История создания
Стихотворение «Деревня» Александр Сергеевич начал писать в 1819 году, будучи еще совсем юным. Тогда он находился в Михайловском – материнском родовом имении, где и наблюдал двоякую картину. С одной стороны, пасторальное уединение, поля, красота природы. С другой – непосильный крестьянский труд, позорное ярмо рабства. Переживания, чувства, искреннее негодование автора отразились в произведении.
Опубликовано оно было только в 1826 году, и то лишь первая, «пейзажная» часть, слегка подкорректированная.
Полный вариант предстал перед публикой лишь в 1829 году. Автор указал другое название: «Уединение», а более привычное современному читателю «Деревня» появилось позже.
«Деревня», анализ стихотворения Александра Пушкина
Когда молодой поэт Александр Пушкин после окончания Лицея становится коллежским секретарем в Петербурге, он и не догадывается, что уже через три года лично сам император Александр I будет готов сослать его в Сибирь или даже на Соловецкие острова. Только благодаря вмешательству близких друзей — Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Тургенева — приговор был заменен ссылкой на юг России.
За что же так разгневался русский император, победивший Наполеона, царь-освободитель, в честь которого на Дворцовой площади был воздвигнут знаменитый «Александрийский столп»? За вольнолюбивые стихи юного Пушкина. Александр I даже упрекнул тогдашнего директора Лицея Егора Антоновича Энгельгардта в том, что царскосельский выпускник «наводнил Россию возмутительными стихами» .
В этот период Пушкин работал над своей поэмой «Руслан и Людмила», начатой еще во времена обучения в Царскосельском лицее. Однако, вырвавшись на свободу после шестилетнего нахождения в стенах Императорского лицея, Александр стал писать о «вольности святой». Свое первое произведение, оду, он так и назвал — «Вольность». И если основной своей целью поэт ставил «на тронах поразить порок», то есть осудить тиранов, попирающих закон, то в стихотворении «Деревня». написанном два года спустя (в 1819 году), Пушкин гневно осудил крепостничество.
Стихотворение имеет двухчастную композицию. В первой части, представляющей своеобразную пастораль, герой предстает этаким поэтом-мечтателем: он надеется уединиться на лоне природы, оказаться вдали от «суетных оков»:
Приветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…
Этот непритязательный деревенский пейзаж гораздо дороже поэту, чем «порочный двор Цирцей» и «роскошные пиры». Сельский мир рождает в душе героя душевное спокойствие и чувство свободы. В этом «пустынном уголке» он не только от «суетных оков освобожден». но учится находить блаженство в истине, а также боготворить закон «свободною душой» .
Герой был уверен, когда он уединится в деревне и отдастся творчеству, поэзии, он обретет спокойствие и вдохновение. Но действительность разрушила все эти сладкие мечты: поэт увидел не только мирный и прекрасный пейзаж. Он был потрясен увиденным зрелищем беззакония, рабства и несправедливости. Поэтому вторая часть этого лирического произведения представлена читателю описанием «барства дикого». которое присваивает себе «и труд, и собственность, и время земледельца» .
Стихотворение построено на контрасте «барства дикого» и «рабства тощего». но выражено противопоставление и на уровне лексики, и даже на уровне интонации. Если сначала тон повествования размеренный, сосредоточенный, то во второй части созерцание сменяется негодованием. В речи героя появляются ораторские выражения с характерными риторическими восклицаниями и вопросами. Поэт использует оценочную лексику, несущую эмоционально выразительную нагрузку: «тягостный ярем». «мысль ужасная». «насильственной лозой» .
Так поэт-мечтатель превращается в истинного гражданина: он выступает уже не просто от частного лица, а от имени всех передовых людей, стремящихся к освобождению народа от крепостного права. Понимая, что в стране все решает царь, поэт надеется, что рабство будет отменено «по манию царя». зато вслед за этим должна начаться новая эра, ознаменованная «прекрасной зарей» над «отечеством свободы просвещенной» .
Стихотворение полно обличительного пафоса, старославянизмов и античных образов (сказалось влияние классицизма), торжественных и высокопарных оборотов. После публикации первой части стихотворения, которая носила название «Уединение», император Александр I велел поблагодарить Пушкина за добрые чувства, а после распространения второй части этот же царь сослал поэта на юг России.
