Пословицы и поговорки о боге » текст, видео, картинки

Пословицы и поговорки о вере

Бог любит веру, а деньги счет.

Бог не в силе, а в правде.

Божья вода по божьей земле бежит.

Божья роса божью землю кропит.

Веру к делу применяй, а дело к вере.

Веру переменить – не рубашку
переодеть.

Все в мире творится не нашим умом, а
Божьим судом.

Всяк про себя, а Господь про всех.

Где город, тут и вера; где деревня,
тут и порядня.

Даст Бог день, даст Бог и пищу.

Какова вера, таков у ней и бог.

Кто к Богу, к тому и Бог.

Кто любит Бога, добра получит много.

Любящих и Бог любит.

Не конь везет, Бог несет.

Не по грехам нашим Господь милостив.

Небо – престол Бога, земля – подножие.

С верой нигде не пропадешь.

Слову – вера, хлебу – мера, деньгам –
счет.

Счет да мера – безгрешная вера.

Тот не унывает, кто на Бога уповает.

У Бога все возможно.

У них вера крепка.

Что край, то обычай; что народ, то и
вера.

Чья земля, того и вера; к кому еду,
тому и молюсь.

В чужой монастырь: святые в борьбе за земли и имущество

Еще одна сфера, которую изо всех сил защищали святые, — это имущество церкви, и в частности монастырей. Яркий пример — «Повесть о житии Михаила Клопского», составленная во второй половине XV века на основе более ранних преданий. Михаил, родственник Дмитрия Донского, принял на себя подвиг юродства, отказался от высокого положения и стал монахом обители поблизости от Новгорода. Еще при жизни он обладал способностью вызывать у своих противников самые разные недуги, а причиной этому были в основном хозяйственные конфликты.

Происходило это так: узнав о проступке, он «предсказывал» нарушителю правил определенное несчастье — и оно немедленно воплощалось в жизнь. Чаще всего оппонентов Михаила разбивал паралич. Так случилось с новгородским посадником Григорием Кирилловичем, который запретил монахам ловить рыбу в ближайшей реке, поскольку та протекала по его землям. Тем, кто не подчинится, он грозил переломать руки и ноги, но, по слову Михаила, конечности отнялись у самого Григория. Здоровье вернулось к посаднику лишь спустя год, когда Михаил допустил его до службы в Клопском монастыре. Кроме того, юродивому были подвластны и болезни сердца, и немота, и потеря памяти.

Судя по тексту «Повести», тяжесть наказания не зависела от масштаба преступления. Объединяет всех пострадавших лишь то, что они пытались посягнуть на имущество Клопского монастыря и церкви в целом. Не имел значения и социальный статус злоумышленников: страдали и простые разбойники, вошедшие в обитель с оружием, и священник-вор, и новгородские бояре, претендовавшие на церковные земли, и даже новгородский архиепископ, который наложил на монахов «налогу», то есть пожелал получить с них деньги.

Историк Александр Медведь замечает:

Тем не менее составитель жития явно считал, что высшая справедливость была на стороне Михаила. Едва пришедшему в себя посаднику будущий святой говорит: «Того, кто зачинает рать, — Бог накажет!» — и книжник явно согласен с ним.

Похожие эпизоды есть и в западноевропейских житиях. Например, уже упомянутому Геральду Аврилакскому, также происходившему из влиятельной семьи, пришлось защищать монастырь от собственного племянника. Тот вместе со своими людьми решил ограбить обитель, стоящую на дядиных землях. Святой Геральд явился нечестивцу во сне, ударил его по голове и пригрозил немедленной смертью, если тот не оставит монахов в покое. Позже на монастырскую собственность посягнули еще несколько человек, и все они умерли при страшных обстоятельствах: скажем, с мальчика, укравшего из церкви алтарный покров, полностью слезла кожа.

Мэтью Кюфлер, изучавший житие Геральда, считает, что за конкретными имущественными спорами, пусть даже заурядными, стоит нечто большее. Он пишет, что в этих эпизодах отражается неспокойная обстановка, окружавшая монастыри в Средние века. Их земли и имущество были объектом постоянной «охоты» и со стороны знати, и со стороны разбойников-простолюдинов. Неудивительно, что монахам приходилось защищаться. Сил земных покровителей хватало не всегда, и на помощь приходила репутация беспощадного святого, готового постоять за свою обитель.

Пословицы на тему «Бог — вера»

Велико имя господне на земли. В мале бог, и в велике бог. Сильна божья рука. Божья рука – владыка. Бог не в силе, а в правде. Велик бог милостию. Богат бог милостию. Бог на милость не убог. Милостив бог, а я, по его милости, не убог. Во времени подождать: у бога есть что подать. Божья вода по божьей земле бежит. Ни отец до детей, как бог до людей. Друг по друге, а бог по всех (печется). Всяк про себя, а господь про всех. Не по грехам нашим господь милостив. Даст бог день, даст бог и пищу. Его бог благословил (детьми, богатством, досужеством, дородством и пр.). Кабы не бог, кто бы нам помог? Бог поберег вдоль и поперек. Бог полюбит, так не погубит. С богом пойдешь – до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь). На бога положишься, не обложишься. С богом хоть за море (прибавка: а без бога ни до порога). Человек ходит, бог водит. Кто к богу, к тому и бог. Кто любит бога, добра получит много. Бог не дремлет – все слышит. Тот не унывает, кто на бога уповает.

Пословицы и поговорки о попе

Быть тревоге – поп на пороге.

Вор возьмет сколь унесет, поп –
сколько увидит.

Зову на ужин волков стаю, чем попа за
стол пускаю.

Издалеча отличить нельзя, дьякона от
порося.

Каков поп, таков приход.

Кто любит попа, кто попадью, кто
попову дочку.

Кто ни поп, тот батька.

Лучше к чертям в котел, чем к попу на
поклон.

Марфе дивный сон приснился, будто
честный поп родился.

Не суйся в ризы, коль не поп.

Отец Нафанаил и кадило пропил.

Подрался поп с Юркой, не за Христа, а
из-за рюмки.

Поп в келье покоя не знает, все о
девках помышляет.

Поп и цыгана обманет.

Поп

поститься велит, да борода салом блестит.

Поп поутру с Христом на устах, вечером
с бутылью в кустах.

Поп чинные речи ведет, да хлеб в рот
кладет.

Попа и в рогоже узнаешь.

Поповское брюхо, что бердо, все мнет.

Последняя у попа жена.

Пошел в попы, служи и панихиды.

Сладко поп поет про рай, кося глаз на
каравай.

Смелого ищи в тюрьме, глупого в попах

У попа работа – любому охота, сначала
на свадьбе, потом на попадье.

Широка у попа душа, да брюхо шире.

Эк дьякон поститься, все к рюмке
норовит приложиться.

Пословицы о молитве

Хлеб-соль величай (т. е. молись после еды).
Славите бога, так слава и вам!
Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.
Божье забудешь, и своего не получишь.
На божье посягать – свое потерять.
Напади бог, нападут и добрые люди.
«Господи, помилуй!» – не грех говорить и не тяжело носить.
«Господи, помилуй!» – не тяжело говорить и легко носить.
Наше дело: «Помилуй, бог!», а живет и: «Закрой, Христос!»
Буди имя господне благословенно отныне и до века!
Молитва места не ищет.
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
Аминь человека спасает.
Прости, господи, прегрешения мои!
С нами крестная сила! С нами бог и все святые его.
Наше место свято!
Не встанет свеча перед богом, а встанет душа.
Богу молиться – не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским).
Пению время, а молитве час.
Хлеб ест, а креститься не умеет.
Молись, а злых дел берегись!
Богу молись, а в делах не плошись!
Богу молись, а добра-ума держись!
Богу молись, а к берегу гребись!
Молитва – полпути к богу (или: ко спасению).
Молись иконе да будь в покое!
Кто перекрестясь работает, тому божья помощь.
Богу молиться – вперед пригодится.
Перейти крест – грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося).
Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов.
Без креста и молитвы не будут ловитвы.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Не торопись, сперва богу помолись!
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся!
Одно трости: господи, прости!
Одно знай: господи, помилуй и отыми и подай!
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Пораньше просыпайся, да за бога хватайся!
Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.

Пословицы о маме

Пословицы о маме рассказывают о важности маминой заботы и ласки в жизни каждого человека

  1. Без матери и отца изба не красна.
  2. Без матери пчёлки – пропащие детки.
  3. Без матери рой не держится.
  4. Без матушки родной и радость наполовину.
  5. Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.
  6. Без отца — полсироты, а без матери — вся сирота.
  7. Береги матушку, пока по земле ходит, а как ляжет в землю, тогда уже поздно.
  8. Всякой матери своё дитя мило.
  9. Где матушка, мил дружок, там и мой сапожок.
  10. Дитя не плачет, мать не разумеет.
  11. Дитятку за ручку, а матку за сердечко.
  12. Для матери дети всегда маленькие.
  13. Для матери плохих детей не бывает.
  14. Для матери ребенок до ста лет детенок.
  15. Добрая мать добру и учит.
  16. Жалость матери меры не знает.
  17. Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной матери.
  18. Жена с советом, теща с приветом, а родимая матушка с лаской.
  19. И красно, да не лето, и добра, да не мать.
  20. И лыком шита, да мать, и шелком, да мачехе.
  21. И пчелки без матки пропащие детки.
  22. Как рой без матки, так и дитя без мамки.
  23. Какова матка, таковы и детки.
  24. Кому — мать, кому — мачеха.
  25. Кто матери не послушает — в беду попадет.

Смотрите ВСЕ пословицы о маме.

За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Верующие могли пострадать и за небрежное отношение к церковным праздникам. Такой случай описан в Волоколамском патерике, сборнике рассказов о служителях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря. Однажды компания соседей-мирян собралась как следует отметить день апостолов Петра и Павла. Приятели наварили медовухи, и одному из них в голову пришла идея начать праздновать еще до службы в церкви. Изрядно выпив, он увидел человека с черной бородой и заметной лысиной, «взором страшного». Незнакомец ударил медовара по щеке, да так сильно, что у того вылетели пять зубов и пьяница долго «лежал как мертвый», практически полностью парализованный.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

Пословицы и поговорки о вере, о Боге, о религии, о церкви

Не смотри на себя — соблазнишься, не смотри на людей — усомнишься, смотри на Христа — укрепишься. Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку. Богу — пятак, а в кабак — четвертак. Не скор Бог, да меток. Суда Божьего околицей не объедешь. Не стоит город без святого, селение без праведника. Дома спасайся, а в церковь ходи. Постись духом, а не брюхом! Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие). Человек так, а Бог инак. Божьи невольники счастливы. Мы с печалью, а Бог с милостью. Он его бранит, а Бог его хранит. Он Бога бранит, а Бог его хранит. Жив Бог — жива душа моя. Ну, умная голова, разбирай божьи дела! Не нашим умом, а божьим судом. На весь мир и сам Бог не угодит. На Бога надейся, да и сам не плошай! Добрый (нужный) путь Бог правит. В небо приходящим отказу не бывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся! Благословясь, не грех (т. е. дело, на которое могу посягнуть с молитвою, не грешное). Что бы ни пришло, все молись! Не для Бога молитва, а для убога. Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава. Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы. Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку. Вера животворит. У Бога милости много. (У Бога всего много.) Одолели черти святое место. Свято место пусто не бывает. Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит. Согрешили попы за наши грехи (т. е. по нашим грехам и они грешат). Тяжело грехи носить. Грешному путь вначале широк, да после тесен. Беден бес, что у него Бога нет. Грехи любезны доводят до бездны. Грех сладок, человек падок. Бог любит праведника, а черт ябедника. Бог дает путь, а дьявол крюк. Бог путь, а черт крюк. Хвалится черт всем светом овладеть, а Бог ему не дал воли и над свиньей. Бес не пьет и не ест, а пакости деет (о высокомерных постниках). Всяк язык Бога хвалит. Всяк по-своему Бога хвалит. Все один Бог, что у нас, что у них (у иноверцев). У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность). И в аду люди живут. Бог велит всех знать (со всеми знаться). Виноватого Бог найдет. На людей, что на Бога; а на себя, что на черта (надежа, говорится в сердцах). Черт не возьмет его, а Богу не надо. Пока гром не грянет мужик не перекрестится. Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет. Бог любит троицу. Где просто, там ангелов со сто. На тебе, Боже, что нам не гоже. Бог даст ребенка-даст и на ребенка. Бог — не Тимошка, видит немножко. Ни Богу свечка, ни черту кочерга. Яйца красят к Пасхе. Дорого яичко ко Христову дню. Бог не в силе, а в правде. С Богом хоть за море, а без Бога — ни до порога. Кто рано встает, тому Бог подает.

Пословицы о молитве

Хлеб-соль величай (т. е. молись после еды).
Славите бога, так слава и вам!
Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.
Божье забудешь, и своего не получишь.
На божье посягать – свое потерять.
Напади бог, нападут и добрые люди.
«Господи, помилуй!» – не грех говорить и не тяжело носить.
«Господи, помилуй!» – не тяжело говорить и легко носить.
Наше дело: «Помилуй, бог!», а живет и: «Закрой, Христос!»
Буди имя господне благословенно отныне и до века!
Молитва места не ищет.
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
Аминь человека спасает.
Прости, господи, прегрешения мои!
С нами крестная сила! С нами бог и все святые его.
Наше место свято!
Не встанет свеча перед богом, а встанет душа.
Богу молиться – не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским).
Пению время, а молитве час.
Хлеб ест, а креститься не умеет.
Молись, а злых дел берегись!
Богу молись, а в делах не плошись!
Богу молись, а добра-ума держись!
Богу молись, а к берегу гребись!
Молитва – полпути к богу (или: ко спасению).
Молись иконе да будь в покое!
Кто перекрестясь работает, тому божья помощь.
Богу молиться – вперед пригодится.
Перейти крест – грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося).
Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов.
Без креста и молитвы не будут ловитвы.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Не торопись, сперва богу помолись!
Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся!
Одно трости: господи, прости!
Одно знай: господи, помилуй и отыми и подай!
Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
Пораньше просыпайся, да за бога хватайся!
Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.

Пословицы про веру

Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.
Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
Попы за книжки, а миряне за пышки.
Лучше брани: Никола с нами.
Спаси и помилуй ты менчя, мать пресвятая богородица; а живу я в крайней избе на селе (или: и крайнюю избу на селе).
Первую мерлушку попу на опушку!
Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай!
Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения).
Келья – гроб, и дверью – хлоп!
Иконы не купят, а меняют (вместо; не покупают).
Образа да ножи не дарят, а меняют.
Его ангел хранитель спас (или: уберег).
Вера спасает.
Вера животворит.
Одолели черти святое место.
Бог дал, а с чертом потягаемся.
Черт бессилен, да батрак его силен (т. е. человек).
Вера и гору с места сдвинет.
Без веры господь не избавит, без правды господь не исправит.
Быть тебе в раю, где горшки обжигают.
Бог любит праведника, а черт ябедника.
Как ни молись, бог все услышит.
Какова вера, таков у ней и бог.
Веру переменить – не рубашку переодеть.
Менять веру – менять и совесть.
У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность).
Без добрых дел – вера мертва (или: нема) пред богом.
Все под одним богом ходим, хоть и не в одного веруем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: