“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия
Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков – человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.
Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.
Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.
Отчаянный поступок Надежды Антоновны
Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги».
Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации.
Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.
«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии
Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.
Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.
“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
Популярные сегодня пересказы
- Гобсек — краткое содержание повести Бальзака Салон виконтессы де Гранлье, именно там начинается рассказ стряпчего Дервиля про ростовщика по имени Гобсек. Дервиль говорит о том, что в молодости был знаком с Гобсеком, ростовщиком с жёлтыми глазами
- Кукла — краткое содержание романа Пруса События романа происходят в 1878 году вблизи Варшавы в одном из поместий. Перед нами предстает хозяин магазина, где продается галантерея, Станислав Вокульский. Когда то он прислуживал в трактире
- Гарри Поттер и Дары Смерти — краткое содержание книги Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» — одна из частей знаменитого романа о мальчике-волшебники автора Роулинг. В этой части рассказывается о том, как пожиратели смерти готовились к покушению
- Мой щенок — краткое содержание стиха Михалкова Был у одной девочки щенок, который радовался жизни, с утра бегал, веселился, метался и кое-что терзал по пути в доме.
История создания
Согласно Википедии «Бешеные деньги» автор планировал назвать по-другому. Перебрав варианты «Коса на камень» и «Не все то золото, что блестит», в итоге он предпочел привычную современным читателям версию. Комедия в пяти действиях была закончена в конце 1869 года, после чего ее практически сразу напечатал журнал «Отечественные записки» (выпуск № 2 от 1870 г.). Спектакль по произведению был поставлен в сжатые сроки. Его премьера в Александринском театре прошла в апреле 1870 г., а в московском Малом театре — в октябре 1870 г.
Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной. В обществе быстро распространились и стали крылатыми такие фразы из произведения:
- «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
- «Только бешеные деньги не знают бюджета».
- «Умные люди сами по себе, а мы сами по себе».
- «И в рубище почтенна добродетель».
- «Совесть моя так же чиста, как и карманы».
Продолжение и развязка
За счет Василькова семья молодой супруги продолжает жить на широкую ногу. Копятся долги (более трехсот тысяч), и от всего этого у провинциала идет кругом голова. Будучи в трудном положении, Савва Геннадьевич соглашается выполнить просьбу жены и покрыть долги при условии, что молодые супруги переедут в скромную квартиру и станут жить по средствам.
Супруга возмущена, но вынуждена пойти на его условия. Уступив мужу, она не прекращает поддерживать отношения с бывшими поклонниками. Пуская пыль в глаза молодой женщине, Кучумов пытается купить ее любовь. Надеясь вернуться к прежней беззаботной жизни, Лидия становится его любовницей. Узнав об этом, муж разрывает с ней и ее матерью все контакты.
Ожидание обещанных лживым барином четырехсот тысяч рублей затягивается. Лжец навещает любовницу регулярно, но молчит о своем обещании. Телятев открывает Лидии правду и отмечает, что ее пожилой любовник разорен, да и сам Иван не в лучшем положении. В отчаянии молодая женщина посылает за Васильковым, которому говорят, что она при смерти и хочет его видеть.
Супруг приходит, но отвечает «нет» на предложение снова жить вместе. Чтобы проучить ее, он предлагает ей место экономки в доме матери. Если жена покажет себя с хорошей стороны, он обещает забрать ее в губернский город, а затем отвезти в Петербург. Лидия отказывается, однако задумывается о том, что нужно становиться на путь исправления.
DSC_0583a.jpg
Осталось понять, почему выбрана именно эта пьеса. «Бешеные деньги» — вещь сложная для постановки, с неоднозначными, даже странными характерами…
Перед спектаклем задала этот вопрос режиссеру Ирине Рогозиной.
А та ответила, что очень любит «Бешеные деньги» с юности. Что ж, «любовь» — замечательный повод взяться за дело. Дополнительные «бонусы», которые давала пьеса: ее актуальность для сегодняшнего дня, а еще – возможность занять большую часть труппы, чего «малогобаритная» пьеса не позволит.
Что же из всего этого получилось?
В двух словах о сюжете пьесы. Действие крутится вокруг молодой московской красавицы Лидии Чебоксаровой, окруженной поклонниками, среди которых она ищет себе богатого мужа. Лидия и ее мамаша до сих пор только прожигали деньги, но отец Лидии разорился, кредита у матери и дочери нет, выйти замуж за богача – единственный способ спастись, сохранить свои широкие замашки и свой образ жизни.
Вспоминаются другие пьесы Островского с похожей коллизией: в центре красивая и молодая девушка, за обладание которой разгорается борьба. Нежная и артистичная Лариса Огудалова в «Бесприданнице», ставшая предметом торга между воротилами города и выданная замуж за мелкого чиновника, гибнет в результате этой борьбы; чистая душой актриса Александра Негина из «Талантов и поклонников», выбирая между «честным замужеством» и грехом, предпочитает второе — и становится содержанкой богатого купца, несколько иная участь ждет красавицу Лидию Чебоксарову.
VII
У Каролины появились доказательства, что Саккар имеет любовную связь с баронессой Сандорф. Ей причиняла боль даже одна мысль об этом. Прошло уже два месяца, как любящая женщина боялась узнать правду. Но все же тайное стало явным. Слезы, сдерживаемые так долго, полились у Каролины сплошным потоком. В таком состоянии женщину застал Максим, приехавший к отцу. Он понял, что слезы на щеках Каролины появились из-за Саккара. Максим принялся успокаивать Каролину, разворошив при этом ворох грязного белья из прошлого своего отца.
Страх сковал Каролину с новой силой. Все ее смутные подозрения об аферах Саккара, и о том, что они с братом участвуют в спекуляциях, начали принимать реальные очертания. После рассказов Максима Каролина поняла, что для Саккара на первом месте всегда были и остаются деньги. Ради увеличения капитала он готов на все.
Много мыслей пронеслось в голове у женщины за несколько минут. Первым желанием было уехать подальше от Саккара и всего, что с ним связано. Но Каролина подавила в себе этот порыв, решив, что бесчеловечно будет бросить Виктора в такой ситуации. Она приняла решение: пока все останется по-прежнему. Каролина вдруг ясно ощутила, что любит Саккара, несмотря ни на что.
Экранизация
В 1981 году на экраны была выпущена первая и единственная на сегодняшний день художественная экранизация пьесы «Бешеные деньги» — если не учитывать версию 1978 года, так как она, все-таки, является спектаклем, хоть и показанным по телевизору. Режиссером фильма выступил Евгений Матвеев, актер Малого театра, которому не довелось принять участие в театральной постановке пьесы, хотя он об этом всегда мечтал. Фильм несколько искажает основной посыл первоисточника, делая Василькова и Лидию не плохими по природе, а как бы жертвами дурного влияния окружающих. Таким образом соглашение младшей Чебоксаровой стать экономкой в доме матери Саввы Генадьича (так по фильму) выглядит здесь не как ненормальная для здоровой семьи причуда, а как путь исправления, без которого ни Василькову, ни Лидии не обойтись. Фильм интересен участием в нем таких актеров, как Елена Соловей и Юрий Яковлев. По многочисленным отзывам в сети, многи кинозрители и любители творчества Островского сходятся во мнении, что уже ради одной только блестящей игры этих выдающихся артистов фильм достоин просмотра. Роли исполнили:
- Васильков — Александр Михайлов.
- Лидия — Людмила Нильская.
- Чебоксарова — Елена Соловей.
- Телятев — Юрий Яковлев.
- Кучумов — Павел Кадочников.
- Глумов — Вадим Спиридонов.
По теме: Как отполировать фары своими руками? Полировка фар в домашних условиях
DSC_0589a.jpg
Трое из ее поклонников, прожигатели «бешеных денег», – Телятев, Глумов и Кучумов — уступают ее купцу из провинции, Савве Василькову. Савва – из «новых русских», из начинающих промышленных воротил, он влюбился в Лидию, именно такая – победительная и блестящая — жена будет нужна ему в его будущих финансовых сделках.
Замечу в скобках, что, афиша спектакля, где Лидия соседствует с Жар-птицей на фоне золоченой клетки, навела меня еще на одно произведение со сходным сюжетом. Это не переведенный на русский язык роман Генри Джеймса «Американец», герой которого, американский промышленник Ньюмен, приехал в Париж искать себе жену Жар-Птицу — красавицу и аристократку. Так что не только у русских купцов времен Островского были подобные матримониальные мечтания.
Заодно вспомним, что редким и странным для уха именем Савва звали двух богатейших российских промышленников и меценатов, современиков драматурга Островского, Савву Тимофеевича Морозова и Савву Ивановича Мамонтова. Думаю, мы не ошибемся, если Савву Геннадиевича Василькова, героя «Бешеных денег», возведем к этим двум прототипам.
«Бешеные деньги» в Малом театре
Спектакль успешно шел в Малом театре с момента первой премьеры 1870 года много лет, но был снят с показа на рубеже веков — гражданская война и революция требовали совсем других постановок. Однако уже к 30-м годам на сцену стали возвращаться классические спектакли — тем более Островский, настолько совпадавший в своих идеях с идеями нового, советского государства. Первая советская постановка пьесы состоялась в 1933 году, именно на сцене Малого театра. Содержание спектакля «Бешеные деньги» 1933 года было максимально близко к первоисточнику — режиссер-постановщик Иван Степанович Платонов не терпел отсебятины по отношению к классике, а потому были соблюдены абсолютно все ремарки Александра Островского. Все тогдашние гении театральной сцены были задействованы в постановке. Роль Надежды Чебоксаровой исполнила величайшая русская актриса Александра Александровна Яблочкина. Ее работа была высоко оценена как зрителями и критиками, так и партнерами по сцене, хотя сама актриса говорила, что изначально не поняла Чебоксарову и в первых постановках играла ее неправильно:
Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека
По теме: Тонизируем мышцы пресса: 25 лучших упражнений
Роль ее дочери Лидии исполнила не менее гениальная актриса Елена Николаевна Гоголева, которой на момент премьеры было 33 года. Благодаря прекрасным внешним данным, она продолжала играть 24-летнюю Лидию до 48 лет. Старшая и младшая Чебоксаровы в исполнении Яблочкиной и Гоголевой — на фото ниже.
Среди других знаменитых актеров спектакля «Бешеные деньги» 1933 года — Николай Капитонович Яковлев в роли Василькова, Константин Александрович Зубов в роли Телятева и Петр Иванович Старковский в роли Кучумова.
Следующая постановка спектакля на сцене Малого театра была не только осуществлена в 1978 году, но еще и экранизирована в виде телеспектакля. Режиссерами данной постановки выступили Николай Александрович, Владимир Бейлис и Леонид Варпаховский. В данной постановке тоже было задействовано немало звезд экрана и сцены СССР, но уже более известных современному зрителю. Так, роль Лидии досталась звезде своего времени Элине Быстрицкой — несмотря на то что на момент премьеры ей было ровно 40 лет. Роль ее будущего избранника Василькова досталась Юрию Каюрову, Надежду Антоновну сыграла Ирина Ликсо, а Телятева — Никита Подгорный.
Ну а первая премьера спектакля «Бешеные деньги» в Малом театре, который успешно ставится и в настоящее время, состоялась спустя 20 лет — в 1998 году. Продолжительность этого спектакля 2 часа 45 минут и состоит он из двух действий с антрактом. Возрастное ограничение 12+. Стоимость билетов на спектакль от 200 до 3000 рублей. Постановка проходит на другой сцене Малого театра, которая находится по адресу Большая Ордынка, 69.
Режиссером-постановщиком четвертой — для Малого театра — версии пьесы стал Виталий Николаевич Иванов, заслуженный деятель искусств РФ, а главным режиссером Виталий Анатольевич Коняев, народный артист РФ. В ролях:
- Васильков — Виктор Низовой/Дмитрий Кознов.
- Лидия — Полина Долинская/Дарья Новосельцева.
- Чебоксарова — Алефтина Евдокимова/Людмила Полякова.
- Телятев — Валерий Бабятинский.
- Кучумов — Владимир Дубровский.
- Глумов — Михаил Фоменко.
У Малого театра есть даже трейлер данного спектакля с одним из актерских составов. Его можно посмотреть в видеоролике, представленном ниже.
LiveInternetLiveInternet
«Бешеные деньги» — художественный фильм, поставленный по одноимённой комедии
А. Н. Островского в 1981 году.
Сюжет:
Москва. Середина XIX века..
Савва Геннадьевич Васильков, провинциальный
коммерсант средних лет, влюбляется в местную
«светскую львицу» Лидию Юрьевну Чебоксарову и
мечтает на ней жениться. Желая познакомиться с
ней он просит представить себя своего нового друга
Телятева. Узнав о любви Василькова, Телятев и его
приятель Глумов решают разыграть Лидию Юрьевну
и её мать Надежду Антоновну, представив Савву
Геннадьевича как золотопромышленника-
миллионщика из Сибири. Савва начинает посещать
дом Чебоксаровых, но его природная скромность и
строптивый характер Лидии мешают им найти
общий язык.
Тем временем, Надежда Антоновна получает письмо
от своего мужа, где он говорит, что вынужден
продать последнее имение, и что их фамилия
полностью разорена. Понимая трудность ситуации,
Надежда Антоновна начинает искать «спасительную
соломинку»: она обращается за помощью к богатому
другу семейства, пожилому князю Кучумову и
намекает Лидии, что её нужно срочно найти
богатого мужа. В качестве «жертвы» Лидия
избирает Телятева, однако поняв что к чему, тот
заявляет, «что брак — это не его дело».
Тогда Надежда Антоновна сватает за Лидию
Савву Геннадьевича и через неделю он стано-
вится её мужем.
Благодаря деньгам Василькова Чебоксаровы
продолжают жить на широкую ногу. Однако вскоре
Савву ждёт неприятный сюрприз — он узнаёт, что
даже после продажи имения у Чебоксаровых у них
остаётся огромный долг в тридцать тысяч, и что этот
долг придётся платить ему. Савва Геннадьевич
соглашается, но при условии, что Чебоксаровы
перестанут жить не по средствам, распустят
прислугу и переедут в более скромный дом. Лидия
считает такое предложение оскорбительным для
себя, но всё же вынуждена согласиться. Переехав в
новый дом она, она, тем не менее, продолжает
оказывать знаки благоволения своим прежним
поклонникам — Телятеву и князю Кучумову. Вскоре,
вняв уговорам «князеньки» и его обещаниям дать на
новоселье 40 тысяч, она решает оставить мужа и
переехать на старую квартиру. В этот же день
происходит разрыв с Васильковым — получив
анонимное письмо (написано Глумовым), Савва
неожиданно возвращается домой, и видя, что его
жена открыто флиртует с Кучумовым, прогоняет её.
Лидия Юрьевна и Анна Антоновна покидают
убитого горем Савву, которого безуспешно пыта-
ется успокоить Телятев.
Вернувшись в прежний роскошный особняк, Лидия
ждёт обещанной помощи от Кучумова. Тот
приезжает каждый день, но денег, под разными предлогами, не привозит.
Наконец, пришедший к Лидии Телятев раскрывает ей
глаза — своё состояние Кучумов давно уже промотал,
и теперь, как Чебоксаровы и сам Телятев, не имеет
за душой ни гроша. Придя в отчаяние, Лидия
Юрьевна посылает мать за Васильковым, чтобы
сказать, что она умирает и желает проститься с ним.
Савва Геннадьевич приходит, однако на
предложение Лидии снова жить вместе с ним
отвечает отказом. Но, поскольку он по-прежнему
любит Лидию, предлагает ей следующее: он платит
за Лидию все новые долги, а она за это будет какое-
то время нести службу ключницы в доме матери
Василькова. По истечении «воспитательного срока»
Васильков обещает взять её в Петербург.
Взбалмошная красавица поначалу отвергает это
предложение, но, в итоге, решает встать на путь
исправления.
В Ролях:
Людмила Нильская-Лидия Чебоксарова.
Алекскандр Михайлов-Савва Геннадич
Васильков.
Елена Соловей-Надежда Антоновна Чебоксарова.
Юрий Яковлев-Иван Петрович Телятев.
Павел Кадочников-Григорий борисович Кучумов.
Вадим Спиридонов-Егор Дмитрич Глумов.
Ленид Куравлев-Василий.
Александр Пятков-Андрей.
Татьяна Новицкая —Горничная.
Съемочная Группа:
Автор сценария-Евгений Матвеев.
Режиссер-постановщик-Евгений Матвеев.
Оператор-постановщик-Леонид Калашников.
Художник-постановщик-Семён Валюшок.
Художник по костюмам-Ганна Ганевская.
Композитор- Евгений Птичкин.
Премьера в СССР-29 Марта 1982г.
В театре Маяковского
На сцене московского театра Маяковского спектакль «Бешеные деньги» еще очень молодой. Его премьера состоялась в апреле 2017 года. Роль Надежды Антоновой в данной постановке исполнила известная советская и русская актриса Светлана Немоляева. Она родилась 18 апреля 1937 года, и авторы приурочили премьеру спектакля к ее 80-летнему юбилею. Но это не единственная причина, по которой для Немоляевой спектакль «Бешеные деньги» является особенным — дело в том, что в данной постановке, в роли Лидии на сцену с великой актрисой выходит ее родная внучка Полина Лазарева. Изюминку в данную информацию добавляет факт, что режиссер постановки Анатолий Шульев не знал о родстве актрис, когда распределял роли. Он просто решил, что Светлана Немоляева и Полина Лазарева похожи внешне, как родные — и попал в самую точку.
Другими актерами в спектакле «Бешеные деньги» Анатолия Шульева стали:
- Васильков — Алексей Дякин.
- Телятин — Виталий Ленский.
- Кучумов — Александр Андриенко.
- Глумов — Константин Константинов.
Сам режиссер обозначил жанр постановки как «комедия одержимости» — ведь всех героев действительно можно назвать одержимыми, от чего они и оказываются в смешных для зрителя ситуациях. Спектакль идет 3 часа 20 минут, с одним антрактом и категорией 12+. Билет обойдется зрителю в сумму от 500 до 2700 рублей. Желающие приглашаются к основной сцене на Большой Никитской улице 19/13. Прежде чем решать, идти на этот спектакль или нет, можно посмотреть трейлер, представленный ниже.
Сходство и различия в спектаклях
Несмотря на то, что у всех спектаклей «Бешеные деньги» сюжет общий, разница между ними огромная. Каждый режиссер все-равно прибавляет к первоисточнику Островского свои личные чувства и видения героев, так же как и каждый актер по иному представляет своего персонажа. Например, в современной постановке Малого театра, некоторая доля зрительских симпатий все-таки окажется на счету Лидии и Василькова. Не стал делать их режиссер совсем безнадежными, выведя из младшей Чебоксаровой в некотором роде героиню Достоевского — холодную, расчетливую, но все же не до конца потерянную. А Васильков и вовсе представляется не таким уж провинциальным дураком, есть будто бы и в нем искренние чувства. В этом постановка очень похожа на версию Петербургского театра Акимова — там тоже режиссер решила не делать из главных героев таких уж бессердечных чудовищ, но при этом соблюла все основные детали оригинального текста, приправив их толикой искренней и красивой романтики.
Совсем иная ситуация со спектаклем «Бешеные деньги» в театре Маяковского — тут постановщики создали не просто комедию, а эксцентрическую, и о положительных качествах или оправдании поступков героев зрителю можно и не мечтать. Может, данная постановка и не так точна, как в Малом театре, но зато сохранен основной посыл Островского, который своих героев, а тем более их бессердечную жажду наживы, оправдывать не собирался. Примерно с такой же позиции к спектаклю подошел и режиссер версии театра имени Пушкина — он довел до гротеска юмористическую составляющую пьесы, утрировав жадность и пороки всех героев.
В театре на Таганке, как уже говорилось выше, самое кардинальное отличие — изменение времени, в котором существуют персонажи. В остальном режиссер придерживалась первоисточника, по мнению некоторых зрителей — более, чем все остальные.
Спектакль, который идет в театре Сатиры, был воспроизведен по более ранней постановке Андрея Миронова — именно поэтому данная комедия наполнена легкой грустью, свойственной каждой театральной работе этого актера и режиссера. Здесь тоже нет оправдания жадности героев, однако наблюдая за их жизнью хочется не наказывать их смехом, а тихо и сердечно пожалеть — за ущербность взглядов и жизненных устоев.
Критика[ | ]
В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привилегированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.
Сергей Николаевич Дурылин в книге «Елена Митрофановна Шатрова» (1958) пишет о том, как актриса раскрывает образ главной героини Лидии Чебоксаровой: «Лидию Чебоксарову легко превратить в трафаретный образ холодной светской барышни-кокетки, мечтающей вступить в права светской дамы — покорительницы сердец. Так часто играли роль Лидии в дореволюционном театре. От этой традиции старого театра не далеко ушел по примитивности и новый шаблон, установившийся в некоторых постановках „Бешеных денег“ на сцене советского театра,— элементарная, упрощенная подача образа как антидворянского плаката. В игре Шатровой нет и следов ни того, ни другого. Играет она мягко, тонко, правдиво. В ее исполнении Лидия Чебоксарова вовсе не кокетка. Она обыкновенная девушка, наделенная красивой наружностью и несколько ироническим складом ума. Вырасти она в другой среде, с иными понятиями, она заняла бы другое место в жизни. Но Лидия родилась и выросла в тлетворной атмосфере барского легкожития, она не знает иной морали, кроме узаконенного себялюбия и неограниченного эгоизма. Ей ли только присуща эта мораль? Она ли сполна ответственна за порочность этой морали?»
Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении «дельцов». Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. «Честный промышленник» Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в «практический век честным быть не только лучше, но и выгодно», в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочувствия. Но Островский не может принять целиком Василькова.[источник не указан 61 день
] И он не может стать для него носителем положительного начала
Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в «экономки» и на выучку к Василькову
Пьеса кончается торжеством «делового человека». Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов «торговли», чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: «вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной», но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение «простотой и добротой сердечной» Василькова определяется идейный смысл комедии «Бешеные деньги». Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. «Честность» и жизненные принципы Василькова («из бюджета не выйду») аморальны. Брак для него — торговая сделка, а любовь — предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших коммерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес — единственный движущий мотив их поведения.
Честный и порядочный Васильков по любви женился на Лидии Чебоксаровой, женщине с пониженной социальной ответственностью, торгующей своими ласками, о чём не был поставлен в известность. Он был обманут ею и разочаровался в ней, как в человеке. После чего никакие иные отношения, кроме экономических, между ними стали невозможны. И именно таких отношений ждала Лидия, когда выходила замуж за его деньги и стелилась под любовников в обмен на лживые обещания оплатить её долги. Единственное, что её не устраивало в итоговой сделке с Васильковым — это цена, которую он был согласен за неё уплатить. Хотя она не стоила даже этого.
В Санкт-Петербургском театре Комедии
Премьера самой молодой версии спектакля состоялась в феврале 2018 года — эта версия «Бешеных денег» была поставлена на сцене Санкт-Петербургского театра комедии имени Акимова. Этот вариант получился не только очень близким к первоисточнику, даже несколько рафинированно, но и невероятно красивым — свежий взгляд на костюмы и внешность персонажей, непрерывно идущий снег, сочетание синего и черного в минималистических декорациях — все это привлекает даже тех, кто успел увидеть все существующие постановки «Бешеных денег» и не готов удивляться. Режиссером спектакля стала Татьяна Казакова, которая является художественным руководителем всего этого театра.
Возможно, сказался женский взгляд на пьесу, но в этой версии совсем не симпатизировать Савве и Лидии не получится: внутри Василькова зритель почувствует трагичную нотку самоотречения, а в Лидии — проблески нежной, хоть и глубоко затаенной души. Между героями, помимо практичного союза, можно будет почувствовать и зарождающуюся любовь. Таким образом, Казакова решила сделать из комедии в некотором роде мелодраму. В ролях появились начинающие актеры, выступившие наравне с заслуженными и даже народными артистами:
- Васильков — Александр Матвеев.
- Лидия — Дария Лятецкая.
- Старшая Чебоксарова — Ирина Мазуркевич/Наталья Шостак.
- Телятев — Николая Смирнов.
- Кучумов — Сергей Русскин.
- Глумов — Дмитрий Лебедев.
Спектакль идет ровно три часа, стоимость билетов от 500 до 2000 рублей. Адрес театра: Санкт-Петербург, Невский проспект 56.
X
Подозревали практически все вкладчики, но открыто никто не решался сказать, что Саккар занимается махинациями. Широко ползли слухи о том, что директор банка покупает акции у себя, используя подставных лиц. Напряжение среди акционеров нарастало с каждым днем.
На бирже начались ожесточенные торги. Никто не хотел прогадать и остаться банкротом. Каждый акционер пытался угадать, какой шаг будет выгодным. Для Саккара все прошло блестяще. Он стоял на краю пропасти, но получил головокружительный успех. Саккар вновь обошел Гудермана. Его опьяняла сегодняшняя победа. Но более хладнокровные люди понимали, если сегодня все слишком хорошо, значит крах уже не за горами.
Вскоре страшный для Саккара день настал. Теперь он жил в напряженном ожидании полного краха. Банкир начал чаще встречаться с баронессой. Однако та приняла окончательное решение переметнуться к Гудерману, который находился в скверном расположении духа. Он не мог понять, действительно ли у Саккара все идет хорошо или это показное благополучие?
Баронесса пришла к Гудерману, но банкир был холоден и груб с ней. Он посоветовал Сандорф больше никогда не играть на бирже, рассмеялся и выставил ее за двери.