Жанр, направление, размер
- В произведении нельзя выделить один конкретный жанр. В нём присутствует и послание (обращение к деревне), и элегия (размышления о жизни, грустные рассуждения о современном обществе, ярко выраженная тоска лирического героя).
- Также нельзя однозначно определить направление. Романтизм в произведении ощущается с первых строк: герой идеализирует природу, осуждает общество и презирает цивилизацию. Он находит себя в уединении, подробно останавливается на состоянии своего внутреннего мира. В то же время автор делает акцент на социальной проблематике, не свойственной романтизму. Он подробно описывает проблемы крепостной России и делает это без прикрас, останавливаясь на самых зверских проявлениях «барства дикого». Это признаки реализма. Произведение относится и к пейзажной лирике (описание картин сельской природы), и к философской (размышления о нелегком положении крестьян, о сущности жизни, о свободе). Чаще всего такие произведения относят к вольнолюбивой лирике.
- Стихотворение «Деревня» написано шестистопным ямбом, в нём отчетливо прослеживаются все виды рифмовки: перекрестная, кольцевая, параллельная.
Жанровое своеобразие стихотворения А.С.Пушкина «Деревня»
Стихотворение «Деревня» написано А.С.Пушкиным в 1819 году в имении своего отца и относится к петербургскому периоду творчества. «Деревня» представляет собой социально-политический монолог и затрагивает глубоко волнующие автора проблемы настоящего и будущего России. Будучи по своим убеждениям сторонником конституционной монархии, Пушкин обличает господствующее в стране крепостное право, считает, что избавление крестьян от тяжкого бремени должно произойти «сверху», «по манию царя».
Интересной особенностью стихотворения является использование автором приёма жанрового смешения. Композиция, лексика, изобразительные средства создаёт постепенно нарастающий эмоциональный подъём.
Первая часть произведения наполнена созерцательно-элегическими размышлениями поэта о русской деревне, композиционное ядро здесь составляет лирический пейзаж Михайловского, схожий с картинами природы из стихотворения «Вновь я посетил».
Сентиментальный деревенский пейзаж с его «светлыми ручьями», «лазурными равнинами» озёр и «влажными берегами» создаёт ощущение спокойствия и благостности. Безграничность и просторность горизонта – это словно естественный символ освобождения поэта от «суетных оков», обретение желанного покоя «на лоне счастья и забвенья» и возможности предаться духовным исканиям.
В отличие от первой части стихотворения, жанр которой ближе всего к сентиментальной пасторали, вторая часть больше всего напоминает политический памфлет, то есть произведение обличительного характера.
Поэтические красоты родной природы не скрывают от взора лирического героя иные картины русской деревни:
Автор скорбит о тяжёлой доле крестьянства, обвиняя в страданиях народа«неумолимого Владельца», «Барство дикое», которое
Поэт полон решимости обратить взор власть имущих на то, какое тяжёлое и униженное существование влачит «рабство тощее», мечтает увидеть «народ неугнетенный», всей душой сожалеет о недостаточности своего призыва.
Поэтому совсем не утверждением, а настойчивым вопросом завершается стихотворение «Деревня»:
Такой финал не случаен. Пушкин и ждёт ответа, и не находит его. Таким образом, контрастное противопоставление красоты природы и реальной жизни поддерживается жанровым контрастом стихотворения – идиллия и памфлет.
Поэт использует средства поэтической выразительности, благодаря которым достигается задуманный поэтом эффект.
Огромную роль играют антонимические образы и противопоставления:
Пушкин включает в стихотворение «Деревня» свойственные для одического жанра восклицания:
а также риторические вопросы:
Идея
Автор восстает против жестокости самодержавия и желает свободы для своих соотечественников, которых он считает равными себе, к какому бы сословию они не принадлежали. Он пытается донести людям идею о том, что в такой несправедливости больше невозможно жить.
Кроме того, смысл «Деревни» заключается в том, чтобы показать контраст между красотами и благами русской земли и теми, кто ею распоряжается. Барство разоряет страну, угнетает народ, в нем же самом нет никакой пользы, потому что такая власть только развращает душу. Основная мысль стихотворения в том, что поэт всеми силами хочет приблизить «свободы просвещенной прекрасную зарю».
Поэт-гражданин
И поэт-мечтатель превращается таким образом в достойного гражданина – он теперь выступает не от имени частного лица, но от всего передового общества, которое стремится предоставить свободу народу от крепостного ига. Великий русский поэт понимает, что все в стране решает правитель. И он надеется, что когда-нибудь это рабство будет о, и в конце концов для российского государства наконец-то наступит кардинально новая эра над «отечеством свободы просвещенной», когда угнетенный человек получит свои права, и больше не будет должен отдавать свою жизнь на алтарь жизненного благоустройства избалованных и жестоких помещиков.
Мы рассмотрели историю создания «Деревни» Пушкина, особенности этого произведения, создавшего столько трудностей для поэта, но послужившего для него способом выразить свое мнение о несправедливости. В произведении поэт не дает ответа, как именно нужно бороться с несправедливостью. Настроение рассказчика нельзя назвать бунтарским. Внутренний мир его богат, однако в нем читатель может увидеть и те понятия, которые являются для лирического героя самыми ценными – это следование истине, покой, свобода, творчество.
История создания
Пушкин с раннего возраста ощущал несправедливость. Его мысли и убеждения часто подкреплялись свободолюбием, общением со своими лицейскими друзьями и постепенно складывающимися прочными взглядами на жизнь, которые и утвердились в основе мировоззрения писателя. В основном это было признание высшей ценности свободы. Поэт считал самодержавную власть жестокой тиранией, а первым несправедливым препятствием в жизни людей — крепостное право.
Стихотворение было написано в тяжелый творческий период поэта. В 1819 году после ссылки, находясь под домашним арестом в селе Михайловское, в этом произведении он открыто заявил о крепостничестве, превращающем часть населения великой страны в рабов.
Его основная идея — необходимость отменить крепостное право
Пушкин хотел акцентировать внимание читателя на несправедливое и жестокое отношении к народу путем противопоставления, разделив стихотворение как бы на две части
Такое убеждение поэта окончательно утвердилось от общения с И. С. Тургеневым , который готовил записки для Александра I об отмене крепостного права.
Александр I узнал о том, что народу предоставляется возможность читать запрещенные стихотворения декабристов и поручил князю Васильчикову прекратить распространение их стихов. Адъютант Васильчикова Чаадаев послал для рассмотрения Александру I «Деревню», но он не нашел предлога для наказания поэта и повелел отблагодарить Пушкина за светлые и добрые чувства в его произведении.
Стихотворения написано в жанре элегии, однако, во второй части произведения есть элементы гражданской лирики. Пушкин описывает пейзаж села Михайловское (например, «озер… равнины» — Маленец и Кучане
), он наполняет свое творение чувствами и противопоставляет красоту тихого поэтического уголка «роскошным пирам» в столичной суете.
На первый взгляд, читатель отмечает положительные моменты и не подозревает о том, что картина патриархальной идиллии может быть нарушена. На фоне гармонии и великолепии природы можно отметить только удовольствие от собственного труда поэта, он утешен и вдохновлен, творит и отдыхает от волнений и забот столичной жизни, показывая как душа его лирического героя открыта для постижения истины.
Во второй части стихотворения автор нарушает сложившуюся гармонию, и его спокойное размышление наводит его на мысли о том, что спрятано в этой картине благополучия, которую он описывал. Поэт и сам осознает
, что идиллия основана на беззаконии и несправедливой власти помещиков, что является произволом по отношению к крестьянам.
Стихотворение А. С. Пушкина «Деревня» написано «высоким стилем». Пушкин применяет торжественные слова и выражения («оракулы веков», «внемля», «роптанью»).
Особая выразительность отмечается в использовании заглавной буквы, таким способом поэт передает его высокое значение(«Закон», «Владельца», «Судьбой»).Поэтический стиль Пушкина меняется резко
Автор ясно показывает противопоставление и сменяет плавные и нежные образы в первой части («праздная воля», «лоно счастья и забвенья»)
на язвительные и жесткие образы во второй части («мысль ужасная», «невежества убийственный позор» ). Кроме этого, во второй части стихотворения меняются поэтические формулы, а не принцип их использования. Среди привычных поэтических оборотов заметна сатирическая картина мира, которая так же условна, как образы поэта.
Структурный анализ произведения позволяет заключить
, что применима следующая литературная техника:
- Шестистопный ямб, который чередуется с четырехстопным ямбом;
- Мужская рифма в 1-й и 3-ей строках чередуется с женской рифмой во 2-й и 4-ой строках;
- Присутствуют изобразительно-выразительные средства;
- Художественные средства отражены в противоречивых частях стихотворения.
Композиция
По смыслу стихотворение «Деревня» можно разделить на две части.
В первой лирический герой наслаждается встречей с любимым «пустынным уголком», восхищается красотой «мирных» пейзажей
Он бродит по знакомым местам, обращает внимание на каждую деталь, чувствует все запахи, слышит все звуки. В этом крае лирический герой обретает душевную гармонию. Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу
«Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.
Он избавляется от суеты, шумных балов, встреч и наедине с природой постигает великие истины бытия («Учуся в истине блаженство находить»).
Во второй части стихотворения лирический герой говорит о том, какая мысль омрачает его душу. «Среди цветущих нив и гор» невозможно не заметить убогую жизнь крестьян, их вечные страдания. Безвольные, невежественные, порабощенные, они вынуждены работать на других людей, не имея права ни на собственное мнение, ни на надежды, ни на достойные условия жизни. В конце произведения звучит отчаянный возглас поэта. Он мечтает застать те дни, когда «по манию царя» рабство покинет этот уголок, и наступит свободная, счастливая жизнь для этих бедных людей.
Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
Вариант 1
Стихотворение «Деревня» относится к произведениям, которые были написаны Пушкиным в Петербурге. Создать это стихотворение подвигло автора общение с революционерами. Особенно повлияли на это разговоры с Рылеевым и Чаадаевым.
Крепостное право — главная тема «Деревни». Пушкин пишет стихи о природе и показывает, как губительно действует крепостничество на людей. Помещики жестоки и несправедливы к крестьянам. Чтобы показать это наиболее ярко, поэт прибегает к противопоставлению.
Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.
Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.
Лирический герой выступает здесь, как ценитель этой гармонии и красоты. Но вторая часть доказывает, что он не простой романтик, он активный борец, который прекрасно понимает суть монархии. К сожалению, его одиночный голос не может изменить существующее положение.
Поэтому все, о чем он говорит, остается только мечтой. Его голос взволнован и тревожен, об этом говорят такие эпитеты, как «барство дикое», «тягостный ярем».
Вариант 2
В 1819г двадцатилетний поэт решил на короткое время приехать в город Санкт-Петербург, где и было создано его известное произведение «Деревня», в котором А. С. Пушкин думает не только о своей судьбе, но и делает выводы по происходящим данным о жизни каждого россиянина.
Данное произведение написано в виде элегии, но его спокойный стиль, философские взгляды, ложны. Если по первым строкам стихотворения А. С. Пушкин раскрывает свои чувства к своему родному краю, указывая, что здесь, в Михайловском помести, поэт был очень безмятежен, то уже в середине произведения мы можем проследить мысль о том, как здесь страшно и неуютно.
Подобные чувства поэта можно объяснить очень легко, когда будучи ребенком А. С. Пушкин часто думал о том, как все нескладно устроено в этом мире. Для того чтобы хорошо жить, некоторые люди должны постоянно работать, и при этом ничего хорошего они все равно не видят. А другим все дается просто, живут обеспеченно, не прикладывая больших усилий.
Но более ясно его думы можно изложить чуть позднее, тогда, когда он в своем родном городе хорошо сдружился с людьми, которые вследствие, стали декабристами, проникся их мыслями о том, что все должны быть равными друг перед другом. И по этой причине в начале его произведения, А. С. Пушкин, как бы случайно напоминает о том, что он променял все богатство на спокойную тихую жизнь. Он пишет об этом не просто так.
Поэт, обращаясь к родине в стихах, открывается ей, сообщая, что он принадлежит ей целиком, без остатка. А. С. Пушкин относит себя не к знатным людям, от которого, он целиком зависит, его хорошая нынешняя жизнь и его будущая жизнь, а к простым людям, которые ему роднее и яснее, чем высшая знать, полагающая, что все можно купить. И возвратившись в свое родное поместье, поэт выделяет, — я здесь для того, чтобы научиться жить спокойнее и благочестивее.
Но тем не менее, его деятельность и эмоциональность не могут на долгое время оставить А. С. Пушкина и дать по полной программе насладиться покоем и умиротворением деревенской жизни тогда, когда весь мир идет в неизвестность. А. С. Пушкина мучает та данность, что зажиточное население, как будто не видит бедность и простоту жизни обычных людей и не воспринимают их вообще за таковых.
А. С. Пушкин очень хорошо, очень тонко описывает жизнь крестьянина, в противовес богатому человеку, ведь простому населению хорошо известны такие понятия, как честность и свобода.
Основная идея
Главная мысль стихотворения – осуждение крепостного права и обличение устройства российского общества. Лирический герой сочувствует крестьянину, который вынужден до гроба нести свое тяжкое бремя, изнемогать в постоянных работах на своего владельца. Он наблюдает за тем, как увеличиваются эти «толпы измученных рабов». Герой с грустью смотрит на состояние жизни простого народа, стремится голосом своим «сердца» встревожить, но все напрасно: либо он не наделен таким даром, либо сами люди глухи к пророку, ведь наслаждения и заблуждения города не дают им подумать о судьбе страны.
Смысл авторской позиции понять несложно: Пушкин намеренно хвалит деревню, где так хорошо думать и творить. Это намек на то, что элита просто не видит жизни России, не вылезая из шикарных палат. Только на лоне природы можно прислушаться к себе и понять, куда стоит направить свои силы и возможности. Там же человек может наглядно рассмотреть, как живется обреченному на нищету трудовому крестьянству. Все эти условия и впечатления эффективнее поэтического слова докажут необходимость перемен.
Тема
Лирический герой приветствует деревню, прославляет её и утверждает превосходство этого прекрасного природного уголка над светской жизнью, шумными и глупыми пирами. Герой описывает красоты деревни — сады с цветами и луга с ручьями, озёра, холмы, поля и дома. Именно здесь лирический герой ищет истину, учится не роптать, принимать закон, сочувствовать людям и воздерживаться от зависти. Именно в деревне к нему приходит та вековая мудрость, которую несут ему «оракулы веков» (аллегорический образ, синонимичный образу музы).
Однако лирического героя поражает контраст между прекрасной природой деревни и ужасающим невежеством, царящим в ней. Барство утвердило свои права насилием, и крепостные становятся безмолвными рабами.
Лирический герой жалуется на недостаток красноречия: он хотел бы уметь сказать о проблеме так, чтобы царь отменил крепостное право и началась новая — свободная — жизнь.
Темы и проблемы
- Главная проблема произведения – несправедливость крепостного права. Пушкин стремится показать его несвободу и жестокость. Пока одни люди безгранично властвуют над другими, в обществе будет назревать напряженность, да и страна с таким микроклиматом не будет развиваться гармонично.
- Тема природы. Автор восхищается деревенским пейзажем, его вдохновляют красоты деревенской глуши, где к природным богатствам прибавляются духовные и нравственные ценности: честный труд, большое и здоровое семейство, гармония с окружающим миром.
- Проблема невежества. Поэт сетует на то, что ему не дано достучаться до злых сердец помещиков, которые, вероятно, и не читают его стихов, да и вообще ничего не читают. Поэтому им и кажется, что рабство – это нормальное явление, что они действительно имеют право тиранить крестьян и красть у них последнее достояние.
- Тема творчества. Автор возмущен, что судьба обделила его «витийства грозным даром». Он полагает, что его строки недостаточно убедительны для власть имущих. В этом призыве очевидна самокритика Пушкина, его вечное стремление в совершенству.
- Проблема бесправия крестьян. Описывается не только порочность господ, но и тяжкое бремя их рабов. Девушки обречены стать игрушкой для барина, а добродетельными женами и матерями. Молодые люди – всего лишь физическая сила для новых нужд помещика, их жизни скоротечны и безрадостны от изнуряющего труда.
- Антитеза деревни и города. Сельская местность предстает идеальным уединенным местом, где любой человек может стать лучше и найти силы стряхнуть лень с души. А вот столичный лоск только нагоняет тоску и провоцирует праздность мысли и духа. Там одно притворство, здесь же поэт обрел истину.
Анализ стиха Деревня с цитатами
В 1819 году Пушкин пишет стихотворение “Деревня”, в котором поэт рассуждает о второй стороне господствующей власти в России. Стихотворение звучит как протест против крепостничества. Композиция его делится на две части.
В первой Пушкин описывает бесконечную красоту и покой сельских просторов. Здесь все радует глаз: сады, ухоженные поля, избы. Как пишет поэт, в российской деревне “Везде следы довольства и труда”. Внешне жизнь крестьян выглядит благополучной и счастливой. Поэта привлекает здесь возможность уединиться от городской суеты, стремление к вдохновленному творчеству.
Однако вторая часть начинается с союза “но”. Это сразу же сигнализирует о внутреннем противоречии в описанной выше безмятежной картине:
Далее Пушкин раскрывает невидимую на первый взгляд изнанку деревенского благополучия. Здесь всем владеет “барство дикое”. Для поэта это выражение означает оплот невежества, произвола и беззакония. У русских крестьян нет будущего, под бесчеловечной властью погибают добрые, чистые подлинные человеческие качества.
Крестьяне “покорны бичам”, покорно несут “тяжесть ярем ” до гроба. Пушкин раскрывает в стихотворении две стороны деревенской жизни: внешнюю и внутреннюю. То страшное противоречие, которое обнаруживается между ними, вызывает у поэта глубокое возмущение и выражение протеста против существующей крепостнической системы.
Однако, в это время передовые дворяне в России продолжают верить в справедливость царя, в возможность изменения общественного положения путем нового законодательства. Именно поэтому Пушкин в конце стихотворения восклицает:
В этих строках поэт гневно обличает рабство, крепостничество, веря в близкие преобразования. Поэт уверен, что желанную свободу крестьянам может дать их просвещение.
Мне нравитсяНе нравится
Художественные средства
Делая литературный анализ «Деревни» Пушкина, учащийся для хорошей оценки может описать и те художественные средства, которые использовал поэт. Большую роль в стихотворении играют противопоставления, антонимические образы, например, «барство дикое» — «тягостный ярем». Поэт включает в произведение и восклицания, которые свойственны жанру оды, а также риторические вопросы. Подобные приемы, как правило, используются в публицистическом стиле памфлета. Мы видим, что в «Деревне» Пушкина средства выразительности используются самые разные. Также особое звучание произведению придает его размер – шестистопный ямб. По-другому он называется «александрийским стихом» и часто используется в одах.
Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.
Поэт описывает реальный пейзаж с. Михайловское («двух озер… равнины» — Маленец и Кучане). Он не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. Автор противопоставляет «тишину полей» «роскошным пирам», безмятежному покою на лоне природы суете столичной жизни. Первый восторженный взгляд ценителя искусства отмечает только положительные моменты. Картина патриархальной идиллии ничем не нарушена. На фоне великолепного пейзажа повсюду видны «следы довольства и труда».
В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».
Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».
Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).
В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.
Композиция
Композиция явно двухчастная, условно ее можно назвать зеркальной.
В первой части поэт рисует прекрасные пейзажи, наслаждается тишиной и простотой деревенской жизни. Он использует красивые эпитеты, множество прилагательных. Создается статичная картина, в которой будто замерло время: луга, поля, дубравы, «праздная вольность».
Вторая часть дается в резких, яростных лексических конструкциях. Пушкин изображает невыносимый быт крепостных крестьян, их порабощение самодурами-дворянами.
Создается невероятно живой, сильный эффект «кривого зеркала»: прекрасный мир отражается своей ужасной стороной, от которой читатель уже не может отмахнуться, так ярко и резко она представлена.
Используя такой контраст, Пушкин гениально воплощает цель любого ораторского произведения: обратить внимание на существующую проблему и подтолкнуть к действию, вызвать нужные чувства у слушателей
Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Деревня»
Вариант 1
Стихотворение «Деревня» относится к произведениям, которые были написаны Пушкиным в Петербурге. Создать это стихотворение подвигло автора общение с революционерами. Особенно повлияли на это разговоры с Рылеевым и Чаадаевым.
Крепостное право — главная тема «Деревни». Пушкин пишет стихи о природе и показывает, как губительно действует крепостничество на людей. Помещики жестоки и несправедливы к крестьянам. Чтобы показать это наиболее ярко, поэт прибегает к противопоставлению.
Первая часть — это идиллия. А.С. Пушкин воспевает красоту природы, ее покой и умиротворенность. Везде царит гармония.
Вторая часть – обличение крепостничества. Мы видим, как страдает народ, ка он нищенствует. Унижения и бесправие — основные черты этого строя.
Лирический герой выступает здесь, как ценитель этой гармонии и красоты. Но вторая часть доказывает, что он не простой романтик, он активный борец, который прекрасно понимает суть монархии. К сожалению, его одиночный голос не может изменить существующее положение.
Поэтому все, о чем он говорит, остается только мечтой. Его голос взволнован и тревожен, об этом говорят такие эпитеты, как «барство дикое», «тягостный ярем».
Вариант 2
В 1819г двадцатилетний поэт решил на короткое время приехать в город Санкт-Петербург, где и было создано его известное произведение «Деревня», в котором А. С. Пушкин думает не только о своей судьбе, но и делает выводы по происходящим данным о жизни каждого россиянина.
Данное произведение написано в виде элегии, но его спокойный стиль, философские взгляды, ложны. Если по первым строкам стихотворения А. С. Пушкин раскрывает свои чувства к своему родному краю, указывая, что здесь, в Михайловском помести, поэт был очень безмятежен, то уже в середине произведения мы можем проследить мысль о том, как здесь страшно и неуютно.
Подобные чувства поэта можно объяснить очень легко, когда будучи ребенком А. С. Пушкин часто думал о том, как все нескладно устроено в этом мире. Для того чтобы хорошо жить, некоторые люди должны постоянно работать, и при этом ничего хорошего они все равно не видят. А другим все дается просто, живут обеспеченно, не прикладывая больших усилий.
Но более ясно его думы можно изложить чуть позднее, тогда, когда он в своем родном городе хорошо сдружился с людьми, которые вследствие, стали декабристами, проникся их мыслями о том, что все должны быть равными друг перед другом. И по этой причине в начале его произведения, А. С. Пушкин, как бы случайно напоминает о том, что он променял все богатство на спокойную тихую жизнь. Он пишет об этом не просто так.
Поэт, обращаясь к родине в стихах, открывается ей, сообщая, что он принадлежит ей целиком, без остатка. А. С. Пушкин относит себя не к знатным людям, от которого, он целиком зависит, его хорошая нынешняя жизнь и его будущая жизнь, а к простым людям, которые ему роднее и яснее, чем высшая знать, полагающая, что все можно купить. И возвратившись в свое родное поместье, поэт выделяет, — я здесь для того, чтобы научиться жить спокойнее и благочестивее.
Но тем не менее, его деятельность и эмоциональность не могут на долгое время оставить А. С. Пушкина и дать по полной программе насладиться покоем и умиротворением деревенской жизни тогда, когда весь мир идет в неизвестность. А. С. Пушкина мучает та данность, что зажиточное население, как будто не видит бедность и простоту жизни обычных людей и не воспринимают их вообще за таковых.
А. С. Пушкин очень хорошо, очень тонко описывает жизнь крестьянина, в противовес богатому человеку, ведь простому населению хорошо известны такие понятия, как честность и свобода.
Мне нравитсяНе нравится
Значение финальных строк
Однако считает ли Пушкин, что у России нет шансов на более светлое будущее и что она обречена на вечное неравенство? В конце поэт напрямую обращается к своему народу. Он сожалеет о том, что ему не удается «зажечь» сердца людей, что его дар пропадает напрасно. Очень эмоционально и ярко звучит концовка стихотворения. Риторические вопросы и восклицания задают интонацию, создавая необходимую атмосферу. Свой стих «Деревня» Пушкин не позиционирует как открытый призыв к революции. Он верит, что рабство будет свержено «по манию царя». В этом и есть особенность лирики автора, который не желал насильственного разрушения существующего строя, не желал, чтобы в стране началась разруха (как это случилось в начале 20 века). Он взывал прежде всего к мудрости правителя, за что и был отправлен в ссылку.
Итак, крепостное право — одна из главных тем, к которым обращался А. С. Пушкин. «Деревня» (год написания — 1819) являет собой образец вольнолюбивой лирики, в которой поэт выражает свое недовольство угнетенным положением народа. Но в то же время он гордится своей Родиной, которая может похвастаться красотой и богатствами, традициями и историей, силой и духовным совершенством народа.