Конспект нод для детей средней группы по русской народной сказке «лисичка со скалочкой»

Из какой это сказки?

А
сейчас предлагаю отгадать, из каких
сказок взяты следующие цитаты. За каждый
правильный ответ — один балл.

1.
А у лисы было четыре дочери и один сын.
Старая лиса на охоту пошла, а детям
приказала петушка глядеть и кипяток
греть.

2.
Спрятались за оградой и вдруг видят —
выходит из их дома девушка с коромыслом:
такая красавица, такая красавица! Только
немножко хромая.

3.
Мышата было только и знают, что танцуют
и поют. А петушок на рассвете встанет,
всех песней разбудит и к работе берется.

4.
Нет, дедушка, я не пила, я не ела: только
бежала через мосточек и ухватила кленовый
листочек, только бежала через плотинку
и схватила водицы капельку — только
пила, только и ела!

5.
Влез и тот. Уже их шестеро, уже так им
тесно, что и некуда. Но вдруг трещат
кусты, вылезает медведь.

6.
Котята и отдали ей кусочек сыра, чтобы
она разделила. Лисичка переломила
комочек сыра надвое, а потом и говорит:
«Нет, этот кусочек — больше, надо
сравнить», — и надкусила один кусочек.

7.
Пошла она снова к тому улью, да так, что
мало в нем осталось. Возвращается домой.
Медведь проснулся и спрашивает:


Ну,
как же твоего крестника зовут?


Серединкой.

А
медведь:


Вот
же, до чего ж у твоих крестников имена
чудные!

8.
Прибегает зайчик назад и хвастается:


Прячьтесь,
говорила лисичка, потому что он, как
придет, то разорвет нас в клочья.

9.
Медведь тогда его хвать за бок, давай
смолу отдирать. Отдирал, отдирал и увяз
зубами, никак не вырвет.

10.
— Эй, парень, а чего тебе здесь надо?
Биться или мириться?


Где
уж там мириться — биться!

Лисичка со скалочкой

Русская народная сказка

Шла ли-сич-ка по до-рож-ке, на-шла ска-лоч-ку. 

Под-ня-ла и по-шла даль-ше. 

При-шла в де-рев-ню и сту-чит-ся в из-бу:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, ли-сич-ка–се-стрич-ка! Пу-сти-те пе-ре-но-че-вать!

— У нас и без те-бя тес-но.

— Да я не по-тес-ню вас: са-ма ля-гу на ла-воч-ку, 

хвос-тик под ла-воч-ку, ска-лоч-ку  под печ-ку.

Её пус-ти-ли.

Вот она ле-гла са-ма на ла-воч-ку, хвос-тик под

 ла-воч-ку, ска-лоч-ку под печ-ку.

Ра-но ут-ром ли-сич-ка вста-ла, со-жгла сво-ю ска-лоч-ку, а по-том и спра-ши-ва-ет:

— Где же моя ска-лоч-ка? 

Да-вай-те мне за не-ё ку-роч-ку!

Му-жик – де-лать не-че-го! – от-дал ей за ска-лоч-ку 

ку-роч-ку.

Взя-ла ли-сич-ка ку-роч-ку, и-дёт да по-ёт:

— Шла ли-си-чка по до-рож-ке,

На-шла ска-лоч-ку,

За ска-лоч-ку взя-ла ку-роч-ку!

При-шла она в дру-гу-ю де-рев-ню:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, ли-сич-ка–се-стрич-ка! Пу-сти-те пе-ре-но-че-вать!

— У нас и без те-бя тес-но.

— Да я не по-тес-ню вас: са-ма ля-гу на ла-воч-ку, 

хвос-тик под ла-воч-ку, ку-роч-ку под печ-ку.

Её пус-ти-ли.

Ли-сич-ка ле-гла са-ма на ла-воч-ку, хвос-тик под 

ла-воч-ку, а ку-роч-ку под печ-ку.

Ра-но ут-ром ли-сич-ка по-ти-хонь-ку вста-ла, схва-ти-ла ку-роч-ку, съе-ла, а пос-ле и го-во-рит:

— Где же моя ку-роч-ка? Да-вай-те мне за неё гу-соч-ку!

Ни-че-го не по-де-ла-ешь, при-шлось хо-зя-и-ну от-да-вать 

ей за ку-роч-ку гу-соч-ку.

Взя-ла ли-сич-ка гу-соч-ку, и-дёт да по-ёт:

— Шла ли-сич-ка по до-рож-ке,

На-шла ска-лоч-ку,

За ска-лоч-ку взя-ла ку-роч-ку,

За ку-роч-ку взя-ла гу-соч-ку!

При-шла о-на под ве-чер в тре-тью де-рев-ню:

— Стук-стук-стук!

— Кто там?

— Я, ли-сич-ка–се-стрич-ка! Пу-сти-те пе-ре-но-че-вать!

— У нас и без те-бя тес-но.

— А я не по-тес-ню вас: са-ма ля-гу на ла-воч-ку, 

хвос-тик под ла-воч-ку, гу-соч-ку под печ-ку.

Её пус-ти-ли.

Вот она ле-гла са-ма на ла-воч-ку, хвос-тик под ла-воч-ку, 

гу-соч-ку под печ-ку.

Ут-ром, чуть свет, ли-сич-ка вско-чи-ла, схва-ти-ла гу-соч-ку, съе-ла да и го-во-рит:

— А где же моя гу-соч-ка? Да-вай-те мне за неё де-воч-ку!

А му-жи-ку де-воч-ку жал-ко от-да-вать. 

По-са-дил он в ме-шок боль-шу-ю со-ба-ку и от-дал ли-се:

— Бе-ри, ли-са, де-воч-ку!

Вот ли-са взя-ла ме-шок, вы-шла на до-ро-гу и го-во-рит:

— Де-воч-ка, пой пес-ни!

А со-ба-ка в меш-ке как за-ры-чит!

Ли-са ис-пу-га-лась, бро-си-ла ме-шок – да бе-жать…

Тут со-ба-ка вы-ско-чи-ла из меш-ка – да за ней!

 

Ли-са от со-ба-ки бе-жа-ла–бе-жа-ла да под пе-нёк в 

но-ру юрк-ну-ла. 

Си-дит  там и го-во-рит:

— Уш-ки мои, уш-ки! Что вы де-ла-ли?

— Мы всё слу-ша-ли.

— А вы, нож-ки, что де-ла-ли?— Мы всё бе-жа-ли.

— А вы, глаз-ки?

— Мы всё гля-де-ли.

— А ты, хвост?

— А я всё те-бе ме-шал бе-жать.

— А, ты всё ме-шал! Ну, по-стой же, я те-бе за-дам! – И вы-су-ну-ла хвост из но-ры. – Ешь его, со-ба-ка!

Ответы

Отгадай, если сможешь!

1.
Лисичка.

2.
Сын мельника.

3.
Кашей.

4.
На яворе.

5.
Собаку.

6.
Отрубили крестьяне.

7.
Золотое.

8.
Круть и Верть.

9.
По молоко.

10.
Пряла пряжу.

11.
Мышка.

12.
На улицу гулять.

Из какой это сказки?

1.
Сказка о Котике и Петушке.

2.
Кривая уточка.

3.
Петушок и двое мышат (Колосок).

4.
Коза-Дереза.

5.
Рукавичка.

6.
Лисичка-судья.

7.
Лисичка-кума.

8.
Пан Котский.

9.
Соломенный бычок.

10.
Котигорошко.

1.
Царевна-лягушка.

2.
Золотой башмачок.

3.
Лисичка-сестричка и Волк-панибрат.

4.
Золушка.

5.
Буратино.

1.
Лесной царь Ох.

2.
Карлсон.

3.
Языкатая Хвеська.

4.
Красной Шапочкой.

5.
Русалочка.

От кого телеграмма?

1.
Белоснежка.

2.
Курочка Ряба.

3.
Ивасик-Телесик.

4.
Дед и баба из сказки «Репка».

5.
Лисичка из сказки «Лисичка-сестричка
и Волк-панибрат».

6.
Буратино.

7.
Волчонок из мультфильма «Капитошка».

Читай
также:

  • Сказочная
    викторина для малышей,
  • Литературная
    викторина для старшеклассников,
  • Отгадываем
    героев зарубежных сказок.

От кого телеграмма?

Внимание-внимание!
Сказочные герои не смогли оставить
своих сказочных дел, чтобы лично посетить
викторину, поэтому прислали срочные
сообщения. Но вот беда: почтальон Печкин
перепутал конверты

Ваша задача —
догадаться, от кого эти телеграммы.

1.
«Простите, не смогла приехать, отравилась
яблоком и уснула…»

2.
«Очень расстроена, мышка случайно
разбила моё яичко, не смогу прийти».

3.
«Мой гусенок где-то задерживается, к
сожалению, прилететь не смогу».

4.
«Урожай слишком большой, никак не вытянем
репку из земли, прибыть не сможем».

5.
«Катаюсь на спине волка. Его избили,
поэтому будем не скоро…»

6.
«У меня срочное дело — закопать золотые
монеты и вырастить денежное дерево. Вы
там как-то без меня».

7.
«Жду дождя, буду вместе с другом, но не
знаю, когда».

Анализ сказки

«Лисичка со скалочкой» — народное творчество, в котором характер человека переносится на животных. На примере изворотливой и хитрой лисицы показаны пороки людей.

Краткое содержание

Лисичка шла по дорожке, наткнулась на скалочку, подняла ее и пошла дальше. Она направилась в деревню. Лиса постучалась в первый дом, попросилась переночевать, сказала, что не займет много места. Ее впустили. Лисица утром встала пораньше, подожгла свою скалочку, а с хозяев стала спрашивать, где ее вещица. Взамен утраты потребовала курочку. Хозяевам нечего было делать, пришлось отдать.

Далее лисица оказалась в третьей деревне, ее вновь впустили на ночлег добрые люди. Утром лиса съела гусочку, а взамен потребовала девочку. Но мужику было жалко ее отдавать, тогда он пошел на хитрость. Положил в мешок огромную собаку и отдал плутовке.

Лисица пошла по тропинке и велела девочке петь песни, но вместо этого она услышала рычание. От страха лиса бросила мешок, откуда на нее бросилась собака и кинулась вдогонку. Героиня забежала в норку, после чего стала спрашивать свои лапки, ушки, глазки, хвост, кто помогал ей удрать от собаки. Как выяснилось, что все помогали, но только не хвост. Тогда лисица высунула его из норки на съедение псу. Тот схватил его и вытащил плутовку из норы.

Пересказ выполнен по следующему плану:

  1. Находка на тропинке.​
  2. Ночлег в первой деревне.
  3. Сожжение скалочки и получение курочки.
  4. Ночлег во второй деревне.
  5. Получение гусочки.
  6. Следующая деревня.
  7. Лисица требует девочку.
  8. Мешок с собакой и погоня от нее.
  9. Нора и хвост.
  10. Собака достает плутовку из норки.

Главная мысль

«Лисичка со скалочкой» — сказка, в которой есть чему научиться. Народное творчество с помощью хитрой лисы показало, что на каждого хитреца и обманщика найдется тот, кто окажется еще хитрее. На основе этого поучительного произведения можно научиться следующему:

  • честности;
  • доброте;
  • щедрости;
  • открытости.

Не нужно хитрить, обманывать, быть жадным, так как из этого ничего хорошего не выйдет

Жадность героини привела к тому, что она совсем забыла про осторожность

Лиса считала, что ее вранье будет продолжаться бесконечно, только нашелся тот, кто смог проучить обманщицу, преподать ей прекрасный жизненный урок.

Сказки очень важны и необходимы, так как именно в них ребенок видит положительные примеры, то, как себя правильно вести. Народное творчество формирует в нем правильное представление о жизни и поступках. «Лисичка со скалочкой» очень схожа со сказками «Лисичка-сестричка и Серый Волк», «Лиса-лапотница».

Ход занятия.

Присказка.

Начинаются наши сказки.

Заплетаются наши сказки.

На море, на океане, на острове Буяне,

Там березонька стоит.

На ней люлечка висит,

В люльке зайка крепко спит.

Как у зайки моего

Одеяльце шелково,

Перинушка пухова

Подушечка в головах.

Рядом бабушка сидит

Зайке сказки говорит.

Сказки старинные

Не короткие, не длинные:

Про кошку,

Про ложку,

Про лису и про быка.

Про кривого петуха,

Про гусей-лебедей,

Про смышленых зверей

Это присказка,а сказка?

Сказка дальше будет.

Воспитатель:-Сегодня, ребята, я расскажу вам старинную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое, отгадайте?

За деревьями, кустами

Промелькнуло, будто пламя

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.

Дети:-Лиса.

Воспитатель: -Ребята,сказка, которую вы сейчас услышите, называется «Лисичка со скалочкой».

-А знаете ли вы, что такое «скалочка», «гусочка» ?

Показываю детям скалку (натуральную, гусыню (игрушку) и объясняю значение этих слов. Рассказываю детям сказку, одновременно выставляя фигурки персонажей на фланелеграф. После рассказывания задаю детям вопросы по содержанию сказки.

Воспитатель:- Дети, история о лисичке могла быть на самом деле или это выдумка?

Дети:- Думаем, что выдумка.

Воспитатель:-Почему вы думаете, что выдумка?

Дети:- В жизни лиса не разговаривает.

Воспитатель:- Правильно, молодцы! Это сказка, а в сказках все может случаться, потому что сказка- это необыкновенная история. Какая лисичка в сказке? Как ее можно назвать?

Дети:- Обманщица, хитрая, коварная.

Физкультурная пауза:

Предлагаю одному из детей показать,как ходит хитрая лиса. Далее хитрую лису изображают все дети.

Также демонстрирую детям артикуляционные позы:

-голодная лиса- втянуть щеки;

-лиса лакает молоко- совершать лакательные движения языком;

-лиса облизывается- совершать круговое движение языком, облизывая губы (верхнюю, а затем нижнюю);

— лиса наелась: «Вкусное молоко!»— почмокать губами;

-сытая лиса- надуть щеки.

Предлагаю детям показать артикуляционные позы вместе со мной в следующем порядке: голодная лиса, сытая лиса, лиса лакает, облизывается, чмокает губами.

Воспитатель (продолжаю разговор) :- Лиса хитрая. Вспомните, как лиса каждый раз обманывала хозяев? Попробуем сказать так,как лиса просилась переночевать. Что лиса говорила? Каким голосом? А каким голосом лиса требовала утром пропажу? (Если дети затрудняются,помогаю им).

-Помните, лиса пришла в деревню со скалочкой,которую нашла на дороге. Попросилась переночевать-«Я лисичка- сестричка! Пустите переночевать!. . Да я вас не стесню :сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку». А ушла из деревни с кем?

Дети: -С курочкой.

Воспитатель:- Ей подарили эту курочку?

Дети:- Не подарили.

Воспитатель:- В другой деревне она вместо курочки обманом получила…

Дети (хором) :- Гусочку.

Воспитатель:- А в третьей деревне опять же обманом хотела забрать у мужика…

Дети:- Девочку.

Воспитатель:- А что же случилось с лисой в конце сказки? (Слушаю ответы детей и напоминаю им диалог лисы с ушками, ножками и т. п., выделяя интонационно диалог с хвостом.

Пальчиковая гимнастика:

Предлагаю детям поиграть с пальчиками.

Раз, два,три, четыре, пять- дети в лес пошли гулять.

(«шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса.

(рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень.

(пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук.

(кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь.

(руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя).

Воспитатель: Говорю детям о том, что они познакомились с еще одной русской народной сказкой, в которой рассказывается о лисе, обязательно похвалив их. -Ребята, а чтобы нам не забыть кто же главный герой нашей сказки,обведем по пунктирным линиям и раскрасим лисичку.

Отгадай сказочного героя

Ведущий
описывает сказочного героя, не называя
его имени. Команды пытаются угадать, о
ком идет речь. За каждый правильный
ответ — один балл.

1.
Маленький старичок, сам сморщенный, а
борода зеленая до колен. И домик у него
зеленый, и в том доме всё зеленое: и
стены, и лавки. И жена у него зеленая, и
дети, сказано — все-все… А за служанок
у него нимфы — такие зеленые, как рута!..

2.
Он — полноватый, самоуверенный человечек,
имеет необычную способность — летать.
Стоит ему покрутить пуговицу на животе,
как на спине сразу заводится хитроумный
моторчик.

3.
Больше всего на свете она любит болтать.
Где что услышит, сразу всем растреплет
языком, еще и свое что-то придумает.

4.
Жила когда-то в одной деревне маленькая
девочка, и такая красавица, что лучше
ее, пожалуй, никто и не видел. Мать любила
ее безумно, а бабушка еще больше. Добрая
бабушка сшила для внучки красную шапочку,
которая была ей так к лицу, что девочку
все стали называть…

5.
Она была нежная и прозрачная, как лепесток
розы, с глазами синими, как глубокое
море… Странным ребенком была она —
такая тихая, задумчивая… Сестры ее
восторгались разными удивительными
вещами, которые попадали сюда из разбитых
кораблей, а она, кроме своих пылающих
красных цветов, похожих на солнце,
поставила в своем уголке только одну
прекрасную мраморную статую. Это был
замечательный мальчик из белого чистого
мрамора, потерявшийся на дне моря из
какого-то погибшего корабля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Альмадела Данза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: