Тест по биологии природные сообщества 6 класс

Экосистемы городов

Помимо агробиоценозов, человечество создаёт большое количество городов и предприятий. Они также оказывают большое воздействие на биосферу. В городах проживает более половины населения Земли.

Все процессы, связанные с потоками энергии в городе, контролирует человек. Он создаёт комфортные для жизни условия. При этом нарушается баланс между продуцентами, редуцентами и консументами. Ещё одним негативным последствием является загрязнение окружающей среды

Здесь невозможно добиться экологического равновесия, и поэтому важно создать такие условия, которые не будут вредны хотя бы для человека

Учёные ещё несколько веков назад выявили связь продолжительности жизни человека со средой его обитания. Городские жители живут намного меньше, чем жители села. Связано это с тем, что в городах мало растительности, высокие дома, закрывающие солнечный свет, и много промышленных предприятий.

Факторы, влияющие на развитие и рост городов, серьёзным образом сказываются на здоровье людей. Эти факторы исследуются учёными, и они смогли доказать взаимосвязь условий жизни с её качеством и продолжительностью. Оказывается, что на человека оказывает влияние его общество, звукопроницаемость стен дома, высота потолков в нём, способ передвижения между домом и работой, и даже отношения других людей и их поведение.

Для комфортной жизни в городе люди создали разные виды транспорта, в домах у них течёт горячая вода, связываются друг с другом они по телефону. Но несмотря на это, в больших городах всё же есть проблемы с передвижением по городу и жильём. Также учёные доказали, что у городских жителей повышенная заболеваемость различными болезнями. Последнее обуславливается действием нескольких факторов одновременно.

Ярким примером тому служит наличие в городе большого количества транспорта. Постоянный шум от машин приводит к переутомлению, а переутомление, в свою очередь, к болезням. Воздух, богатый углекислым газом и другими примесями, наносит большой вред лёгким человека. Для уменьшения влияния негативных факторов человек стремится к экологическому балансу. Для этого в городах сажают много деревьев. Парки чередуются с домами, гармонично устраиваются клумбы и дороги.

Современные города наиболее приближены к идеальным условиям жизни человека. Здесь много живых зелёных уголков, чистый воздух и красивый ландшафт. Зелёные растения благоприятно влияют на человека и качество его жизни. По этой причине они должны быть везде: как на территории дома, так и на территории места работы человека.

В современном мире человек стремится к сохранению деревьев и высадке новых для создания наиболее благоприятной среды для жизни

Особенно это важно для территорий вблизи от предприятий. У заводов высаживают специальные зелёные зоны

Чтобы от парков и скверов было больше пользы, их соединяют между собой и с загородными лесами. Таким образом обеспечивается поток свежего воздуха во все районы и жилые комплексы города. Приоритетными единицами в озеленении городов являются школы и детские сады.

Люди, которые ухаживают за зелёными растениями, вносят свой вклад в благоустройство города. Учёные всего мира считают, что 50 процентов площади города должны составлять парки и скверы, чтобы человек всегда был связан с природой.

Вариант 2

А1. Биоценоз — это

1) целостная саморегулирующаяся биологическая система, образованная живыми организмами, обитающими на данной территории
2) живые организмы и компоненты неживой природы, связанные превращением энергии и обменом веществ
3) совокупность живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом
4) взаимосвязь видов, последовательно извлекающих органические вещества и энергию из исходного вещества, где каждое предыдущее звено является пищей для последующего

А2. Экосистема — это совокупность

1) живых организмов и компонентов неживой природы, связанных превращением энергии и обменом веществ
2) живых организмов разных видов
3) живых организмов одного вида, живущих на одной территории и свободно скрещивающихся друг с другом
4) компонентов неживой природы

А3. В. Н. Сукачев ввел в науку термин

1) биоценоз
2) экосистема
3) агроэкосистема
4) биогеоценоз

А4. Все живые организмы экосистемы составляют

1) популяцию
2) биотоп
3) экотоп
4) вид

А5. Почва и климат, определяющие характер сообщества, составляют

1) экотоп
2) биотоп
3) фитоценоз
4) биоценоз

А6. Абиотические компоненты экосистемы

1) количество осадков
2) консументы
3) редуценты
4) продуценты

А7. Фитоценоз — это

1) травоядные животные биоценоза
2) растительные сообщества, составляющие биоценоз
3) плотоядные животные биоценоза
4) организмы, минерализующие органические остатки

В1. Выберите три правильных ответа.

В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

1) осиной и подосиновиком
2) жужелицей и гусеницами бабочки-белянки
3) тлями и муравьями
4) ежами и лягушками
5) березой и грибом-трутовиком
6) рябиной и опыляющими ее насекомыми

В2. Выберите три правильных ответа.

Компонентами биогеоценоза являются

1) зооценоз
2) ароморфоз
3) полиморфизм
4) лордоз
5) фитоценоз
6) экотоп

С1. Предположим, что в экосистеме смешанного леса сократилась численность насекомоядных птиц. Приведите не менее трех изменений в этой экосистеме, которые последуют за сокращением численности насекомоядных птиц.

Ответы на тест по биологии Сообщества организмов. Биоценоз, фитоценоз, зооценоз. Экосистема и биогеоценоз, закономерности их существования 11 классВариант 1
А1-1
А2-2
А3-4
А4-2
А5-4
А6-3
А7-3
В1. 156
В2. 234
С1.
1) После химической обработки полей выживают особи вредителей, генотип которых устойчив к ядохимикатам.
2) Ядохимикаты уничтожают естественных врагов насекомых-вредителей — насекомоядных птиц, насекомоядных млекопитающих и конкурентов.
3) Выжившие особи размножаются благодаря обилию корма, отсутствию конкурентов и естественных врагов.Вариант 2
А1-1
А2-1
А3-4
А4-2
А5-1
А6-1
А7-2
В1. 136
В2. 156
С1.
1) Увеличится количество насекомых.
2) Сократится численность растений, так как их будут поедать и повреждать насекомые-вредители.
3) Сократится численность хищных животных, питающихся насекомоядными птицами.
4) Возрастет численность конкурентов насекомоядных птиц.

Свойства биогеоценоза

Основными свойствами биогеоценоза являются:

  • Целостность. Солнечная энергия и питательные вещества обеспечивают все живые организмы. Неиспользованная пища переносится во внешнюю среду, возвращаясь в круговорот веществ, который происходит непрерывно;
  • Устойчивость. Сложившийся биогеоценоз способен выдержать испытания внешней среды;
  • Саморегуляция. Поддерживание определенного количества живых существ в разных пищевых цепях и сетях;
  • Самовоспроизводство. Способность организмов к размножению и воссозданию популяций;
  • Изменение. Явления, связанные с чередованием времен года, влияют на численный состав организмов.

P.S.

Если Вам понравилась и была полезна данная информация, поделитесь ею в соц. сетях со своими друзьями и знакомыми. Так вы поддержите наш проект “Экология жизни“ и сделаете свой вклад в сохранение окружающей среды!

Искусственные экосистемы

С момента зарождения жизни на Земле существовали только естественные экосистемы. Но с течением времени человечество развивалось. Люди научились строить города, используя природные материалы, и со временем природные ресурсы стали истощаться. Тем самым были разрушены некоторые экосистемы и построены новые искусственные.

Самой большой искусственной экосистемой является агробиоценоз – это поля, засаженные сельскохозяйственными культурами. Это большая экосистема, созданная человеком и поддерживаемая им. Собранный с полей урожай люди используют для корма животным и в качестве продуктов питания. К агробиоценозам относятся сады, пастбища, огороды.

В таких экосистемах складываются такие же пищевые цепи, как и в естественных системах. Агробиоценоз состоит из трёх составляющих:

  • продуцентов (культурных растений и сорняков);
  • консументов (насекомых, птиц, грызунов и хищников);
  • редуцентов (грибов и бактерий).

Человек здесь играет очень важную роль. Он создаёт благоприятные условия для большей продуктивности агробиоценоза.

Биогеоценоз животных

Наиболее значимыми в процессах биогеоценоза являются насекомые, черви, ящерицы, пауки и т.д. Они выполняют одну из функций, необходимых для всего процесса биогеоценоза — переработка отмерших останков и отходов. Так же виды беспозвоночных, которые питаются корнями и клубнями растений; наземные, питающиеся листьями, цветами, семенами, корой деревьев и плотоядные или хищные беспозвоночные, которые питаются животной биомассой, соками животных, и кровососущие относятся к этим процессам.

Мыши, сурки, кроты — животные, которые живут в почве, для своей жизнедеятельности им необходимо рыть норы и ходы, за счёт чего почва рыхлится и обогащается кислородом.

За счёт поедания одними животными — других, происходит должный процесс регуляции численности тех или иных видов и сохраняется равновесие и баланс в природе.

Уровни биогеоценоза

Трофический (пищевой) уровень — комплекс организмов с одинаковым типом питания, занимающих определенное положение в пищевой цепи.

Пищевая цепь – последовательность живых организмов, способных передавать питательные вещества и энергию от продуцентов (растений) к консументам (хищникам). Соседние звенья пищевой цепи формируют отношения по принципу «пища – потребитель». То есть, если одна группа организмов становится пищей для другой группы, звенья будут сцеплены.

 Классификация уровней:

  1. первый — образуют продуценты (фотосинтезирующие растения);
  2. второй — консументы I порядка (травоядные животные: овцы, зайцы, насекомые);
  3. третий — консументы II порядка (первичные хищники, для которых пищей служат травоядные животные: змея, поедающая грызунов, или волк, питающийся кроликом);
  4. четвертый — консументы III порядка (хищники, питающиеся консументами II порядка, или вторичные хищники: сова, поедающая змей).

Особи одного вида могут занимать несколько трофических уровней в зависимости от источников пищи (например, белый медведь, потребляя ягоды, считается консументом I порядка, но, поедая грызуна, становится консументом II порядка).

Вершину пищевой цепи обычно занимают высшие хищники, которые, как правило, не имеют серьезных врагов (например, крокодил или акула). 

Заключенная в одних организмах энергия потребляется другими организмами в процессе круговорота веществ. Перенос энергии и пищи от ее источника — автотрофов (продуцентов) через ряд организмов происходит по пищевой цепи, путем поедания одних организмов другими. Пищевая цепь — это ряд видов или их групп, каждое предыдущее звено в котором служит пищей для следующего.

Экосистема

Экосистема – это симбиоз сообщества живых существ и среды обитания. Экосистема также является объектом исследования науки экологии. Одной из экосистем является пруд. Изучая его, учёные исследуют не только живущих в пруду существ, но и химический состав воды, грунт, находящийся на дне, рельеф дна, солнечное излучение и атмосферный воздух.

Изучение различных экосистем необходимо для определения изменчивости живых существ, установления взаимосвязей живой и неживой природы, а также определения энергетических потоков между ними. Окружающая среда неразрывно связана со всем живым на Земле. Поэтому она так же, как и организмы, живущие в ней, подлежит изучению. В более широком смысле экосистемой является вся окружающая нас природа.

Экосистемы могут быть двух типов:

  • естественная экосистема;
  • искусственная экосистема.

К первой группе относятся моря, океаны, пустыни и всё остальное, что было сформировано без участия человека. Искусственной же экосистемой является аквариум с рыбками. В связи с этим элементарные экосистемы носят название «биогеоценоз».

Виды биогеоценоза

Если рассмотреть луг, в качестве примера, то можно увидеть весь процесс биогеоценоза.

Травы кустарники, которые растут на лугу, являются первичными производителями использующими процесс фотосинтеза.

Животные, насекомые и птицы, которые питаются этими растениями, являются потребителями, а они, в свою очередь, становятся пищей для хищников. Микробы перерабатывают останки и отходы, которые снова становятся пригодными для растений.

Растительный мир лесов (фитоценоз) отличается от степи или луга наличием ярусов, и обитатели верхних ярусов получают гораздо больше солнечной энергии, чем жители нижнего яруса, которые вполне комфортно себя чувствуют в тени.

Средой обитания пруда, является дно водоёма, вода и поверхность над водой. Фитоценоз составляют водоросли, которые находятся под водой, либо в воде. Водорослями питаются ракообразные, рыбы, насекомые. Бактерии и микроорганизмы питаются на дне пруда.

Система биогеоценоза представляет собой совокупность растений, животных, микроорганизмов и грибов. Основными компонентами является углерод, кислород, солнечный свет и живые организмы. Солнце обеспечивает необходимый приток энергии, в результате чего происходит круговорот энергии. Она передается от простейших организмов к гетеротрофам.

Биогеоценоз бывает естественным (созданным природой) и искусственным (созданным человеком).

Характерным примером искусственного биогеоценоза служит агробиоценоз, связанный с сельскохозяйственной деятельностью человека (пашня, огород, теплица).

Биогеоценоз разделяется на 2 вида:

  • естественный;
  • искусственный.

Естественный

Характеризуется отсутствием влияния деятельности человека. В нем действуют саморегуляционные механизмы, обусловленные структурой сообщества и окружающей его средой. Вмешательство человека нарушает эти механизмы и становится причиной вымирания некоторых видов животных и растений.

Естественная экосистема бывает:

  • речной;
  • лесной;
  • горной;
  • степной;
  • луговой.

Искусственный

Образуется в местах, созданных руками человека для восполнения личных или общественных потребностей. Условия в таких комплексах устанавливаются человеком. Искусственный вид делится на:

Агробиоценозы — совокупности организмов, которые формируются на земельных участках, используемых людьми для сельскохозяйственных нужд (посадки, посевы культурных растений). Растительный мир такого биогеоценоза ограничен одним видом, выращиваемым человеком, и несколькими сорными. Среди животного мира наблюдаются лишь те виды, которые могут питаться этими растениями и существовать в условиях агробиоценоза. Система напрямую зависит от человеческой деятельности (применение удобрений, обработка почвы, полив). Биогеоценоз без влияния человека саморазрушается. Культурные растения более капризны, чем дикие.

Городской— разновидность антропогенных экосистем. Видовой состав растительного мира определяется человеком. Особенности городского биогеоценоза обусловлены условиями среды, которые присущи городам. Это изменения влажности воздуха, почвенного состава, освещенности, направления ветров.

Понятие биогеоценоз

Под биогеоценозом понимается сообщество живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), совместно проживающих на ограниченной территории и поддерживающих единство с окружающей средой посредством биологического круговорота и обмена веществ.

Понятие «биогеоценоз» ввёл в научный оборот русский геоботаник и эколог В.Сукачёв в 1942 г. В то же время в зарубежной науке этот термин не нашёл широкого распространения, и биогеоценоз там рассматривается в рамках учения об экосистемах.

Из вышеупомянутого определения следует, что биогеоценоз представляет собой элементарную природную экосистему, в которой сконцентрировано экологическое единство живой и неживой природы: биоценоза и экотопа.

Пищевая цепь биогеоценоза

Пищевые цепи подразделяются на:

  • пастбищные;
  • детритные.

Пастбищные пищевые цепи – это цепи выедания. Основным источником пищи здесь являются зеленые растения (продуценты).

Например, трава (автотроф) → заяц → лиса. Такие пищевые цепи находятся в непосредственной зависимости от солнечной энергии. Круговорот веществ и энергии в природе определяется пастбищными пищевыми цепями. 

Детритные пищевые цепи – это цепи разложения, где в качестве главного источника пищи используются отмершие останки. Органические останки, или детрит, формируют начало детритных пищевых цепей.

Например, листовой опад (детрит) → дождевой червь → дрозд → ястреб-перепелятник. Этот тип пищевой цепи меньше зависит от энергии Солнца. Главный фактор существования данной цепи – приток органических веществ из другой системы. Детритные пищевые цепи осуществляют накопление веществ и энергии в экосистеме.

Значение пищевой цепи:

  1. изучение пищевых цепей позволяет проследить кормовые взаимодействия между разными организмами в экосистеме;
  2. знания о пищевых цепях дают возможность оценить механизм движения энергии и проследить перемещение веществ в экосистеме.

Пищевые цепи не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой, формируя пищевые сети. Пищевая сеть – это условное образное обозначение трофических взаимоотношений продуцентов, консументов и редуцентов в сообществе. Оценивая схемы пищевых цепей, можно отметить, что каждый организм питается только каким-то определенным организмом. На самом деле, это не всегда так. Как правило, живые организмы могут использовать в качестве источника пищи организмы из разных популяций. Даже организмы из смежных пищевых цепей могут выступать для них компонентом питания. Таким образом, возможно переплетение пищевых цепей с образованием пищевых сетей.

Задания части В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Из предложенных характеристик выберите те, которые подходят для биоценоза

1) растительное сообщество
2) природное сообщество
3) включает в свой состав животных, растения, грибы, лишайники и бактерии
4) все организмы находятся в конкурентных отношениях
5) организмы совместно населяют определенную территорию
6) включает в свой состав животных и растения

В2. Из предложенных характеристик выберите те, которые подходят для агроценоза

1) выращиваются растения одного вида
2) временная и пространственная ярусность отсутствует
3) способен к длительному самостоятельному существованию
4) среди животных преобладают растительноядные виды
5) выращиваются растения нескольких видов
6) характеризуется значительной устойчивостью

В3. Временная ярусность у растений соответствует таковой у животных в связи с

1) особенностями питания животных
2) определенными стадиями развития животных
3) наличием корма
4) наличием укромных мест для строительства гнезд, нор, логовищ
5) отношениями между видами в сообществе
6) определенными стадиями развития растений

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В4. Установите соответствие между примерами биоценозов и их типами.

Примеры биоценозов

А) пруд
Б) водоем
В) луг
Г) поле
Д) лес
Е) сад

Типы биоценозов

1) искусственный
2) естественный

В5. Установите соответствие между животными разных классов и занимаемыми ими трофическими уровнями.

Животные

А) ящерица
Б) заяц
В) мышь
Г) змея
Д) ястреб
Е) кузнечик
Ж) волк
З) сова

Трофический уровень

1) консументы I порядка
2) консументы II порядка
3) консументы III порядка

В6. Установите соответствие между примерами трофических связей и их типами.

Примеры связей

А) заяц, питающийся травой
Б) паразитирование червей в организме хозяина
В) пчела, собирающая нектар с цветков
Г) жизнь личинок мух в коровьем навозе
Д) заселение осами дупла, сделанного дятлом
Е) гусеницы шелкопряда, поедающие хвою сосен

Тип связей

1) трофическая связь
2) связь по месту обитания

Установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.

В7. Установите последовательность звеньев пищевой цепи.

А) гусеница бабочки яблонной плодожорки
Б) зеленые листья растения
В) жук-мертвоед
Г) синица

В8. Установите последовательность звеньев пищевой цепи.

А) листовой опад
Б) дрозд
В) ястреб
Г) дождевой червь

Ответы на тренировочные задания по биологии Биоценозы 7 класс
А1-2
А2-2
А3-3
А4-2
А5-1
А6-1
А7-1
А8-2
А9-1
А10-1
А11-1
А12-1
А13-2
А14-1
В1. 135
В2. 245
В3. 134
В4. 122121
В5. 21123133
В6. 121221
В7. БАГВ
В8. АГБВ

Классификация экосистем

Экосистемы классифицируют по признакам растительных сообществ, из которых состоит экосистема, и климатическим или зональным признакам. Таким образом, выделяют разные типы экосистем, такие как лишайниковая или моховая тундра, хвойный, тропический или лиственный леса, сфагновое или травянистое болото.

Классифицируют экосистемы и по экологическим признакам мест обитания живых сообществ. Так, выделяют системы прудов или озёр, каменистых или песчаных пустынь, шельфа и морских побережий, суходольных или пойменных лугов. Самой большой экосистемой является биосфера. Это совокупность всех экосистем на Земле, своеобразная живая оболочка планеты.

Организмы биогеоценоза

Среди живых компонентов в биогеоценозе являются автотрофные организмы (фотосинтезирующие зеленые растения и микроорганизмы) и гетеротрофные организмы (животные, грибы, многие бактерии, и вирусы), и среди самых инертных компонентов являются атмосферы слоя вокруг на земле, с его газом и тепловыми ресурсами, и солнечной энергией; и почвы, с его водой и минеральными ресурсами.

Как уже отмечалось, составными частями биогеоценоза являются компоненты неорганического и органического происхождения.

В первую категорию входят почва, вода, воздух, различные минералы и т.д. Во вторую – живые организмы, населяющие биосферу Земли.

Эти организмы делятся на:

  1. продуцентов (производителей);
  2. консументов (потребителей);
  3. редуцентов (разрушителей).

Все они по-своему участвуют в энергетическом балансе и обменных процессах, сохраняя между собой тесную взаимосвязь.

Так, продуценты (в основном это зелёные растения) путём фото- или хемосинтеза вырабатывают органические вещества, которые, в свою очередь, используют в пищу консументы (в основном это травоядные и всеядные животные).

Последним звеном в пищевой цепочке являются редуценты (в основном это грибы и бактерии) – они разлагают мёртвую органику и перерабатывают её в неорганические или простейшие органические субстанции.

Редуценты же становятся пищей для продуцентов, после чего цикл возобновляется.

Структура биогеоценоза

Из рисунка можно понять, что живые организмы находятся в окружении абиотической среды, оказывающей на них прямое или косвенное влияние.

Факторами этой среды являются:

  • климатические (атмосфера);
  • эдафические (почва, грунт);
  • гидрографические (вода);
  • орографические (рельеф).

Граница биогеоценоза, как правило, проходит по границе фитоценоза (растительного сообщества) и не имеет чётко выраженных контуров.

Переход от одного растительного сообщества к другому происходит постепенно по мере изменений природных условий. Классический пример биогеоценоза – лиственный лес или озеро.

Ученые рассматривают несколько структур:

Видовая

Она предполагает разнообразие живых организмов, их состав и количество. Сокращение одного вида носит угрозу существованию биогеоценоза.

Пространственная

Популяции распространяются по ярусам, в зависимости от своих потребностей. Чаще всего ярусность определяется растениями. Животные способствуют распространению семян и пыльцы.

Трофическая

Животные в составе одного биогеоценоза служат пищей друг для друга. Сложные пищевые связи образуют пищевые сети.

Поскольку биогеоценозы складываются сотни лет подряд, ученые периодически вводят новые компоненты в их структуру.

Задания части А

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

A1. Биоценоз — это природное сообщество, включающее в себя

1) растения и грибы, совместно населяющие определенную территорию
2) все живые организмы, совместно населяющие определенную территорию
3) растения и животные, совместно населяющие определенную территорию
4) животные, населяющие определенную территорию

А2. Чем выше численность видов в биоценозе, тем биоценоз

1) менее устойчив
2) более устойчив
3) более равномерен
4) более разнообразен

А3. Агробиоценоз — биоценоз, который

1) стабилен на протяжении вегетационного периода
2) способен долго существовать самостоятельно
3) неспособен долго существовать самостоятельно
4) нестабилен на протяжении вегетационного периода

А4. Биотическим фактором является

1) влажность
2) хищничество
3) внесение удобрений
4) посадка деревьев

А5. Совокупность условий среды, прямо или косвенно действующую на живые организмы, называют

1) экологическими факторами
2) абиотическими факторами
3) биотическими факторами
4) средой обитания

А6. Цепь питания — это механизм передачи

1) веществ и энергии в пищевых взаимоотношениях
2) питательных веществ
3) накопленной энергии в пищевых взаимоотношениях
4) веществ, необходимых для роста и развития организмов

А7. Пирамиды биомассы биоценоза позволяют оценить

1) продуктивность биоценоза и возможность использования части биомассы человеком
2) эффективность и устойчивость биоценоза
3) продуктивность и перспективы биоценоза
4) устойчивость и перспективы биоценоза

А8. Энергетическая пирамида биоценоза демонстрирует

1) передачу всей энергии от одного организма другому
2) передачу энергии от одного звена цепи питания к другому
3) взаимосвязь между участниками пищевой цепи
4) передачу избытка энергии от одного звена цепи к другому

А9. Паразитирование круглых и плоских червей в организме позвоночных животных — это пример связи

1) по месту обитания
2) трофической
3) по способу дыхания
4) по способу размножения

A10. Пищевые связи в биоценозе проявляются

1) прямо или косвенно
2) только прямо
3) только косвенно
4) в зависимости от других факторов

A11. Разделение кормовых ресурсов между видами в биоценозе приводит

1) к уменьшению конкуренции за пищу и специализации в питании
2) к специализации в питании и увеличению конкуренции за пищу
3) к специализации в питании и ярусности в местообитании
4) к стабилизации пищевых связей в биоценозе

А12. Ярусность бывает

1) пространственной и временной
2) временной и территориальной
3) пространственной и экологической
4) экологической и географической

А13. Растения производят органические вещества из неорганических, используя энергию солнца, и являются

1) консументами I порядка
2) продуцентами
3) консументами II порядка
4) редуцентами

А14. Растительноядные животные, создающие органические вещества животного происхождения, — это

1) консументы I порядка
2) продуценты
3) консументы II порядка
4) редуценты

Сравнение естественных и искусственных экосистем

Существует отличие агробиоценоза и естественных экосистем. Первый из них не отличается высокой экологической устойчивостью, тогда как природные экосистемы достаточно устойчивы. Если человек не будет ухаживать за полями, то их продуктивность снизится до нижней отметки уже через год. Сады могут приносить урожай на протяжении 20 лет, а земельные участки, засеянные травами, не более 3 лет.

Единственным источником энергии в естественных экосистемах является солнечный свет. Для агробиоценоза, помимо солнечной энергии, характерна и другая энергия, источником которой является человек. Люди обрабатывают почву, вносят в неё удобрения, борются с сорняками и вредителями.

В естественных экосистемах семена растений или урожай проходят по цепи питания, возвращаясь в биологический круговорот. Этот процесс в агробиоценозе нарушен. Человек собирает урожай, семена растений не попадают обратно в почву, и земля истощается. Поэтому необходимо вносить в почву удобрения.

90 процентов пищевой энергии человечество получает из агробиоценозов. Но в некоторых случаях засев полей производится неправильно. Это приводит к истощению почвы, её засолению и иссушению больших участков земли. Также человек вырубает огромные площади лесов для распашки полей. Такие разрушительные действия оказывают большое влияние на всю биосферу.

Биогеоценоз растений

По способу выживаемости и жизненным характеристикам, растения биогеоценоза делятся на три группы:

  1. Эксплерентов
  2. Виолентов
  3. Патиентов

Растения первой группы растут на территориях без конкуренции, это либо новые, либо наоборот разрушенные места. Не обладают большими запасами органического вещества, высокоплодовитые. Примеры: Иван-чай, одуванчик, марьянник луговой, сорняки.

Вторая группа включает в себя растения способные к конкуренции, обладающие хорошо развитой корневой системой. Их можно отнести к фундаментальной нише экологии. Примеры: полынь обыкновенная, крапива, тростник.

Растения третьей группы, используя специальные биохимическо-физиологические процессы, прекрасно переносят неблагоприятные условия природы и устойчивы к стрессу. Примеры: Саксаул, типчак, кислица.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: