Песни о стеньке разине. а. с. пушкин

Поход Разина на Волгу.

Гой ты, батюшка славный Тихий Дон,
Ты, кормилец наш Дон Иванович!
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Как бывало, Дон, ты быстер бежишь,
Колыхаешься волной светлою,
Подмываешь ты круты бережки,
Высыпаешь там косы мелкия,
А теперь ты, наш родной батюшка,
Помутился весь сверху до низу,
Струей быстрою уж не хвалишься,
Волной светлою не ласкаешь взор.
Аль надумали твои детушки
Погонять свои струги легкие?
Засиделись ли соколы твои
И расправили крылья быстрыя?
Не отняли ли у них волюшки,
Не задали ли чести рыцарской?
— Да, отняли всю мою волюшку,
И поругана честь казацкая!
Я созвал своих соколов лихих
И послал разить злых насильников,
Добывать себе славу громкую,
А мне почестей, волю прежнюю.

Вниз по матушке по Волге,
По широкому раздолью
Подымалася погода,
Погодушка верховая.
Ничего в волнах не видно,
Только лодочка чернеет….
На ней паруса белеют
На гребцах шапки краснеют,

— 85 —

Кушаки на них алеют.
На корме сидит хозяин,
Степан Разин разудалый.
Наш хозяин во наряде,
В алом бархатном кафтане.

Вниз по Волге реке,
Волге-матушке,
Струг казачий летит
Разукрашеный.
А на том-то стружке
На снаряженом
Удалых гребцов
Сорок два сидит.
Как один то из них,
Добрый молодец,
Призадумался, закручинился
И на грудь опустил
Буйну голову.
„Эх вы, братцы мои,
„Вы, товарищи,
„Сослужите вы мне
„Службу верную:
„Киньте, бросьте меня
„В Волгу-матушку,
„Угасите мою
„Грусть, печаль, тоску.
„Не могу я смотреть,
„Как по отчинам
„Стонет пахарь-мужик
„Обездоленный;
„Как бояре, князья
„Безнаказанно

— 86 —

„Над вдовой, сиротой
„Потешаются.
„И как Тихий наш Дон,
„Дон Иванович,
„Богатырь удалой,
„Склонит голову
„Пред насильем бояр,
„Своих недругов,
„Потеряет на век
„Свою волюшку.
„Ах убейте меня,
„Рассеките грудь,
„Выньте сердце мое
„Вы казацкое
„И заройте его
„На холме крутом:
„Пусть там стонет века,
„Всем поведает,
„Как любило оно
„Волю вольную,
„Как боролось оно,
„Как терзалося
„За казачьи права,
„За народныя.

Разин в темнице перед казней.

Ах туманы, вы, да туманушки,
Вы, туманушки непроглядные,
Как печаль-тоска вы, туманушки,
Добру молодцу ненавистные!
Не подняться вам, знать, туманушки,
С моря синяго выше гор крутых,
Не отстать тебе, злой кручинушки,
От ретиваго сердца молодца.
Залегли же вы, да туманушке,

— 87 —

Стеной темною на весь белый свет:
Запретили вы добру молодцу
По волнам гулять моря синяго;
Заказали вы ясну соколу
Сизокрылому любить волюшку,
Как ходить-летать на свободушке
По крутым горам Волги-матушки,
Разудалому атаманушке,
По прозванию Стеньке Разину.
Ах, свобода, ты, да свободушка.
Куда-ж далась ты, воля вольная.
Куда скрылась ты, мощь казацкая?
Тяжко, тяжко мне в земляной тюрьме!
Цепи ржавыя режут рученьки,
Затуманился взор орлиный мой,
Изсушила грудь богатырскую
Тоска лютая, грусть-кручинушка;
Гнетет, давит мне буйну голову
Одна думушка, дума крепкая:
Ветры буйные, тучи грозныя,
Проливны дожди, непогодушка!
Разнесите вы тюрьму темную,
Разорвите вы цепи тяжкия,
Дайте волю мне, волю прежнюю;
Дайте крылья мне, крылья быстрыя,
Я взлечу, помчусь выше гор крутых
По над Волгою, Волгой-матушкой,
На родимый край к Дону Тихому,
Я скажу ему: родной батюшка!
Откликнись на зов сына вольного,
Подымись, возстань грудью мощною,
Захлестни волной, волной бурною,
Моих недругов, супротивников.

— 88 —

Как бывало мне, ясну соколу, да времячко:
Я летал млад-ясен сокол по поднебесью,
Я бил-побивал гусей-лебедей,
Еще бил-побивал мелку пташечку.
Как, бывало, мелкой пташечке пролету нет,
А нонеча мне, ясну соколу, время нет —
Сижу я, млад-ясен сокол, во поймане,
Я во той ли золотой во клеточке,
Во клеточке на жестяной нашесточке.
У сокола ножки спутаны,
На ноженьках путочки шелковыя,
Занавесочки на глазыньках жемчужныя.
Как бывало мне, добру молодцу, да времячко:
Я ходил, гулял по синю-морю Хвалынскому;
Я бил-разбивал бусы-кораблики,
Я татарские, персицкие, армянские,
Еще бил разбивал легки-лодочки;
Как бывало легким лодочкам проходу нет,
А теперь мне, добру-молодцу, и время нет:
Сижу я, добрый-молодец, во поймане,
Я во той ли во злодейке земляной тюрьме.
У добра-молодца ноженьки закованы,
На ноженьках оковушки заклепаны,
На рученьках замки затюремные,
А на шеюшке у молодца рогатки железныя.

Клич Разина.

Как у нас то было, братцы,

На Тихом Дону,
На Тихом то на Дону,

Во Черкасском городу,
Породился у нас, братцы,

Удалец лихой,
По прозванью Степан Разин

Тимофеевич.
Во казачий круг Степанушка

Не хаживал,
С атаманами донскими

Он не думывал,
Как и шапочки пред ними

Он не ламывал,
— Ходил — гулял Степан Разин

Во царев кабак,
А и думал крепку думушку

С голутвою:
„Гой вы, братцы, мои братцы,

Голь кабацкая!
„Полно пить вам, прохлаждаться,

Полно бражничать!
„Как пойдемте со мной, братцы,

На сине море гулять,
„Разобьем мы с вами, братцы,

Басурмански корабли
„И возьмем казны мы много,

Сколько надобно.

— 84 —

Песня сподвижников Разина.

Ты взойди, взойди.

Солнце красное,
Над горой взойди

Над высокою,
Над дубравушкой,

Над зеленою,
Над урочищем

Добра молодца,
Как Степана, свет,

Тимофевича,
По прозванию

Стеньки Разина.
Ты взойди, взойди,

Красно солнышко,
Обогрей ты нас

Людей бедныих,
Добрых молодцев

С Дона Тихаго.

———

*) Под словом вор в то время понимали – ослушник. Воровские казаки – неподчинявшиеся главному войску на Москве.

— 90 —

Ах, не воры мы,

Не разбойнички,
Стеньки Разина

Мы работнички,
Есауловы

Все помощники.
На заре то было, братцы,

Как на утренней,
На восходе это было

Солнца краснаго,
На закате было, братцы,

Ясна месяца,
Не сокол летал там, братцы,

По поднебесью, —
Есаул ходил по стану,

Громко клич кричал:

„Ах вы, братцы, мои братцы,

Атаманы-молодцы!
„Вы вставайте, пробуждайтесь,

Добры молодцы,
„Вы сходитесь скорей, братцы,

Во казачий круг!
Приуныл и помутился

Славный Тихий Дон
С верху до низу, до моря,

Вплоть до устьица;
Приумолк и помешался

Весь казачий круг:
„Нет уж боле у нас, братцы,

Атаманушки,
„Нету грознаго Степана

Тимофевича,
„По прозванью — атамана

Стеньки Разина.
„Как поймали его, братцы.

— 91 —

Добра молодца,
„Завязали, заковали

Руки белыя,
„Увезли его в неволю

В каменну Москву
„И средь славной, средь широкой

Красной площади
„Отрубили, ему, братцы,

Буйну голову.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения «Песни о Стеньке Разине» Пушкина

Автограф «Песен о Стеньке Разине» Александра Сергеевича Пушкина не сохранился, при жизни поэта они по цензурным соображениям не были напечатаны.

Стихотворение в окончательной редакции создано в августе 1826 года. В эту пору молодой поэт находится в ссылке за свои крамольные воззрения и стихи. Впрочем, местом ее было определено Михайловское — родовое имение матери А. Пушкина. Цикл состоит из трех песен. Источником вдохновения для поэта послужили бытовавшие в народе сказания (часть из них он слышал от няни Арины Родионовны) и исторические документы. По жанру – народные песни, по размеру – дольники, деления на строфы нет. Зачин первой – чисто в народном духе и с нарушением порядка слов (инверсией). Лексика фольклорная, впрочем, без особенных архаизмов. По реке на лодке плывет атаман с казаками и царевной-пленницей. Череда глаголов (в некоторых из них даже чудится рифмовка) передает настроение атамана. Волга одушевлена, она и кормилица, и матушка. «Ой ты гой еси»: былинное приветствие, с которого начинается обращение героя. Усеченные фольклорные и книжные формы слов: грозен, долгу. В финале – кульминация: атаман вдруг бросает в волны красную девицу в благодарность за щедрость Волги. Эпитеты: удалые, глупых, волновую (штормовую). Вторая песня основана на легенде о Стенькиной шубе. Атаман подносит воеводе подарки (камки хрущатые – ткани). Однако тот польстился на шубу с плеча самого казака. Воевода грозит его повесить – и в ответ получает-таки шубу. В финале намек: да не было б шуму. То есть, он может за ней вернуться. Лексические повторы, усеченные слова и устаревшие окончания в них: думати, боброва. Наконец, в последней истории лихая погода манит атамана разбойничать. Мнятся ему речи, где характеризуется он сам (перечислительные градации с парентезой), звучит властный призыв в повелительном наклонении: садись, побеги. Лексические повторы: свищет, гудит (эти же глаголы – пример композиционного стыка). Инверсия в фольклорном духе: по морю по синему. Уменьшительные суффиксы: погодушка, кораблика. Слово в глагольном значении: топ. Наконец, число три, которое встречается во множестве сказок и преданий. Сами сокровища (опять-таки прилагательные с усечением) – будто из волшебной сказки, злато-серебро и душа-девица. Сам император Николай I решал, допускать ли стихи в печать. В литературном отношении песни ему весьма понравились, однако он счел разумным не публиковать стихи о казненном бунтовщике, преданном церковной анафеме.

«Песни о Стеньке Разине» А. Пушкина – стилизации под устное народное творчество, попытка сохранить аутентичность оригиналов, подчеркнуть их художественность.

Конец стихотворения Александра Пушкина— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: