испытаниям мальчиков подвергали с самого рождения. Младенцев купали в вине, так как считалось, что это сделает детей более крепкими. Затем новорожденных везли на совет спартанских старейшин, для осмотра. Старейшины осматривали детей, чтобы понять, можно ли считать их подходящими для жизни в Спарте.
Любого ребенка, признанного непригодным, относили к подножию горы Тайгет на несколько дней.
Существовало 3 варианта развития событий: ребенок каким то образом оставался жить и его принимали в спартанскую жизнь, какой-то незнакомец находил ребенка и спасал его или… ну, вы понимаете.
Некоторые дети, возможно, предпочли бы умереть на горе, так как спартанские матери были очень жестоки, постоянно купая их в вине и преднамеренно игнорируя их крики в надежде ужесточить их.
Древняя Спарта и женщины
Мальчики не единственные, кто рос в нечеловеческих условиях. Хотя девушкам не суждено было стать воинами, от них ожидалось рождение войнов, что также подразумевало довольно строгий образ жизни.
Хотя по сравнению с другими греческими городами-государствами, спартанские женщины пользовались гораздо большими свободами, важно понимать, это было не из альтруистических соображений, а потому, что женщин рассматривали как средство, с помощью которого спартанское общество будет продолжать существовать
Это правда, что девушки в Спарте получали образование, в том числе и военное (неслыханное дело в то время), и допускались к спортивным соревнованиям. Но это было сделано для того, чтобы спартанские младенцы соответствовали обществу.
Женщинам было запрещено носить макияж. Они работали наравне с мужчинами. Целью всех правил женского поведения в Спарте было воспитание машин, которые смогут родить много детей для государства.
Спартанские традиции
Ликург установил, что молодые спартиаты должны состязаться не только в атлетических упражнениях, но и в песнях. С Архаической эпохи были известны религиозные музыкальные фестивали Спарты. В первую очередь это Гиацинтии, названные в честь возлюбленного бога Аполлона по имени Гиацинт. Во время Гиацинтий выступали хоры спартанских девушек.
Трудно поверить, но Спарта 7−6 веков до н. э. стала домом для многих поэтов. Среди них Терпандр с Лесбоса, Ксенокрит из Локр, Полимнет из Колофона. Были среди них и уроженец Спарты Кинетон. Другой поэт, Алкман, прославился авторством гимнов для хоров девушек. Он был включён в число 9 величайших лириков. Многие города претендовали на то, чтобы быть его родиной, но прославился как поэт он в Спарте. География поэтов, живших в Спарте, простирается от Италии (Локры) до Малой Азии (Колофон).
Другим крупным фестивалем были Карнеи и Гимнопедии. Во время них праздновали вступление молодых спартиатов во взрослую жизнь. Карнеи включали не только спортивные, но и музыкальные состязания. Авторы песен Гимнопедий были поэты Талет и Алкман. Позже к ним добавили стихи Дионисодота. На Гимнопедиях между собой соревновались три хора — юношей, мужчин призывного возраста и пожилых мужчин.
Гонки на колесницах. Современная реконструкция. (Wikimedia.Commons)
Суть древнегреческой империи
Войны Спарты — то, чем она прославилась на весь мир. Здесь впервые была разработана и задействована на практике схема по тактическому размещению солдат, которая часто решала исход битвы. Только появившись на свет, спартанцы воспитывались для войны. В зрелом возрасте на сражение они отправлялись с венком на голове. Погибнув, они подвергались погребению с достоинством. Отважным бойцам чужда была слабодухость, трусость, безразличное отношение к стране.
Дезертиры подвергались гонениям, но им сохраняли жизнь, чтобы они мучились из-за содеянного, а именно из-за предательства родины. Отличительным признаком предателей являлись специальные прически, повязки, и с такими людьми никто даже не разговаривал.
Что касается детей дезертиров, они автоматически приравнивались к изменникам Спарты, не имели права заводить семьи. Удивительно, но обычные люди, проявляющие интерес к искусству или книгам, считались трусами, изгоями. Наверное, по этой причине из известного древнегреческого государства не вышел ни один философ или художник.
Спартанцы-олимпионики
Несмотря на изменения в полисе, спартанцы были постоянными участниками Олимпийских игр. До середины 6-го века до н. э. спартанские атлеты часто оказывались в числе победителей (олимпиоников). Из 85 известных имён победителей в Олимпийских состязаниях за период 776−580 гг. до н. э. более сорока — выходцы из Спарты. После этого количество спартанцев-победителей снижается. Вероятно, из-за милитаризации общества Спарты, где занятия атлетикой были излишними. Другой причиной стало развитие атлетики во всём греческом мире и расширение круга участников Олимпийских игр. За следующие три столетия, вплоть до разрушения традиционного спартанского уклада, известны 13 спартанцев-победителей из 293 олимпиоников.
Больший процент победителей-спартанцев в колесничных бегах, где победителем записывали владельца упряжки. Спартанцы были победителями в гонках квадриг в Олимпии с 448 по 388 годы до н. э. С этим соотносится упоминание у писателя Павсания, что после войн с Персией спартиаты активнее других эллинов занимались коневодством. Статуи спартанцев, чьи кони побеждали в гонках на квадригах, несколько веков стояли в Олимпии. Автор статуи спартанца Ликина был великий скульптор Мирон.
Отношения между мужчинами
Древняя Спарта известна культом взаимоотношений между юношами и стариками-мужчинами. Суть этих отношений трудно уловить, она почти наверняка изменялась со временем.
Например, Плутарх пишет, что когда мальчики достигали половой зрелости, они хотели привлечь внимание “солидных мужчин”, а “старики” часто наблюдали, как юные солдаты тренировали свои тела и умы.
Пожилые мужчины воспитывали и исправляли молодежь, но в этих отношениях точно был физический аспект, так как Плутарх и римский писатель Аппиан, часто использовали такие слова, как “любовник” и “возлюбленный”, описывая их.
Предполагается, что для спартанцев, целью таких отношений был переход силы и мужества от опытного партнера к более молодому.
Илоты и криптии
Слово «илот» происходил или от греческого «взятый в плен», или от названия ахейского города Гелос, жители которого стали первыми илотами. Илоты были рабами спартанского государства как единого целого. Это не было уникально для греческого мира. В схожем положении оказалось завоеванное коренное население в других землях — гимнеты в Аргосе, кориннофоры в Сикионе, мноиты на острове Крит. У древних авторов сохранились свидетельства о «договорах рабства», по которым члены одной общины становились рабами другой. Они регулировали отношения между ними и налагали на победителей некоторые ограничения — не продавать рабов за границу.
До завоевания Мессении спартанцы сделали илотами ахейское население Лакедемона. Илоты трудились на земельных участках. Владевшая участков семья граждан получала в бессрочное владение и трудившихся на ней илотов. Сам статус этих жителей Лаконики характеризовали в древности как «между свободными и рабами». Спартиат не имел права продать или освободить трудившихся на его земле илотов — это было прерогативой государства, а также требовать с них оброка больше установленного законом. У зависимых жителей Лаконики было право на имущество, дом и семейную жизнь. Илоты могли получить убежище в храме Посейдона, расположенном на мысе Тенар. Страшное землетрясение, уничтожившее Спарту в 5-м веке до н. э., было воспринято как кара за нарушение права убежища этого храма.
Илоты Лаконики и Мессении отличались друг от друга. Первые были ахейцами, вторые — потомками ахейско-дорийского населения Мессении. Внутри лаконских илотов тоже были разные группы. В течение 5−4 веков до н. э. спартанское государство не раз давало свободу группам зависимых жителей. Условием была военная служба. Получившие свободу илоты получали статус «неодамонов», новых граждан. В Эллинистическую эпоху, когда Спарта не вела войн, илоты чаще выкупали свободу.
Мрачной стороной жизни спартанского полиса были криптии, убийства илотов. Само слово происходит от глагола «прятаться». Молодые спартиаты получали кинжалы и с этим оружием отправлялись в деревни илотов. Спартанские власти отбирали для участия в криптиях наиболее способных молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет. Днём они должны были прятаться, а ночью выходить из укрытия. Юноши убивали встреченных ими на дорогах илотов. Иногда они нападали и на деревни, чтобы убить потенциально опасных илотов.
Участники криптий жили отдельно от сограждан около года. Платон писал, что криптии начинались зимой. Вступая в должность, эфоры объявляли илотам войну и тем самым позволяли спартанцам убивать их.
Исследователи обратили внимание на то, что в ходе криптий спартанец становился противоположностью воина-гоплита, каким он должен был стать, достигнув совершеннолетия. Гоплит сражается в строю с другими воинами, участник криптий — действует в одиночку
Гоплит хорошо вооружён, участник криптий — почти наг и вооружён одним кинжалом. Наконец, гоплит сражался в правильном бою днём, участник криптий — выходил на охоту на людей ночью. Возможно, целью было заставить молодого воина осознать преимущества военной и политической организации и побудить защищать её.
Фрагменты стихов Алкмана. (Wikimedia.Commons)
Отношение к культуре
В Древней Спарте скудным было развитие той или иной сферы деятельности. Люди, по каким-либо причинам не способные заниматься боевыми искусствами, высмеивались. Презиралось увлечение письмом, искусством, философией.
Спартанцы отличались малограмотностью, хотя в военных школах будущим воинам преподавалось письмо с чтением. Но они часто пропускали уроки из-за оттачивания навыков для будущих походов и укрепления физических сил. Основной культурный элемент заключался в патриотических песнях. Однако их исполняли далеко не все. В каждой фразе песни прослеживалась поддержка человека, идущего в бой.
Немаловажный культурный атрибут — религия. В Спарте существовала вера в древнегреческих богов. Каждый поход, любая битва сопровождались особенным культом. Богам подавались жертвоприношения, считалось, что так они будут охранять бойцов в сражениях. Каким бы ни был итог схватки, обязательно воспевалась хвала богам.
Государство и традиции Древней Спарты прошли нелегкий путь, залитый кровью. Но благодаря этому, мир увидел неповторимое достижение человечества — бесстрашных и сильных духом воинов, которые с честью погибали за свою родину.
Герусия и народные собрания
Управление государства было особенным. Герусия состояла из 28 мужчин возрастом старше 60 лет. В их обязанности входило обсуждение государственных проблем. В отдельные периоды старейшины наделялись правом наложения вето на указы царя и пользовались этим.
Постепенно такой законодательный орган утратил силу воздействия на политическую систему, плотно занявшись судебной практикой. Совет занимался определением уголовных дел, вел обсуждения относительно наказания для виновного, выносил приговоры. С особой жестокостью наказывались изменники родины.
Имели свою силу и апеллы, так назывались народные собрания. Они состояли из мужчин старше 30 лет, которые были выходцами из аристократических семей. Характерной чертой являлось то, что на подобных собраниях избирались эфоры, при отсутствии престолонаследника решался вопрос о том, какой из царей останется на месте, а какой отправится на сражение. Здесь же принимались окончательные решения относительно изменников, которых лишали гражданства.
Могущество эфоров
Эти представители власти в количестве 5 человек избирались на 8 лет. Чтобы эфоры были прославлены на века, апеллы называли календарные годы их именами. Правители имели контроль над всеми представителями власти и контролировали любой вид деятельности.
Когда назревало военное сражение, эфоры сопровождали царя, который мог нажиться на военных делах или проявить трусость во время боя. Нередко из таких управленцев выходили настоящие диктаторы, чувствующие безнаказанность за свои действия из-за отсутствия письменных законов. Эфоры наделялись правом изгнания царя, чем и пользовались, чтобы не выполнять его приказы.
Семейная жизнь
История древней Спарты гласит, что законами Ликурга контролировались и личные отношения. По обычаю, в 16 лет мужчина имел право жениться, но со своей семьей он не проживал постоянно. Основное его назначение состояло в несении воинской службы. Рождающиеся дети не принадлежали своим родителям. В возрасте 7 лет они изымались из семьи и воспитывались в специальных казармах. Воспитание боевого духа буквально зашкаливало:
- плохое питание;
- выдача одного хитона на протяжении года;
- по окончании школы сдача экзамена на выносливость.
Стоит отметить, что своеобразная проверка представляла собой порку, при которой кричать разрешалось, но нельзя было просить о пощаде.
Унижение юношей
Женщины в Спарте могли общаться с мужчинами в общественных местах (скандал для любого другого греческого города-государства).
Более того, спартанские женщины всегда искрили своей остроумностью. Они публично унижали мальчиков во время их обучения, выделяя слабых.
Такая “дедовщина” проявлялась на публичных празднествах, на которых хор девушек стоял перед дворянами Спарты и пел песни о недостатках юношей. Во время таких выступлений доставалось даже самым перспективным войнам. Излишне говорить, что спартанцы считали публичное унижение стимулом для совершенствования.
В следующий раз, когда вы почувствуете стыд за ошибку на работе, просто порадуйтесь, что хор из девочек-подростков не будет слагать об этом песни.
Спартанское воспитание
По словам Платона, Ликург изобрел четыре способа превращения юношей в воинов-граждан: совместные трапезы, физические упражнения, охоту и криптии.
Спартанские мальчики начинали своё обучение в возрасте семи лет. Все дети, достигшие этого возраста, объединялись в агелы (стада). Их обучению предстояло продлиться более 10 лет. После его завершения молодые спартиаты получали право носить длинные волосы, а когда достигали тридцати — усы.
Само слово агела упоминается Платоном, но не Ксенофонтом, жившим в Спарте. Каждая группа детей была под присмотром взрослого спартанца или подростка, достигшего 12 лет.
Как пишет Ксенофонт, важной частью жизни молодых спартиатов было воровство. В дополнение к рациону совместных трапез они должны были красть продукты
Попавшихся наказывали плетьми. Отдельной задачей было воровство сыров с жертвенника Артемиды. Так, по мнению Ликурга и Ксенофонта, спартанские юноши учились ловкости.
Юноши, готовящиеся к взрослой жизни, познавали и однополую любовь. Они оказывались вовлечены в эти отношения в возрасте 12−14 лет. Их старший любовник из числа молодых неженатых спартиатов должен был также привить им ценности, которыми дорожила спартанская община.
Для сплочения гражданского коллектива общины равных были придуманы совместные обеды, сисситии. Они существовали и в Спарте, и в дорийских критских полисах. Но подход к организации в них отличался. На Крите сисситии организовывали за счёт дохода с государственной земли и податей от периэков. В Спарте — за счёт взноса каждого гражданина. Формально, это должно было упрочивать равенство спартиатов. На деле же приводило к расслоению, потому что не все спартанцы были в состоянии уплатить взнос. Они теряли право участвовать в общей трапезе и в политической жизни. Предположительно, эту социальную группу называли гипомейонами.
Сведения о взносе в сисситии сохранили два автора — Дикеарх и Плутарх. Они расходятся в точных цифрах, но дают общий состав продуктов для трапез: медимн или полтора муки ячменя, 12 хоев вина, фиги, сыр, а также 10 эгинских оболов для покупки мяса. Доли в совместные обеды, предоставляемые государством от имени царей, передавали в храм Артемиды дважды в месяц — в новолуние и седьмой день. Царские взносы включали зерно, жертвенное животное, четверть вина. С учетом того, что взнос делался дважды в месяц, взнос царей был вдвое выше взноса обычного гражданина. Но и порции пищи во время обедов цари получали вдвое большие.
В Классическую эпоху на совместных обедах подавали хлеб, вино, вареную свинину, похлебку из неё же, маслины, фиги, сыр. Иногда могли подать зайчатину или мясо птицы, добытые на охоте. Состоятельные граждане посылали к общему столу охотничью добычу и пшеничный хлеб. Они могли прислать на трапезу готовое рагу. Жертвователей более дорогих блюд сажали на почётное место. Для участников обедов были фиксированные нормы хлеба и вина. По данным Фукидида, примерно такой же паёк спартанские воины получали во время походов. Спартанцы не пускали сосуд с вином по кругу, но пили каждый из своего.
Когда цари обедали со всеми, они получали двойную порцию. Это делалось, чтобы цари могли угостить обедом кого-то из уважаемых ими граждан. Сотрапезниками царей были пифии, должностные лица, отвечавшие за контакты царей с Дельфами. В походе царской сисситией были полемархи и три спартанца, отвечавшие за снабжение. Причиной этого древние называли необходимость того, чтобы царь и военачальники проводили вместе больше времени и совмещали обед с военным советом.
На протяжении истории Спарты усиливалось расслоение «общины равных». К эпохе Клеомена III в сисситиях могло участвовать меньшинство граждан. И Плутарх описывает роскошь этих обедов эпохи заката Спарты.
Место сбора членов сисситии называлось фидитий. Все эти места для совместных трапез располагались около могилы древнего героя Тисамена. В Классическую эпоху Спарта продолжала быть союзом 4 деревень, поэтому общее место для трапез символизировало их единство, как граждан одного полиса. На позднюю трапезу в фидитий следовало идти без факелов. Так спартанцы приучали себя к скрытным ночным маршам.
Несмотря на закрытость и сосредоточенность на военной подготовке, спартанцам не была чужда культурная жизнь. В Классическую эпоху продолжались состязания хоров. Кроме того, искусства лаконизма заключалось в умении изречь не просто короткую, но остроумную реплику. Живший в эпоху Римской империи Плутарх собрал коллекцию вошедших в историю изречений спартанцев.
Классовая ненависть
Как обычно бывает в аристократическом и олигархическом обществе, уполномоченные граждане составляли меньшинство. Хотя соотношение спартанцев и илотов менялось с течением времени, согласно Геродоту, в пятом веке семь илотов приходилось на одного спартанца.
Этот дисбаланс означает, что спартанцы боялись илотов. Не будет преувеличением сказать, что контроль над населением был главной заботой спартанской олигархии и центральной частью большей части законов государства.
Спартанские аристократы были правы, боясь потенциальных восстаний. Было много бунтов, включая заговоры против генерала Павсания (которого убили те самые илоты, которых он обещал освободить) и неудавшееся восстание после сильного землетрясения в 464 году до нашей эры.
Рассказывая о неудавшихся мятежах, Ксенофонт говорит, что низшие классы Спарты ненавидели высший класс настолько, что они “были бы рады съесть их в сыром виде”.
Из-за страха перед илотами спартанцы предпринимали жесткие меры, чтобы удержать их в подчинении. В дополнение к публичным унижениям каждую(!) осень правящий совет Спарты объявлял “войну илотов”, во время которой спартанцы могли свободно убивать их.
Таким жестоким был общественный строй в Древней Спарте.