Об одном символе в романе м. ю. лермонтова «герой нашего времени»

Система рассказчиков

В романе три повествователя…

Ю.М. Лотман

  1. Сначала читатель смотрит на Печорина глазами Максим Максимыча, человека совсем другого сознания, чем Печорин. При этом точка зрения штабс-капитана передана другим лицом, странствующим офицером. Иначе говоря, о герое становится известно издалека и через посредство чужих оценок.
  2. Затем повествователь встречается с ним и непосредственно передаёт свои наблюдения.
  3. Наконец, читатель знакомиться с «Журналом Печорина», где герой описывает свои приключения и анализирует их. Читатель смотрит на Печорина его глазами и узнаёт о нем из его слов. Внутренний мир Печорина приближается к читателю, который получает возможность войти и погрузиться в него.

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

«Кавказец» — очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».

Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.

Очень краткий пересказ романа «Герой нашего времени»

Офицер Григорий Печорин «герой» современного мира, о котором говорит автор с читателем. Он невероятно жесток по отношению к окружающим, привык получать всё, что пожелает, не заботясь о последствиях. Так вышло с юной Бэлой, которую он выкрал чуть ли не из-под венца. Едва девушка прониклась к нему чувствами — тут же стала не интересна своему похитителю и вскоре погибла в рассвете девичьей красы.

Запретные женщины часто манили к себе Григория. Вера и вовсе уже была замужем, когда он положил на неё глаз будучи уверен, что безвозвратно влюблён. Но стоило законному супругу узнать об их отношениях и увезти жену подальше, Печорин быстро отвлёкся и позабыл свою возлюбленную.

Но и это ещё не все «заслуги» лермонтовского «героя», он не только недостойным мужчиной проявил себя, но и отвратительным товарищем. Не менее трагичен случай с княжной Мэри, супругой друга Печорина. Герой влюбил её в себя, некрасивая ситуация закончилась дуэлью, на которой пал муж княжны. А старый его приятель Максим Максимыч? Григорий дружил с ним пока ему самому это было нужно, а после и знать его не захотел. Никому и ничего хорошего этот эгоистичный человек не сделал, лишь причинял всю свою жизнь боль, разочарование и даже гибель.

Главные герои и их характеристика:

  •  Григорий Александрович Печорин  – ключевой персонаж романа. Впервые появился в неоконченном прозаическом произведении «Княгиня Лиговская». Печорин – аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее – скучающий великосветский щёголь. Герой и злодей в одном лице, во многом списанный с самого Лермонтова.
  •  Максим Максимыч  – штабс-капитан, приятель Печорина и матёрый вояка. Начал службу на Кавказе под началом А.П. Ермолова. Отлично знает быт народов Кавказа.
  •  Казбич  – один из ключевых персонажей главы «Бэла». Влюблён в девушку по имени Бэла. После того, как Печорин провернул коварный план, украв лошадь и уведя любимую, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич жил на самом деле.
  •  Бэла  – девушка-черкешенка, вскружила голову Казбичу и Печорину. Ужасно огорчалась, когда светский щёголь разлюбил её. Погибла от руки Казбича.
  •  Мария/Мери Лиговская  – юная княжна. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, всё кончилось печально: оказалось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин – любитель «поматросить и бросить». Результат – расставание княжны и офицера было недружеским.
  •  Грушницкий  – приятель Печорина. Приятельство постепенно превращается во вражду усилиями самого Григория Александровича. Результат вражды – дуэль и гибель Грушницкого.
  •  Вера  – любимая женщина Печорина. Только при встречах с ней Григорий Александрович искренен.

Сжатый пересказ «Героя нашего времени»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» читать в кратком изложении:

Повествование ведется от первого лица. Автор находится на Северном Кавказе, где и происходят основные события.

Автор знакомится с Максимом Максимычем – штабс-капитаном, ветераном Кавказской войны. Он рассказывает историю, действительно, произошедшую в его жизни. Штабс-капитан находился со своей ротой в Чечне. Однажды в крепости появляется Григорий Александрович Печорин – гвардеец, сосланный на Кавказ за провинность. Печорин проявляет интерес к дочери местного князя Бэле и решает похитить девушку с помощью ее брата Азамата. Азамат за помощь получает от Печорина коня удальца Казбича. Тот в отместку сам похищает Бэлу и в ходе погони убивает ее.

Автор задерживается во Владикавказе и становится свидетелем встречи между Печориным и Максимом Максимычем. Автор приходит к выводу, что Печорин схож с типичным портретом героя времени. Случайным образом в руки автора попадает дневник Печорина. Далее основное повествование идет из записей дневника.

Печорин приезжает в Тамань и устраивается на постой в весьма подозрительном доме. Незрячий жилец ведет себя не как слепой. Ночью Печорин следит за ним. На берегу моря вместе со слепым оказывается женщина, они ждут некоего Янко. Тайна разрешается достаточно просто. Все трое занимаются контрабандой. Печорин раскрывает себя. Девушка, чтобы убрать свидетеля их тайны, замышляет его убить. План не срабатывает. Девушка и Янко решают покинуть Тамань, оставив слепого мальчика. Трехдневное приключение Печорина заканчивается.

Печорин проводит зиму в Ставрополе, там он знакомится с доктором Вернером и юнкером Грушницким. В мае они отправляются в Пятигорск. Среди курортного общества выделяется княжна Мери. Печорин решает поухаживать за княжной, несмотря на влюбленность в ее Грушницкого. Ему удается добиться расположения Мери, а Грушницкий в ярости.

В Пятигорске появляется прошлая возлюбленная Печорина- Вера. Они начинают тайно встречаться, несмотря на замужество Веры и влюбленность в Печорина Мери. Грушницкий распускает слухи о том, что Печорин проводит свидания с княжной. Результатом становится дуэль, на которой Печорин убивает Грушницкого. Муж Веры что-то заподозрив увозит ее из Пятигорска. Печорин в смятении. Он признается Мери, что ухаживал за ней от скуки и уезжает.

В заключительной главе Печорин поневоле становится палачом. В доме начальника гарнизона собирается офицерская компания для игры в карты. Поручик Вулич предлагает поучаствовать в опасной игре с судьбой. Вулич решает стрелять в себя, а присутствовавшим предлагает делать ставки на результат. Печорин заявляет: «Вы нынче умрете». Но все выстрелы дают осечку или промах. Вулич уходит с полными карманами золотых. Но на улице его зарубают шашкой. Предсказание Печорина сбывается.

Историческая поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова, или кратко «Песня про купца Калашникова», написана в 1837 году. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Песнь про купца Калашникова» по главам. Произведение представляет завуалированные размышления поэта о верности, чести и справедливости в государственных масштабах.

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и  усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава 1. Бэла

Встреча рассказчика и штабс-капитана Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин.

Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.

Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина. Звали ее Бэла

Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз

У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.

Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.

Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу. Взамен пообещал, что конь будет его.

Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого

Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня

Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.

Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.

Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.

Глава 2. Максим Максимыч

Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина, когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.

Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины, несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.

Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.

Жанр «Героя нашего времени»

В «Герое нашего времени» и вообще в прозе Лермонтов идёт, как и в лирике, по пути совмещения жанровых форм.

Психологический портрет Печорина

— Характер главного героя в ходе повествования изменяется или остаётся одним и тем же?

Характер Печорина дан сложившимся и с устойчивым мироотношением. Это черта романтизма: герой – статичная фигура. Характер Печорина не меняется от эпизода к эпизоду. Он сложился раз и навсегда. Внутренний мир Печорина одинаков от первой повести до последней. Он не развивается.

— Каким мы видим Печорина? Что мы можем сказать о его характере, отношении к жизни и окружающим людям, какими принципами и соображениями он руководствуется в свой жизни?

  • Из жизненного опыта герой вынес скептическое отношение к действительности и к окружающим людям.
  • Всюду он видит одну и ту же банальность, тривиальность, но продолжает гоняться за жизнью, каждый раз думая, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства и обогатит его ум. Основная цель – избавиться от главной болезни Печорина – скуки (аналогия с Евгением Онегиным).
  • Однако, искренне отдаваясь новому влечению, он включает рассудок, уничтожающий непосредственное чувство.
  • Скепсис героя становится как бы абсолютным: важна не любовь, не правда и искренность чувства – власть над женщиной. Любовь для него не поединок равных, но подчинение себе. Он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причинною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».
  • Точно так же он не способен к дружбе, ибо не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом» (в дружбе один всегда раб другого). С Вернером он сохраняет дистанцию в отношениях. Свою отстранённость он даёт почувствовать и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий.
  • Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения.
  • Он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу.
  • Желание постоянно испытывать не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности.
  • Конечная цель жизненной активности – познание смысла действительности и своей личности. Эта устремлённость к высшим целям выделяет Печорина из среды, демонстрирует масштабность его личности и характера. Однако ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. Печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но и обернулись страданием и мукой. Отсюда вырастает мысль о смерти как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределённого круга. Герой мужественно несёт этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьёзный смысл своему пребыванию в мире.
  • Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе, смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой не удовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но при этом стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.

Карагез — Лермонтов М.Ю.

(отрывок из «Героя нашего времени»)

— Славная у тебя лошадь! — говорил Азамат, — если бы я был хозяин в доме и имел табун в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!

«А! Казбич!» — подумал я и вспомнил кольчугу.

— Да, — отвечал Казбич после некоторого молчания, — в целой Кабарде не найдешь такой. Раз, — это было за Тереком, — я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес. Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. Как птица нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. Конь мой прыгал через пни, разрывал кусты грудью. Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, — и пророк вознаградил меня. Несколько пуль провизжало над моей головою; я уж слышал, как спешившиеся казаки бежали по следам… Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался — и прыгнул. Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах; я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил. Казаки все это видели, только ни один не спустился меня искать: они, верно, думали, что я убился до смерти, и я слышал, как они бросились ловить моего коня. Сердце мое облилось кровью; пополз я по густой траве вдоль по оврагу, — смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез; все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться. Через несколько мгновений поднимаю их — и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. Валлах! это правда, истинная правда! До поздней ночи я сидел в своем овраге. Вдруг, что ж ты думаешь, Азамат? во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!.. С тех пор мы не разлучались.

И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названия.

— Если б у меня был табун в тысячу кобыл, — сказал Азамат, — то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ЛЕГЕНДА БЕГЛЕЦ →

Еще по данной теме::

  • ЛЕРМОНТОВ М. Ю. УТЕС

    УТЕС ЛЕРМОНТОВ М. Ю. Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась…

  • ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ТУЧИ

    ТУЧИ ЛЕРМОНТОВ М. Ю. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурного, цепью жемчужного Мчит…

  • ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ТРИ ПАЛЬМЫ

    ЛЕРМОНТОВ М. Ю. ТРИ ПАЛЬМЫ В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко рос…

  • ЛЕРМОНТОВ М. Ю. СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ШКОЛЬНОГО КУРСА

    ЛЕРМОНТОВ М. Ю. СТИХОТВОРЕНИЯ БЕЗ НАЗВАНИЙ ИЗ ШКОЛЬНОГО КУРСА *** Горные вершины Спят во тьме но…

  • ЛЕРМОНТОВ М. Ю. СОСЕД

    Лермонтов часто находился в конфликте с реальной действительностью, и под час воспринимал себя зак…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: