История создания
Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.
- Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
- Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
- В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).
Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.
Я буду метаться
Я буду метаться по табору улицы темной
За веткой черемухи в черной рессорной карете,
За капором снега, за вечным, за мельничным шумом…
Я только запомнил каштановых прядей осечки,
Придымленных горечью, нет — с муравьиной
кислинкой, От них на губах остается янтарная сухость.
В такие минуты и воздух мне кажется карим,
И кольца зрачков одеваются выпушкой светлой,
И то, что я знаю о яблочной, розовой коже…
Но все же скрипели извозчичьих санок полозья,
В плетенку рогожи глядели колючие звезды,
И били вразрядку копыта по клавишам мерзлым.
И только и свету, что в звездной колючей неправде,
А жизнь проплывет театрального капора пеной;
И некому молвить: «Из табора улицы темной…»
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:
В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда
Он стал «зловещим», «черным».
Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.
Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.
Вариант 2
Стих «Ленинград» Мандельштамом был написан в 1930 году, после того, как он вернулся с Кавказа в Санкт-Петербург. Свое произведение автор написал в предвкушении возвращения домой, ведь туда он был послан не по своему желанию.
Мандельштам затрагивал тему возвращения на родину. Его лирический герой с огромным воодушевлением говорил о том, что возвращается в родной Ленинград. Однако, какие-то мысли не давали покоя, тревожили героя.
Сама идея стихотворения заключается в том, чтобы показать то время, которое пришло с тем, как пришла новая власть. Именной этой власти не по душе пришлись многие люди творчества того времени. Мандельштам описывает то, как все-таки дорог герою его родной город, ведь с ним немого чего было связано, остались связи, однако, и это не придало герою уверенности в себе.
Весь сюжет стихотворения «Ленинград» развивается постепенно и плавно. Изначально лирический герой с огромным восторгом говорит о том, что наконец-то возвращается в родные места. Он говорит, что это его даже доводит до слез. Несмотря даже на то, что первые описания города очень даже мрачные, лирический герой все-таки восхищен величественным Ленинградом. Однако, совсем неожиданно для читателя герой говорит о том, что совсем не хочет погибать. Ведь у него есть друзья, хорошие знакома, однако, возможно кто-то уже умер.
Мандельштам для того, чтобы сделать текст более ярким и выразительным, использовал разные интересные художественные приемы. К примеру, было много эпитетов: черная лестница, декабрьский день. Так же, автор использовал различные метафоры, которые олицетворяли все, что происходило вокруг. Поэт использовал и олицетворения: дверной звонок ударяет в висок. Все эти приемы помогли Мандельштаму описать то, что он хотел, еще с большей яркостью. Все стихотворение было написано в интересной форме, а именно: четырехстопным анапестом. Строки между собой соединялись прекрасной и восхитительной рифмой.
Самое стихотворение Мандельштама «Ленинград» довольно-таки пессимистичное, унылое, пер без какой-либо надежды на положительное разрешение судьбы лирического героя. Нужно учесть так же тот факт, что Мандельштам в последствии подвергался репрессии, его отправили в ссылку, где он и трагически скончался. Вся его жизнь была трудной, тернистой, полно неожиданностей и трудностей, однако, он справлялся со всем и дарил миру свои восхитительные произведения.
Анализ стихотворения Ленинград по плану
Сохрани мою речь навсегда
Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма,
За смолу кругового терпенья, за совестный деготь труда.
Так вода в новгородских колодцах должна быть черна и сладима,
Чтобы в ней к Рождеству отразилась семью плавниками звезда.
И за это, отец мой, мой друг и помощник мой грубый,
Я — непризнанный брат, отщепенец в народной семье,—
Обещаю построить такие дремучие срубы,
Чтобы в них татарва опускала князей на бадье.
Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи —
Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду,—
Я за это всю жизнь прохожу хоть в железной рубахе
И для казни петровской в лесу топорище найду.
Анализ стихотворения
Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт XX века. Свое знаменитое стихотворение «Сохрани мою речь навсегда» он написал в 1931 году. Но ему так и не удалось застать его публикации, которая впервые произошла спустя 30 лет в Нью-Йорке. В СССР стих был опубликован только в 1966 году.
По поводу того, кому же посвящалось это произведение, ходили споры. Анна Ахматова заявляла, что это она является адресатом. Но жена Мандельштама — Надежда Яковлевна, было полностью уверена, что стих посвящен ей. Ведь именно она на свой страх и риск сохранила все литературные творения мужа, заучив их и пронеся сквозь тяжелые десятилетия сталинщины.
Согласно мнению некоторых литературоведов, поэт в своем произведении обращается к власти. Он пытается с ней договориться. Другие же считают, что в тексте есть обращение к абстрактной судьбе и Всевышнему.
Автор по-прежнему верен своему акмеизму. В материальных образах стихотворения описывается собственное отношение к настоящему, а также собственное наследие. Метафора колодца — это акмеистическое описание поэзии.
По своему жанру стих относится к философской элегии. Заметно, что Осип продолжает тему мировых «Памятников» Горация, Пушкина и других.
В первой строфе произведения главный лирический герой перечисляет качества, за которые он достоин того, чтобы его творчество (речь) сохранилось.
В следующей строфе наблюдается обращение героя к отцу, товарищу, а также помощнику. Таким образом автор пытается идентифицировать себя в своей же «народной семье». Но есть и другая версия, согласно которой это метафора языка или же поэзии.
В третьей строфе Мандельштам рассказывает читателю о жертве, на которую он согласен пойти ради того, чтобы заслужить любовь и признание.
Главной темой стихотворения является наследие, которое останется после автора. Осип старается примириться с реальностью, пытается найти некий компромисс со временем, чтобы его «речь» сохранилась.
Если мнение, что колодец поэзии для главного героя — это не компромисс, а его готовность к бою со смертью. Он согласен пережить любое горе и справиться с различными трудностями только ради того, чтобы соединится с народом и тем самым обрести поэтическое бессмертие.
Синтаксически композиция произведения построена на дополнениях, которые начинаются предлогом «за». Таким методом поэт пытается указать на причину ценности поэзии, а также на жертву, которую готов принести главный герой этого прекрасного стихотворения.
Стихотворения (1908 — 1925)
Камень | |
«Звук осторожный и глухой…» | 66 |
«Сусальным золотом горят…» | 66 |
«Только детские книги читать…» | 66 |
«Нежнее нежного…» | 67 |
«На бледно-голубой эмали…» | 67 |
«Есть целомудренные чары…» | 68 |
«Дано мне тело — что мне делать с ним…» | 68 |
«Невыразимая печаль…» | 69 |
«Ни о чем не нужно говорить…» | 69 |
«Когда удар с ударами встречается…» | 70 |
«Медлительнее снежный улей…» | 70 |
Silentium | 70 |
«Слух чуткий парус напрягает…» | 71 |
«Как тень внезапных облаков…» | 71 |
«Из омута злого и вязкого…» | 72 |
«В огромном омуте прозрачно и темно…» | 72 |
«Душный сумрак кроет ложе…» | 73 |
«Как кони медленно ступают…» | 73 |
«Скудный луч, холодной мерою…» | 73 |
«Воздух пасмурный влажен и гулок…» | 74 |
«Сегодня дурной день…» | 75 |
«Смутно-дышащими листьями…» | 75 |
«Отчего душа так певуча…» | 76 |
Раковина | 76 |
«На перламутровый челнок…» | 77 |
624
«О, небо, небо, ты мне будешь сниться!..» | 77 | 365* |
«Я вздрагиваю от холода…» | 77 | |
«Я ненавижу свет…» | 78 | |
«Образ твой, мучительный и зыбкий…» | 78 | |
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» | 79 | |
Пешеход | 79 | |
Казино | 79 | |
«Паденье — неизменный спутник страха…» | 80 | |
Золотой | 80 | |
Царское Село | 81 | |
Лютеранин | 82 | |
Айя-София | 83 | |
Notre Dame | 83 | |
Старик | 84 | |
Петербургские строфы | 84 | |
«Здесь я стою — я не могу иначе» | 85 | |
«…Дев полуночных отвага…» | 85 | |
Бах | 86 | |
«В спокойных пригородах снег…» | 87 | |
«Мы напряженного молчанья не выносим…» | 87 | |
«Заснула чернь! Зияет площадь аркой…» | 87 | |
Адмиралтейство | 88 | |
«В таверне воровская шайка…» | 88 | |
Кинематограф | 89 | |
Теннис | 90 | 366 |
Американка | 91 | |
«Отравлен хлеб, и воздух выпит…» | 91 | |
Домби и сын | 92 | |
Валкирии | 93 | |
«…На луне не растет…» | 93 | 367 |
Ахматова | 93 | |
«Поговорим о Риме — дивный град!..» | 94 | |
«О временах простых и грубых… | 94 | |
«На площадь выбежав, свободен…» | 94 | |
Равноденствие | 95 | |
«Мороженно!» Солнце. Воздушный бисквит…» | 95 | |
«Есть ценностей незыблемая скала…» | 96 | |
«Природа — тот же Рим и отразилась в нем…» | 96 | |
«Пусть имена цветущих городов…» | 96 | |
«Я не слыхал рассказов Оссиана…» | 98 | |
Европа | 98 | |
Encyclyca | 99 | |
Посох | 99 | 369 |
Ода Бетховену | 100 | |
«Уничтожает пламень… | 101 | 369 |
«И поныне на Афоне…» | 102 |
* Цифра второго столбца обозначает страницу приложений.
625
Аббат («О, спутник вечного романа…») | 102 | |
«От вторника и до субботы…» | 103 | |
Дворцовая площадь | 103 | |
«О свободе небывалой…» | 104 | |
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…» | 104 | |
«Обиженно уходят на холмы…» | 105 | 370 |
«С веселым ржанием пасутся табуны…» | 105 | |
«Я не увижу знаменитой «Федры»..,» | 106 | |
Tristia | ||
«Как этих покрывал и этого убора…» | 107 | 371 |
Зверинец | 108 | |
«В разноголосице девического хора…» | 109 | |
«На розвальнях, уложенных соломой…» | 110 | |
Соломинка | ||
1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…» | 110 | 373 |
2. «Я научился вам, блаженные слова…» | 111 | |
3. «Мне холодно. Прозрачная весна…» | 111 | 373 |
4. «В Петрополе прозрачном мы умрем…» | 112 | |
«Не веря воскресенья чуду…» | 112 | |
«Эта ночь непоправима…» | 114 | |
«Собирались эллины войною…» | 114 | 374 |
Декабрист | 115 | |
«Золотистого меда струя из бутылки текла…» | 116 | |
Меганом | 116 | |
«Среди священников левитом молодым…» | 117 | |
«Когда на площадях и в тишине келейной…» | 118 | |
Кассандре | 118 | 375 |
«В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа…» | 119 | |
«Твое чудесное произношенье…» | 120 | |
«Что поют часы-кузнечик…» | 120 | |
«На страшной высоте блуждающий огонь!..» | 121 | |
«Когда в теплой ночи замирает…» | 121 | |
Сумерки свободы | 122 | |
Tristia | 124 | |
Черепаха | 125 | |
«В хрустальном омуте какая крутизна!..» | 125 | 376 |
«Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы…» | 126 | |
«Вернись в смесительное лоно…» | 126 | |
Феодосия | 127 | 376 |
«Мне Тифлис горбатый снится…» | 128 | |
Веницейская жизнь | 129 | |
«Когда Психея-жизнь спускается к теням…» | 130 | |
Ласточка | 130 | 377 |
«Возьми на радость из моих ладоней…» | 131 | |
«Чуть мерцает призрачная сцена…» | 132 | 378 |
626
«В Петербурге мы сойдемся снова…» | 132 | 379 |
«За то, что я руки твои не сумел удержать…» | 133 | 381 |
«Когда городская выходит на стогны луна…» | 134 | |
«Мне жалко, что теперь зима…» | 135 | |
«Я наравне с другими…» | 136 | |
«Я в хоровод теней, топтавших нежный луг…» | 136 | |
«Люблю под сводами седыя тишины…» | 137 | |
Стихи 1921 — 1925 годов | ||
Концерт на вокзале | 139 | |
«Умывался ночью на дворе…» | 140 | |
«Кому зима — арак и пунш голубоглазый…» | 140 | |
«С розовой пеной усталости у мягких губ…» | 141 | |
«Холодок щекочет темя…» | 141 | |
«Как растет хлебов опара…» | 142 | |
«Я не знаю, с каких пор…» | 142 | |
«Я по лесенке приставной…» | 143 | |
«Ветер нам утешенье принес…» | 144 | |
Московский дождик | 144 | 381 |
Век | 145 | |
Нашедший подкову (Пиндарический отрывок) | 146 | |
Грифельная ода | 149 | 382 |
Париж | 151 | |
«Как тельце маленькое крылышком…» | 151 | |
1 января 1924 | 152 | |
«Нет, никогда, ничей я не был современник…» | 154 | |
«Вы, с квадратными окошками…» | 155 | |
«Сегодня ночью, не солгу…» | 156 | |
«Жизнь упала, как зарница…» | 156 | |
«Из табора улицы темной…» | 158 |
Краткая биография
В 1911 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. К этому времени прочно вошёл в литературную среду – принадлежал к группе акмеистов, к организованному Н. Гумилёвым «Цеху поэтов». В 1913 вышла первая книга его стихотворений «Камень».
В 1918-1921 работал в культурных учреждениях в Крыму и Грузии. В 1922 переехал в Москву.
1920-е были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы: вышло несколько поэтических сборников, статьи о литературе, изданы две книги прозы, несколько книжек для детей. Много времени он отдавал переводческой работе.
В 1934 был репрессирован, выслан в Чердынь, а затем в Воронеж, где работал в газетах и журналах, на радио. Погиб после вторичного ареста.
Приложения
Разные редакции и наброски | |
СТИХОТВОРЕНИЯ (1908-1925) | 366 |
НОВЫЕ СТИХИ (1930-1937) | 387 |
СТИХОТВОРЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ | 429 |
ЭКСПРОМТЫ. ОТРЫВКИ. СТРОКИ ИЗ УНИЧТОЖЕННЫХ ИЛИ УТЕРЯННЫХ СТИХОВ | |
«Поднять скрипучий верх соломенных корзин…» | 436 |
«……коробки…» | 436 |
«Я давно полюбил нищету…» | 436 |
«Под зефиры весны…» | 437 |
«Целует мне в гостиной руку…» | 437 |
«………Канделаки…» | 437 |
«Однажды прапорщик-заика…» | 437 |
«Вакс ремонтнодышащий…» | 437 |
«Убийца, преступная вишня…» | 437 |
«В оцинкованном влажном Батуме…» | 438 |
«Это я. Это Рейн. Браток, помоги…» | 438 |
«Я семафор со сломанной рукой… » | 438 |
«И пламенный поляк — ревнивец фортепьянный…» | 438 |
637
«На этом корабле есть для меня каюта…» | 439 |
«Там уж скоро третий год…» | 439 |
«Но уже раскачали ворота молодые микенские львы…» | 439 |
«В Париже площадь есть — ее зовут Звезда…» | 439 |
«Такие же люди, как вы…» | 439 |
«И веером разложенная дранка…» | 439 |
«Река Яузная…» | 440 |
«Черная ночь, душный барак…» | 440 |
Комментарии | 441 |
Алфавитный указатель стихотворений | 612 |
Воспроизводится по изданию: О.Э. Мандельштам. Собрание сочинений в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Том 1.
Электронная публикация РВБ, 2010–2021. Версия 2.0 от 3 октября 2021 г.
Основная идея
Смысл стихотворения «Ленинград» – обращение к образу города на Неве, противопоставление прошлого и настоящего города и непринятие лирическим героем произошедших изменений. Лирический герой после долгого отъезда вернулся в родной, «знакомый до слез» Петербург, который изменился до неузнаваемости за время его отсутствия и стал Ленинградом. Теперь город вызывает в нем смешанные чувства и переживания. Он любит знакомый и родной Петербург, но Ленинград ассоциируется у лирического героя с горечью, тоской и зловещим мраком. Он живет на черной лестнице в ожидании ареста и испытывает колоссальную тревогу за свое будущее и будущее всей страны.
Лирический герой не может принять реалии нового мира. Такова главная мысль стихотворения «Ленинград».
Тема
В стихотворении поэт развивает тему долгожданной встречи с родным городом. В центре авторского и читательского внимания лирический герой и Петербург. В первых строках герой рассказывает, что вернулся в знакомый с детства город. Во второй строфе стихотворения он обращается к самому себе: «глотай же скорей рыбий жир ленинградских речных фонарей».
Атмосферу Петербурга мужчина сравнивает с дегтем, но все же пытается найти что-то светлое, приятное. Герой обращается к городу с искренними признаниями. В строках-обращениях используются восклицательные предложения, которые намекают на эмоциональный накал мужчины. Он признается, что Петербург, не стал для него чужим, ведь хранит номера и адреса его знакомых.
Главный герой очень хочет снова увидеть близких людей. В ожидании он живет на лестнице. Никто из знакомых не приходит, поэтому каждый звонок в двери напоминает герою удар в висок, а дверная цепочка – кандалы.
Анализ стихотворения
Вот что нашлось на YouTube по этому запросу
Осип Мандельштам. Мы живем, под собою не чуя страны…
Осип Мандельштам. Мы живем, под собою не чуя страны…
Ничего не понимаю в стихах 49.22%
Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.36%
Нет времени, нужно другим заниматься 30.42%
Осип Мандельштам Мальчик в трамвае
Однажды утром сел в трамвай Первоступенник-мальчик. Он хорошо умел считать До десяти и дальше. И вынул настоящий Он гривенник блестящий.Кондукторши, …
Осип Мандельштам Американка
Американка в двадцать лет Должна добраться до Египта, Забыв «Титаника» совет, Что спит на дне мрачнее крипта.В Америке гудки поют, …
Осип Мандельштам Айя-София
Айя-София,- здесь остановиться Судил Господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам.И …
Осип Мандельштам Футбол
Телохранитель был отравлен. В неравной битве изнемог, Обезображен, обесславлен, Футбола толстокожий бог. И с легкостью тяжеловеса Удары отбивал боксер: О, …
Осип Мандельштам Я скажу это начерно, шепотом
Я скажу это начерно, шепотом, Потому, что еще не пора: Достигается потом и опытом Безотчетного неба игра.И под временным небом …
Осип Мандельштам Звук осторожный и глухой
Осип Мандельштам Довольно кукситься
Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем! Я нынче славным бесом обуян, Как будто в корень голову шампунем Мне вымыл парикмахер …
Осип Мандельштам О красавица Сайма
О, красавица Сайма, ты лодку мою колыхала, Колыхала мой челн, челн подвижный, игривый и острый, В водном плеске душа колыбельную …
Осип Мандельштам Все в трамвае
Осип Мандельштам Два трамвая Клик и Трам
Николай Заболоцкий После работы
Александр Блок Разгадал я, какие цветы
Аполлон Григорьев Пригрезился снова мне сон былой (из Гейне)
Александр Твардовский Снега потемнеют синие
Самуил Киссин Мир успокоенной душе моей
Борис Смоленский А одиночество бывает сразу
А одиночество бывает сразу — С последними прощальными гудками. Рассунуты скорей рукопожатья, Один толчок, назад …
Марина Цветаева Ходит сон с своим серпом
Михаил Лермонтов Светись, светись, далёкая звезда
Александр Пушкин На гр. А. К. Разумовского
Иосиф Бродский Одной поэтессе
Сапожник строит сапоги. Пирожник сооружает крендель. Чернокнижник листает толстый фолиант. А грешник усугубляет, что ни …
Стихотворения разных лет
«Среди лесов, унылых и заброшенных…» | 260 |
«Тянется лесом дороженька пыльная…» | 261 |
«В непринужденности творящего обмена…» | 262 |
631
«О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» | 262 |
«Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» | 262 |
«Из полутемной залы, вдруг… | 263 |
«Довольно лукавить: я знаю…» | 263 |
«Здесь отвратительные жабы…» | 263 |
«Сквозь восковую занавесь…» | 264 |
Пилигрим | 264 |
«В морозном воздухе растаял легкий дым…» | 265 |
«В безветрии моих садов…» | 265 |
«Истончается тонкий тлен…» | 265 |
«Ты улыбаешься кому…» | 266 |
«В просторах сумеречной залы…» | 266 |
«В холодных переливах лир…» | 267 |
«Озарены луной ночевья…» | 267 |
«Твоя веселая нежность…» | 268 |
«Не говорите мне о вечности…» | 268 |
«На влажный камень возведенный…» | 269 |
«Бесшумное веретено…» | 269 |
«Если утро зимнее темно…» | 269 |
«Пустует место. Вечер длится…» | 270 |
«В смиренномудрых высотах…» | 270 |
«Дыханье вещее в стихах моих…» | 271 |
«Нету иного пути…» | 271 |
«Что музыка нежных…» | 272 |
«На темном небе, как узор…» | 272 |
«Где вырывается из плена…» | 272 |
«Когда мозаик никнут травы…» | 273 |
«Под грозовыми облаками…» | 273 |
«Единственной отрадой…» | 274 |
«Над алтарем дымящихся зыбей…» | 274 |
«Когда укор колоколов…» | 275 |
«Мне стало страшно жизнь отжить…» | 275 |
«Я вижу каменное небо…» | 276 |
«Вечер нежный. Сумрак важный | 276 |
«Листьев сочувственный шорох…» | 277 |
«Убиты медью вечерней…» | 277 |
«Как облаком сердце одето…» | 278 |
«…Я помню берег вековой…» | 278 |
«Неумолимые слова…» | 279 |
«В самом себе, как змей, таясь…» | 279 |
Змей | 280 |
«В изголовьи Черное Распятье…» | 281 |
«Темных уз земного заточенья… | 281 |
«Медленно урна пустая…» | 282 |
«Когда подымаю…» | 282 |
«Душу от внешних условий…» | 283 |
«Я знаю, что обман в видении немыслим…» | 283 |
«Ты прошла сквозь облако тумана…» | 284 |
632
«Не спрашивай: ты знаешь…» | 284 | |
Кузнец….. | 285 | |
«Стрекозы быстрыми кругами…» | 286 | |
«Тысячеструйный поток…» | 286 | |
«Когда показывают восемь…» | 286 | |
Шарманка | 287 | |
«Как Черный ангел на снегу…» | 288 | |
«Черты лица искажены…» | 288 | |
«От легкой жизни мы сошли с ума…» | 288 | |
Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») | 289 | |
«Веселая скороговорка…» | 289 | |
Песенка | 290 | |
Летние стансы | 290 | |
Американ бар | 291 | |
Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») | 292 | |
Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») | 293 | |
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» | 293 | |
Спорт | 294 | |
Футбол | 294 | 429 |
Второй футбол | 295 | 429 |
Автопортрет | 295 | |
«Как овцы жалкою толпой…» | 296 | |
«Развеселился наконец…» | 296 | |
«Когда держался Рим в союзе с естеством…» | 296 | |
Перед войной | 297 | |
«Немецкая каска — священный трофей…» | 297 | |
Polaci! | 298 | |
Реймс и Кельн | 298 | 429 |
«В белом раю лежит богатырь…» | 298 | |
Аббат | 299 | |
«У моря ропот старческой кифары…». | 300 | |
«Вот дароносица, как солнце золотое…» | 300 | |
« — Я потеряла нежную камею…» | 301 | |
Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») | 301 | |
«О, этот воздух, смутой пьяный…» | 302 | 430 |
«Когда октябрьский нам готовил временщик…» | 302 | |
«Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» | 303 | |
«Все чуждо нам в столице непотребной…» | 303 | |
Телефон | 303 | |
«Где ночь бросает якоря…» | 304 | |
Актер и рабочий | 305 | |
А небо будущим беременно | 306 | 431 |
Христиан Клейст | 307 | |
«Мне кажется, мы говорить должны | 308 | |
«Мир начинался страшен и велик…» | 308 | |
«Да, я лежу в земле, губами шевеля…» | 308 | 433 |
Железо | 309 |
633
«Ты должен мной повелевать…» | 309 | |
«Тянули жилы, жили-были…» | 309 | |
«Мир должно в черном теле брать…» | 310 | |
«Я в сердце века — путь неясен…» | 310 | |
«А мастер пушечного цеха…» | 310 | |
«Как женственное серебро горит…» | 310 | |
<�Ода> | 311 | 433 |
Чарли Чаплин | 313 | |
«С примесью ворона — голуби…» | 314 | |
«Пароходик с петухами…» | 315 | |
Стансы («Необходимо сердцу биться…») | 316 | |
«На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» | 318 |
Ранние годы
В 1907 году юный Мандельштам стал слушателем лекций при физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, однако, проучившись некоторое время, не ощутил в себе тяги к естественным и точным наукам, поэтому принял решение забрать документы.
В 1908 году будущее светило русской литературы поступает в университет Сорбонны, попутно слушая курсы в университете Гейдельберга. За годы обучения Осип проявил себя как талантливый литератор и весьма эрудированный человек, что позволило ему войти в элитный круг общения будущих русских литераторов.
Среди друзей и знакомых поэта того времени были Николай Гумилев, Вячеслав Иванов, с которыми он часто собирался, и друзья обсуждали классику французской и английской поэзии.
В 1911 году семья поэта стала испытывать большие финансовые трудности, и Осипу пришлось вернуться на родину и продолжить обучение в университете Санкт-Петербурга.